Учебно-тренировочные самолеты и штурмовики Embraer Tucano: 30 лет в строю

12
В конце сентября исполнилось 30 лет со дня принятия на вооружение ВВС Бразилии учебно-тренировочного самолета Embraer T-27 Tucano. За эти годы самолет строился большой серией, поставлялся в вооруженные силы Бразилии и других государств. Помимо своей первоначальной функции подготовки летчиков этот самолет освоил «профессию» штурмовика и в итоге стал одним из самых известных представителей бразильской авиации.

Embraer EMB-314 Super Tucano


EMB-312 Tucano

Учебно-тренировочный T-27 был разработан в качестве специализированного самолета на базе платформы EMB-312 Tucano («Тукан)». Работы по проекту EMB-312 стартовали в самом начале 1978 года. Предполагалось создать несколько типов самолетов различного назначения на основе единой конструкции. С самого начала планировалось разработать и поставить в серию учебно-тренировочный самолет и легкий штурмовик. Таким образом, один проект мог обеспечить решение сразу двух задач, возникавших перед военно-воздушными силами Бразилии.

Разработка нового самолета заняла сравнительно немного времени. Уже в середине августа 1980 года первый прототип самолета EMB-312 впервые поднялся в воздух. В декабре того же года к летным испытаниям присоединился второй опытный образец. С августа 1982 года в испытаниях использовался третий прототип, в дальнейшем ставший эталоном для серийных машин. В конце сентября 83-го Бразилия приняла на вооружение своих военно-воздушных сил первую модель самолета на базе EMB-312 – учебно-тренировочный самолет T-27 Tucano.



С учетом требований относительно летных характеристик и специальных возможностей конструкторы фирмы Embraer выполнили самолет EMB-312 по нормальной аэродинамической схеме с прямым низкорасположенным крылом. Силовые элементы фюзеляжа и крыла изготавливались из алюминиевых сплавов. Фюзеляж типа полумонокок имел длину 9,86 м и был разделен на несколько частей. В носовой его части разместили турбовинтовой двигатель Pratt Whitney Canada PT6A-25C мощностью 750 л.с. Двигатель оснащался трехлопастным воздушным винтом Hartzell HC-B3TN-3C/T10178-8R с автоматической системой изменения шага и возможностью реверса.

Сразу за моторным отсеком в фюзеляже размещается сравнительно крупная двухместная кабина с откидывающимся вправо общим фонарем характерной формы. Для спасения экипажа самолет EMB-312 оснащен двумя катапультными креслами Martin-Baker BR8LC. Позади кабины экипажа предусмотрен небольшой багажный отсек для перевозки необходимого оборудования. Объем отсека – 0,17 куб. метра.

К средней части фюзеляжа, рядом с кабиной экипажа, крепится крыло с размахом около 11,1 метра и площадью 19,4 кв. м. Крыло имеет двухлонжеронную конструкцию. Силовые элементы и обшивка изготовлены из алюминиевых сплавов. Для увеличения несущих характеристик профили крыла в корневой и концевой частях отличаются. Механизация крыла состоит из односекционных закрылков и элеронов с электрической системой управления. Внутри консолей крыла находятся два топливных бака общей емкостью 694 литра. Топливная система этих баков позволяет самолету лететь в перевернутом положении около 30 секунд.

Хвостовое оперение самолета EMB-312 выполнено по двухлонжеронной схеме с кессоном. Все рули оперения имеют пороговую компенсацию и оснащаются триммерами с электрическими приводами.



Самолет оборудован трехопорным шасси с носовой стойкой. Все стойки шасси имеют по одному колесу. Система уборки и выпуска – гидравлическая, при необходимости экипаж может использовать резервную механическую. Носовая стойка шасси убирается в фюзеляж поворотом назад, основные – в крыло, поворотом в сторону фюзеляжа. Основные стойки шасси оснащаются гидравлическими тормозами, а передняя оборудована демпфером колебаний.

Для удобства работы экипажа самолет оснащен фреонной системой кондиционирования воздуха с приводом от двигателя. Кроме того, имеется подогрев кабины и обдув лобового стекла воздухом, отбираемым от двигателя. Кислородная система обеспечивает индивидуальную подачу газа обоим летчикам. Запас кислорода хранится в шести емкостях. Для связи с землей и полетов в сложных метеоусловиях EMB-312 получил радиостанции и комплекс навигационного оборудования.

