Наш путь лежал через Луну...

24


«…В античную эпоху люди всматривались в небо, чтобы среди созвездий узреть образы своих героев. С тех пор изменилось многое: нашими героями стали люди из плоти и крови. За ними последуют другие и непременно найдут дорогу домой. Искания их будут не напрасны. Однако первыми были именно эти люди, и они останутся первыми в наших сердцах. Отныне все, кто ни устремлял бы взгляд к Венере, будут помнить, что крохотный уголок этого чуждого мира навсегда принадлежит человечеству».

— речь президента Б. Обамы, посвященная годовщине 40-летия отправки пилотируемой миссии к Венере,
м. Канаверал, 31 октября 2013 года


На этом месте можно лишь развести руками и честно сознаться, что никакого пилотируемого полета к Венере никогда не было. А сама «речь президента Обамы» — всего лишь отрывок из заготовленной речи Р. Никсона на случай гибели астронавтов, отправленных на покорение Луны (1969 г.). Однако, неуклюжая инсценировка имеет под собой вполне конкретные обоснования. Именно такими виделись NASA дальнейшие планы по освоению космического пространства 1960-е годы:

— 1973 год, 31 октября — старт ракеты-носителя Сатурн-V с пилотируемой миссией к Венере;

— 1974 год, 3 марта — пролет корабля вблизи Утренней звезды;

— 1974 год, 1 декабря — возврат спускаемого модуля с экипажем на Землю.

Сейчас это кажется научной фантастикой, но тогда, полвека назад, ученые и инженеры были преисполнены самых смелых планов и ожиданий. У них в руках оказалась самая мощная и совершенная техника для покорения космоса, созданная в рамках лунной программы «Аполлон» и автоматических миссий по изучению Солнечной системы.

Ракета-носитель Сатурн-V — самая могучая из всех, когда-либо созданных человеком РН, чья стартовая масса превышала 2900 тонн. А масса полезной нагрузки, выводимой на низкую околоземную орбиту, могла достигать 141 т!


Оцените высоту ракеты. 110 метров — с 35-этажный дом!

Тяжелый 3-местный космический корабль «Аполлон» (масса командного отсека — 5500…5800 кг; масса служебного модуля — до 25 тонн, из них 17 тонн приходилось на топливо). Именно этот корабль предполагалось использовать для выхода за пределы низкой околоземной орбиты и полета к ближайшему небесному телу — Луне.

Разгонный блок S-IVB (третья ступень РН «Сатурн-V») с двигателем многократного включения, применявшийся для выведения КА «Аполлон» на опорную орбиту вокруг Земли, а после — на траекторию полета к Луне. Разгонный блок массой 119,9 тонн содержал 83 тонны жидкого кислорода и 229 000 литров (16 тонн) жидкого водорода — 475 секунд сплошного огня. Тяга — миллион ньютонов!

Системы дальней космической связи, обеспечивающие уверенный прием и передачу данных с космических аппаратов на расстояниях в сотни миллионов километров. Развитие технологии стыковки в космосе — ключ к созданию орбитальных станций и к сборке тяжелых пилотируемых кораблей для полетов к внутренним и внешним планетам Солнечной системы. Появление новых технологий в микроэлектронике, материаловедении, химии, медицине, робототехнике, приборостроении и др. смежных областях означали неизбежный скорый прорыв в сфере освоения космического пространства.

Не за горами была высадка человека на Луну, но почему бы не использовать имеющиеся технологии для осуществления более дерзких экспедиций? Например — пилотируемого облета Венеры!

В случае успеха нам — впервые за всю эпоху существования нашей цивилизации — посчастливилось бы увидеть тот далекий, загадочный мир в окрестностях Утренней звезды. Пройти в 4000 км над облачным покровом Венеры и раствориться в ослепительном солнечном свете на другой стороне планеты.


Связка КА "Аполлон" — S-IVB в окрестностях Венеры

Уже на обратном пути астронавтам предстоит знакомство с Меркурием — они увидят планету с расстояния 0,3 астрономической единицы: в 2 раза ближе, чем наблюдатели с Земли.

