УАЗик с двигателем от самолета? Именно!

18
Что будет, если на автомобиль поставить самолетный двигатель? В воображении сразу возникают гоночные автомобили, на которых ставят рекорды скорости где-нибудь на высохшем соленом озере Бонневиль.

Однако есть более рациональное и практично использование, да и автомобиль может использоваться куда более доступный. Посмотрите на фотографию: внутри этого немного необычного УАЗика установлен самый настоящий газотурбинный двигатель. Такой же, как на самолетах.



Заинтересовались?

2. Первое, что бросается в глаза — вынесенный вперед бампер, служащий поддоном для гофрированного шланга, необычные выступы под фарами. Самые внимательные заметят высоко поднятую горловину сразу за правой дверью, хотя ниже есть еще одна, как у всех нормальных УАЗиков.



3. Воспользовавшись гостеприимством сотрудников аэропорта, откроем дверь салона. Вот тут-то и кроется самое интересное.
Сразу за водителем установлен огромный топливный бак. За топливном баком какое-то устройство с кучей проводов, трубок и шлангов.



4. Весь салон автомобиля УАЗ занимает газотурбинный двигатель. Что он тут делает? Может это запчасти для ремонта? Нет, очевидно двигатель подключен и может работать. Кто-то решил установить рекорд скорости среди УАЗиков? Тоже нет.



5. Давайте заглянем в кабину. Справа от водителя вот такая панель управления всем этим хозяйством. Так, немного проясняется, очевидно двигатель может вращать генераторы. Но вряд ли ради того, чтобы сделать передвижную электростанцию городили бы такую сложную конструкцию. Правильно у этого УАЗика кроме выработки электроэнергии есть и более важные задачи.



6. Покинем ненадолго кабину и прогуляемся по аэродрому. Кстати, насчет электроэнергии наша догадка подтвердилась. Видите розетки рядом с фарой?



7. Каждый знает, что для полета самолету нужны двигатели. На большинстве современных самолетов они располагаются на крыльях. Чаще всего их бывает два, как у этого Boeing-737, или четыре, как у Boeing-747 или гиганта Airbus A-380. Но на самом деле на самолетах есть не только основные двигатели. Для того, чтобы на стоянке работали гидравлические системы, кондиционирование, обеспечивалась электроэнергия и другие системы воздушных судов крайне нерационально запускать мощные и прожорливые основные двигатели. Поэтому на самолетах есть двигатель поменьше — вспомогательная силовая установка, сокращенно ВСУ. Обычно она располагается в хвостовой части лайнера.



8. Сейчас самолет буксируется тягачом. Основные двигатели не запущены, зато видно, что ВСУ работает. Видите струю выходящих газов?



9. ВСУ используется практически на всех типах самолетов для обеспечения энергией всех систем, а также для запуска основных двигателей. Присмотритесь, почти у всех самолетов вы увидите сзади небольшое отверстие — это сопло ВСУ.



10. Почему нельзя поставить какой-нибудь двигатель попроще или связку из аккумуляторов и стартера как в автомобиле? Конечно, дело в огромной мощности, которая требуется на самолете. Двигатели обычно запускаются потоком сжатого воздуха, который и производится турбиной. Кроме того ВСУ вращает генераторы и может подавать воздух в салон, конечно, не такой горячий, как выходит из сопла.



11. Теперь становится понятно предназначение этих шлангов и этого УАЗика. Вспомогательная силовая установка может выйти из строя, или может понадобиться обеспечить напряжение, или быстро прогреть самолет после долгой зимней стоянки. В этих и других случаях, УАЗик с газотурбинным двигателем в салоне придет на помощь. Кстати, ездит он вовсе не быстро — скорость движения по аэродрому всего 30 км/ч, не больше. Почему так медленно? Во-первых, из соображений безопасности, во-вторых, вес почти 3 тонны.



Немного технических подробностей:

Установка воздушного запуска предназначена для запуска газотурбинных авиационных двигателей горячим сжатым воздухом и для питания бортовой аппаратуры воздушных судов постоянным и переменным током в момент запуска.

Установка смонтирована на базе автомобиля УАЗ-37411 в котором размещены:

силовая установка
система всасывания и выхлопа
воздушная система
противопожарная система
электрооборудование
средства связи.
Установка может работать при температурах от -50°С до +50°С и относительной влажности до 98%.

Силовая установка и система смазки – газотурбинный, одновальный с отбором воздуха за компрессором, с редуктором двигатель ТА-6А. Установка оснащена автономной топливной системой питания двигателя ТА-6А. Такой же двигатель используется в качестве вспомогательной силовой установки для самолётов Ту-154, Ил-62М, Ил-76 и Ту-22М, Ан-22А.

Режим работы (время непрерывной подачи воздуха):
- при t н.в. ниже +25°С - 20 мин.
- при t н.в. от +25°С до +50°С - 10 мин.

Мощность установки (при Н=0, Р=760мм рт.ст., t н.=+15° С):
- давление (при расходе воздуха 1,35 кг/с - 4,5 +/- 0,2 кг/см²)
- температура - 200 +/- 20° С

Электроэнергия
Напряжение питания постоянным током: 27 В
Переменным током 3 ф I с выведенной нейтралью 208 В, частота 400 Гц.

Суммарная мощность при режиме подачи воздуха, кВА: до 32
в том числе постоянного тока, кВт: до 6.

