Великая неизвестная. О Первой Мировой войне

87

Официальная российская пропаганда и средства массовой информации начали сейчас вспоминать дату – 95 лет назад завершилась Первая мировая война. Хотя получилось так, что об этой войне подавляющее большинство наших сограждан не имеет ни малейшего представления. Хотя в свое время ее называли Великой войной. Называли и Второй Отечественной. Иногда употребляли название Великая Отечественная.


Со стороны России война была справедливой. Кайзеровская Германия заранее готовила агрессию, нацеливалась ни больше ни меньше как на мировое господство. Ее геополитические проекты предусматривали лишить Россию выходов к морям, отчленить Финляндию, Прибалтику, Польшу, Белоруссию, Украину. Союзница немцев, Османская империя, раскатывала губы на Крым, Кавказ, Поволжье, Среднюю Азию.


Конечно, простые русские люди не знали таких тонкостей, но, по общему впечатлению современников, они душой чувствовали, что борются за правое дело. Планы мобилизации опережались. Крестьяне и рабочие, не дожидаясь повесток, осеняли себя крестным знамением и шли на призывные пункты. Многие люди, освобожденные от призыва, вступали в строй добровольцами. Впоследствии возникли мифы об «осталости» России, ее неготовности к войне, поражениях. Но это не более чем мифы.


Если в русской армии имелось 7030 орудий (48 на дивизию) и 263 аэроплана, а во французской 4800 орудий (36 на дивизию) и 156 аэропланов, где же «отсталость»? По технической оснащенности царские войска превосходили Францию и Англию, уступая только Германии и Австро-Венгрии – но ведь они целенаправленно готовились развязать войну в 1914 г. Но в области тактики и обучения личного состава русские могли дать фору и немцам. Германские военные в начале войны вышагивали на поле боя, как на параде, в плотных шеренгах, а то и колоннах, держали равнение, шагали в ногу – и падали шеренгами под русской шрапнелью и пулеметами.


20 августа 1914 г. блестящей победой под Гумбинненом наши войска сорвали германский план Шлиффена и спасли от гибели союзницу России Францию. Спасли и Сербию, разгромив в пух и прах Австро-Венгрию и отобрав у нее Галицию. Вражеские контрудары под Варшавой, Лодзью, в Карпатах, завершились тяжелыми поражениями немцев и австрийцев. В декабре 1914 – январе 1915 г. под Сарыкамышем была почти полностью уничтожена турецкая армия, пытавшаяся прорваться в русское Закавказье… Но эти успехи встревожили не только противников. Они переполошили западных союзников, испугавшихся, что победоносная Россия сможет диктовать условия мира, станет после войны лидером в международных делах.

Первый катастрофический удар ей нанесли не враги, а «друзья». В условиях общего кризиса с вооружением и боеприпасами все участники войны лихорадочно реорганизовывали свою промышленную базу, и только русскому военному ведомству солидные джентльмены сумели правдами и неправдами внушить другое решение – заказать все необходимое на британских заводах «Виккерс-Армстронг». Заказ на 5 млн. снарядов, 1 млн. винтовок, 1 млрд. патронов, 8 млн. гранат и др. был принят с отгрузкой в марте 1915 года, но не выполнен. Причем русских даже не сочли нужным предупредить об этом заранее. Результатом стал “снарядный голод”, “винтовочный голод” – и, как следствие, “великое отступление”. Нашим солдатам пришлось оставить Польшу, часть Прибалтики, Белоруссии, Украины.

Тем не менее, Россия справилась с тяжелым положением. Справилась без помощи союзников! С некоторым запозданием она взялась перестраивать промышленность и совершила невероятный рывок! Невзирая на тяжелую войну, на потерю западных губерний, валовый объем продукции российской экономики в 1916 г. составил 121,5% по сравнению с 1913 г.! По подсчетам академика Струмилина, производственный потенциал России с 1914 до начала 1917 г. вырос на 40%. Возникло 3 тыс. новых заводов и фабрик. По выпуску орудий в 1916 г. наша страна обогнала Англию и Францию, он увеличился в 10 раз, выпуск снарядов – в 20 раз, винтовок в 11 раз. Положение с оружием и боеприпасами полностью нормализовалось.

Эти успехи немедленно сказались на ходе боевых действий. Отступление сменилось очередными победами. На Кавказе были взяты Эрзерум и Трапезунд, казаки поили коней из Тигра и Евфрата, вышли на подступы к Багдаду. В Брусиловском прорыве наши солдаты окончательно сломили боеспособность австро-венгерских войск, изрядно измочалили немцев.

Наши воины совершали чудеса героизма. Хорунжий Семенов, возвращаясь с 10 казаками из разведки, узнал вдруг, что на тылы 1-го Нерчинского полка налетела германская кавалерийская бригада, захватила обозы, артиллерийский парк, знамя, и уходит, уводя пленных. 11 всадников налетели на арьергардную заставу врага, порубили и обратили в бегство. Паника покатилась, нарастая, от хвоста к голове колонны, и неприятель обратился прочь, бросив добычу. Было освобождено 400 пленных, отбито знамя и все трофеи…

При прорыве противника в Курляндии германский разъезд захватил рядового 151-го Пятигорского полка Водяного. За отказ отвечать на вопросы его пытали, отрезали уши и язык. Солдат остался верен присяге и был спасен контратакой однополчан…

В июле 1916 г. немцы предприняли газовую атаку на позиции Грузинского и Мингрельского полков. Противогазы имелись, но, одев их, солдаты перестали слышать команды. Когда немцы полезли на штурм, началась неразбериха и паника. Тогда полковник Отхмезури снял маску и начал отдавать приказания. Его примеру последовали все офицеры. Паника улеглась, атаку отбили. Большинство солдат уцелело. Офицеры отравились и погибли…

Самолет “Илья Муромец” Авенира Костенчика при бомбежке станции Даудевас получил два прямых попадания вражеских снарядов. Пилот, будучи контуженным и тяжело раненным, сделал еще круг, сбросив остаток бомб, а потом стал терять сознание. Его штурман сумел посадить машину, в ней насчитали 70 пробоин… Летчик Александр Казаков сбил 32 неприятельских самолета, Петр Маринович – 22, Иван Смирнов и Виктор Федоров – по 20… Александр Прокофьев и Юрий Гильшер предварили подвиг Маресьева – потеряв ногу, продолжали летать и одерживать победы с протезом…

В волынском селе Рожище в июле 1916 г. геройски погиб уполномоченный Красного Креста Г.М. Хитрово. Недалеко от лазарета, которым он заведовал, были сложены пироксилиновые шашки, при германском воздушном налете они взорвались. Загорелись бараки с ранеными, и Хитрово руководил эвакуацией, вытаскивал людей, пока не обрушилась кровля…

Зимой 1916 г. Кавказская армия штурмовали мощную крепость Эрзерум, считавшуюся неприступной. 1 февраля, когда наметился успех, начальник 39-й пехотной дивизии ввел в бой резерв, 154-й Дербентский полк. Но под убийственным многослойным огнем полк понес большие потери и залег. Узнав, что большинство офицеров выбито, священник о.Павел (Смирнов) поднял крест и повел дербентцев в атаку, как со знаменем. Воодушевленные солдаты ринулись за ним и ворвались в турецкие укрепления. Сам о.Павел был тяжело ранен, ему ампутировали ногу.

Точно так же, возглавляя с крестом атаку, на Юго-Западном фронте погибли в 1916 г. священник 318-го Черноярского пехотного полка о.Александр (Тарноуцкий) и еще несколько полковых священнослужителей. Генерал Брусилов вспоминал: “В тех жутких контратаках среди солдатских гимнастерок мелькали черные фигуры – полковые батюшки, подогнув рясы, в грубых сапогах шли с воинами, ободряя робких простым евангельским словом и поведением… Они навсегда остались там, на полях Галиции, не разлучившись с паствой”.

На Западном фронте прославилась Мария Бочкарева. Дочь крестьянина из Томска, она с началом войны подала прошение о зачислении на службу. Царь лично разрешил такое исключение. Она воевала рядовым в 28-м Полоцком полку, четырежды была ранена и за доблесть заслужила полный Георгиевский бант из 4 крестов и 4 медалей. Была произведена в прапорщики…

Можно вспомнить ставропольчанку Римму Иванову. Она только что окончила гимназию, стала учительницей. Но когда грянула война, прошла курсы медсестер и отправилась на фронт. В госпитале остаться не захотела, ушла на передовую. Служила в 83-м Самурском полку. Родители тревожились, уговаривали ее вернуться. Она им писала: “Вы должны радоваться, если любите меня, что мне удалось устроиться и работать там, где я хотела… Дайте же мне быть истинной сестрой милосердия. Дайте мне делать то, что хорошо, и что нужно делать. Думайте, как хотите, но даю вам честное слово, что многое-многое отдала бы для того, чтобы облегчить страдания тех, которые проливают кровь. Но вы не беспокойтесь: наш перевязочный пункт не подвергается обстрелу…”. “Жизнь вообще коротка, и надо прожить ее как можно полнее и лучше. Помоги, Господи! Молитесь за Россию и человечество…” “Опасность далеко от меня, ее нет…”

Насчет опасности она скрывала истину. Выносила раненых под огнем, была в самом пекле. А при отходе летом 1915 г.приняла командование группой солдат и возглавила бой. Была награждена солдатским Георгием IV степени, двумя Георгиевскими медалями. Потом перевелась в 15-й Оренбургский полк, где служил врачом ее брат. Солдаты души в ней не чаяли, считали своим живым талисманом и называли “святой Риммой”. А она снова успокаивала родителей: “Мои хорошие, милые мамуся и папка! Здесь хорошо мне. Люди здесь очень хорошие. Ко мне все относятся приветливо… Дай вам, Господи, здоровья. И ради нашего счастья не унывайте…Чувствуем (с братом) себя хорошо! Сейчас спокойно. Не беспокойтесь, мои родные. Целуем. Римма. 8.IX.15”.