1 год и 1 месяц в открытом космосе. Путь длиною в полмиллиарда километров.

Осуществление первой в истории межпланетной экспедиции планировалось с применением исключительно существующих технологий и образцов ракетно-космической техники, созданных по программе «Аполлон». Разумеется, столь сложная и продолжительная миссия потребовала бы ряда нестандартных решений при выборе компоновки корабля.



Например, ступень S-IVB после выгорания топлива должна была быть провентилирована, а после — использована в качестве обитаемого отсека (wet workshop). Идея превращения топливных баков в жилые помещения для астронавтов выглядела весьма привлекательно, особенно учитывая, что под «топливом» подразумевались водород, кислород, а также их «ядовитая» смесь H2O.

Маршевый двигатель КА «Аполлон» предполагалось заменить на два ЖРД от посадочной ступени лунного модуля. При аналогичной тяге это давало два важных преимущества. Во-первых, дублирование двигателей увеличивало надежность всей системы. Во-вторых, более короткие сопла облегчали конструкцию туннеля-адаптера, который впоследствии использовался бы астронавтами для перехода между командным модулем «Аполлона» и жилыми помещениями внутри S-IVB.

Третье важное отличие «венерианского корабля» от обычной связки S-IVB — «Аполлон» связано с малым «окном» для отмены запуска и возвращения командно-служебного модуля на Землю. При возникновении неполадок в разгонном блоке у экипажа корабля были считанные минуты, чтобы включить тормозной двигатель (маршевый ЖРД КА «Аполлон») и лечь на обратный курс.

Наш путь лежал через Луну...

Схемы размещения КА "Аполлон" в связке с разгонным блоком S-IVB. Слева — базовая отлетная ступень с упакованным "лунным модулем". Справа — вид "венерианского корабля" на различных этапах полета

В результате, еще ДО начала разгона к Венере должны были быть проведены разделение и перестыковка системы: «Аполлон» отделялся от S-IVB, «кувыркался» через голову, а после — стыковался с разгонным блоком уже со стороны командного модуля. При этом маршевый двигатель «Аполлона» был ориентирован наружу, по направлению полета. Неприятной особенностью такой схемы было нестандартное влияние перегрузки на организм астронавтов. При включении двигателя разгонного блока S-IVB, астронавты летели буквально с «глазами на лбу» — перегрузка, вместо того чтобы прижимать, наоборот, «вытаскивала» их из кресел.

Понимая, насколько сложна и опасна подобная экспедиция, подготовку к полету на Венеру предлагалось проводить в несколько этапов:

— испытательный полет вокруг Земли КА «Аполлон» с пристыкованным массогабаритным макетом S-IVB;

— годичный пилотируемый полет связки «Апполон» — S-IVB на геостационарной орбите (на высоте 35 786 км над поверхностью Земли).

И лишь затем — старт к Венере.

Орбитальная станция «Скайлэб»

Время шло, количество технических проблем нарастало, так же, как и потребное время на их решение. «Лунная программа» основательно опустошила бюджет NASA. Шесть посадок на поверхность ближайшего небесного тела: приоритет достигнут — большего экономика США потянуть не могла. Космическая эйфория 1960-х подошла к своему логическому завершению. Конгресс все сильнее урезал бюджет на изучение Национального аэрокосмического ведомства, а о каких-либо грандиозных пилотируемых полетах к Венере и Марсу никто даже не хотел слышать: с изучением космоса прекрасно справлялись автоматические межпланетные станции.

В результате в 1973 году на околоземную орбиту вместо связки «Аполлон» — S-IVB была выведена станция «Скайлэб». Фантастическая конструкция, на много лет опередившая своё время — достаточно сказать, что её масса (77 тонн) и объем обитаемых отсеков (352 куб. м) в 4 раза превышали аналогичные показатели её ровесников — советских орбитальных станций серий «Салют»/«Алмаз».

