«Захар Иванович» или «трехтонка» – грузовой автомобиль ЗИС-5

44
В настоящее время грузовые автомобили используются для доставки самых разнообразных товаров и для предоставления услуг. Современные грузовики оборудованы по последнему слову техники, что обеспечивает удобство для водителя и безопасность на дороге. Но в годы Великой Отечественной даже самые простые грузовые автомобили совершали настоящие подвиги – это и транспортировка вооружений, боеприпасов и доставка продовольствия. Чего стоит доставка продовольствия по «Дороге жизни» в окружённый Ленинград. О таком «трудяге» и пойдет речь в данной статье.

Сборка бортового трехтонного грузовика универсального назначения ЗИС-5В (завод имени Сталина, военный) на советском заводе


ЗИС-5 («трехтонка», «Захар», «Захар Иванович») — советский грузовик грузоподъемностью 3 тонны; второй по массовости грузовик 1930-1940-х годов (первое место занимал ГАЗ-АА). Во время ВОВ – один из основных транспортных автомобилей Красной Армии. Производился на Автомобильном заводе имени Сталина с 1933 по 1948 год. Во время войны упрощенная военная модификация ЗИС-5В выпускалась заводами ЗИС (1942—1946 годы) УльЗИС (1942—1944 годы) и УралЗИС (1944—1947 годы).

В 1931 году завод Автомобильное Московское Общество (АМО) был перестроен, и приступил к сборке нового грузовика АМО-2. Агрегаты и узлы для автомобиля поставлялась из Америки. Вскоре АМО-2 модернизировали, и свет увидели АМО-3 и АМО-4. АМО-3 (грузоподъемность 2,5 тонны) в 1933 заводу был вновь серьезно модернизирован. Новый автомобиль получил название ЗиС – Завод имени Сталина. Автомобили АМО – 3 и ЗИС – 5 в отличие от предшественника изготавливались полностью из деталей советского производства.

«Захар Иванович» или «трехтонка» – грузовой автомобиль ЗИС-5


Первая партия ЗИС – 5, состоящая из 10 машин была собрана в июне 1933 года. На конвейер ЗиС-5 был поставлен 1 октября 1933 года без предварительной сборки опытного экземпляра. Простота конструкция позволила начать сборку, без каких либо серьезных сбоев. Серийная сборка нового автомобиля была запущена в кратчайшие сроки.

Конструкция «трехтонки» (данное прозвище ЗиС-5 получил в народе, в войсках его также называли «Захар Ивановичем») была классической для того времени. Конструкцию разработали практически «с нуля» инженеры АМО-ЗИС: Важинский Е.И., Лялин В.И. и Строканов Б.Д.. Главными акцентами при разработке стали упрощение автомобиля и повышение ремонтопригодности. Кроме этого, требовалось повысить качество эксплуатационных характеристик – увеличение проходимости и грузоподъемности автомобиля.

Рабочий объем двигателя был увеличен до 5,55 литра, а мощность форсирована до 73 л.с. Также переделали радиатор и воздушный фильтр, модернизировали карбюратор. Изменениям подверглись оба моста, карданный вал, коробка переключения передач и рама. На заднем мосту значительно увеличили дорожный просвет, передние тормоза были заменены на механический привод. Кабина ЗиС-5 значительно отличалась от кабины предшественника. На грузовике ее сделали без брезентовой боковины.



В годы войны выпуск автомобилей постоянно наращивался. Если в первый месяц собиралось всего шесть-семь машин в день, то спустя некоторое время количество составляло уже десятки и сотни. Грузовик отлично зарекомендовал себя на бездорожье и быстро завоевал репутацию надежной и неприхотливой техники. Как правило, грузили на ЗиС-5 4-5 тонн, даже несмотря на то, что машина была рассчитана на перевозку трех тон. Несмотря на постоянный перегруз, машина шла спокойно, без надрыва. Улучшения характеристик удалось добиться благодаря установке низкооборотного двигателя. Тяговые возможности ЗиС-5 сильно приблизились к полноприводным грузовым автомобилям (ввиду повышенной проходимости, машина могла эксплуатироваться на дорогах любых категорий круглый год).

