Китайское танкостроение: от копирования к оригинальным разработкам

18
Одним из современных поводов для гордости китайской оборонной промышленности является основной танк «Тип 99». На данный момент эта боевая машина представляет собой наивысшее достижение танкостроителей Китая и объединяет в себе все новейшие наработки в этой области. Китайские военные и промышленники нередко называют танк «Тип 99» одним из лучших представителей своего класса в мире. Утверждается, что он по своим характеристикам превосходит большую часть современных танков и уступает лишь нескольким типам. Корректность подобных высказываний является темой отдельного разговора. Тем не менее, нельзя не признать, что за последние полвека с лишним Китай проделал большой путь в области танкостроения и к настоящему времени сформировал полноценную конструкторскую школу. Для этого ему понадобилось потратить массу времени, сил и средств, которые ушли на конструирование и производство нескольких моделей танков.

Необходимо отметить, что китайские военные познакомились с танками еще до образования КНР. Первые бронемашины этого класса появились в Китае во время т.н. Эры милитаристов. В середине двадцатых годов Фэнтянская клика, возглавляемая Чжан Цзолинем, купила у Франции 36 легких танков FT-17, которые и стали первой китайской техникой такого класса. В дальнейшем, после объединения Китая, новое правительство начало закупать небольшие партии танков разных моделей у Великобритании и Италии. В общей сложности было приобретено лишь несколько десятков танков. Причиной этого были как недостаточные финансовые возможности страны, так и непонимание роли танков в войне. Подобное отношение к танкам сохранялось до конца тридцатых годов. В 1938 году Китай приобрел у Советского Союза менее сотни танков Т-26, большая часть которых была потеряна в боях с Японией.

FT-17


До середины пятидесятых годов китайские танковые войска эксплуатировали технику зарубежного производства. При этом в разных частях встречались бронемашины советского, американского и даже японского производства. Только в пятидесятых официальный Пекин принял решение о начале самостоятельного строительства танков на собственных производственных мощностях.

«Тип 59»

В пятидесятых годах Советский Союз поставил Китаю некоторое количество средних танков Т-54. Вскоре после начала эксплуатации этих машин китайское руководство приобрело у СССР лицензию на их строительство. В 1957 году завод №617 (город Баотоу), получив советскую документацию, собрал первую партию танков китайского производства. Т-54, немного доработанный в соответствии с возможностями китайской промышленности, получил название «Тип 59» (также встречается обозначение WZ-120).



Являясь лицензионной копией танка Т-54, «Тип 59» сохранил основные его черты: конструкцию, компоновку и различные агрегаты. При этом силовая установка, вооружение и прочее оборудование изменили свое название. Так, 100-мм нарезная пушка Д-10Т производилась в Китае под названием «Тип 59Т». Такое же обозначение получили пулеметы СГМТ, один из которых был спарен с пушкой, а второй размещался в лобовом листе корпуса. Прицельные устройства и оборудование связи, как и остальные агрегаты танка, производились по лицензии и отличались от советских лишь новыми названиями. При этом китайский танк не получил приборы ночного видения. Дизельный двигатель 12150L тоже был скопирован с советского, использовавшегося на Т-54. Двигатель мощностью 540 л.с. обеспечивал китайскому танку «Тип 59» подвижность на уровне советского Т-54.



Производство танка «Тип 59» продолжалось с 1957 по 1961 год, после чего китайские заводы начали строить бронемашины новой модификации «Тип59-I». От базовой модели она отличалась обновленным орудием «Тип 69-II» калибра 100 мм, приборами ночного видения и баллистическим вычислителем с ручным вводом данных. Со временем все танки «Тип 59» были переоборудованы до состояния «Тип 59-II». В дальнейшем модернизированные машины оснащались лазерным дальномером, бортовыми экранами и новыми баллистическими вычислителями.

С 1982 по 1985 год китайская оборонная промышленность строила танки модели «Тип 59-I». Главным их отличием от предыдущих танков этого семейства была 105-мм нарезная пушка «Тип 81» с эжектором и теплозащитным кожухом, представлявшая собой копию английского орудия L7. На базе этой модификации был создан танк «Тип 59-IIА». В его конструкции ограниченно использовалась комбинированная броня.

Серийное производство танков «Тип 59» закончилось в 1987 году. За 30 лет было построено свыше 10 тыс. боевых машин семи модификаций. Основная масса танков, строившихся в восьмидесятых годах, шла на экспорт. В настоящее время танки «Тип 59» остаются на вооружении 17 стран. Некоторые из них провели самостоятельную модернизацию этой техники, а также разработали технику иных типов на танковом шасси.

«Тип 63»

В середине пятидесятых годов Советский Союз передал КНР несколько легких плавающих танков ПТ-76. Китайские военные изучили эту технику и выразили желание получить подобные танки собственного производства. Уже в 1959 году начались испытания плавающего танка «Тип 60». В конструкции этой машины было несколько крупных недочетов, из-за которых заказчик отказался от новой разработки. В связи с этим китайские танкостроители начали новый проект, в ходе которого предполагалось избавиться от имеющихся проблем.

Получившийся в результате работ танк «Тип 63» в общих чертах похож на советский ПТ-76. При этом есть несколько серьезных отличий. Так, рабочее место механика-водителя было сдвинуто к левому борту, а экипаж увеличен до четырех человек. Китайский плавающий танк был вооружен 85-мм нарезным орудием «Тип 62-85», спаренным с ним пулеметом винтовочного калибра и крупнокалиберным зенитным пулеметом.

Для передвижения по воде плавающий танк «Тип 63», подобно советскому ПТ-76, использовал два водомета в кормовой части. Однако помимо таких движителей китайская боевая машина могла плавать, перематывая гусеницы.

Тип 63 в экспозиции Военного музея в Пекине


За несколько лет производства был создан ряд модификаций «Типа 63». Все они отличались друг от друга небольшими изменениями в составе оборудования и т.п. Наиболее интересной модификацией является «Тип 63HG». Этот плавающий танк имел более высокие мореходные качества в сравнении с базовой машиной. Кроме того, он получил 105-мм нарезную пушку, что значительно повысило боевой потенциал.

На базе танка «Тип 63» было создано несколько бронемашин различных классов. За годы производства было построено более 1500 таких танков, часть которых Китай поставил третьим странам. В настоящее время китайская армия использует около 500 таких танков. Также некоторое количество машин «Тип 63» остается на вооружении Северной Кореи, Пакистана, Судана, Вьетнама и других стран.

«Тип 69» и «Тип 79»

Первым китайским танком собственной разработки считается «Тип 69», созданный в семидесятых годах. Первоначально этот проект подразумевал глубокую модернизацию одной из модификаций танка «Тип 59», однако военные отказались от созданной таким образом бронемашины. В 1969 году армии Китая удалось захватить советский танк Т-62. Китайские специалисты внимательно изучили трофейную машину и учли некоторые нюансы ее конструкции и оборудования. Проект «Тип 69» доработали в соответствии с полученными сведениями. Вскоре началось серийное строительство нового танка.

Танк «Тип 69» имел боевую массу 36,7 тонны и оснащался дизельным двигателем мощностью 580 л.с. Корпус и башня машины были похожи на соответствующие агрегаты «Типа 59», но при этом отличались толщиной некоторых элементов. В качестве главного оружия «Тип 69» получил нарезную пушку «Тип-69-II». Дополнительное вооружение было аналогично бронемашинам предыдущей модели. Предполагалось оснастить танк современными прицельными устройствами, системами связи, лазерным дальномером и баллистическим вычислителем.



Согласно некоторым источникам, танк «Тип 69» в его серийном облике не вполне устроил заказчика в лице вооруженных сил Китая. В связи с этим новейшая боевая машина в течение нескольких лет находилась в опытной эксплуатации, а принятие на вооружение состоялось лишь в 1982 году. Тогда же новый танк впервые продемонстрировали широкой общественности. Вероятно, причиной претензий со стороны военных были недостаточные характеристики танка. По своей огневой мощи он незначительно превосходил «Тип 59» поздних модификаций и ощутимо уступал современным зарубежным танкам.

Тем не менее, танки «Тип 69» заинтересовали зарубежных заказчиков. Первый экспортный контракт был подписан в 1983 году с Ираком. Вслед за иракскими военными свой интерес к новой китайской разработке проявили другие страны третьего мира, в первую очередь азиатские. Только страны Ближнего Востока в общей сложности приобрели более двух тысяч танков «Тип 69». Кроме того, контракты с Пакистаном и Суданом подразумевали сборку танков на местных предприятиях. Часть агрегатов изготавливалась странами самостоятельно, часть закупалась у КНР.



В ходе модернизации проекта «Тип 69» появилась модификация «Тип 69-III». В связи со значительными изменениями конструкции, вооружения и оборудования китайские танкостроители решили придать этой разработке статус отдельного проекта под названием «Тип 79». Этот танк оснащался 105-мм пушкой «Тип 83» с кожухом, дизельным двигателем мощностью 730 л.с. и рядом специального оборудования английского производства. Компания Marconi предоставила китайским танкостроителям лазерный дальномер, баллистический вычислитель и прицелы. «Тип 79» стал первым китайским танком с автоматической системой противоатомной защиты. Кроме того, впервые в китайской практике танк получил систему динамической защиты лобовой проекции.