Главный секрет «Небесной лаборатории» (SkyLab): она создавалась на базе той самой, третьей ступени S-IVB ракеты-носителя «Сатурн-V». Однако, в отличие от «венерианского корабля», внутренности «Скайлэб» никогда не использовались в качестве топливного бака. «Скайлэб» была сразу выведена на орбиту с полным комплектом научного оборудования и систем жизнеобеспечения. На борту имелся запас 2000 фунтов продовольствия и 6000 фунтов воды. Стол накрыт, пора принимать гостей!

А дальше началось… Американцы столкнулись с таким потоком технических проблем, что эксплуатация станции оказалась практически невозможной. Вышла из строя система электроснабжения, нарушился тепловой баланс: температура внутри станции поднялась до +50° по Цельсию. Для исправления ситуации на «Скайлэб» была срочно направлена экспедиция из трех астронавтов. За 28 суток, проведенных на борту аварийной станции, они раскрыли заклинившую панель солнечной батареи, смонтировали на внешней поверхности теплозащитный «экран» а затем, с помощью двигателей КА «Аполлон», сориентировали «Скайлэб» под таким ракурсом, чтобы освещаемая Солнцем поверхность корпуса имела минимальную площадь.


"Скайлэб". Хорошо виден установленный на растяжках теплозащитный экран

Станцию кое-как привели в рабочее состояние, заработала бортовая обсерватория в рентгеновском и ультрафиолетовом диапазоне. С помощью оборудования «Скайлб» были открыты «дыры» в короне Солнца, проведены десятки биологических, технических и астрофизических экспериментов. Помимо «ремонтно-восстановительной бригады», станцию посетили еще две экспедиции — продолжительностью 59 и 84 суток. В дальнейшем капризная станция была законсервирована.

В июле 1979 г., через 5 лет после последнего посещения людьми, «Скайлэб» вошла в плотные слои атмосферы и разрушилась над Индийским океаном. Часть обломков упали на территории Австралии. Так закончилась история последнего представителя эпохи «Сатурн-V».

Советский ТМК

Любопытно, что над аналогичным проектом трудились и в нашей стране: с начала 1960-х годов в ОКБ-1 две рабочие группы под руководством Г.Ю. Максимова и К.П. Феоктистова разрабатывали проект тяжелого межпланетного корабля (ТМК) для отправки пилотируемой экспедиции к Венере и Марсу (изучение небесных тел с пролетной траектории без высадки на их поверхность). В отличие от янки, которые изначально стремились к полной унификации систем Appolo Application Program, Советский Союз разрабатывал полностью новый корабль со сложной конструкцией, ядерной энергетической установкой и электрореактивными (плазменными) двигателями. Расчетная масса отлетной ступени корабля на орбите Земли должна была составлять 75 тонн. Единственное, что связывало проект ТМК с отечественной «лунной программой», — сверхтяжелый ракета-носитель Н-1. Ключевой элемент всех программ, от которого зависели наши дальнейшие успехи в космосе.

Старт ТМК-1 к Марсу был запланирован на 8 июля 1971 года — в дни Великого противостояния, когда Красная планета сближается на минимальное расстояние с Землей. Возвращение экспедиции планировалось на 10 июля 1974 года.



Оба варианта советского ТМК имели сложный алгоритм выведения на орбиту — более «легкий» вариант корабля, предложенной рабочей группой Максимова, предусматривал выведение беспилотного модуля ТМК на низкую околоземную орбиту с последующей посадкой в него экипажа из трех космонавтов, доставленных в космос на простом и надежном «Союзе». Вариант Феокистова предусматривал еще более мудреную схему с несколькими запусками Н-1 с последующее сборкой корабля в космосе.

В процессе работы над ТМК был выполнен колоссальный комплекс исследований по созданию систем жизнеобеспечения замкнутого цикла и регенерации кислорода, обсуждались вопросы радиационной защиты экипажа от солнечных вспышек и галактического излучения. Немало внимания уделили психологическим проблемам пребывания человека в замкнутом пространстве. Сверхтяжелая РН, применение ядерных энергетических установок в космосе, новейшие (на то время) плазменные двигатели, межпланетная связь, алгоритмы стыковки-расстыковки многотонных частей корабля на околоземной орбите — ТМК предстал перед своими создателями в виде запредельно сложной технической системы, практически нереализуемой при помощи технологий 1960-х годов.



