Чего боятся танки

36
Для преодоления танком рва изобретено и сконструировано много вспомогательных приспособлений и механизмов – начиная от фашин (раньше в виде связок хвороста, теперь – труб) и кончая танковыми мостоукладчиками. Но, как правило, в нужный момент всего этого под рукой не оказывается. В идеале танк должен сам, без посторонней помощи, преодолевать встречающиеся на его пути преграды.

Чего боятся танки
Одним из самых доступных и в то же время эффективных противотанковых средств остается ров, классическое древнее препятствие, которое и сегодня представляет собой серьезную преграду для грозных боевых машин.


Хвостатые носороги

Проблема преодоления рва была особенно актуальной в 1920–1930-е годы, когда военная доктрина предусматривала штурм укрепрайонов «в лоб». Классическим препятствием в те времена был трапециевидный ров шириной более 2 м и глубиной более 1,2 м, из которого танк не мог выбраться самостоятельно.

Во всех странах активно велись опытно-конструкторские работы по повышению проходимости гусеничной машины, предлагалось огромное количество оригинальных и даже фантастических решений. Чтобы не увеличивать длину боевой машины, в качестве компромиссного варианта к корме обычного танка крепился съемный «хвост» из стальных балок, на который танк опирался при преодолении препятствия. При отсутствии надобности стальной «хвост» мог быть сброшен экипажем, и танк получал желаемую свободу маневра.

В 1929 году конструктор М. Васильков разместил в передней части Т-18 второй «хвост», снятый с другого танка. Машина получила прозвище «носорог» или «тяни-толкай». Проходимость несколько улучшилась, но обзор с места механика-водителя стал никуда не годным.

Еще в 1930-х годах советские конструкторы разрабатывали революционную идею: по их замыслу, танк должен был просто перепрыгивать препятствия, преодолевая мощные противотанковые полосы обороны – рвы, надолбы, «зубы дракона», «ежи» и минные поля.


Комкор С. Коханский поддержал другое предложение М. Василькова – проект «носового колесного удлинителя»: закрепленная на Т-18 направляющая стрела с колесами подминала проволочные заграждения и улучшала проходимость рвов. Принцип действия устройства был основан на возимой цилиндрической фашине (существовало два варианта: деревянная и мягкая – набитый соломой брезентовый чехол). При подъезде к рву колесо-фашина опускалась на его дно, и танк плавно перекатывался по нему на другую сторону рва. Это позволяло преодолевать рвы шириной до 3,5 м. Идея неожиданно нашла широкую поддержку в Генштабе РККА. На протяжении двух лет неоднократно поступали требования установить «колесный удлинитель» на тот или иной тип танка, в итоге устройство смонтировали на Т-26 (под маркой СТ-26).



Ноги, ролики, носы

Еще в 1911 году обер-лейтенант ж/д полка Австро-Венгрии Г. Бурштынь разработал проект гусеничной бронированной машины «Моторгешютц» с оригинальным рычажно-роликовым приспособлением. Управляемые рычаги с роликами впереди и сзади танка облегчали преодоление различных препятствий.

Инженер В. Хитрук предложил установить на гусеничное шасси еще и шагающие движители. Для этого по бокам шасси, на горизонтальной оси, примерно в центре тяжести танка крепится пара рычагов. В нерабочем положении они располагаются горизонтально. Когда же машина подходит ко рву и наезжает на него, рычаги поворачиваются и упираются в дно препятствия. В результате танк буквально «на руках» перебирается на другую сторону рва.

Венгр Николас Штрауслер в конце 1920-х годов разработал в Англии приспособление для танка «Виккерс», известное под названием «ноги Штрауслера». Качающиеся подпружиненные опоры увеличивали длину танка и помогали боевой машине перебираться через рвы и траншеи шириной до 3 м и глубиной до 1,5 метра.

Предлагались и довольно экзотические способы преодоления препятствий – например, используя в качестве опоры ствол орудия. Длина ствола современных танков достигает 5–6 метров, и сама собой приходит мысль как-то использовать эту длинную трубу… В 1977 году изобретатель Роджер Фейджел запатентовал колесную самоходную артустановку, которая могла преодолевать ров, опираясь стволом орудия на его противоположный край. Для этого на дульной части ствола выполнялась специальная опорная «пята», на которую и переносилась часть веса машины при форсировании преграды. Опустив ствол и упершись «пятой» в землю, бронемашина, увеличив длину своей опорной части практически вдвое, могла переползти на другую сторону препятствия. Ствол играл роль «носового удлинителя» машины. Инженерное решение, надо сказать, неожиданное, но обычно оружейники относятся к стволу оружия более бережно…

Различные приспособления для повышения проходимости танка.


