В первом воздушном бою – ничего не трогай

92
В первом воздушном бою – ничего не трогайВ плохих книгах о летчиках Великой Отечественной войны воздушные стрелки наших бомбардировщиков, штурмовиков и транспортных машин легко и просто сбивали немецкие истребители, едва успев подняться в воздух. Очередь, другая – и «падает фашистский стервятник, объятый пламенем».

На самом деле в первом боевом вылете очень непросто было не то что сбить врага, а хоть что-нибудь понять в происходящем.

Владимир Местер, стрелок-радист на штурмовике Ил-2 так описывал свой первый боевой вылет: «Таких необученных как я (я даже парашют не умел одевать!), сажали на головные самолеты – мы же ничего не видим, а стрелок замыкающего самолета – самый важный. Меня посадили в кабину, я пристегнулся, чего потом никогда не делал, и мне говорят: «Вот тебе пулемет. Он в чехле. Его не трогай! Сиди и смотри по сторонам». Вот так первый раз в воздух я поднялся прямо на боевой вылет. Сижу, смотрю – кругом все крутится, сверкает, красивые облачка разрывов вокруг – как в кино. До того интересно, что я аж рот открыл и разглядываю – ничего не понимаю! Страшно не было – я просто не знал, что надо бояться. Обратно прилетели. С непривычки немного подташнивает. Вылез из кабины. Подошел к командиру, Мише Чекурину, и говорю: «Товарищ командир, рядовой Местер первый боевой вылет совершил». - «Хорошо. Давай, рассказывай, что ты там видел. Ты видел, как нас атаковали «Мессеры»? - «Не знаю. Я видел, что самолеты кружатся». - «А ты видел, когда ведомого сбили?» - «Понятия не имею». Сбили одного из шестерки. Бой был тяжелый, а мне казалось, что это кино. Я же ничего не понимаю. Стрелки, как и летчики чаще гибли в первых вылетах. Когда стрелок сделал десяток вылетов, есть надежда, что он будет еще жить, хотя это не всегда от него зависело. Вот так я вылетов пять-семь сделал, прежде чем стал немного понимать, что к чему. Ребята помогли пулемет освоить – это было в их же интересах. Ведь мы друг друга прикрывали. Помогал механик по вооружению, рассказывал о возможных неисправностях, показывал, как действовать при обрыве гильзы».

Неслучайно Местер упомянул про десять вылетов. Тех стрелков, которые оставались в живых после десяти штурмовок, награждали медалью «За отвагу». После пятнадцати – орденом «Красной Звезды».

Вот после первых, самых опасных вылетов и начинал вырабатываться профессионализм.
Например, в отношении к оружию: «Это должны делать оружейники, но мы свой пулемет старались обслуживать сами. Перед посадкой стараешься натянуть на него чехол, чтобы не запылился. Разбирали, чистили и смазывали сами – это же наша жизнь! Сами вручную набивали патронную ленту. Хотя разрывные не разрешали использовать, но мы и их каждым десятым ставили, а трассирующий – каждым третьим».

Но, может быть, это был единичный случай, когда неопытный воздушный стрелок в первом бою даже не понял, что происходило? Да нет, есть такие примеры в воспоминаниях.

В чрезвычайно интересных мемуарах С.Н. Иконникова «Война глазами авиаинженера», например, есть такой эпизод: «За два с половиной года службы инженером в авиационном полку мне с перерывами в общей сложности более года приходилось совмещать две должности – инженера по вооружению и начальника воздушно-стрелковой службы. Исполнение последней должности требовало проведения занятий с летным составом по воздушной стрельбе, анализа ошибок при прицеливании и ведении огня, при этом затрагивались и вопросы тактики. Эффективность занятий по воздушно-стрелковой подготовке, проводимых во фронтовых условиях инженером, не летавшим на боевое задание, была крайне низкой. Активности на занятиях летчики не проявляли, а на лицах многих можно было прочесть – легко все это рассказывать на земле, а побывай-ка с нами в бою!

Командир полка мое желание понимал и поддерживал. Правда, напоминал, что время и средства на подготовку инженера и воздушного стрелка затрачиваются различные, да и инженер по вооружению в полку всего один».

Авиаинженеру все же удалось отправиться в боевой вылет: «На задание воздушным стрелком меня определили к ведущему шестерки капитану Сало. Прошло много лет, а первый полет запомнился в деталях. Предстояло уничтожить живую силу и технику противника на окраине населённого пункта. При перелете линии фронта нашу группу обстреляли мелкокалиберная зенитная артиллерия и зенитные пулеметы. Казалось, что огонь очень плотный и что все трассы направлены только в наш самолет. Хотелось подробнее рассмотреть оборонительные сооружения противника, движущиеся транспортные средства, возможно точнее зафиксировать результаты штурмового удара. Но командир экипажа трижды напомнил: главное следить за воздухом и быть готовым к отражению атаки истребителей. Истребители противника не появились. Использовать крупнокалиберный пулемет для стрельбы по наземным целям не сумел – времени на прицеливание не хватило».

Опытный авиаинженер Иконников вовсе не успел открыть огонь по наземным целям – времени прицелиться не хватило. Первый вылет – ничего не поделаешь. Опыт накапливался с каждым полетом: «После нескольких боевых вылетов я гораздо с большим авторитетом мог анализировать ошибки летчиков в воздушной стрельбе, особенно тогда, когда совместно с другими стрелками удалось отразить атаку истребителей Ме-109».

Лишь тем, кто выжил в первых, самых опасных вылетах, довелось стать опытными воздушными бойцами и описывать победы в мемуарах: «Стремлюсь взять в прицел истребитель. Ничего не выходит! Немец атакует под большим углом, вертикальный угол обстрела моего пулемета не позволяет стрелять по нему.
Я мгновенно сбрасываю сиденье, становлюсь коленями на пол кабины, доворачиваю пулемет вверх. Теперь истребитель противника попадает в прицел. Но огня не открываю умышленно. Решаю подпустить поближе, надеясь, что противник не поймет мои действия. Истребитель все ближе и ближе... 800 метров, 600, 400... Тщательно прицеливаюсь и выпускаю длинную очередь, огненная трасса упирается в самолет противника, тот не успевает открыть ответный огонь, вспыхивает и, объятый пламенем, несется на наш «ил». У меня мороз по спине: «фоккер» хочет таранить нас?! Но Коновалов (пилот – М.К.), услышав мою очередь, резко рванул самолет вправо, и горящий «фокке-вульф» пронесся рядом».

Это эпизод из воспоминаний воздушного стрелка Георгия Литвина. Одного из тех, кто сумел стать профессионалом воздушной войны, способным за считанные секунды найти единственно верное решение в ситуации, когда «ничего не выходит».
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

92 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    19 октября 2013 08:17
    с Дона.
    Да,умение приспособиться на войне-жизнь!
    1. sens99.ru
      +14
      19 октября 2013 11:23
      Вот это герои! Не знаю даже как повел бы я в такой ситуации laughing
      1. rodevaan
        +20
        19 октября 2013 12:50
        Цитата: sens99.ru
        Вот это герои! Не знаю даже как повел бы я в такой ситуации laughing


        - Ну как, как - сделал бы все что мог, и даже еще чуть чуть если можно было бы. Ты же русский человек, Может быть после войны б даже героем стал и стервятников басурманских на своем счету бы имел.
        Ибо как в том фильме - "... Я думаю, Семён Семёнович, каждый человек способен на многое, но к сожалению, не каждый знает на что он способен"...
      2. Chern
        +5
        20 октября 2013 15:31
        или научился бы воевать , или бы погиб, как оно и было...
      3. +1
        21 октября 2013 15:47
        Цитата: sens99.ru
        Вот это герои! Не знаю даже как повел бы я в такой ситуации