А на следующий день, 9 сентября Оренбургский полк пошел в атаку у с.Доброславки (в Брестской обл., севернее Пинска). В 10-й роте были убиты оба офицера, солдаты смешались. Сестра милосердия, перевязывавшая раненых, поднялась и крикнула: “Вперед! За мной!” Собрала вокруг себя тех, кто еще мог держать оружие, и повела в атаку. Солдаты, воодушевившись, разбили врага. Однако Римма была смертельно ранена. По словам очевидцев, прошептала: “Боже, спаси Россию…” И перекрестила окруживших ее рыдающих солдат. Ей был 21 год. Указом Николая II героиня была посмертно награждена офицерским орденом Св. Георгия IV степени. Это была единственная женщина, удостоенная такой награды.

Россия отнюдь не надорвалась и не истекла кровью. Учет боевых потерь в то время велся весьма скрупулезно, согласно последней предреволюционной сводке, “Докладной записке по особому делопроизводству” №4(292) от 13(26) февраля 1917 года, общее число убитых и умерших от ран по всем фронтам составило 598.764 офицеров и нижних чинов. Для сравнения – в германской армии за тот же период погибло 1,05 млн. во французской – 850 тысяч солдат и офицеров. Количество пленных, захваченных русскими, и русских пленных у неприятеля было примерно одинаково, как и выбывших по ранениям. (Можно привести и другое сравнение – Гражданская война, якобы спасшая Россию от «империалистической бойни», обошлась нашему народу в 15 – 17 млн. жизней, в основном, мирных граждан).

1917 г. должен был стать победным. Противники уже на ладан дышали, у них начался голод, людские ресурсы были исчерпаны. Русские войска готовились к последнему решительному наступлению. На фронт широким потоком шло лучшее вооружение: пулеметы, орудия, броневики. Намечалось ввести и новую форму одежды. Она была более удобной, а кроме того, государь пожелал, чтобы форма была выполнена в русском национальном духе, напоминала воинам о славном прошлом. Ее изготовили по эскизам художника В.М. Васнецова. Для солдат вместо фуражек предусматривались остроконечные суконные шапки-богатырки, красивые шинели с “разговорами”, как на стрелецких кафтанах. Для офицеров шились легкие и практичные кожанки…

Но наращивались и усилия по разрушению России. Подрывная работа развернулась по двум направлениям. С одной стороны, ее широко вели противники России, финансируя и активизируя любые антигосударственные и революционные течения. Однако не меньшие усилия прилагали и союзники. Их снова страшило усиление нашей страны, страшило, что она будет претендовать на причитающуюся ей долю плодов победы, займет ведущее место в послевоенном мире. В подготовке революции деятельно участвовали правительства и спецслужбы США, Англии, Франции. Впрочем, можно отметить, что финансирование всей разрушительной работой – и со стороны Германии, и со стороны союзников, осуществлялось из одних и тех же транснациональных банковских кругов. Там и тут орудовали одни и те же банкирские семьи: Варбурги, Ротшильды, Морганы, Милнер, Шифф.

Война облегчила эту деятельность. Шло обычное расслоение – патриоты стремились на фронт, а в тылу оседали шкурники. Кадровая армия понесла серьезные потери, а запасников, призванных “от сохи”, уже в тыловых казармах обрабатывали агитаторы. Раскачке способствовали и мягкие законы. Российская империя была единственной воюющей страной, сохранившей вполне мирный тыл и не ограничившей “демократические свободы”. Дума имела возможность выплескивать грязь с трибун, пресса – печатать все, что оплатят заказчики, рабочие – бастовать сколько вздумается. Мало-мальски жесткие меры по наведению порядка парализовывались Думой, а думских либералов держали под откровенным покровительством союзники. Царь считал себя не вправе ссориться с ними в условиях войны. Был уверен – невзирая на различия политических взглядов, русские люди для достижения победы должны сплотиться.

Еще летом 1916 г. советник и «серый кардинал» американского президента Вильсона Мандел Хаус составил сценарий действий – докладывал президенту, что США должны будут вступить в войну только после свержения русского царя. Тогда сама война будет выглядеть борьбой «мировой демократии» против «мирового абсолютизма». А ведь срок вступления США в войну оговаривался заранее, весна 1917 г. Этот план исполнился. В тот самый момент, когда победа была совсем близка, России вонзили нож в спину. Вместо триумфа наша страна посыпалась в развал и хаос, в кровавую мешанину…

По своим последствиям революция была равнозначна тому, как если бы советский тыл в Великую Отечественную рухнул где-нибудь после Курской битвы. В итоге мировая война, которая должна была однозначно кончиться в 1917 г., затянулась еще на год. И завершалась уже без России. Впрочем, именно это устраивало американские теневые круги. Без русских французы и англичане могли надеяться только на США. Вступив в войну «на новенького», Америка получила возможность диктовать свои условия. А Россию, выбитую из игры, можно было объявить «изменницей» и пустить в раздел вместе с побежденными. Политические интриги обернулись новыми морями крови. Ведь немцы смогли перебросить все свои силы на запад, возобновили яростный натиск.

Кстати, русские в этих сражениях все-таки участвовали. При царе и временном правительстве для поддержки французов был отправлен экспедиционный корпус из 50 тыс. солдат. Он понес большие потери в боях, а после революции многие солдаты отказались воевать, некоторых французы расстреляли, других отправили на каторгу. Корпус был расформирован. Солдат и офицеров свели в Русский легион, включенный в состав Марокканской дивизии.

Она отличилась чрезвычайной доблестью. В мае 1918 г. немцы прорвали фронт и устремились на Париж – Марокканская дивизия перекрыла шоссе у Шато-Тьерри и три дня выдерживала натиск трех германских дивизий. Но враг проломился на другом участке, и остатки Марокканской дивизии перебросили к Куртассону – здесь она выдержала удар еще двух неприятельских дивизий. В сентябре 1918 г., после переформирования, марокканцев и русских поставили на острие удара при прорыве мощнейших германских укреплений «Линии Зигфрида». Драка была жуткая, две недели беспрерывно атаковали, отражали, сходились в рукопашных. И одолели! Когда после боев приходили в себя, выяснилось, что она разгромила 6 неприятельских дивизий! За прорыв “Линии Зигфрида” Марокканскую дивизию наградили “Крестом командора Почетного Легиона”, а Русский легион получил на свое знамя “Военный Крест с пальмой на ленте”.

Но исход войны определился все-таки не на полях сражений. Западные правительства и спецслужбы использовали против Германии и ее союзников такое же оружие, как против нашей страны – революционное разложение. Осуществлять подобные операции оказалось не так уж сложно. Ведь теперь они велись через Россию. Разрушительными идеями заражались пленные, возвращаемые немцам и австрийцам, заражались их гарнизоны на оккупированной территории. В Берлин засылались эмиссары большевиков, направляли значительные средства и ценности. Не сидели сложа руки и американцы с англичанами, подкармливали и подпитывали либералов, социал-демократов.

После того, как союзные войска прорвали «Линию Зигфрида» и фронт на Балканах, в стане их противников забурлило недовольство, выплеснулось в открытые мятежи. Началась революция в Болгарии, 29 сентября она капитулировала. В октябре революция охватила Османскую империю. 3 ноября вышла из войны Австро-Венгрия и тут же развалилась на части, охваченная пожарами восстаний. А после падения последней союзницы перехлестнуло и в Германию. Кайзер Вильгельм по подсказкам приближенных отрекся от престола, сразу же сел в машину и сбежал в Голландию. К власти пришли социал-демократы. Они наивно поверили агитации Вильсона, что война ведется только против кайзера, а с демократической властью победители обойдутся мягко. 11 ноября 1918 г. в Компьене германская делегация подписала перемирие. Присутствовали представители Франции, Англии, США, Италии, Сербии, Греции… Пригласить русских не сочли нужным. Президент Франции Клемансо красноречиво пояснил: «России больше нет».

Но Русский легион еще существовал. Он закончил боевой путь в баварском городе Людвигсхафене. Донес в Германию свое трехцветное знамя и песню “Взвейтесь, соколы, орлами…” Из Рейна коней тоже напоили – но это были уже не русские боевые кони, а французские обозные клячи. 3 января 1919 г. Русский легион расформировали, солдат и офицеров демобилизовали. Их осталось около 500 – из 50-тысячного экспедиционного корпуса. Остальные полегли в боях или рассеялись на чужбине. Но и эти 500 героев надолго застряли во Франции. Власти шантажировали их, силились завербовать в Иностранный легион. Отказывались выпускать на родину, не было денег на проезд. Выручило воинов советское правительство. Оно арестовало за шпионаж французскую миссию и согласилось обменять ее на находившихся во Франции русских солдат.
87 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    15 ноября 2013 08:05
    Мешанина из фантазий, лубочных книжек времен первой мировой, и претензий на анализ подоплеки. Минус не ставил, сам не знаю почему.
    1. +10
      15 ноября 2013 08:38
      Цитата: 505506
      Минус не ставил, сам не знаю почему.

