Программа американских военных дирижаблей «сдулась»

28
В конце 2000-х годов Пентагон умудрился потратить практически 7 миллиардов долларов на довольно амбициозную программу по разработке для военных нужд дирижаблей нового поколения. Однако в результате ни один из перспективных образцов так и не был принят на вооружение армии США. Когда-то давно, еще на заре воздухоплавания, дирижабли казались людям одним из самых надежных и перспективных средств доставки грузов, а также разведки и бомбардировки с высоты. Настоящий их расцвет пришелся на годы Первой мировой войны, но катастрофа 6 мая 1937 года немецкого дирижабля «Гинденбург» фактически поставила жирный крест на развитии данных технологий.

В то же время идея разработки гелиевых дирижаблей нового поколения, которые не могли бы загореться так, как это произошло с «Гинденбургом», появились достаточно давно, хотя очередная масштабная попытка реабилитации дирижаблей военными из США, похоже, закончилась неудачей. По информации издания The Defense News, начиная с 2007 и по 2012 год Пентагон потратил на разработку различных дирижаблей 7 млрд. долларов. При этом технические неудачи и сокращения оборонного бюджета демонстрируют нам, что с задачей разработки новых дирижаблей не так-то просто оказалось справиться даже при наличии существенного объема финансирования.

Одним из наиболее крупных американских провалов стал военный дирижабль LEMV — Long Endurance Multi-intelligence Vehicle, который создавался по заказу американских сухопутных войск. Предполагалось, что данный дирижабль станет основным средством рекогносцировки для американских военных, а также универсальным средством связи. Проект стартовал в 2010 году с прицелом на то, что уже через 1,5 года первые дирижабли LEMV смогут применяться в Афганистане.
Программа американских военных дирижаблей «сдулась»
LEMV

Разработкой военного дирижабля LEMV занималась известная компания Northrop Grumman. Дирижабль даже успел совершить свой первый испытательный полет, что указывает на достижение определенных успехов в реализации данной программы. Согласно имеющейся информации, предполагалось, что дирижабль LEMV сможет в течение 21 суток находиться на высоте приблизительно в 6 километров над уровнем моря. Все это должно было привести к значительной экономии денежных средств. Каждый вылет самолетов для проведения разведки обходится американским налогоплательщикам в 10-30 тысяч долларов, в то время как дирижабль мог бы находиться в небе в течение 21 дня за те же деньги.

Однако на стадии реализации проект столкнулся с техническими трудностями. Специалистам Northrop Grumman не удалось выполнить конструкцию дирижабля LEMV такой легкой, какой они рассчитывали ее сделать первоначально. По этой причине, а также из-за возникающих утечек газа сквозь его оболочку дирижабль реально может находиться в небе не более 5-6 дней, и это несмотря на годы упорной работы и вложение огромных средств: по различным данным, на проект было потрачено от 356 до 517 млн. долларов. Программа по разработке LEMV была прекращена. При этом военные продали уже произведенный аппарат, который участвовал в испытательных полетах, обратно производителю. Аппарат обошелся Northrop Grumman в 301 тысячу долларов. Сравните эту сумму с затратами на реализацию данного проекта.

Отмена работ по проекту LEMV стала уже третьей неудачной попыткой американских военных возродить военные дирижабли. В 2012 году была заморожена программа по разработке в интересах ВМС США дирижабля MZ-3A, а в самом начале 2013 года из бюджета ВВС США исчез еще один проект — дирижабль TCOM Blue Devil 2. Последний дирижабль, на создание которого было потрачено 115 млн. долларов, даже не смог подняться в воздух из-за перевеса. Финансирование проекта Blue Devil 2 было остановлено в июне 2012 года.