Концепт-проект тяжелого межпланетного корабля был заморожен после серии неудачных запусков «лунной» Н-1. В дальнейшем от разработки ТМК было решено отказаться в пользу орбитальных станций и других, более реалистичных проектов.

А счастье было так близко…

Несмотря на наличие всех необходимых технологий и всю кажущуюся простоту полетов к ближайшим небесным телам, пилотируемый облет Венеры и Марса оказался не под силу славным покорителям космоса периода 1960-х годов.

В теории все было сравнительно неплохо: наша наука и промышленность могли воссоздать практически любой элемент тяжелого межпланетного корабля и даже запустить их по отдельности в космос. Однако, на практике, советские специалисты ракетно-космической отрасли, как и их американские коллеги, столкнулись с таким чудовищным количеством неразрешимых проблем, что проект ТМК был похоронен «под грифом» на долгие годы.

Главным вопросом при создании межпланетных кораблей, как и сейчас, была НАДЕЖНОСТЬ такой системы. А с этим были проблемы…

Даже в наши дни, при современном уровне развития микроэлектроники, электрореактивных двигателей и пр. хай-тека, отправка пилотируемой экспедиции к Красной планете выглядит, как минимум, рискованной, трудновыполнимой, а главное, избыточно дорогой миссией для того, что бы такой проект был осуществлен в реальности. Даже при отказе от попытки высадки на поверхность Красной планеты, многолетнее пребывание человека в тесных отсеках космического корабля вкупе с необходимостью возрождения сверхтяжелых ракет-носителей заставляет современных специалистов сделать однозначный вывод: при существующем уровне технологий пилотируемые миссии к ближайшим планетам «земной группы» практически невозможны.

Расстояние! Все дело в колоссальных расстояниях и времени, затрачиваемом на их преодоление.

Настоящий прорыв произойдет лишь тогда, когда будут изобретены двигатели с высокой тягой и не менее высоким удельным импульсом, что обеспечит разгон корабля до скорости в сотни км/с за короткий промежуток времени. Высокая скорость полета автоматически снимет все проблемы со сложными системами жизнеобеспечения и многолетним пребыванием экспедиции на просторах космоса.




Командно-служебный модуль КА "Аполлон"


Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    7 ноября 2013 09:15
    "А счасье было так близко"... Остается надежда на новые ядерные электрореактивные двигатели, котоыре в РФ сейчас проектируют и скоро надеюсь испытывать начнут.
    Спасибо за статью Олег.
    1. +2
      7 ноября 2013 11:06
      Осталось только выяснить, на деньги какой западной ТНК (ТрансНациональной Корпорации) ведутся разработки. И кому будут принадлежать плоды этой работы. Тот кто платит у того и права на интеллектуальную собственность и не важно, в какой стране были проведены работы. Россия, скорее всего, мало что поимеет от этого, а мы тем более. Потому что заказчики работ, скорее всего, чужие. Это следствие жизни в глобальном транснациональном мире, ВТО и открытых односторонних российских границах. К сожалению
  2. makarov
    +1
    7 ноября 2013 11:12
    Самое ГЛАВНОЕ, что все нароботки сохранились, и при условии целесообразности и нужности, все можно достать из сейфов, и приступить к работе. Такое зря не пропадает.
    1. почтальон
      +2
      7 ноября 2013 20:07
      Цитата: makarov
      Самое ГЛАВНОЕ, что все нароботки сохранились,

      Вы ошибаетесь: не сохранилось ничего,из того,что не производится.
      Цитата: makarov
      и приступить к работе.