Недостаточная жесткость на скручивание несущей рамы (небольшое упущение в конструкции) сыграла на повышение проходимости, поскольку при преодолении неровностей повышался рабочий ход колес. Модернизированный двигатель без проблем запускался при отрицательных температурах, а для его работы подходил любой низкосортный бензин. В снаряженном состоянии грузовик мог буксировать прицеп массой до 3,5 тонн. Пробег до первого капремонта составлял 100 тысяч км.

Советские войска на марше. По обочинам дороги движется пехота, в центре — грузовик ЗиС-5В


Во время ВОВ конструкцию грузовика ЗИС-5 сильно упростили. Для производства кабины использовалось дерево и фанера, а крылья начали гнуть из проката (до войны применялась штамповка). На передних колесах демонтировали тормоза. Та же судьба постигла правую фару. Количество откидывающихся бортов уменьшили до одного. Под конец войны довоенная комплектация была частично восстановлена.

В 1946—1948 годах выпускалась переходная (к ЗИС-150) модель ЗИС-50. Данная машина оснащалась двигателем ЗИС-120 (дефорсированным до 80 л.с.). Расход топлива составлял 30 л на 100 км. Учитывая все модификаций (было разработано 25 модификаций 19 из которых были поставлены на производство), выпуск автомобилей данной модели продолжался до 1958 года, а если учесть глубоко модернизированный Урал ЗИС – 355М – до 1965 года.



ЗИС-5 также экспортировался в другие страны. Например в 1934 году партия из 100 шт. 5 была продана в Турцию. Экспортный вариант ЗИС-5 отличался никелированным радиатором и наличием бампера, состоящим из двух никелированных стальных полос. Позднее экспортировалась модификация ЗИС-14 имеющая удлиненную колесную базу, а также автобус ЗИС-8. В 1930-е годы автобусы и грузовики ЗИС экспортировались в Афганистан, Иран, Ирак, Китай, Испанию, Литву, Латвию, Румынию, Монголию, Эстонию и Турцию. Достаточно большой парк ЗИСов образовался после Советско-финской войны в Финляндии, ну и конечно, на оккупированных в 1941—1944 годах Германией территориях СССР.

Модификации:
ЗИС-5В — упрощенная модификация военного времени;
ЗИС-5У — модификация с зенитным пулеметом на специальной турели в кузове;
ЗИС-5УС — имела приспособлениями для подвески носилок;
ЗИС-6 — шестиколесный грузовик повышенной проходимости, грузоподъемность 4 тонны. На шасси ЗИС-6 летом-осенью 1941 года устанавливались первые установки реактивного залпового огня БМ-13, БМ-8 «Катюша». В 1935 году на шасси ЗИС-6 были собраны экспериментальные автобусы ЗИС-6 «Люкс», в 1939 году на шасси ЗИС-6К был создан тяжелый бронеавтомобиль БА-11,;
ЗиС-8 — автобус;
ЗИС-10 — седельный тягач, грузоподъемность 3,5 тонны;
ЗИС-11 — удлиненное шасси для пожарных автомобилей;
ЗИС-12 — удлинённое шасси специального назначения;
ЗИС-13 — газогенераторная модификация на шасси ЗИС-14;
ЗИС-14 —шасси специального назначения;
ЗИС-15, ЗИС-15К — модернизированный грузовик, предназначавшийся для замены ЗИС-5. Отличался обтекаемой кабиной и оперением, удлиненной и усиленной рамой, усовершенствованным двигателем и увеличенным бензобаком;
ЗИС-16 — городской автобус;
ЗИС-16C — санитарный автобус;
ЗИС-19 — строительный самосвал;
ЗИС-21 — газогенераторная модификация;
ЗИС-22 — полугусеничный грузовик грузоподъемностью 2,5 т;
ЗИС-22М — модернизация полугусеничного грузовика;
ЗИС-30 — газобаллонная модификация;
ЗИС-32 — полноприводный грузовик;
ЗИС-33, ЗИС-35ш — съемные комплекты полугусеничных движителей;
ЗИС-36 —полноприводный шестиколесный грузовик;
ЗИС-41 — газогенераторная модификация упрощенной конструкции;
ЗИС-42, ЗИС-42М — полугусеничный грузовик грузоподъемностью 2,25 т с новой конструкцией гусеничного движителя;
ЗИС-44 — санитарный автобус;
ЗИС-50 — модификация ЗИС-5В оснащенная двигателем ЗИС-120 (мощность 90 л.с.);
АТ-8 — экспериментальный артиллерийский тягач, имеющий сдвоенную силовую установку из двигателей ЗИС-16 и гусеничный движитель от танка Т-70;
АТ-14 — экспериментальный артиллерийский тягач, имеющий сдвоенную силовую установку из двигателей ЗИС-5МФ.
ЛЭТ — экспериментальный электромобиль;
ЗИС-ЛТА — полугусеничный лесовозный автомобиль.

