Семейство БТР-60/70/80 в боевых действиях

29
По западным данным БТР-60 всех модификаций было изготовлено около 25 тыс. штук. БТР-60 активно экспортировались за рубеж. Кроме того, БТР-60ПБ производились по советской лицензии в Румынии под индексом ТАВ-71, эти машины кроме вооруженных сил самой Румынии, поставлялись и для армии Югославии.

В соответствии с некоторыми имеющимися данными по состоянию на 1995 год БТР-60 различных модификаций (в основном БТР- 60ПБ) имелись в армиях Алжира, Анголы, Афганистана, Болгарии, Ботсваны (24 единицы), Вьетнама, Гвинеи, Гвинеи-Биссау, Египта, Замбии (10 единиц), Израиля, Индии, Ирака, Ирана, Йемена, КНДР, Камбоджи, Конго (28 единиц), Кубы, Лаоса, Ливии, Литвы (10 единиц), Мали, Мозамбика (80 единиц), Монголии, Никарагуа (19 единиц), Сирии, Судана, Турции (получены из Германии), Финляндии (110 единиц), Эстонии (20 единиц). Кроме того, в настоящее время они все еще состоят на вооружении в армиях многих стран СНГ.



Интересно, что экспорт и реэкспорт БТР-60 в различные страны продолжаются до сих пор. Так только Украина в 2001 году передала миротворческому контингенту ООН в Сьерра - Леоне 170 бронетранспортеров (136 БТР-60ПБ и 34 БТР-70). В том числе Нигерийскому контингенту передано 6 БТР-60ПБ, Ганийскому миротворческому контингенту 6 БТР - 60ПБ, Кенийскому миротворческому батальону 3 БТР-60ПБ, один БТР-60ПБ Гвинейскому миротворческому батальону.

По сравнению с БТР-60 география распространения бронетранспортеров БТР-70 существенно уже. В 1980-е годы помимо Советской Армии они поступали на вооружение только Национальной народной армии (ННА) ГДР и афганских правительственных войск. Кроме того, выпускавшийся по советской лицензии в Румынии аналог БТР-70 (ТАВ-77) состоял на вооружении ее собственной армии. В настоящее время эти боевые машины имеются в составе армий почти всех стран СНГ. По состоянию на 1995 год, кроме стран СНГ, БТР-70 состояли на вооружении в Эстонии (5 единиц), Афганистане, Непале(135) и Пакистане (120 единиц, получены из Германии), Судане, Турции (получены из Германии).

Семейство БТР-60/70/80 в боевых действиях

Бронетранспортеры БТР-80, по данным на 1995 год, состояли на вооружении практически во всех странах СНГ, а так же в Эстонии (20 единиц), Венгрии (245 единиц), Сьерра-Леоне, Турции (100). Контракт на продажу Турции партии российских бронетранспортеров БТР-80А был подписан в 1995 году. Это первый случай когда новейшая российская боевая техника поступает на вооружение страны - члена блока НАТО. Судя по всему, выбор, который сделали турецкие военные, не случаен. Несколько лет назад Турция получила от Германии советские бронетранспортеры БТР-60ПБ и БТР-70 из арсеналов ННА ГДР и уже успела опробовать их в боевых условиях в горах Курдистана.

Так как производство БТР-80 продолжается, надо полагать, что приведенный выше список стран и количество имеющихся в их распоряжении бронетранспортеров БТР-80 будет существенно пополняться. Так Венгерская армия в начале 2000 года получила 20 последних бронетранспортеров БТР-80, чем был завершен контракт на поставку из России 487 машин этого типа. Всего за последние пять лет Будапешт получил 555 бронетранспортеров БТР-80 (в том числе и БТР-80А), 68 из которых были переданы министерству внутренних дел. Поставкой бронетранспортеров Россия погасила долг Венгрии оставшийся еще с советских времен. Общая стоимость поставок составила 320 млн. долларов США (около 576600 долларов за один БТР). По прошедшим в средствах массовой информации данным в 2000 году на проходившем во Франции салоне вооружений «Евросатори - 2000» партию российских бронетранспортеров приобрела Северная Корея. Арзамасский машиностроительный завод должен был поставить Пхеньяну десять БТР-80. А 15 октября 2002 года первая партия БТР-80А была отправлена в Индонезию (12 БТР -80А, персонал и запасные части).

В самой России кроме Российской Армии БТР-80 состоят на вооружении во, Внутренних войсках и морской пехоте. Они же используются российскими контингентами сил ООН в Боснии и Косово.

В военной акции бронетранспортеры БТР-60 впервые были применены в ходе операции «Дунай» - вводе войск стран участниц Варшавского Договора в Чехословакию в 1968 году. Сигнал «Влтава 666» поступил в войска 20 августа в 22 час. 15 мин., и уже в 23 часа войска общей численность 500 тыс. человек с 5 тыс. танков и бронетранспортеров пересекли Чехословацкую границу. С территории ГДР в Чехословакию вводились 1-я гвардейская танковая армия и 20-я гвардейская армия. Здесь переход границы был осуществлен 21 августа «внезапно», на 200 км фронте одновременно силами 8 дивизий (2 тыс. танков и 2 тыс. бронетранспортеров, в основном БТР-60). Через 5 час. 20 мин. после перехода государственной границы части и соединения 20-й гвардейской армии вошли в Прагу.

К счастью 200 тыс. чехословацкая армия не оказала практически никакого сопротивления, хотя в ряде ее частей и соединений и отмечались случаи «антисоветского психоза». Выполняя приказ своего министра обороны, она до конца событий в стране оставалась нейтральной. Это позволило избежать кровопролития, так как войска Варшавского Договора получили вполне определенные «рекомендации». В соответствии с ними вводилась белая полоса - отличительный знак «своих» и союзных войск. Вся боевая техника без белых полос подлежала «нейтрализации» желательно без стрельбы. Однако в случае сопротивления «бесполосые» танки и другая боевая техника» подлежали «немедленному уничтожению». Для этого не нужно было получать «санкции» сверху. При встрече с войсками НАТО было приказано немедленно останавливаться и «без команды не стрелять».

Настоящим боевым крещением БТР-60 можно считать советско-китайский пограничный конфликт в районе острова Даманский в марте 1969 года. После резкого ухудшения советско-китайских отношений в середине 1960-х годов начались работы по укреплению дальневосточных рубежей Советского Союза: осуществлялась передислокация отдельных частей и соединений Вооруженных Сил из западных и центральных районов страны в Забайкалье и на Дальний Восток; совершенствовалась в инженерном отношении приграничная полоса; более целенаправленно стала проводиться боевая подготовка. Главное же - принимались меры к усилению огневых возможностей пограничных застав и пограничных отрядов; в подразделениях увеличилось количество пулеметов, в том числе крупнокалиберных, противотанковых
гранатометов и другого вооружения; на заставы стали поступать бронетранспортеры типа БТР-60ПА и БТР-60ПБ, в пограничных отрядах на них создавались маневренные группы.

