Перспективная ракета «воздух-воздух» Lockheed Martin CUDA

24
США ведет серийное производство новейших истребителей Lockheed Martin F-35 Lightning II, которые, как нередко утверждается, по своим боевым характеристикам превосходят все существующие самолеты. При этом на данный момент F-35 не могут в полной мере раскрыть свой потенциал, используя лишь существующие типы вооружения. Специально для расширения возможностей новейших истребителей компания Lockheed Martin в настоящее время разрабатывает новую управляемую ракету малой дальности класса «воздух-воздух». Результатом проекта под названием CUDA должно стать создание авиационной ракеты, имеющей более высокие характеристики в сравнении с имеющимися боеприпасами.



Работы по проекту CUDA стартовали, ориентировочно, в 2010-11 годах. Насколько известно, компания Lockheed Martin в 2011 году зарегистрировала название своего нового проекта в качестве торговой марки. Вероятно, к этому времени разработка авиационного боеприпаса вышла из стадии предварительной проработки облика. В сентябре прошлого года в Вашингтоне прошла конференция Air & Space Conference and Technology Exposition 2012, организованная Ассоциацией ВВС США. Спустя некоторое время журнал Air Force Magazine опубликовал фотографии с этого мероприятия. На одном из фото был запечатлен макет истребителя F-35 с некими новыми ракетами в грузоотсеках. Вскоре представители компании Lockheed Martin рассказали о существовании нового проекта под названием CUDA, а в рамках конференции состоялась первая его демонстрация ограниченному кругу лиц.

По данным компании-разработчика, на тот момент проект находился в стадии согласования технических требований с заказчиком в лице военно-воздушных сил Соединенных Штатов. Основной целью создания ракеты CUDA называлось увеличение боекомплекта новейших истребителей в два-три раза. При этом, рассказывая о новой ракете широкой общественности, представители компании Lockheed Martin отмечали, что ввиду секретности проекта пока нельзя оглашать большинство его подробностей. В связи с этим все имеющиеся в общем доступе сведения о ракете CUDA несут оценочный характер. Оценки делаются на основе оглашенных сведений и опубликованных изображений перспективного авиационного боеприпаса.



Несмотря на дефицит информации, можно представить примерный облик ракеты CUDA и попытаться угадать ее перспективы. Из фотографий макета с выставки можно сделать некоторые выводы о габаритах ракеты. По своим размерам она похожа на малогабаритную бомбу GBU-39 SDB (Small Diameter Bomb – «Бомба малого диаметра»). Напомним, боеприпас GBU-39 имеет общую длину 1,8 метра и диаметр 19 см. Таким образом, ракета CUDA примерно вдвое короче основной американской авиационной ракеты средней дальности AIM-120 AMRAAM. Именно габариты новой ракеты позволят в будущем значительно увеличить боекомплект истребителей. Стартовый вес ракеты CUDA неизвестен. Сравнение с AIM-120 позволяет предполагать, что этот параметр новой ракеты будет находиться в пределах 70-80 кг.

Судя по имеющимся данным, ракета CUDA будет иметь оригинальную силовую установку, напоминающую использованные на некоторых ракетах других классов. В хвостовой части корпуса будет размещен твердотопливный маршевый двигатель. Кроме того, на изображениях ракеты, в передней части корпуса, заметна характерная перфорация. Вероятно, в дополнение к аэродинамическим рулям перспективный авиационный боеприпас получит большое количество газовых рулей. Такая система управления способна обеспечить высокую маневренность. Возможность активного маневрирования необходима ракете CUDA ввиду оригинального способа поражения цели.

Представители компании-разработчика уже рассказали, что ракета CUDA не будет нести боевую часть в обычном понимании. Предполагается, что этот боеприпас будет осуществлять т.н. кинетический перехват. Это значит, что система наведения ракеты должна навести ее точно на цель. Движущийся с большой скоростью боеприпас способен нанести цели серьезные повреждения только при помощи своей энергии. Подобный способ атаки цели имеет как преимущества, так и недостатки. Несомненным плюсом кинетического перехвата является возможность облегчения ракеты, поскольку ей не нужна отдельная боевая часть с зарядом взрывчатого вещества и осколочной рубашкой либо готовыми осколками. Главный недостаток подобного метода уничтожения целей – необходимость системы наведения, способной обеспечить столкновение ракеты с целью на высоких скоростях полета.