Погрузка раненных советских солдат на военный грузовик ЗИС-5в для эвакуации


Технические характеристики:
Год выпуска – 1933;
Масса – 3,1 тонны;
Габариты
Длина – 6,06 м;
Высота – 2,16 м;
Ширина – 2,23 м;
Двигатель – карбюраторный ЗИС;
Мощность – 76 л.с.;
Скорость по дороге — 60 км/ч;
Запас хода — 200 км;
Всего произведено – около 532000;
Экипаж – 2 человека.

Советские солдаты, в том числе женщины, толкают застрявший в грязи грузовик ЗиС-5


Расчеты зенитных прожекторных станциий 3-15-4 на грузовых автомобилях ЗиС-5 на параде 7 ноября 1941 года в городе Куйбышеве


Советские автомобили и немецкие мирные жители на улице Берлина. В центре фото — грузовой автомобиль ЗиС-5В


Подготовлено по материалам:
http://hobbyport.ru
http://www.battlefield.ru
http://litnik.pp.ua
http://russianarms.mybb.ru
44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    26 сентября 2013 07:32
    Это шедевр автомобильной промышленности,простота и надёжность!
    В конце 80-х сам видел на складах газогенераторные ЗиСы с запасом дров в кузове-разжигай,заводи и поехал
    ЗИС-41 — газогенераторная модификация упрощенной конструкции
    А были ещё такие ЗиС-41 САУ с 57-мм пушкой ЗИС-2,но на базе карбюраторного ЗиС-5
    1. +1
      26 сентября 2013 07:46
      еще видеоматериалы по теме

    2. Ведмедь
      +1
      26 сентября 2013 12:35
      Цитата: Денис
      А были ещё такие ЗиС-41 САУ с 57-мм пушкой ЗИС-2,но на базе карбюраторного ЗиС-5