        Героями не рождаются. Героями становятся. И сидел бы на месте стрелка с открытым ртом и ушами хлопал бы. Ты ж такой же как и все. А без привычки и сноровки не будет. laughing
    2. recrut6666
      +10
      19 октября 2013 14:03
      немцы приспособились к карусели быстро, не открывали огонь из зениток пока не пролетят все самолеты и открывали огонь по замыкающим, после этого потери резко возросли. наши ответили тактикой: после пролета основной группы илов, когда немцы открывали зенитный огонь, на на них выходила пара илов которая летела на расстоянии позади основной группы, потери после этого пришли в норму (если это так можно назвать).
  2. Комментарий был удален.
  3. +10
    19 октября 2013 08:19
    Это и так понятно, вспомните свой первый выезд на автомашине, риск был не такой, но был. Непонятно другое: почему им практически не давали практику в тылу? Может тогда не надо бы было такого напряжения тыла для производства чудовищного количества самолетов и пилотов? Читал про действия ИЛ-2, реально герои, вот про кого надо фильмы снимать. Истребитель еще мог довернуть, уйти, а эти на боевом курсе, на малой высоте - только прямо.
  4. +12
    19 октября 2013 08:46
    Читал, что смертность среди стрелков была в разы больше смертности пилотов (защиты почти нет). Так же проштрафившихся пилотов, в целях воспитания, сажали вместо стрелков на несколько вылетов.
    1. avt
      +6
      19 октября 2013 11:33
      Цитата: loft79
      Так же проштрафившихся пилотов, в целях воспитания, сажали вместо стрелков на несколько вылетов.

      Цитата: MordovStaN
      кажется в войну штрафников в авиации отправляли стрелками на ИЛ-2

      Когда кажется нужно креститься и искать конкретные факты .Летчикам штрафникам не засчитывались боевые вылеты и не награждали ,хотя и тут бывали очень редкие исключения ,а летали они зачастую даже в своих строевых частях .Вполне себе доводилось читать подобные воспоминания .В частности одного штурмовика ,получившего ,,штрафную " за аварию на Дальнем Востоке и ,,отработавшем" на японцах .
      Цитата: mak210
      Если верить книжкам, Илюшин сделал как раз двухместный штурмовик, но он не проходил по весу и скорости, поэтому бортстрелка и его защиту вообще убрали.

      Верьте . Изначально делал двухместный ЦКБ-55 ,потом ему предложили делать одноместный ,который в серию и пошел - ЦКБ-57.Причем после письма Ильюшина Сталину,о необходимости данной машины ,ЦКБ-57 был запущен в серию до заводских и государственных испытаний.
      1. +13
        19 октября 2013 12:35
        Изначально делался двухместный Ил-2. Но ТТХ у него были посредственные, в том числе и низкая скорость у земли. Военные вернули самолет на доработку. И что делать? Дальность можно повысить с помощью подвесных баков, но тогда скорость уменьшится. Поставить более мощный мотор? Он есть, но еще не доведен до ума. Дожидаться мотора? Даже успешно прошедший испытания самолет мог не добраться до конвейера. Конструктор понимал: если не запустить штурмовик в производство в ближайшее время, то нужный стране самолет может так и остаться опытной машиной.
        Ильюшин решил не дожидаться, пока мотор Микулина АМ-38 будет доведен до ума. А проблему недостаточной скорости и дальности он решил просто – сделал самолет одноместным! На место кабины штурмана поставили дополнительный бензобак, бронекорпус уменьшили, и самолет стал легче. Кабину пилота приподняли по отношению к мотору, чтобы обеспечить лучший обзор. И самолет, называвшийся тогда БШ-2 (бронированный штурмовик), приобрел характерный профиль, за который на фронте его прозвали «горбатым». В одноместном варианте штурмовик выдавал обещанные характеристики. Прав ли был Ильюшин, отказываясь от стрелка, который мог защищать самолет от атак сзади)? С одной стороны, это было трагической ошибкой, и сотни летчиков-штурмовиков заплатили за нее в начальный период войны своими жизнями. С другой – одноместный штурмовик все-таки был поставлен на конвейер и перед самой войной начал поступать в авиационные части.
        В дальнейшем Ильюшин постоянно придерживался версии, что убрать стрелка его заставили, и в советское время была известна именно такая трактовка событий. В зависимости от политической конъюнктуры «заставляли» Ильюшина либо лично Сталин, либо некие абстрактные военные. Увы, документы свидетельствуют, что одноместный штурмовик появился именно по инициативе КБ, а наркоматы авиапромышленности и обороны узнали о модернизации в последний момент. Более того, Ильюшина обязали представить на испытания и двухместный вариант штурмовика, но конструктор, понимая, что его летные данные будут посредственными, так этого и не сделал.
      2. +4
        19 октября 2013 16:41
        Цитата: avt
        Причем после письма Ильюшина Сталину,о необходимости данной машины ,ЦКБ-57 был запущен в серию до заводских и государственных испытаний.

        Увы, коллега Вячеслав прав. Инициатива в запуске одноместного штурмовика лежит полностью на совести Ильюшина. Двухместный штурмовик Ильюшин стал делать после того, как стали известны данные лётных испытаний Су-6 (двухместного), и военные поставили вопрос в ГКО о запуске в производство нового штурмовика. Су-6 превосходил Ил-2 по всем параметрам. Вот здесь и начались конструкторские интриги. Ильюшин, чтобы не лишиться производственной базы, обратился с письмом к Сталину, обещая запустить в производство до конца 1942 года двухместный штурмовик с ТТД как у Су-6. Реальность оказалась куда плачевнее. ТТД двухместного Ил-2 были хуже чем у "горбатого". Новый самолёт был сложен в управлении. Лишь к концу 1943 года удалось получить более или менее приемлемые данные (уже на "стрелке"), а потому выпуск "горбатого" (одноместный) штурмовика продолжался до начала 1944 года.
        1. avt
          +1
          20 октября 2013 14:45
          Цитата: Гамдлислям
          Двухместный штурмовик Ильюшин стал делать после того, как стали известны данные лётных испытаний Су-6

          ?????Вот этот бред собственно о чем? О задании ,,Иванов" 1936года когда Сухой свой ББ сделал ? Или о письме на имя Сталина Ильюшина от 1938 года января месяца с предложением делать машину ,двухместный вариант которой пошел как ЦКБ-55?
          Цитата: Гамдлислям
          Вот здесь и начались конструкторские интриги. Ильюшин, чтобы не лишиться производственной базы,

          Какие интриги fool если первый Су-6 собрали в феврале 1941 го с мотором который так и не был запущен в серию ,а летные заводские испытания ,без вооружения и брони проводили в апреле 41 го а в серию Ил поставили в 1940 м ? Ну а то что Сухому пришлось от воздушного движка отказаться вы в курсе ? Ну и чего было шило на мыло менять в военное время делать новый самолет с движком как у уже серийного Ил-2? Тем более что испытания этой модификации Су-6 преимуществ не имели ,вполне обошлись установкой стрелковой точки на Ил-2 .
          1. 0
            20 октября 2013 19:48
            Цитата: avt
            ?????Вот этот бред собственно о чем? О задании ,,Иванов" 1936года когда Сухой свой ББ сделал ? Или о письме на имя Сталина Ильюшина от 1938 года января месяца с предложением делать машину ,двухместный вариант которой пошел как ЦКБ-55?