Нужно подчеркнуть, что китайские лидеры были кровно заинтересованы в крупном «победоносном» конфликте на советско-китайской границе. Во-первых, это гарантировало генералитету солидное представительство в руководстве страны, во-вторых, военно-политическое руководство могло бы подтвердить правильность курса на превращение Китая в военный лагерь и подготовку к войне, зачинщиком которой якобы явится советский «социал-империализм». Подготовка плана боевых действий, с применением примерно трех пехотных рот и ряда воинских подразделений, скрытно расположенных на острове Даманский была завершена 25 января 1969 года. Генеральный штаб НОАК внес в план некоторые коррективы. В частности, он отметил, что если советские солдаты будут использовать подручные средства («к примеру, деревянные палки») либо бронетранспортеры, то китайским солдатам следует «решительно дать отпор», применяя аналогичные палки и подрывая боевые машины.

В ночь на 2 марта 1969 года подразделения НОАК (около 300 военнослужащих) вторглись на остров Даманский и, оборудовав одиночные окопы, устроили засаду. Утром 2 марта пограничный пост заставы «Нижне-Михайловка» доложил командиру о нарушении Государственной границы СССР двумя группами китайцев общей численностью до тридцати человек. Сразу же начальник заставы старший лейтенант И.Стрельников с группой из 30 пограничников выехал на БТР-60 и двух автомашинах навстречу нарушителям. Он решил блокировать их с двух сторон и вытеснить с острова. С пятью пограничниками Стрельников направился к острову с фронта. На удалении 300 м от них двигалась вторая группа из 12 человек. Третья группа пограничников из 13 человек шла к острову с фланга. Когда первая группа приблизилась к китайцам, их передовая цепь неожиданно расступилась и вторая шеренга открыла огонь. Две первые группы советских пограничников погибли на месте. Одновременно из засады на острове и с китайского берега был открыт огонь из пулеметов и минометов по третьей группе, которая была вынуждена занять круговую оборону. Тут же вступили в бой и подразделения китайских солдат, которые накануне ночью проникли на остров.








На выручку нашим пограничникам срочно направилась мотоманевренная группа на бронетранспортерах соседней заставы «Кулебякины сопки» во главе с начальником заставы старшим лейтенантом В.Бубениным. Ей удалось обойти противника с тыла и отбросить его за насыпь на острове. Бой с переменным успехом продолжался весь день. В это время командование Иманского пограничного отряда (в состав которого входили заставы «Нижне-Михайловка» и «Кулебякины сопки») во главе с полковником Д.Леоновым вместе с маневренной группой и школой сержантского состава погранотряда находились на учениях Дальневосточного военного округа. После получения сообщения о боях на Даманском Д.Леонов немедленно отдал распоряжение снять с учений школу сержантского состава, маневренную группу и выдвигаться в район острова. К вечеру 2 марта пограничники отбили Даманский и закрепились на нем. Для того чтобы предотвратить возможные повторные провокации, на Даманский выдвинулась усиленная маневренная группа погранотряда под командованием подполковника Е.Яншина (45 человек с гранатометами) на 4 БТР-60ПБ. На берегу был сосредоточен резерв - 80 человек на бронетранспортерах (школа сержантского состава). В ночь на 12 марта в район недавних боев прибыли части 135-й мотострелковой дивизии ДВО.

Однако, что делать дальше - никто не знал. Военно-политическое руководство СССР молчало. Армейские части и подразделения не имели соответствующих распоряжений ни от министра обороны, ни от Генерального штаба. Руководство КГБ, в ведении которого находились пограничники, так же заняло выжидательную позицию. Именно этим и объясняется определенная неразбериха в действиях советских пограничников, которая наглядно проявилась 14 марта при отражении массированных атак («людские волны») с китайской стороны. В результате спонтанных и непродуманных решений штаба погранокруга советские пограничники понесли большие потери (погиб полковник Д.Леонов, китайцы захватили секретный танк Т-62) и вынуждены были к концу дня оставить Даманский. Фактически спасли ситуацию части и подразделения 135-й мотострелковой дивизии. На свой страх и риск ее штаб отдал приказ артиллерийскому полку 122-мм гаубиц, отдельному реактивному дивизиону БМ-21 «Град» и минометным батареям 199-го полка (подполковник Д.Крупейников) произвести мощный артналет по острову и противоположному берегу на глубину 5-6 км. Точку над "i" поставил мотострелковый батальон под командованием подполковника А.Смирнова. В течение нескольких часов (потеряв 7 человек убитыми и 9 ранеными, а также 4 БТР-60ПБ) ему удалось полностью очистить Даманский. Китайские потери составили около 600 человек.

Летом того же 1969 года заметно обострилась ситуация и на казахстанском участке советско-китайской границы, в районе Джунгарского выступа, охранявшегося Уч-Аральским пограничным отрядом. И здесь советскими пограничниками были использованы БТР-60 в боевых условиях. 12 августа пограничные наряды на постах наблюдения «Родниковая» и «Жаланашколь» заметили на сопредельной территории перемещения отдельных групп китайских военнослужащих. Начальник погранвойск Восточного округа генерал-лейтенант Меркулов предложил китайской стороне организовать встречу и обсудить обстановку. Ответа не последовало. На следующий день, около пяти часов утра китайские военнослужащие двумя группами в количестве 9 и 6 человек вышли на линию Государственной границы СССР на участке пограничной заставы «Жаланашколь» и к семи часам углубились в пределы пограничного пространства на расстояние 400 и 100 м. Здесь нарушители начали окапываться, демонстративно выходить к окопам у линии границы, игнорируя требования советских пограничников вернуться на свою территорию. В это же время за линией границы в горах сосредоточилось еще около 100 вооруженных китайцев.

Через несколько минут в район вторжения нарушителей прибыли бронетранспортеры, личный состав заставы и резервы из соседних застав. Руководил действиями всех этих сил начальник штаба отряда подполковник П. Никитенко. Через час со стороны вторгшейся группы было произведено несколько выстрелов в направлении линии окопов советских пограничников. По нарушителям был открыт ответный огонь. Завязался бой. В это время три группы китайцев общей численностью свыше сорока человек, вооруженные стрелковым оружием и РПГ, вплотную приблизились к Государственной границе и предприняли попытку ее пересечения с целью захвата ближайшей сопки «Каменная». Подошедшее с соседней заставы подкрепление - маневренная группа на трех БТР-60ПБ - с ходу вступило в бой. Первый БТР (бортовой №217) под командованием младшего лейтенанта В.Пучкова оказался под сильным огнем противника: пулями и осколками снесло наружное оборудование, изрешетило скаты, пробило в нескольких местах броню, заклинило башню. Сам В.Пучков и водитель БТР В.Пищулев получили ранения.

Группа из восьми бойцов, усиленная двумя бронетранспортерами, под командованием старшего лейтенанта В.Ольшевского, развернувшись в цепь, стала обходить нарушителей с тыла, отрезая им пути отхода. Со стороны заставы противника атаковала группа помощника начальника штаба маневренной группы капитана П.Теребенкова. К 10 часам утра бой завершился - советская сторона потеряла убитыми 2 пограничников (сержанта М.Дулепова и рядового В.Рязанова) и 10 человек получили ранения. В плен попали 3 китайца. На поле боя было подобрано 19 трупов налетчиков.