      Вообще-то это ЗИС 22М
      1. 0
        26 сентября 2013 15:10
        Цитата: Ведмедь
        Вообще-то это ЗИС 22М
        Не спорю,хотя с цифровыми индексами ещё та путаница.Я имел ввиду что не газогенераторпый
    3. +5
      26 сентября 2013 20:55
      Я не видел , а катался пацаном на подобных машинах . Наш сосед по подъезду работал в ( как тогда говорили )в гараже при заводе , и на обед он приезжал и катал нас пацанов . Приезжал он и на ЗИС - 5 и на УралЗИС с газогенератором , но ездил он на бензине . Почему я знаю , что это был газогенератор ? Да , потому - что тогда ( в начале шестидесятых ) все пацаны грезили космосом , морем и шоферской романтикой ( две мечты осуществились : служил на море , работа связана с автотранспортом ( работал механиком по выпуску , начальником колонны , начальником транспортного предприятия, сам накатал не одну сотню тысяч верст по дорогам России ) . Кто связан с транспортом , и работает давно , то наверняка заметил , что у старых машин , в отличие от современных , был свой шарм , свои свои запах и звучание . Кто ездил на Газ полстараз или на ЗиЛе стопятидесятом , помнят запах дерматина , звук . Их нельзя перепутать ни с чем . А уж проМАЗ - 200 , и говорить - то нечего ! Это машину можно было узнать по звуку , даже не видя ее . Она еще за поворотом , а уже знаешь , что едет двухсотый . Современные машины красивые , комфортабельные , удобные , но они не становятся своими . Помню свою первую машину - Газ - полстараз - это самая любимая ! Простая , надежная , проходимая , убить невозможно , если только постараться ! Не то , что современные .
      1. RJN
        +1
        29 сентября 2013 19:06
        Как это да. В современных нет души.
      2. 0
        20 апреля 2018 23:25
        маз 200 это зверь как зубр на капоте предупреждал что двигатель не возможно остановить особенно когда автомобиль стоял под наклоном из картера засасывало масло и заглушить его было не возможно
  2. +2
    26 сентября 2013 09:02
    Ж.Д. модификация ЗИС-5.
    Да и немцы использовали трофей, не брезговали.
  3. +1
    26 сентября 2013 09:19
    Да,в в 50 годах, ЗИС-5 втречался довольно часто. И даже уже в 80 году, в одной организации города Хмельницкого,эксплуатировался ЗИС-5.Простая,надежная машина,как все советское.
    1. Ведмедь
      0
      26 сентября 2013 12:38
      Цитата: bistrov.
      Да,в в 50 годах, ЗИС-5 втречался довольно часто. И даже уже в 80 году, в одной организации города Хмельницкого,эксплуатировался ЗИС-5.Простая,надежная машина,как все советское.


      У деда в подчинении из шести колонн 2 колонны по 250 ЗИС-5. Списали эти машины в середине 60-х...
      Если что - Глобенский район Полтавской области...
  4. TIT
    +1
    26 сентября 2013 09:31
    вроде в хронике встречались зис-5 "катюша ",
    1. +4
      26 сентября 2013 09:54
      Цитата: TIT
      зис-5 "катюша ",
      ЗиС ли это?
      Сомнения берут,кабина и крылья не похожи.На них кабина и крылья были сделаны методом простой гибки из обычного листового проката,а здесь штампованые
      До появления стандартного варианта «катюши» на «Студебекере» некоторое количество реактивных установок «БМ-13» было смонтировано именно на ленд-лизовских «Шевроле» серии «G7100». Действующая армия, 1943 год.
      Уж очень похоже
      1. Nu daaaa...
        +1
        26 сентября 2013 10:06
        Советская промышленность в июле 1941 - декабре 1944 изготовила около 30 тыс. боевых машин «Катюша». Первые машины изготовлялись на базе отечественных шасси (всего около 600 штук — почти все, за исключением единиц, были уничтожены в боях), после начала «ленд-лизовских» поставок основным шасси для БМ-13 (БМ-13Н) стал американский грузовик фирмы «Студебеккер» (Studebaker US6) — около 20 тыс.
      2. TIT
        +1
        26 сентября 2013 10:24
        Цитата: Денис
        Уж очень похоже

        да тут согласен ( набрал в гугле прилепил первое похожее ,не в сматриваясь в подробности ). но может есть фото зис5 "катюш" именно военных лет?
        1. Комментарий был удален.
    2. кузнецов 1977
      +4
      26 сентября 2013 14:10
      Уважаемый Андрей, это не шасси ЗиС-5, а шасси американского грузовика «Шевроле» фирмы Дженерал моторс.
      "Катюшу" первоначально ставили на трёхосный вариант ЗиС-5– под обозначением ЗиС-6. Автомобиль представлял собой грузовик повышенной проходимости с двухскатной ошиновкой задних мостов. Длина его при 4980-миллиметровой колёсной базе составляла 6600 миллиметров, а ширина равнялась 2235 мм. На автомобиле был установлен тот же рядный шестицилиндровый с карбюраторный двигатель водяным охлаждением, что устанавливался и на ЗиС-5. ЗИС-6 собирали до октября 1941-го, и всего с конвейера их сошло чуть больше 20 тысяч.