Танки-кузнечики

Но так хочется одним махом преодолеть всю полосу вражеских заграждений! В 1930-х отечественные конструкторы разрабатывали весьма революционную идею – по их замыслу танк должен был просто перепрыгивать препятствия. Более того, военные теоретики считали, что все танки в будущей всемирной войне (теперь известной как Вторая мировая) будут перелетать через полосу препятствий, буквально одним прыжком преодолевая мощные противотанковые полосы обороны – рвы, надолбы, «зубы дракона», «ежи» и минные поля.

Танкисты РККА на учениях специально отрабатывали боевой прием – прыжок через противотанковое препятствие. Для этого использовался либо удобный рельеф местности, либо контрэскарп, возведенный противником, либо специально созданный саперами трамплин перед вражеской полосой обороны. Дело в том, что типичный танк 1920–1930-х представлял собой легкую и скоростную, хотя и слабовооруженную и слабобронированную бронемашину, что и позволяло ей так хорошо «перелетать» препятствия.

Преодоление противотанкового рва боевыми машинами на различных шасси.


Мало того, в 1937 году была разработана специальная машина для преодоления препятствия путем прыжка. В качестве базы для ТПП-2 (танк преодоления препятствий) использовалось максимально облегченное шасси танка Т-26. Механизм совершения прыжка состоял из четырех эксцентриков с грунтозацепами (по два с каждого борта) и специального устройства, которое их освобождало в момент прыжка. Машина разгонялась перед препятствием, эксцентрики, проворачиваясь в нужный момент, буквально подбрасывали танк в воздух. Однако испытания показали, что скорость машины недостаточна для совершения прыжка, а из-за жесткой системы подрессоривания нарушалась нормальная работа эксцентриков.

Вот что бывает, если даже современный танк пытается без подготовки преодолеть контрэскарп.


Прыжки с шестом

Интересно, что в этот же период разрабатывалось совершенно замечательное навесное оборудование для боевой машины, значительно удлинявшее ее прыжок и увеличивавшее высоту полета. В 1940 году советский инженер М.М. Ботвинник получил авторское свидетельство на «Приспособление к танку для осуществления его прыжка» за счет использования кинетической энергии. Для этого танк снабжался особой поворотной металлической П-образной рамой, прикрепленной к корпусу машины на горизонтальной оси. В обычном положении рама была откинута назад, а при приближении к препятствию (заграждению) особым механизмом перекидывалась вперед, так что танк, разогнавшись, с ходу упирался в него рамой. Бронемашина при этом начинала двигаться по дуге окружности, радиус которой равен длине рамы, и перепрыгивала препятствие подобно прыгуну с шестом.

Упором для рамы могло служить как специально устроенное препятствие перед линией вражеской обороны, так и само неприятельское заграждение. В случае мягкого грунта на раме размещались упоры бульдозерного типа, вгрызавшиеся в землю. Но тогда ширина преодолеваемого препятствия равнялась всего лишь длине «шеста», что давало мало преимуществ в сравнении с обычным танком. Чтобы увеличить длину прыжка, изобретатель оснастил раму мощным пружинным амортизатором. В момент удара рамы о препятствие пружина сжималась и удерживалась в сжатом состоянии специальным стопором, который освобождал ее в нужный момент. Разжимаясь, пружина передавала танку, находящемуся в верхней точке траектории, мощный дополнительный импульс.

Советский ТПП-2 с боковыми эксцентриками. В момент прыжка специальное устройство освобождало эксцентрики, и они проворачивались, подбрасывая танк в воздух.


В результате боевая машина двигалась не по дуге, а по параболе, то есть по баллистической траектории тела, брошенного под некоторым углом к горизонту! Высота преодолеваемого препятствия значительно увеличивалась за счет удлинения траектории полета. После приземления танк мог сбросить раму и идти в атаку «налегке». К сожалению, о практическом применении изобретения сведений найти не удалось.

Современные танки гораздо тяжелее своих предшественников. Сегодня вес боевой машины достигает 60 т, поэтому от лихих прыжков пришлось отказаться. Правда, отечественные танки на военных выставках и салонах совершают показательные эффектные прыжки с трамплинов (контрэскарпов), но это скорее демонстрация конструктивного совершенства и надежности боевой техники, чем реальный боевой прием.

