Первая атомная – К3 «Ленинский комсомол»

11
К-3 – это первая советская (3-я в мире) атомная подлодка, головной серии. Является единственной нашей лодкой построенной по проекту 627, все последующие подводные корабли данной серии строились по доработанному проекту 627А. Свое название «Ленинский комсомол» лодка получила от одноименной дизельной подлодки «М-106» Северного флота, которая погибла в 1943 году, совершая очередной боевой поход. Это почетное имя корабль носил с 9 октября 1962 года. Лодка была выведена из состава Северного флота в 1991 году.

Лодка может пойти «на иголки»

Уникальная подлодка К-3 «Ленинский комсомол», являющаяся первой советской атомной субмариной может быть утилизирована до конца текущего года в городе Снежногорске (Мурманская область) на заводе «Нерпа». Данное решение было принято в ОСК в связи с нехваткой денежных средств на восстановление подлодки, а также из-за того, что стапельная площадка, на которой в настоящее время хранятся останки субмарины, срочно нужна для реализации другого проекта. К-3 должна уступить свое место «Лепсе» плавучей технической базе «Росатомфлота», утилизация которой должна начаться весной 2014 года. Представитель российского оборонно-промышленного комплекса отметил, что понимает важность подводной лодки К-3 для истории и памяти отечественного флота, но утилизация «Лепсе» гораздо важнее, так как на данном судне сегодня хранится отработанное ядерное топливо, которым можно загрязнить пол-Европы.

В настоящее время на том месте, где планируется утилизация «Лепсе», находится К-3, разрезанная на две половины. Ранее из атомной подлодки был извлечен ядерный реактор, затопленный потом в Карском море. В 2003 году появилась идея восстановить лодку в качестве музея подводных сил России, после чего отбуксировать корабль на вечную стоянку в Санкт-Петербург. Так еще в 2008 году на Морской коллегии при правительстве РФ КБ «Малахит» было поручено разработать проект будущего музея, но дальше идеи дело пока так и не сдвинулось. Деньги на реализацию данного проекта не были выделены до сих пор. Причем денежные средства нужны немалые.
Первая атомная – К3 «Ленинский комсомол»

Еще в 2008 году расчеты показывали, что на это потребуется не менее 400 млн. рублей. С учетом того, что подводная лодка давно находится под открытым небом и была разделана, сейчас, чтобы собрать ее и довести до ума, потребуется уже не менее 650 млн. рублей, отметил один из представителей ОСК. В то же время на «Нерпе» все же рассчитывают спасти лодку. Как рассказала газете «Известия» пресс-секретарь предприятия Ирина Анзулатова, на это потребуется 50 млн. рублей, которые предприятие рассчитывает найти.

Анзулатова подчеркнула, что на предприятии сделают все, чтобы найти эту сумму. Подлодку еще можно спасти. В настоящее время на «Нерпе» уже готов фрагмент корпуса, который можно поставить на место вырезанного реакторного отсека. Остается все это объединить, законсервировать и спустить на воду. После этого остается только ждать, пока наши чиновники, наконец, поумнеют и поймут, что такую историческую ценность, как первая атомная подводная лодка в стране, уничтожать нельзя.

К слову, в США свою первую атомную подлодку «Наутилус» сохранили. В настоящее время это музей. «Ленинский комсомол» – это первая отечественная атомная лодка, живая история нашего флота. В самые тяжелые годы холодной войны – в 1960-е и 1970-е годы – К-3 успешно решала сложнейшие задачи по противодействию американцам и их флоту. Создать из данной лодки музей – это значит навсегда увековечить память ее конструкторов, всех служивших на ней военных моряков, а также всех тех, кто работал над созданием атомного флота нашей страны.

К3 «Ленинский комсомол»

В 1945 году США достаточно открыто демонстрировали всему миру разрушительную мощь нового ядерного оружия, при этом они были заинтересованы в разработке средств его доставки. Доставка ядерных бомб по воздуху, так как это было при бомбардировке Японии, была сопряжена с существенной долей риска. Поэтому единственным на тот момент разумным способом доставки ядерного груза стала подводная лодка, которая могла скрытно и незаметно, не всплывая, подойти к берегу противника и нанести решающий удар. На эту роль идеально подходила атомная подводная лодка, которая в течение похода могла ни разу не всплывать на поверхность.

