Фронтовой бомбардировщик Ил-28

36


8 июля 2013 года исполнилось 65 лет со дня первого полёта реактивного бомбардировщика Ил-28.
Создание самолёта такого класса стало возможным благодаря тому, что в 1947 году в СССР запустили в лицензионное серийное производство надежный, с большим ресурсом, английский ТРД с центробежным компрессором "Нин", развивающий взлетную тягу 2270 кгс. Возможность использования для защиты бомбардировщика только одной подвижной оборонительной установки и определила основные компоновочные особенности Ил-28. Таким образом, его проектирование "началось с хвоста".



Ил-28 создавался под экипаж из трех человек: лётчика, штурмана и кормового стрелка-радиста. Принимая решение отказаться от второго пилота при проектировании, учитывалась сравнительно небольшая продолжительность полета фронтового бомбардировщика, которая была равна в среднем 2,0-2,5 часа и не превышала 4-х часов. Работу летчика в крейсерском полете предполагалось облегчить установкой автопилота. Экипаж Ил-28 размещался в передней и задней герметизированных кабинах. Большая скорость полета Ил-28 потребовала принять специальные меры по обеспечению аварийного покидания. Рабочие места летчика и штурмана были оснащены катапультируемыми вверх креслами. Стрелок-радист в аварийной ситуации мог воспользоваться нижним входным люком, откинутая крышка которого защищала его от действия воздушного потока в момент отделения от самолета. Штурман находился в катапультируемом кресле в период взлета, посадки и воздушного боя. При работе с бомбардировочным прицелом он занимал место на другом сиденье, расположенном по правому борту самолета. Для удобства ведения огня и слежения за целью сиденье стрелка перемещалось по вертикали одновременно с перемещением оружия.
Принятая схема оборонительного вооружения и состав экипажа позволили резко уменьшить геометрические размеры Ил-28 по сравнению с разрабатываемым ранее Ил-22.
Большой мидель ТРД "Нин"( в серии получили название ТРД РД-45Ф) и стремление предотвратить засасывания посторонних предметов с грунтовых ВПП привели к отказу от пилонного размещения двигателей и к установке их в мотогондолах, плотно прижатых к нижней поверхности крыла.
Ил-28 имел прямое крыло, скомпонованное из новых скоростных профилей СР-5с, разработанных в ЦАГИ. Снабженное простым однощелевым закрылком, это крыло обеспечило хорошие взлетно-посадочные характеристики, необходимые для базирования на малоподготовленных грунтовых аэродромах с ограниченной длиной ВПП. Крыло Ил-28 имело технологический разъем по плоскости хорд вдоль всего размаха. При этом каждая половина разделялась на ряд панелей, включавших в себя все элементы продольного и поперечного набора. Это давало возможность значительно расширить фронт работ, улучшить условия труда рабочих и заменить в серийном производстве ручную клепку станочной прессовой.
Для обеспечения требуемых характеристик устойчивости и управляемости во всем диапазоне скоростей полета на Ил-28 было решено установить стреловидное хвостовое оперение с симметричными профилями.

Фронтовой бомбардировщик Ил-28

Первый серийный Ил-28


С целью упрощения обслуживания и удешевления производства на фюзеляже был выполнен продольный технологический разъем. Такое решение позволило механизировать клепально-сборочные работы и впервые в практике отечественного самолетостроения обеспечило открытые подходы ко всем элементам конструкции фюзеляжа, позволив быстро производить в нем монтаж оборудования и систем. Все гидро - и воздушные трубопроводы, а также электропроводка размещались в расположенных на обоих бортах фюзеляжа каналах, закрывавшихся снаружи легкосъемными панелями. Это упростило укладку и монтаж проводки, а в эксплуатации позволило производить быстрый и качественный контроль ее состояния, легко заменять вышедшие из строя отдельные элементы, что сокращало время подготовки самолета к вылету и, в конечном счете, повышало его боевую эффективность.
Самолёт был оснащён эффективной противообледенительной системой (ПОС). Применение на Ил-28 турбореактивных двигателей значительно упростило получение большого количества горячего воздуха и позволило быстро спроектировать наиболее эффективную в то время воздушно-тепловую ПОС, не имевшую выступающих в поток частей, отличавшуюся высокой надежностью в работе, малым весом и простотой в эксплуатации. В системе использовался горячий воздух, отбираемый от компрессоров двигателей, который направлялся в воздушные каналы по всему размаху передних кромок крыла, горизонтального оперения и киля. В их концевых обтекателях имелись выходные отверстия, через которые отработанный воздух сбрасывался в атмосферу. Работа системы была автоматизирована и не требовала вмешательства экипажа в процесс регулирования подачи воздуха. Система обеспечивала защиту от обледенения и в случае полета с одним отказавшим двигателем. Ил-28 оказались единственными самолетами в советских ВВС, которые промозглым днем 9 марта 1953 г., в условиях низко нависшей над столицей облачности со снегом и дождем, смогли пролететь на малой высоте над Красной площадью, отдавая последние воинские почести И.В.Сталину.