            Уважаемый коллега avt, меня учили, что в дискуссии нужно соблюдать приличия и уважать собеседника.
            Вместо продолжения бессмысленной дискуссии, где каждый оппонент упёрся рогами в землю и стоит на своём, предлагаю обратится к авиационной энциклопедии "Уголок неба". Там очень подробная информация о всех перипетиях создания как Ил-2, так и Су-6. Желающий там найдёт много интересной информации, а так же ссылки на документы (даты принятия решений, и кто принимал эти решения). http://www.airwar.ru/attackww2.html
      3. 0
        20 октября 2013 15:40
        Цитата: avt
        ,потом ему предложили делать одноместный ,который в серию и пошел - ЦКБ-57.Причем после письма Ильюшина Сталину,о необходимости данной машины ,ЦКБ-57 был запущен в серию до заводских и государственных испытаний.
        А вот с этого места поподробней.Кто предложил и как ?В приватной беседе что-ли?На изменение техзадание должно было быть постановление-не номера данного постановления,ни приказа по НКАП тоже ни где нет.Так что давайте не будем говорить о каких-то,не существующих военных,которые требовали штурмовик любой ценой,не про мифических "предлогателей"-которые предложили делать одноместный штурмовик,не будем плести кружева.Там было всё по другому.
        1. avt
          +1
          20 октября 2013 17:22
          Цитата: Fitter65
          Кто предложил и как ?В приватной беседе что-ли?

          Так ,на всякий случай испытания проводились и по итогам заказчик обычно замечания дает
          Цитата: Fitter65
          Ну,зачем искать,есть такое издание,правда в связи с ожидаемым переменой места жительства упаковано в коробке,но там опять же нет номера постановления,ни номера приказа,на основании которого вместо двухместного самолёта появился одноместный.Рассказываеться про причины и о том что предполагалось делать но война помешала.

          Даа? А ничего что двухместный вариант Ильюшин в письме Сталину еще в 1938 году предлагал делать и сделал ЦКБ -55 Ну а касаемо поподробнее - ищущий да обрящий ,неохота распаковывать - ищите в интернете и монографиях про самолет ,море информации с конкретными ссылками на документы .Ну конечно легче глюки за факты выдавать .
          1. 0
            21 октября 2013 06:12
            О том что в начале февраля 1938г,начальник 1 ГУ НКОП,и по совместительству Главный конструктор завода №39 С.В.Ильюшиннаправил докладную записку на имя Сталина,Молотова,Ворошилова,Кагановича,и начальника ВВС Локтионова в которой говорилось о необходимость создания бронированного штурмовика -ДВУХМЕСТНОГО.На это предложение было издано ПОСТАНОВЛЕНИЕ Комитета Обороны при СНК.Опять я поясняю что на ДВУХМЕСТНЫЙ штурмовик.А вот переделка БШ-2 в ОДНОМЕСТНЫЙ(ещё раз заостряю внимание на ОДНОМЕСТНЫЙ)это уже личная инициатива ОКБ.Постановления Комитета Обороны об изменении задания как и соответствующего приказа по НКАП не было.
            Существование ЦКБ-57 было узаконено накануне 1 вылета.Когда 11.10.1940 вышел приказ за подписью замнаркома по опытному строительству и науке.Но по данному приказу больше вопросов.В приказе заделанна подпись Наркома,но приказ подписан А.С.Яковлевым,Яковлев же и завизировал приказ.В тексте приказа не указан номер Постановления Комитета Обороны при СНК.Во исполнение которого должен был выйти приказ.Номер постановленияв то время являлся неотъемлемой частью любого(ЛЮБОГО) приказа по НКАП,изменяющего техзадание конструктору.В данном приказе нет ни какой ссылки на Постановление Комитета обороны.То есть ОДНОМЕСТНЫЙ штурмовик это самодеятельность ОКБ,а не просба,или указание, каких-то обезличенных военных.И давайте читать не между строк а то что написано,а конкретно про одноместный штурмовик.
    2. +1
      20 октября 2013 20:36
      Цитата: loft79
      (защиты почти нет)

      4 мм брони против 20 мм пушки не шибко и помогают.

      Начнем с того, что для 1941—1945 гг. расхваленное бронирование Ил-2 – задуманного все-таки в 1938-м – было уже недостаточным, ибо надежно защищало только от пуль винтовочного калибра. Между тем на всех немецких истребителях, применявшихся на советско-германском фронте, стояли авиационные пушки: на «Мессершмитт Bf109Е» – две 20-мм MGFF, на Bf109F – одна 15-мм MG151/15 или 20-мм MG151/20, на Bf109G – либо одна MG151/20, либо три таких пушки, либо одна 30-мм МК108, на Bf109К – одна MG151/20 или МК108, на «Фокке-Вульф FW190А» – либо две MG151/20 и две MGFF, либо четыре MG151/20. Замыкавшая бронекорпус Ил-2 сзади 12-мм поперечная плита (сразу за которой находились бензобак и летчик) даже 15-мм бронебойными снарядами пробивалась уже с 400 м – если они попадали в нее под углом не менее 50°. Со 100 м – если угол встречи с броней был не менее 60° – эту бронеплиту проламывали и 15-мм фугасные снаряды. А «мессершмитты», атакуя Ил-2, подходили к ним и на 50, и на 40 метров... Сбоку же летчик, баки и радиаторы были прикрыты всего лишь 6-мм броней, снизу – 4-мм; мотор был защищен лишь 4-мм бронекапотом (верхний лист которого с весны 1942 г. стал 5-мм). Уже с 400 м 15-мм бронебойные снаряды пронизывали 6-мм листы, даже если попадали в них под углом всего 20°! 15-мм фугасные на дистанции 100 м пробивали бортовую броню Ил-2 даже при угле встречи 30 градусо
      1. алекс 241
        +1
        20 октября 2013 20:38
        Разрушения бронекапота мотора самолета Ил-2 в результате двух попаданий фугасных снарядов калибра 20 мм к пушке MG151/20
        Разрушения на моторе самолета Ил-2 в результате попадания двух 20-мм фугасных снарядов к пушке MG151/20
        Разрушения в борту кабины летчика самолета Ил-2 в результате двух попаданий фугасных снарядов калибра 20 мм
        Разрушения на 12-мм задней бронеспинке самолета Ил-2 в результате попаданий двух 20-мм снарядов (одно с проломом брони)
  5. MordovStaN
    0
    19 октября 2013 09:05
    кажется в войну штрафников в авиации отправляли стрелками на ИЛ-2
  6. +5
    19 октября 2013 09:08
    Если верить книжкам, Илюшин сделал как раз двухместный штурмовик, но он не проходил по весу и скорости, поэтому бортстрелка и его защиту вообще убрали. В результате самолет оказался полностью беззащитным снизу-сзади. Только после катострофических потерь стрелка вернули, а его защиту - нет, так что его можно было поразить даже стрелковым оружием. Хотя, если читать воспоминания штурмовиков, потери были практически одинаковыми, особенно среди ведомых.
    1. +1
      19 октября 2013 09:17
      Цитата: mak210
      Илюшин сделал как раз двухместный штурмовик

      Некоторые считают что это байка. И вся компоновка говорит об одноместном изначально.
      Потом просто впихнули стрелка куда смогли, подвесную сидушку и козырек добавили. Как было на самом деле пес его знает.
      1. +2
        19 октября 2013 11:10
        А я и написал: "...если верить книжкам..." Правды все едино не узнаем, очевидцы давно умерли, а СССР, да и нынешнее РФ, славились секретностью.
        1. -1
          21 октября 2013 04:27
          Цитата: mak210
          А я и написал: "...если верить книжкам..." Правды все едино не узнаем
          В книжках правды мало,а вот в книгах стоит поискать,было бы желание
          Так,навскидку,что вспомнил
          В.А.Баргатинов. Справочник «Крылья России», 1056 стр., с илл. изд. «ЭКСМО», Москва, 2005 г. В справочнике представлена краткая информация по 542 отечественным самолетам, построенным с 1910 года по настоящее время
          В книжных магазинах Буквоед она точно есть,возможно и в других
          А сайт Уголок неба знаком?
          http://www.airwar.ru/main.html
          Было бы желание.Удачи!
      2. avt
        +5
        19 октября 2013 11:40
        Цитата: loft79
        Некоторые считают что это байка. И вся компоновка говорит об одноместном изначально.
        Потом просто впихнули стрелка куда смогли, подвесную сидушку и козырек добавили. Как было на самом деле пес его знает.

