«Стоять на перепутье — не лучшая позиция»

9
На днях в Москве прошло заседание Межправкомиссии по социально-экономическому сотрудничеству между РФ и Южной Осетией. По его итогам посол РФ в Южной Осетии ЭЛЬБРУС КАРГИЕВ рассказал корреспонденту “Ъ” ЕЛЕНЕ ЧЕРНЕНКО о главных проблемах, препятствующих восстановлению республики.

— Что обсуждалось на заседании комиссии?

— Обсуждались текущее состояние дел и планы работы на перспективу. И если первая тема является будничной — как осуществляется финансовая помощь с нашей стороны по поддержке бюджетной сферы, то решения по вопросам будущего Южной Осетии являются без преувеличения судьбоносными.

— О чем удалось договориться?

— В последние годы на обеспечение функционирования организаций бюджетной сферы Южной Осетии Россией выделялась ежегодно финансовая помощь порядка 2,8 млрд руб. По итогам встречи президентов Владимира Путина и Леонида Тибилова в Москве в конце прошлого года зарплата южноосетинских бюджетников с января нынешнего года увеличена и постепенно приближается к уровню среднего заработка работников соответствующих бюджетных отраслей в Республике Северная Осетия—Алания. Кроме того, в текущем году увеличена финансовая помощь на приобретение медикаментов, автоматизацию бюджетного процесса и ряд других мероприятий.

— Но Южная Осетия ведь не может постоянно дотироваться Россией?

— Этот вопрос важен и актуален. На заседании Межправкомиссии рассмотрена и принята инвестиционная программа на 2013 год с учетом внесенных изменений и корректировок. Ее суть — продолжение реализации чрезвычайно важных мероприятий по таким направлениям, как дорожное строительство, восстановление инженерной инфраструктуры и благоустройство Цхинвала, некоторым другим.

Дальше предстоит работа по разработке новой инвестиционной программы содействия соцэкономразвитию Южной Осетии на 2014–2016 годы. Хотел бы отметить новые подходы к ее формированию. Во-первых, в основе лежит стратегическое планирование развития экономики Южной Осетии на долгосрочную и среднесрочную перспективу, а также ее отдельных отраслей. Во-вторых — приоритетность инвестиционных проектов социальной и инфраструктурной значимости. Пристальное внимание будет уделено эффективному и целевому использованию финансовых ресурсов. В этом направлении российские ведомства плотно взаимодействуют с южноосетинскими партнерами.

На основе этих принципов и будет сформирована инвестиционная программа на 2014–2016 годы, рассмотрение которой запланировано в октябре на заседании МПК в Цхинвале.

— Россия будет диктовать Южной Осетии свои условия в плане дальнейшего развития инфраструктуры?

— Нет, российская сторона не собирается диктовать южноосетинским партнерам, что и где строить. Наша общая задача — с учетом российского опыта совместно выработать новые подходы к определению путей и приоритетов экономического развития Южной Осетии.

— Нынешнее заседание Межправкомиссии было восьмым. Российский подход к участию в этом органе за прошедшее время как-то изменился?

— Безусловно, и существенно. За истекший год со стороны РФ повышен уровень представительства в этой комиссии, а также значимость и масштабность рассматриваемых вопросов. Если раньше работа комиссии в основном концентрировалась на восстановлении пострадавших в результате военных действий зданий и сооружений, проще говоря, на латании дыр, то сейчас она больше занимается вопросами развития экономики республики.

— А подход Южной Осетии?

— У южноосетинских коллег крепнет понимание того, что экономика республики должна опираться не только на внешнюю поддержку, но все больше и на собственный потенциал.

— Что же мешает задействованию этого потенциала?

— Серьезные прорехи в законодательстве Южной Осетии. Сегодня мы с партнерами понимаем, что для успеха намеченных планов требуется фактически разработать заново целый ряд важных нормативных документов.

Только за последний год приняты весьма сложные по своему содержанию законы «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса», «О бюджетной классификации Республики Южная Осетия», внесены соответствующие изменения в закон «О государственном бюджете Республики Южная Осетия на 2013 год», намечены мероприятия по созданию казначейства республики. Речь идет о важнейших документах, нацеленных на внедрение современных, цивилизованных принципов бюджетного устройства.

Помимо этого при практической помощи российских ведомств подготовлено порядка 70 законопроектов. Но подготовить законопроект — это только начало. Более сложная задача — научиться законы исполнять. А это уже основная функция правительства Южной Осетии. Российские специалисты всегда готовы оказать необходимую практическую помощь. Уже сейчас ведется соответствующая работа по повышению квалификации южноосетинских специалистов. Это очень важное направление нашего межгосударственного сотрудничества.

— Кроме прорех в законодательной базе проблем нет?

— Есть. Одна из них — инвестиционная привлекательность Южной Осетии. Новому руководству удалось обеспечить политическую стабильность, и это плюс. Но среди серьезных минусов — проблема собственности, в том числе и на землю, вопросы разгосударствления убыточных или вообще бездействующих предприятий, разорившихся колхозов и госхозов.

Экономика Южной Осетии после распада СССР фактически не работала в условиях рыночных отношений. Стоять на перепутье — не лучшая позиция. Но для решения этих чувствительных вопросов нужна дискуссия, нужен общественный консенсус, чтобы избежать социальных потрясений. Откладывать это на потом никак нельзя, потому что все вводимые инвестиционные объекты должны вписываться в общерыночные правила игры.

— 26 августа Южная Осетия отметит пятилетие со дня признания ее независимости со стороны РФ. Что сделано за эти годы?

— Практически все эти пять лет я живу в Цхинвале, и поэтому то, что я скажу, это «свидетельство очевидца».