Перспективная ракета «воздух-воздух» Lockheed Martin CUDA


На данный момент известно, что ракета CUDA будет оснащаться активной радиолокационной головкой самонаведения (АРГСН). Это даст возможность ведения ракетного боя по методу «запустил-забыл». Однако подобная головка самонаведения вызывает некоторые вопросы, ответов на которые пока нет. Так, существующие кинетические перехватчики, используемые в американских системах противоракетной обороны, оснащаются инфракрасными головками самонаведения (ИКГСН). После оглашение информации о некоторых подробностях облика ракеты CUDA в среде специалистов и интересующейся общественности появились сомнения в жизнеспособности и перспективах использования активной радиолокационной ГСН. Тем не менее, не стоит забывать, что проект CUDA дойдет до стадии испытаний только через несколько лет. Поэтому у конструкторов фирмы Lockheed Martin есть достаточно времени для создания и доводки работоспособной системы с требуемой точностью наведения.

В контексте системы наведения перспективной ракеты также необходимо вспомнить предположения относительно причин, по которым CUDA получит АРГСН. Головка самонаведения этого типа может быть более пригодной для эксплуатации с новейшими американскими истребителями, оснащенными внутренними отсеками для боеприпасов. Ракета с активной радиолокационной головкой способна быстро и надежно находить цель после выхода их грузоотсека самолета. В случае с использованием инфракрасной головки самонаведения запуск из внутреннего отсека истребителя может уменьшать эффективность. Дело в том, что перед запуском современные ракеты с ИКГСН нуждаются в предварительном захвате цели. Проведение этой операции после запуска в настоящее время не обеспечивает требуемую надежность поиска и захвата цели.

Габаритные размеры CUDA на фоне AMRAAM




Летные качества новой авиационной ракеты «воздух-воздух» пока засекречены. Исходя из имеющихся сведений о способе перехвата целей, можно сделать приблизительные предположения. Для уничтожения современных и перспективных аэродинамических целей ракета CUDA должна разгоняться до скорости не менее 2М. Кроме того, кинетический перехват предполагает высокую маневренность с большой устойчивостью к продольным перегрузкам.

Принятие на вооружение новой ракеты CUDA, несомненно, заметно поднимет боевой потенциал американских военно-воздушных сил в ближнем ракетном бою. Так, на фотографии из журнала Air Force Magazine макет истребителя F-35 «нес» сразу 12 ракет CUDA. Пока рано говорить, как именно можно будет комбинировать вооружение этих самолетов, но ничто не мешает строить предположения на этот счет. К примеру, самолет F-35 только во внутренних отсеках сможет нести по четыре ракеты AIM-120 AMRAAM и CUDA. Такой состав вооружения позволит истребителю с достаточной эффективностью осуществлять перехват целей на малых и средних дистанциях. Кроме того, при необходимости, возможно использование внешних узлов подвески, что увеличивает количество готовых к применению ракет нескольких типов.

Основной боевой работой ракет CUDA станет атака аэродинамических целей, находящихся на малой дальности от истребителя. При этом, согласно некоторым слухам, самолеты-носители этих ракет получат инструмент для уничтожения чужих боеприпасов. Существует версия, согласно которой ракета CUDA сможет атаковать и уничтожать боеприпасы «земля-воздух». Вряд ли подобное применение ракет целесообразно и имеет смысл. Скорость современных зенитных боеприпасов такова, что CUDA может просто не успеть совершить необходимый маневр и уничтожить вражескую ракету, столкнувшись с ней. Тем не менее, нельзя исключать, что специалисты Lockheed Martin не прорабатывали вопрос подобного использования перспективной ракеты.



Как видим, несмотря на немногословность компании-разработчика, уже есть возможность составить представление о новой ракете для современных американских истребителей. Не стоит забывать, что все это лишь предположения и реальный облик ракеты CUDA может значительно отличаться от них. Вне зависимости от правильности тех или иных предположений уверенно можно говорить о том, что новый проект, по причине некоторых заявленных особенностей будущей ракеты, может стать одним из самых сложных в истории фирмы Lockheed Martin. Для достижения высоких характеристик ракеты необходимо создать сразу несколько сложнейших систем, которые по своим возможностям будут превосходить современное оборудование. Если проект CUDA увенчается успехом, то ВВС США в обозримой перспективе смогут расширить номенклатуру своих вооружений и увеличить боевой потенциал, как минимум в отношении количественных аспектов боекомплекта истребителей.