Основным вооружением Ил-28 являлись бомбы общей массой до 3000 кг. Они размещались в бомбоотсеке, размещённом под центропланом и оборудованном четырьмя кассетными и одним балочным держателями. На кассетные держатели могли подвешиваться бомбы калибра от 50 до 500 кг, а на балочный - весом от 1000 до 3000 кг. В номенклатуру бомбового груза входили фугасные, зажигательные, осколочные, бетонобойные и др. боеприпасы, а позже и ядерные "специзделия".

Бомбометание осуществлял штурман с помощью оптического прицела ОПБ-5, который позволял производить автоматическое прицеливание при бомбометании с горизонтального полета по подвижным и неподвижным целям. Прицел производил вычисление и отсчет углов прицеливания, наклона плоскости визирования, а в нужный момент автоматически включал цепь электросбрасывателя бомб. Для того, чтобы исключить влияние колебаний самолета на точность бомбометания, оптическая система прицела стабилизировалась с помощью гироскопа. Прицел имел связь с автопилотом и позволял штурману при прицеливании управлять маневром самолета по курсу без участия лётчика. В сложных метеорологических условиях вне видимости земли ориентировка, поиск, опознавание и поражение наземных целей осуществлялись с помощью радиолокационного прицела ПСБН (прибор "слепого" и ночного бомбометания).

Пушечное вооружение Ил-28 состояло из четырех пушек НР-23 калибра 23 мм. Две из них с общим боезапасом 200 снарядов устанавливались по бортам внизу носовой части фюзеляжа на быстроразъемных креплениях. Стрельбу из передних пушек вел командир самолета. Защита задней полусферы обеспечивалась кормовой установкой Ил-К6 с двумя пушками НР-23 с боезапасом по 225 снарядов на ствол. Ил-К6 стала первой в СССР спаренной электрогидравлической дистанционной установкой.

Установка Ил-К6 имела углы обстрела по 70 вправо-влево, 40 вниз и 60 вверх. На нормальном режиме работы привода оружие перемещалось со скоростью 15-17 град. в секунду, а на форсированном режиме - со скоростью до 36 град. в секунду. Мощность привода Ил-К6 обеспечивала ее эффективное использование при скорости полета более 1000 км/ч. Отличавшаяся большой боевой эффективностью Ил-К6 имела сравнительно небольшую массу (340 кг) и максимальный внешний момент 170 кгм. В последующем башня Ил-К6 устанавливалась и на других отечественных самолетах.

Забегая вперёд, стоит сказать, что Ил-28 оказался весьма непростой целью для истребителей . Учебные воздушные бои с МиГ-15 и МиГ-17 показали, что справиться с "двадцать восьмым" истребителю, оснащенному только пушками, очень сложно. При атаках из передней полусферы большая скорость сближения в сочетании с относительно небольшой прицельной дальностью стрельбы и необходимостью учета возможности попадания под огонь двух неподвижных НР-23 не оставляли летчикам МиГов никаких шансов на успех. Высокие скорость и маневренность Ил-28, наличие эффективной кормовой оборонительной установки позволяли их экипажам успешно отражать атаки и из задней полусферы. С появлением сверхзвуковых МиГ-19 ситуация не изменилась. Возросшая скорость истребителя еще больше сократила время прицеливания, к тому же пилоты Илов весьма эффективно использовали торможение, что еще больше уменьшало время атаки на догоне. И только поступление на вооружение МиГ-19ПМ, оснащенных радиолокационным прицелом и ракетами РС-2УС, увеличило вероятность "победы" при перехвате Ил-28. В странах НАТО развитие истребителей прошло весьма похожий путь, и даже в конце 50-х гг., когда в Западной Европе появилось достаточное количество F-100, F-104 и "Дракенов", у экипажей "двадцать восьмых" оставалось немало возможностей уйти от них, особенно на предельно малых высотах.



Проектирование Ил-28 велось С.В.Ильюшиным в инициативном порядке, официальное задание на постройку фронтового бомбардировщика было выдано ОКБ А.Н.Туполева.


Ту-14


Туполевский Ту-14 при сравнимых характеристиках, получился гораздо более дорогим и сложным, был выпущен небольшой серией и поступал на вооружение морской авиации.
Вопрос о принятии на вооружение фронтового бомбардировщика рассматривался на самом высоком уровне. Как вспоминал Ильюшин, Сталин детально рассмотрел представленные данные, выслушал мнения военных и решил принять на вооружение Ил-28. Одновременно было принято решение Совета Министров от 14 мая 1949 г, об увеличении скорости полета Ил-28 до 900 км/ч за счет установки более мощных двигателей ВК-1 со взлетной тягой по 2700 кгс. Через три месяца после принятия решения Совмина, 8 августа 1949 г. впервые поднялся в воздух Ил-28 с двигателями ВК-1, которые установили в новые мотогондолы с сильно выраженной "талией" - поджатием в месте сопряжения с крылом. С учетом замечаний испытателей небольшие изменения были внесены в систему управления с целью снижения нагрузок на педали, в гидросистему, в механизм уборки-выпуска шасси. Боевая живучесть самолета была повышена за счет установки системы заполнения фюзеляжных топливных баков нейтральным газом.