«Тип 80»

Танк «Тип 79», в отличие от «Типа 69», соответствовал требованиям китайских военных. Однако на фоне зарубежных успехов будущее этой бронемашины смотрелось неоднозначно. В связи с этим начались работы по обновлению проекта «Тип 79» с целью повышения характеристик перспективного танка. Новая модель бронетехники получила название «Тип 80».



Танк «Тип 80» создавался на основе опыта, полученного в ходе предыдущих проектов, но при этом в его конструкции было немало нововведений. В качестве основы для этого танка взяли доработанное шасси машины «Тип 79». Бронированный корпус немного удлинили, из-за чего ходовую часть пришлось оснастить шестью опорными катками на каждый борт. Впервые в истории китайского танкостроения бронемашина «Тип 80» получила полностью сварную башню, что позволило ощутимо повысить уровень защиты. Основу силовой установки составлял дизельный двигатель 1215OL-7BW, производившийся по немецкой лицензии. При мощности 730 л.с. он обеспечивал 38-тонному танку максимальную скорость 56 км/ч.

В башне танка «Тип 80» установили стабилизированное в двух плоскостях 105-мм нарезное орудие «Тип 83», уже применявшееся на предыдущих китайских бронемашинах. Для управления огнем китайские специалисты разработали ряд специальных систем, однако лазерный дальномер производился по английской лицензии. Дополнительное вооружение «Типа 80» состояло из зенитного крупнокалиберного и спаренного с орудием 7,62-мм пулеметов.

Вскоре после танка «Тип 80» появилась его усовершенствованная версия «Тип 80-II». Она отличалась наличием нового оборудования. Это были новый лазерный дальномер китайской разработки, система тестирования оборудования, усиленная защита прицельных устройств, а также модернизированная система защиты от оружия массового поражения.

«Тип 85»

В середине восьмидесятых китайская оборонная промышленность модернизировала танк «Тип 80». Предполагалось, что немного доработанный «Тип 80» будет принят на вооружение армии КНР, однако его боевые характеристики не устроили потенциального заказчика. Было принято решение сосредоточить силы на создании основных танков следующего поколения. При этом учитывалась необходимость совершенствования парка имеющейся техники. Проект «Тип 85» разрабатывался с целью повышения характеристик уже построенных танков «Тип 80».



Первые два варианта проекта «Тип 85» подразумевали установку на танки «Тип 80» нового оборудования или использование комбинированной брони. Значительные нововведения последовали в проекте «Тип 85-II». Вместо 105-мм нарезной пушки этот танк должен был получать 125-мм гладкоствольное орудие, скопированное с советского 2А46. Кроме того, «Тип 85-II» предполагалось оснащать автоматом заряжания, позволявшим сократить экипаж до трех человек. По имеющейся информации, созданию обновленного танка со 125-мм пушкой поспособствовали ближневосточные войны, в результате которых некоторое количество танков Т-72 советского производства через третьи страны попало в Китай.

В середине девяностых годов был показан танк «Тип 85-MMB». Он представлял собой машину модели «Тип 85-II» с усиленной комбинированной броней, новой системой управления огнем и прицелами с ночным каналом.

К настоящему времени около 600 танков «Тип 80» в китайских вооруженных силах переоборудованы до состояния «Тип 85». Еще 300 машин модификации «Тип 85-II» с орудием калибра 125 мм были построены в Пакистане по китайской лицензии. Также Пакистану предлагалась модификация «Тип 85-III» с более мощным двигателем и новым оборудованием, но потенциальный заказчик отверг возможность закупок этой техники.

«Тип 88»

Проект «Тип 88», как и «Тип 85», предназначался для совершенствования существующей техники предыдущих моделей. Основой для нового танка стал «Тип 80». Основные изменения относительно базовой бронемашины заключались в обновленных элементах бронекорпуса и некоторых новых приборах. Часть изменений корпуса и башни были сделаны для установки блоков системы динамической защиты. Для увеличения темпа стрельбы новый танк получил механизмы заряжания, облегчавшие работу экипажа. Танк «Тип 88» был принят на вооружение китайской армии в конце восьмидесятых годов.



Специально для модификации «Тип 88А» было обновлено орудие «Тип 83». В новой версии эта 105-мм пушка имела ствол большей длины, что ощутимо увеличило ее возможности. Небольшим изменениям подверглись механизмы подачи снарядов. На корпусе и башне боевой машины установили блоки системы динамической защиты нового типа.

Одновременно с «Типом 88А» разрабатывался «Тип 88B». Эта модификация основного танка получила усовершенствованную автоматику заряжания, а также новую систему управления огнем. Для упрощения последующего серийного производства танки «Тип 88А» и «Тип 88B» были максимально унифицированы.

В отличие от предыдущих модификаций, танк «Тип 88C» создавался на базе модели «Тип 85-II». Изначально «Тип 88C» представлял собой базовую машину, оснащенную 125-мм гладкоствольным орудием с автоматом заряжания и новой системой управления огнем. В дальнейшем танк этой модели получил новый двигатель мощностью 1000 л.с. Вскоре после окончания испытаний танка «Тип 88C» новая система управления огнем была интегрирована в предыдущие проекты семейства «88».

В настоящее время в вооруженных силах Китая имеется не более 450-500 танков «Тип 88» всех модификаций. Свыше 200 танков «Тип 88B» были поставлены в Бирму. Другие страны проявляли интерес к новому китайскому танку, но не выразили желание приобрести его.

«Тип 90»

В девяностых годах китайские танкостроители создали несколько новых основных танков, являвшихся глубокой модернизацией боевой машины «Тип 85». Первая версия проекта «Тип 90» имела такой же состав вооружения и оборудования, как и базовая боевая машина. Все доработки касались башни и бронированного корпуса. «Тип 90» стал первым китайским танком с модульной архитектурой брони. Это значит, что некоторые элементы корпуса могли быть заменены при ремонте или переоборудовании. В частности, в перспективе предполагалось переоснастить произведенные танки «Тип 90» новой комбинированной броней с более высокими характеристиками защиты. Было построено несколько прототипов такого танка, но они не устроили китайскую армию.



Неудача с поставкой собственным вооруженным силам подтолкнула авторов проекта к продолжению работы над новыми модификациями. Так, танк «Тип 90-I» разрабатывался специально для поставок Пакистану. По желанию заказчика, его оснастили дизельным двигателем Perkins Shrewsbury CV12 английского производства и французской трансмиссией SESM ESM 500. К тому времени эти агрегаты уже использовались на танках Challenger 2 и Leclerc соответственно. В конце девяностых годов Пакистан провел ядерные испытания, одним из результатов которых стало эмбарго на поставку оружия этой стране. Ввиду отсутствия двигателей и трансмиссии проект «Тип 90-I» был закрыт.

Эмбарго заставило китайских танкостроителей найти способ выполнить пакистанский заказ. Так появился проект «Тип 90-II». Предполагалось заменить комплектующие зарубежного производства китайскими аналогами. Испытания показали, что имеющиеся двигатели и системы трансмиссии не могут сравниться с агрегатами английского и французского производства. Из-за этого проект «Тип 90-II» тоже был закрыт ввиду отсутствия перспектив.

Проблема силовой установки была решена в начале двухтысячных годов, когда китайские конструкторы создали танк «Тип 90-MMB», оснащенный дизелем 6ТД-2 украинского производства. Этот двигатель смог обеспечить необходимую удельную мощность и работы по проекту продолжились. Результатом совместной работы КНР и Пакистана стало создание основного танка Al-Khalid, используемого в настоящее время пакистанскими, бангладешскими и марокканскими военными. Производство танков ведется на предприятиях Китая и Пакистана.

«Тип 96»

В середине девяностых годов китайская оборонная промышленность создала новый танк, объединивший в себе все передовые наработки по проектам «Тип 83» и «Тип 90». Получившийся основной танк «Тип 96» получил модульную комбинированную броню, дизельный двигатель мощностью 1000 л.с., орудие калибра 125 мм и современную электронику. Ориентировочно в 1997 году «Тип 96» пошел в серию, заменив «Тип 88», производство которого прекратилось.



От предыдущих машин «Тип 96» значительно отличался конструкцией некоторых элементов корпуса и башни. При этом максимальные отличия наблюдались в электронном оснащении. Новая автоматизированная система управления огнем была сопряжена с лазерным дальномером и прицелами с тепловизионным каналом. Утверждалось, что танки «Тип 96» оснащаются лазерной системой оптико-электронного противодействия.

По имеющимся данным, танк «Тип 96» в настоящее время является самой массовой машиной своего класса в составе китайских сухопутных войск. В разных источниках утверждается, что с конца девяностых годов было построено 2000-2500 таких танков. 200 бронемашин этого типа были приобретены Суданом.