Но настоящей проверкой для всего семейства ГаЗ-овских бронетранспортеров стал Афганистан. За десятилетие Афганской войны - с 1979 по 1989 годы, через него прошли и БТР-60ПБ, и БТР-70, и БТР-80. при разработке последнего широко использовались результаты анализа афганского опыта применения бронетранспортеров. Здесь надо упомянуть, что БТР-60ПБ находились на вооружении не только Советской Армии, но и Афганских правительственных войск. Поставки сюда различных вооружений из Советского Союза, начались еще с 1956 года во времена правления Мухаммед Заир-шаха. Бронетранспортеры БТР-60ПБ Афганской армии часто участвовали в военных парадах проходивших в Кабуле.

На момент ввода войск бронетехника мотострелковых дивизий Среднеазиатского военного округа была представлена бронетранспортерами БТР-60ПБ, боевыми машинами пехоты БМП-1 и разведывательно-дозорными машинами БРДМ-2. В мcд бронетранспортерами укомплектовывались два мотострелковых полка из трех (третий вооружался БМП-1). Использование здесь на начальном этапе БТР-60ПБ объясняется тем, что относительно новыми, на тот период, БТР-70 (их производство было начато в 1976 году) в первую очередь оснащались дивизии ГСВГ и западных военных округов. Развернувшиеся боевые столкновения показали, что советская бронетехника недостаточно защищена от современных противотанковых средств, пожароопасна, а гусеничные машины (танки и БМП) довольно уязвимы на подрыв. Стоящие на вооружении Среднеазиатского военного округа танки - Т-62 и Т-55, были вынуждены срочно модернизировать. На них установили так называемые противокумулятивные решетки и дополнительные броневые плиты на башни, которые солдаты прозвали «бровями Ильича». А БМП-1 были вообще выведены из Афганистана и срочно заменены переброшенными из Германии новейшими БМП-2.


То же самое пришлось сделать и с БТР-60ПБ. В Афганистане проявились его недостатки, усугублявшиеся особыми физико-географическими условиями театра военных действий. В жарком высокогорном климате карбюраторные двигатели «шестидесятой» теряли мощность и перегревались, а ограниченный угол подъема вооружения (всего 30°) делал невозможным огонь по высокорасположенным целям на склонах горных ущелий, недостаточной была и защищенность в особенности от кумулятивных боеприпасов. В результате БТР-60ПБ были довольно быстро заменены БТР-70, тем не менее машины управления на базе «шестидесятой» использовались в Афганистане до самого вывода советских войск. Но и БТР-70 обладали почти такими же недостатками. Защищенность практически не улучшилась, проблема перегрева двигателей не была решена и даже усугубилась из-за несколько увеличенной мощности двигательной установки и особенностей конструкции картеров. Поэтому очень часто «семидесятой» в Афганистане передвигались с открытыми надмоторными люками для улучшения охлаждения. Правда они имели существенно увеличенный (до 60° ) угол возвышения пулеметов, а так же повышенную пожаробезопастность за счет размещения топливных баков в изолированных отсеках и улучшенной системы пожаротушения.

Через Афганистан прошел и принятый на вооружение позднее БТР-80. Установленный на новой машине взамен двух карбюраторных мощный дизельный двигатель давал возможность войскам более эффективно использовать боевую машину в условиях гор и пустынь, так как разреженный воздух не так отрицательно действует на работу дизельного двигателя. Одновременно существенно вырос запас хода и снизилась пожароопасность. Однако защищенность БТР-80 оставалась недостаточной. Подтверждением этому могут служить цифры потерь - за девять лет войны в Афганистане было потеряно 1314 БТР и БМП, а так же 147 танков. Поэтому в войсках проводился огромный объем работы по поиску дополнительных средств усиления защиты личного состава и самих бронетранспортеров, в первую очередь, от попаданий кумулятивных снарядов, а также огня 12,7-мм и 14,5-мм пулеметов. Кумулятивные снаряды и пули крупного калибра поражали БТР, попадая в наружное оборудование или залетая внутрь действующих агрегатов через жалюзи и открытые люки. Недостаточной бронированностью характеризовалось и всё моторно-трансмиссионное отделение.


Учитывая это, в боевых действиях на бронетранспортерах устанавливались отдельные экраны от пуль и гранат, специальные решетчатые экраны из листов автомобильных рессор, между колесами навешивались экраны из прорезиненного материала, использовались и другие подручные средства защиты: автомобильные колеса, емкости с водой, маслом, песком или камнями и т. д. Кустарно изготовленные устройства защиты широкого внедрения не получили. Основной причиной явилось увеличение массы БТРа, что отрицательно сказалось на его эксплуатационно-технических характеристиках, ибо даже в «чистом» виде БТР-80 был тяжелее своих предшественников примерно на 2 т.

В 1986 году на основе опыта применения бронетранспортеров и путем проведения экспериментально-теоретических исследований в Военной академии БТВ был разработан комплекс мероприятий по повышению противопульной стойкости машин. Среди них:

  • установка многослойных панелей из ткани СВМ на тыльной поверхности верхних наклонных бортовых листов от командира (водителя) до топливных баков отделения силовой установки и листов из органопластика без разнесения по всей поверхности ниш подвесок первых и вторых колес и люков скрытого десантирования;
  • использование в качестве второй преграды (без разнесения за верхними боковыми листами носовой части корпуса для защиты командира и водителя, за броневыми деталями башни для защиты стрелка) дополнительных экранов из органопластика;
  • использование за тыльной поверхностью верхнего и нижнего кормовых листов с разнесением 150-мм многослойных экранов из ткани СВМ;
  • установка в качестве изолирующего экрана по контуру каждого топливного бака листа из органопластика.

    Расчеты показали, что при реализации этих мероприятий прирост математического ожидания числа непораженных мотострелков после обстрела из крупнокалиберного пулемета с дистанции 200 м может достигнуть 37% при незначительном (около 3%) росте массы боевой машины.


    Гораздо лучше дело обстояло с миностойкостью колесных бронетранспортеров которая, в некоторых случаях, поражала воображение. Вот типичный пример. После подрыва БТР-80 на мине ТМ-62П (взрыв произошел под правым передним колесом), были полностью разрушена резина колеса, поврежден колесный редуктор, подвеска колеса, полка над колесом. Тем не менее машина ушла с места подрыва самостоятельно (пройдя 10 км от места подрыва), а люди, находившиеся внутри машины, получили только легкие и средние контузии. Восстановление машины в ремонтной роте полка заняло всего одни сутки - замена вышедших из строя узлов. Ни одна штатная противотанковая противогусеничная мина почти не в силах была остановить наш БТР. Душманы, чтобы по - настоящему вывести БТР из строя, закладывали под мину мешок с 20-30 кг тротила. Гусеничные машины были в этом смысле гораздо слабее. У БМП после подрыва зачастую корпус лопался по сварке, и она уже не подлежала восстановлению. БМД мину не держал вовсе. Экипаж и десант частично погибал, частично получал тяжелые ранения. Саму машину эвакуировать с места подрыва можно было только на трейлере.

    После вывода Советских войск из Афганистана в 1989 году ГаЗ-овские бронетранспортеры, все чаще начали использоваться на территории и самого распадавшегося Советского Союза. Благодаря своей многочисленности они широко применялись различными противоборствующими сторонами в ходе большинства разгоревшихся вооруженных конфликтов. Очевидно, впервые в большом количестве бронетранспортеры появились на улицах Тбилиси в апреле 1989 года, еще во времена здравствующего СССР. Военные части разъединяли конфликтующие стороны в Ошской долине, на границе Киргизии и Узбекистана, в Нагорном Карабахе и Южной Осетии. В январе 1990 года состоялся штурм Баку. Спустя год бронетранспортеры появились на улицах Вильнюса, а затем и Москвы в период приснопамятного ГКЧП.