Испытания показали, что Ил-28 с новыми двигателями при нормальной полетной массе 18400 кг имеет максимальную скорость 906 км/ч на высоте 4000 м. Летчики отмечали, что повышение скорости ничего нового в технику пилотирования не принесло.



В августе-сентябре 1949 г. Ил-28 с двигателями ВК-1 прошел контрольные испытания с рекомендацией о запуске в серию. Производство самолетов быстро набирало темпы. Благодаря простоте и высокой технологичности конструкции, выпуск в 1949-55 гг. в отдельные периоды достигал более ста Ил-28 в месяц. Всего с 1949 по 1955г. в СССР было построено 6316 самолётов.
За создание Ил-28 С.В.Ильюшину и группе конструкторов ОКБ была присуждена Сталинская премия.



Быстрый темп серийного производства позволил уже к середине 50-х гг. перевооружить фронтовую авиацию самолетами нового поколения. Особое внимание уделялось западным округам. Ил-28 заменяли в строевых частях поршневые бомбардировщики Ту-2 и А-20 «Бостон». В боевых полках Ил-28 быстро завоевал симпатии наземных и летных экипажей. Пожалуй, впервые в Советском Союзе создатели боевой машины уделили столь много внимания условиям работы авиаторов. Люди, привыкшие к по-спартански холодным и шумным кабинам поршневых бомбардировщиков, поражались комфортным условиям на борту новой машины, удобной компоновке и богатству оборудования. Летчики особо отмечали значительно более простую технику пилотирования Ил-28, чем Ту-2, особенно на взлете и посадке, несоизмеримо возросшие скорость и скороподъемность, хорошую маневренность. Для штурманов "двадцать восьмой" открыл ранее недоступные приемы самолетовождения и бомбометания, особенно в сложных метеоусловиях. Технический состав получил машину, обслуживать которую было просто и удобно: двигатели легко раскапотировались, агрегаты были взаимозаменяемыми, к местам, требующим постоянного контроля, обеспечен удобный доступ.
Особую славу заслужили двигатели. Так как полеты на предельно малой высоте выполнялись часто, то попадание в воздухозаборники птиц, веток с макушек деревьев было явлением весьма распространенным. Но, за редчайшим исключением, ВК-1 продолжали работать.

При проектировании Ил-28 не предполагалось, что в его арсенале будет атомная бомба. Однако нарастание противостояния между двумя общественно-политическими системами потребовало придания машине такой возможности. Решить задачу позволило быстрое совершенствование советского ядерного оружия, в результате чего появились боеприпасы с относительно небольшой массой. Доработка Ил-28 заключалась в оснащении бомбоотсека системой обогрева, установке на борту необходимого спецоборудования и светозащитных шторок в кабинах экипажа. В остальном конструкция самолета осталась без изменений.
Дивизии бомбардировщиков-носителей ядерного оружия, развернутые у западных границ социалистического лагеря, выглядели для "свободного мира" одним из воплощений советской угрозы. Стоит признать, что бояться было чего. Ил-28 имели высокие шансы доставить свой груз по назначению. Экипажи самолетов-носителей отбирались и готовились особенно тщательно. Каждому назначались "персональные": основная и несколько запасных целей, представлявшие собой склады ядерного оружия, авиабазы и т.п. объекты. Базирование Ил-28 в Польше и ГДР позволяло достичь берегов Ла-Манша.
В разгар «Карибского кризиса» бомбардировщики были размещены на Кубе, на аэродромах в западной и восточной оконечностях острова. Всего на эти базы, находившиеся в 90 милях от побережья Флориды, доставили 42 ильюшинских бомбардировщика. В проводившейся по идее Н.С.Хрущева операции "Мангуста" им отводилась второстепенная роль, и главным козырем считались ракеты. Тем не менее, Ил-28 оставались в перечне наступательного оружия, способного наносить ядерные удары по территории США.
К счастью, ядерное противостояние сверхдержав не вылилось в "горячую" войну. Но реальные атомные бомбы с Ил-28 все же сбрасывались. Этим занимались экипажи авиачасти, базировавшейся на Новой Земле и принимавшей участие в проводившихся там испытаниях ядерного оружия.