      Но даже если бы сохранилось: уже другая производственная( технологическая) база...
  3. +1
    7 ноября 2013 11:21
    Давно уже пора космические корабли собирать и заправлять на орбите и уже оттуда разгонять на межпланетку. Когда только за ум возьмутся?
    1. +9
      7 ноября 2013 12:29
      Когда у Рэя Брэдбери спросили, почему не сбылись его рассказы, и люди до сих пор не осваивают Марс, писатель ответил:

      «…люди — . Они сделали кучу глупостей: придумывали костюмы для собак, должность рекламного менеджера и штуки вроде IPhone, не получив взамен ничего, кроме кислого послевкусия. А вот если бы мы развивали науку, осваивали Луну, Марс, Венеру… Кто знает, каким был бы мир тогда? Человечеству дали возможность бороздить космос, но оно хочет заниматься потреблением: пить пиво и смотреть сериалы».
      1. 0
        7 ноября 2013 18:45
        Рэй Брэдбэри заблуждался
        Цитата: Игорь39
        штуки вроде IPhone

        Этот то чем не угодил??!!!
        Прорывная технология - ПК на ладони, технология сенсорного экрана, невероятные возможности коммуникации и обмена информацией

        Или хотите, как в "Туманности Андромеды" у Ефремова:
        -Эрг Норр сел за рычаги счетной машины

        iPhone и прогресс в микроэлектронике - важный шаг на пути к звездам

        Цитата: Игорь39
        Они сделали кучу глупостей: придумывали костюмы для собак

        Человек создает множество с виду бесполезных вещей
        Но именно в этих "поделках" заключено наше предназначение - перебобразовывать окружающий мир и обустраивать все вокруг под себя. От малого до великого.
        Цитата: Игорь39
        должность рекламного менеджера

        Извините, но это следствие прогресса
        Раньше 90 крестьян кормили 10 интеллигентов и пр. "бездельников"
        В настоящий момент производительность труда возросла настолько, что три китайца кормят 97 человек. Что делать с оставшимися без дела? И кто будет распределять огромное количество произведенных благ и вещей?

        Цитата: Игорь39
        и люди до сих пор не осваивают Марс

        Потому что у Марса коварная атмосфера - она слишком разряжена для использования парашютов и все еще достаточно плотна, чтобы приблизиться к поверхности на космической скорости. Приходится весь спуск "висеть" на реактивных двигателя - огромный перерасход горючего

        Марс одино из наиболее трудных для посадки небесных тел
        подробности - http://topwar.ru/32093-polet-na-mars-otmenyaetsya.html
        1. 0
          7 ноября 2013 20:15
          Прорывная технология - ПК на ладони, технология сенсорного экрана, невероятные возможности коммуникации и обмена информацией


          А в чем прорыв-то, в том что их объединили в одно устройство что все равно произошло бы самой самой без того оглушительного пиара дяди Джобса? what
          Или хотите, как в "Туманности Андромеды" у Ефремова:
          -Эрг Норр сел за рычаги счетной машины


          А что вам лучше, реальность или вертульаность? bully
        2. почтальон
          +1
          7 ноября 2013 21:36
          Цитата: SWEET_SIXTEEN
          Этот то чем не угодил??!!!


          За что и получил от товарищей ЖИРНЫЙ минус,который не исправит и мой тощий плюс.
          Цитата: SWEET_SIXTEEN
          Но именно в этих "поделках" заключено наше предназначение - перебобразовывать окружающий мир и обустраивать все вокруг под себя

          ????
          а кто нас "предназначил"? вообще то то человек лишний на этой планете( ну и в мироздании то ж),вероятно человек это чья то ошибка? Поясню:
          -в пищевую цепочку(и) человек не вписан(не вписывается),лишний он
          -гадит человек много,то что нагадил очень сложно для рециклинга
          -Жизнь и энтропия, в этой связке человек лишний
          - ну и тд
          =================