    В 1992 году разгорелся вооруженный конфликт между Республикой Молдова (РМ) и Приднестровской Молдавской республикой (ПМР). Начало широкомасштабной войны на Днестре можно датировать 2 марта, когда молдавский отряд полиции особого назначения (ОПОН) предпринял провокационное нападение на российскую военную часть вблизи Дубосар. К этому моменту Молдова уже располагала значительным количеством бронетехники, как переданной из арсеналов бывшей Советской Армии, так и щедро поставляемой из Румынии. Только в декабре 1991 года Молдове было передано 27 единиц БТР-60ПБ и 53 единицы МТ-ЛБ-АТ, 34 истребителя МиГ-29 и 4 вертолета Ми-8 и значительное количество другого тяжелого вооружения. А из братской Румынии за период с мая по сентябрь 1992 года было поставлено вооружения и боеприпасов на сумму более трех миллиардов лей, в том числе 60 танков (Т-55), более 250 бронетранспортеров (БТР-80) и боевых машин пехоты. Очевидно, все использовавшиеся Молдовой в боевых действиях БТР-80 были румынского происхождения, так как по утверждению российских военных на вооружении 14-й армии они не состояли. Благодаря такому обширному арсеналу ОПОНовцы могли использовать в мартовских боях большое количество бронетранспортеров, в то время как у приднестровцев в районе Дубосар имелось только три ГМЗ (гусеничный минный заградитель), МТ-ЛБ и один БРДМ-2. Однако, несмотря на столь неравные силы, приднестровцы устояли. В качестве трофея был захвачен новый БТР-80 (румынского производства) водителем и одним из членов его экипажа были граждане Румынии. Этим волонтерам не повезло - их убили.

    1 апреля 1992 года произошло первое вторжение в Бендеры. В 6 часов утра в город ворвались два бронетранспортера Молдовы, направившиеся к перекрестку улиц Мичурина и Бендерского восстания, где происходила смена поста милиции. Бэтэры Молдовы расстреляли из пулеметов "рафики" милиции и гвардии (погибли несколько человек), а так же случайно оказавшийся рядом автобус, перевозивший очередную смену рабочих хлопкопрядильной фабрики. Среди них так же оказались жертвы.


    В конце марта ОПОНовцами была предпринята попытка перерезать трассу Тирасполь-Рыбница. Из шести БТРов шедших на позиции ПРМ, пять машин было уничтожено.
    В мае 1992 года изможденные непрекращающимися артиллерийскими обстрелами Дубосар местные жители перегородили дорогу возвращавшимся с полигона танковой и мотострелковой ротам 14-й армии. Было захвачено 10 танков Т-64БВ и 10 бронетранспортеров БТР-70. Из них сразу же была сформирована бронегруппа, которую бросили в район, откуда велся интенсивный обстрел.
    Следующее обострение военной обстановки произошло в июне. По нескольким направлениям в Бендеры ворвалась бронетехника Молдовы. На первом этапе было задействовано до 50 бронемашин. Бронетранспортеры и боевые машины десанта, практически не снижая скорости, расстреливали импровизированные баррикады. Активные боевые действия продолжались в Приднестровье до конца июля, когда в республику вошли миротворческие силы России.


    В том же 1992 году вспыхнула война между Грузией и Абхазией, являвшейся в то время субъектом Республики Грузия. Утром 14 августа наряд сводного полка МВД Абхазии, дежуривший на мосту через реку Ингури, увидел колонну грузинской бронетехники, движущуюся в сторону грузинско-абхазской границы. Пятеро бойцов были разоружены практически без боя. Абхазия была застигнута врасплох. Интересно, что грузинская сторона спланировала вторжение в Абхазию, получившее кодовое название операция «Меч» совершенно иначе. Ночью планировалось перевезти в Абхазию штурмовые отряды МО Грузии по железной дороге. По пути следования грузинские бойцы с техникой должны были высаживаться у стратегически важных объектов, а в Сухуми соединиться с подразделением вооруженного формирования «Мхедриони», расквартированным в санатории турбазы им. XI съезда в нескольких километрах от центра города. Однако накануне начала операции на территории Западной Грузии сторонниками сверженного до этого президента З.Гамсахурдиа был взорван большой участок железной дороги, ведущей в Абхазию. Это заставило срочно пересмотреть планы операции, и было решено «идти в лоб».

    На Кавказе, так же как и в Приднестровье одна из конфликтующих сторон имела подавляющее превосходство в бронетехнике. На момент вторжения грузинская воинская группировка насчитывала порядка трех тысяч человек и имела на вооружении пять танков Т-55, несколько боевых машин БМП-2, три бронетранспортера БТР-60, БТР-70, установки залпового огня «Град», а так же вертолеты Ми-24, Ми-26 и Ми-8. Абхазия практически не имела бронетехники и тяжелого вооружения, почти все танки БТР и БМП, которыми она располагала к окончанию войны, были добыты абхазскими ополченцами в ходе военных операций у грузин.

    Использование бронетранспортеров в ходе двух «чеченских войн» 1994 и 1999 годов обеими сторонами носило чрезвычайно широкий характер и требует отдельного крупного исследования. Здесь же мы можем остановиться только на отдельных моментах.

    Общеизвестно, что на вооружении регулярных частей армии Д.Дудаева имелось большое количество бронетехники. Только в Грозном, когда в июне 1992 года под угрозой вооруженных действий со стороны чеченцев российские войска покинули территорию Ичкерии практически без оружия, было оставлено 108 единиц бронетанковой техники: 42 танка Т-62 и Т-72, 36 БМП-1 и БМП-2, 30 БТР-70. Кроме того, военные оставили 590 единиц современных противотанковых средств, сыгравших, как показали дальнейшие события, важную роль при уничтожении бронетехники Российской армии. Следует, однако, помнить, что точное количество находящейся в распоряжении чеченцев боевой техники неизвестно - приток вооружения в этот регион оставался постоянным и неконтролируемым федеральными властями. Так по официальным данным Российские Вооруженные силы только с 11 декабря 1994 года по 8 февраля 1995 года уничтожили 64 танка и 71 БМП и БТР, еще 14 танков и 61 БМП и БТР были захвачены.


    По словам тогдашнего начальника ГБТУ генерал-полковника А.Галкина, в Чечне было задействована 2221 единица бронетехники, из которой (по состоянию на начало февраля 1995 года) было безвозвратно потеряно 225 единиц - 62 танка и 163 БМП и БТР. Крупные потери российской техники, в том числе и бронетранспортеров, на начальном этапе Первой чеченской войны и особенно при штурме Грозного объясняются несоответствующей тактикой, недооценкой противника и недостаточной боевой готовностью. Российские войска вошли в Грозный не окружив его и не отрезав от подкреплений. Планировалось захватить город с ходу, даже не спешиваясь. Из-за нехватки личного состава, колонны имели смешанный характер, и большинство БТР-ов двигались с минимальным пешим прикрытием или без него. Эти первые колонны были уничтожены полностью. После перегруппировки численность пехоты была увеличена, и началось систематическое освобождение города дом за домом, квартал за кварталом. Потери в бронетанковой технике были значительно снижены благодаря изменению тактики. Были образованы штурмовые группы, российская пехота двигалась вровень с бронетехникой для ее поддержки и прикрытия.