В начале 60-х, по инициативе Н.С. Хрущёва началось массовое снятие с вооружения Ил-28. Самолеты, имеющие всего по 60-100 часов налёта, варварски уничтожались, а авиачасти сокращались. В это время под влиянием господства ракетно-ядерной доктрины утвердилось мнение, что пилотируемая авиация свое значение утратила. Безжалостно были раздавлены и судьбы тысяч авиаторов, которых увольняли из Вооруженных Сил. В ВВС посчастливилось остаться немногим. Ветераны, прошедшие через это, и сейчас с болью вспоминают, как хоронили они свою мечту, как со слезами на глазах расставались с полюбившимся самолетом, прощаясь с ним, словно с надежным и верным товарищем.


Выгрузка почты из "демобилизованного" Ил-28


В это время часть снимаемых с вооружения Ил-28 была подготовлена для нужд ГВФ. На них демонтировалось вооружение и прицельное оборудование. Самолеты имели обозначение Ил-20 или Ил-28П. На них проводилась подготовка летного, технического состава и обслуживающего персонала различных наземных служб для эксплуатации реактивных самолетов. Переданные Аэрофлоту самолёты использовались для регулярной перевозки на этих машинах почты и грузов.



Уничтожить тысячи цельнометаллических бомбардировщиков оказалось сложнее, чем исковеркать людские судьбы. К тому же, командование ВВС относилось к этому вандализму без энтузиазма. Многие Ил-28 были переоборудованы в летающие мишени, еще больше законсервированы на открытых стоянках. Достаточно много боевых машин попало в летные училища, где они вместе с Ил-28У прослужили до середины 80-х гг. До этого времени продолжали активно эксплуатироваться Ил-28-буксировщики мишеней. Отдельные звенья и эскадрильи, насчитывавшие 4-10, а иногда и более машин этой модификации, имелись почти во всех округах и группах войск. Немало Ил-28 сохранилось и в боевых полках, в том числе и носители ядерного оружия. В некоторых частях они эксплуатировались вплоть до переучивания на Су-24.

Ил-28 нашли широкое распространение за пределами СССР. Они состояли на вооружении ВВС или ВМС Алжира, Афганистана, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, ГДР, Египта, Индонезии, Ирака, Йемена, Китая, КНДР, Марокко, Нигерии, Польши, Румынии, Сирии, Сомали, Финляндии, Чехословакии. Самолеты строились серийно в Китайской Народной Республике и Чехословакии. В 50-х гг. значительное количество Ил-28 было поставлено Китаю.

После ухудшения отношений между СССР и КНР на авиазаводе в Харбине был организован ремонт Ил-28, а также изготовление запасных частей для них. С 1964 г. там началось освоение серийного производства бомбардировщика, получившего в ВВС Китая обозначение Н-5 (Харбин-5). Первая серийная машина поднялась в воздух в апреле 1967 г. В сентябре того же года был создан вариант Н-5-носитель ядерного оружия.

Вскоре после принятия на вооружение Ил-28 были размещены на приграничных с КНДР китайских аэродромах. Официальной информации о применении в боях самолетов этого типа нет. Недавно появилась информация о том, что в конфликте участвовала специальная разведывательная авиационная группа, которой командовал Герой Советского Союза подполковник Н. Л. Арсеньев.



Почти половину вылетов летчики совершили в ночное время, участвуя в боевых действиях до конца войны. Стоит отметить, что в 1953 году (возможно, и раньше) пилоты проводили не только разведывательные вылеты, но и наносили бомбовые удары. По неподтвержденной пока информации, во время рейдов было потеряно два Ил-28.

Следующим конфликтом, где отметился Ил-28, стал «Суэцкий кризис» 1956 г. За год до этих событий Египет закупил в ЧССР около 50-ти Илов.


Египетский Ил-28


С началом кризиса египетские бомбардировщики совершили несколько налетов на объекты противника. Ил-28 ВВС Египта выполнили так же несколько ночных разведполетов.

В 1962 г. бомбардировщики Ильюшина появились в небе Йемена, где была свергнута монархия и началась гражданская война, длившаяся до 1970 г. В состав посланного на помощь республиканцам египетского воинского контингента вошла эскадрилья Ил-28. Одновременно ВВС Йемена получили партию Илов непосредственно из СССР, на которых, как отмечалось в западной печати, выполняли боевые вылеты и советские экипажи. Работа Ил-28 заключалась в нанесении бомбовых ударов по опорным пунктам, коммуникациям и местам дислокации отрядов монархистов, а также ведении тактической разведки. Отмечались случаи бомбардировок приграничных с Йеменом саудовских городов Захран и Наджран. В июне 1966 г. имели место налет одиночного Ил-28 в сопровождении нескольких МиГ-17 ВВС ОАР на саудовскую авиабазу Хамис-Мушайт и разведполеты в районе порта Джизан. После начала очередной арабо-израильской войны в июне 1967 г. все египетские части были вынуждены покинуть Йемен.