По материалам сайтов:
http://flightglobal.com/
http://militaryparitet.com/
http://airforcemag.com/
http://nvo.ng.ru/
http://bmpd.livejournal.com/
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    4 октября 2013 08:55
    желаю ей, чтоб она ихние же самолеты сбивала! smile
    1. +6
      4 октября 2013 09:25
      Цитата: Romn
      желаю ей, чтоб она ихние же самолеты сбивала! smile
      Вам сколько лет? request
      1. 0
        4 октября 2013 11:48
        Аналогичный вопрос, если уж вы сарказм не понимаете!?
  2. +7
    4 октября 2013 09:12
    Автор почему то не упомянул, что создавая ракету в-в CUDA компания LM проектировала её используя наработки по ЗУР MIM-104F (PAC-3). ЗУР MIM-104F (PAC-3) также действует по принципу "hit-to-kill", достигается это благодаря высокой маневренности ракеты использующей для этого 180 микро-РДТТ. По идее CUDA это уменьшенный вариант MIM-104F, только ГСН многорежимная, и БЧ отсутствует. Сомнений в том, что LM справится с задачей как бы нет, вопрос в финансировании...
    1. +1
      4 октября 2013 21:13
      По моему это тот же вопрос.Нужны ли современному самолёту скорострельные пушки,и манёвренность?Или всё таки ракеты. Один раз этот вопрос решился в нашу пользу.
      1. +2
        4 октября 2013 22:28
        Цитата: Patriot.ru.
        Нужны ли современному самолёту скорострельные пушки,и манёвренность?Или всё таки ракеты.

        Вопрос в том будет ли возможность воспользоваться пушкой. Когда лётчик получит информацию о атаке ракетами, то ему не до воздушного боя будет, врубать средства РЭБ, запускать ловушки и либо пытаться уйти на макс. скорости или жутко маневрировать, это уже как нагрузка позволит... В общем пытаться сорвать наведение вражеских ракет. Сможет ли он в это время произвести захват вражеского самолёта и произвести пуск своими ракетами зависит от БРЛС и ЭПР противника. Противник же если не уверен в БВБ в это время может либо добавить ракет, либо свалить на базу.
        1. mikkado31
          0
          4 октября 2013 22:54
          Израильтяне до сих пор предпочитают сбивать противника пушками чем ракетами. в этом они лучшие.
        2. 0
          4 октября 2013 22:58
          Противник в это время (если более манёвренный).Пальнёт из 30мм пушки.И когда из пушки РЭБ не поможет.
  3. +1
    4 октября 2013 11:50
    PAC-3 обойдена вниманием незаслуженно, присутствует только на рубашке склонившегося над ней специалиста. Необходимо отметить, что:
    Новая ракета призвана заменить AMRAAM, а не применяется наряду с ней, на тех же дальностях и перегрузках, повышая поражающий эффект и удваивая боезапас. 12 ракет в одних только внутренних отсеках.
    Новая ракета заявлена как "lethal. Low Cost" - дешево и смертельно.
    В числе целей, помимо воздушных, перечислены наземные и морские, а наряду с зенитными также и баллистические ракеты, что должно дать представление о скорости и маневренной способности.
  4. mga04
    0
    4 октября 2013 12:44
    Очень интересное изделие. На большой дистанции будут использоваться традиционные аэродинамические рули, а при сближении с целью, когда понадобиться высокая маневренность, в дело вступят рулевые микро-реактивные двигатели (МРД). Малая длина и масса позволят ракете выдерживать перегрузки в десятки G. Кроме того, что мешает при попадании в цель одновременно запустить все еще не отработавшие МРД. Это, конечно, не полноценная БЧ, но поражающую способность явно увеличит. Я так думаю.
    1. -1
      4 октября 2013 15:19
      Большинство поражающих элементов традиционной БЧ, подрывающейся для создания поля, заведомо промахиваются мимо цели. На конечном участке новая пустая ракета получает предельный разгон, попадая в цель целиком и полностью. Поэтому традиционные осколочные, стержневые БЧ заведомо менее эффективны.
      1. mga04
        0
        4 октября 2013 16:55
        Абсолютно не возражаю. Просто что мешает увеличить эффект воздействия на цель путем подрыва не отработавших МРД после проникновения ракеты в нее.
        1. 0
          4 октября 2013 17:45
          Так они же горят медленнее, не будут особо заметны, хотя едва ли разработчик откажется от дожигания всего топлива, но лучше в пользу разгона и чистой кинетики, которая влетит точно понятно куда.
  5. +2
    4 октября 2013 12:45
    Может высокая маневренность ракеты как-раз для сверхманевренных истребителей?
  6. +2
    4 октября 2013 12:52
    "в 2011 году зарегистрировала название своего нового проекта в качестве торговой марки."
    Волнуюсь будет ли локхид каждый раз как я использую слово "куда" в коммерческой деятельности требовать отчислений.
  7. +4
    4 октября 2013 15:02
    Цитата: chunga-changa
    "в 2011 году зарегистрировала название своего нового проекта в качестве торговой марки."
    Волнуюсь будет ли локхид каждый раз как я использую слово "куда" в коммерческой деятельности требовать отчислений.