        Цитата: mak210
        А я и написал: "...если верить книжкам..." Правды все едино не узнаем, очевидцы давно умерли, а СССР, да и нынешнее РФ, славились секретностью.

        Если у пса спрашивать ,то да ,только советской секретностью можно оправдать собственную лень .Уж что ,что но данный факт вполне себе известен и при наличии интернета ну никакого труда не составляет найти нужный документ по созданию машины .Ну поищите хотя бы книги по КБ под редакцией Новожилова ,прежде чем пургу гнать .
      3. zub46
        +2
        20 октября 2013 13:34
        Уже на начальном периоде Войны жизнь заставила монтировать место стрелка и огневую точку прямо в полевых условиях. Этот самолет далее в документах частей назывался "Ил-2 полевая модификация". Оружие ставили или спарку ДА (Дегтярев авиационный 7,62), или один УБ-12,7 - что Бог послал. Стрелок в такой модификации сидел совершенно открыто в вырезе фюзеляжа, никаких козырьков или обтекателей. От встречного воздушного потока (скорость 300 км!) его прикрывала вертикальная бронеперегородка за спиной, защищающая фюзеляжный топливный бак и спину летчика. В конце 70-х работал с уважаемым дедом, бывшим авиатехником в полку штурмовиков. Их часто на условиях добровольности и летного пайка подсаживали вместо погибших стрелков. За эти вылеты и одного сбитого он имел "Красную звезду". По его словам, в первых вылетах вообще не ориентировался в ситуации, ничего не видел. Еще и летчики, если позволяла воздушная обстановка, развлекались резким маневрированием, пугая своих неопытных стрелков криками "Мессеры сзади, стреляй!!!" На земле потом много было шуток по поводу, видел ли тот врагов и количества расстрелянных патронов в таком "воздушном бою". Честь и слава этим ребятам.
    2. +5
      19 октября 2013 10:17
      Цитата: mak210
      В результате самолет оказался полностью беззащитным снизу-сзади.

      Снизу-сзади он и со стрелком беззащитен. Но учитывая то, что Илы действовали на малых высотах - это особой рояли не играло. Спасение было в тактическом построении, когда и пилоты, и стрелки прикрывали друг друга ("карусель" и т.п.).
      Ну, это не мои умные мысли, это из мемуаров и рассказов ветеранов, в частности друга моего деда, к сожалению ныне покойного, подполковника Афанасьева Петра Викторовича, в 1944 г. комэска одного из ШАП 2-го Украинского фронта. Вечная ему память.
      Еще он рассказывал, что одно время на место стрелков начали присылать девушек, но по приказу комдива эту практику быстро похерили.
      1. алекс 241
        +3
        19 октября 2013 17:52
        Немецкие летчики называли Ил-2 "бетонный" самолет из за его бронирования,поэтому атаковали в ЗПС с принижением что бы разбить маслорадиатор.
        1. zub46
          +1
          20 октября 2013 13:39
          По другой версии, немцы звали Ил-2 "бетонным" за низкие маневренные качества. Тоже похоже на правду - полетный вес 6 тонн при слабом для такой тушки двигателе, особо не покрутишься.
    3. Комментарий был удален.
  7. +1
    19 октября 2013 09:12
    да это вам не 4-й ташкентский фронт
  8. +2
    19 октября 2013 09:17
    Насчет практики в тылу есть определенная соображение-сразу скажу, что это лишь частное мнение. Думаю, многие знают про историю с кабиной для стрелка на Ил-2: изначально она была предусмотрена, потом ее высочайше повелели ликвидировать, сделав штурмовик одноместным. И вот эффективность одноместного варианта сразу упала.
    Как оказалось, летчик, как и любой человек, обладает инстинктом выживания. И этот инстинкт зачастую мешал выполнению боевой задачи-летчик дергался, нервничал, отвлекался, обращал внимание в первую очередь на истребительное прикрытие, которого зачастую и не было. Многие летчики в инициативном порядке стали устанавливать позади кабины выкрашенные черной краской швабры и черенки от лопат, чтобы этой имитацией хоть как-то отпугнуть "худых". И думается мне, что неопытный и необстрелянный стрелок выполнял роль то же самой имитации-его наличие успокаивало летчика. А готовить полноценного и опытного кадра на земле дорого и времени нет, а на штурмовку вылетать уже сейчас надо. Кто выживет, тот выживет-мы ему за удачу и орден дадим. Рационально, хоть и по людоедски..но война есть война.
    Похожая история связана и с полковой пушкой ЗИС-2. Как и любая полковая пушка, она имела щит. По легенде "глупый" Сталин приказал этот щит убрать-ведь он легко пробивался пулями и осколками и вдобавок хорошо заметен. Эффективность стрельбы сразу упала-наводчики и заряжающие инстинктивно старались сохранить свою жизнь, стараясь не высовываться лишний раз. После возвращения щита эффективность стрельбы вернулась на прежние значения)
    1. +6
      19 октября 2013 10:45
      Цитата: Йон_Тихий
      полковой пушкой ЗИС-2

      ЗИС-2 противотанковая пушка. И как раз в ПТА щиток психологически важен, хотя пробивался легко.
      1. +3
        19 октября 2013 10:56
        Да, насчет полковой ЗИС-2 я махнул, каюсь. Вполне может быть, что речь и про ЗИС-3 шла. Историю про этот злосчастный щит на грабинской пушке преподаватель на лекции рассказывал, а сам он ее от кого-то слышал еще в лохматые 50-е.
        1. +1
          24 октября 2013 00:39
          А еще он рассказывал, что по ночам в полнолуние Сталин обращался в мышь, И ЛЕТАЛ ПИТЬ КРОВЬ невинных младенцев.
          А еще нынешние либералы рассказывают, что их папы-мамы-бабушки и дедушки жертвы политических репрессий... а когда дела поднимаются выясняется, что там реальное казнокрадство и уголовщина.
    2. Иван Петрович
      +1
      19 октября 2013 11:10
      сам Ильюшин убрал стрелка
      1. recrut6666
        +1
        19 октября 2013 14:05
        все равно мотора не было подходящего!!!
      2. +4
        19 октября 2013 19:23
        По идеи стрелок на штурмовике это лишний вес который можно использовать как бомбовую нагрузку если бы истребители сопровождения делали свое дело как в 44 или в 45 то и стрелок не нужен по воспоминанию стрелков после 43 года при грамотном сопровождении истребителями не один ганс не мог подойти к штурмовикам
        1. алекс 241
          +5
          19 октября 2013 19:33
          Действия штурмовой авиации ВВС КА в операциях по уничтожению немецких самолетов на аэродромах – май-июнь 1943 г. К моменту подхода штурмовиков 299-го шап (в 5.10) истребители 5-го гиап полностью "увязли" в тяжелом воздушном бою с превосходящими силами противника. Штурмовики сразу же были атакованы двумя парами немецких истребителей, но их атаки были отбиты "Яками" непосредственного сопровождения из 814-го иап (ведущий к-н Лебедев). Это дало возможность штурмовикам перестроится из клина в правый пеленг пар и перейти в атаку.На выходе из атаки дистанции между Ил-2 в группах оказались настолько большими, что фактически боевого строя уже не было. Огневое взаимодействие между экипажами нарушилось. Этим сразу же воспользовались немецкие истребители. Штурмовики были атакованы четверкой "Мессершмиттов". Атаки производились главным образом на замыкающие самолеты. Экипажи отбивались огнем воздушных стрелков. После атаки "Мессершмиттов" "потерялся" мл. л-т Худяков (воздушный стрелок Кенжибаев), который шел в группе крайним. Никто из вернувшихся экипажей не смог сказать, куда он делся.