          аааа блин, я еще много хочу написать/сказать , особенно про "сложность" полета на Марс.... Но труба зовет:праздничный ужин, последний день и тд...
          )))))))
          А так конечно ЖИРНЫЙ +, я думал уже никто и не вспомнит
          про проект САтурн-Венера...
          Ведь9согласно "авторитетным" заявам : Сатурн 5 не было, Ф-1 не было, на луне тож не были американские антогонисты..
          Капцову спасибо
  4. 0
    7 ноября 2013 12:48
    Отличный материал!
  5. +3
    7 ноября 2013 13:22
    Когда-то американцы предполагали, что Венера покрыта океаном нефти, точно также как Земля покрыта водой. Поэтому и хотели, наверное, поскорее отправить туда людей.
    Интересно, а американцы не планировали перебросить свою армию на Венеру на случай если Венера будет обитаемой и там будет нефть? laughing Богатая нефтью планета автоматически бы стала недемократической... Может её хотели объявить зоной интересов США, как Персидский залив?
    Но выяснилось, что на Венере постоянно происходят землетрясения и извержения вулканов, как на Земле миллиарды лет назад.
  6. +5
    7 ноября 2013 19:54
    Сейчас часто в СМИ фигурируют американские "Вояджеры", которые продолжают полет с 1977 года и до сих пор передают данные с окраины солнечной системы, причем упор делается на надежность американской техники. Я не спорю, "Вояджеры" заслуживают восхищения. Но почему незаслуженно забыты советские аппараты программы "Венера"? Спускаемые аппараты достигли поверхности планеты, передали на землю первые и единственные (!) панорамы, взяли пробы грунта и вообще провели уйму исследований. И все это при температуре 465 градусов, давлении 95 атмосфер и в атмосфере, перенасыщенной парами серной кислоты. Вряд ли это было проще, чем забросить аппарат в дальний космос.
    1. -2
      7 ноября 2013 20:28
      Цитата: УВБ
      И все это при температуре 465 градусов, давлении 95 атмосфер и в атмосфере, перенасыщенной парами серной кислоты. Вряд ли это было проще, чем забросить аппарат в дальний космос.

      Проще. Сам по себе 5-месячный полет к Венере - несравним с многолетним полетом к окраинам Солн. системы. 36 лет в открытом космосе - это совсем другой уровень НАДЕЖНОСТИ

      Посадочный аппарат "Венеры" - герметичная стальная сфера, подобная морскому батискафу. Через 50 минут прогрелась и все приборы вышли из строя.

      Кабина батискафа "Триест", достиг дна Бездны Челленджера (~ 11 000 метров = 1100 АТМОСФЕР). И ничего, работал. Внутри находились 2 человека. все живы-здоровы
      1. +1
        7 ноября 2013 22:10
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        Кабина батискафа "Триест", достиг дна Бездны Челленджера (~ 11 000 метров = 1100 АТМОСФЕР). И ничего, работал. Внутри находились 2 человека. все живы-здоровы

        Интересно, нагревать и сжимать-разница в этом есть? Что то у великих янки до сих пор не получается с гиперзвуковыми ракетами. самолетами, одни картинки.
        К стати что с БПЛА который великие янки садили на авианосец? Что с той программой?
        1. Misantrop
          +3
          7 ноября 2013 22:16
          Цитата: saturn.mmm
          К стати что с БПЛА который великие янки садили на авианосец? Что с той программой?
          Не тот ли авианосец после этого продали на металлолом за 1 цент? lol
          1. 0
            7 ноября 2013 22:30
            Цитата: saturn.mmm
            К стати что с БПЛА который великие янки садили на авианосец? Что с той программой?

            X-47B? Вроде продолжают испытыния

            Мне больше интересны вот такие машины:
            1. 0
              7 ноября 2013 23:16
              Цитата: SWEET_SIXTEEN
              X-47B? Вроде продолжают испытыния

              Испытания может и продолжают но ходят слухи что программа закрыта и объявлен новый тендер в котором участвуют:

              «Нортроп Грумман», представляющая БЛА, который будет создан на базе БЛА-демонстратора Х-47В;
              «Боинг», предлагающая флоту БЛА на базе своего уже облетанного БЛА-демонстратора «Фантом рэй» («Призрачный скат»);
              «Локхид Мартин», специалисты которой создают БЛА «Си гост» («Морской призрак»), разрабатываемый, вероятно, на базе сверхсекретного разведывательного БЛА RQ-170 «Сентинел» («Часовой» или «Страж»), принятого на вооружение ВВС США;
              «Дженерал атомикс аэронотикал системс», предлагающая БЛА «Си эвенджер» («Морской мститель»).
        2. 0
          7 ноября 2013 22:25
          Цитата: saturn.mmm
          нагревать и сжимать-разница в этом есть?