      Героизм солдат.
      1. +2
        15 ноября 2013 08:59
        Наверно поэтому.Сработало на уровне подсознания.
    2. +18
      15 ноября 2013 09:37
      Когда был школьником,35 лет назад,всегда удивлялся тому,как мало информации о первой мировой...Читал список участников,удивлялся величине потерь,понимал что война была масштабная,а в учебнике истории уделяли пару страниц в негативном контексте,про "продажных министров и царице-немке,сочуствовавшей немцам..".Понимаю,идеология была такая,но в чем провинились солдаты и офицеры,погибщие за Родину?
    3. Йошкин Кот
      -1
      15 ноября 2013 12:14
      Победа украденная иудо-коммунистами
      1. +3
        15 ноября 2013 13:06
        Йошкин Кот"Победа украденная иудо-коммунистами"
        А может проср...кака..ная царем и временным правительством? Так то оно вернее будет. Иметь власть и потерять... как к ним относится- к этим неудачникам? А вот Вы попробуйте взять власть хе-хе... это ж другой коленкор...
        1. +8
          15 ноября 2013 18:53
          Причем тут брать власть?!!
          РОССИЯ ОДНА И ЛЮБИТЬ ЕЕ НУЖНО ВСЯКУЮ!
          Если твоя Родина воюет, сначала она должна победить, а потом, после победы, а не на оскверненных костях своих братьев, бери что угодно, если сможешь, конечно, если кишка не тонка будет! А подсуетиться в тяжелый момент, гнусно подтявкивать под руку, разлагать и разагитировать воюющую в тяжелейших условиях армию на фронте и в тылу...
          Мерзко, отвратительно, подло и по-шакальи!!!
          Миллионы погибших, раненых, покалеченых и физически, и духовно, все эти жертвы... ради "хе-хе... взял власть"?
          Да, статья тенденциозна, лубочна и вообще похожа на творчество предателя Петра Краснова (надеюсь, знаете о чем я), но, как бы она не была написана, причем тут сотни тысяч и миллионы сербов ради чести и жизни которых мы вступали в войну? Причем тут миллионы русских героев сложивших свои жизни за честь русского знамени? Расскажите про неправедную войну им, героям Гумбинена, Барановичей, Галиции и Перемышля, светлой памяти героям Брусиловского прорыва, матросам эсминца Гром и защитникам русских крепостей в Польше!
          Про роль России в первой мировой войне можно сказать только одно: ВЕЧНАЯ СЛАВА РУССКОМУ СОЛДАТУ! Ну а про роль первой мировой в истории России - ВЕЧНАЯ ГИЕННА ОГНЕННАЯ ПРЕДАТЕЛЯМ И ПОДОНКАМ!!!
          1. 0
            15 ноября 2013 20:08
            отвечу. при СТАЛИНЕ не кто не смог развалить армию и свергнуть власть, потому как не позволили. а 14-17г позволили. СТАЛИН 4 или 5 раз убегал из ссылки, это что за власть которая не контролирует врагов.
            1. Шур
              +2
              16 ноября 2013 00:25
              Ленину при царе еще и довольствие полагалось. Да скоты они.. Их мотивы также лицемерны как и потуги "подвального" и прочей "шушвальди немцовой".
              Со словами за народ и прочее они народ утопили в братоубийственной войне.
              Не забывайте сталинское-"Победоносная красная армия разобьет любого врага на его территории". Огромными людскими жертвами он сохранил свою власть.
              Вся западная группировка войск фактически перестала существовать в первые месяцы войны, миллионы пленных солдат.Чего он там не позволил?
              Его стратегические косяки закрыли горы трупов, не стоит об этом забывать.
              Нормальный он такой был диктатор-узурпатор, такие властью не делятся и врагов мочат еще в "младенчестве".
        2. Комментарий был удален.
    4. avt
      +1
      15 ноября 2013 12:45
      Цитата: 505506
      Мешанина из фантазий, лубочных книжек времен первой мировой, и претензий на анализ подоплеки.

      good Полностью согласен . Статья - дань моде принятой ныне раскрутке романовского периода ,ничего конкретного к аналитике и беспристрастного рассмотрения темы не имеющая . ,,Впоследствии возникли мифы об «осталости» России, ее неготовности к войне, поражениях. Но это не более чем мифы. "=========== о как ! Значить оружейный ,,голод" ,когда даже однозарядные винтовки закупали ,и катастрофа 1915 о которой говорили современники того времени ,это злокозненная большевицкая пропаганда советских лет !? Был бы автор аналитиком ,то поинтересовался бы как и с каким неимоверным трудом выходили из катострофического положения нехватки вооружения ,сколько золота и специалистов отправили за океан налаживать производство оружия .От большого прогресса в экономики у японцев выкупали корабли времен Цусимы и подлодки у Голланда заказывали ?
      Цитата: 505506
      Минус не ставил,

      Ну а я поставил .
      1. +2
        15 ноября 2013 12:49
        Ну так автор объясняет, что из за злых интриг "англичанки", доброго и справедливого царя заставили в англии покупать не нужное армии оружие и снаряды,все и так было.
    5. +1
      15 ноября 2013 19:07
      Да.Источник информации, видимо, журнал "Нива". Не хватает только ещё фото "Раздача царствующими особами тёплого белья нижним чинам на позициях" для полноты лубочной картины. Но это сделал Я.Гашек. Минус тоже не могу поставить, потому, что солдаты не несут ответственности за глупость и бездарность правителей. Те получили сполна позже.
      1. soldat1945
        +1
        16 ноября 2013 07:29
        Это что вообще за бред в статье. Для автора: у нас нет министерства пропаганды не официального не подпольного, а Россия к войне была абсолютно не готова поэтому и повергла себя в пучину революций и гражданской войны!
  2. +9
    15 ноября 2013 08:22
    Вот почему нам в школе этого не рассказывали? Мое поколение (84 г.р.) считает эту войну позорной, ненужной и ПРОИГРАННОЙ. Только в последнее время я понимаю, что и как на самом деле было...
    1. +6
      15 ноября 2013 12:41
      Когда русские люди гибнут что бы "спасти французов и англосаксов" это и правда позорно и ненужно.
      1. Шур
        +1
        16 ноября 2013 00:28
        Даже когда конвои гоняли так и то за золото... Эта погань гибнет только за металл.
  3. predator.3
    +4
    15 ноября 2013 08:37
    После подписания в 1904 году англо-французского соглашения (Entente Cordiale), кайзер Вильгельм попросил Альфреда фон Шлиффена разработать такой план, который бы позволил Германии вести войну на двух фронтах одновременно, и в декабре 1905 года фон Шлиффен приступил к работе.

    В основе плана лежала идея быстрого захвата Франции. План предусматривал 39 дней на то, чтобы захватить Париж, и 42 дня для окончательной капитуляции Франции. По расчётам графа этого времени должно было хватить, чтобы не дать вооруженным силам Российской империи мобилизоваться и напасть на Восточную Пруссию.[1] План был основан на возможности немцев захватить Францию настолько быстро, чтобы у противника не было времени на мобилизацию войск, а затем был предусмотрен разворот войск в сторону России.

    В планы Германии входило также желание захватить такие нейтральные страны, как Люксембург, Бельгия и Нидерланды. План состоял в том, чтобы оставить 91 % армии во Франции, а оставшиеся 9 % направить в Российскую империю. Кайзер Вильгельм Второй выразился так:

    !Обед у нас будет в Париже, а ужин в Санкт-Петербурге".После ухода Шлиффена в отставку в 1906 году Гельмут фон Мольтке стал начальником генерального штаба в Германской империи. Некоторые его взгляды не совпадали с первоначальным планом Шлиффена; он казался ему слишком рискованным. План разрабатывался в 1905 году, и из-за просчётов Шлиффена часть армии не хотела действовать по этому плану. По этой причине Мольтке взялся за переработку плана. Он решил перегруппировать войска и перебросить значительную часть армии из Франции в сторону российских границ. Также отличием от первоначального плана было решение Мольтке не направлять войска через Голландию.
  4. Мирный военный
    +5
    15 ноября 2013 08:39
    Есть замечательный анекдот про слонов.
    В Индии издали десятитомник под названием "Кое-что о слонах", а в США издали брошюру под названием "Всё о слонах".
    Так и эта статья - "Всё о ПМВ".
    Нельзя так и с такими безапелляционными выводами.
    1. +3
      15 ноября 2013 09:37
      Цитата: Мирный военный
      Так и эта статья - "Всё о ПМВ".
      Нельзя так и с такими безапелляционными выводами.
      Добавлю. Та часть где говорится об ударе в спину победоносной армии и коварстве англосаксов и французов как будто списана с Mein Kampf. Только там главными "нехорошими человеками" выводились французы, англосаксам отводилась в этом даже не вторая, а третья или четвертая роль, поскольку Mein Kampf был еще сильно сдобрен проклятьями в адрес славян и евреев.
  5. +4
    15 ноября 2013 09:08
    Спасибо за стаьтью
  6. +3
    15 ноября 2013 09:11
    Остроконечные суконные шапки-богатырки - это буденовки, в последствии?)
    1. +5
      15 ноября 2013 09:42
      Цитата: makst83
      Остроконечные суконные шапки-богатырки - это буденовки, в последствии?)
      Они самые. Как Вы думаете, откуда экипировалась РККА, если не с царских складов? А кожанки, которые в том же месте упомянуты, похоже что достались комиссарам и чекистам.
      1. Drosselmeyer
        +1
        15 ноября 2013 13:47
        Очередной миф. Будёновки (или тогда "богатырки")и форма с новыми знаками различиями разрабатывались на конкурс работ Реввоенсовет Республики от декабря 1918 года. В этом конкурсе принимали участие русские художники, которые и предложили её проект. Ранее этот проект предлагался к 300-летию дома Романовых как парадная, но не был принят. Соответственно ни каких складов с этим обмундированием не было т.к. до декабря 1918 года такую форму и головные уборы просто не производили.
        Кожаное обмундирование имели все специалисты связанные с техникой: танкачи, экипажи броневиков, бронепоездов, водители и т.д. Вот эту форму и стали носить чекисты и кто успел получить её со складов.
        1. +4
          15 ноября 2013 14:34
          Новая форма была пошита еще в царское время, большевики взяли её со складов. Как бы пошили бы эту форму после 1918 года когда был полный развал промышлености?
          1. +2
            15 ноября 2013 15:05
            Развал скорее в головах современных телезрителей, большевики в отличии, от контрреволюционеров 90-х заводы на металлолом не продавали.
            1. Шур
              +2
              16 ноября 2013 00:41
              Одно, радует, то,что голода в Поволжье не было. Вам то, что, а я тут живу. При большевиках мама рассказывала со слов бабушки, что в Сибири они ели траву в буквальном смысле. Так что оставьте свои великие симпатии в мавзолее.
          2. +4
            15 ноября 2013 15:08
            Во первых переход на новую форму происходил не зараз, а постепенно. В армии донашивали старую, царскую форму (только с новыми знаками различия), по мере износа заменяя на новые образцы. А так, как на складах было бпольшое количество старой формы, то и в конце двадцатых годов её можно было увидеть на военнослужащих.(Такая схема переобмундирования существовала и в царское время. Из-за этого Павловский гренадерский, впоследствии лейб-гвардии гренадерский, остался в остроконечных гренадерских шапках. Он не успел переобмундироваться и в компанию 1807 года вступил в старых головных уборах, а отличившись в боях получил их как знак коллективного отличия). Во вторых, новые образцы формы в конечном счете, содержали элементы старой формы. Остались прежними шаровары, летний головной убор - фуражка. Новыми были только покрой рубахи, известной нам, как гимнастерка и шинель, названную тогда кафтаном. Впоследствии вернулись к старому покрою шинели. Буденовки или богатырки в царское время не шились. Мало того, предложенный тогда вариант головного убора, сильно отличался от советского образца. Таким образом, фактически до 30-х годов, только гимнастерка, буденовка, да френч были нового образца. Остальные элементы остались прежними и либо шились по старым лекалам, либо донашивалось то что осталось со складов. И только в тридцатые года форма полностью дистанцировалась от царских образцов, лишь только слегка напоминая прежнюю (гимнастерка окончательно приобрела отложной воротник и планку с пуговицами посередине, шаровары шились по образцу бридж или голифе, фуражка также приобрела иную форму, кстати более удобную и рациональную. У прежней, ещё в первую мировую, офицеры указывали такой недостаток, как маленький козырек, который фактически бесполезен, так как не прикрывает глаза от яркого солнца).
  7. +2
    15 ноября 2013 09:12
    "...Указом Николая II героиня была посмертно награждена офицерским орденом Св. Георгия IV степени..."
    насколько я знаю, в Российской Империи не было практики награждений посмертно, тем более офицерскими орденами.
  8. +2
    15 ноября 2013 09:43
    Возможно что если бы во 2 мировой мы бы так же бодро остановили гитлера то было бы то же самое.
    1. Шур
      0
      16 ноября 2013 00:48
      А то. Они бы войска коалиции ввели между "противоборствующими" сторонами и решали бы кому отдать Прибалтику, Беларусь и Украину, обвиняя в "агрессии" советскую Россию. Голубые каски, за ногу их.
  9. +1
    15 ноября 2013 09:47
    Это так, но политическая целесообразность иногда приводила к нарушениям статута ордена. Так, за всю его историю им были награждены две женщины:Мария-София-Амалия - королева обеих Сицилий (вообще не участвовавшая в боевых действиях на стороне России) и сестра милосердия Р.М.Иванова (хотя орден предназначался дл награждения младшего офицерского состава).
  10. +5
    15 ноября 2013 10:22
    Пару слов о пресловутом оружейном голоде. Сразу оговорюсь, речь пойдёт только о стрелковом оружии. Часто в различных публикациях встречается суждение о жесточайшей нехватке такового. Я прихожу к противоположному мнению.
    Информация к размышлению.
    Цитирую по книге: "Советское стрелковое оружие" (Болотин Д. Н., Воениздат, 1989 г.)
    "... Только с июня до конца 1918 г. Главное артиллерийское управление отпустило частям и соединениям Красной Армии 926975 винтовок, 8116 пулемётов, 563342000 патронов*. Такой расход оружия и боеприпасов создавал угрозу быстрого истощения имеющихся запасов.
    _____________________
    * Центральный государственный архив Советской Армии (ЦГАСА), ф.20, оп.4, д.21, л.29."

    Собственно о чем следует поразмышлять:
    1. Указанное количество это много или мало? По самым грубым прикидкам этого достаточно, чтобы вооружить стрелковым оружием более 60-ти стрелковых дивизий.
    2. Поскольку речь идёт о запасах (запасах царского правительства, в основном, не полностью перешедших в руки большевистского правительства), указанное количество отпущенного оружия и боеприпасов не являлось критическим, а только создавало угрозу для истощения этих самых запасов, т. е. составляло от трети до половины всего имевшегося.
    И ещё из той же книги.
    "... Среднемесячное производство оружия на Тульском заводе в конце 1916 г. равнялось 60 тыс. винтовок, 15 тыс. револьверов и 1200 пулемётов ...**
    _______________
    ** ЦГАСА, ф.20, оп.8, д.31, л.120.

    Это только один завод. А ведь стрелковое оружие производилось ещё и на Ижевском и Сестрорецком заводах.
    1. predator.3
      +1
      15 ноября 2013 18:06
      Каза́нская катастро́фа — пожар на Казанском пороховом заводе в 1917 году. Пожар начался 14 августа 1917 года и привёл к уничтожению заводов и распространению паники в городе 14—16 августа. Пожар, продолжавшийся по меньшей мере до 24 августа, возник в результате взрыва снарядов на складах, разбросанных по промышленной части города. Тем не менее, большая часть взрывчатых веществ была затоплена водой из водохранилищ, что предотвратило более крупные взрывы. Тринадцать человек были убиты в результате взрыва и пожара, 8 умерли от ран, а 172, в том числе 30 детей, были ранены. Пожарами было уничтожено 12 000 пулемётов (всего в Первую мировую войну было произведено и доставлено на фронт около 30 000 пулемётов) и один миллион снарядов на складах (78 500 пудов), 542 здания были разрушены, 152 из них полностью. Кроме того, было потеряно 1,8 млн пудов (29,5 тыс. тонн) нефти.
      1. Шур
        +1
        16 ноября 2013 00:52
        И, наверное, "само взорвалось". Никак "союзнички" помогли.
    2. 0
      15 ноября 2013 22:40
      Вы не ошиблись годом цитируемого документа?. Снарядный ии стрелковый голод был на несколько лет раньше.
  11. +13
    15 ноября 2013 10:39
    Какой ужас! Германия хотела , что то там отторгнуть. Так покажите бумажку с подписью Вильгельма или Бетман-Гольвега. Так нет такой бумажки . Зато был высокотехнологичный германский импорт, был русско-германский Сименс , начавший электрификацию РИ. И было англо-французское эмбарго на технологии и поток кредитов.А как было с российской стороны ? Французский посол М.Палеолог на дип.завтраке ( 14 08 14) попросил Сазонова озвучить полит.программу войны. И оказались в ней делимитация Бельгийско-германской границы, права Виндзорской династии в Ганновере, даже Шлезвинг-голштинский вопрос, хотя Дания была нейтральна и торговала с Германией. Палеолог пузыри начал в кофе пускать от удовольствия.Не смог министр ин.дел РИ ни одного пункта об интересах России сформулировать. Статейка в духе разглагольствований старшего Чубайса.
    1. predator.3
      +2
      15 ноября 2013 11:30
      Цитата: vladim.gorbunow
      . Зато был высокотехнологичный германский импорт, был русско-германский Сименс , начавший электрификацию РИ. И было англо-французское эмбарго на технологии и поток кредитов


      Согласен с Вами, Германии намного было выгодно торговля с Россией, чем война, точнее взаимовыгодно ! Но французы боялись повторения 1870 г. вот и притянули Николая 2-го в антанту ,а ведь до этого был «Союз трёх императоров» — совокупность соглашений между Россией, Германией и Австро-Венгрией, заключённых в 1873, 1881 и 1884 годах.Значение договора было подорвано обострением в 1885—1886 годах австро-русских отношений из-за вопроса внешнеполитической ориентации Болгарии и сербско-болгарской войны. «Союз трёх императоров» окончательно распался, после чего в 1887 году был заключён русско-германский договор перестраховки.После некоторого периода охлаждения отношений между Берлином и Петербургом, в мае 1887 года, возобновились переговоры между Павлом Шуваловым и Отто Бисмарком, закончившиеся подписанием тайного договора. По его условиям, обе стороны должны были сохранять нейтралитет при войне одной из них с любой третьей великой державой, кроме случаев нападения Германии на Францию или России на Австро-Венгрию.
      К договору прилагался особый протокол, по которому Германия обязывалась оказать России дипломатическое содействие, если русский император найдёт нужным «принять на себя защиту входа в Чёрное море» в целях «сохранения ключа к своей империи». Германия обещала также никогда не давать согласия на реставрацию князя Баттенбергского на болгарском престоле, что было для императора Александра III вопросом личного престижа и самолюбия.
      В 1890 году срок действия договора перестраховки истёк. По инициативе барона Гольштейна новое правительство Германии во главе с генералом Лео фон Каприви отказалось его возобновлять.
  12. +3
    15 ноября 2013 10:46
    По началу статьи создается впечатление, что-де Центральные готовились к войне, а Антанта сидела сложа руки. Готовились все, и развязать были готовы тоже все. Нужен был лишь повод.