Первый американский подводный атомоход создавался в обстановке предельной секретности. Решение о постройке первой атомной лодки было принято в 1951 году, а уже 14 июня 1952 года состоялась закладка данной лодки, которая получила название «Nautilus». В то же время СССР, как и в случае с атомной бомбой, оказался в роли догоняющей стороны. Постановление о создании в СССР атомных подводных лодок было подписано Сталиным в сентябре 1952 года, когда за океаном уже шли работы по постройке первой атомной лодки.

Советским конструкторам, как это не раз случалось, пришлось идти своим собственным путем, так складывались обстоятельства непростые для СССР в целом и для советской военной науки в частности. В Советском Союзе работу оборонного значения всегда возглавляли люди, которые были неизвестны широкой общественности, о героях оборонной промышленности не писали в советских газетах. Создание проекта первой советской атомной подводной лодки было поручено конструктору В. Н. Перегудову.

По своей конструкции советская лодка очень сильно отличалась от американского «Наутилуса». На американской подлодке были практически полностью повторены наружные обводы корпуса обычных дизель-электрических подводных лодок, главным отличием было наличие ядерной силовой установки. В то же время советская лодка К-3 изначально обладала совершенно иной архитектурой. Закладка лодки состоялась в Северодвинске 24 сентября 1955 года.

Корпус советской лодки создавался без использования классических конструкций корпусов дизель-электрических подлодок, работы над ним велись практически с нуля. Основой упор в работе был сделан на качество подводного хода лодки. Поэтому советская атомная подлодка К-3 получилась быстроходнее «Наутилуса». Во время испытаний в полностью погруженном состоянии она развила скорость хода в 28 узлов без выхода реакторов на свою полную мощность. Первоначально лодка проектировалась для атак на береговые военно-морские базы вероятного противника с помощью одиночной термоядерной торпеды (Т-15) очень большого калибра (диаметр 1,5 метра). Но из-за явной технической несостоятельности данного подхода и «одноразовости» самой лодки, что было бессмысленно с военной точки зрения и очень затратно, от данного проекта отказались. Упор был сделан в сторону использования традиционного торпедного вооружения с возможностью использовать торпеды с ядерными боеголовками.

В целях увеличения акустической скрытности лодки были применены механизмы с пониженным уровнем виброшумовых характеристик, основное оборудование субмарины амортизировалось, использовались специальные вибродемпфирующие покрытия. Корпус лодки облицовывался специальным противогидролокационным покрытием, также на К-3 устанавливались малошумные гребные винты. Все это положительно сказалось на заметности лодки. При движении средним ходом на перископной глубине лодка производила меньше шума, чем дизель-электрические подводные лодки проектов 611 и 613.

Проект лодки значительно отличался от предшествующих подводных лодок не только энергетической установкой, но и обводами корпуса. Первоначально он включал ряд достаточно сомнительных решений: подлодка не имела швартовых приспособлений (для совершения маневров на базе предполагалось использовать специальный буксир), не несла никакого оборонительного вооружения, не имела аварийных дизель-генераторов и якорей. Экипаж лодки готовили и тренировали заранее, часть будущих офицеров лодки была привлечена еще на стадии проекта. Такое решение позволило качественно улучшить условия жизни экипажа и эргономику рабочих мест. Наиболее вопиющие «ляпы» исправлялись на специально построенных для этого деревянных макетах.

В дальнейшем очевидцы говорили, что внутренние помещения лодки были похожи на произведения искусства. Каждое помещение было выкрашено в свой цвет, при этом использовались краски ярких оттенков, которые были приятны человеческому глазу. Одна из переборок лодки была выполнена в виде картины летнего луга с березками, другая – в виде огромного зеркала. Вся мебель на лодке была произведена по спецзаказу из ценных пород дерева и могла использоваться в нештатных ситуациях не по своему прямому назначению. К примеру, большой стол в кают-компании можно было легко трансформировать в операционный.

В дальнейшем качественный подбор и тренировки экипажа лодки на специально возведенных стендах (также и на стенде атомной силовой установки на учебной базе в Обнинске) помогли лодке начать свою службу. Стоит отметить, что подлодка вышла с завода «сырой», обладала множеством проблем и недоработок. Фактически данную лодку можно было бы отнести к опытной. В этом советский подводный атомоход мало чем отличался от своего заокеанского коллеги.