          95 и 1100 атмосфер - разница есть?

          ps/гондола Триеста (1960 г.) состояла из двух стальных полусфер толщиной 127 мм, СКЛЕЕННЫХ между собой
          Расчетная глубина разрушения оценивалась в 20 000 метров!!!


          по поводу влияния нагрева на аппаратуру зонда - сфера "Венеры" прогрелась через 50 мин. и зонд вышел из строя. У Триеста таких проблем не было и он благополучно всплыл на поверхность спустя 8 часов
          1. +2
            7 ноября 2013 22:37
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            95 и 1100 атмосфер - разница есть?

            Относительно к температуре вспоминаю только газовый закон Шарля.
            А так разница есть в 1005 единиц.
            Какое давление на околоземной орбите?
            04.05.1989
            Запущен челноком "Атлантис". Достиг Венеры 10 августа 1990 года и вышел на полярную низкую орбиту с высотой 300 км. Связь потеряна 12 октября 1994 года.
            Это все достижение великих янки по Венере.
      2. +4
        7 ноября 2013 23:29
        Ничего не проще. Вы забыли про температуру и агрессивную среду. При такой свинец в жидком состоянии. И спуск аппаратов был специфический, быстрый, чтоб не перегреться в раскаленной атмосфере, а посадка это вообще самое сложное в космическом полете, тем более при гравитации почти равной земной. И что такое 465 градусов? это в 2 раза жарче чем в духовке. А они проработали больше часа, а последний, если не изменяет память, 110 минут. Кстати, к внешним планетам запустить корабль легче, чем к внутренним, это как на детской карусели, попробуйте к центру подойти. Я нисколько не умаляю заслуги создателей "Вояджеров", но утверждать что программа "Венер" была проще- это не понятно. А сравнение с "Триестом" вообще не уместно. Толстую железяку на толстом тросе тупо в яму опустили, что здесь такого? При желании, любая зимбабва повторить может.
        1. -2
          8 ноября 2013 00:08
          Цитата: УВБ
          а посадка это вообще самое сложное в космическом полете

          сложнее всего садиться на Марс.
          Цитата: УВБ
          А они проработали больше часа, а последний, если не изменяет память, 110 минут.

          обычная теплоизоляция. Никаких чудес
          Цитата: УВБ
          это в 2 раза жарче чем в духовке

          Расскажите об этом конструкторам лопаток турбин ТРД
          Они работают в таком режиме сотни часов
          Цитата: УВБ
          Кстати, к внешним планетам запустить корабль легче, чем к внутренним

          Это касается лишь Меркурия с его 57 км/с орбитальной тскорости
          Кстати, там уже второй год работает зонд Мессенджер. В услорвиях, когда на каждй кв. метр пространства приходится 10 кВт тепла - без возможности охлаждения в виде теплообмена или конвекции. Те, кто построили Мессенджер были гениями.

          Для полета к любой из внешних планет требуется скорость раза в 1,5 большая, чем при полете к Венере. Почему- догадайтесь сами.
          (спойлер: и не забудьте про гравитационные маневры!)
          Цитата: УВБ
          но утверждать что программа "Венер" была проще- это не понятно

          Оба Вояджера оборудованы шестью парами трастеров (гидразивных коррекционных движителей). 3 из них основные,3 – запасные. Вояджер 2 ранее уже перешел на запасные пары по двум каналам, и теперь за ними следует третий. Это позволит сэкономить 12 ватт за счет выключения нагревателя топливной линии основного набора. Двигатели основного набора сработали 318000 раз. Вояджер 1 перешел на запасной набор в 2004 году после 353000 срабатываний.

          Теперь понятно?