    Ну и про коварство союзников порадовало. Не царь-, не германские финансы Ленина, а коварные французы да англосаксы. Заговоры везде!!!111

    А вообще, про войну забывать не стоит. Наша страна понесла в ней огромные потери, и, что еще важнее, вверглась в пучину революции и гражданской войны. А история - это история, которую надо знать и помнить, неважно, хорошая она для нас или плохая.
    1. Шур
      +1
      16 ноября 2013 00:56
      Ленин вообще "фараон", он в гробнице лежит, как он может быть негодяем??
  13. +6
    15 ноября 2013 11:12
    Это все конечно хорошо,но по моему личному мнению Россия присоединилась не к тому союзу.Между Россией и Германией всегда были ровные отношения,с немцами нам делить-то было абсолютно нечего,все эти разговоры про "немецкую угрозу" полная ерунда.Что вообще Германия могла получить от России?Территории?Да немцам вполне и Германии хватало,они же не китайцы,торговля была налажена прекрасно,каких-либо политических разногласий не было,да тут была подыхающая Австро-Венгрия,которая подбросила проблем,но если немцы были бы уверены в нашей благонадежности,то на маразматические выпады австрийцев они закрыли бы глаза,и уж точно для немцев Россия была лучшим союзником чем разваливающаяся Османская империя,которая до последнего металась не зная к кому примкнуть.А что видел Вильгельм II в России?Его слабохарактерный братец мечется из угла в угол,не имеет своего мнения,тряпка короче,ясно что двусмысленная позиция России его раздражала,а он ясно видел,что никакой выгоды России от вступления в Антанту нет,он кстати в своих мемуарах прямо так и говорит,что мол заместо того чтобы уничтожить англосаксов и жить спокойно,Россия из-за сиюминутной слабости примкнула к ним.А что получила Россия от Антанты?Какие выгоды?Да русского солдата бросили в бой против первоклассной немецкой армии даже не за интересы России,а за интересы Французских,Британских и Американских финансовых и промышленных монополий,которые хотели устранить опасного немецкого конкурента,ну чтож устранили,а нам от этого стало лучше?Николай II мог принять хоть одно правильное решение в жизни и присоединиться к Германии,но он и тут снова начал колебаться,слушать "советчиков" и в результате привел Россию к страшнейшему поражению,двум революциям и хаосу Гражданской войны.
    1. 0
      15 ноября 2013 18:38
      Вы ошибаетесь,если бы Россия не вступила в войну в 1914году,то вскоре ей пришлось в одиночку сражаться со всей Европой,как было в 1812,1941годах.История повторяется.Только в 14-м Германия была намного могущественней,чем гитлеровский рейх.Что не смогли победить это все вопросы лично к императору Российскому Николаю.В гораздо более худшей ситуации товарищу Сталину никакие Варбурги,Ротшильды не помешали и революций не устроили.
      1. Шур
        +1
        16 ноября 2013 01:00
        Как знать? Товарищ Сталин тоже странно так помер... Как раз на кануне проекта "золотой рубль".. Подумайте, кому он мог помешать? Все поправил Хрущев.. быстро забыл про золото, гадкий карлик.
  14. CreepyUknow
    +2
    15 ноября 2013 11:43
    Отличная статья в плане описания наших войск и боевых действий.А обрисовывали ее всегда у нас провальной и неуспешной только потому,что тогда,получается,не было бы повода к массовому недовольству и революции. На самом деле всего этого не было - были лишь хорошо профинансированные провокации.
  15. +5
    15 ноября 2013 12:21
    В целом понравилась статья,хотя есть и спорные моменты. В своё время о русской армии,офицерском корпусе,о первой мировой, хорошо писал В.Пикуль,особенно мне понравилась книга "Честь имею",рекомендую,если кто не читал. Да ,та война мало освещена,в массе своей только отрывочные факты,нет серьёзного исторического анализа действий и русских армий,да и всех участников той войны.
    1. -1
      15 ноября 2013 23:54
      Выкиньте Пикуля в топку. По крайней мере ту его часть, где он рассуждает о ПМВ, ибо сам ее участникам, в силу возраста не был.

      " О русской армии, офицерском корпусе", почитайте лучше Куприна "Поединок". Здесь писатель, сам бывший офицер, рассказывает всю подноготную "бравого" офицерства русской армии. Показывает всю ее вшивую изнанку. Притом, что характерно, мой прадед служил срочную рядовым почти в одно и тоже время с Куприным, только не на Украине, как писатель, а в Польше ( 1898 - 1901). Так вот, его рассказ об армии и рассказ Куприна - это один в один характеристика.

      Потом в русско-японской войне при Мукдене воевал и рассказывал, как от японцев драпали, и как офицеры на лошодях впереди рядовых ... ( за редким исключением). feel
      1. +1
        16 ноября 2013 10:30
        При всём моём глубоком уважении к творчеству Александра Ивановича Куприна не могу удержаться от внесения ложки дёгтя. А. И. Куприн прослужил в офицерском звании всего четыре года (с 1890 по 1894 г.) В 1893 г. по распоряжению командующего войсками Киевского военного округа генерала Драгомирова во время сдачи экзаменов в Академию Генералльного штаба, Куприн был отозван назад в полк за ряд ранее совершенных проступков несоответсвующих понятиям об офицерской чести.
        Да, господа, была у А. И. Куприна затаённая обида на Армию! Поэтому в повести "Поединок" (1905 г.) он и собрал всю грязь, которая на тот момент была в Армии. Как почти веком позднее сделал Ю. Поляков в своих "Ста днях до приказа".
        В годы эмиграции Куприн меняет в своём творчестве отношение к русскому офицерству. Видимо появилось с чем сравнивать. Повесть «Юнкера» наполнена духом русской армии, непобедимым и бессмертным. «Я хотел бы, — говорил Куприн, — чтобы прошлое, которое ушло навсегда, наши училища, наши юнкеры, наша жизнь, обычаи, традиции остались хотя бы на бумаге и не исчезли не только из мира, но даже из памяти людей.
        "Юнкера" — это моё завещание русской молодёжи»
  16. +2
    15 ноября 2013 12:25
    "В июле 1916 г. немцы предприняли газовую атаку на позиции Грузинского и Мингрельского полков. Противогазы имелись, но, одев их, солдаты перестали слышать команды. Когда немцы полезли на штурм, началась неразбериха и паника. Тогда полковник Отхмезури снял маску и начал отдавать приказания. Его примеру последовали все офицеры. Паника улеглась, атаку отбили. Большинство солдат уцелело. Офицеры отравились и погибли"

    Вот может именно поэтому турки отбирали в янычары детей славян, в виду какого то особого гена в хромосомном наборе, гена бесстрашия ??
    1. +1
      15 ноября 2013 12:38
      Отхмезури конечно славянская фамилия, налог мальчиками для янычарского корпуса снимали только с подвластных Османской империи земель, а там из славян только Сербы да Болгары.
      1. Шур
        0
        16 ноября 2013 01:02
        Нормальная фамилия ;)) Просто дико старославянская laughing
    2. Drosselmeyer
      -3
      15 ноября 2013 13:55
      Вы же взрослый человек и должны понимать, что это очередной миф. Что офицер мог скомандовать дыхнув химиии? Пискнуть два раза? Если они действительно так сделал, то это верх глупости, которую теперь выдают за героизм.
      1. +5
        15 ноября 2013 14:40
        Вы не ровняйте современное хим.оружие и то что было раньше. В то время русские солдаты надышавшись иприта еще могли пойти в последнею атаку.
        1. Drosselmeyer
          0
          15 ноября 2013 15:45
          Хотя может я и не прав. Если это был иприт, то теоретически ещё возможно насколько часов после отравления вести боевые действия. Многое зависит ещё и от концентрации ОВ.
  17. 0
    15 ноября 2013 12:41
    В деталях Вы конечно правы. Я фигурально выражался, в общем.
    1. +1
      15 ноября 2013 12:46
      Я вас понимаю, и не хочу задеть, храбрость и героизм русских солдат общеизвестна, поверьте она не нуждается в подтверждении примерами янычар. Есть много примеров когда представители других народов в составе русской армии показывали изумительные примеры героизма и самопожертвования. Я считаю что это скорее то самое сказочное понятие "русского духа" который всех может сделать "чудо-богатырями"
  18. +1
    15 ноября 2013 13:03
    Ну почему нужно все сдабривать ахинеей про заговор банкиров и империалистов?
    1. Vidok
      0
      20 ноября 2013 16:45
      По тому что это не ахинея. Я думаю что бесспорно то что не возможно подготовить переворот в такой стране как царская Россия за счёт семейных доходов дворян-революционеров и грабежей почтовых ж.д.составов.
  19. Taz
    Taz
    +2
    15 ноября 2013 13:22
    Эх, за державу обидно...!
  20. Drosselmeyer
    +3
    15 ноября 2013 14:14
    Во такими вот статейками-плакатами от института марксизма-ленинизма при СССР загаживалась история ВОВ. Сейчас мифами и легендами засоряется история Первой мировой. Особенно порадовали крестьяне, которые добровольно идут в солдаты и это при том, что скоро должна начаться уборка урожая, от которой зависит физическое выживание семьи крестьянина. Автор очень путает советское общество начала сороковых и крестьянское общество царской России.
    А уж немцев так били, так били, что линия фронта, почему-то проходила по территории Российской империи, почему-то оставили Польшу и т.д. Победа под Гумбинненом была, только потом обернулась она Гинденбургом и Танненбергом.
    Производили столько оружия, что почему-то заказывают его у воюющей Франции и Британии. Как-то логики нет.
    А о победе в 1917 году, слов нет. И это при том, что австрийцы в этом году разгромили итальянцев (да, да автор полудохлые австрийцы воевали ещё и с итальянцами), а французы с британцами безуспешно долбили танками германский фронт.
    Война -это продолжение политики военными средствами. И если не можешь сдержать внутрегосударственные конфликты, нечего лезть воевать.
    1. avt
      +2
      15 ноября 2013 15:41
      Цитата: Drosselmeyer
      Во такими вот статейками-плакатами от института марксизма-ленинизма при СССР загаживалась история ВОВ.