      А единственный вариант Катюши на шасси ЗиС-5 стоит в нашем Нижегородском кремле и является объектом насмешек всех кто хоть что-то понимает в теме...
      1. TIT
        0
        26 сентября 2013 14:47
        Цитата: кузнецов 1977
        на шасси ЗиС-5 стоит в нашем Нижегородском кремле

        экземпляров много, но все музейные или памятники , а фото военных лет всё таки нет request
        1. кузнецов 1977
          0
          26 сентября 2013 16:45
          Уважаемый Андрей фотографий нет, потому, что не ставили "Катюшу" на шасси ЗиС-5. В 1940-м появилась пусковая установка М-13-16, которую попытались установить на ЗиС-5. Однако шасси стандартного двухосного грузовика оказалось перетяжелённым и не выдерживало интенсивной стрельбы. Кроме того, совершенно неудовлетворительной была проходимость на грунте. Поэтому-то, первые пять опытных установок БМ-13-16 и были изготовлены на шасси ЗиС-6. На 21 июня 1941 года в Красной Армии имелись 10 экспериментальных установок БМ-13-16.Все эти кузова демонтировались, а на их месте устанавливались направляющие для реактивных снарядов До ноября 1941 года удалось изготовить 600 таких установок. Из-за приближения немцев к Москве Завод имени Сталина пришлось эвакуировать в Ульяновск. Поэтому производство ЗиС-6 с 15 октября 1941 года было прекращено. В Ульяновске производство ЗиС-6 не возобновлялось. «Катюши» стали монтировать на трактора, артиллерийские тягачи и даже на танки Т-60. Однако по маневренным возможностям такие установки на шли ни в какой сравнение с установками на базе ЗиС-6. Лишь с появлением установки БМ-13Н на шасси Студебекера US-6 проблема подвижность «катюш» была решена.
          http://www.opoccuu.com/avto-katusha.htm

          Вот еще один довольно интересный экземпляр "Катюши"

          Установка БМ-13-16 на шасси гусеничного тягача СТЗ-5.Опытные образцы пусковых установок для снарядов М-13 на шасси СТЗ-5 прошли полигонные испытания в октябре 1941 года и были приняты на вооружение. Их серийное производство было начато на заводе им. Коминтерна в Воронеже. Однако 7 июля 1942 года немцы захватили правобережную часть Воронежа, и сборка установок прекратилась.
          1. TIT
            0
            26 сентября 2013 17:39
            Цитата: кузнецов 1977
            что не ставили "Катюшу" на шасси ЗиС-5

            понял ,спасибо за лекбез
          2. 0
            29 сентября 2013 20:55
            Цитата: кузнецов 1977
            Завод имени Сталина пришлось эвакуировать в Ульяновск. Поэтому производство ЗиС-6 с 15 октября 1941 года было прекращено. В Ульяновске производство ЗиС-6 не возобновлялось. «Катюши» стали монтировать на трактора, артиллерийские тягачи и даже на танки Т-60.