Самолет EMB-312 получился довольно легким – его сухой вес не превышает 1870 кг. Нормальная взлетная масса учебно-тренировочного самолета равняется 2550 кг, а с максимальным количеством топлива и полной боевой нагрузкой взлетный вес возрастает до 3200 кг. 750-сильный турбовинтовой двигатель обеспечивает самолету характеристики на уровне, необходимом для выполнения возлагаемых задач. EMB-312 может разгоняться до 448 км/ч и имеет крейсерскую скорость на уровне 400-410 километров в час. Такие показатели скорости позволяют безопасно использовать самолет для подготовки летчиков, а также подходят для решения задач по поиску и уничтожению наземных целей. Практический потолок самолета в обоих вариантах равняется 9150 м, практическая дальность – свыше 1800 километров. При полной заправке и с подвесными баками перегоночная дальность превышает 3300 км.

Интересным образом был решен вопрос применения самолета EMB-312 в качестве легкого штурмовика. Для переоборудования учебно-тренировочной машины в ударную и наоборот требуется подвесить или снять необходимое вооружение и провести небольшие подготовительные работы. Так, самолет оснащается простым коллиматорным прицелом в кабине. Боевая нагрузка размещается на четырех подкрыльевых узлах, нормальная нагрузка каждого составляет 250 кг. Самолет EMB-312 в варианте штурмовика может использовать пулеметные контейнеры, неуправляемые ракеты и бомбы.



Первой в серийное производство была запущена учебно-тренировочная версия самолета EMB-312 под названием T-27. Военно-воздушные силы Бразилии в 1983 году заказали 133 самолета этой модификации. Вскоре после этого появились первые экспортные контракты. Самолет T-27 Tucano заинтересовал Ирак и Египет, которые приобрели 80 и 40 машин соответственно. В дальнейшем Египет разместил дополнительный заказ на 14 самолетов. В силу географических и логистических особенностей первых экспортных контрактов самолеты для ближневосточных стран строились египетской фирмой AOI по лицензии при поддержке компании Embraer.

В 1984 году самолеты семейства EMB-312 были заказаны Венесуэлой и Гондурасом. Контракты подразумевали поставку 31 самолета для венесуэльских ВВС и 12 машин для вооруженных сил Гондураса. Некоторые венесуэльские самолеты Tucano получили новое обозначение. Так, учебно-тренировочные по-прежнему именовались T-27, а легкие штурмовики были переименованы в A-27. В дальнейшем самолеты EMB-312 разных модификаций строились для Аргентины, Ирана, Колумбии и других стран.

Большой интерес представляет контракт, подписанный в середине восьмидесятых годов. Это соглашение между Бразилией и Великобританией подразумевало лицензионное строительство самолетов Tucano на британских производственных мощностях, принадлежащих фирме Short. Перед подписанием контракта Embraer и Short доработали исходный проект в соответствии с требованиями заказчика в лице английских ВВС. В первую очередь, был установлен новый турбовинтовой двигатель Garrett TPE331-12B мощностью 820 л.с. Благодаря этому максимальная скорость самолета достигла 610 км/ч, а крейсерская увеличилась до 510 км/ч. Прочие летные характеристики изменились незначительно. Получившийся самолет S.312 Tucano, также известный под обозначением Tucano T.I, был принят на вооружение в 1988 году. Было построено 130 машин этого типа.

В дальнейшем компания Short самостоятельно создала две модификации самолета, производимого по лицензии. Первая из них, Tucano Mk.51, предназначалась для ВВС Кении. От базового самолета эта версия отличалась возможностью обучения пилотов применению ствольного вооружения, неуправляемых ракет и бомб. Кенийские военные заказали 12 самолетов этого типа. Вскоре после них свое желание приобрести подобные учебные машины выразил Кувейт. 16 самолетов модификации Tucano Mk.52 отличались от техники для Кении составом оборудования.

Отдельно стоит отметить контракт 1993 года, в соответствии с которым Франция получила 50 самолетов в версии EMB-312F. По желанию заказчика компания Embraer доработала самолет, увеличив ресурс планера до 10 тыс. часов и установив новое радиоэлектронное оборудование. Французская сторона предоставила ряд систем, которые пришли на смену использовавшимся ранее. Самолеты EMB-312F служили в ВВС Франции до конца прошлого десятилетия.



EMB-314 Super Tucano

В начале девяностых годов компания Embraer предприняла попытку усовершенствовать самолет EMB-312 и раскрыть его модернизационный потенциал. Проект EMB-312H Super Tucano подразумевал ряд важных изменений в конструкции и оснащении самолета, призванный значительно улучшить его летные и боевые характеристики. В 1993 году были построены два прототипа нового самолета, которые в дальнейшем продемонстрировали правильность примененных технических решений.