Накануне шестидневной войны (5.06 - 10.06.1967 г.) арабские страны, принявшие участие в боях, располагали следующим парком Ил-28: ВВС Египта -35-40 машин, которыми были укомплектованы четыре бомбардировочных и одна разведэскадрилья, Сирии - 4-6 самолетов, Ирака - 10 машин. Израильтяне, считавшие египетские Ил-28 и Ту-16 главной угрозой для своей страны, наметили аэродромы их базирования как первоочередные цели в запланированной серии воздушных ударов. 5 июня израильской авиацией на аэродромах Рас-Банас и Луксор было сожжено 28 египетских Ил-28. Еще один бомбардировщик такого типа и истребитель сопровождения были сбиты "Миражами" 7 июня при попытке нанести удар по населенному пункту Эль-Ариш. ВВС Сирии потеряли два Ила на земле.

В период "позиционной войны" (1967-70 гг.) экипажи египетских "двадцать восьмых" совершали налеты на опорные пункты израильтян на Синае. Они также вели разведку со средних высот, что делало самолеты весьма уязвимыми.

Еще одним арабским пользователем Ил-28 был Ирак. ВВС этой страны применяли свои бомбардировщики в конце 60-х гг. и в первой половине 1974 г. в ходе боев в Иракском Курдистане. По заявлениям курдских повстанцев, один Ил им удалось сбить в апреле 1974 г.

Китайские Н-5 нашли применение при подавлении восстания в Тибете в 1959 г. и во время многочисленных вооруженных инцидентов с чанкайшистами (в основном, в зоне Тайваньского пролива). Есть свидетельства, что экипажи HZ-5 вели разведку непосредственно над Тайванем, причем несколько машин были сбиты с помощью ЗРК "Найк-Аякс". 11 ноября 1965 г. из КНР на Тайвань на Н-5 дезертировал летчик ВВС НОАК. Позже эта машина использовалась гоминьдановцами для ведения разведки над материковым Китаем. Еще один перелет имел место 24 августа 1985 г., когда китайский экипаж достиг Южной Кореи и произвел вынужденную посадку на грунт. В результате самолет был полностью разбит, погибли стрелок-радист и южнокорейский фермер.

В конце 60-х Ил-28 были зафиксированы американцами в северном Вьетнаме. Но в боях они не использовались. Позднее, в начале 70-х северо-вьетнамские Ил-28 выполнили ряд боевых вылетов над Лаосом. Они принимали участие в воздушной поддержке вооруженных отрядов движения "Патет-Лао", левых нейтралистов и северо-вьетнамских войск в ходе боев в Долине Кувшинов. Интересно, что ряд вылетов совершили советские военные специалисты. Так, в этих операциях отличился экипаж в составе летчика Беркутова и штурмана Хачемизова, за что они были удостоены звания Героев ВНА.

Несколько Ил-28 (вероятно, Н-5) получили ВВС полпотовской Кампучии. Летали на них, очевидно, китайские либо северокорейские экипажи. Эти бомбардировщики применялись против повстанцев, возглавляемых будущим руководителем страны Хенг-Самрином. В прессе сообщалось, что оппозиции удалось сбить "один реактивный бомбардировщик". При захвате авиабазы Почентонг 7 января 1979 г. два Ил-28 стали трофеями вьетнамских войск, которые помогали повстанцам.

Побывали бомбардировщики Ильюшина и в Африке, приняв участие с 1969 г. в гражданской войне в Нигерии (1967-70 гг.). Федеральное правительство этой страны приобрело шесть таких самолетов, причем, по официальным данным, все в СССР, а по британским - четыре в Египте, а два в СССР. Илы действовали, в основном, с аэродромов Энугу и Калабар. Ввиду отсутствия подготовленных экипажей, поначалу боевые вылеты выполняли египтяне, позже их заменили авиаторы из ГДР.


Ил-28 ВВС Нигерии


Ил-28 применялись для ударов по войскам и военным объектам сепаратистов Биафры. В частности, бомбардировке подвергся аэродром Ули - единственный находившийся в распоряжении оппозиции, на который могли садиться тяжелые транспортные самолеты.

Очень эффективно Ил-28 применялся в Афганистане. Там он стал чуть ли не самым «несбиваемым» самолётом. Эти бомбардировщики, несмотря на почтенный возраст, проявили себя с самой лучшей стороны, продемонстрировав высокую надежность, живучесть и точность бомбовых ударов. Благодаря наличию кормовой стрелковой установки, стрелок-радист при выходе самолета из атаки, не позволял операторам ПЗРК занять удобные для пуска ракет позиции и не давал прицеливаться расчетам ствольных зенитных установок. Насколько это было эффективно, можно судить хотя бы по тому, что в боях не был потерян ни один афганский Ил-28. Большая часть «илов» была уничтожена на земле в январе 1985 г, когда подкупленная охрана пропустила душманов на территорию авиабазы Шинданд.

В большинстве стран Ил-28 давно сняты с вооружения. До недавнего времени, несмотря на «пенсионный возраст» Ил-28 (Н-5) эксплуатировались в морской авиации КНР, в качестве патрульных и тренировочных машин.