    Основная масса российских БТР была уничтожена с помощью противотанковых гранат и гранатометов. В условиях городского боя бронетранспортеры были мало приспособлены, из-за слабого бронирования к тому же имелась возможность поражать их в наименее защищенные места - в корму, крышу, борта. Излюбленными мишенями чеченских гранатометчиков были топливные баки и двигатели. Плотность ведения огня из противотанковых средств при ведении уличных боев в Грозном составляла 6-7 единиц на каждый бронеобъект. В результате в корпусе почти каждой подбитой машины имелось в среднем 3-6 поражающих попаданий, каждого из которых было бы вполне достаточно для вывода из строя. Острой проблемой стала низкая пожарозащищенность БТР после попадания в них кумулятивных гранат и снарядов. Системы пожаротушения отечественной бронетехники показали недопустимо большое время реакции и низкую эффективность средств борьбы с огнем. В итоге более 87 % попаданий выстрелов из РПГ и 95 процентов ПТУР в БТР приводили к их поражению и пожару. Для танков это число соответственно равнялось 40 и 75 %.


    Представляется странным, что огромный опыт применения БТР накопленный в ходе десятилетней Афганской войны не был использован высшим военным руководством, которое не смогло сделать соответствующих и своевременных выводов о качестве и путях модернизации отечественных БТР. В результате через шесть лет Первая чеченская война поставила перед армией фактически те же самые проблемы. В результате всего за два года этой войны Российская армия потеряла более 200 танков и почти 400 БТР БМП. Жизненно необходимая модернизация БТР с целью повышения их защищенности практически полностью легла на плечи самих боевых подразделений. И находчивые пехотинцы навешивали на борта БТР и БМП пустые ящики из-под боеприпасов, мешки с песком, раскладывали по броне тубусы с одноразовыми гранатометами и огнеметами, оборудовали места для стрелков и кормовых пулеметчиков. Некоторые из машин оснащались проволочной сеткой, смонтированной в 25-30 см от корпуса для отражения кумулятивных и противотанковых гранат, бутылок с зажигательной смесью и связок взрывчатки.

    Колесные бронетранспортеры составляли значительную часть российской бронетехники использовавшейся и в ходе «Второй чеченской кампании», так в период с ноября 1999 года по июль 2000 года они составляли в среднем 31-36% среди всех легко бронированных боевых машин, использовавшихся воинскими формированиями всех силовых ведомств (МО РФ, органы и ВВ МВД РФ, ФСП РФ, ФСБ и Минюст РФ). В боях за Грозный зимой 2000 года бронетранспортеры составили более 28% от общего количества легкобронированных машин, использовавшимися федеральными войсками. Характерной особенностью распределения БТР по силовым ведомствам является то, что частям Вооруженных Сил РФ принадлежит в среднем 45-49% бронетранспортеров и 70-76% БМП. Поэтому на различных БТР «работают» в основном подразделения внутренних войск МВД РФ, различные ОМОНы и СОБРы, воинские формирования министерства юстиции.


    На начальном этапе компании, когда бандгруппы Басаева и Хаттаба вторглись в Дагестан, а затем и в самой Чечне, боевики вели совершенно не свойственные для партизан, которыми по сути являлись, действия на удержание территории. В этих условиях применение Российской армией и Внутренними войсками стандартной армейской бронетехники — танков, БМП и БТР - было особенно эффективным. На втором этапе бандформирования кардинально изменили тактику, перейдя к нападениям из засад на транспортные колонны, обстрелу блокпостов и минной войне. В условиях информационной, продовольственной и моральной поддержки большей
    части местного населения такая партизанская война может продолжаться довольно долго. Задача непосредственной борьбы с бандгруппами в таких условиях должна вестись подразделениями спецназа, так сказать «в логове», то есть в местах базирования боевиков — в лесу и в горах. Задача же войск удерживающих и контролирующих территорию сводится в основном к охране и патрулированию населенных пунктов и коммуникаций, а также к сопровождению колонн с грузами.

    Подобными задачами в основном и занимаются сейчас российские войска в Чечне. Здесь следует подчеркнуть, что БТР-80 для выполнения подобных функций совершенно не приспособлены. Конструкция БТР-80 (равно как и БМП-2) предусматривает сосредоточение огня из-за брони только в передней полусфере. Круговой обстрел возможен лишь из вооружения, установленного в башне, которое имеет недостаточную мощность. Точно также, в передней полусфере, сконцентрированы и приборы наблюдения. В результате солдатам приходится располагаться на броне бронетранспортера, где они могут вести наблюдение и огонь на все 360°, а от взрыва мины их защищает уже не тонкое днище машины, а весь ее корпус. Кроме того, всегда можно быстро спешиться и укрыться от огня боевиков за корпусом машины. Таким образом, в данных условиях бронетранспортер утратил одну из своих основных функций - перевозку десанта под защитой брони.


    Интересен опыт применения БТР-80А, которых, к сожалению, в Чечне имеется очень мало. Так, например, мотострелковая рота одного из подразделений внутренних войск, имеющая на вооружении несколько таких машин, выполняла боевые задачи по сопровождению колонн с материальными средствами. Здесь БТР-80А продемонстрировал достаточную надежность и высокую эффективность. Наличие среди машин боевого сопровождения колонн «пушечных» БТР-80А в значительной мере усиливало огневые возможности охранения, особенно с наступлением сумерек. При этом выявилась не только высокая эффективность огневого поражения противника, но сильное психологическое воздействие на него. В то же время военные отмечали, что вследствие тесноты внутри машины и слишком малого пространства для десанта на крыше корпуса (радиус «ометания» длинного ствола 30-мм пушки таков, что почти не оставляет места для стрелков на крыше БТР), использование БТР-80А как полноценного бронетранспортера для перевозки пехоты становится затруднительным. Как следствие БТР-80А чаще всего использовались как машины огневой поддержки, тем более, что их было мало.

    Кроме горячих точек на территории бывшего СССР, колесные бронетранспортеры, в частности БТР-80 «отметились» и в составе российских контингентов сил IFIR и КFОR выполняющих миротворческие задания на Балканах. Принимали участие в знаменитом марш-броске российских десантников на Приштину.


    Благодаря широким экспортным поставкам колесные бронетранспортеры ГаЗовского семейства принимали участие в различных военных конфликтах и далеко за пределами бывшего СССР. Их география включает Ближний и Дальний Восток, юг и восток Африканского континента, а в последние годы и южную Европу.

    Вероятно, одними из первых стран получившими БТР-60 были Египет и Сирия, в которые с конца 1950-х годов полилась полноводная река поставок советской военной техники. Первые танки Египет получил еще в 1956 году, а до 1967 года сюда было доставлено еще две крупные партии бронетехники, включая новейшие на то время Т-55 и различные бронетранспортеры. Сирия до 1967 года получила из СССР около 750 танков (ими были полностью оснащены две танковые бригады), а так же 585 бронетранспортеров БТР-60 и БТР-152.