    Фигню журналюги написали. nVIDIA CUDA. am
  8. +2
    4 октября 2013 15:28
    Я думал здесь будет говорится о какой-нибудь сверх-сверхдальнобойкой ракете, а тут понимаешь-ли малая дальность... Немного не в тему, но спрошу, никто не знает когда там КС-172 на вооружение примут?
    1. 0
      4 октября 2013 15:34
      Разработчик считает её MEDIUM RANGE - средней дальности. Малая дальность на совести автора заметки.
    2. +3
      4 октября 2013 16:41
      Цитата: Wiruz
      , никто не знает когда там КС-172 на вооружение примут?


      Её так и не приняли на вооружение в ВС РФ. хотя характеристики ракеты достаточно интересные. взяли ракету К-37М и РВВ-БД. для МИГ-31БМ. Хотя КС-172 на мой взгляд неплохо бы подошла для СУ-35 и даже ПАК ФА. Теперь её скорее всего будут гнать на экспорт. На фото.





      МиГ-31М с ракетами К-37 под фюзеляжем и Р-73 под крылом


      Сравнение ракет К-37 и РВВ-БД


      Ракета РВВ-БД на авиасалоне МАКС-2011, август 2011 г.

      1. +3
        4 октября 2013 19:42
        Гнать на экспорт самую дальнобойную ВВ ракету в мире?!?!?! Тьфу-тьфу-тьфу
        1. +3
          4 октября 2013 21:11
          Цитата: Wiruz
          Гнать на экспорт самую дальнобойную ВВ ракету в мире?!?!?! Тьфу-тьфу-тьфу

          Р-37 полностью отлажена и запущена в производство.
          В условиях стеснённого финансирования российские ВВС предпочли использование разработанной ещё до распада СССР ракеты Р-37[2]. На это повлияли испытания 1994 года, когда был проведён успешный перехват ракетой Р-37 воздушной цели на дальности 300 км, сравнимой с возможностями КС-172 — вдвое больше, чем дальность любых других ракет, стоящих на вооружении в мире[4]. Подобная дальность позволяет уверено поражать патрулирующие самолёты ДРЛО и РЭБ, воздушные командные пункты и стратегические бомбардировщики на удалении сброса крылатых ракет; при этом не подвергаясь опасности со стороны истребителей сопровождения. Таким образом, российские ВВС, имеющие на вооружении большое количество перехватчиков МиГ-31, могли эффективно решать все задачи защиты и контроля воздушного пространства, а потому не испытывали острой потребности в более дальнобойных ракетах.

          А КС-127 финансируют индусы для своих СУ-30МК менее скоростных и высотных чем 31-е МИГи , следовательно, требующие более дальнобойные ракеты для обеспечения сравнимых возможностей по поражению удалённых целей.
  9. 0
    4 октября 2013 19:42
    Что-то темнят янки,радиолокационной системой наведения тут явно не обойдешься.
  10. 0
    4 октября 2013 21:06
    не удивлюсь, если одна такая ракета будет стоить дороже чем сам Ф-35 yes
    1. 0
      5 октября 2013 12:29
      Ну а пока на ней красуется LOW COST (см. листик выше).
  11. bif
    +1
    5 октября 2013 04:11
    США ведет серийное производство новейших истребителей Lockheed Martin F-35 Lightning II, которые, как нередко утверждается, по своим боевым характеристикам превосходят все существующие самолеты Зато австралийцы заявили, что F-35 — это самолёт третьего поколения с элементами пятого, и обозвали его технической ошибкой.
    1. +2
      5 октября 2013 11:14
      Зато австралийцы заявили, что F-35 — это самолёт третьего поколения с элементами пятого, и обозвали его технической ошибкой.

      Японцы тоже пытались выпросить у США Ф-22 "Раптор" вместо Ф-35, и сейчас делают свой истребитель 5-го поколения
  12. Sledgehammer
    +1
    4 февраля 2014 02:31
    Отличная идея,если все пойдет нормально.Главное чтобы атакуемый самолет противника
    не был изготовлен по технол."Стелс", ненароком промажут мимо.