«Тип 98»

Еще в восьмидесятых годах китайские танкостроители начали работу над перспективным танком, способным на равных противостоять зарубежным боевым машинам. Первым вариантом подобного танка стал «Тип 98». Характерной особенностью этого проекта стало широкое использование новых идей, ранее не встречавшихся в танкостроении Китая. В частности, «Тип 98» получил сварную башню с развитой кормовой нишей, в которой разместили боекомплект. Ранее боекомплект китайских танков размещался внутри корпуса. Подобное «ноу-хау», подсмотренное у западных конструкторов, имело специфические последствия: в состав экипажа вернулся заряжающий.



В ходе развития проекта «Тип 98» пришлось возвратиться к идее использования автомата заряжания карусельного типа, применявшегося на некоторых предыдущих танках. Благодаря этому экипаж новой боевой машины «Тип 98G» вновь сократился до трех человек. Кроме того, обновленный танк получил двигатель 150HB китайского производства мощностью 1200 л.с.

По имеющимся данным, было построено лишь несколько десятков танков «Тип 98» и «Тип 98G». Эти боевые машины не получили широкого распространения, но при этом стали основой для самого нового китайского танка.

«Тип 99»

Самым совершенным и современным танком в китайской армии является «Тип 99» и его модификации. Эта боевая машина создавалась с учетом как китайского, так и общемирового опыта в танкостроении. Бронированный корпус и башня оснащаются комбинированной броней, повышающей уровень защиты. Для защиты танка от управляемого вооружения также применяется лазерная система противодействия. Точные данные о применении системы динамической защиты отсутствуют.



Танк «Тип 99» оснащается двигателем мощностью 1500 л.с., являющимся копией немецкого дизеля MB871ka501. Несмотря на боевой вес около 54 тонн, танк «Тип 99» способен двигаться по шоссе со скоростью до 80 км/ч. Кроме того, двигатель обеспечивает достаточно высокую скорость движения по пересеченной местности.

Комплекс вооружения танка «Тип 99» напоминает используемый на современных российских танках. Стабилизированная в двух плоскостях 125-мм гладкоствольная пушка сопряжена с автоматом заряжания карусельного типа. В укладках боевой машины размещается 41 раздельно-гильзовый выстрел, 22 из которых находятся в ячейках автомата заряжания. В боекомплект входят снаряды различных типов. Кроме того, имеется информация о создании в Китае управляемой ракеты, пригодной для использования с имеющимся танковым орудием.

Танк «Тип 99», по имеющимся данным, имеет набор оборудования, свойственный всем современным боевым машинам. Командир и наводчик располагают стабилизированными прицелами с тепловизионным каналом. Также имеются лазерный дальномер, баллистический вычислитель и автомат сопровождения цели. Утверждается, что система управления огнем танка «Тип 99» позволяет точно определять местоположение боевой машины и, при необходимости, вести огонь с закрытых позиций.

Несколько лет назад был показан обновленный танк под названием «Тип 99A1». От оригинальной машины он отличался некоторыми изменениями в форме башни. Вероятно, они были обусловлены некими технологическими причинами.

Дальнейшим развитием новейшего китайского танка стала машина «Тип 99A2». Большие изменения претерпела система управления огнем и прицельные устройства. Кроме того, новые танки предполагается комплектовать системой для отображения информации о поле боя. Вместо лазерной системы защиты от противотанковых систем предполагается использовать комплекс активной защиты.

Китайское танкостроение: от копирования к оригинальным разработкам


За последние несколько лет были построены около 500 танков «Тип 99» всех модификаций. По некоторым данным, основная масса этих танков построена в соответствии с проектом «Тип 99». Обновленные версии ввиду их сложности производятся сравнительно малыми партиями и пока не получили широкого распространения в бронетанковых войсках.

Прошлое, настоящее и будущее

Как видим, за несколько десятилетий танкостроители КНР смогли пройти трудный путь от сборки боевых машин по лицензии до самостоятельного конструирования бронетехники. При этом нельзя не отметить, что часть китайских проектов танков прямо связана друг с другом. Каждый последующий из этих проектов является развитием предыдущего. В конечном итоге такое «генеалогическое древо» восходит к танку «Тип 59» и, как следствие, к советскому Т-54. Из этого факта можно сделать несколько выводов, как о модернизационном потенциале танка Т-54, так и об осторожном подходе китайских конструкторов к созданию новой техники. Последний вывод подтверждается тем, что в течение длительного времени танки Китая создавались по принципу обновления оборудования и вооружения. Заметные изменения сразу во всех элементах облика боевых машин начали появляться лишь при создании «восьмидесятой» серии. Наконец, последние китайские танки показывают, что подобный подход к конструированию техники закрепился и активно используется.

По понятным причинам китайское танкостроение всегда было вынуждено догонять мировых лидеров, одновременно с этим осваивая новые для себя технологии и технические решения. Особенно ярко отставание проявилось в семидесятых и восьмидесятых годах. Из-за ограниченных возможностей оборонной промышленности в гипотетическом вооруженном конфликте этого времени китайским сухопутным войскам пришлось бы иметь дело с заведомо превосходящим врагом. У потенциальных противников Китая к этому времени уже были полноценные основные танки с комбинированной броней и орудиями калибра 120 или 125 мм. Вряд ли танки наподобие «Типа 69» могли бы справиться с подобной техникой противника.

В девяностых годах ситуация стала быстро изменяться. На смену танкам с гомогенной броней и 100- или 105-миллиметровыми орудиями пришли более новые и совершенные машины. На данный момент самым новым и лучшим китайским танком является «Тип 99». По своему облику эта боевая машина соответствует современным зарубежным образцам. Однако, по некоторым оценкам, «Тип 99» и даже его последние модификации нельзя считать в полной мере современным танком. Есть некоторые основания полагать, что отставание китайского танкостроения сохраняется до сих пор и «Тип 99» соответствует зарубежным машинам, созданным не позже конца восьмидесятых годов.

Стоит отметить, что сравнение последних китайских танков с новейшими зарубежными по некоторым причинам затруднено. После окончания Холодной войны лидеры мирового танкостроения – Россия, США, Великобритания, Германия и Франция – значительно сбавили темпы разработки новых машин. В последние десятилетия эти страны в основном заняты модернизацией уже существующих танков. Китай, в свою очередь, не прекращал свои работы в направлении развития тяжелой бронетехники. Таким образом, сравнение китайских и зарубежных танков превращается в сложную задачу, поскольку за последнее время Китай мог догнать конкурентов, как минимум, в отдельных направлениях.

При всей сложности сравнения современных танков можно сделать один простой вывод, касающийся китайской бронетехники. Инженеры Китая за последние несколько десятилетий сделали очень многое для развития танкостроения. К настоящему времени КНР способна выпускать бронетехнику, которая по ряду параметров может сравниться с разработками ведущих стран. Это означает, что уже сейчас китайские конструкторы работают над новыми проектами, а «премьера» перспективной боевой машины может состояться в самое ближайшее время. Неизвестно, какими будут ее характеристики, но нельзя исключать, что в этот раз китайским танкостроителям удастся создать в полной мере современный танк.


По материалам сайтов:
http://globalsecurity.org/
http://sinodefence.com/
http://army-guide.com/
http://armyrecognition.com/
http://armor.kiev.ua/
http://army-technology.com/
http://defencereviewasia.com/
http://vpk-news.ru/
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    7 октября 2013 09:41
    От копирки к оригиналу. Неудивлюсь если в скором времени встретим хороший танк нового поколения основанный на передовых идеях и разработках. Китайские дела меня мало интересуют, главноу чтоб у нас все было тип топ!
    1. +1
      7 октября 2013 20:49
      видио в тему
  2. 0
    7 октября 2013 09:42
    Говорят и абрамса и леопарда заполучили, значит нужно ждать нового скачка в технологиях и конструкции
    1. +5
      7 октября 2013 09:56
      Они уже немало на экспорт отправили. В основном в Африку.
    2. +2
      7 октября 2013 12:09
      Китайцы молодцы, учатся на чужих ошибках. Но с таким подходом они ни когда не будут выше чем на втором месте.
    3. ПВОшник
      0
      7 октября 2013 15:58
      Цитата: Гражданский
      Говорят и абрамса и леопарда заполучили, значит нужно ждать нового скачка в технологиях и конструкции

      Получить танки, это еще не значит получить технологии. Немцы во время войны имели много трофейных Т-34, но изготовить танковую броню, не смотря на хорошую металлургическую промышленность, так и не смогли. Так что в ближайшем будущем от "копирастов" отличного современного танка ждать не приходится.
  3. +3
    7 октября 2013 10:01
    воруют и строят,а свое у них есть?внешний вид не определяет боевых качеств,а как надежность?пока техника не прошла испытания в боевых условиях,все эти заявление вроде:улучшеное,лучшее-пустые разговоры.
    1. Akim
      +4
      7 октября 2013 11:15
      Цитата: kotvov
      пока техника не прошла испытания в боевых условиях,все эти заявление вроде:улучшеное,лучшее-пустые разговоры