    Как известно «шестидневная» арабо-израильская война 1967 года окончилась полным поражением арабов. Наиболее тяжелая ситуация сложилась на Египетском фронте, кроме утраты значительной территории египетская армия в ходе боевых действий понесла катастрофические потери, было уничтожено или захвачено более 820 танков и несколько сотен бронетранспортеров. Воссоздание броневой мощи арабских армий в 1967-1973 годах велось беспрецедентными темпами, опять же за счет поставок из СССР и стран социалистического лагеря. Египет за это время получил 1260 танков и 750 бронетранспортеров БТР-60 и БТР-50. В таких же крупных объемах велись поставки танков и бронетранспортеров и в Сирию. Всего к моменту начала «Войны Судного дня» (октябрь 1973 года) армия Египта имела на вооружении 2400 бронетранспортеров (БТР-60,БТР-152, БТР-50), а Сирии - 1300 бронетранспортеров (БТР-60, БТР-152).

    Сирийские бронетранспортеры приняли участие в первой же атаке израильских позиций на Голанских высотах 6 октября. Наступление вели три пехотных и две танковых дивизии. Очевидцы сражения отмечали, что сирийцы наступали в «парадном» строю: впереди шли танки, за ними БТР-60. Здесь в «Долине слез» в ходе ожесточенных боев продолжавшихся три дня (до 9 октября) было уничтожено более 200 сирийских бронетранспортеров. Оставшиеся после «Войны Судного дня» на вооружении Сирийской армии БТР-60ПБ применялись и почти десять лет спустя, во время войны в Ливане 1982 года. Они, в частности, состояли на вооружении сирийской 85-ой отдельной танковой бригады дислоцировавшейся в Бейруте и его пригородах.

    Довольно широко применялись БТР-60 в ходе длившейся более десяти лет войны в Анголе. По неполным данным СССР передал Луанде 370 бронетранспортеров, 319 танков Т-34 и Т-54, а так же другого вооружения на сумму, превышающую 200 миллионов долларов. Боевая техника, вооружение и снаряжение направлялось как воздушным так и морскими путями из СССР, Югославии и ГДР. В 1976-78 годах к Ангольским берегам несколько раз прибывал и большой десантный корабль «Александр Фильченков» с десантом морской пехоты (оснащалась БТР-60ПБ) на борту. Свое вооружение имел и находившийся в Анголе кубинский воинский контингент, доходивший временами до 40 тыс. человек. В целом за десять с лишним лет, начиная с 1975 года в Анголе побывало 500 тыс кубинских волонтеров, их потери составили 2,5 тыс. человек.)

    Бронетранспортеры советского производства использовались обеими сторонами в ходе Эфиопско-Сомалийского конфликта 1977-78 годов. Оба государства и Сомали и Эфиопия в свое время считались «дружественными». После подписания в 1974 году Договора о дружбе и сотрудничестве Советский Союз начал оказывать Сомали огромную помощь в создании национальных вооруженных сил, которые почти полностью были укомплектованы советской военной техникой. В частности, в 1976 году они располагали 250 танками, 350 бронетранспортерами и т.д. Советские военные советники и специалисты занимались в Сомали подготовкой местных военных кадров.
    С 1976 года началось сближение и с Эфиопией, и уже в декабре была достигнута договоренность о советских военных поставках в эту страну на сумму в 100 млн. долларов. Реально первая же крупная поставка вооружения оценивалась в 385 млн. долларов и включала 48 истребителей, 300 танков Т-54 и 55, бронетранспортеры и т.д.

    Однако эти «дружественные» СССР африканские страны имели друг к другу серьезные территориальные претензии, что и привело к развязыванию вооруженного конфликта, в котором Советский Союз принял сторону Эфиопии. Существенную помощь оказала и Куба, которая направила в эту страну свои регулярные части с полным штатным вооружением. Кроме вооружения в Эфиопию прибывали и советские военные специалисты, численность которых по западным оценкам достигала 2-3 тыс. человек. Они внесли большой вклад в успех эфиопских войск. К примеру, в ходе решающих боев под Хараром, когда кубинская бригада остановилась, ссылаясь на то, что впереди находится минное поле, один из советских генералов сел в бронетранспортер и повел за собой бригаду в обход.














    В ходе Ирано-Иракской войны 1980-1988 годов бронетранспортеры БТР-60 ПБ применялись обеими сторонами. В Иран они поставлялись в 1970-х годах, еще при шахском режиме. Большим количеством таких бронетранспортеров располагал и Ирак. Некоторые из них (в основном машины управления) дожили даже до 1991 года, и находились в составе иракских войск противостоящих межнациональным силам во время операции по освобождению Кувейта.

    Вероятно впервые столкнуться в бою с БТР-60 американским военным пришлось в ходе вторжения США на Гренаду. В шесть часов утра 25 октября 1983 года 1900 морских пехотинцев США и 300 солдат Организации восточно-карибских государств высадились в Сент-Джорджес - столице Гренады. Интересно, что доставившая их эскадра ВМС США, везла новую смену морских пехотинцев в Ливан, и уже в пути получила приказ президента Рейгана «зайти» на Гренаду. Хотя перед высадкой десанта ЦРУ докладывало, что на строительстве грандиозного аэропорта, который по мнению Рейгана должен был стать перевалочной базой для советских и кубинских самолетов, и вероятно послужил истинной причиной вторжения, занято всего 200 «рабочих» с Кубы, эти сведения оказались не точны. Американцы столкнулись с хорошо организованным сопротивлением более 700 кубинских солдат и офицеров. Так первоочередной задачей рейнджеров 75-го полка США был захват аэропорта Пойнт-Сэлайнс находившегося в юго-западной части острова.

    Операция началась с череды неудач. Сначала группа морского спецназа была обнаружена и не смогла скрытно высадиться на берег, Потом на головном «Геркулесе», доставлявшем десант, полетела навигационная аппаратура, и самолеты долго не могли выйти на цель. Из-за этого сроки проведения операции были нарушены. Десантировавшись, рейнджеры стали освобождать взлетно-посадочную полосу от строительной техники и готовиться к высадке бригады 85-й воздушно - десантной дивизии. Однако вскоре кубинцы предприняли контратаку на трех БТР - 60ПБ, которую возглавил кубинский офицер - капитан Сержио Грандалес Ноласко. После ожесточенного боя огнем переносных противотанковых средств бронетранспортеры были уничтожены, а Ноласко погиб. В последующие три дня совместными усилиями бригады десантников, двух батальонов 75-го полка, при поддержке штурмовой авиации сопротивление кубинцев было сломлено, и американцы полностью захватили остров. Но из-за имевшихся потерь и ряда срывов операция на Гренаде не относится к числу успешных.

