Самоходная артиллерийская установка 2С19 «Мста-К»

7
В самом начале восьмидесятых годов прошлого века в Советском Союзе появилось новое предложение, касавшееся использования самоходной артиллерии. Согласно ему, в артиллерийских подразделениях должны были появиться самоходные орудия на колесном шасси. Такие боевые машины, как утверждалось, могли бы действовать с позиций вблизи рокад и быстро уходить от ответного удара, пользуясь своими ходовыми качествами и хорошими дорогами. Предложение заинтересовало военных и вскоре началась разработка новой САУ с индексом 2С21 и названием «Мста-К». Самоходка создавалась несколькими научными и проектными организациями, головной разработчик – ЦНИИ «Буревестник».

Как понятно из названия проекта, в качестве вооружения для новой САУ была выбрана 152-мм нарезная гаубица 2А67, представлявшая собой незначительно доработанное орудие 2А64/65, создававшееся для использования в буксируемом и самоходном варианте (на гусеничном шасси). От предыдущих орудий новое 2А67 отличалось компоновкой противооткатных устройств, а также конструкциями люльки, досылателя и уравновешивающего механизма. Все эти части артиллерийской системы были переделаны для использования на новой САУ с оригинальной башней. Дело в том, что перспективная самоходка 2С21 имела боевое отделение, полностью размещенное над погоном. Это потребовало соответствующим образом изменить конструкцию орудия и вспомогательных систем.

В итоге получился бронированный модуль сравнительно крупного размера, в котором удалось разместить все агрегаты пушки, прицельное оборудование и рабочие места экипажа. Конструкция башни и подбашенных систем позволяла вращать ее вокруг своей оси. Однако, вероятно, предполагавшееся колесное шасси должно было накладывать значительные ограничения на поворот башни при стрельбе, поскольку мощная отдача могла бы опрокинуть боевую машину. Углы возвышения орудия, согласно имеющимся данным, удалось сохранить на уровне буксируемого варианта гаубицы: от -3° до +70°.

Самоходная артиллерийская установка 2С19 «Мста-К»
В рамках проведения огневых испытаний для 2С21 «Мста-К» использовалось колёсное шасси типа КамАЗ-5320 с открыто установленной артчатью 2А64 и с ограниченным углом возвышения. Стрельбы проводились с целью определения нагрузок на шасси, заряжание производилось вручную. В дальнейшем планировалось отработать механизированную подачу снарядов/зарядов с машины на такой-же базе.


Поскольку ствол и ряд других агрегатов остались прежними, характеристики дальности и скорострельности остались прежними. Механизмы досылания, согласно расчетам, позволяли производить до семи выстрелов в минуту и посылать осколочно-фугасные снаряды на дальность около 25 километров. При использовании боеприпасов с газогенератором этот параметр должен был расти соответствующим образом. В результате огневая мощь колесной САУ 2С21 примерно равнялась потенциалу гусеничной самоходки «Мста-С». При этом два самоходных орудия, как предполагалось, могли дополнять друг друга и эффективно выполнять поставленные задачи в соответствующих условиях.

Однако создание башни с орудием оказалось одним из самых простых этапов проекта. Куда более сложным и длительным был поиск подходящего колесного шасси, способного не только перевозить крупную и тяжелую орудийную башню, но и выдерживать мощную отдачу 152-мм орудия. В 1982 году, по результатам научно-исследовательской работы «Шасси» сотрудники ЦНИИ «Буревестник» пришли к выводу о возможности использования в качестве базы для САУ восьмиколесного автомобиля Урал-5323. Во второй половине 1983 года «Буревестник» совместно с Уральским автозаводом построил две экспериментальные самоходки на базе выбранного шасси. Испытания САУ на колесном ходу доказали возможность воплощения задумки, но не обошлось без сложностей. Одной из главных проблем технического характера стала прочность выбранного шасси. Колеса и подвеска Урала-5323 справлялись с нагрузками при стрельбе, но работали буквально на пределах возможностей. При дальнейшем усовершенствовании артиллерийской части характеристики шасси могли оказаться недостаточными.