Фазы прыжка танка с использованием устройства М.М. Ботвинника.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    6 апреля 2013 08:52
    Автору огромное спасибо, интересно, но вопросов - тьма good
    1. +1
      6 апреля 2013 09:49
      Цитата: svp67
      но вопросов - тьма

      svp67 мое Вам "здрасте" hi
      во многом утопические идеи (хотя абсолютно с Вами согласен - интересно). этакий полет мысли на заре танкостроения в поисках решения проблемы
      1. 0
        6 апреля 2013 10:23
        "Здрасте, здрасте" soldier Есть советский фильм 30-х "Танкисты", там показан интересный способ преодоления естественного препятствия - обрывистого берега танковым подразделением...
  2. +1
    6 апреля 2013 09:18
    Кстати, о сочлененных машинах
  3. +17
    6 апреля 2013 09:46
    Вспомнилось... laughing

    1. +2
      6 апреля 2013 10:09
      Улыбнуло ! Хороший добрый армейский юмор.
  4. 0
    6 апреля 2013 10:01
    Вторая мировая война показала, что рвы как противотанковые препятствия бесполезны, достаточно подорвать противоположные стенки и поехали дальше, пять минут работы для подготовленного сапёра...
    1. +1
      6 апреля 2013 10:25
      Очевидно, что-Рвы, колючая проволока, надолбы,мины и проч. - не является препятствием само по себе,только в комплексе с обычными вооружениями,
      ров можно закопать, проволоку срезать, надолбы взорвать, мины снять...
      1. 0
        8 апреля 2013 18:26
        Занятия на военной кафедре в институте. Преподаватель: "Курсант, скажите какие бывают противотанковые заграждения?" Курсант стоит, мямлит, ответ дать не может. Преподаватель:" Запомните. Танковые заграждения бывают следующие: ежи, надолбы и долб...бы как ты"
  5. +19
    6 апреля 2013 10:15
    В нашей стране ничего специально копать не нужно. Добро пожаловать, американцы! fellow
  6. +3
    6 апреля 2013 10:19
    Цитата: Nayhas
    Вторая мировая война показала, что рвы как противотанковые препятствия бесполезны, достаточно подорвать противоположные стенки и поехали дальше, пять минут работы для подготовленного сапёра...



    Не все так однозначно. Любое противотанковое, да и инженерное препятствие вообще должно плотно прикрываться огнем, поэтому чтобы не потерять саперов, тем более "подготовленных" все это время, а это не только те "пять минут работы", а еще и время на подход к препятствию, держать под плотным обстрелом, подвергая в частности жизнь своих солдат опасности, так как те находились в зоне разлета осколков. Но и еще, появление таких проходов - обозначение направления основных усилий наступающего противника, что тоже играет на руку обороняющихся...
  7. +7
    6 апреля 2013 11:07
    Цитата: Iraclius
    В нашей стране ничего специально копать не нужно. Добро пожаловать, американцы!


    Да "западники" пока до наших "грязей" доползут, в своей потонут
  8. +4
    6 апреля 2013 11:08
    Им в этом и помогать не надо
  9. +3
    6 апреля 2013 11:10
    согласитесь так даже лучше
    1. 0
      6 апреля 2013 11:37
      Красиво плывёт! laughing Я так думаю, что в турбине уже лягушки квакают! laughing
  10. +3
    6 апреля 2013 11:14
    А это называется "сесть в лужу"
    1. +3
      6 апреля 2013 11:34
      вот вам и быстренько готов новый ДОТ smile
      1. +4
        6 апреля 2013 11:39
        Ага! Новый способ сооружения ДОТов - квадратно-гнездовой способ по-американски! Традиционно для них - дорого и неэффективно! laughing
    2. +4
      6 апреля 2013 11:50
      [quote=svp67]А это называется ;сесть в лужу
      Ну вот, а то на сайте все утверждают, что в Израиле одна пустыня и нет грязи laughing
      1. 0
        6 апреля 2013 11:54
        [quote=igor67][quote=svp67]А это называется ;сесть в лужу
        Ну вот, а то на сайте все утверждают, что в Израиле одна пустыня и нет грязи laughing[/quote]