          Вояджер - уникальный ретро-аппарат. Маленькое рукотворное чудо.
          (при том что катализатор постоянно в течение 36 лет разогрет до 300 гр.!!!)

          +проблема дальней космической связи - 18 млрд. км!!! В 100 раз дальше, чем орбита Венеры
          1. +2
            8 ноября 2013 07:40
            Что вы мне доказываете, я что, где-то написал, что программа Вояджеров простая? Напротив, она достойна восхищения. Но так принижать отечественные достижения, никем до сих пор не превзойденные- вот это не понятно. Складывается мнение что о "Венерах" вы услышали только сегодня краем уха. Рекомендую восполнить этот пробел. Или флаг смените.
            1. 0
              8 ноября 2013 12:54
              Цитата: УВБ
              я что, где-то написал, что программа Вояджеров простая?

              Да. Вы приравняли её к "Венере"
              Цитата: УВБ
              Я нисколько не умаляю заслуги создателей "Вояджеров", но утверждать что программа "Венер" была проще- это не понятно.

              Вояджер и Венера - это совершенно разный уровнь. Венера гораздо ПРОЩЕ и, в отличии от Вояджера, не таит в себе никаких технических чудес

              Сделать металлическую сферу, выдерживающую 95 атм. - здесь нет никаких технических сложностей. Для сравнения - батифера Триеста (1960 г.) были расчитана на 2000 атм.

              Для защиты от жара - обычная теплоизоляция, расчитанная на 50 минут.

              В наше время НЕ составляет труда построить аппарат для краткосрочной работы в условиях агрессивной среды.

              Другое дело - феноменальная надежность гидразиновых двигателей Вояджера - 350 тысяч срабатываний за 36 лет, постоянный нагрев нити катализатора до 300 гр. С

              Дальность связи 18 млрд. км - как если бы гнать на авто со скоростью 100 км/ч в течении 20 000 лет, потом оглянуться и рассмотреть свет лампочки от холодильника в начале пути (23 Вт - такова мощность передатчика Вояджера)

              Или система охлаждения зонда Мессенджер - КАК охлаждается аппарат в безвоздушном пространстве на орбите Меркурия??? Где мощность солнечного излучения 10кВт на 1 кв. метр
        2. Арчибальд
          +1
          8 ноября 2013 19:05
          Триест автономен, никакого троса не было.
  7. +1
    7 ноября 2013 20:23
    Для подготовки полётов к другим планетам солнечной системы необходимо использовать Луну со стационарной базой на ней.
  8. +1
    7 ноября 2013 20:23
    Для подготовки полётов к другим планетам солнечной системы необходимо использовать Луну со стационарной базой на ней.
  9. +2
    7 ноября 2013 20:28
    Если бы люди не строили 20 тыс. ядерных боезаряда с носителями, а 20 межпланетных аппаратов, уже давно жили бы люди на Марсе и на Венере.
  10. 0
    7 ноября 2013 20:47
    Кстати, народ, а кто в курсе непоняток в конструкции американского посадочного модуля?
    Там для реактивной струи взлетного двигателя возвращаемой "кабинки" с посадочной платформы вроде как должна присутствовать хоть какая нибудь фигня для отвода газа однако ничего такого в конструкции нет, глухая стенка request



    http://www.youtube.com/watch?v=cOdzhQS_MMw
    1. Hudo
      0
      8 ноября 2013 21:05
      Цитата: Grifan
      Кстати, народ, а кто в курсе непоняток в конструкции американского посадочного модуля?


      Посмотрите лучше вот этот , тоже "настоящий" полёт. В отличие от голливудонавтов у которых не хватило ума нарисовать на чёрной ткани "звёздочки" так, чтобы не попалиться на неправильном положении космических объектов с этим вопросом здесь полный порядок.
      1. Hudo
        0
        8 ноября 2013 21:59
        Цитата: Hudo
        Посмотрите лучше вот этот , тоже "настоящий" полёт

        [media=http://http://www.youtube.com/watch?v=A6wNuCVRgDY&feature=player_detailpa
        ge]
  11. +2
    7 ноября 2013 21:22
    Космос будет наш!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»