Лодка была спущена на воду в октябре 1957 года, через 2 года после начала постройки. 1 июля 1958 года она вошла в состав флота, на лодке был поднят флаг ВМФ. Со спуском корабля на воду связан один курьезный случай. Как известно, моряки народ достаточно суеверный и, если бы о борт лодки не разбилась бутылка шампанского, они вспоминали бы об этом постоянно, особенно в критические моменты плавания. При этом среди членов приемной комиссии лодки возникла паника, так как весь сигарообразный корпус лодки был покрыт слоем резины. Единственным жестким местом выступало небольшое ограждение горизонтальных рулей. Естественно, никто не хотел брать на себя ответственность, пока кто-то не вспомнил, что шампанское хорошо разбивают женщины. В итоге молодая сотрудница КБ «Малахит», уверенно размахнувшись, смогла с первого раза разбить бутылку шампанского о борт лодки, так родился первенец отечественного атомного подводного флота.

В июле 1962 года экипаж советской атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» повторил достижение американцев, которые в 1958 году на своей атомной подлодке «USS Nautilus» совершили успешный поход к Северному полюсу, после чего повторили его на других атомных субмаринах. Лодка впервые в истории отечественного флота совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, дважды пересекла точку Северного полюса. 17 июля 1962 года под командованием Льва Михайловича Жильцова она всплыла возле Северного полюса, недалеко от него был водружен государственный флаг СССР. На базе моряков-подводников встречал лично Никита Сергеевич Хрущев, который вручил им награды. Весь экипаж лодки был представлен к орденам, а капитан лодки Лев Жильцов стал Героем Советского Союза. Имена подводников стали известны всей стране.

Однако в истории лодки были и трагические моменты. 8 сентября 1967 года на лодке во время боевого дежурства в Норвежском море в I и II отсеках произошел пожар, в результате чего погибло 39 подводников. При этом экипажу лодки К-3 удалось своими силами справиться с пожаром, и подлодка самостоятельно вернулась домой. Вероятной причиной возникновения пожара потом назовут несанкционированную замену уплотнительной прокладки в штуцере гидравлической машины. Результатом этого стала потеря гидравлической жидкости, которую не удалось полностью собрать, в дальнейшем ее остатки воспламенились.

Всего за годы своей службы первая отечественная атомная подводная лодка успела совершить 14 дальних походов, в том числе первое плавание подо льдами в Гренландском и Карском морях. 15 июня 1991 года К-3 была выведена из состава Северного флота.

Тактико-технические характеристики К-3:
Размеры: длина лодки – 107,4 м; ширина – 7,9 м., осадка – 5,6 м.;
Водоизмещение надводное – 3065 т., подводное – 4750 т.;
Энергетическая установка – атомная, 2 водо-водяных реактора ВМ-А, мощность на валах 35 000 л.с.;
Скорость подводного хода – 30 узлов, надводного – 15 узлов;
Рабочая глубина погружения – 300 м.;
Автономность плавания – 50-60 суток;
Экипаж - 104 человека;
Вооружение: 8 носовых 533-мм торпедных аппаратов (20 торпед), 6 торпед с ядерными зарядами по 15 кт.

Источники информации:
http://korabley.net/news/pervaja_atomnaja_podvodnaja_lodka_sovetskogo_sojuza_proekta_627_k_3_shifr_kit/2009-10-13-386
http://book.uraic.ru/elib/pl/lodki/627.htm
http://izvestia.ru/news/547540
http://ru.wikipedia.org
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
  2. Комментарий был удален.
  3. +1
    13 сентября 2013 07:44
    Честь и слава нашему первенцу подводного, атомного флота! Давно уже муссируется идея создания музея из этой АПЛ. Но ведь, распилят на иголки, как пить дать распилят....
  4. Комментарий был удален.
  5. +4
    13 сентября 2013 07:55
    К-3 на Северном полюсе, подвиг того времени,равный выходу в космос.
  6. Kovrovsky
    +4
    13 сентября 2013 09:06
    Нет денег в бюджете, кинуть клич олигархам, для них это по силам! Пусть на деле докажут, что они Россию любят!
    1. +9
      13 сентября 2013 15:02
      Олигархи предпочитают любить Россию издалека из Лондона.
      1. +5
        13 сентября 2013 19:05
        Цитата: Пеший
        Олигархи предпочитают любить Россию издалека из Лондона.