            ЗИС был эвакуирован в октябре 1941г. на Волгу в Ульяновск и на Урал, в Миасс, где и наладили производство узлов и агрегатов ЗиС-5.
            УльЗИС (позже УАЗ) осуществлял сборку грузовиков из имевшегося задела деталей. В 1942 г. завод из Ульяновска и др.городов вернулся в Москву, с июня 1942 г. возобновил выпуск грузовиков.
            Часть оборудования УльЗиСа поступила в Миасс, где образовали Уральский филиал ЗИСа, выпускавший, как и Москва, ЗИС-5В, с середины 1944г.
            1. Комментарий был удален.
        2. 0
          27 сентября 2013 07:36
          Цитата: TIT
          экземпляров много
          Что то не то
          Решётка радиатора не ЗиСовская и раскраска дюже гламурная
          1. TIT
            0
            27 сентября 2013 08:03
            Цитата: Денис
            Решётка радиатора не ЗиСовская и раскраска дюже гламурная


            после военные самоделки , памятник стоит на дороге у города Лебедин
      2. tank 34
        0
        26 сентября 2013 17:39
        полностью согласен, так как динамическая нагрузка при залпе могла просто развалить машину. Да и вес установки не позволял монтировать БМ-13 на шасси ЗИС 5. Подобное насмешише стоит на Сапун горе в Севастополе. Что касается ЗИС-50 мой папа на целене был свидетелем того, как водители данных Зисов втягивали водителей Студебекеров в гонку по шоссе. Последних зачастую приводили на хвосте, а водителей Студебекеров чуть не доводили до инфаркта из-за выплавления вкладышей на двигателях Студеров. В целом он очень хвалил этот автомобиль на надежность, простоту и не прихотливость.
        1. 0
          26 сентября 2013 20:27
          Вы говорите неправду!Студебекер по ТТX был на голову выше чем ЗИС!После войны был скопирован в ЗИС 151!Который был намного XУЖЕ,чем довоенный Студер!
          1. 0
            28 сентября 2013 09:23
            Цитата: вадим dok
            Вы говорите неправду!
            А при чём тут ТТХ?
            Дело в коробке с какой скоростью она вращает колёса.Сколько груза при этом потянет уже другой вопрос
          2. RJN
            0
            29 сентября 2013 19:17
            Не стоит горячиться, заметьте, что речь идет о ЗИС-50, и о таких их фортелях со Студебекарами я тоже встречал. А ЗИС-151 не копия Студера, но, так сказать, "по мотивам".
  5. +1
    26 сентября 2013 09:40
    то что нужно для войны ничего лишнего
  6. TIT
    +2
    26 сентября 2013 10:42
    кстати то же интересно

    на базе ЗиС-5 был построен и электромобиль: назывался он ЛЭТ, мог покрыть на одной зарядке аккумуляторов около 60 км (весили они почти 1, 5 тонны), машина брала груз весом 1, 8 тонны (как вы можете заметить, характеристики этого электромобиля очень неплохие, даже и на сегодняшний день). Электромобиль был всего один, его сделали на ЗиСе в 1935 году и… перевозили на нем мусор.
  7. msv
    +2
    26 сентября 2013 11:22
    ЗИС6 не полно приводный автомобиль. Передние колеса не ведущие.Вообще в статье не сказано, что вначале войны над ЗИС-5 основательно поработали для упрощения производства, что называется отсекали лишнее. В основном изменение технологии сборки было направлено на уменьшение металлоемкости и упрощение изготовления деталей. Так появилась деревянная кабина, прямые подкрылки. С машины убрали передние тормоза,гидроуслитель тормоза. На машинах, выпускавшихся на урале даже фару ставили одну(на фото есть). Тем самым дабились упрощения ремонта в полевых условиях и увеличения числа выпускаемых автомобилей. А автотранспорт армии ох как был нужен.
    1. TIT
      0
      26 сентября 2013 11:42
      Цитата: msv
      Вообще в статье не сказано, что вначале войны над ЗИС-5 основательно поработали для упрощения производства, что называется отсекали лишнее. В основном изменение технологии сборки было направлено на уменьшение металлоемкости и упрощение изготовления деталей. Так появилась деревянная кабина, прямые подкрылки. С машины убрали передние тормоза,гидроуслитель тормоза. На машинах, выпускавшихся на урале даже фару ставили одну(на фото есть). Тем самым дабились упрощения ремонта в полевых условиях и увеличения числа выпускаемых автомобилей. А автотранспорт армии ох как был нужен.