Модернизированный учебно-тренировочный или ударный самолет получил турбовинтовой двигатель Pratt & Whitney Canada PT6A-68C мощностью 1600 л.с. с пятилопастным винтом, призванный обеспечить более высокие характеристики потяжелевшей машины. Конструкция планера была значительно усилена, ее ресурс увеличился до 12-18 тыс. часов. Кабина пилотов получила кевларовую защиту и ряд нового радиоэлектронного оборудования, в том числе и жидкокристаллические экраны. После такого переоснащения самолет стал длиннее примерно на полтора метра длиннее (общая длина составила 11,4 м), а также значительно потяжелел. Вес пустого самолета Super Tucano равняется 3200 килограммам. Максимальная взлетная масса выросла до 5400 кг.

Максимальная скорость самолета EMB-312H достигла 590 км/ч, крейсерская – 520 км/ч. При нормальной заправке самолет способен преодолеть свыше 1500 км, перегоночная дальность – около 2800 км.

При модернизации значительно улучшились боевые качества ударной версии самолета. В первую очередь нужно отметить, что Super Tucano получил два встроенных пулемета FN M3P калибра 12,7 мм в корневой части крыла. Боезапас каждого из них – 200 патронов. На пяти узлах подвески (четыре подкрыльевых пилона и один узел под фюзеляжем) может размещаться боевая нагрузка общим весом до 1550 кг. В номенклатуру вооружений, пригодных для применения самолетом EMB-312H, включены пулеметные и пушечные контейнеры с оружием калибра от 7,62 до 20 мм, управляемое и неуправляемое бомбовое и ракетное вооружение. Для самообороны штурмовик может нести управляемые ракеты «воздух-воздух». Таким образом, новый легкий штурмовик, в отличие от предыдущей модели Tucano, способен наносить удары не только неуправляемым оружием, а также может уничтожать широкий спектр целей, в том числе укрепления, бронетехнику и фронтовую авиацию противника.



К моменту первых заказов проект EMB-312H был переименован в EMB-314. Кроме того, к этому времени было разработано две версии штурмовика, отличающиеся друг от друга некоторыми элементами облика. Так, самолет A-29A оснащается лишь одним рабочим местом пилота и несет дополнительный топливный бак на 400 литров. Модификация A-29B, подобно предыдущим самолетам семейства Tucano, имеет два рабочих места пилотов, а кроме того оснащается различным радиоэлектронным оборудованием, необходимым для контроля за полем боя.

В 2001 году стартовым заказчиком самолетов Super Tucano стала Бразилия. С конца 2003 года до середины 2012-го ей были поставлены 99 самолетов версий A-29A и A-29B. Военно-воздушные силы Бразилии используют эти самолеты для поиска и, при необходимости, уничтожения транспортных средств наркокартелей. Нередко штурмовикам приходится брать на себя функции истребителей и принуждать к посадке самолеты с незаконным грузом. Кроме того, пилоты самолетов Super Tucano на законодательном уровне наделены правом сбивать контрабандистов.

В середине двухтысячных годов Колумбия заказала 25 самолетов A-29B. Машины были поставлены в течение ближайших лет. Первый случай боевой работы колумбийских Super Tucano произошел в январе 2007 года, когда самолеты нанесли ракетно-бомбовый удар по лагерю формирования «Революционные вооруженные силы Колумбии». В дальнейшем колумбийские ВВС регулярно использовали новые штурмовики для борьбы с повстанцами и наркотрафиком.



К настоящему времени самолеты EMB-314 Super Tucano служат в военно-воздушных силах Анголы, Бразилии, Буркина-Фасо, Чили, Колумбии, Доминиканской Республики, Эквадора, Гватемалы и т.д. Особый интерес представляют поставки этих самолетов в США. В середине прошлого десятилетия частная военная компания Blackwater Worldwide приобрела один бразильский штурмовик в немного измененной комплектации. В частности, на нем отсутствовали встроенные вооружения. По некоторым данным, этот самолет использовался в локальных конфликтах последнего времени. В 2008 году еще один самолет EMB-314 был приобретен Командованием специальных операций США с целью изучения его возможностей. После длительных переговоров и споров в феврале 2013 года США и Embraer подписали контракт, в соответствии с которым самолеты A-29 будут строиться по лицензии на одном из американских предприятий. Имеющийся контракт подразумевает строительство 20 штурмовиков, которые в будущем будут поддерживать с воздуха специальные подразделения.

В настоящее время бразильская компания Embraer ведет переговоры сразу с несколькими потенциальными покупателями. Самолеты EMB-314 Super Tucano заинтересовали ВВС Афганистана, Гондураса, Парагвая и других стран. Все эти государства намерены улучшить возможности своей ударной авиации за счет новых сравнительно дешевых самолетов бразильского производства.