        "+" вам поставипл, но уточню, существенно: они, эти ворры-"олигархи", Россию не любят вообще,скажу более, они её презирают! Они любят лишь деньги, которые им так легко здесь достаються, с нашего молчаливого согласия, и те богатства ЗЕМЛИ НАШЕЙ, с помощью которых они богатеют и с жиру бесяться. Они, эти люди, кроме себя, ни кого не любят вообще! hi
    2. 0
      13 сентября 2013 22:13
      Не захотят добровольно дать денег - обложить ''оброком'', и проследить за выполнением
  7. +2
    13 сентября 2013 19:00
    А музей нужно сделать.
  8. 0
    14 сентября 2013 01:38
    Конечно нужно. А денег... Их постоянно то нет, то нехватает. И вот такие исторические вещи пропадают в никуда. Точнее в копилку тех кто их на металлолом режет. angry
  9. Комментарий был удален.
  10. Комментарий был удален.
  11. +2
    14 сентября 2013 08:41
    а ну ка кто готов на сем изделии в автономку? какой бред, мы научились лодки намного лучше строить, эта - неудача, никто из отписавшихся и близко бы не подошел к выгородке АЗ или сына(дочь) к ней пеодпустил бы)) а пишут... смешарики
  12. +8
    14 сентября 2013 12:30
    Тяжел и опасен был труд моряков на этих лодках
  13. DJEIN8
    0
    15 сентября 2013 04:15
    Ужасное, гнетущее состояние оставило прочтение статьи, просмотр видео, прочтение комментариев и особенно "барбитурата" (не зря он взял себе такой ник, полное соответствие...)(внутри возникает полная ассоциация со словом "абракадабра")....
    Должна возникнуть гордость за достижения страны и это логично и она ЕСТЬ ,.... но КАКОЙ ЦЕНОЙ ...
    Никогда в России не ценилась ЖИЗНЬ и ЗДОРОВЬЕ людей и в том числе КАКИХ ... Список страшный и страшно длинный....... Не имеется ввиду ситуации того стоящие на самом деле...
    Неужели в данном случае надо было гнать лодку толком не доведённую, не испытанную, на грани возможной глобальной катастрофы не понимаемой толком в тот момент (но это не предотвратило бы непоправимые последствия)и просто аварии с непредсказуемыми последствиями...
    И всё это на совести а точнее БЕССОВЕСТНОСТИ и БЕЗРАЗЛИЧИЯ всей цепочки тех, кто создал подобную совершенно не обоснованную ситуацию.... ......... ПАМЯТЬ ............
    Она в РАЗУМЕ, ЧУВСТВАХ и ДУШАХ людей, у которых перечисленное в наличии... для остальных это просто
    изделие...
    Думаю достаточно небольшого памятника с чётким силуэтом данной лодки, с кратким но понятным по значению для истории текстом, в центре столицы (не только близкие к флоту должны знать его историю) где много приезжих и иностранных туристов...
    Уверен... ЛЮДИ ... поймут и должным образом оценят ...НАДЕЮСЬ у нас таких НЕМАЛО...
    Сожалею, что приходится дописывать, но (не уверен с позицией по реальной лодке...дело больше не в затратах, а в её радиационной чистоте даже на данный момент о чём нас в доступной для него форме предупреждал "барбитура"..., кто пойдёт сам и поведёт детей во внутрь, неуверенный в её радиационной чистоте..) Надеюсь на правильное, глубокое понимание написанного...
    1. 0
      15 сентября 2013 06:31
      Цитата: DJEIN8
      Думаю достаточно небольшого памятника с чётким силуэтом данной лодки, с кратким но понятным по значению для истории текстом, в центре столицы (не только близкие к флоту должны знать его историю) где много приезжих и иностранных туристов...

      У нас в Обнинске, стоит такой памятник.
      Рубка К-14 пр. 627А
      1. 0
        15 сентября 2013 06:32
        Вот еще фото
  14. romirus
    0
    12 марта 2014 16:30
    Проходил службу на К-14 на КТОФ 85-88 гг Вот тематический сайт по ней http://happysubmarine.narod.ru/index.html