Спутниковый снимок Google earth: Ил-28(Н-5) на аэродроме Ийджу, КНДР


КНДР является единственной страной, ВВС которой продолжают использовать этот самолёт созданный 65 лет назад.

По материалам:
http://www.avia-il.przd.ru/il28.php
http://www.free-time.ru/military/aviation/avi/il28.html
Самолеты ОКБ имени С.В.Ильюшина. Под редакцией Г.В. Новожилова.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +18
    14 октября 2013 09:27
    В 60-е на базе Ил-28 велась разработка штурмовой модификации Ил-28Ш. Самолёт успешно прошел испытания, но в серию не запускался. Тем не менее, при прохождении ремонтов часть строевых машин была переоборудована в этот вариант. Например, такие самолёты базировались в начале 70-х на аэродроме Хурба, под Комсомольском-на-Амуре. Где в последствии были заменены на Су-24.
    1. +5
      14 октября 2013 11:29
      Лицензию на английские движки, при каких обстоятельствах получили, интересная история
      1. 0
        14 октября 2013 15:16
        А на МиГ-15 неужто движок в СССР разработан?
        1. zub46
          +4
          14 октября 2013 21:21
          Нет, сначала тот же лицензионный "Нин", а затем свой ВК на его базе.
      2. +5
        14 октября 2013 16:14
        Есть байка, что готовые движки и лицензию на дальнейшее производство Микоян в бильярд выиграл у какого то английского чина. Готовые моторы сразу установили на первые МиГ и Як.
    2. +7
      14 октября 2013 11:33
      Цитата: Bongo
      В 60-е на базе Ил-28 велась разработка штурмовой модификации Ил-28Ш. Самолёт успешно прошел испытания, но в серию не запускался. Тем не менее, при прохождении ремонтов часть строевых машин была переоборудована в этот вариант. Например, такие самолёты базировались в начале 70-х на аэродроме Хурба, под Комсомольском-на-Амуре. Где в последствии были заменены на Су-24.

      Классно на нём смотрится его боевая нагрузка good Ил-28Ш успел повоевать с китайцами во время пограничного конфликта на Дальнем Востоке. Но от его серийного производства отказались в пользу Су-25
      1. 755962
        +6
        14 октября 2013 21:10
        Памятник Ил-28 в Вологде (на родине авиаконструктора Ильюшина).
        На улице Ильюшина, на пересечении с Окружным шоссе стоит памятник ИЛ-28. Он установлен в 1984 году и посвящен своему создателю – талантливому авиаконструктору СССР Сергею Владимировичу Ильюшину. В Вологду самолет долетел самостоятельно до аэродрома Федотово и ночью по шоссе был перевезен в областную столицу, где и стал одним из любимых памятников вологжан и гостей города.За создание Ил-28 Сергею Владимировичу Ильюшину была присуждена Сталинская премия. Всего же за свои изобретения конструктор получил 7 Сталинских премий, что для этой награды является рекордным количеством, врученным в одни руки.
        Сергей Владимирович Ильюшин родился в деревне Дилялево Вологодской губернии в 1894 году. Он дал жизнь многим моделям самолетов, которые были на вооружении не только у СССР, но и Китая, стран СНГ, Прибалтики и даже Индонезии и Египта.
        Интересный факт: улицей Ильюшина, кроме Вологды и Кубенского, могут похвастаться Москва, Санкт-Петербург, Воронеж и Тюмень.
        Горжусь своим земляком!
  2. avt
    +6
    14 октября 2013 09:57
    Один из самых удачных самолетов Ильюшина . good Не менее легендарная машина чем Ил-2 ,такая же массовая ,ну может повоевала поменьше .
    1. +8
      14 октября 2013 10:15
      цитата-8 июля 2013 года, исполнилось 65 лет с момента первого полёта реактивного бомбардировщика Ил-28.

    2. +8
      14 октября 2013 11:27
      Цитата: avt
      Не менее легендарная машина чем Ил-2

      Да, машина великолепная, опередившая своё время. Мой отец три года после училища летал на Ил-28 штурманом, вспоминает о них очень хорошо: надёжнейший самолёт, неприхотливый в обслуживании, лёгкий в полотировании, "послушный" штурману на боевом курсе и т.д. Там была смешная по нынешним временам штуковина - пневмопочта. Лётчик и штурман могли друг другу по этой пневмопочте (трубе, грубо говоря) записки передавать посредством сжатого воздуха. А в Чкаловске (Калининград) при въезде в гарнизон, до сих пор на постаменте стоит Ил-28 - легенда славных советских ВВС!
      1. vaf
        vaf
        +16
        14 октября 2013 13:09
        Цитата: полковник
        Да, машина великолепная, опередившая своё время. Мой отец три года после училища летал на Ил-28 штурманом, вспоминает о них очень хорошо: надёжнейший самолёт, неприхотливый в обслуживании, лёгкий в полотировании, "послушный" штурману на боевом курсе и т.д.