***

За три десятилетия, в течение которых Бразилия и другие страны строят различные самолеты семейства Tucano, в общей сложности была выпущена почти тысяча машин разных модификаций. Общая численность самолетов EMB-312 превысила 650 единиц. Британские авиастроители построили около 150 учебно-тренировочных Short Tucano. Наконец, за последние 10-12 лет компания Embraer построила и передала заказчикам около 160-170 самолетов Super Tucano. Большая часть построенных самолетов до сих пор эксплуатируется в нескольких странах. Кроме того, возможное подписание новых контрактов позволяет говорить о скором увеличении числа построенных самолетов различных модификаций одного семейства. Таким образом, проект EMB-312 Tucano по праву является одним из самых удачных в истории бразильского авиастроения.


По материалам сайтов:
http://airwar.ru/
http://embraer.com.br/
http://flightglobal.com/
http://airforce-technology.com/
http://globalsecurity.org/
http://defense-update.com/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Su-9
    +9
    15 октября 2013 07:49
    Кирилл, хорошая подборка, спасибо. Самолётик Эмбраер сделал очень неплохой. Удалось на нём (не супере) полетать - отличный пилотажник, как по мне, так легче чем 18й. Ну а конечно штурмовик из него - это по бедности, только по папуасам.
    1. +4
      15 октября 2013 09:14
      Самолёт действительно хороший, в качестве учебного вполне на уровне. Бразильцы умеют делать самолёты.Летом полетал на "Эмбраере",правда, в большом. Никакой болтанки.
      1. +1
        15 октября 2013 09:20
        Цитата: xetai9977
        Самолёт действительно хороший, в качестве учебного вполне на уровне. Бразильцы умеют делать самолёты.Летом полетал на "Эмбраере",правда, в большом. Никакой болтанки.




        равных ЯКу-130 нет!!!

        1. 0
          15 октября 2013 22:18
          равных ЯКу-130 нет!!!

          не у всех есть деньги на компьютеризованный Як-130.
    2. Комментарий был удален.
  2. Akim
    +5
    15 октября 2013 10:11
    А недавно кто-то критиковал польский "Орлик", за то что он турбовинтовой.
    1. +6
      15 октября 2013 11:38
      laughing так ведь он же польский,был бы бразильским все хвалили бы)))
  3. +6
    15 октября 2013 11:43
    Автору спасибо за материал. Если не ошибаюсь,только две страны в Латинской Америке имеют собственную авиапромышленность,- это Бразилия и Аргентина. Причём аргентинский лёгкий штурмовик IA-58 "Пукара" тоже достоин отдельной статьи.
  4. катафрактарий
    +2
    15 октября 2013 13:43
    хороший самолет -современный ил-10 ,думаю что скоро они или их аналоги нам понадобятся для антипартизанских действий где нибудь в Средней Азии. Дешево и сердито
  5. vkrav
    +3
    15 октября 2013 14:52
    В 60-е у нас разрабатывали поршневой штурмовик--военные очень просили-- у реактивных скорость для эффективной штурмовки великовата была...Но был хрущев,и дальше проекта не пошло...Была шикарная статья в Технике Молодежи--постараюсь найти...
  6. vkrav
    +1
    15 октября 2013 15:53
    В процессе поиска наткнулся на НЕЧТО--якобы разрабатывавшийся винтовой Су25:)
    http://alternathistory.org.ua/vintovoi-su-25-sssr
  7. +2
    15 октября 2013 16:19
    Очень красивый самолёт! Уверен,что либо подобное будет востребовано в наших ВВС для решения задач против "басмачей". Я далеко не специалист,но предположу,что ПЗРК супротив него практически бесполезны.
  8. USNik
    +3
    15 октября 2013 16:53
    Цитата: Внук Ветерана
    Очень красивый самолёт! Уверен,что либо подобное будет востребовано в наших ВВС для решения задач против "басмачей". Я далеко не специалист,но предположу,что ПЗРК супротив него практически бесполезны.

    У нас, к сожалению, "басмачи" вооружены до зубов как МЗА так и ПЗРК. Тот же Стингер или Игла, имхо, без всякого труда захватят горячий выхлоп и позволят выполнить пуск ракеты, 12.7 и тем более 23мм растерзают этого тукана в лоскуты. Единственное применение, помимо не боевого, это незаметно выйти в район цели, внезапно уничтожить её и попытаться удрать не схлопотав очередь из крупняка....
  9. TIT
    +3
    15 октября 2013 21:07
    давно обсуждаем этот самолёт , для своего класса на данный момент он лучший( на мой взгляд ),
    интересно было бы узнаать его боевую службу в Бразильских ВВС .
  10. +1
    15 октября 2013 22:33
    машинка узнаваемая живучая и в обслуге не дорогая ( и нигерры покупают и альбиносы) . а у нас только хард-кор только сухой winked

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»