Согласно проекту, дирижабль Blue Devil II представлял собой воздушное судно, обладающее грузоподъемностью в 1,13 тонны. Разработкой данной модели дирижабля занималась компания MAV6, с которой Пентагон заключил контракт в октябре 2010 года. Формальным поводом для завершения финансирования проекта стал затянувшийся процесс разработки аппарата. Дирижабль должен был приступить к программе испытаний и боевому применению в Афганистане еще в феврале 2012 года, но не смог совершить даже первого полета. Помимо этого стоимость проекта выросла почти в 2 раза. Первоначально американские военные планировали потратить на его создание сумму в 86 млн. долларов.
Blue Devil II

Однако с этим проектом все не так уж и плохо. Blue Devil II должен был стать 2-м дирижаблем, который создавался в рамках проекта Blue Devil. Его ближайший родственник — Blue Devil I, отличающийся меньшими размерами и соответственно грузоподъемностью, применяется американской армией в Афганистане. Дирижабль используется для наблюдения за местностью и ведения разведки, а также играет роль средства радиоэлектронной разведки.

Неудачей завершились работы и по разработке высотного дирижабля HALE-D, который создавался для нужд американской системы ПРО. Предполагалось, что данный дирижабль можно будет разместить на высоте примерно в 18 тысяч метров над уровнем моря. Он должен был решать задачу по координации запуска ракет системы противоракетной обороны. Но во время выполнения своего первого полета в 2011 году дирижабль просто разбился. В результате аварии дирижабля никто не погиб, но падение машины на деревья вывело из строя его солнечные батареи, которые были главной «фишкой» проекта.

Дирижабль HALE-D был беспилотным летательным аппаратом, управление которым осуществлялось с земли. Он мог в течение продолжительного времени находиться на высоте в 18,5 тысячи метров, при этом установленное на дирижабле оборудование питалось за счет солнечных батарей, которые были установлены в его верхней части. По замыслу создателей, дирижабль HALE-D мог летать выше турбореактивных самолетов, а также в течение длительного времени висеть в одной точке. Для этого на нем имеются специальные моторы, с помощью которых он может постоянно корректировать свою позицию. Это позволяет аппарату свободно обозревать территорию площадью примерно в 1000 кв. километров, играя роль средства предупреждения о ракетной атаке, проводя захват целей, наблюдая за местностью, занимаясь разведкой и мониторингом природы и решая другие задачи.
HALE-D

Уменьшение объемов бюджетного финансирования может затронуть и проект перспективного дирижабля Aeroscraft (Аэроскрафт) — прототип дирижабля нового поколения, способного поднять в воздух груз массой до 66 тонн. Впервые его прототип поднялся в небо в январе текущего года, но будущее проекта сегодня находится под вопросом. Первоначально проект планировалось финансировать на средства по экспериментальному проекту Walrus HULA, который курировался агентством DARPA. Но данный проект был остановлен еще в 2010 году. После этого создатели дирижабля Aeroscraft вынуждены были заняться поиском частных инвесторов.

Стоит отметить, что частные инвесторы пока что не рвутся вкладывать в проект дирижаблей нового поколения свои средства. Наиболее рискованными с этой точки зрения остаются проекты создания военных дирижаблей. Однако списывать эти летательные аппараты со счетов преждевременно: появление новых технологий и потенциальное снижение стоимости производства гелия могут позволить спроектировать достаточно эффективные дирижабли нового поколения, которые смогут продлить век данных летательных аппаратов.

Источники информации:
http://rus.ruvr.ru/2013_10_28/Amerikanskie-voennie-dirizhabli-sdulis-8117
http://www.dailytechinfo.org/military/4563-otmenena-programma-po-razrabotke-voennyh-dirizhabley-lemv.html
http://rrdlab.com/vvs-ssha-zakryli-proekt-bolshogo-dirizhablya
http://www.computerra.ru/15515/dirizhabl-hale-d-deshyovaya-zamena-sputniku
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Su-9
    0
    12 ноября 2013 08:31
    Сдулась программа.Как и любой мыльный пузырь. На дерибане конечно кое-кто заработал фантиков.
    Надеюсь все здравомыслящие люди идеи о боевых дирижаблях будут отвергать как абсолютно утопические на данном этапе. На топворе была как то статья про российский дирижбль. Надеюсь на него не будет не потрачено ни рубля из казны.
    1. +4
      12 ноября 2013 09:57
      Цитата: Su-9
      Сдулась программа.Как и любой мыльный пузырь.

      Не читайте до обеда советских газет.

      Дирижабли у буржуинов уже на вооружении стоят.