2С21 «Мста-К» в безбашенном варианте на колесном шасси 8х8 типа КамАЗ-5320 (открыто установленная гаубица закрыта тентом)


В качестве альтернативы автомобилю Уральского завода рассматривалось кременчугское шасси КрАЗ-6130, являвшееся развитием КрАЗ-ЧР-3130. Доработанная и усиленная колесная ходовая часть, как и в случае с Урал-5323, обеспечивала неплохие ходовые качества на шоссе, но прочность агрегатов продолжала вызывать сомнения. Наконец, орудийную башню попытались установить на шасси КамАЗ-5320. Такой вариант выглядел гораздо более удачным и перспективным, но и в этом случае требовались дополнительные исследования. На основе шасси, собранного в Набережных Челнах, построили экспериментальную самоходку с облегченной и упрощенной башней. Орудие 2А67 смонтировали на открытой платформе. Система установки орудия имела заметно меньшие углы возвышения в сравнении с изначально планировавшимися.

Самоходная артустановка на базе автомобиля КамАЗ-5320 использовалась для измерения возникающих при стрельбе нагрузок и проверки предлагаемых технических решений. Точные сведения о ходе этих испытаний отсутствуют. Согласно разрозненным данным, сотрудники ЦНИИ «Буревестник» и смежных организаций успели определиться с основными методами решения проблемы с высокой отдачей. Стабильность положения орудия при стрельбе предполагалось обеспечить при помощи сошникового и соответствующих противооткатных устройств. После испытаний, целью которых было решение проблем прочности конструкции, планировалось заняться механизмами подачи снарядов. В частности, рассматривалась возможность передачи боекомплекта на боевую машину с транспортного автомобиля на аналогичном шасси.

2С21 «Мста-К» на колесном шасси 8х8 типа КамАЗ-5320 с установленной башней


К сожалению, эти работы так и не начались. Имеется информация о начале разработки вспомогательной машины, но эта часть проекта так и не дошла до строительства прототипа. Проект «Мста-К» оказался достаточно сложным и долгим, из-за чего к концу восьмидесятых годов оставался на стадии исследовательских и конструкторских работ. В конце десятилетия финансирование программы стали уменьшать, а в 1991 полностью прекратили. Из-за этого не удалось завершить даже запланированные исследования.

По состоянию на момент окончания проекта открытыми оставались несколько вопросов. В первую очередь, так и не удалось полностью разобраться с проблемой воздействия отдачи на колесную ходовую часть. Примененные технологии не позволяли избавиться от рисков повреждения подвески или даже самой конструкции автомобиля. Вторым недостатком перспективной колесной САУ была сравнительно низкая проходимость выбранного типа шасси. Даже с учетом требований о работе вблизи дорог существовавшие на тот момент четырехосные автомобили не вполне устраивали заказчика. Также, выбранная архитектура колесной самоходки не позволяла обеспечить должный уровень защиты кабины автомобиля. Таким образом, весь экипаж САУ кроме механика-водителя был защищен от широкого спектра вражеского оружия, а сам водитель постоянно рисковал получить ранение. Наконец, при стрельбе из мощного орудия калибра 152 миллиметра имелись случаи повреждения и разрушения остекления кабины. Эту проблему можно было решить при помощи прочных, возможно, пулестойких стекол, но это отрицательно сказывалось на весовых показателях всей машины.

2С21 «Мста-К» на колесном шасси КрАЗ-6130 (переоборудованное и усиленное шасси ЧР-3130)


Прототип одного из вариантов колёсных шасси 2С21 «Мста-К» - опытный грузовой бортовой автомобиль ЧР-3130 (8х8) Кременчугского автозавода


Необходимо отметить, что первоначальные поиски подходящего шасси серьезно осложнялись расчетными показателями массы различных систем. Так, башня с орудием и механизированной укладкой, как минимум, на 30 выстрелов весила порядка 17 тонн. Еще три тонны приходились на устройства погона башни и сошниковый агрегат. Таким образом, требовалось шасси с грузоподъемностью не менее 20 тонн. На момент окончания проекта предполагалось вернуться к автомобилю КрАЗ-6316. В планах была его доработка с оснащением новой кабиной. Специально для использования на САУ 2С21 в ЦНИИ «Буревестник» разработали новую низкопрофильную бронированную кабину. Габариты этого агрегата в перспективе позволили бы вести огонь над крышей кабины, с определенными ограничениями по углу возвышения.