    Выводы:

    Заканчивая рассказ о ГаЗ-овских колесных бронетранспортерах можно привести оценку, данную БТР-60/-70/-80 российскими военными специалистам, которая опирается на богатейший накопленный опыт боевого применения этих машин. По их мнению, данным бронетранспортерам присущ ряд серьезных недостатков, основными из которых являются:

    - недостаточная удельная мощность - в среднем 17-19 л.с./т, обусловленная несовершенством силовой установки, состоящей из двух относительно маломощных карбюраторных двигателей (2x90 л.с. у БТР-60 и 2x120(115) л.с. у БТР-70), оптимальную совместную работу которых на практике синхронизировать довольно сложно, или все же недостаточной мощностью одного дизельного двигателя (260-240 л.с. у БТР-80);
    - недостаточная огневая мощь, не позволяющая наносить поражения в любое время суток и с достаточной эффективностью. В настоящее время для успешной борьбы с боевиками днем и ночью в горной местности и в городских условиях необходимо иметь в качестве основного вооружения БТР автоматическую пушку с соответствующей системой управления огнем (СУО);
    - относительно слабое бронирование, не превышающее в среднем 8-10 мм, не обеспечивает надежную защиту от огня крупнокалиберных пулеметов противника (ДШК), и полное отсутствие какой-либо защиты от кумулятивных боеприпасов (гранаты от РПГ и безоткатных орудий, легкие ПТУР). По опыту вооруженных конфликтов это основной и самый болезненный недостаток практически всех легких бронированных машин - БМП, БРМ, БТР и т.п.
    Положительно можно оценить их высокую живучесть при подрыве на минах и фугасах, которая обеспечивается особенностями устройства ходовой части - колесной формулы 8x8 с независимой подвеской каждого колеса и трансмиссии. Еще при проектировании БТР выбор многоосного колесного движителя определялся не только в целях обеспечения высокой проходимости, но и для достижения наибольшей живучести при подрывах на минах. В ходе локальных конфликтов неоднократно имели место случаи «уползания» из-под огня своим ходом БТР, потерявших при подрыве на мине одно или даже два колеса! Обращает внимание и такая особенность, что как в Афганистане, так и в Чечне противник применял и применяет на дорогах против нашей техники, как правило, не штатные мины чьего-либо производства, а во много раз превосходящие их по мощность самодельные фугасы. Здесь необходимо, правда, отметить, что само плоское и тонкое днище БТРов плохо держит ударную взрывную волну. Этот недостаток частично устранен в конструкции БТР-90 имеющего У-образное днище.


    Заслуживает уважения и относительная (по сравнению с танками) живучесть колесных БТР при попадании кумулятивных противотанковых гранат вне пределов моторного отделения, даже при отсутствии какой-либо специальной защиты. Это обеспечивается сравнительно большим, как правило, не герметичным объемом внутреннего пространства БТР - отделения управления и десантного, отсутствием в десантном отделении запасов детонирующих боеприпасов и баков с горючим. Таким образом, в БТР не происходит резкого скачка воздушного давления, которое часто выводит из строя («глушит») экипаж танка в его малом броневом замкнутом пространстве. Поражается только то, во что непосредственно попадает кумулятивная струя.

  • 29 комментариев
    Информация
    Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
    1. +5
      23 августа 2013 08:22
      Спасибо. Познавательно.
      1. +5
        23 августа 2013 09:38
        Хорошая статья. Я на таком катался..))
        1. nbw
          nbw
          0
          27 августа 2013 12:06
          А что это за спецмашина?
    2. +2
      23 августа 2013 09:07
      Легендарный БТР, минусы есть, но при грамотном подходе их можно легко устранить. Во многих недостатках винят сам бэтр, хотя чаще виновата неразвитая промышленность (тот же движок), интересно, на новых образцах их устранят?
      1. bask
        +9
        23 августа 2013 10:19
        Цитата: roma-belij
        Легендарный БТР, минусы есть, но при грамотном подходе их можно легко устранить

        Легендарный БТР согласен.
        Проектировался в всвою этоху. Когда главным паражающим фактором было ЯО.
        По ТТХ БТР60/70,создавались для большой фронтальной войны.БТР-80 создан уже с учётом Афганского опыта.Но с заменой двигателя на дизельный,На БТР 80-т не устранены главные недостатки,60-тки и 70-ки.
        1.Не создан удобный кормовой вход-выход.
        2.Не утановлена противоминная защита днища от мин и СВУ.(вот и ездиют бойцы на всех БТР-х верхом на броне,а не под прикрытием брони.)
        3.В Афгане да и в чечне в 99%,случаев не было противокумулятивных решётчатых экранов.Против моноблочных РПГ,а это был основной вид поражения БТР.
        Модернизировать ,конечно можно. Но сама,компановка БТР с задним МТО,делает эту задачу очень дорогостоящий.Можно установить более компактный двигатель,по левому борту,а справа сделать как на ,,объеке 1200,,
        В 1964 г., в КБ БаЗа был разработан и построен опытный образец другой бронированной плавающей машины под индексом ,,бъект 1200,,. Этот БТР/БМП массой 13,7 т имел колесную формулу 8/8 с управляемыми колесами двух передних мостов, водонепроницаемый корпус с усиленным(лобовая деталь) до 60 мм!!! Бронированием ,из катаных броневых листов, два водометных движителя . Независимую подвеску всех колес(И ЭТО В 60-Х ГОДАХ!!!) с возможностью изменения дорожного просвета. Шины с системой изменения давления воздуха. Двигатель дизель-300 л/с.Макс..скорость 90кл/ч. Запас хода 500 кл.
        Размещением десанта спереди и сзади боевого отделения с выходом через пороговую дверь в корме и люки .Вот БТР/БМП опередившее свое время лет так на 30-ть. ТТХ на уровне БТР-а,,Patria AMV,,.
      2. +2
        23 августа 2013 22:55
        Цитата: roma-belij
        Легендарный БТР


        Хорошая, надежная боевая машина.
    3. Kovrovsky
      +4
      23 августа 2013 09:26
      Интересная статья, много фотоматериала, подробно представлен опыт боевого применения. Спасибо автору.
    4. +4
      23 августа 2013 09:50
      Самое печальное то, что с 1999 по 2001 год ни разу не видел БТРы с дополнительной заводской защитой, все ставили ящики с БК, ящики от патронов с песком внутри, мешки и тому подобное, лично сам, как командир группы, использовал БТР-80 просто как защищённое транспортное средство, заклеил тряпками бортовые номера и по бортам повесили ящики от патронов с песком.
      1. +1
        23 августа 2013 11:20
        В 2001 году был один БТР -80 в Ханкале в групперовке войск у Министерства В Юстиции с метталическими экранами как на фото в статье.
    5. +1
      23 августа 2013 11:01
      В статье написано, что БТР-80А менее пригоден для перевозки пехоты, чем БТР-70/80 - мало место на крыше. Но зачем делать внутреннее помещение для десанта, если он ездит на крыше?!
      1. +1
        23 августа 2013 11:08
        По опыту вооруженных конфликтов это основной и самый болезненный недостаток практически всех легких бронированных машин - БМП, БРМ, БТР и т.п.