      Ки-Уэст, Флорида (23-е апреля 2013-го) привязной аэростат TIF-25К размещен на военно-транспортном высокоскоростном корабле Swift (HSV 2) с целью испытания и оценки возможностей использования его в море в будущих операциях 4-го флота США в борьбе с международной организованной преступностью. (Фото лейтенанта Корей Бекер (Corey Barker), ВМС США)

      1. +5
        12 ноября 2013 12:37
        будем откровеннее
        не сдулась
        а спукнулась laughing
      2. Su-9
        +4
        12 ноября 2013 19:43
        Профессор, это Вы зря. HSV 2 это такой же боевой корабль как и яхта Абрамовича. А привязной опытный аэростат TIF-25К это не серийный дирижабль.
        Принимая Вашу иронию, всё же не надо всех за идиотов держать.
        Вот к примеру ЦАХАЛ этой темой занимается? Нет. А почему - потому что Ваше вполне вменяемое руководство понимает что боевая устойчивость этих пузырей стремиться к нулю.
        1. +2
          12 ноября 2013 21:17
          Цитата: Su-9
          Профессор, это Вы зря. HSV 2 это такой же боевой корабль как и яхта Абрамовича. А привязной опытный аэростат TIF-25К это не серийный дирижабль.


          1. Этот кораблик официально вооружен.
          2. Аэростат серийно производится и давно стоит на вооружении
          TIF-25K TETHERED AEROSTAT

          Цитата: Su-9
          Вот к примеру ЦАХАЛ этой темой занимается? Нет.

          Не просто занимается, но и юзает уже много лет.
          Аэростат, висящий над Газой, повесят и над Афганистаном


          ЧП на границе с Газой: аэростат наблюдения сорвало с якоря и унесло в сторону сектора

          Цитата: Su-9
          А почему - потому что Ваше вполне вменяемое руководство понимает что боевая устойчивость этих пузырей стремиться к нулю.

          Отгадайте с трех раз почему хамасовцы так и не сбили его за столько лет. wink
          1. 0
            13 ноября 2013 04:20
            "Отгадайте с трех раз почему хамасовцы так и не сбили его за столько лет"

            ачё там угадывать
            все три раза закидать его камнями плохо кончились
            камни возвращались обратно на стартовые позиции laughing

            а чтоб в другой раз дирижабыль с якоря не срывало
            надо сразу делать его свинцовым или бетонным
            тогда якорь ваще не понадобится hi
            да и алахакбаровцы будут сами молиться
            чтоб такая дура не упала на их сехтор belay
        2. 0
          3 февраля 2014 21:51
          Мягкий дирижабль и цельнометаллический - не синонимы!
  2. +4
    12 ноября 2013 08:33
    Дирижабль как средство разведки заметно проигрывает БПЛА в скорости и заметности, что немаловажно. Поэтому перспектива дирижабля как разведчика изначально была туманная. Как транспортник вполне годен, вот только вместо гелия лучше перейти на водород или смесь с водородом гелия, но для США с их развитой сетью дорог это не актуально, нам бы для севера подошло. Как помощь ПВО дирижабль заметно уступает в этом аэростатам, они дешевле и практичнее. Сказать что деньги потрачены в пустую? Возможно, но к ним в будущем всё равно вернутся, и полученный опыт очень пригодится.
    1. +4
      12 ноября 2013 08:57
      Тут дело не в самих аэростатах, а в завышенных требованиях к составу аппаратуры. Они их попросту перегружают, и не могут решить возникающие из-за этого технические проблемы.
      1. +2
        12 ноября 2013 15:33
        Цитата: Лопатов
        Они их попросту перегружают, и не могут решить возникающие из-за этого технические проблемы.

        Просто гелий для воздухоплавания плохо подходит. Лучше водорода ничего не придумать. Да он взрывоопасен, но простите на дворе то явно не 30-е годы 20 века. Да и на счёт взрывоопасности. Помню как в первый раз увидев фото катастрофы Гинденбурга ужаснулся о судьбе пассажиров и экипажа, не было сомнений, что все сгорели в адском пламени, каково было моё удивление когда я узнал, что из 97 человек погибло всего 35! Даже с оглядкой на взрывоопасность что мешает делать дирижабли не пилотируемыми, чисто грузовыми? Американцам это конечно не нужно, а вот на наших просторах...
        1. +1
          12 ноября 2013 18:43
          Если кое-кто пытается установить на дирижабль суперкомпьютер, способный обрабатывать кучу развединформации не отходя от кассы, то не думаю, что замена гелия на водород чем-то поможет. Проще мозги у генералов заменить. Или самих генералов.
          1. +1
            12 ноября 2013 19:33
            Цитата: Лопатов
            Если кое-кто пытается установить на дирижабль суперкомпьютер, способный обрабатывать кучу развединформации не отходя от кассы, то не думаю, что замена гелия на водород чем-то поможет. Проще мозги у генералов заменить. Или самих генералов.

