17 июля - День основания морской авиации ВМФ России

33


17 июля 1916 года русские военно-морские летчики одержали свою первую победу. В воздух над Балтийским морем с авианосного судна «Орлица» взмыли четыре гидросамолета М-9*. Самолёты вступили в бой с 4-мя германскими самолетами. Победа в том первом воздушном бою дала отсчёт истории отечественной морской авиации, в современные задачи которой входит обнаружение и уничтожение вражеских подводных лодок, надводных кораблей (главным образом, авианосных), а также морской авиации противника.

От всей души поздравляем военнослужащих морской авиации ВМФ России с профессиональным праздником и желаем им и всем нам мирного неба, попутного ветра и семь футов под килем!

*Прародитель российской морской авиации гидросамолёт М-9

17 июля - День основания морской авиации ВМФ России

Гидросамолёт был создан на базе прототипов М-6, М-7 и М-8 в декабре 1916 года выдающимся русским конструктором Григоровичем. Лётные испытания нового гидросамолёта проводились в разгар зимы в тёплом Баку и оказались успешными. М-9 оказался очень удачным гидросамолётом как по мореходным, так и по лётным качествам. Авиационная новинка стала, пожалуй, самым известным и самым удачным детищем Григоровича. По ходатайству Морского генштаба за своё выдающееся творение конструктор был награжден орденом Св. Владимира 4-й степени.

На большинстве гидросамолетов М-9 (общее количество около 500 экз.) устанавливались двигатели "Сальмсон" мощн. 150 л.с., в качестве эксперимента на одном из них поставили "Рено" в 220 л.с. Чистая масса нового самолета составляла 1060 кг, но при эксплуатации дерево набухало из-за сырости, и аппарат утяжелялся на несколько десятков килограммов. Полная боевая нагрузка колебалась между 480 и 550 кг. Максимальная скорость полета – 110 км/ч. Практический потолок – 3 км.

Довольно посредственные летные данные самолета, в частности по скорости, обусловлены значительным лобовым сопротивлением 9-цилиндрового звездообразного двигателя с 2-мя громоздкими радиаторами и наличием ряда выступающих во встречный поток агрегатами. На опытном экземпляре с целью уменьшения встречного сопротивления на двигатель устанавливался кок-обтекатель, однако в серийном производстве он не использовался. Со временем М-9 модернизировали: заменяли радиаторы, проводку, а чтобы создать избыточное давление в топливном баке, инженеры приняли решение установить ветрянку. Эта техника стала на флоте настоящей рабочей лошадкой в полном смысле этого слова, простой в управлении, надежной в эксплуатации. Во время I мировой войны, начиная с 1915 года, М-9 базировались на русских авиатранспортных судах "Орлица", "Александр I", "Николай I". Машины располагались в ангарах по 4-5 штук в каждом и доставлялись до воды лебёдкой.



2-местная лодка М-9 с отличными мореходными данными делала возможным боевое применение гидросамолета и в открытом море. При взлете и посадке машина свободно преодолевала волну высотой до полуметра. М-9 применялся, главным образом, для воздушной разведки, при морском патрулировании, для бомбометания по вражеским судам и береговым объектам.

Вооружение гидросамолёта – пулемёт "Виккерс" (в передней кабине). Иногда на машину устанавливали пушки "Гочкис" или "Эрликон". На М-9 использовались радиостанции типа "Руза".

Есть у М-9 и свои рекорды. В сентябре 1916-го на гидросамолете Я.Нагурский выполнил петлю Нестерова. Это была первая в мире мёртвая петля с пассажиром на борту. Рекорд был зафиксирован как мировой.

В качестве боевого самолета М-9 был успешным лишь до поялвения у немцев в 1917 году поплавкового гидросамолета "Альбатрос", значительно превосходившего русские летающие лодки по всем компонентам.

К сожалению, с началом в России братоубийственной смуты возможности для модернизации гидросамолёта реализованы не были, но, тем не менее, эта удивительная для своего времени машина навеки вошла в историю как родоначальница российской морской авиации.

Описание конструкции гидросамолёта М-9

Фюзеляж, оперенное крыло и межкрыльные стойки машины были деревянными, обшитыми сверху фанерой и полотном, крылья и хвостовое оперение гидросамолёта обшивалось исключительно полотном.