        Полностью согласен,+! drinks Один из самых УДАЧНЕЙШИХ самолётов drinks
        Правда не согласен с автором negative ЦИТАТА :"
        Бомбометание осуществлял штурман с помощью оптического прицела ОПБ-5, который позволял производить автоматическое прицеливание при бомбометании с горизонтального полета по подвижным и неподвижным целям. Прицел производил вычисление и отсчет углов прицеливания, наклона плоскости визирования, а в нужный момент автоматически включал цепь электросбрасывателя бомб. Для того, чтобы исключить влияние колебаний самолета на точность бомбометания, оптическая система прицела стабилизировалась с помощью гироскопа.

        1. Нет автоматического прицеливания, а есть автоматическое сопровождение цели (это совсем разные вещи wassat
        2. ОПБ не вычисляет, а ОТРАБАТЫВАЕТ угол прицеливания, по данным с РП (решающего прибора) в который вводятся баллистические данные, на основании которых отрабатываются баллистические коэффиценты, а вот затем через систему ССД(сельсин-датчиков) и СРМ (счётнорешающих мостов) происходин отработка каноидных передач в самом ОПБ и ОТРАБАТЫВАЕТСЯ угол прицеливания.
        3. Автоматический сброс бомб происходил только при "ввзводе" АВТОСБРОСА(ну и включении Главного.естествено)
        4. Любой ОПБ оснащён гироскопом, который разарретируется и корректируется перед передачей управления штурману.
        5.Нет такого понятия-наклонная дальность визирования, есть наклонная дальность, которая "идёт" от РЛС в режиме "предварительной синхронизации".

        И кстати, великолепная точность достигалась не от тогг, что был ОПБ-5, от от локатора ПСБН...вот это действительно была .."вещь" fellow

        Опытные штурманы "загоняли" бомбу в пароходную трубу wassat

        Про этот самолёт можно рассказывать бесконечно и очень много и только хорошее drinks

        Самолёт даже на...гусеничном ходу был wink , а плавал как.....лучше чем наши корабли! laughing

        1. zub46
          0
          14 октября 2013 21:24
          Приятно послушать знающего человека! Спасибо.
      2. +4
        15 октября 2013 10:26
        Заметьте все что сделано при т.Сталине надежно неприхотливо и простое в обслуживании . Вот был человек мог найти людей .
    3. +2
      14 октября 2013 11:47
      Хорошая статья, считаю, Ил-28 это идеальный штурмовик, ему бронирования немного, на место штрумана пушки, протектированные баки и в бой!
      1. +4
        14 октября 2013 11:56
        Цитата: air wolf
        на место штрумана пушки,


        ...а на место лётчика - тебя. lol
  3. +8
    14 октября 2013 10:29
    Его называли "Самолет с самым длинным летчиком" bully . Поскольку при взгляде с боку видно голову летчика и ноги штурмана, выглядит, как будто это один человек очень высокого роста.
  4. +5
    14 октября 2013 10:33
    Цитата: Bongo
    Например, такие самолёты базировались в начале 70-х на аэродроме Хурба, под Комсомольском-на-Амуре. Где в последствии были заменены на Су-24.

    Да в конце 80-тых вокруг полосы в лесу валялись фюзеляжи от них,в 90-тых их "металисты" с большими звёздами вывезли.
    1. +3
      15 октября 2013 04:00
      В Хурбе, что только не "утилизировали", этот аэродром стал настоящим кладбищем для многих машин.
      Последнюю посадку там совершили: Як-28, Су-15, МиГ-23.Су-24 там базируются до сих пор, правда уже почти как 10 лет их разятся заменить Су-34.
  5. +1
    14 октября 2013 13:23
    Красивый самолёт. У нас стоял такой рядом с плацем, пока часть не расформировали. Сейчас там резиденция правящей тусовки "Дача Бисмарка".
  6. +5
    14 октября 2013 14:10
    Натовская кличка была "Бутчер" - Мясник... В общем то было за что. bully
    1. +1
      15 октября 2013 09:17
      Цитата: Даос
      Натовская кличка была "Бутчер" - Мясник... В общем то было за что.