      ZTZ-96 повоевали с Т-72М2 ( бывшие Т-72Б но без КУВ) на африканском континенте.
      1. 0
        9 октября 2013 08:56
        причем 72 были наголову разгромлены, что свидетельствует об успехах Китая в проектировании современных танков.
  4. +1
    7 октября 2013 10:05
    Отличная статья, спасибо автору.
  5. +1
    7 октября 2013 12:03
    Неизвестно, какими будут ее характеристики, но нельзя исключать, что в этот раз тайским танкостроителям удастся создать в полной мере современный танк. Здоровая конкуренция будет только на руку отечественному танкостроению - будет отличный стимул создавать передовую бронетехнику в кротчайшие сроки. В спину уже дышат...
  6. +1
    7 октября 2013 12:44
    ну уж не знаю. По последней картинке тип-99 - его модификация видно, что в проекции башни установлены вертикальные плиты. Не пойму: это или ДЗ и комбинированная защита - не важно. Важно то, что под таким углом ее ставить как минимум глупо. Опят же еще ласточки т-34 показали, что чем больше угол наклона брони, тем больше толщина брони. элементарная геометрия и не более. Вероятность рикошета растет существенно.немцы лично убедились в этом, когда несчастных 40 мм брони не брались немецкими орудиями в силу рикошета.
    Вся эта история с китайским танкостроение напоминает последние данные и турецком танке, о индонезийском ЛА 5-ого поколения. Тот же j-31 - дешевка, скопированная с фу-22.
    Конечно нельзя недооценивать противника, но пока эти танки себя не зарекомендовали в военных действия, выводы делать рано.были бы хотя бы сведения оо обстреле брони. А так по сути пиар и не более.
    Как минимум чтобы судить об ОБТ Китая, нужно рассмотреть их танковые снаряды. Уверен, что и там стыреные советские! в общем субъективно все.
    1. почтальон
      0
      7 октября 2013 13:41
      Цитата: silver_roman
      немцы лично убедились в этом, когда несчастных 40 мм брони не брались немецкими орудиями в силу рикошета.

      какими ? 37 мм ПТО?
      Отчет по испытанию обстрелом танков Т-34 и KB из 88-мм немецкой танковой пушки, проведенный на НИБТ полигоне 12-го мая 1943 года.

      ВЫВОДЫ.

      1. Бронебойный снаряд немецкой 88-мм танковой пушки пробивает лобовую броню корпусов танков КВ-1 и Т-34 с дистанции 1500 метров.
      2. Осколочно-фугасный снаряд немецкой 88-мм танковой пушки производит незначительные разрушения сварных швов в брони корпусов танков КВ-1 и Т-34 и не выводит танки из строя.
      ...

      1. почтальон
        +1
        7 октября 2013 13:42
        "Отчет о производстве опытных стрельб артиллерии 9-го танкового
        Результаты обстрела корпуса танка Т-34 88-мм пушкой танка "Тигр" с дистанции 1500 метров корпуса по танку T-VI, проведенных 20-го и 21-го июля 1943 года.

        1. recrut6666
          +1
          7 октября 2013 17:59
          качество брони Т-34 в военное время кардинально отличалось от представленных на испытание, на что жаловались танкисты, при попадании в танк, даже не пробивая броню, она давала очень много осколков внутри башни, недостаток квалифицированных кадров, добавок и другие прелести войны,,,,
          1. почтальон
            0
            7 октября 2013 19:00
            Цитата: recrut6666
            качество брони Т-34 в военное время кардинально отличалось от представленных на испытание,

            испытания проводились на реальных танках,что наших,что немецких
      2. +3
        7 октября 2013 16:22
        Цитата: почтальон
        Отчет по испытанию обстрелом танков Т-34 и KB из 88-мм немецкой танковой пушки, проведенный на НИБТ полигоне 12-го мая 1943 года.

        На всякий случай напоминаю, война началась 22 июня 1941 года. 88 мм танковой пушки у немцев тогда не было. А с т-34 и с рациональными углами наклона брони они познакомились как раз в это время.
        1. +2
          7 октября 2013 16:29
          Цитата: ботан.su
          88 мм танковой пушки у немце

          у них были 88 мм зенитки.
          Цитата: ботан.su
          с рациональными углами наклона брони они познакомились

          еще во Франции хоть скорее всего значительно раньше.
          1. +3
            7 октября 2013 17:05
            Цитата: Kars
            у них были 88 мм зенитки.

            Ну так зенитки же! И встречи с нашими танками вынудили их создать из зенитки танковую пушку.
            1. +4
              7 октября 2013 17:46
              Цитата: ботан.su
              Ну так зенитки же! И встречи с нашими танками вынудили их создать из зенитки танковую пушку.

              Ну прям таки вынудили.Да и стрелять из флаков еще по Матильдам начали.
              При этом 85 мм пушка на Т-34 тоже бывшая зенитка.Су-100 получило морское орудие,а Ис-2 был вынужденно вооружон корпусной пушкой.
              1. почтальон
                +1
                7 октября 2013 18:59
                Цитата: Kars
                .Да и стрелять из флаков еще по Матильдам начали.

                по Т-26

                Пригодились 88-мм пушки 21 мая 1939, когда 7-я танковая дивизия Роммеля была атакована частями английских 50-й дивизии и 1-й армейской танковой бригады, вооруженной средними танками Матильда. Немецкие противотанковые 37-мм пушки не могли причинить существенного вреда английским танкам, и только восемь-восемь остановили наступление англичан.

                Уже было совсем светло, когда батальон танков Матильда, возглавлявший атаку начал преодолевать последний участок, отделяющий его от противника. Первое сообщение поступило от командира танкового батальона по радиотелефону: «Они разносят мои танки на куски», стало последним сообщением. В танковой ловушке, которую создал Роммель, разместив четыре 88-мм пушки возле перевала, справедливо названного английскими солдатами «перевалом адского огня», из 13 танков Матильда уцелел лишь один.
              2. 0
                8 октября 2013 20:55
                Цитата: Kars
                При этом 85 мм пушка на Т-34 тоже бывшая зенитка.

                Большинство источников утверждает, что танковые пушки калибра 85 мм, созданы на основе уже имевшихся танковых пушек, однако некоторые действительно говорят, что основой была зенитка. Думаю, путаница возникла из за того, что пушки д-5т и с-53 были разработаны под 85мм боеприпасы этой зенитки. На основе конструкции всё же танковых пушек.
                Но спорить не буду, даже если и на основе зенитного орудия, его все равно надо было переделать для установки на танк, то есть создать танковую пушку.
                Морскую пушку уж точно не поставить в самоходку и тем более в танк без радикальной переделки.
                1. +3
                  8 октября 2013 20:58
                  Цитата: ботан.su
                  его все равно надо было переделать

                  Это что то доказывает?
                  Цитата: ботан.su
                  т, что основой была зенитка

                  Я могу даже больше сказать что 85 мм зенитка была сделанна на основе НЕМЕЦКОЙ 76.2 зенитки которую для СССР сделали немцы.
                  1. 0
                    9 октября 2013 00:11
                    Цитата: Kars
                    Это что то доказывает?

                    Да, что зенитка - это зенитка, а танковая пушка - это танковая пушка.

                    Цитата: Kars
                    Я могу даже больше сказать что 85 мм зенитка была сделанна на основе НЕМЕЦКОЙ 76.2 зенитки которую для СССР сделали немцы.

                    Да причём тут это? С почтальоном у нас всё завязалось с того, что он, сам того не поняв, усомнился в эффективности применения рациональных углов наклона брони на основании того, что немецкая 88мм танковая пушка в 1943 году легко пробивала броню т-34. А я говорю, что наклонная броня - эффективная защита и появление 88мм танковой(и противотанковой) пушек есть признание немцами этой эффективности. Так как имеющиеся калибры ПТО не справлялись. А зенитка, она в идеале ПВО должна обеспечивать.

                    Так что наш с вами диалог бессмысленным получается. Или вы тоже считаете, что наклонная броня не имеет преимуществ по стойкости перед коробками? особенно на тот период...
                    1. +1
                      9 октября 2013 00:24
                      Цитата: ботан.su
                      Да, что зенитка - это зенитка, а танковая пушка - это танковая пушка.

                      И?что с того?Вот если бы вы даказали что зенитка не может по танкам стрелять было бы другое дело.
                      Цитата: ботан.su
                      А я говорю, что наклонная броня - эффективная защита и появление 88мм танковой(и противотанковой) пушек есть признание немцами этой эффективности

                      Нет не являетса,--я имею в виду признанием.
                      Цитата: ботан.su
                      Так как имеющиеся калибры ПТО не справлялись.

                      основной калибр немецкой ПТО 75 мм,а разработка ПАК 40 началась в 1938 году.
                      Цитата: silver_roman
                      Опят же еще ласточки т-34 показали, что чем больше угол наклона брони, тем больше толщина брони. элементарная геометрия и не более. Вероятность рикошета растет существенно.немцы лично убедились в этом, когда несчастных 40 мм брони не брались немецкими орудиями в силу рикошета

                      Вы об этом?То данное высказывание слишком утрировано,как и не указан ни калибр ни тип пушек.Особенно учитывая что кроме 88 мм были чешские 47 мм,100 мм, и тд .
                      Цитата: ботан.su
                      Или вы тоже считаете, что наклонная броня не имеет преимуществ по стойкости перед коробками? особенно на тот период...