          Собравшись в одну группу, штурмовики вновь атаковали аэродром. Второй заход выполнялся с севера вдоль стоянок самолетов на западной и юго-западной окраинах аэродрома и по бензохранилищу (три больших емкости) на его южной окраине. Экипажи сбросили оставшиеся бомбы и обстреляли цели из стрелково-пушечного вооружения.

          По докладам экипажей штурмовиков в результате двух заходов было уничтожено до 5 и повреждено до 4 самолетов противника, а также взорвано бензохранилище.

          На выходе из второй атаки Ил-2 были вновь атакованы 4 Bf 109G. Группа перешла на бреющий полет, маневрируя и отражая атаки огнем воздушных стрелков. На самолете мл. лейтенанта Алексионова (воздушный стрелок ст. сержант Андреев) был пробит водорадиатор, а экипаж получил тяжелые ранения. Мотор встал. Летчик потянул на вынужденную и сел на огороды восточнее населенного пункта Торская. При посадке Алексионов погиб. Воздушный стрелок Андреев выжил и был направлен в госпиталь.http://www.nnre.ru/transport_i_aviacija/aviacija_i_kosmonavtika_2006_0
          6/p5.php
    3. +1
      19 октября 2013 13:37
      Цитата: Йон_Тихий
      знают про историю с кабиной для стрелка на Ил-2: изначально она была предусмотрена, потом ее высочайше повелели ликвидировать

      Вроде не так...Проектировался штурмовик 2х местным (БШ-2). И на испытания вышел в 2хместном варианте. Но Ильюшину было очевидно, что в 2х местном варианте он не сможет удовлетворить требованиям военных по дальности и бомбовой нагрузке.И судьба стрелка была предрешена. Ильюшиным же. На месте стрелка установили доп. бензобак и бронеперегордку (12мм. вроде). Вроде так описано у Якубовича в книге про самолёты Ильюшина.
    4. zub46
      0
      20 октября 2013 13:42
      Лично слышал от стариков о рукоятке швабры. Прямые указания на это есть и в мемуарах американского бомбера В-25, воевавшего на Тихом океане.
    5. kvs45
      0
      13 июня 2015 15:16
      нужно было истребителями прикрывать нормально, а вместо стрелка усиленный боекомплект или горючие! Что толку от стрелка с пулемётом винтовочного калибра, да и броня в 4-6 мм против пушек истребителя для самоуспокоения
  9. +1
    19 октября 2013 09:22
    Изначально Су-6 следовало строить.
    1. +2
      19 октября 2013 10:20
      Цитата: Иван Тарасов
      Изначально Су-6 следовало строить.

      А лучше уже сразу Су-25 (шутка).
      На то были причины производственного характера. Ну и личное мнение руководства (скорее всего т.Сталина)
    2. +6
      19 октября 2013 13:26
      Цитата: Иван Тарасов
      Изначально Су-6 следовало строить.

      Он только в 43м испытания вроде прошел. А с двигателем М-82 (М-71 в серию не пошел) преимуществ перед Ил-2 особых не имел. А там и Ил-10 подоспел...
    3. +4
      19 октября 2013 17:03
      Цитата: Иван Тарасов
      Изначально Су-6 следовало строить.

      В 1942 году этот вопрос на ГКО рассматривался. Вопрос решился в пользу Ил-2, т.к. Ильюшин пообещал до конца года запустить в серию двухместный штурмовик с ттд, как у Су-6, без снижения количества выпускаемых самолётов. Запуск же нового самолёта, даже в военное время, был возможен не ранее чем, через 9 месяцев. При этом завод полностью прекращал производство самолётов.

      Цитата: пенсионер
      А с двигателем М-82 (М-71 в серию не пошел) преимуществ перед Ил-2 особых не имел. А там и Ил-10 подоспел...

      Су-6 был в варианте, и с АМ-38, и АМ-42 (лётные экземпляры проходили испытания). Точно так же был Ил-2 с М-82 (они даже войсковое испытание на фронте проходили).
      А вот Ил-10, тот самый, который мы знаем, стал выпускаться с 1946 года. Те же, что поступили в войска в первой половине 1945 года, в боях фактически не участвовали из-за небоеспособности (их ттд были хуже чем у Ил-2, за исключением скорости). К концу 1945 года их практически все списали.
      Вас, уважаемые коллеги, не насторожило, что в мемуарной литературе нет воспоминаний лётчиков, воевавших на Ил-10? А до конца марта 1945 года успели перевооружить три полка на эти самолёты и направить их на фронт.
      1. +2
        19 октября 2013 17:33
        Цитата: Гамдлислям
        нет воспоминаний лётчиков, воевавших на Ил-10

        Есть. Во второй части "Я дрался на Ил-2". Одно интервью точно есть.
        1. 0
          20 октября 2013 20:21
          Цитата: пенсионер
          Есть. Во второй части "Я дрался на Ил-2". Одно интервью точно есть.

          Вы правы, уважаемый коллега Юрий. Но на сайте Драбкина А.В. "Я Помню" мне встречались куда более откровенные воспоминания лётчиков, успевших полетать на Ил-10. Отзывы их были о новой машине (в сравнении с Ил-2) негативными. И боезапас меньше, и сложнее в управлении, живучесть никудышная (после вынужденной посадки самолёт уже ремонту не подлежал), но ахиллесова пята самолёта была - не доведённый двигатель.
      2. алекс 241
        0
        20 октября 2013 21:11
        Первой модификацией штурмовика после освоения его серийного производства стал Ил-2 с 1700-сильным мотором воздушного охлаждения М-82.http://lib.rus.ec/b/424092/read
    4. 0
      20 октября 2013 21:16
      Цитата: Иван Тарасов
      Изначально Су-6 следовало строить.

      Изначально - надо было строить ВИТы и их развитие СПБ...
  10. +13
    19 октября 2013 10:33
    А если не стрелок, а если не в бою..? Разве что - то меняется? Первый вывозной...забыл все чему учили, какие приборы?какое следи за обстановкой?:)Где аэродром?Как заходили , как сели фиг его знает..перед глазами синее небо и белые кучевые облачка.Где-то после 10 вывозного только осознанно начал оценивать обстановку вокруг себя и находить кое-какие ориентиры на земле...А первый САМ? Спина мокрая , зубы сжатые до боли в челюстях и одна мысль-не облажаться, при посадке-ну вот сейчас коснусь полосы, НУ ВОТ СЕЙЧАС, НУ ВОТ-ВОТ..так и не понял когда коснулся. а вот рулил уже по-геройски..:)
    1. +5
      19 октября 2013 10:50
      Цитата: Muxalet
      А если не стрелок,

      В фильме "В бой идут одни старики" как раз хорошо и описан первый бой "желторотиков". Понятно что фильм, но в жизни редко кто сбивал в первом бою, если только "Кузнечик". soldier
      1. +6
        20 октября 2013 05:51
        Цитата: igordok
        Понятно что фильм, но в жизни редко кто сбивал в первом бою, если только "Кузнечик".

        Он смог бы и больше , если б командир своим бельём немцев не распугал .
        1. 0
          24 октября 2013 00:49
          Кстати, вполне РЕАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ.
    2. Иван Петрович
      +6
      19 октября 2013 11:15
      вот именно! клавиатурных героев что то много а то стало. Все все знают. Хотя многие самостоятельно даже дверь не смогут навесить наверное
    3. +6
      19 октября 2013 12:31
      Первый инструктаж - "Не суйте свой нос,куда собака свой х*й не совала", а теперь засуньте левую руку в карман и можете идти.
      -А зачем левую руку в карман ?
      -А если сунете нос,чтоб сразу током не убило .