Размах крыла, м 16.00
Длина, м 9.00
Высота, м 3.40
Площадь крыла, м2 54.80
Масса, кг
пустого самолета 1160
нормальная взлетная 1540
Тип двигателя 1 ПД Salmson
Мощность, л.с. 1 х 150
Максимальная скорость , км/ч 110
Крейсерская скорость , км/ч 98
Продолжительность полета, ч.мин 3.45
Максимальная скороподъемность, м/мин 67
Практический потолок, м 3000
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка, кг 320
Вооружение: один 7.62-мм пулемет
Боевая нагрузка - легкие бомбы до 160 кг на бомбодержателях под нижним крылом.

Тросы рулей высоты и направляющего руля находились снаружи летающей лодки. Элероны были предусмотрены только на верхнем крыле, их ширина увеличивалась к концу крыла, что увеличивало эффективность поперечного управления. Руль направления предусматривал компенсацию в виде загнутого верха, что значительно уменьшало нагрузку на ногу летчика от нажатия на педали.

По материалам:
http://www.airwar.ru/enc/other1/m9.html
http://flyingmachines.ru/Site2/Crafts/Craft25696.htm
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +20
    17 июля 2013 07:04
    Мои поздравления! drinks
    1. +3
      17 июля 2013 09:36
      Присоединяюсь! С праздником мужики!
      Отдельный корабельный истребительный авиационный полк имени дважды Героя Советского Союза Б.Ф. Сафонова – гордость не только морской авиации Северного флота, но и Военно-воздушных сил России в целом. Это единственное в России лётное подразделение истребителей совершает полёты с палубы авианесущего крейсера. Об уникальности такой военной специальности свидетельствует то, что представителей этой профессии в нашей стране сегодня меньше, чем космонавтов. Пилоты авиаполка, базирующегося в отдалённом гарнизоне Заполярья, отличаются высоким мастерством и искренней преданностью своему делу.

      http://www.redstar.ru/index.php/1812/item/3961-palubniki
      1. 0251
        +2
        17 июля 2013 14:04
        Честь и хвала Вам. С праздником. Всего самого наилучшего. Побольше бы нам таких авианесущих кораблей, чтобы они были во всех Флотах РФ.
    2. +3
      17 июля 2013 09:47
      С праздником, ждем "прорывных" (в техническом плане) авианосцев в российской армии!
      1. +3
        17 июля 2013 11:52
        С праздником морских лётчиков. Чистого неба, больших авианосцев.
  2. Strelok20883
    +8
    17 июля 2013 07:19
    Слава России! С праздником!
  3. +8
    17 июля 2013 07:23
    Присоединяюсь к поздравлениям!
  4. +13
    17 июля 2013 07:24
    ПА-ЗДРА-ВЛЯ-ЕМ! ПА-ЗДРА-ВЛЯ-ЕМ!
    Чистого неба, и чтобы количество взлетов всегда равнялось количеству посадок! love
  5. +10
    17 июля 2013 07:33
    Ну с днюхой, мужики ! drinks ! Полного штиля при взлете и посадке!
  6. +5
    17 июля 2013 07:51
    с Дона.
    С праздником!Желаю дальнейшего развития морской авиации!
  7. +5
    17 июля 2013 07:59
    С ПРАЗДНИКОМ МУЖИКИ!!! СЛАВА РОССИИ!!!
  8. +7
    17 июля 2013 08:09
    С праздником,Орлы drinks !!!
  9. +4
    17 июля 2013 08:26
    Новенький авианосец бы им в подарок, в честь праздничка!
    Слава Православной России!
    1. 6216390
      +2
      17 июля 2013 09:56
      Цитата: Женя
      Новенький авианосец бы им в подарок

      И не один.
  10. +17
    17 июля 2013 08:50
    ...отмечая День основания Морской Авиации, не забыть бы славных летчиков, ставивших её на крыло!
    В том числе, супер-испытателя - "дядю Женю", Лахмостова Евгения Александровича, поднимавшего знаменитый А-40 и не менее легендарный лазерный А-60... не заслуженно забытого сильными мира сего...Мы-то помним!
    http://испытатели.рф/base/2010/02/laxmostov-e-a/
  11. +7
    17 июля 2013 09:10
    В день основания Морской Авиации, помимо стандартных поздравлений, очень хочу пожелать, возрождения Морской Авиации в полном объеме!
  12. +4
    17 июля 2013 09:51
    Морские летчики - особый летный класс!
    Они себя на фронте проявили.
    Здесь каждый летчик - волк морской и ас,
    На трех фронтах они фашистов били!
    Морские летчики!Вы - гордость ВВС!
    Летайте без аварий в мирном небе синем.
    Пусть к вам удачи снизойдут с небес,
    Мы в этот день за вас бокал поднимем!
  13. +4
    17 июля 2013 09:58
    Поздравляем С Днём Морской Авиации ВМФ РОССИИ! И число взлетов равнялось числу посадок.
  14. +7
    17 июля 2013 10:09
    Здравствуйте всем.
    Присоединяюсь к поздравлениям.