      смотреть. видео к статье
  8. +1
    26 сентября 2013 11:30
    Лет пять назад, был на одной автобазе по делам. Там директор восстанавливал полуторку, правда уже послевоенного года выпуска. Разрешил, кружок сделать на ней. Вот впечатления были... smile
  9. +7
    26 сентября 2013 15:57
    Помню газогенераторный ЗИС-5 (начало 50х). Трудяга машина +++
  10. +1
    26 сентября 2013 16:02
    легендарный автомобиль-трудяга
  11. Avenger711
    +1
    26 сентября 2013 16:07
    Классный снимок на фоне Бренденбургских ворот.
    1. TIT
      0
      26 сентября 2013 16:20
      Цитата: Avenger711
      Классный снимок на фоне Бренденбургских ворот.


      я извеняюсь , а который из них lol
      1. Avenger711
        +1
        26 сентября 2013 18:58
        С машиной крупным планом. Выглядит, правда, как-то фотожабово.
        1. TIT
          +1
          26 сентября 2013 19:12
          то же в качестве лекбеза
          http://www.museum.ru/1812/Memorial/arka/index.html
  12. Sarmat1972
    0
    26 сентября 2013 16:20
    Отец рассказывал про газогенераторные ЗИСы: заводились на бензине. потом переключались на дым. Сзади кабины стояла печка с дровами и щепой. Газогенераторные машины в основном поставлялись в тыл, т.к. они были послабее на тягу, а на фронт шли лучшие модификации. батя сам был мальчишкой, но эти газогенераторные ЗИСы застал уже работая после службы в армии!!! в 60 г.г.
  13. 0
    26 сентября 2013 18:54
    Дед Войну отрулил за баранкой такого точно аппарата!
    Я просто не могу представить как он на нем ездил!
    Сейчас от машине мне нужно:
    АБС,ESP, TC. Up/Down Control и т.д.
    А он мог на такой вот аппарат сесть и поехать на нем. я даже наверное не сразу найдусь как передачи переключить на нем и буду 6-ю передачу искать :)
    1. 0
      26 сентября 2013 22:40
      Этот аппарат и есть МАШИНА. Просто МАШИНА.
      А современные - это игрушки для детишек общества потребления, хотя и удобные, а некоторые даже и красивые.
    2. 0
      27 сентября 2013 11:34
      Интересно а за что минус то? )))
      За то что про фронтовика деда написал? :)
  14. Комментарий был удален.
  15. Комментарий был удален.
  16. Комментарий был удален.
  17. Резун
    +1
    26 сентября 2013 20:46
    "На дороге жизни" А.Розенбаум.
    "...чтож ты,полуторка?..."

  18. TIT
    +1
    26 сентября 2013 22:27
    К 1 но­яб­ря 1941 го­да за­во­да­ми им. Ко­мин­тер­на, «Ком­прес­сор» и «Крас­ная Пре­сня» бы­ло из­го­тов­ле­но 456 пус­ко­вых ус­та­но­вок БМ-13 на шас­си ЗиС-6 и 15 пус­ко­вых ус­та­но­вок для ре­ак­тив­ных сна­ря­дов М-13 на шас­си ав­то­мо­би­ля ЗиС-5. По­пыт­ка мон­та­жа пус­ко­вых ус­та­но­вок для М-13 на шас­си ав­то­мо­би­ля ЗиС-5 ока­за­лась не­удач­ной, и про­из­вод­ст­во их бы­ло пре­кра­ще­но.