      Очень действенно .
  11. DDHAL
    +8
    19 октября 2013 11:17
    Дед рассказывал, что Ил-2й - очень живучий самолет. Был случай, когда у его комэска после приземления отвалилось крыло, а в многочисленные пробоины пролезал кулак - но долетел и сел...
    1. +6
      19 октября 2013 12:07
      Ю-87 тоже был крепок
      1. +2
        19 октября 2013 12:18
        Во,в тему.Кликабельно
        1. +2
          19 октября 2013 12:33
          Вообще не в тему.
          1. -1
            19 октября 2013 12:36
            Как сказать.Тут ведь смотря с какой стороны к этому вопросу подойти
            1. +1
              19 октября 2013 16:56
              Если -бы в данной статье сравнивались разные самолеты - то несомненно , а так - нет .
              Подходить надо всегда с правильной стороны .
            2. катафрактарий
              +2
              20 октября 2013 11:12
              с какой не подходи.Мы обсуждаем ил-2
      2. +1
        19 октября 2013 18:18
        Самолет хороший и полезный,но сложный в управлении.
  12. +4
    19 октября 2013 12:53
    Надо было в конце статьи написать что это так же относится и к пехоте и к танкистам ко всем. Первый бой это как в кино и будь то не с тобой стреляешь черт знает куда и длинными очередями но командиры быстро отучили и показывали куда надо бить а потом уже все без подсказок делали.
  13. Комментарий был удален.
  14. rodevaan
    -1
    19 октября 2013 13:06
    Цитата: Den 11
    Как сказать.Тут ведь смотря с какой стороны к этому вопросу подойти


    Опять он тут своих фашистов тулит... Наши предки их били постоянно, а он молится на них как потерпевший... Перед своими дедами-ветеранами не стыдно? На войне поди за фрицев воевать в первых рядах побежал бы?
    Господи, вот наказал ты нас отсутствием национального самосознания, ни у кого такого изъяна нету, только у нас... когда ж уже русская нация станет самодостаточной...
    1. Комментарий был удален.
    2. Комментарий был удален.
    3. -1
      20 октября 2013 15:49
      Цитата: rodevaan
      Цитата: Den 11
      Как сказать.Тут ведь смотря с какой стороны к этому вопросу подойти

      Опять он тут своих фашистов тулит...

      Дак бытый всегда пытаеться доказать какой он молодец,мы впятером на 25-терых они оба в валенках,напинал всех нас сапогами.Он окромя мемуаров этих разбитышей и не читал,а нет вру.У него ещё проскакивали пару цитаток из "Истории Авиации".
      1. rodevaan
        -1
        22 октября 2013 19:31
        Цитата: Fitter65

        Дак бытый всегда пытаеться доказать какой он молодец,мы впятером на 25-терых они оба в валенках,напинал всех нас сапогами.Он окромя мемуаров этих разбитышей и не читал,а нет вру.У него ещё проскакивали пару цитаток из "Истории Авиации".


        - К сожалению, таких вот рассиянских "последователей" у фашистских разбитышей еще пока достаточно. 90-е еще не выветрились окончательно. Хотя я вижу, что есть тенденция к выздоровлению. Если честно, то очень радует, что постепенно русский народ начинает протирать глаза и уши и не воспринимать послушно весь тот потерпевший антирусский бред, несущийся из зловонных, проплаченных западом СМИ и так называемых послевоенных "мемуаров" нацистских недобитков. Ибо проигравший и побитый может только врать и оправдываться.
  15. +5
    19 октября 2013 13:22
    Но, может быть, это был единичный случай, когда неопытный воздушный стрелок в первом бою даже не понял, что происходило?

    В первых боевых вылетах даже молодые лётчики не всегда понимали, что происходит. В серии "Я сражался на..." А.Драбкина примеров много. И про десять вылетов то же...Тимофей Пунёв (лётчик-бомбардировщик, 12 первых вылетов на СБ) писал, что первые 10 вылетов он вообще ничего не соображал-действовал по ведущему. На 11 вылете у него как бы глаза открылись:" Лечу!!". А на 12м его истребители сбили. Интервью с ним в этой серии одно из интереснейших.
    1. +4
      20 октября 2013 06:00
      Цитата: пенсионер
      В серии "Я сражался на..." А.Драбкина примеров много. И про десять вылетов то же...

      Поддерживаю . Многим лётчикам перед вылетом командиры говорили " Просто делай как я , и всё " . В полёте смотреть за ведущим и повторять все его действия удавалось с первого раза не всем , не говоря за штурмовку .
  16. +13
    19 октября 2013 14:19
    Будешь ты стрелком-радистом,
    Хоть в душе пилот.
    Будешь ты летать со свистом,
    Задом наперёд.
  17. +4
    19 октября 2013 16:14
    Да, наши ИЛ-2, для фашистов были просто ужас, лучший образец штурмовой авиации, но к сожалению в первые годы войны у них не было истребительного прикрытия, да и стрелка, поэтому и были большие потери. Честь и слава лётчикам и стрелкам -радистам, знаменитого "летающего танка"
    1. +11
      19 октября 2013 17:01
      Ужас внушает все, что с неба поливает тебя огнем .
      Если посмотреть немецкую хронику - там они достаточно спокойно ведут себя про атаке штурмовиков.
      Что-же до фото -
      Самолет Ил-2 с бортовым номером 25 «Мститель» был построен на средства председателя колхоза им. Сталина села Авдалар Котайкского района Армянской ССР Григора Айрапетовича Тевосяна, у которого на войне погибли два брата. Он внес 100 000 рублей на приобретение боевого самолёта.

      На этом Ил-2 летал Герой Советского Союза, тоже армянин ,полковник Нельсон Георгиевич Степанян (1913—1944). Н.С. Степанян за время войны совершил 239 успешных боевых вылетов, уничтожил лично и в группе 53 судна противника. Погиб в бою 14 декабря 1944 года около г. Лиепая Латвийской ССР. Посмертно 6 марта 1945 года повторно удостоен звания Героя Советского Союза.
      С ним погиб штурман 2й эскадрильи 47го АП ,капитан А.Г.Румянцев .
      1. +10
        19 октября 2013 17:44
        "А.С. Григорий Максимович(Рябушко), вот вы упомянули несколько раз, что немцы "илов" боялись как-то по-особому, сильнее всех других самолетов? Опять же говорите, что немцы смертниками вас называли? Но вам-то это откуда известно?
        Г.Р. Да, уж поверь, известно точно. Дело было в уже Польше, кажется, в марте или апреле 1945-го. Была оперативная пауза, летали тогда мы мало - один, иногда два вылета в день. Война кончалась, и мы чувствовали, что еще немного, и конец Гитлеру. В этот день погода была солнечной, мы уже слетали, и новых вылетов не предвиделось. И настроение было хоть куда. И потянуло нас развлечься. Аэродром наш был возле самой дороги. Смотрим, гонят по дороге большую колонну пленных. И тут кому-то из нас взбрело в голову: "А ну давай сюда с десяток фрицев! Поговорим, поспрашиваем. Глядишь, и развлечемся". Сказано-сделано. Послали техника, он с конвоем быстренько договорился. Те отобрали с десяток немцев и погнали их к нам.
        Вначале немцы увидели наши самолеты. Они хоть и рядом с дорогой, но замаскированы, сразу и не разглядишь. Увидели немцы "илы" и встали. Уперлись и ни в какую не хотят идти дальше. Нас это здорово заинтересовало: что это на них нашло? - и мы решили сами пойти к ним. А когда немцы увидели нас, то тут приключилась с ними форменная истерика. Как стали они кричать! Громко! Натурально орали. Один вообще на землю упал, рыдает, бьется, лицо руками закрыл. Мы ничего понять не можем, но со стороны смешно смотреть. Здоровые мужики, а кричат, как дети малые. Подходим еще ближе. Смотрю я на этих немцев, а на их лицах ужас. Я немало прожил и повидал всякое за свою жизнь, но вот такого ужаса на человеческом лице, как на лицах этих немецких солдат, я больше никогда не видел.
        Подошли, стали разбираться, чего они кричат. Наш Идельчик (в 828 ГШАП, в котором воевал Г.М. Рябушко, был экипаж, который в шутку называли "израильским", - в нём летчик и бортстрелок были евреями по национальности. Летчик по фамилии Идельчик хорошо знал английский и немецкий языки), который очень хорошо говорил по-немецки, стал за переводчика. "Просят, - переводит, - их не расстреливать". Мы ему сразу: "А ну, спроси, а с чего они решили, что мы их будем расстреливать? Мы же летчики, а не расстрельная команда!" Он нам снова переводит: "Но ведь вы же летчики-штурмовики!!!" Так, интересно. Стали мы разбираться. Дословно я уже не помню, но разговор у нас с немцами получился примерно такой.
        У немецких солдат постоянно возникал вопрос: "Что за звери летают у русских на штурмовиках? Спасения от них никакого! По головам ходят!" Немецким солдатам их немецкие "замполиты" разъяснили ситуацию так:
        "Русские летчики, летающие на штурмовиках, такие свирепые и бесстрашные потому, что они смертники. Терять им нечего, их на штурмовиках летать приговорили. Летают на штурмовиках у русских такие сволочи, такой сброд, который в любой бы нормальной армии, вроде немецкой, уже давно бы расстреляли, а варвары-русские приговаривают их летать на штурмовиках. И летают на "илах" такие отпетые головорезы, которым и своей жизни не жаль, только бы была возможность хоть кого-то убить. А в перерывах между полетами, чтоб эти сволочи не разбежались и опять какое-нибудь зверство не учинили, дает им русское командование немецких пленных расстреливать".
        Так сказать, душу отвести и удовольствие получить. Вот эти немцы и решили, что их отобрали специально, чтоб русские летчики-штурмовики могли кого-то собственноручно расстрелять.
        1. +6
          19 октября 2013 17:56
          Цитата: пенсионер
          Подошли, стали разбираться, чего они кричат. Наш Идельчик (в 828 ГШАП, в котором воевал Г.М. Рябушко, был экипаж, который в шутку называли "израильским", - в нём летчик и бортстрелок были евреями по национальности. Летчик по фамилии Идельчик хорошо знал английский и немецкий языки),