      good Теперь практически дети тех пропагандистов ,иногда под руководством родителей ,тем же способом втюхивают елейную мифологию про ,,Россию которую мы потеряли" ,причем не обращая внимания на то что сам автор этого бренда времен перестройки Говорухин сам на ТВ признался что глупость напорол ,да еще и назвал всю интеллигенцию проститутками ,а на вопрос - ,,А вы ?" ,ответил -,,И я тоже !" . Признаться подобная писанина с претензией на серьезную аналитику весьма раздражает ,лучше пусть романы а ля Акунин пусть пишут ,по крайней мере определенной ,романтически настроенной части читателей ясно будет что это фэнтази а ля Вальтер Скот на историческую тему.
    2. -2
      15 ноября 2013 22:53
      Drosselmeyer UA Сейчас мифами и легендами засоряется история Первой мировой. Особенно порадовали крестьяне, которые добровольно идут в солдаты и это при том, что скоро должна начаться уборка урожая, от которой зависит физическое выживание семьи крестьянина. Автор очень путает советское общество начала сороковых и крестьянское общество царской России.
      Только в России человека, работающего на земле называют крестьянином. Это искаженное произношения слово христианин. Русские крестьяне были настоящими христианами до развращения их идеей "Грабь награбленное". Поэтому имело место партизанское движение в войне 1812г., когда крестьяне добровольно сжигали свои избы вместе с французскими оккупантами посреди зимы, надеясь только на заступничество Божьей Матери для своей семьи. По этой же причине, крестьяне добровольно уходили на фронты первой мировой, поводом для которой стало притеснение католиками (Австро-Венгрией)православных сербов.
      1. avt
        0
        16 ноября 2013 10:46
        Цитата: GregAzov
        Только в России человека, работающего на земле называют крестьянином. Это искаженное произношения слово христианин.

        Однако если почитаете современников ,то неприятно удивитесь когда узнаете что ,,из християн" относилось к такой прослойке общества как к примеру половым в трактире ,но отнюдь не к крестьянам ,которых чаще тогда звали селяне ,поселяне.Рекомендую Гиляровского прочесть ,очень интересные наблюдения репортера .
  21. Комментарий был удален.
  22. +2
    15 ноября 2013 14:44
    Мда(( Единственно, что в этой статье истина - так это слова о героизме русского солдата и офицера. Остальное создает впечатление о том, что автор начитался пропаганды того времени + добавил теорию заговора аля Беркем)))
  23. +2
    15 ноября 2013 14:53
    Странно, сколько читал исторических книг о первой мировой, потери русской армии составляли 2 миллиона с чем-то убитыми и свыше 3 миллионов пленными. А тут какие-то сотни тысяч?
    1. 0
      15 ноября 2013 18:52
      Можно прочесть исследование Н.Н.Головина:"Россия в первой мировой войне" - участника ПМВ, в котором содержиться обширный фактический материал,в том числе и по потерям Российской армии. Материл дается без идеологической зашоренности и без т.н. хрестоматийного глянца.Издательство "Вече" 2006 г.
  24. 0
    15 ноября 2013 14:53
    Странно, сколько читал исторических книг о первой мировой, потери русской армии составляли 2 миллиона с чем-то убитыми и свыше 3 миллионов пленными. А тут какие-то сотни тысяч?
    1. kamakim
      0
      15 ноября 2013 15:42
      посмотреть какой разнобой потерь во II мировой в разных источниках, то с I мировой- вообще тёмный лес...
  25. +5
    15 ноября 2013 15:46
    Если в русской армии имелось 7030 орудий (48 на дивизию) и 263 аэроплана, а во французской 4800 орудий (36 на дивизию) и 156 аэропланов, где же «отсталость»?

    Неизвестно, откель автор взял численность артиллерии в русской дивизии?
    Могу поделиться знанием украденным от Е.З. Барсуков "Артиллерия русской армии" Воениздат, 1948 год.
    Дык вот, полевая артиллерия нашей армии была укомплектована по штату, и даже чуть лучше. Суть в другом.
    Тяжелая артиллерия у нас отсутствовала вообще, как класс. В отличие от армий Германии и Австро-Венгрии.
    Корпусная.., давайте сравним орудия в корпусе:
    Германия - 160
    Австро-Венгрия - 132
    Франция - 120
    Россия - 108.
    Это при том, что 55-75% потерь в Первой мировой - от артиллерии. Больше в начале войны, в 1914 - 75%.
    ...на британских заводах «Виккерс-Армстронг»...с отгрузкой в марте 1915 года, но не выполнен. Причем русских даже не сочли нужным предупредить об этом заранее. Результатом стал “снарядный голод”

    Коварство союзников притянуто за уши. "Снарядный голод" действовал только для орудий крупных калибров. А то, что на тяжелую артиллерию "забили" (и на снаряды тоже) это надо к великому князу Михаилу Николаевичу обращаться, как лоббисту фирм Шнейдер и Кане. Он же курировал вопросы артобеспечения армии.
    Читаем Широкорада:
    "...В 1914—1917 гг. русскими заводами было изготовлено 54 млн. 76-мм выстрелов, в том числе 26 млн. шрапнели и 28 млн. гранат. Кроме того, около 13 млн. 76-мм выстрелов было доставлено из-за границы. Этих запасов нашей артиллерии не удалось расстрелять ни в Первую мировую, ни в Гражданскую войны, и даже после Великой Отечественной войны на складах остались довольно солидные запасы 76-мм выстрелов дореволюционного изготовления".

    Автор приводит два главных фактора, способствовавших развалу РИ: действия противников, действия союзников fellow
    Про себя родимых забыл. Про коррупцию, про кризис идеологии, про распад этики и морали в обществе, прочее.
  26. Комментарий был удален.
  27. vladsolo56
    -1
    15 ноября 2013 17:39
    Чего нам хотят доказать? что война была великой? может даже отечественной? Однако Россия вступила в войну на чужих территориях, и отечественной ее назвать не получается. Героизм солдат был есть и будет в большинстве случаев следствием бездарности командования. Нам пытаются внушить что царские генералы сплошь были гениальные полководцы. Тогда вопрос, почему наша армия не показала гениальных побед в той войне?
    Потому ничего великого нет в том что происходило. Вся война, независимо с чьей стороны ее рассматривать, была кровавой мясорубкой, в которой погибали сотни тысяч простых солдат и младших офицеров. За что погибали? как после войны жили семьи погибших? Называть такую войну великой кощунство.
    1. лексей
      -1
      15 ноября 2013 21:51
      Чего нам хотят доказать? что война была великой? может даже отечественной?

      По-вашему Великая Отечественная это когда внешний враг добрался до Москвы?
      Однако Россия вступила в войну на чужих территориях

      Может здраво рассудили-а зачем русский народ то подставлять?
      Нам пытаются внушить что царские генералы сплошь были гениальные полководцы

      Главное что эти гениальные полководцы не допустили гениальных поражений.Согласитесь попасть в окружение в наступлении(Восточная Пруссия) и попасть в окружение в обороне как в 1941г-это 2 большие разницы.
      Вся война, независимо с чьей стороны ее рассматривать, была кровавой мясорубкой, в которой погибали сотни тысяч простых солдат и младших офицеров. За что погибали? как после войны жили семьи погибших? Называть такую войну великой кощунство.

      Россия воевала против 3-х империй...именно за свой суверенитет ибо Кайзер имел цель-создание экономического железного занавеса для Российской империи и устранения Франции как конкурента.За схожие цели воевал Петр 1 когда прорубал окно в Европу назло шведам-вы же признаете необходимость петровских войн?и очевидную их роль в становлении России?А учитывая масштаб ПМВ и приведенные цифры потерь в статье...а также сравнение потерь Франции и Германии а также!!!рождаемость в России... остается только признать что ПМВ вели действительно гениально и революция 1917г-это косвенно подтверждает(ну не жалели денег на подрыв государственности наши враги ибо в прямом противостоянии на фронте были не в силах избежать поражения.
      1. +2
        16 ноября 2013 08:26
        Цитата: лексей
        Россия воевала против 3-х империй...именно за свой суверенитет ибо Кайзер имел цель-создание экономического железного занавеса для Российской империи и устранения Франции как конкурента.