                      Преимущества были,но напирать только на наклон,и тем более выдовать его за ноу-хау Т-34 как то не очень.Хоть мне до сих пор интересно почему немцы не решили применить небольшой наклон на Тигре 1
                      1. 0
                        9 октября 2013 13:28
                        Цитата: Kars
                        И?что с того?Вот если бы вы даказали что зенитка не может по танкам стрелять было бы другое дело.

                        Да может, но что с того? А по самолётам кто будет стрелять? Я уже писал тут неутомимому почтальону, что когда т-34 разрабатывали, основным калибром ПТО был 37-50 мм. ПАК 40 начали только проектировать в 1938. В 1940 сделали прототипы. А в серию запустили только в конце осени 1941, когда стало ясно, что блицкриг не удался, а тридцатьчетвёрок становиться с каждым днём не меньше, а больше.

                        Цитата: Kars
                        Нет не являетса,--я имею в виду признанием.

                        Хорошо, в чем тогда причина появления немецких танковых и противотанковых пушек калибра 88мм в 1943 году?


                        Цитата: Kars

                        Вы об этом?То данное высказывание слишком утрировано,как и не указан ни калибр ни тип пушек.Особенно учитывая что кроме 88 мм были чешские 47 мм,100 мм, и тд .

                        Ну да, там упрощённое понимание. Кстати, не подскажете, сколько и каких орудий было у Германии перед нападением на СССР и как соотношение менялось в ходе войны. Никак не могу найти такую статистику...


                        Цитата: Kars
                        Преимущества были,но напирать только на наклон,и тем более выдовать его за ноу-хау Т-34 как то не очень.Хоть мне до сих пор интересно почему немцы не решили применить небольшой наклон на Тигре 1

                        Напирать на наклон не стоит. Ноу хау было не наклонное расположение брони, а определение рациональных углов наклона брони. Некоторые считают что это синонимы, но это не так. Рациональные углы наклона максимальные углы наклона с учётом требований по массе, габаритам танка, удобства(в советском случае - скорее возможности) работы экипажа. Википедия утверждает, что рациональные углы наклона применялись в первую мировую и приводит в пример бронеавтомобили Мгеброва. Но на фото этих броневиков видно, что автор не понимает сути рационального наклона, на бронеавтомобилях наклонными являются только передние проекции. Хотя тут же приведён рисунок т-34 где указано, что у него практически отсутствовали броневые листы с вертикальным расположением.
                        В дальнейшем коррективы внесло массовое распространение кумулятивных боеприпасов.

                        А с тигром, там скорее всего технологическое решение. Нужен был срочно тяжелый танк, а ввиду приличной толщины брони решили что и так сойдёт. Но доработали до королевского тигра, только поздно.
            2. +1
              7 октября 2013 22:11
              Зенитные орудия калибром 88 мм немцы использовали в качестве противотанковых за долго до нападения на СССР. Лобовая броня Матильды 78мм была еще толще нежели на наших КВ и Т-34.
          2. почтальон
            +1
            7 октября 2013 18:56
            Цитата: Kars
            хоть скорее всего значительно раньше.

            в 1936, в Испании -батальон "Кондор"
        2. почтальон
          +2
          7 октября 2013 18:55
          Цитата: ботан.su
          На всякий случай напоминаю, война началась 22 июня 1941 года. 88 мм танковой пушки у немцев тогда не было.

          Да? Ну и я "напомню"

          8,8 cm FlaK 18/36/37 (нем. 8,8-cm-Flugabwehrkanone, буквально 8,8-см зенитное орудие образца 1918/1936/1937 года, также известное как «восемь-восемь») — германское 88-миллиметровое зенитное орудие, находившееся на вооружении с 1928 по 1945 годы.

          В состав легиона «Кондор» (ИСПАНИЯ ,1936) входило несколько батарей Flak 18. В ходе боев эти пушки с успехом использовались не только для борьбы с самолетами, но и против наземных целей — в первую очередь против танков.
          1. bask
            0
            7 октября 2013 19:48
            Цитата: почтальон
            , но и против наземных целей — в первую очередь против танков.

            Планировалось применять, против тяжелых советских танков,и больший чем 8,8 см.Flak.
            Истребитель танков - 10,5cm K18 Auf Panzer Selbstfahrlafette IVf. Германия(1941 год).На шасси Panzer IV, оснащалось неподвижной, открытой сверху бронерубкой. 10,5 см пушка К18, разработанная Krupp и Rheinmetall на базе пехотного орудия SK 18.Длина ствола , 52 калибра. Бронебойным снарядом могла пробивать 111 мм брони под углом 30 градусов или 132 мм по нормали с расстояния 2000 метров.
            1. xAskoldx
              +1
              8 октября 2013 01:40
              Я бы все таки данную машину отнес несколько к другому классу так как изначально её планировали использовать исключительно против ДОТов и ДЗОТов так как опыт использования 88 при стрельбе по амбразурам французских укреплений выявил уязвимость расчетов и малую тактическую подвижность (время на разворачивание и сворачивания)
          2. +1
            8 октября 2013 01:07
            Цитата: почтальон
            Да? Ну и я "напомню"

            8,8 cm FlaK 18/36/37 (нем. 8,8-cm-Flugabwehrkanone, буквально 8,8-см зенитное орудие образца 1918/1936/1937 года, также известное как «восемь-восемь») — германское 88-миллиметровое зенитное орудие

            Ещё раз, для тех кто в танке - 88мм ТАНКОВОЙ пушки(протоколы испытания которой вы приводите) у немцев не было в начале войны! И появилась она только после некоторого времени войны именно с СССР, так как другие имевшиеся противотанковые и танковые пушки справлялись плохо.

            Уважаемому почтальону напомню, что я в дискуссию вступил в ответ на его удивление, тому что с броней т-34 не справлялись 37-мм немецкие противотанковые пушки и гордые цитаты протокола испытаний 43 года. Этим, как бы ставилось под сомнение утверждение об эффективности наклонного бронирования. Поэтому ещё раз говорю, что да, результаты стрельбы из имевшихся в вермахте на тот момент противотанковых и танковых пушек показали преимущество рациональных углов бронирования и вынудили немцев увеличить калибр своих орудий. И, кстати, на своих пантерах и королевских тиграх немцы также применили наклонную броню.
            1. почтальон
              +1
              8 октября 2013 02:23
              Цитата: ботан.su
              Ещё раз, для тех кто в танке - 88мм ТАНКОВОЙ пушки(протоколы испытания которой вы приводите) у немцев не было в начале войны! И


              северная африка 1939


              июнь 1941 -Deutsche 88 mm Flak feuerbereit während des britischen Unternehmens 'Battleaxe' (Juni 1941), wobei über 60 'Matildas' von diesen Geschützen zerstört wurden.


              осень 1941,СССР 88 mm Pak 43/41,

              Зима 1941/1942


              Юг СССР .лето 1942 Eine seltene Aufnahme, auf der das 'Scheuentor', eine 88 mm Pak 43/41, im Kampf in Rußland dargestellt ist


              Цитата: ботан.su
              И появилась она только после некоторого времени войны именно с ССС

              ?

              Frühe Ausführungen gingen mit der Legion Condor nach Spanien, wo ihre potentielle Eignung als Panzer-abwehrgeschütz erkannt wurde.

              Erst später, während der Kämpfe in Afrika gegen die schwer gepanzerten Matilda-Panzer, wurde die Acht-Acht als Panzerknacker berühmt.


              Можно фантазировать сколько душе угодно, но факты не фантазия

              то о чем Вы говорите относится к 8,8-cm-PaK 43/1 (L/71),когда ее в середине 1943 Крупп установил на „Nashorn“ (Sd.Kfz. 164)
              Но к стрельбам И таблицам отношения не имеет сие событие, просто ранее (1936,1939,1941-1942) ни мы ,ни испанцы ,ни англичане не могли похвастиаться трофейными acht-acht,в любом исполнении
              1. +1
                8 октября 2013 15:19
                Цитата: почтальон
                ни мы ,ни испанцы ,ни англичане не могли похвастиаться трофейными

                трофейными не могли.А вот купленными и поставленными СССР мог похвастатца--только не получилось особо.
              2. +2
                8 октября 2013 18:03
                Цитата: почтальон
                Можно фантазировать сколько душе угодно, но факты не фантазия


                Не про вас ли, юный падаван, Владимир Семёнович пел "и будет баобабом тыщю лет, пока помрёт"? smile

                ТАНКОВАЯ пушка должна создаётся для вооружения танков. Покажите танк с этой пушкой и год его появления. Это раз.

                В ваших так называемых "фактах" к фото противотанковых пушек Pak 43/41, те, что с дульным тормозом, сказано что это осень 41 и лето 42 гг. Вы просто никчёмный шулер laughing В первоисточнике, откуда вы взяли фото, нет указаний на год фотографии, а в подписи к ней, из которой вы выдернули только указание на то, что это война в России, говорится о тяжелых условиях, в которых приходилось воевать расчётам орудий. Да будет вам известно, что техзадание на создание Pak 43/41 было выдано только в середине 1942 г., а производство началось примерно в середине 43 года. Так что не пудрите людям мозги своими подменой фактов. Это два.