            Военным конечно же дирижабли не шибко и нужны, а вот как транспортное средство для нашего севера будет незаменим.
    2. +2
      12 ноября 2013 10:54
      Имея высокую парусность и вынуждено малую относительную жесткость конструкции, дирижаблю необходима высокая энерговооруженность для стояния в одной точке. А это потери в полезной нагрузке.
      Для перелета из пункта А в пункт Б все проще. И потому дешевле.
      1. +1
        13 ноября 2013 05:18
        климат Израиля не такой уж и "заоблачный"
        да и фактор устрашения наверно свою роль тоже играет

        одно дело знать что есть незримое карающее "сионистское око"
        и совсем другое дело когда его в небе постоянно видешь
        тыщапиццот раз подумают
        пулять канализационной трубой с порохом или нет
        recourse
        1. 0
          13 ноября 2013 05:40
          а с другой стороны баллоны над Израилем
          Не богоугодное занятие
          Родину мешают видеть и народ избранный hi
  3. +2
    12 ноября 2013 08:33
    Дирижабль как средство разведки заметно проигрывает БПЛА в скорости и заметности, что немаловажно. Поэтому перспектива дирижабля как разведчика изначально была туманная. Как транспортник вполне годен, вот только вместо гелия лучше перейти на водород или смесь с водородом гелия, но для США с их развитой сетью дорог это не актуально, нам бы для севера подошло. Как помощь ПВО дирижабль заметно уступает в этом аэростатам, они дешевле и практичнее. Сказать что деньги потрачены в пустую? Возможно, но к ним в будущем всё равно вернутся, и полученный опыт очень пригодится.
  4. +2
    12 ноября 2013 10:31
    При огромном преимуществе дирижаблей по грузоподъемности перед самолетами, у них есть один "маааленький" недостаток. Дирижабли не являются средством гарантированной доставки грузов. Причина - огромная парусность (сотни, тысячи и десятки тысяч квадратных метров.) Т.е. он груз то доставит если нет ветра, нет грозы, нет обледенения, да же влажная обшивка при большой площади - это проблема. Малейший ветер заставляет дирижабль маневрировать, расходуя горючее и делая время доставки груза не предсказуемым. Дирижабль хорош для путешествий или как закрепленная висячая платформа.

    PS
    Гелий, кстати, очень текуч
    1. +3
      12 ноября 2013 12:36
      Цитата: 528Obrp
      Гелий, кстати, очень текуч

      Это уж точно. Как говаривал мой завкафедрой:"Удержать гелий в ёмкости ещё сложнее, чем хорошее мыло в руках под душем". Сверхтекуч зараза. Как-то смотрел программу про дирижабли. А. Городницкий вёл. "Если будущее у дирижаблей" называлась. Сейчас не нашел-где посмотреть. Кому интересно - поищите. Очень познавательно.
    2. AVV
      +5
      12 ноября 2013 12:52
      Гелий текуч,поэтому для него используются многослойные прорезиненные оболочки,а дирижабль для наших не авианесущих крейсеров,не дорогих,в качестве целеуказателей,даже очень необходим в качестве дублирующего канала,спутниковому,вертолеты которые имеются,не могут постоянно висеть над кораблем,и горючки жрут очень много,так что американцы не дураки,просто.технически и финансово не смогли довести проект до конца!!!А третий глаз очень необходим,видеть цели на расстоянии до 600 км !!!
      1. +1
        12 ноября 2013 16:05
        Цитата: AVV
        вертолеты которые имеются,не могут постоянно висеть над кораблем,и горючки жрут очень много