    Изобрели знаменитые гвардейские минометы БМ-13 не в Ленинграде. Но местные рабочие очень быстро освоили их выпуск.
    - Производство «Катюш» поставили на конвейер уже в начале 42-го года, - рассказывает сотрудник музейной экспозиции акционерного общества «Климов» Лариса Янушанец. - В строжайшей секретности здесь делали снаряды, подъемные и управляющие механизмы и устанавливали все это на грузовые машины.
    Но неожиданно возникла проблема - очень скоро закончились автомашины ЗИС-6 (трехосные, повышенной грузоподъемности). Тогда местные инженеры приняли оригинальное решение: использовать обычные грузовики ЗИС-5 («двухоски»), находившиеся в частях фронта в достаточном количестве.
    - Получались уникальные, немного «истощенные», а потому воистину блокадные «Катюши», - вспоминают ветераны. - Такие машины на протяжении всей войны не выпускались нигде, кроме Ленинграда. Но немцев били по полной программе.


    только текст
  19. 0
    26 сентября 2013 22:49
    Хотелось бы порулить такую машину. Просто дотронуться до легенды. Иногда бываю в Москве. Есть там где нибудь музей, где бы можно было проехать хотя бы километров 10 на ЗиСе - 5?. Может музей военной техники в Архангельском? В июне сего года проезжал около, но не заглянул. Время - ... торопит. Посоветуйте, пожалуйста.
  20. +1
    26 сентября 2013 23:35
    Следует отметить грамотную работу конструкторов,хорошо представлявших ,в каких условиях будут эксплуатироваться эти машины.Повышенная ремонтопригодность с применением простого инструмента и в наши дни не стала бы лишней,а в 30-40 годы и подавно была востребована.Что касается силового агрегата,то известно ,что низкооборотные двигатели большого объема имеют повышенный ресурс ,а также увеличенную тяговооруженность на низких оборотах,особенно с нижнеклапанным ГРМ(т.н. тракторный эффект).Достаточно увеличить клиренс-что и было сделано-вот вам и своего рода внедорожник.(производители современных внедорожников почему-то начисто про это забыли)
    Существует,правда ,еще одна причина применения конструктивных особенностей в таком сочетании.В стране не было хорошего бензина и октановое число 66 было,видимо, несбыточной мечтой советских нефтехимиков.Такой бензин появился,когда выяснилось,что поставленные по ленд-лизу американские грузовики не работают на на советском бензине ,потому их производители поделились технологией повышения октанового числа с помощью присадки ТЭС(тетраэтилсвинец),ныне запрещенной к применению по причине токсичности.
  21. +1
    27 сентября 2013 03:13
    Смогли же приспособить зарубежный грузовик для своих нужд и наших "направлений". Слава СОВЕТСКИМ конструкторам!
  22. +1
    27 сентября 2013 12:59
    В начале 60 годов прошлого столетия, Министерство образования СССР издало указ о введении в средних школах производственного обучения. Мужскую часть моего класса стали обучать шоферской профессии и первые навыки обращения с "баранкой" я получил на школьном грузовике, который и был самым настоящим фронтовым ЗИС-5. Этот грузовик прощал нам всё, т.к. тяговитости был необычайной. А т.к. КПП была полностью несинхронизированной, то двойной выжим мы были вынуждены освоить капитально, что в дальнейшем пригодилось для езды на наших, автопромовских, уже легковых автомобилях, даже оснащённых КПП с синхронизаторами.
    1. RJN
      0
      29 сентября 2013 19:24
      Двойной выжим и перегазовка помогают сохранить ресурс синхронизаторов,просто сейчас мало кто из нынешних водителей сумеет это сделать.
  23. RJN
    +1
    29 сентября 2013 19:29
    В Киеве, на площадке музея Великой Отечественной войны, есть некая порнография на тему "Катюши" на шасси ЗИС-6: во-первых - угловатые крылья, которых на ЗИС-6 никогда не было, а во-вторых - задние мосты не червячные ГП, а конические от ЗИС-151. Может я излишне придирчив, всё-таки люди старались.
  24. 0
    2 мая 2014 16:40
    Побольше бы фотографий военных лет. А статья очень хорошая.
  25. 0
    2 мая 2014 16:40
    Побольше бы фотографий военных лет. А статья очень хорошая.