Ввиду постепенного сокращения финансирования проект «Мста-К» в конце восьмидесятых стал сбавлять обороты. В 1991 году, как говорилось выше, финансирование вовсе прекратилось и в «Буревестнике» были вынуждены прекратить все работы. Из-за этого наши вооруженные силы не получили новую самоходную артиллерийскую установку. Что касается семейства гаубиц «Мста», то в его составе так и остались лишь две системы: буксируемое орудие 2А65 «Мста-Б» и самоходное 2С19 «Мста-С». Работы по тематике колесных САУ в нашей стране возобновились лишь спустя почти два десятилетия после закрытия проекта 2С21 «Мста-К». По имеющейся информации, новая самоходная артиллерийская установка «Коалиция-СВ-КШ» будет строиться на колесном шасси КамАЗ-6560.



Похоже что на фото остатки массогабаритного макета САО "Мста-К" на шасси КрАЗа для подтверждения возможности создания такой машины и проведения ходовых испытаний, т.к. автомобилисты очень сопротивлялись любым отступлениям от базового КрАЗ-6316. Все макеты и прототипы были построены "Буревестником" на этапе технического проекта, а на этапе разработки конструкторской документации тема была закрыта и до металла дело не дошло. http://www.russianarms.ru/forum/index.php/topic,5899.msg75575.html


По материалам сайтов:
http://raigap.livejournal.com/
http://russianarms.mybb.ru/
http://bmpd.livejournal.com/
http://expert-ural.com/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. ПВОшник
    +6
    15 июля 2013 09:16
    И в советское время умели получать деньги за "воздух". Создавать такую мощную артсистему без гидродомкратов, горизонтирования не имело смысла. Точность стрельбы была бы очень низкой.
    1. +3
      15 июля 2013 09:26
      Достаточно горизонтировать прицельные приспособления.
  2. Akim
    +2
    15 июля 2013 10:25
    Колесная артсистема хороша при развитой инфраструктуре шоссейных дорог. Об этом не говорят вслух, но шведский "Арчер" иногда садится на пузо, а китайские SH-1 можно использовать только в южных регионах, на твердых сухих грунтах.
    А вообще интересная статья. Многого не знал.
    1. bask
      0
      15 июля 2013 17:58
      Цитата: Akim
      Об этом не говорят вслух, но шведский "Арчер"

      Шведский ,,Арчер ,,создан на базе,карьерного шарнирно- соединённого самосвала Volvo A25F, A30F .Поэтому эта платформа высоко проходимая.
      Грузоподъемность - 39 тонн.
      Габаритные размеры :
      Транспортировочная длина : 11.2 м .
      Транспортировочная ширина: 3.4 м.
      Транспортировочная высота: 3.6 м.
      Цена : 249.850,- EURO.
      В СССР: полуприцепной транспортно-установочный агрегат 8У210 с тягачом МоАЗ-546 для ракет Р-12. 1964 год.

      Установщик 8У237 ракеты Р-12У с тягачом МоАЗ-529В, 1965 год.