        Для того чтобы просто висеть над кораблем достаточно воздушного шара с стабилизированной платформой. Трос и шарик с платформой и все.
  5. vovich
    +1
    12 ноября 2013 10:40
    Цитата: Nayhas
    вот только вместо гелия лучше перейти на водород

    Ну... опыт "Гинденбурга" говорит что водород далеко не самый безопасный наполнитель.
    1. +2
      12 ноября 2013 14:18
      Самолеты возят с собой огромное количество керосина,не самая безопасная жидкость....
    2. +1
      12 ноября 2013 15:38
      Цитата: vovich
      Цитата: Nayhas
      вот только вместо гелия лучше перейти на водород

      Ну... опыт "Гинденбурга" говорит что водород далеко не самый безопасный наполнитель.

      Сравните сколько погибло на Гинденбурге с какой нибудь авиакатастрофой. Из 97 человек погибло 35. Кроме того в те времена самолёты надежностью особо не отличались и падали гораздо чаще, потому что уровень техники такой был, нос сейчас же не начало 20 века, правда?
    3. 0
      12 ноября 2013 22:19
      В настоящее время разработаны способы снижения взрывоопасности водорода. Применяются ингибиторы в виде определенного количества пропан-бутановой смеси (как в зажигалке) или водяного пара. Опасен, по сути не сам водород, а его смесь с кислородом - всем известный гремучий газ. А применение водорода в воздухоплавании очень заманчиво, ведь его стоимость по сравнению с гелием мизерная. Да и головная боль аэростатчиков-это необходимость выпускать газ после окончания работ...в прямом смысле миллионы на ветер.
      А насчет "простоты и дешевизны" применения дирижаблей-кто нибудь представляет себе, как выглядит стоянка дирижабля? Сколько ему надо места на земле и каких габаритов причальная мачта? Или как он швартуется? А как с него электрический заряд снимают (да, да-оболочка здорово электризуется от пограничного слоя и трогать ее руками не надо!)
      Сбивают с толку фотки дирижаблей в полете, кажется, что больше ничего для этих красавцев и не надо-сел и полетел.Разочарую-мороки и накладных расходов выше крыши.
  6. Marek Rozny
    +3
    12 ноября 2013 11:07
    Деньги, канеш, потратили с треском, но видно, что деньги были потрачены действительно на исследования и опытные образцы, а не просто провели имитацию бурной деятельности.
    У дирижаблей есть потенциальные сильные стороны, которые еще не получается раскрыть в должной мере, но все еще впереди. Кто его знает, может действительно какая-то фирма все-таки найдет концепцию удачного дирижабля и тогда получим дешевый транспортник.
  7. +4
    12 ноября 2013 11:08
    Ребята из Пентагона, умело раскрутив сенат, заработали на этих пузырях немного бабла на хлебушек с маслицем. good
    1. 0
      3 февраля 2014 21:56
      Да, молодцы Нортоповцы. Калякнули сверхкрасочные плакаты, выбили сотни лямов и в финале толкнули плёночный мешок.
  8. USNik
    0
    12 ноября 2013 12:28
    Из всех перечисленных дирижаблей, перспективно выглядит только Aeroscraft дирижабль-самолет способный с трудом тягать 1 Абрашу. Во всех остальных случаях БПЛА-разведчики выигрывают.
  9. Backfire
    +3
    12 ноября 2013 18:43
    "Гинденбург" был заправлен водородом, не потому что немцы не понимали преимущества гелия, а потому что Америка отказалась им продавать гелий. Сейчас с гелием, тем более в Америке, проблем нет.

    Дирижаблю не нужны аэродромы - это один из важнейших плюсов. Подойдут небольшие посадочные площадки.
    При доставке грузов скорость не так важна, как при пассажирских перевозках - еще одна ниша для дирижаблей.