        оттого и приходилось сидеть на броне,шансов выжить внутри равняется к нулью(((
        1. bask
          0
          23 августа 2013 11:44
          Цитата: одинокий
          оттого и приходилось сидеть на броне,шансов выжить внутри равняется к нулью(((

          Это точно.
          Турецкая модернизация ,фирмой Saymar,БТР60/70.
          По моему неплохая ,модернизация.
    6. Rosomaha67
      +12
      23 августа 2013 12:04
      Статье + ! вспомнились сразу родные 206 и 207 машинки - "коняшки" наши "жеребчики", которые не раз выручали в бою и выносили за самых лап смерти. почему не отмечена великолепная манёвриность БТР-80 и его динамика разгона, у нас механики целые "танцы" устраивали под обстрелом благодоря мощностным характеристикам БТРа, была машина с МАЗовским движком так ту всегда в хвост колонны ставили потому что если в начале стоит так хрен угонишься. А в 1996 г. случайно выскочили по Урус-Мартаном на "чеховский" пост с стацонарным ДШК, так они так офигели, что мы успели развернуться и смыться пока они репу чесали, единственное о чём молились чтоб механик развернулся в один приём. Так же необходимо отметить лёгкость в ослуживании и ремонте. Замену двигателя производили силами своего взвода, под руководством родных механиков, в полевом парке за сутки, проверено практикой.....
    7. +1
      23 августа 2013 13:07
      + интересный обзор по боевой эксплуатации
      1. bask
        +5
        23 августа 2013 13:59
        [/center]
        Семейство БТР-60/70/80 в боевых действиях

        Статья действительно интересная.Но от вполне современного БТР-90,,Росток,, МО отказалась.Ждем появления , в войсках,,Бумеранга,,.
        БТР колесный(классический) в современной и ассиметричной войне.
        Должен по ТТХ,обладать высокой защищённостью экипажа и десанта от СВУ,бронебойных пуль и осколков.А с ДЗ и от 20,30 пушек,РПГ.
        Иметь модульную конструкцию,не только для установки вооружения.
        И быть на вооружении не только РА ,но и ВВ МВД.Колесные версии от 4/4 ,6/6,8/8,10.10,в зависимости от гроузоподьёмности и установленном вооружении.
        МТО в носу или в центре корпуса.Кормовой вход-выход.Большая грузоподёмность.
        Как ,пример БТР GPV.
        БТР: 4/4, 6/6 , капитан короткий 8/8. 8/8-полковник, генерал 10/10.
        БТР ,,полковник,, 8/8 имеет боевую массу 24.5 тонн, длина 8.11 м. Вместимость 16-ть полностью экипированный солдат.. Капитан 8/8 0,15 м короче.
        1. +1
          23 августа 2013 14:22
          Спасибо за информацию hi
    8. vietnam7
      +1
      23 августа 2013 13:35
      Хорошая статья, хорошая машина. Основные недостатки из-за безграмотного применения, тому же страйку 3-6 выстрелов рпг хватит за глаза, как и любому другому бтру.
    9. +8
      23 августа 2013 13:55
      с 60 и 70 не знаком, а с 80 служу уже 10 лет,отличная машина, проста в обслуживании, освоена,запчасти в достатке (можно в магазинах брать камазовские например), динамика отличная(особенно с мазовским движком), проходимость тоже,приходилось в такие места забираться, что потом с трудом верилось,на ьой взгляд вооружение поменять надо, КПВТ не надежен, думаю КОРД лучше подошел бы и АГС в башне с прицелом,все что надо, тактика действий с ним отработана хорошо, особенно на адресах, насчет зашиты думаю решетки хороший вариант,недорогой, только почему то не используется, кстати о подрывах, реально без трех колес может ехать
    10. Комментарий был удален.
    11. +3
      23 августа 2013 18:46
      Цитата: vietnam7
      Хорошая статья, хорошая машина. Основные недостатки из-за безграмотного применения, тому же страйку 3-6 выстрелов рпг хватит за глаза, как и любому другому бтру.


      Мне кажется 3-6 марковок хватит не только БТРу, а и любому танку, особенно если знать куда стрелять.
      P.S. Хотя в чечне наши танки получали и по 20 попаданий и продолжали работать. Все бывает...
    12. OZI-2013
      -1
      23 августа 2013 21:15
      Статья неплохая но без вранья всёже не обошлось. А именно. У Молдовской армии никогда небыло и нет никаких танков. Танки во времеа Приднестровского конфликта были у Росийской армии которая воевала на стороне Приднестровья.
      1. +1
        27 августа 2013 12:41
        Это ты вообще к чему ?
    13. bublic82009
      +4
      23 августа 2013 22:20
      чем бронированнее машина, тем больше у командования соблазн бросить ее в большое пекло. в таком случае ни какой брони не хватит.
      1. +1
        27 августа 2013 11:31
        Бросят даже если не бронированна если на то есть резон.
        Командовать это не под пулями бегать , тут не так напрягаешься.
    14. 0
      25 августа 2013 16:17
      Вот уж действительно - "рабочая лошадка войны"! Автору- респект за обширный и глубокий материал.
    15. +1
      27 августа 2013 11:31
      У нас часто достаточно странное отношение к некоторым вещам.
      Например ТТХ вертолета понимали и надежность вооружали , а блиндирование освоили только к концу войны хотя технари почти сразу навесили кучу оружия и брони на ми-8, не могу сказать что КБ не работал в этом направлении, но народные техники намного быстрее сделали практически прототипы комплектации боевой конфигурации ми-8.
      Смотрел ролики про БМП в Сирии, мешки с песком на крыле БМП-2 в районе механика-водителя, Ребята у вас в стране нет стали или армированной резины , вы же Армия.
      Камеры обзора на танки и БМП Сирийцы уже ставят , и правильно , обзор там не ахти, особенно назад, что критично при эвакуации раненых из зданий.
      Но ребята, не так трудно наварить пару листов у мехвода, а там всего пара мешков !
      Я не профи но думаю, что мне не составит большого труда упаковать танк по борту самостоятельно при помощи резины, стальных листов, модулей ДЗ и сварки.

      Столько разработок, а в боевых действиях реально участвуют какие то инвалидки.
      Ну и что что кустарная защита часто одноразовая и не-технологичная, зато люди целы и танк еще повоюет , а он стоит того что бы его сохранить , он защищает не только экипаж, он выполняет боевую задачу, а это уже не только жизни экипажа а и солдат которых он прикрывает.

      Что касается БТР , использовать его в качестве машины поля боя , он для этого не предназначен в принципе. То что у него проблемы с защитой , так это в принципе проблема всего класса , и на западе её так и не решили.
      Как-то читал про использование пт-76 в войне во Вьетнаме, отметил интересный факт , при никаком бронировании ПТ-76 был относительно живуч при поражении из гранатомета , причиной назвали полые були-поплавки над гусеницей.
      Так почему бы не использовать разнесенное бронирование в БТР, в конце концов что бы он плавал есть множество других ухищрений помимо водоизмещения.
      Да и мне кажется анахронизмом бронирования в лоб на уровне 12.7 мм , минимальный расчет должен быть на пулемет калибра 14.5-15 мм, в идеале обеспечивать защиту от нашей же 30мм пушки.
    16. вдв9496
      +1
      27 августа 2013 20:48
      Тоже понравилась статья, довелось и с 70 и с 80 столкнутся, первое принципиальное отличие 80 это возможность десантирования находу через боковой люк, не рискуя попасть под колесо. И в считаные секунды, в отличие от 70, в люк которого лично я еле пролазил особенно в зимнем обмундировании, а как это можно сделать если бтр подбит, или под огнем понятия не имею.
      Вопрос
    17. 0
      11 ноября 2013 22:30
      А смысл использования резиновых экранов от Т72 (последнее фото)? Ни от бронебойных пуль, ни от комулятивных гранат, колёса он не спасёт, а стоячий БТР, это мёртвый БТР.
      Да и применение динамической защиты при слабой основной броне, весьма и весьма сомнительна. ИМХО конечно.
      1. 0
        14 марта 2018 17:09
        "А смысл использования резиновых экранов от Т72" - отразить попадание куммулятивной гранаты. )))
    18. 0
      30 сентября 2019 12:16
      Не упомянута БМП-2Д.