      Длина всей установки в транспортном положении составляла 15, 6 м, ширина – 3,1 мм, высота – 3760 мм. В 1962 году в рамках операции ,,Анадырь,, эти установщики вместе с ракетами Р-12 поставляли морским путем на Кубу.
      1. bask
        +2
        15 июля 2013 18:34
        Транспортной базой является трехосный трактор К-703МТУ,
        Допустимая нагpузка, т:
        номинальная 60
        максимальная 80
        Автоматическию АКП и готовая платформа, под любое орудие. Высокопроходимое с большой грузоподъемностью.
      2. Akim
        0
        15 июля 2013 18:50
        Цитата: bask
        Шведский ,,Арчер ,,создан на базе,карьерного шарнирно- соединённого самосвала Volvo A25F, A30F

        Я конечно рад за самосвал, но Вы нигде не увидите фото "Арчера" на сыром поле. Только сухой грунт. Между тем фотографий АМОСа полно, где он рассекает и по глубокому снегу тоже. Речь шла о проходимости. У колесной техники она намного меньше., даже у шаро-соединения.
        1. bask
          +1
          15 июля 2013 19:47
          Цитата: Akim
          . Речь шла о проходимости. У колесной техники она

          Не кто и не спорит ,с этим утверждением.
          Но шарнирно-сочленённая колесная техника,на порядок проходимей,,,обычной на мостах и с независимой подвеской,,.
          ЭТО ИДЕАЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА,ДО ЛЮБОЕ САУ ,ЛЮБОГО КАЛИБРА!!!
  3. mga04
    +2
    15 июля 2013 12:40
    Судя по статье, основной проблемой была нагрузка на шасси при стрельбе. Но разве она не решается вывешиванием машины на аутригерах с одновременным горизонтированием? Стрелять с колес таким калибром?
    1. 0
      15 июля 2013 13:44
      Сам вес таких систем будет значителен,и "повешен"на тоже шасси,уменьшая его грузоподъемность-круг замкнулся.Думаю ошибка в самой попытке замены шасси на колесное при тех же"гусеничных"задачах и не желании облегчать(вполне обоснованное)само орудие.Колесное шасси позволяет значительно поднять оперативно-стратегическую маневренность орудия,не больше-не меньше и сравнивать его следует с буксируемыми или"ограниченно самоходными".Понятно,что колесные будут дороже,однако надо рассмотреть задачи,на них возложенные,тогда появятся значения эффективности.Оценив стоимость\эффективность определяться нужны не нужны,ну и"навороченность"самого шасси.
  4. Комментарий был удален.
  5. кузнецов 1977
    +3
    15 июля 2013 16:35
    Тем не менее сербы производят на базе Камаза 152-мм самоходные гаубицы, вооружают себя и даже поставляют их в Мьянму и в Кению. Обратите пожалуйста внимание на базу.
  6. Akim
    +1
    15 июля 2013 16:52
    А мне кажется, что самое удачное размещение артчасти Мсты-К на базе капотной компоновки. Правда здесь она укорочена до 42 калл., но зато реально могла пойти в серию в 90-м. Да и сейчас может составить конкуренцию польскому "Крилю" ( правда не слышал об стволе такой длинны в Украине).
  7. кузнецов 1977
    +1
    15 июля 2013 17:19
    Пока до самоходной артиллерийской установки на капотной машине дошли только китайцы с их SH-1\2, югославы с Д-30 на базе шасси ЗСУ М-53/59 "Прага" и кубинцы
    1. Akim
      +1
      15 июля 2013 17:29
      Цитата: кузнецов 1977
      Пока до самоходной артиллерийской установки на капотной машине дошли только

      А "Арчер"? А "Цезарь"?. Между прочим капотная компоновка помогает нормальной развесовке и позволяет отказаться от длинной рамы и 4 моста.
  8. кузнецов 1977
    +2
    15 июля 2013 17:31
    Тем не менее 130-мм пушку М-46 с длиной ствола 7150 мм они уже водрузили на переделанное шасси КрАЗа, но уже безкапотной схемы, ствол слишком длинный. Вот фотография этой САУ на параде, кстати сзади виднеется самоходка на базе "нормального" КрАЗа со 122-мм гаубицей Д-30.
    1. Akim
      +2
      15 июля 2013 17:45
      Цитата: кузнецов 1977
      Тем не менее 130-мм пушку М-46 с длиной ствола 7150 мм они уже водрузили на переделанное шасси КрАЗа