                Я ещё раз говорю, что я не спорю, были у немцев к началу войны 88мм зенитные орудия. И даже использовались как противотанковые, когда под них изготовили бронебойные снаряды. Хотя, против легких танков можно было с любым снарядом такую пушку использовать.
                Но основными противотанковыми орудиями были Pak 36, калибра 37 мм и Pak 38 калибра 50 мм, трофейная чешская 47мм противотанковая пушка Шкода. И их слабость вынудила немцев ускорить работы над более тяжёлыми 75мм Pak 40, которые ранее не вписывались в теорию блицкрига. Но война с СССР вернула немцев к реальности и осенью 41 началось серийное производство Pak 40. В 42 немцы окончательно окунулись в реальность и начали создание танковых и противотанковых 88мм орудий, которые начали поступать в войска в 1943 г.

                И в немалой степени этому поспособствовали рациональные углы бронирования т-34.
                1. Комментарий был удален.
                  1. почтальон
                    0
                    8 октября 2013 22:49
                    Цитата: ботан.su
                    Я ещё раз говорю, что я не спорю, были у немцев к началу войны 88мм зенитные орудия.

                    Four batteries ( 16 guns) of 88mm guns (Flak. 18) initially reached Spain as AA with the Condor Legion in 1936, but it was soon used as anti-tank, anti-bunker and even as anti-battery. More guns were sent later and some more 88-mm guns were supplied to Spanish army units. At the end of the war the Spanish Army AA was using all of them, 52 guns Flak 18 88/56mm.
                    Цитата: ботан.su
                    Но основными противотанковыми орудиями были Pak 36, калибра 37 мм и Pak 38 калибра 50 мм,

                    А кто нить это отрицал? Ну кроме урюков есть факты кто это отрицал?
                    Цитата: ботан.su

                    И в немалой степени этому поспособствовали рациональные углы бронирования т-34.

                    Бедные матильды,их дубасили в 1939 ,40м из 8,8 а они и не подозревали
                    ===============
                    СОВЕТ позволю дать(даже ДВА):
                    -пыжьтесь меньше,в весе прибавите
                    -будьте вежливее,жизнь не интернет и за хамство может случиться неприятность похуже залипания мозгов, ой то бишь клавишь
                    1. +1
                      8 октября 2013 23:56
                      Вы ещё на китайском цитату приведите или лучше на египетской клинописи...

                      В вашей цитате говориться, что ЗЕНИТНЫЕ орудия стали использоваться как противотанковые, для борьбы с укреплениями и для контрбатарейной борьбы. Ключевое слова "зенитные" и "стали использоваться".

                      Цитата: почтальон
                      А кто нить это отрицал? Ну кроме урюков есть факты кто это отрицал?

                      Так причём тут отрицание.
                      Цитата: почтальон
                      Цитата: silver_roman
                      немцы лично убедились в этом, когда несчастных 40 мм брони не брались немецкими орудиями в силу рикошета.

                      какими ? 37 мм ПТО?
                      И далее вы ссылаетесь на испытания немецкой танковой пушки в 1943 году, которая броню т-34 пробивает. Если вы не заметили, то вы усомнились в эффективности наклонной брони по тем предлогом, что 88мм пушка её пробивает. Но когда т-34 создавался и, кстати, поначалу воевал, основными противотанковыми калибрами были 37-50мм и только когда немцы столкнулись с нами появились 75 и далее 88 мм противотанковые и танковые орудия. Если бы в 30-е годы 88мм ПТО были самыми распространенными, то и развитие танков могло быть иным. Ведь сейчас никто не проектирует танки с учётом того, что против них будет использоваться "Панцирь С-1". А у него на одной установке до 12 ракет с дальностью 20 км. Если решить проблему наведения и использовать кумулятивные и термобарические заряды то можно эффективно бороться с танками и укреплениями.

                      А что матильды? Что вы Северную Африку рассматриваете как серьёзный театр военных действий. Всё решалось на советско-германском фронте. И с 41 года 88мм зенитки стали поступать в сухопутные войска, хотя до этого были исключительно в войсках ПВО. Ибо в 41 году на восточном фронте немцы выяснили что у их ПТО калибр маловат. И всю войну немцам не хватало зениток в ПВО. Потому что их приходилось бросать против наших танков.
                      Так что тот протокол, что вы привели доказывает правильность применения наклонной брони. Это усвоили и немцы. Итог:появление таких танков как пантера и королевский тигр, развитие семейства танков ИС.

                      Насчёт советов, спасибо, но с весом у меня всё нормально. Насчёт хамства я что то не понял... Вы обиделись на шулера? Зачем же пытаться обманывать? smile Я бы на вашем месте следил бы за "своими руками". В некоторых местах за такие фокусы не пальчиком грозят... smile
                      1. почтальон
                        -1
                        9 октября 2013 00:22
                        Цитата: ботан.su
                        Вы ещё на китайском цитату приведите или лучше на египетской клинописи...

                        ДА? а вы товарищ урюк предполагаете,что я должен (как вы) пользоваться цитатми ТОЛЬКО на русском, с лента(с)пу например7
                        Цитата: ботан.su
                        Ключевое слова "зенитные" и "стали использоваться".

                        И что? used as anti-tank, Это был 1936,не тупите, и так затуплен
                        Цитата: ботан.su
                        Так причём тут отрицание.

                        это вы манипулятор приписывали мне сие слова
                        Цитата: ботан.su
                        И далее вы ссылаетесь на испытания немецкой танковой пушки в 1943 году, которая броню т-34 пробивает.

                        Я вот не понимаю, вы не просто урюк,вы урюк в квадрате или в кубе что ли?
                        Не буду жевать пережованное: "пробежитесь" внимательно о чем речь была и куда в встряли с немытыми руками. Ку?
                        Цитата: ботан.su
                        А что матильды? Что вы Северную Африку рассматриваете как серьёзный театр военных действий.

                        конечно ЭТО СЕРЬЕЗНЫЙ аргумент, причем не на китайском, что не было Пт 8,8
                        Цитата: ботан.su
                        Так что тот протокол, что вы привели доказывает правильность применения наклонной брони.

                        протокол и данные в нем,а так же испытания(АП) американцами КВ-1 и Т-34 и их выводы говорят об обратном
                        Хотя преимущества(как и недостатки ) наклонной брони ни кто не отрицает(я во всяком случае)
                        повтор:"пробежитесь" внимательно о чем речь была и куда в встряли с немытыми руками. Ку?
                        Цитата: ботан.su
                        Насчёт советов, спасибо, но с весом у меня всё нормально.

                        лишнее доказательство мудрой поговорки:"подлецу все к лицу" (они не худеют)
                        Цитата: ботан.su
                        Вы обиделись на шулера? Зачем же пытаться обманывать?

                        1.разве можно обижаться на обвинение в шулерстве, исходящее от шулера?
                        Нет я прикололся
                        2.Это вы "пыхтите" об обмане,обманывая сами:передергивая мои слова, да и не поняв о чем речь шла в статье откуда взяты фотографии и ССЫЛКИ на данные и фото
                        Цитата: ботан.su
                        В некоторых местах за такие фокусы не пальчиком грозят..

                        вперед ,буду только рад, не вы первый и надеюсь не вы последний
                      2. 0
                        9 октября 2013 12:12
                        Цитата: почтальон
                        ДА? а вы товарищ урюк предполагаете,что я должен (как вы) пользоваться цитатми ТОЛЬКО на русском, с лента(с)пу например7

                        Так вы Путина не любите? Но я то не Путин, успокойтесь, не надо переносить образ одного человека на другого, этим могут психиатры заняться, если до острой стадии дойдёт.

                        Цитата: почтальон
                        И что? used as anti-tank, Это был 1936,не тупите, и так затуплен

                        Эх, горячая юность! Used as anti-tank - использовались в качестве противотанковых или как противотанковые. Но это были зенитные орудия. И с учётом боёв в Испании для них разработали бронебойные и кумулятивные снаряды. Я думаю, вы уже давно поняли, что я пытаюсь до вас донести, но ещё один пример: для сельхозработ можно использовать, скажем трактор беларусь. Но если почва сильнокаменистая, то можно и Caterpillar D10T. Хотя это и бульдозер для совсем других работ, но использовать в сельском хозяйстве его можно. Только не выгодно. Но если уж условия таковы, что без него не обойтись, то придётся разработать для него специальное навесное оборудование, изменить управление, поставить камеру заднего вида и получится очень мощный с/х трактор. Так и с пушками.

                        Цитата: почтальон
                        протокол и данные в нем,а так же испытания(АП) американцами КВ-1 и Т-34 и их выводы говорят об обратном

                        Американцами? Ну это конечно авторитеты! laughing Они, наверно, огромный опыт применения танков против японцев имеют? И в Нормандии немцы от их танков в панике прятались?