          Вообще , не люблю когда в *мемуарах* такие откровенные ляпы. Какой Израильский -- в те годы не было ни Израиля , ни тем более мыслейо его создании известные сов.бойцам. Ну и конечно английский язык , откуда знал ? Идишь - это конечно немецкий ( мой дед то же на фронте переводил когда надо было ) , но английский ?
          Поэтому при всей моей любви к ИЛ -2 , сам рассказ --- похоже красивая сказка.
          1. +6
            20 октября 2013 12:27
            Ну думаю "израильским", это из политкоректности... "еврейским" его называли скорее всего. А про английский не понимаю ваши претензии мало ли людей знающих несколько языков?
            1. 0
              20 октября 2013 12:52
              Цитата: carver
              Ну думаю "израильским", это из политкоректности... "еврейским" его называли скорее всего. А про английский не понимаю ваши претензии мало ли людей знающих несколько языков?

              Политкорект laughing
              Английский 20 лет назад знали не многие, а в годы войны - просто единицы
              1. zub46
                0
                20 октября 2013 13:50
                Опасный для жизни этот язык был в те времена. А в школах учили в основном немецкий, очень в некоторых - испанский.
                1. vtur
                  0
                  14 ноября 2013 21:41
                  Да, товарищ Дыбенко на допросе в НКВД откровенно признался, что АМЕРИКАНСКИМ языком не владеет, поэтому и американским шпионом быть не может... Это его не спасло...
          2. DmitriRazumov
            +1
            20 октября 2013 16:57
            Цитата: atalef
            Какой Израильский -- в те годы не было ни Израиля , ни тем более мыслейо его создании

            Израиль (Иаков) - одно из самых известных, многочисленных и агрессивных еврейских колен, по имени котор. дано название еврейскому государству на ближнем востоке. Все, кто хоть что-то знал из Библии это хорошо представляли. Лиц еврейской национальности вполне могли называть и израильтянами.
        2. +2
          20 октября 2013 06:05
          Цитата: пенсионер
          А в перерывах между полетами, чтоб эти сволочи не разбежались и опять какое-нибудь зверство не учинили, дает им русское командование немецких пленных расстреливать"

          ржал от Души, спасибо большое!!! good Неслышал этого ранее! "+" 100 вам бы, но 1 поставил конечно!
          1. катафрактарий
            +2
            20 октября 2013 11:15
            good да... давно так не прикалывался
      2. +7
        19 октября 2013 17:44
        А на наш вопрос: "А с чего вы взяли, что мы смертники?" - немцы ответили, что нормальный человек, который хоть как-то бережет свою жизнь, летать так, как это делают русские штурмовики, не станет. Так атаковать, отчаянно и безжалостно, со сверхмалой высоты и наплевав на зенитный огонь, могут только смертники, которым уже терять нечего. А таких людей нормальному человеку бояться не только не стыдно, а вроде как даже обязательно. Вот так. Много нам эти немцы интересного рассказали, от них я и узнал, что нет для немецкого солдата-окопника самолета страшнее, чем Ил-2. Все остальные русские самолеты летают где-то там, далеко и высоко, их и не видно. А штурмовик - он вот он, постоянно висит над самой головой и смерть несет. Настоящая жуть. Поэтому я и говорю, что из всех советских самолетов Ил-2 боялись немцы больше всего. Своими ушами слышал. Не думаю, что эти немцы нам специально льстили, не до того им было".
        1. kaktus
          +2
          19 октября 2013 20:16
          а расстреливать беженцев на бреющем полете им храбрости хватало am
        2. zub46
          0
          20 октября 2013 13:53
          Мой папаша сильно зубами скрипел, услышав о немецом пикировщике "Ю-87". Еще очень "любил" длинноствольную танковую 88 мм пушку за точность боя.
  18. +4
    19 октября 2013 17:16
    Здесь он еще младший лейтенант , 57-го пикировочно-штурмового авиаполка ВВС Балтийского флота у своего одноместного Ил-2.
    1. 0
      20 октября 2013 15:56
      Мужик!Судя по звезде это уже 1943год,тогда ещё много одноместных Ил-2 летало,про это многие ШТУРМОВИКИ вспоминают.
  19. +1
    19 октября 2013 18:41
    Вот еще ИЛ2 с кабиной стрелка.
    1. 0
      20 октября 2013 15:53
      Кстате,несколькими постами выше,данный борт дан без ретуши,стрела на борту №25 и надпись "МСТИТЕЛЬ".
  20. +2
    19 октября 2013 21:10
    Несомненно, обучать стрелков надо было бы больше и вылеты учебные в тылу...Это мы сейчас умно можем рассудить. А в 41-42 годах на земле бросали в бой необученные дивизии ополчения,и летчиков - взлет-посадка и на фронт. Потому что, если бы по-правильному, несколько месяцев учить, кем бы фронт держать?
  21. vietnam7
    0
    20 октября 2013 10:04
    Цитата: xomaNN
    Потому что, если бы по-правильному, несколько месяцев учить, кем бы фронт держать?
    Это перманентная мобилизация, думаю если и сейчас начнется(сплюнуть три раза), будет также. Кадровая армия бьется в приграничных боях, пока запасников мобилизуют, потом запасники будут ломать хребет вражины, пока пацаны 17-18 летние чему нибудь в ЗАПах и училищах учатся, а потом молодежь и деды погонят врага до самого Вашингтона. Когда в 42-43 линия фронта стабилизировалась, стали с фронта самых образованных и способных отзывать, с военных училищ на практику на фронт отправляли. Пепеляев в ВОВ попрактиковался, а в корейской оторвался на американцах.
  22. ded10041948
    +2
    20 октября 2013 11:37
    А ну-ка, господа умники, вспомните как вы первый раз что-нибудь делали (кроме как в пеленки погадить!)? Квадратные глаза и ни одной мысли (кроме паники) в голове! А здесь - бой! Так что всё правильно, раз 10 побываешь в передряге, потом только начинаешь соображать и понимать, что к чему. Вспомните слова "Ромео" ("В бой идут одни "старики"") о первом боевом вылете. Всё - истинная правда!
  23. 0
    20 октября 2013 16:17
    Цитата: avt
    .Ну поищите хотя бы книги по КБ под редакцией Новожилова ,прежде чем пургу гнать .