    Для военных целей - платформа "висящая" на высоте 15-20 км несколько дней с поздарядкой от солнечных батарей. Цель: разведка, связь. Связь будет однозначно дешевле спутниковой, позволяя обмениваться данными в режиме реального времени всем, вплоть до отдельного бойца и притом устойчивая связь - ретранслятор "над головой" в зоне прямой видимости, складки местности не мешают. Даже с учетом возможных потерь нескольких штук (враги будут естественно пытаться их сбить) все равно "плюсов" больше.
  10. +1
    12 ноября 2013 20:05
    Не метеоролог я, но видится так: на высоте 10-12-15 км. атмосферные возмущения не особенно сильно должны сказываться на площади парусности.Не спорю, может ошибаюсь.
  11. 0
    12 ноября 2013 20:54
    Заманчив гибрид вертолета соосной схемы и теплового дирижабля с ЯЭУ, причем роль нижнего соосного винта может выполнять воздушная подушка
  12. +1
    12 ноября 2013 21:10
    Дирижабли,появившиеся в начале 20 века,были и остаются перспективными летательными аппаратами.Погубило их применение водорода ,который никак не желал подружиться со статическим электричеством,а также позаимствованная у русских привычка надеяться на авось.Получить водород можно везде,где есть электрическая лампочка,это просто и дешево(если не включать сюда стоимость жизней погибших пассажиров дирижаблей).Получить гелий можно только на блоках разделения воздуха,которые в промышленности применяются для получения кислорода,как сопутствующий продукт.
    В наше время проблем с гелием нет.Надо только сделать хорошую оболочку и дирижабль будет создан.В средних слоях атмосферы имеются воздушные потоки,которые практически не меняют направления.Если сделать карты с указанием высот и направлений этих потоков,можно будет говорить о практическом применении дирижаблей.
    1. 0
      12 ноября 2013 23:10
      Вот еще нашел плакат времен раннего социализма.
  13. +1
    12 ноября 2013 21:55
    Единственное применение в военной области дирижаблей это воздушные заградители военных объектов, городов, промышленных объектов. Дёшева, надежно, эффективно. Примеры ВОВ. Что касается гражданского применения то при применении солнечных батарей для запитки маршевых и стабилизирующих элетро двигателей на дирижаблях различной классов, может получится ПРИЛИЧНЫЙ ВОЗДУШНЫЙ АППАРАТ,
    1. 0
      12 ноября 2013 22:13
      Единственное применение в военной области дирижаблей это воздушные заградители военных объектов, городов, промышленных объектов. Дёшева, надежно, эффективно. Примеры ВОВ. Что касается гражданского применения то при применении солнечных батарей для запитки маршевых и стабилизирующих элетро двигателей на дирижаблях различной классов, может получится ПРИЛИЧНЫЙ ВОЗДУШНЫЙ АППАРАТ.
  14. +4
    12 ноября 2013 22:51
    Не верю что у красоты нет будущего.
    "AU-30. 10-местный (2 чел. экипаж + 8 пассажиров) многоцелевой мягкий дирижабль AU-30, созданный «Воздухоплавательным центром «Авгуръ», — реально серьезное достижение не только отечественного а, наверное, и мирового блимпостроения. На сегодня это — один из крупнейших в мире блимпов, вставший в один ряд с лучшими зарубежными аппаратами данного класса.
    Разработка и производство этого дирижабля заняли у компании 3,5 года. В создании аппарата приняли участие такие известные российские предприятия аэрокосмической отрасли как МАИ, НПО им. Лавочкина, ЭМЗ им. Мясищева, КБПА г. Саратов и многие др., обращались разработчики и к опыту разработки воздухоплавательных систем в ДКБА… Поставщиками самых современных материалов и агрегатов для создания этого воздушного судна были производители из США, Франции, Чехии, Швеции и Германии.
    Объём оболочки аппарата — 5 200 куб. м, длина 54 м, масса полезной нагрузки 1500 кг, максимальная скорость 90-110 км/ч, мощность двух маршевых двигателей (Лом-Прага M332C) — по 170 л. с, максимальная продолжительность полёта 24 ч, дальность полёта с крейсерской скоростью 70 км/ч 1600 км.
    Первые два аппарата в качестве воздушных лабораторий создавались по заказу РАО ЕЭС для того, чтобы энергетики могли эффективно контролировать целостность ЛЭП и обеспечивать бесперебойную работу электросетей.
    Во Владимирской обл. (г. Киржач) специально для эксплуатации двух блимпов AU-30 была построена специализированная воздухоплавательная база «Киржач-Д» (сегодня этот объект находится в собственности компании «Локомоскай»)."
    http://aerocrat.livejournal.com/127336.html