                        Цитата: почтальон
                        Хотя преимущества(как и недостатки ) наклонной брони ни кто не отрицает(я во всяком случае)
                        повтор:"пробежитесь" внимательно о чем речь была и куда в встряли с немытыми руками. Ку?

                        А зачем тогда протокол сунули в дискуссию? Я так понял,что раз вы утверждаете, что у немцев было такое орудие, которое без труда расправлялось с наклонной броней т-34, то и саму идею наклонного бронирования вы считаете не эффективной. Надо было уточнить как то свою позицию. Зачем протокол привели?


                        Ну, остальные ваши неполиткорректные утверждения списываю на горячую молодость. Хочется небось кулаками свою правоту доказать? laughing Судя по тому, что вместо аргументов скатываетесь на личности. Сходите в спортзал, легче станет.
                        Хотите что то доказать - приводите факты, уточните что собственно доказывали своим протоколом, может мы об одном и том же, только разными словами. А если хотите соревноваться в острословии, то это не ко мне, это идите в пешее эротическое путешествие, туда много острослово послано, найдёте компанию.
        3. Комментарий был удален.
      3. 0
        8 октября 2013 10:07
        никто не спорит. что 88 мм шили наши танки. я говорю о пз-3, пз-4. там и 45 мм были. уверен.
        но думаю спорить о том, что наклон брони пагубно влияет на пробитие ее снарядом как минимум глупо.
        хорошо, что вы не нашли данные об обстреле т-34 камулятивами...вообще бы поржал бы.
        1. почтальон
          -1
          8 октября 2013 12:57
          Цитата: silver_roman
          влияет на пробитие ее снарядом как минимум глупо.

          А кто спорит? Вы что самый умный, что ли?
          Так же обратите внимание на превышение калибра над толщиной брони и как на это "играет " рикошет
          И рикошет и наклон брони придумали не в СССР,вот утверждать такое действительно глупость
          Цитата: silver_roman
          что вы не нашли данные об обстреле т-34 камулятивами...вообще бы поржал бы.

          вы не лошадь, и не в хлеву,постарайтесь держать себя в руках,а не в копытах.
          вам,что нужны данные по обстрелу кУмулятивными и фугасными ?
          /к сожалению кАмулятивными нет у меня/
          1. +1
            8 октября 2013 13:51
            А кто спорит? Вы что самый умный, что ли?

            послушайте, если вам не хватает эмоций или адреналина, если хочется приключений, то здесь я вам не помощник.
            был бы я самым умным, вообще бы с вами дискуссию не вел.хамить не стоит
            это относится и к вашей фразе:
            вы не лошадь, и не в хлеву,постарайтесь держать себя в руках,а не в копытах.

            Разговор шел о рикошете снаряда от брони танка т-34.
            Уверен, что при конструировании т-34 учитывались калибры и орудия, стоящие в массовых на ТО ВРЕМЯ танках пз-3, пз-4.
            Именно об этом я и вел речь. Немцы в ответ начали создание танковых орудий на основе 88-мм зениток. Если не так, то поправьте. Я пытался сравнить самый массовый танк СССР во время начала(!) ВОВ и орудия, стоящие на танках, которые противостояли В ТО ВРЕМЯ 34-кам. Поэтому я и написал про кУмулятивы. Если уж рассматриваем вторую половину ВОВ, то более будет актуальным обстрел ИСов из 88-мм, т.к. их бронирование должно было учитывать 88мм.
            Я не утверждаю, что даже в начале не было 88-мм орудий. из приведенных вами же фактов ясно, что это не так. просто в начале войны, если я не ошибаюсь, они были не так массовы. Все же установка на танке упрощает использование, нежели таскать на тягаче за собой подобное массивное орудие.
            Так же обратите внимание на превышение калибра над толщиной брони и как на это "играет " рикошет

            На сколько мне известно, чем больше калибр, тем больше пробитие(это из разрядов факта я так понимаю) , так же на снарядах предусматривалась определенная конструкция, увеличивающая нормализацию, что давало еще более ощутимый эффект.

            на счет наклона брони я действительно не в курсе. всегда считал, что та же Пантера (пз-5) заимствовала наклон от 34-ки. Это мнение бытует и по сей день. на счет его правдивости я не могу ручаться, но вполне кажется логичным. Если уж вы себя позиционируете как самый умный, то просветите откуда берет свое начало наклон брони корпуса с 4-ех его сторон.заранее благодарю!
            1. почтальон
              0
              8 октября 2013 15:05
              Цитата: silver_roman
              вообще бы с вами дискуссию не вел.хамить не стоит

              посмотрим ,что первично ,а что вторично :
              Цитата: silver_roman
              но думаю спорить о том, что наклон брони пагубно влияет на пробитие ее снарядом как минимум глупо.
              хорошо, что вы не нашли данные об обстреле т-34 камулятивами...вообще бы поржал бы.


              Цитата: silver_roman
              стоящие в массовых на ТО ВРЕМЯ танках пз-3, пз-4.

              -13 октября 1937 ТТЗ на А-20 и БТ-СВ-2 (1937)
              это и есть "папы" Т-34
              Цитата: silver_roman
              Я пытался сравнить самый массовый танк СССР во время начала(!) ВОВ и орудия, стоящие на танках, которые противостояли В ТО ВРЕМЯ 34-кам.

              Как уже многократно доказано: задача танка,не борьба с танком противника.
              а танки уничтожает ПТ артилерия
              Цитата: silver_roman
              сли уж рассматриваем вторую половину ВОВ, то более будет актуальным обстрел ИСов из 88-мм, т.к. их бронирование должно было учитывать 88мм.

              Для исов немцы приготовили сюрприз другой,поболе калиьбром

              Цитата: silver_roman
              На сколько мне известно, чем больше калибр, тем больше пробитие(это из разрядов факта я так понимаю)

              Если калибр орудия превосходит толщину брони в?, то рикошет не происходит?
              (лучше у КарсА спросить , у него есть данные)
              1. почтальон
                0
                8 октября 2013 15:06
                Цитата: silver_roman
                на счет наклона брони я действительно не в кур

                немецкий инженер Гротте,спроектировавший для СССР в 31 году танк ТГ
                Cruiser Tank Mk.I \ А9 (1935) -наклонный бронелист башни


                1) Наклонная броня уменьшает внутреннй объём танка, ухудшает комфортность для экипажа, усложняет размещение внутри различного оброрудования;

                2) Наклонная броня усложняет технологию производства танков.

                PzKpfw IV:Введенная на модификациях G, Н-К длинноствольная пушка позволила Т-IV противостоять равноценным по весу танкам противника (подкалиберный 75-мм снаряд на дальности 1000 метров пробивал броню толщиной 110-мм)
                обстрел танка, проведенный на Среднем Востоке в июне 1941 г. показал, что дистанцию в 500 ярдов (457 м) можно рассматривать как предельную для эффективного поражения PzKpfw IV в лобовую часть огнем 2-фунтовой пушки


                Цитата: silver_roman
                Если уж вы себя позиционируете как самый умный

                нет,я учусь, и себя так не позиционирую
                Цитата: silver_roman
                свое начало наклон брони корпуса с 4-ех его сторон.заранее благодарю!

                Да это уж наверное ни кто и не вспомнит,если не для танков а вообще:
                -щит?
                -башни броненосцев( дредноутов)?
                -бронепоезда?
                -A7V?

                Loyd Carrier
              2. 0
                9 октября 2013 13:16
                -13 октября 1937 ТТЗ на А-20 и БТ-СВ-2 (1937)
                это и есть "папы" Т-34

                возможн отак и есть. сне лишь известно из открытых источников, что при принятии на вооружение рассматривалось два прототипа: а-20 и а-32.
                Вроде бы первая и стала т-34.

                Как уже многократно доказано: задача танка,не борьба с танком противника.
                а танки уничтожает ПТ артилерия

                даже не буду пытаться что-либо оспаривать в этом высказывании.
                Но тогда вопрос: для чего танку нужна современная 2а46 125 мм пушка?для того, чтобы по пехоте фугасами стрелять?
                Если идет целый танковый батальон, то по нему удобно работать артиллерии,а если небольшой взвод, то арта уже не будет такой эффективной. и опять же если в гористой местности или в поселке /городе идет бой?
                ПТ САУ - вы говорите про годы Второй мировой?на сегодняшний день от их применения отказались в том виде, в котором они существовали во время ВОВ.

                Для исов немцы приготовили сюрприз другой,поболе калиьбром

                Вы имеете в виду Ягдтигра?
            2. +1
              8 октября 2013 15:22
              Цитата: silver_roman
              Уверен, что при конструировании т-34 учитывались калибры и орудия, стоящие в массовых на ТО ВРЕМЯ танках пз-3, пз-4.


              Бронирование было расчитано на защиту от 45 мм бронебойных снарядов распостраненых в СССР
              1. почтальон
                0
                8 октября 2013 15:44
                Цитата: Kars
                Бронирование было расчитано на защиту от 45 мм бронебойных снарядов распостраненых в СССР

                Ты немцев имеешь ввиду или наших?
                какой красавЕц
                1. +1
                  8 октября 2013 15:48
                  Цитата: почтальон
                  Ты немцев имеешь ввиду или наших?