        Выделенное - это Ваше мнение, или Вы на кого-то ссылаетесь?
        На кого, на основании чего?
        Английский разворот против Германии Россия сделала при Николае II и вообще по непонятным причинам. Но, даже и перед войной 1/4 экспорта Германии была ориентирована на РИ. В свою очередь, 1/3 экспорта России шла в Германию. Какой занавес, ради чего? Если мы были друг для друга стратегическими торговыми партнерами.
        Война была объявлена Германией в ответ на МОБИЛИЗАЦИЮ объявленную в РИ. Причем Германия просила ее прекратить.
        Цели войны Николай 2-й нигде внятно не смог озвучить. Акромя жалких: "...надо прекратить рост милитаризации Германии..."
        Все цели Германии в этой войне были связаны, в первую очередь с Англией, ее колониями. Во вторую - с Францией, желавшей реванша и возвращения территорий, отторгнутых у нее в 1878 году.
        1. лексей
          0
          16 ноября 2013 13:49
          Выделенное - это Ваше мнение, или Вы на кого-то ссылаетесь?
          На кого, на основании чего?

          Статья "Неизвестная великая война" на сайте ВО и мой комментарий-"Вот представим что в 1914г.-Россия решила бы не вступать в войну." Это лично мое мнение,которое сложилось благодаря прочтению и просмотру различной информации.Да нет у нас еще в стране четкого ответа-за что воевала Россия в 1914г.Это только раньше в СССР были на все четкие ответы с массой отсылок на "компетентные" источники.
          Английский разворот против Германии Россия сделала при Николае II и вообще по непонятным причинам.

          Царь не торопился воевать это факт,понимая что России нужно время для экономического и военного рывка.
          Но за балансом сил в Европе РИ четко наблюдала.
          Вы понимаете что без этого для вас непонятного разворота Россия могла оказатся 1 на 1 со всей Европой!
          И тогда война 1812г. была бы нам обеспечена в наихудшем варианте-крестового похода.Причем вместе с немцами могли быть и французы...
          Но, даже и перед войной 1/4 экспорта Германии была ориентирована на РИ. В свою очередь, 1/3 экспорта России шла в Германию. Какой занавес, ради чего? Если мы были друг для друга стратегическими торговыми партнерами.

          А какой сейчас торговый баланс между США-Китаем?И кто кому враг-друг?Торговля это своего рода мирный договор-развития 2-х партнеров в ущерб остальным потенциальным друзьям.Да Германия и Россия совместно развивались,пока Кайзер вместо борьбы за колонии(думаю наш царь бы и ухом не повел если бы Германия получила бы новые земли вдали от Европы) не предпочел нарушить баланс в Европе.
          Цели войны Николай 2-й нигде внятно не смог озвучить. Акромя жалких: "...надо прекратить рост милитаризации Германии..."

          Вот тут вы правы... надо было жестче-Братья и Сестры!
          Хотя милитаризация Германии была налицо.
          Все цели Германии в этой войне были связаны, в первую очередь с Англией, ее колониями. Во вторую - с Францией, желавшей реванша и возвращения территорий, отторгнутых у нее в 1878 году.

          И по этим причинам замахнулись на Балканы?-А правда чем не новые колонии...
          Однако надо учитывать что за монархами стояли определенные силы,желающие дестабилизации Европейского континента и смены политического строя и элит,а также создания "благоприятных" условий для развития прогресса в новой трактовке.
          По-этому валить всю вину на монархов думаю не правильно.К тому же как показывает сегодняшняя жизнь-полный отказ от всех традиций и устоев это вовсе не прогресс...
  28. Комментарий был удален.
  29. +2
    15 ноября 2013 17:44
    Цитата: 505506
    Власти шантажировали их, силились завербовать в Иностранный легион.

    Кто хотел, тот вернулся. Будущий маршал Малиновский отвоевал 2 года в Марроканской дивизии Иностранного легиона вернулся, служил в Красной Армии и стал маршалом Победы и военным министром СССР.
    1. +1
      15 ноября 2013 18:42
      Кстати, капрал Р.Я. Малиновский сидел в одной камере с капитаном Деголем. который тоже стал не последним человеком во Франции.
  30. +1
    15 ноября 2013 18:55
    Сильная страна не рухнула бы из-за недостатка хлеба в Питере. Гнила Россия под руководством последнего Романова Николашки, доведшего доставшуюся ему сильную и умиротворённую державу до ДВУХ РЕВОЛЮЦИЙ!!!
    1. КЕКС44
      0
      15 ноября 2013 21:38
      Рухнула, в 1991- м, или забыли?
    2. Сахар Мёдович
      0
      17 ноября 2013 08:10
      Цитата: nnz226
      Сильная страна не рухнула бы из-за недостатка хлеба в Питере. Гнила Россия под руководством последнего Романова Николашки, доведшего доставшуюся ему сильную и умиротворённую державу до ДВУХ РЕВОЛЮЦИЙ!!!

      Уточним-сильная духом страна! В1941 она была такой, при царе и Горбачеве-нет.
  31. КЕКС44
    +1
    15 ноября 2013 21:06
    Цитата: КЕКС44
    А вот Вы попробуйте взять власть хе-хе...

    Благодаря таким деятелям и прос...ли! Коней на переправе не меняют, гос. строй тем более. А попробовали коммунойды взять власть после победы, или на честных выборах. То-то. Поэтому и взяли в разгар 1-й мировой и на германское бабло. Иди, Ленину цветочки принеси на мавзолей!
  32. -2
    15 ноября 2013 21:14
    В итоге мировая война, которая должна была однозначно кончиться в 1917 г., затянулась еще на год. Кто сделал этот прогноз? Из статьи можно сделать вывод, что большевики, которых в то время было на все воюющие страны тысяч двадцать, выиграли войну.
  33. +2
    15 ноября 2013 22:19
    Статья понравилась, правда в Российской империи показана только хорошая сторона. Не будем забывать, что к началу войны, страна ещё была под впечатлением оглушительного поражения на Дальнем Востоке. Народ требовал реванша, но, как правильно подметил автор, "сердечное согласие" было с компанией карточных шулеров - они же правительства Франции, Англии и США. Той самой Англии, которая построила и вымуштровала флот для японцев. Всё правильно в описании жертвующего собой наступления на Гумбиннен. Однако нет продолжения, что Францию спасли, а армию генерала Самсонова отдали на съедение немцам. Объективности ради, таких поражений потом было ещё много, иначе как объяснить, что к 1917 году линия фронта проходила под Ригой и Минском?
    Всё равно статья получилась неплохая.
  34. 0
    15 ноября 2013 23:33
    Фотки явно лубочно-показушные.
    Мой прадед деду рассказывал, как он в 1915-1916 воевал, так говорит, немец такой огонь плотный вел, что только винтовку из окопа вытаскивали и наугад стреляли, сами не высовываясь. А тут, офицеры по пояс стоят... wassat
  35. +1
    16 ноября 2013 03:54
    Цитата: avt
    Статья - дань моде принятой ныне раскрутке романовского периода ,ничего конкретного к аналитике и беспристрастного рассмотрения темы не имеющая . ,,Впоследствии возникли мифы об «осталости» России, ее неготовности к войне, поражениях. Но это не более чем мифы. "=========== о как ! Значить оружейный ,,голод" ,когда даже однозарядные винтовки закупали ,и катастрофа 1915 о которой говорили современники того времени ,это злокозненная большевицкая пропаганда советских лет !? Был бы автор аналитиком ,то поинтересовался бы как и с каким неимоверным трудом выходили из катострофического положения нехватки вооружения ,сколько золота и специалистов отправили за океан налаживать производство оружия .От большого прогресса в экономики у японцев выкупали корабли времен Цусимы и подлодки у Голланда заказывали ?

    Автор - казак,полковник в отставке, автор многих книг по истории. Почитайте его книгу о первой мировой-на основе чего видимо он и написал эту статью. Книга написана на основе большого числа источников, содержит много фактического материала о мужестве русских войнов. Снарядный и патронный голод там очень подробно описан. Его и в статье автор признает, только к 1916 он был преодолен.
    Взгляд автора на справедливость войны- его сугубо личное мнение. Все могут ошибаться.
  36. +1
    16 ноября 2013 08:35
    Статья просто лживая насквозь, просто немного фактов приведу, например об артиллерии и даже не о количестве пушек, хотя там цифры тоже разгромные, но тут речь шла о снарядном голоде, вот цифры о снарядах, которые стороны "пульнули" друг по другу. Перед этим будем помнить, что по французким данным (в русской армии такого учета просто не велось):
    Потери от снарядов (и ничтожные от ручных гранат) — 67%
    Потери от пуль (ружейных и пулеметных) — 23%
    Потери от других причин — 10%
    Оценим процент потерь от артиллерии и посмотрим другие цифры: В течение всей войны 1914 — 1917 гг. русская артиллерия израсходовала в общей сумме не более 50 000 000 выстрелов всех калибров, включая и химические снаряды. Цифра достоверная и никем из историков не оспаривается.
    Посмотрим на союзников и противников:
    Франция
    75-мм калибра около 163 630 000 выстрелов,
    155-мм калибра около 28 000 000 выстрелов

    Германия
    Всех калибров около 271 533 000 выстрелов.
    В том числе: приблизительно 156 000 000 77-мм, 67 000 000 10,5 см, 42 000 000 15-см и 7 000 000 21-см. калибра.