        Так понимаю "этого добра" везде хватает
      2. +5
        6 апреля 2013 11:55
        [quote=igor67][quote=svp67]А это называется ;сесть в лужу
        Ну вот, а то на сайте все утверждают, что в Израиле одна пустыня и нет грязи laughing[/quote]

        Так понимаю, этого добра везде хватает
        1. +7
          6 апреля 2013 12:13
          Да , можно перифразировать :Танк грязь всегда найдет
          1. +6
            6 апреля 2013 12:48
            Цитата: igor67
            Да , можно перифразировать :Танк грязь всегда найдет



            Ну а если он еще и на чуть-чуть имеет русские корни, то и снег feel
    3. 0
      6 апреля 2013 17:41
      не это его просто закопали по самые не могу wink
  11. +3
    6 апреля 2013 11:36
    Кто там что писал, что современная противотанковая фортификация устарела? Товарищ, я так думаю, никогда на танке в грязь не зарывался... lol
    Человечество ещё не придумало ничего более безжалостного к танкам, чем это сделала природа с сильнопересечённой местностью. А уж если ей ещё и немножко помоооооочь. fellow
  12. Strey
    +3
    6 апреля 2013 12:05
    А говорят ,,Танки грязи не боятся,, Хотя с другой стороны ,,Грязный танк в бою невидим-чистый не внушает страх,, laughing
    1. +4
      6 апреля 2013 14:41
      В парке мехвод моет свою 72-ку. Щётка на длинной палке, шланг, скребки - весь нехитрый инструмент. Что-то бормочет себе под нос. Стало интересно и незаметно подхожу ближе. Оказалось, разговаривает с танком.laughing Точно не скажу, что-то типа такого. "Вася, изляпался ты весь. Хуже поросёнка. Ничего, сейчас намою, бока натру, блестеть будешь, кабанчик ты мой..." Я ржал на весь парк! laughing
  13. +10
    6 апреля 2013 13:11
    Анекдот.
    Занятия в танковом училище.
    Лектор
    Для танка существуют основные препятствия.
    Выдолбы.
    Надолбы
    и главное---ВЫ,долбо.....ебы)
    1. +1
      6 апреля 2013 14:44
      Абсолютно справедливый анекдот! Это даже не анекдот, а констатация факта! good
      Интересно, а после такой акробатики танк и экипаж сильно повреждаются?
    2. +1
      7 апреля 2013 19:08
      Даже можно и не называть анектодом,сам раз слышал ,как на разводе наш начальник штаба разгон давал водилам-стоял в позе и на ладони своей писал пальцем: водители-тире асы- тире пи...сы( они накануне на ТЗМ с ракетой(!) переехали жигуль-прям по морде,гражданского чуть кондрат не обнял.. laughing
  14. +3
    6 апреля 2013 13:24
    Цитата: Kars
    Анекдот.

    Есть и удачные примеры
    1. +1
      6 апреля 2013 13:27
      А есть и групповое недоразумение, жаль фото маленькое.
    2. +1
      6 апреля 2013 14:45
      Это как это так? belay
  15. +2
    6 апреля 2013 17:19
    Забавные устройства! Вспомнилась публикации "Техника-молодежи" советских времён
  16. +2
    6 апреля 2013 18:07
    Слоны - единственные животные, которые не умеют прыгать.Природа мудра.
    И на сколько прыжков хватало ресурсов подвески танка,как часто рвались траки после ТАКИХ прыжков.В конце концов- на сколько прыжков хватало экипажа...
  17. +7
    6 апреля 2013 20:58
    А вот еще, Абрамс застрявший в сточной канаве в одном из городов Ирака
  18. Avenger711
    +1
    7 апреля 2013 01:46
    М. М. Ботвинник, это часом не Михаил Моисеевич Ботвинник?
  19. 0
    7 апреля 2013 05:42
    Проверка комментырия
  20. +3
    1 октября 2013 20:55
    Да, в 20-е 30-е романтики хватало с избытком smile ! Думаю, сами конструктора не сильно серьезно относились к таким проектам, полигонные испытания тех немногоих образцов, которые до этого дожили, быстро отрезвляли горячие головы.

    Всем участникам форума спасибо за прикольные фото!
  21. +3
    7 августа 2014 15:34
    Да уж, интересного немало придумали, слава богу, что "гении" типа Тухачевского и на это глаза не положили.
  22. 0
    24 марта 2015 06:06
    http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=5FzaSmh1Fgo

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»