      Советским самолётам в НАТО далеко не всегда давали "говорящие" обозначения. Главное, чтобы НАТОвское обозначение начиналось с буквы, соответствующей классу ЛА: бомбардировщиков - с "В", истребителей - с "F", штурмовиков - с "А", вертолётов - с "Н" и т.д. А уж ассоциации присвоенного обозначения с конкретными свойствами самолёта - дело второстепенное.
  7. +6
    14 октября 2013 14:29
    Отличная была машина! Отец на них и в Прибалтике и на Севере летал. Тем больнее было видеть десятки раскуроченных новых Ил-28. Фотография этого варварства к сожалению не оцифрована, хотел её в коммет вставить.
    1. +4
      14 октября 2013 17:09
      Оцифруй и вставь! Это приказ!
  8. +4
    14 октября 2013 15:34
    Вот точно так же , как на верхней картинке из СевКореи, сегодня стоЯт все стратегические бомберы России. Триада... С другой стороны Волги "дырки" wink в земле ПВО вроде прикрывает. А АПЛ - каждый поход как подвиг. Я ващето патриот, но тошно же...
    1. zub46
      +4
      14 октября 2013 21:32
      Вот на что деньги надо тратить, а не на Олимпиады и прочие чемпионаты! Престиж державы в большей степени зависит от способности Вооруженных Сил эффективно выполнить свои функции по защите свободы и независимости страны, а не от количества и размаха "спортивных" мероприятий.
  9. +1
    14 октября 2013 16:53
    А у амеров стоят свои СТАРИЧКИ в комплекте, заправляй и готов к использованию. А хочешь и джойстик пристраивай. Камикадзе готов.
  10. +4
    14 октября 2013 17:15
    В начале 60-х, по инициативе Н.С. Хрущёва началось массовое снятие с вооружения Ил-28. Самолеты, имеющие всего по 60-100 часов налёта, варварски уничтожались


    В январе 1965-го демобилизуясь из Северодвинска на разъезде в Исакогорке видел многоэтажные штабеля разрезанных корпусов "двадцатьвосьмых". Картина была жуткая!
    1. +2
      15 октября 2013 15:37
      Тогда порезали и корабли, и танки, и артиллерию, и судьбы людские. До кучи порезали РСФСР, крупный рогатый скот, артели (при Сталине они были). Было осуществлено: создание совнархозов, денежная реформа, убийство сельского хозяйства путем освоения целины, разгон выставки современного искусства со словами: "Вы что? 3,14дорасы?". Конечно, были и положительные моменты, но отрицательные до сих пор аукаются.
  11. 0
    14 октября 2013 19:32
    В 50-х 60-х годах очень много интересных машин было как серийных, так и не дошедших до серии. Интересное время было.
  12. Зрелый натуралист
    +2
    14 октября 2013 20:59
    Ил-28 - памятник в Вологде
  13. +4
    14 октября 2013 22:47
    "В августе-сентябре 1949 г. Ил-28 с двигателями ВК-1 прошел контрольные испытания с рекомендацией о запуске в серию. Производство самолетов быстро набирало темпы. Благодаря простоте и высокой технологичности конструкции, выпуск в 1949-55 гг. в отдельные периоды достигал более ста Ил-28 в месяц. Всего с 1949 по 1955г. в СССР было построено 6316 самолётов."
    Вот что особенно впечатляет. Какие темпы! И это в трудные послевоенные годы. Вот это, действительно, было перевооружение. А сейчас? Одна - две машины в месяц, как небывалый успех!
  14. +8
    15 октября 2013 00:33
    10 ОРАП,г Щучин БССР. ИЛ-28 в варианте самолете-разведчика.После того,как ему на смену в полку появились МиГ-21Р и ЯК-28Р,на аэродроме оставались четыре таких самолета.Они были переоборудованы под буксировщики мишеней и назывались "буксотряд",летали,правда,редко.В кабине стрелка вместо пушек была установлена лебедка с длинным тросом,к которому прикреплялась мишень для зенитчиков.
    1. алекс 241
      +5
      15 октября 2013 00:47
      Цитата: uzer 13
      прикреплялась мишень для зенитчиков.

      Широко использовались в войсках Ил-28-буксировщики воздушных мишеней. Специальное буксировочное устройство с лебедкой в бомбоотсеке и направляющая в виде штанги под кабиной кормового стрелка позволяли на тросе длиной от 5 до 2500 м буксировать специальные планеры-мишени типа ПМ-ЗЖ и 7БМ-2М, по которым тренировались в стрельбе как летчики пушечных истребителей, так и расчеты зенитных артиллерийских орудий. Продолжительность полета самолета-буксировщика с планером-мишенью составляла 2,5 ч.Упражнение называется:стрельба по конусу.
      1. 0
        15 октября 2013 19:59
        Вы лучше знаете подробности.Мишень на нижнем снимке такая же,как и наши.
  15. persona555
    +4
    15 октября 2013 15:26
    Вот такой КРАСАВЕЦ стоит в нашем г.Орск.Много лет в нашем городе базировалась летная часть *Сокол*.Самолеты летали звеньями по- три.Заходили на посадку,летели прямо над нашими домами.В 60-е нас школьников возили туда на экскурсию.Довелось посидеть на месте стрелка-радиста ИЛ28.
  16. +2
    15 октября 2013 15:47
    Прежде,чем устроить резню этим самолетам, Хрущев применил их против распоясовшихся венгров. Ил-28 пролетали на малой высоте над Будапештскими крышами, срывая последние вместе с мятежниками. Бомбовое вооружение применять было нежелательно - оглядка на мировое мнение.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»