    Англия
    Всех калибров около 170 386 000 выстрелов.
    В том числе: приблизительно 99 000 000 76 мм пушечных, 25 000 000 114-мм гаубичных, 22 000 000 152-мм гаубичных и т. д.

    Австро-Венгрия
    Всех калибров около 70 000 000 выстрелов.

    Как видим, царская армия «России которую мы потеряли» по расходу артиллерийских снарядов по время ПМВ безнадёжно отставала даже от маломощной Австро –Венгрии (на 20 МИЛЛИОНОВ выстрелов). С другими странами и сравнивать нечего – от Франции и Германии отставание почти в ШЕСТЬ РАЗ, от Англии – в три с половиной.
    Германия ТОЛЬКО снарядов КРУПНЫХ КАЛИБРОВ выпустила 116 миллионов (а Россия – снарядов ВСЕХ типов – около 50 миллионов)
    Платить за это отставание приходилось на полях сражений огромной кровью русской пехоты…(вспомним про процент потерь от артиллерии)
    Немцы уже в 1914 году массово применяли ружейные гранаты и т.д.
    По винтовкам ситуация была не менее плачевная, факты шокируют, но да в другой раз)

    P.S. Автор тут упомянул "остроконечные суконные шапки-богатырки" на смену фуражкам, эх... а извесно ли автору, что немцы воевали в шлемах? в ЖЕЛЕЗНЫХ шлемах! В царской армии посчитали, что железные шлемы портят вид солдата, но скольких жизней стоила незащищенная голова!! наших солдат, ведь достаточно одного комка мерзлой землицы в голову после разрыва снаряда или шальной пули, чтобы жизнь здорового солдата угасла. Вот тебе и шапки богатырки) Шлемы надо было принимать на вооружение, а не стилизацию под былинных богатырей прошлого)
    1. +1
      16 ноября 2013 10:42
      Цитата: барбитурат
      В течение всей войны 1914 — 1917 гг. русская артиллерия израсходовала в общей сумме не более 50 000 000 выстрелов всех калибров...

      За 1914-17 г.г поступило на фронты (выстрелов):
      76 мм - 60437000
      107-152 мм - 11760000
      203-305 мм - 115481
      ИТОГО: около 72 млн.

      Цифры по расходу у союзников и противников включают еще и 1918 год.
      К примеру:
      Франция 75-мм калибра — около 163650000 выстрелов

      Но, все равно, конечно, несопоставимо.
      1. 0
        16 ноября 2013 11:05
        согласен, только наверняка 72 млн поступивших не означают 72 млн израсходованных и учитывая степень разложения к 1917 году(русская армия практически перестала воевать), становится понятно, что разница в 22 млн пошла уже на нужды гражданской войны.
        Впринципе, все сходится. К 1917 году наконецто раскрутилась военная промышленность и насытила склады снарядами, только Российская империя уже доживала последние месяцы, а армия больше браталась с противником чем стреляла по нему, расход снарядов практически прекратился. Войну уже проиграли к тому времени и технически и морально
    2. лексей
      0
      16 ноября 2013 15:50
      Платить за это отставание приходилось на полях сражений огромной кровью русской пехоты…(вспомним про процент потерь от артиллерии)

      Никто не оспаривает тот факт что в ПМВ артиллерия вносила решающий вклад в победу на поле боя.
      НО ценность снаряда на Западном и Восточном фронтах была различна.
      После французской артподготовки...немцы частенько выбирались из своих укрытий и останавливали атаку.Западный фронт вообще "глубоко уходил" в землю по причине сильных артобстрелов.Следовательно и расход снарядов был значительно выше...
      Восточный фронт из-за своей протяженности все таки давал возможность для маневра-отступление 1915г.
      Ну также важно ведь не только много стрелять но и точно...
      Брусиловский прорыв это вполне доказал...артогонь велся исключительно по точным разведданным,что во многом и повлияло на успех.Также и в 1914г. русская артиллерия имея "оглушительный" опыт войны с Японией прекрасно показала себя.
      1. 0
        17 ноября 2013 07:30
        По моему, Вы не совсем верно оцениваете. Как французы "маневрировали" отступлением, так и наши. Как французы дошли до определенной точки и немцы перестали наступать, так и наши. Окопы были одинаковой глубины) Просто французы и англичане, как и немцы в ответ, перед наступлением вели тяжелые многодневные артобстрелы (да и не только перед наступлением), а вот русская армия имела пшик тяжелой артиллерии, отсюда страшные результаты войны и гибель государства.(Почитайте например о гибели Русской Гвардии в 1916 году, какие велись артподготовки и как их бросали на пулеметы(в 1916 году так уже давно никто не делал и какое впечатление это произвело на Российскую империю)
        Брусиловский прорыв был против австрийцев, впрочем как и почти все успехи русской армии в той войне (против основного противника был вообще только один успех в 1914 году и тем не сумели воспользоваться), а опыт войны с Японией учла только Германия, приняв на вооружение многочисленную тяжелую артиллерию. Просто Франция и Англия, обладая хорошей промышленностью, сумели эту ситуацию во многом исправить, а Россия нет, промышленность в зачаточном состоянии была.
        1. лексей
          0
          17 ноября 2013 14:29
          Почитайте например о гибели Русской Гвардии в 1916 году, какие велись артподготовки и как их бросали на пулеметы(в 1916 году так уже давно никто не делал и какое впечатление это произвело на Российскую империю)

          Так ведь гвардия она ведь не только для войны...а в том числе и для подавления мятежей-ВЫ не находите?Так что учли этот "нюанс" в предстоящей борьбе за власть.
          А ведь и немецкая гвардия ходила в полный рост на пулеметы.
          Просто французы и англичане, как и немцы в ответ, перед наступлением вели тяжелые многодневные артобстрелы (да и не только перед наступлением), а вот русская армия имела пшик тяжелой артиллерии, отсюда страшные результаты войны и гибель государства

          Вы хотите сказать что концентрация сил на Западном и Восточном фронте на 1км были равнозначны?Фронт на Западе также имел и большую глубину оборонительных укреплений.А развитая железнодорожная сеть?-знай себе только подвози снаряды.Так вот и лупили на всю глубину укреплений-тяжелой артиллерией ,устраивая многодневные обстрелы.
          А вот на Востоке ценность тяжелой артиллерии заметно снижалась-за исключением крепостей.Так что имея хотя и отставание по тяжелым видам вооружений Россия неуклонно шла к победе в ПМВ,давая своим "друзьям" и "врагам" вдоволь насладится взаимными многодневными артобстрелами.
          Брусиловский прорыв был против австрийцев, впрочем как и почти все успехи русской армии в той войне

          Я вот тоже считаю что Берлин должны были брать французы и англичане laughing Так что никаких противоречий не вижу-врагами были австрийцы а немцы так...под ногами мешались laughing
          только один успех в 1914 году и тем не сумели воспользоваться

          А разгром кадровой армии Австро-Венгрии это не успех?А помощь Сербии и возможность дальнейшего сопротивления сербской армии?А позиция Италии и ее решение на чьей стороне воевать?1914г-это был оглушительный успех России-стратегически.Сами посудите-вся Европа воюет а у нас снарядный голод laughing и русская армия отступает в 1915г(да под свист всей "думающей" интеллигенции и рыдания женщин-патриоток laughing )
          правда отступали без окружений и грамотно-даже Польше независимость дали в 1914г laughing
  37. 0
    16 ноября 2013 11:28
    кстати, еще насчет ИЗРАСХОДОВАННЫХ и ПОСТУПИВШИХ снарядах. В разных источниках(бегло просмотрел) историки и генералы мемуаристы) сходятся в 270млн снарядов ИЗРАСХОДОВАННЫХ Германией, а вот число поступивших в германскую армию снарядов оценивается кемто в 300 млн, ктото говорит о 306 млн. Т.е разница в поступивших и израсходованных присутствует и у немцев.
  38. oldkap22
    0
    16 ноября 2013 22:57
    статья достаточно поверхностная!!никакие "темные силЫ" НЕ СМОГУТ РАЗВАЛИТЬ СИЛЬНОЕ СПЛОЧЕННОЕ ГОСУДАРСТВО!Армию начали разваливать не большевики (Они просто подняли власть.лежащую в грязи)Рулили как могли(но по крайней мере имели и программу исистему управления.и действовали не только кнутом но и горбушкой хлеба...и в конце концов кое чего добились(СССР)а при николае"цвет страны"гвардию-погубили кадровое офицерство погубили.академию ГШ-на фронт при ТОВАРИЩЕ СТАЛИНЕ так со специалистами не обращались(не надо проГУЛАГ почитайте "в круге первом"и мкмуары про шаражки...да и контроль был по лучше а потом было" подведение итогов" и выводы...
  39. bublic82009
    0
    16 ноября 2013 23:27
    через столько лет легко обсуждать, события тех лет. осуждать одних и жалеть других. России от этой войны почти ни чего не нужно было, за исключением проливов в Средиземное море и влияния на Балкане. ну может быть еще победоносной войны после поражения 1905 г. но извините гибель нескольких миллионов наших людей и потеря части территорий ни в какое сравнение ни идет с ее задачами.
    нам эта война не нужна была. когда народ понял, то он и поддержал революцию, сначала февральскую, потом октябрьскую.
  40. 0
    18 ноября 2013 12:37
    Победа украдено сто процентов, на весну 1917 были сконцентрированы большие силы и ресурсы для наступления, Европа просто бы не справилась с Россией, здесь МИ-6 замешана, Смерть предателям.