                  Бронезащиту при проэктировании Т-34
                  Цитата: почтальон
                  какой красавЕц

                  что да то да уже 4 год не могу доделать.надо наверное дома интернет отключить и электронную книжку спрятать.
                  1. почтальон
                    0
                    8 октября 2013 16:25
                    Цитата: Kars
                    Бронезащиту при проэктировании Т-34

                    ТТЗ на А-20 и БТ-СВ-2 ?
                    Цитата: Kars
                    надо наверное дома интернет отключить и электронную книжку спрятать.

                    дааа, я в весе потерял,от сей напасти
                    1. +2
                      8 октября 2013 16:49
                      Цитата: почтальон
                      ТТЗ на А-20 и БТ-СВ-2 ?

                      Следует отметить , что корпус БТ -СВ-2 ИЗГОТОВJ1ялся
                      из обычных стальных листов толщиной 10- 12 мм.
                      Проект реальной бронировки существовал в двух вариантах.
                      Первый предусматривал использование бро ни
                      марки « ФД» толщиной 40-55 мм, защ ищавшей от
                      45-мм снарядов на всех дистанциях ' второй был рассчитан
                      на защиту от 12 , 7-мм пульи предполагал применение
                      20-25-мм брони марки « ИЗ» .


                      Т -34 были положены решения, использованные еще
                      при создании опытного легкого танка БТ -СВ-2 «Черепаха
                      », в основу концепции - идея противоснарядного
                      бронирования. Строго говоря, и то , и другое было
                      положено в основу проектирования еще легкого танка
                      А-20, а затем по наследству перекочевало на Т -34. Не
                      вдаваясь в подробности конструкций корпуса и башни
                      «тридцатьчетверки», попробуем разобраться , насколько
                      ее броневая защита отвечала своему предназначению.
                      Первые известные автору испытания танка обстрелом
                      проходили на НИБТПолигоне в Кубинке в
                      конце марта 1940 года. Испытывался танк А-34 NQ2.
                      Обстрел бортов корпуса и башни этого танка с дистанции
                      100 м из отечественной (четыре выстрела) и
                      английской (два выстрела) 37 -мм пушек остроголовыми
                      бронебойными снарядами никакого воздействия
                      на танк не произвел - снаряды отскочили от
                      брони, оставив лишь вмятины глубиной 10-15 мм.
                      При обстреле башни из 45-мм пушки двумя бронебойными
                      снарядами с этой же дистанции разрушились
                      стекла и зеркала бортового смотрового прибора
                      башни, был оторван налобник на прицеле, а также
                      нарушились сварные швы по контуру бронировки
                      смотрового прибора и у днища ниши башни. В
                      результате деформации погона при вращении башни
                      наблюдались заедания . При этом посаженный в
                      танк манекен остался цел, а заведенный в танке перед
                      обстрелом двигатель продолжал устойчиво работать.
              2. 0
                9 октября 2013 12:54
                Бронирование было расчитано на защиту от 45 мм бронебойных снарядов распостраненых в СССР

                а в чем логика создавать броню, способную противостоять своим же боеприпасам?
                разве что если только эти 45-мм были сопоставимы по своим качествам с немецкими или превосходили их или я в чем-то ошибаюсь?
  7. -1
    7 октября 2013 15:13
    Хорошая статья, но название озадачивает. Статье больше подходит название "Китайское танкостроение: от полного копирования к частичному копированию". Ибо оригинальных у них нет.
  8. +1
    7 октября 2013 16:59
    Цитата: silver_roman
    ну уж не знаю. По последней картинке тип-99 - его модификация видно, что в проекции башни установлены вертикальные плиты. Не пойму: это или ДЗ и комбинированная защита - не важно. Важно то, что под таким углом ее ставить как минимум глупо. Опят же еще ласточки т-34 показали, что чем больше угол наклона брони, тем больше толщина брони. элементарная геометрия и не более. Вероятность рикошета растет существенно.немцы лично убедились в этом, когда несчастных 40 мм брони не брались немецкими орудиями в силу рикошета.


    Немцы убедились и продолжают вертикальную традицию. А против наклонных Т-34 незамедлительно разработали снаряд, "цепляющийся" кромкой за броню и поворачивающийся к нормали перед подрывом. А от болванок и пулеметов наклон - да, помогает.
    1. 0
      7 октября 2013 22:16
      Не совсем понятно что вы имели в виду под "цепляющимися" снарядами. Подкалиберный же снаряд (точнее его сердечник) всегда стремится развернутся и "нырнуть" перпендикулярно броне.
      1. 0
        7 октября 2013 22:39
        Я не помню точно, как это называется правильно. Снаряд имел "антирикошетную насадку". Поправьте, если знаете больше моего. А то мой дядя - старший брат отца трижды получал в свой танк за два года такую штуку.
      2. 0
        8 октября 2013 14:05
        я тоже затронул эту тему в своих комментариях.
        Если не ошибаюсь, то на картинке я выделил "выступы" на снарядах. Вроде бы именно они увеличивают нормализацию к броне, когда снаряд достигает цели.
  9. -2
    7 октября 2013 17:31
    На меня наводит почему то уныние, когда по "Звезде" показывают "кино" со словами, приписываемыми парторгу Кошкину:"Ребята, ставьте броню под наклоном !" Такая тошнотворная клюква...
  10. +3
    7 октября 2013 18:28
    Цитата: nikcris
    На меня наводит почему то уныние, когда по "Звезде" показывают "кино" со словами, приписываемыми парторгу Кошкину:"Ребята, ставьте броню под наклоном !" Такая тошнотворная клюква...

    Прежде чем минуса ставить, разуйте глаза, или купите очки. Посмотрите на БТ-2 или танк "Борец за свободу товарищ Троцкий"(Рено-17) - неужто там наклон брони меньше, чем у Т-34? ЧТО ЗА АХИНЕЯ С ЭТИМ НАКЛОНОМ?
    Иначе, чем всеобщей дебилизацией образования это объяснить не возможно. am
  11. xAskoldx
    +1
    7 октября 2013 19:00
    Китай очень настойчив в достижении поставленных целей + менталитет. так что по сегодняшнему дню они уже находятся на уровне с ведущими странами. Последние машины пусть и несут черты нескольких танковых школ но так поступали и поступают все в окружающем нас мире. Так что стремление объединить АЗ+125 мм от России с шасси где МТО от ФРГ, а СУО +ТИУС это к США и Франции, массовость это от бывшего СССР или еще раньше (Чингиз-Хана) это и будет своеобразной "фичей" Китайского подхода или школы.
  12. 0
    7 октября 2013 19:11
    По моему, расцвет "китайского" танкостроения как раз приходится на 90-е годы, период особенно сильной утечки мозгов и торговли технологиями. Или мне одному так кажется?
  13. faraon
    0
    7 октября 2013 19:39
    Да уж ,сколько не говори халва во рту от этого сладко не становится. база то российская Школа тоже Российская.Вообщем ничего нового,в китайском танке нет как я не искал,таже конфета Т-55,в другой упаковке,никаких своих оригинальных разработак я не увидел.так надергану о то всюду
  14. Algor73
    +1
    7 октября 2013 20:24
    Статья нормальная, а китайский танкопром показывает наиболее динамическое развитие из все стран мира. Рано или поздно они будут первыми, а будут по той причине, что они этим занимаются вплотную и постоянно, не жалея ни ресурсов, ни времени, идут вперед не задумываясь о том, а что про них подумают, если они запозычат (скопируют) тот или иной агрегат у более продвинутого производителя.
    1. +1
      7 октября 2013 22:24
      Статья достаточно полная. Только напрягает специфические восточные названия... Как и у японцев "Тип № такойто".
      Большего ожидал не столько от прочтения статьи сколь от комментариев. Честное слово ожидал ворох "флуда" о "овенном" китайском качестве итд. Были конечно выпады по поводу копирования техники. Ну да кто ее не проходил в свое время?
      Работал представителем китайских заводов нефтяного оборудования. Поэтому представление имею о их уровне. Увы, нам до них далеко... Их оборудование на уровне западного, а в некоторых позиция значительно его превосходит. Надеюсь все же что это не касается оружия. Все таки мы привыкли считать что мы в этой нише впереди планеты всей. Да будет так!
  15. андрей86
    0
    5 мая 2014 23:29
    НИЧЕГО ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВОГО,А ГЛАВНОЕ СВОЕГО У КИТАЙЦЕВ НЕТ-ОДНО ПОДСМОТРЕНО У ОДНИХ, ДРУГОЕ У ДРУГИХ И ВУАЛЯ НОВАЯ МАШИНА. ПРЕИМУШЕСТВОМ ТАКОГО ПОДХОДА СЧИТАЮ, ЧТО ОНИ ЭКОНОМЯТ ВРЕМЯ И ДЕНЬГИ НА РАЗРАБОТКАХ И БЕРУТ ВСЕ ГОТОВОЕ И ПО ИХ МНЕНИЮ ЛУЧШЕЕ В ЧУЖИХ МОДЕЛЯХ И ВЫДАЮТ ЗА СВОЕ.