Первое — народ живет с чувством полной безопасности от возможности повторения августовских событий. И это после 20 лет непрерывной пальбы, гибели близких и, наконец, войны, развязанной пять лет назад тбилисским режимом. Гарантом мира для южноосетинцев является Россия. Далее: благодаря беспрецедентной в высокогорных условиях прокладке газопровода, а также электрическим коммуникациям из России в Цхинвале сегодня в избытке ресурсы газа и света. Напомню, что зимой в республике температура опускается до минус 15–20 градусов. Продолжаются не только восстановление социальных объектов, но и их реконструкция, модернизация, а также новое строительство. И этой теме будет уделяться постоянное внимание.

Наконец, один из традиционно красивых и привлекательных южных городов возрождается в новом современном облике — столицы молодого независимого государства. Улицы и дома преображаются на глазах у жителей. И, конечно, вклад РФ в развитие дружественного государства на наших южных рубежах по достоинству оценивается населением Южной Осетии.
9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. vitek1233
    +2
    26 июля 2013 07:04
    Надеюсь Россия не уйдет из Южной Осетии никогда
  2. +6
    26 июля 2013 08:00
    До бесконечности мы не можем дотировать кавказ,надо и честь знать.Я понимаю Дальний Восток,холод,отдаленность. Кавказ тепло, светло и мухи не кусают.Налаживать экономику региона -однозначно.А если не понимают-прощаться.Мы не дойная корова!
  3. vladsolo56
    +7
    26 июля 2013 08:23
    Южной Осетии подарили независимость и безопасность, по моему все остальное они должны строить сами, и экономику и производство и сельское хозяйство. Там не так много населения, потому не стоит вбухивать большие деньги. Все должны жить по средствам. К тому же им и так уже много помогли.
    1. -1
      26 июля 2013 08:47
      Цитата: vladsolo56
      Южной Осетии подарили независимость и безопасность, по моему все остальное они должны строить сами, и экономику и производство и сельское хозяйство. Там не так много населения, потому не стоит вбухивать большие деньги. Все должны жить по средствам. К тому же им и так уже много помогли.

      Так и хочется вспомнить Украину.
    2. ed65b
      0
      26 июля 2013 14:04
      Цитата: vladsolo56
      Южной Осетии подарили независимость и безопасность, по моему все остальное они должны строить сами, и экономику и производство и сельское хозяйство. Там не так много населения, потому не стоит вбухивать большие деньги. Все должны жить по средствам. К тому же им и так уже много помогли.

      Еще больше украли.
  4. +1
    26 июля 2013 08:44
    Я бы ещё добавил, почему бы Владикавказу и местным миллиардерам не оказывать помощь Сталинири, то бишь Цхинвалу.
  5. +2
    26 июля 2013 09:22
    Тут нужно решить один единственный вопрос. Возможно-ли объединение Северной и Южной Осетии, если да то надо объединять и как субъект РФ попадает под федеральный бюджет со всеми видами финансирования , если нет то это бессмысленная трата средств и времени, так как у любой страны при всем совпадении интересов конечные задачи разные.
    Хорошо это или плохо не мне решать.
  6. 0
    26 июля 2013 09:36
    С утра новости. Срезали миллиарды на развитие космической отрасли, строительство космодрома "Восточный" будет приостановлено из-за нехватки средств. Стало понятно, куда ушли деньги.

    Но не такой же ценой!
  7. eplewke
    -1
    26 июля 2013 11:00
    По нормам международного права, Южная Осетия до сих пор считается не признанной республикой и является спорной территорией. Т.е. повторения 08.08.08 имеет место быть,если Россия уйдёт из региона. Так что безвозмездные вливания наших активов в эту республика - это аксиома,если мы не хотим повторения геноцида южноосетинского народа. Спомним СССР, для поддержания геополитического авторитета было безвозмездно отдано миллиарды рублей...
  8. optimist
    +2
    26 июля 2013 11:57
    Статье минус. Одни общие фразы типа "углУбим, расширим, догоним и перегоним". Ещё один гемморой и бездонная бочка, куда утекают российские деньги. Местное население ничего не делало последние 25 лет и делать не собирается (точно так же, как "рассеяне" других СК-республик). У них одна психология,-пусть русский ванька-д.у.рак работает, а мы в чайхане сидеть будем, барашка кушать...
  9. 0
    26 июля 2013 13:38
    Цитата: krasin
    До бесконечности мы не можем дотировать кавказ,надо и честь знать.

    Совокупные дотации регионам Северного Кавказа (2011 год) составляют 182 657 116 417 руб. или 0,86% от от консолидированного бюджета России. Совокупные дотации Чечне составляют 0,34% от бюджета России, на Ингушетию приходится 0,08%, на Дагестан 0,28%.
    А если не понимают-прощаться.
    Судя по таблице дотаций на душу населения, нужно до-прощаться так до Московы?
    [media=http://businessmsk.livejournal.com/286270.html]
  10. +1
    26 июля 2013 13:42
    Достало. Почему за наш счет должны восстанавливать Ю.Осетию? У нас самих нет проблем? Некуда деньги вкладывать? Если там есть наши базы, то платить за них и не более. Развивать торговые отношения и не более. Пусть сами пашут, сеют, строят. История показывает. Как не кормила, какие бы деньги не вкладывала Россия (СССР) придет время и на каждом углу Цхинвали будут орать о русских оккупантах.
    Не верю я им.
  11. 0
    26 июля 2013 14:50
    Помогать надо,мы русские, и так было всегда. Вот только помощь должна быть контролируема, ибо наличие массы ладскрузеров с югоосетинскими номерами на улицах наших городов свидетельствует не о восстановлении республики, а о том, что их государственные воры от наших не отличаются абсолютно ничем. Тут правда есть еще одна заковыка, наши контролеры тоже хотят ездить на ландскрузерах.