Суммарная мощность на генераторном режиме (без подачи воздуха), кВА: до 45
в том числе постоянного тока, кВт: до 6.

12. Так что если увидите в аэропорту этот странный пучеглазый УАЗик, знайте, это очень важная машина.



Благодарю за экскурсию и помощь в написании репортаж сотрудников аэропорта Домодедово, самого гостеприимного для споттеров аэропорта России.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    20 ноября 2013 08:44
    Автору спасибо, за интересную экскурсию!!! И машина интересная, сколько их таких выпустили? И выпускал кто? Самоделка или спецзаказ ограниченный?
  2. +8
    20 ноября 2013 09:20
    УАЗИК с двигателем от уазика + специальное оборудование в виде ГТД.
  3. +12
    20 ноября 2013 09:31
    Это не УАЗик с реактивным двигателем, это просто аэродромный УАЗик с ГТД. Авто с реактивным двигателем выглядит так:
    1. +4
      20 ноября 2013 09:34
      или как-то так:
      1. Комментарий был удален.
      2. +7
        20 ноября 2013 12:34
        А можно и так...
        1. Комментарий был удален.
          1. +1
            20 ноября 2013 22:19
            А было и так.
            В своё время в Книгу рекордов Гиннесса был занесён The Beast как самый мощный в мире автомобиль. 12 расположенных V-образно цилиндров, по 4 клапана и по 2 свечи на цилиндр, 27 литров суммарного объёма, по 2 распредвала в каждой головке блока , обороты холостого хода мотора — 120 в минуту, максимальная мощность по разным оценкам — от 850 до 1000 «лошадей» при 2 500 оборотах в минуту, а предельные обороты — 2 800. Топливо- 95-й бензин, больше литра на километр, а емкость бака- 120 литров. От решётки радиатора до лобового стекла — 3 метра!
            Кстати, The Beast — не единственный автомобиль, под капотом которого оказался подобный двигатель. В Австралии существует Chevrolet в кузове 1955 года с таким же мотором Merlin. Эти двигатели устанавливались во многие самолёты времён Второй Мировой войны — например, в знаменитый британский истребитель Spitfire.
      3. AVV
        0
        21 ноября 2013 00:08
        Траву на аэродроме,что ли жжет ???
  4. +3
    20 ноября 2013 09:38
    Жаль нет фото выхлопного сопла УАЗика. smile
  5. +6
    20 ноября 2013 10:16
    Спасибо, всё чётко, по делу и о малоизвестном.
  6. 0
    20 ноября 2013 10:16
    В Саратове на авиазаводе была такая машина.Жёлтого цвета. Сейчас авиазавода уже нет. Но машина периодически мелькает в городе.
  7. ed65b
    0
    20 ноября 2013 10:48
    А я подумал что реально уазик гоночный. Эх облом. smile
  8. +1
    20 ноября 2013 11:02
    Хорошая познавательная статья, автору + good
  9. +3
    20 ноября 2013 11:03
    Спасибо, было очень интересно)
  10. +3
    20 ноября 2013 12:12
    Были эксперименты по установке ГТД на КРАЗ . Двигатель очень компактный и мощный, не надо греть при морозах, быстро выходит на полную мощность, но расход топлива перечеркнул все достоинства
    1. +1
      20 ноября 2013 13:36
      Амеровский Кенворт. ГТД мало весил и его могли поднять два человека
      1. Комментарий был удален.
  11. +9
    20 ноября 2013 13:13
    НУ этот уазик рабочая лошадка, а вот такие вещи это и правда искусство.
  12. +4
    20 ноября 2013 13:32
    Очень интересная статья. Спасибо. hi
    Заинтересовался, нашел:
    Машина воздушного запуска АИСТ-6С на базе ГАЗ-33021.
    Установка использует модуль воздушного запуска MSU-200 производства компании Rheinmetall
  13. Miffody
    +1
    20 ноября 2013 13:59
    ПС90 в свое время мы при помощи этого "УАЗика" запустить не смогли.
  14. ДимычДВ
    +1
    20 ноября 2013 16:14
    У нас в 1984-м в соседней учебке, вполне себе сухопутной, авиадвижком реактивным с трейлера плац обдували. Топливо-то народное было. Видать, у личного состава с мётлами были проблемы, а у зампотыла - порядок с креативом и связями...
    1. +1
      22 ноября 2013 04:25
      типа кого,хотя были и МАЗы с такой пухой от МиГа
  15. +2
    20 ноября 2013 21:58
    Наблюдал в Толмачёво(Новосибирск)как чистили или сушили ВПП и рулёжку реактивным двигателем смонтированным на кразе.Сначала УАЗ со стойкой пробежал,видимо сцепление мерил,за ним этот краз.Хорошо видно было как лёд отлетает и полоса сохнет.Потом снова уаз со стойкой и наконец самолёт выпустили.
  16. +1
    22 ноября 2013 04:14
    Наследник ...
    Был АПА-7,а может кто и ранее
    кто знает,поймёт
  17. 0
    24 ноября 2013 15:23
    мне кажется или у боинга на 1-2 фото с поворотным рулем на хвосте снизу что-то не так? согнут?
  18. nastran123
    +1
    27 ноября 2013 18:04
    Крутой бэт мобиль wink

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»