    Волна — волной, война — войной,
    Над Балтикой — воздушный бой,
    Остался в памяти народа
    Тот бой шестнадцатого года:

    Морские летчики вступили
    С врагами в бой и победили.
    Над морем воспарил орел,
    И крылья русский флот обрел.

    Устроим летчикам овацию!
    За морскую авиацию! drinks drinks drinks
  15. +4
    17 июля 2013 10:27
    Чистого неба и семь футов под килем! wink
  16. Кит
    +6
    17 июля 2013 11:36
    am
    Так и только так
  17. dizelniy
    +7
    17 июля 2013 11:48
    Вспомним Тимура Апакидзе, ведь он погиб именно в этот день. Вечная славе всем морским пилотам. "За то, что любиш умереть не страшно" Т.А. Апакидзе.
  18. +12
    17 июля 2013 12:25
    Да, ностальгия блин, мой профессиональный праздник.

    "Первым делом мы испортим самолёты.... Ну а девушек? А девушек потом..." drinks
    1. +3
      17 июля 2013 15:22
      Поздравляю Вас с профессиональным праздником! Честь и хвала ... гордость ВВС!

  19. +2
    17 июля 2013 12:59
    Поздравляю вас с праздником drinks
  20. +2
    17 июля 2013 13:11
    С праздником морских летчиков, элиту Российских ВВС!!!
  21. +2
    17 июля 2013 14:21
    Сер(vaf)- а ты гыде? летунов люблю,с праздником.
    НО- июль МОЙ праздник. вот почему то нет ажиотажа по поводу ФЛОТА. так не год и не месяц создавали- июль МОЙ
  22. +3
    17 июля 2013 14:23
    С праздником!!! good И чтобы количество взлётов соответствовало числу посадок! drinks
    1. +4
      17 июля 2013 15:26
      Присоединяюсь!!!
  23. dizelniy
    +5
    17 июля 2013 18:49
    Ни по одному каналу, ни одного слова о Т.А.Апакидзе.Наши руководители успешными называют тех, у кого много денег, без анализа способов и источников их происхождения. Человек который составляет славу и гордость России в 12 годовщину своей гибели на боевом посту, не заслужил быть вспомненным на всю страну. Это и есть характеристика нашей власти.
  24. +4
    17 июля 2013 20:26
    Летайте, Мужики, Летайте, Летайте и Летайте!!! Учитесь, набивайте шишки, главное -ПРИЗЕМЛЯЙТЕСЬ ВСЕГДА И В ШТАТНОМ РЕЖИМЕ!!! Уверен, всех этих подматрасных будете "иметь" и в "Хвост и в гриву". ПОЗДРАВЛЯЮ ВАС, РЕБЯТА!!!
  25. +1
    17 июля 2013 20:33
    морские летуны, С ПРАЗДНИКОМ!!! Сегодня за ВАС бокал, ну и помянуть Тимура Автандиловича надо
  26. +3
    17 июля 2013 22:12
    С ПРАЗДНИКОМ МУЖИКИ!
    1. dizelniy
      0
      17 июля 2013 23:37
      Спасибо за клип. Последний кадр берёт за душу.
  27. +1
    17 июля 2013 22:28
    Присоединяюсь к поздравлениям. Вот подыскал видео про гидросамолеты Григоровича и другие наши.УРА МОРСКОЙ АВИАЦИИ!!!
  28. ixsus
    0
    17 июля 2013 23:32
    Так же присоединяюсь к поздравлениям.
    МОРСКАЯ АВИАЦИЯ, С ПРАЗДНИКОМ!!! Чистого неба!
  29. 0
    18 июля 2013 01:44
    Мои поздравления причастным