    Ну,зачем искать,есть такое издание,правда в связи с ожидаемым переменой места жительства упаковано в коробке,но там опять же нет номера постановления,ни номера приказа,на основании которого вместо двухместного самолёта появился одноместный.Рассказываеться про причины и о том что предполагалось делать но война помешала.
  24. 0
    20 октября 2013 17:25
    Цитата: Вот тебе пулемет. Он в чехле. Его не трогай! Сиди и смотри по сторонам»
    Сидеть и смотреть, а если цена этому жизнь экипажа, и машины... Как жить потом?
    Цитата: ded10041948 А ну-ка, господа умники, вспомните как вы первый раз что-нибудь делали (кроме как в пеленки погадить!)А здесь - бой! Так что всё правильно, раз 10 побываешь в передряге, ?.
    Не друг, не побываешь, в передряге, в первом бою в пеленки погадишь и будешь смотреть по сторонам...
  25. 0
    20 октября 2013 17:43
    Поучительно
  26. +1
    20 октября 2013 17:51
    - Ну, а ты, Гареев, видел что-нибудь?
    - Ничего не видел, товарищ командир;
    - Так уж и ничего?
    - Нет, Волгу видел. Потом ничего не видел. Кроме ведущего.
    - Куда же ты стрелял?
    - Я делал все, как ведущий. Он бомбил - я бомбил, он стрелял - я стрелял. А куда - не видел. Командир полка весело засмеялся и сказал"
    - Ах, Гареев, Гареев!.. Ну, молодец, что хоть правду говоришь. Летчикам врать не положено. Но не огорчайся. Сначала со всеми так бывает. Раз пять слетаешь, все будешь видеть. Поздравляю с боевым крещением!
    (Муса Гареев, мемуары "Штурмовики идут на цель") hi
  27. 0
    20 октября 2013 18:15
    Цитата: Fitter65
    Кстате,несколькими постами выше,данный борт дан без ретуши,стрела на борту №25 и надпись "МСТИТЕЛЬ".

    Скорее всего фото сделано с 25 борта.Остальные без номеров. request
    1. алекс 241
      0
      20 октября 2013 21:19
      Штурмовик Ил-2 восстановили в Новосибирске
      1. алекс 241
        +1
        20 октября 2013 21:23
        Самолёт Ил-2 поднялся в небо над Новосибирском
  28. +1
    21 октября 2013 07:41
    Отличная машина!!!
  29. -2
    21 октября 2013 11:23
    Читал несколько книг по истории Ил-2/Ил-10. Сложилось впечатление, что системного подхода к самолету не было и повышением его эффективности, как системы вооружения, никто толком не занимался.

    Да и в самом самолете много спорных решений: компоновка такая, что мотор-пушку не поставишь, а крыльевые разворачивают самолету и не обладают нужной точностью и кучностью, невозможность бомбить с пикирования.... и т.д.

    Думаю, что Ильюшин задним числом осознал эти недостатки, поэтому на Ил-28 разработал оригинальную кормовую стрелковую установку.
  30. 0
    22 октября 2013 12:14
    Цитата: mak210
    Это и так понятно, вспомните свой первый выезд на автомашине, риск был не такой, но был. Непонятно другое: почему им практически не давали практику в тылу? Может тогда не надо бы было такого напряжения тыла для производства чудовищного количества самолетов и пилотов? Читал про действия ИЛ-2, реально герои, вот про кого надо фильмы снимать. Истребитель еще мог довернуть, уйти, а эти на боевом курсе, на малой высоте - только прямо.

    А что тут непонятного?!? Не было для тренировочных полётов в тылу ни Человеческих, ни Технических ресурсов. Каждый самолёт с завода отправлялся сразу на фронт, в боевые эскадрильи. Люди проходили минимальную подготовку и учились уже в бою. Действительно герои!
  31. rodevaan
    0
    22 октября 2013 19:58
    Летающий танк, Ил-2, - Самый массовый боевой самолёт в истории, было выпущено более 36 000 машин.

    Читая воспоминания ветеранов - постоянно вижу одну и ту же фразу - как был необходим этот "самолет-солдат" войскам и какую неоценимую пользу он принес нашей Армии.

    Хотелось бы выразить благодарность нашим конструкторам-создателям и всем пилотам этой исключительно нужной боевой машины в столь сложное для нашей страны время, ибо вклад ИЛ-2 в нашу общую Победу над германскими ордами был поистине велик.
    1. Ведмедь
      +1
      25 октября 2013 14:48
      Цитата: rodevaan
      Летающий танк, Ил-2, - Самый массовый боевой самолёт в истории, было выпущено более 36 000 машин.


      Осталось только добавить, что за 2-3 боевых вылета он полностью окупал свою себестоимость...


      Где-то выше писалось, что к 45 году в полках не осталось ни одного человека из состава 41 года... Не верю в это.
      К примеру, ГСС Алексеев Николай провоевал на Ил-2 с 41-го по 45...
      Кстати. со слов его внука знаю, что когда в 43-ем его сбили и он упал в расположении наших войск пехота сняла все награды с него, когда он находился в бессознательном состоянии. Понадобился выезд командира полка с усиленным мордобитием бойцов, чтобы вернуть награды... Но орден ленина так и канул в лету....
      1. vtur
        0
        14 ноября 2013 22:04
        Цитата: Ведмедь
        Осталось только добавить, что за 2-3 боевых вылета он полностью окупал свою себестоимость...


        Хотелось бы подробнее узнать критерии окупаемости...
        Мне попадалась цифра - 10 самолетовылетов на уничтожение легкого танка...

        Что касается дефирамбов 36 тыс. выпушенным самолетам, то не забывайте, что это в ущерб другим типам. Именно из-за отсутствия в войсках скоростного фронтового бомбардировщика с бомбовой нагрузкой порядка 2,000 кг, штурмовики и истребители сплошь и рядом выполняли несвойственные им задачи по бомбардировке...
      2. vtur
        0
        14 ноября 2013 22:34
        Цитата: Ведмедь
        Где-то выше писалось, что к 45 году в полках не осталось ни одного человека из состава 41 года... Не верю в это.

        В. Пальмов "Штурмовики над Днепром" - 4 выживших из 20 чел. первого состава 806 ШАП - сформирован в конце марта 1942...
  32. vtur
    0
    14 ноября 2013 22:18
    И чтобы закрыть полемику по истории удивительного превращения двухместного ЦКБ-55 с АМ-35 в одноместный ЦКБ-57 с АМ-38, отсылаю всех желающих на сайт airwar.ru (каталог - 1936-1945 - штурмовики)...
  33. i.xxx-1971
    0
    2 декабря 2013 13:56
    Не помню фамилию нашего бортстрелка, летавшего на ИЛ-2, который сбил немецкий самолет стреляя сквозь свой фюзеляж. Не было времени на маневр. Он надеялся, что не перебьет рулевые тяги. Тогда хорошо все закончилось.
  34. sturmovik_vv
    +1
    30 мая 2014 21:12
    Привет всем. Это я у Ил-2 в празшском музее авиации и космонавтики.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»