      Мне понравилось. Я такого не видел, хоть и смотрю кубинские парады. Пропустил. Но это Куба там есть много чего, что по задумке инженеров работать не будет. Это от безисходности и безденежья. Им китайцы давно свое вооружение предлагают однако не по "социалистическим" ценам.
      Вот те Д-30 ближе.
  9. 0
    15 июля 2013 18:59
    Дык вроде уже есть "Берег".
  10. waisson
    0
    15 июля 2013 19:58
    ТАК НА КАКОЙ ПЛАТФОРМЕ ОСТАНОВИЛИСЬ?
  11. кузнецов 1977
    0
    15 июля 2013 20:06
    Впрочем стоит отметить еще и иранцев с их прототипом колесной 155-мм самоходной гаубицы "Хутарз" на бескапотном шасси грузового автомобиля MAN
    1. Akim
      0
      15 июля 2013 20:11
      Цитата: кузнецов 1977
      иранцев с их прототипом колесной 155-мм самоходной гаубицы "Хутарз

      У него маленькая длинна ствола. Не больше 32 калл.
      1. Akim
        +1
        15 июля 2013 20:36
        Я ошибся. Это гаубица (артчасть) HM 41 на базе М114 - 39 калл., разработанная при помощи Украины ( англоязычные источники говорят). Самоходка тоже. Блин! Для нашей армии че-нибудь сделали!
  12. кузнецов 1977
    +1
    15 июля 2013 20:38
    Можно вспомнить и неудачный казахо-израильский "Семсер" с Д-30 на базе КАМАЗа, у которого рама не выдерживала отдачу орудия, и на приведение которой в боевое состояние уходило 3 минуты, тогда как на приведение в боевое состояние Д-30 по нормативу- 90 секунд.
    Я намеренно не останавливаюсь на южноафриканской G-6 и иракских "Эль-Фао" и "Эль-Маджун", поскольку эти САУ создавались на специально созданных шасси
  13. stechkinmakarov
    0
    15 июля 2013 23:46
    Всё новое, хорошо забытое старое, зачем изобритать велосипед, когда он уже есть. Его надо только улучшать!!! Это арт установка "БЕРЕГ" на базе МАЗ-543М с формулой колес 8х8
  14. Комментарий был удален.
  15. Комментарий был удален.
  16. stechkinmakarov
    0
    15 июля 2013 23:55
    Можно прицеп со снарядами добавить и уже самомтоятельная единица
  17. +1
    15 июля 2013 23:57
    А ещё индийская 155-мм гаубица Т5-52...
  18. stechkinmakarov
    +1
    16 июля 2013 00:03


    Видео в продолжение темы.
  19. кузнецов 1977
    +2
    16 июля 2013 00:45
    Главная проблема А-222 "Берег" это большой вес- 43,7 тонн (та же "Дана"-29,25 тонн), то есть ограниченные возможности его применения из-за проходимости, и калибр его орудия 130-мм, это калибр орудий ВМФ. Единственное артиллерийское орудие калибра 130-мм на вооружении СВ-пушка М-46, которое уже снято с вооружения, но остается на хранении.
    1. krot00f
      0
      21 августа 2013 14:32
      Это не проблемы а плата за унификацию и скорострельность, слышал что очень точная система. Насколько я знаю "берег" сделан для стрельбы по надводной быстро движущейся цели, Относится к ВМФ.
  20. +1
    16 июля 2013 01:28
    Вроде "Коалицию", на базе КАМАЗ, обещали показать осенью в Тагиле на выставке.
  21. krot00f
    0
    21 августа 2013 14:18
    Вот и хорошо что не додумались пустить в серию Мсту на колесном шасси. На лицо недостатки, если ставить гидравлические опоры то исчезает быстрая подготовка к стрельбе если не ставить будет раскачиваться снизится скорострельность, А дорог в России все равно нет. Сравнили божий дар с яишницей "БЕРЕГ" построен на базе корабельной АК-130, снижена скорострельность, долго готовиться к стрельбе- выстрелить и уехать ну ни как не получиться, А еще этот комплекс на 3 машинах катается. А самое главное имеет совсем другие цели и задачи по сравнению со Мстой.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»