Испанский проект фрегата F110 на фоне сокращений оборонного бюджета

1
В середине октября официальный Мадрид огласил свои планы на обновление военно-морского флота в течение ближайших лет. В бюджете на 2014 финансовый год предусмотрены оборонные расходы общим объемом около 5,74 млрд евро, что на 3,2% меньше бюджета на текущий 2013 год. В связи с этим министерство обороны Испании было вынуждено пересмотреть планы на строительство новых кораблей и модернизацию старых. Так, строительство шестого фрегата типа Álvaro de Bazán (также встречается обозначение F100) начнется не в 2014 году, как планировалось ранее, а в 2015-м. Ранее предполагалось, что в следующем году около 6 миллионов евро будет потрачено на модернизацию пяти уже построенных фрегатов F100, но пока все ограничится лишь оценкой их состояния и проведением ремонта для поддержания текущего состояния. Такие работы обойдутся в 1,5 млн евро.

Испанский проект фрегата F110 на фоне сокращений оборонного бюджета


Сокращение оборонного бюджета оказало влияние не только на проекты модернизации имеющихся кораблей. В связи с уменьшением расходов Испания вынуждена отложить до 2015 года начало основных работ по проекту перспективных фрегатов F110. Предварительные работы по этому проекту стартовали еще в 2010 году, однако создание технической документации до сих пор не началось, что соответствующим образом сказывается на сроках реализации всей программы строительства новых кораблей. Согласно нынешним планам, первые фрегаты F110 должны войти в состав ВМС Испании в начале следующего десятилетия. Предполагается, что они придут на смену эксплуатируемым сейчас фрегатам типа Santa Maria, представляющим собой незначительно доработанный вариант американского корабля типа Oliver Hazard Perry. Не ранее 2020 года предполагается начать списание имеющихся фрегатов Santa Maria, у которых к тому времени станут заканчиваться сроки службы.

В настоящее время ВМС Испании совместно с компанией Navantia и рядом смежных организаций разрабатывают список требований к перспективным фрегатам. Основная часть нюансов облика еще не определена или же определена, но не опубликована. На данный момент известны лишь некоторые особенности проекта F110, которые не позволяют делать выводы о его перспективах.

Ранее сообщалось, что военно-морские силы Испании желают видеть проект с широким использованием модульной архитектуры, в последние годы наглядно показавшей свои положительные стороны. Ожидается, что строительство новых фрегатов по модульному принципу позволит снизить их изначальную стоимость, а также заметно удешевить последующие ремонты и модернизации. Кроме того, возможно использование сменных комплексов оборудования и вооружения, состав которых можно будет определять в соответствии с текущими задачами корабля.

Модульная архитектура различных систем является важным требованием к проекту по причине планируемых сроков службы. Пополнив состав ВМС в начале следующего десятилетия, новые фрегаты должны будут служить, как минимум, до шестидесятых годов, после чего их начнут списывать. Таким образом, за четыре десятилетия службы фрегаты F110, скорее всего, должны будут пройти несколько модернизаций, каждая из которых улучшит их возможности в соответствии с текущими требованиями.

Фрегаты F110 будут приспособлены для активного ведения боевых действий как в прибрежных зонах, так и на удалении от берега. По имеющимся данным, военно-морские силы требуют от разработчиков проекта обеспечить возможность борьбы с надводными, подводными и воздушными целями. Для обеспечения максимально возможной боеспособности на корабле будут установлены системы с максимально возможной автоматизацией различных процессов. Кроме того, предполагается активное использование беспилотной техники различных классов.

Широкое применение автоматики, как ожидается, позволит сократить экипаж и, как следствие, уменьшить объемы, выделенные под помещения для него. Благодаря этому удастся увеличить боекомплект вооружений и установить на кораблях большее количество специализированных систем. Точный состав вооружений и оборудования, однако, пока не был объявлен. Вероятно, испанское командование до сих пор не определило подобные требования к проекту.

Несмотря на то, что проект F110 еще не вышел даже из стадии определения требований, испанские судостроители уже показали макет перспективного фрегата. Вполне понятно, что за следующие несколько лет облик корабля может претерпеть значительные изменения и поэтому демонстрируемый макет перестанет быть актуальным. Тем не менее, модель фрегата F110 позволяет составить примерное представление о современных воззрениях испанских ВМС и конструкторов.

Внешний вид макета наглядно демонстрирует избранный путь конструирования корпуса и надстройки. Внешние обводы корабля состоят из большого количества прямых панелей, сопряженных друг с другом под разными углами. При помощи такой конструкции корпуса и надстройки можно значительно снизить заметность корабля для радиолокационных систем. Единственным элементом конструкции, нарушающим «гладкие» обводы, является артиллерийская установка в носовой части корабля. Возможно, в дальнейшем она получит кожух, как это предлагается делать на самых новых эсминцах США типа Zumwalt. Антенны различных радиоэлектронных систем будут скрыты под кожухом на надстройке.

Интересны обводы корпуса корабля, в том числе его подводной части. Носовая часть корпуса имеет привычную заостренную форму с «классическим» форштевнем. Однако верхняя часть бортов корпуса расширяется к надстройке и переходит в сравнительно широкую корму. Для обеспечения остойчивости кормовая часть корабля имеет характерную форму тримарана. Подобная компоновка позволяет обеспечить достаточно большие внутренние объемы корпуса и надстройки, а также большую площадь посадочной площадке на корме. Стоит отметить, похожим образом построен американский корабль прибрежной зоны USS Independence (LCS-2).

Между артиллерийской системой и надстройкой на макете размещена вертикальная пусковая установка для управляемых ракет. Подобное вооружение, разработанное в других странах, давно подтвердило свои возможности и удобство эксплуатации. Теперь, по-видимому, аналогичную систему намерена разработать или закупить за рубежом и Испания. Есть основания полагать, что перед надстройкой перспективного фрегата F110 будет находиться универсальная пусковая установка, пригодная для запуска ракет различных классов и типов.

В кормовой части макета видна сравнительно широкая и длинная посадочная площадка. Кроме того, расположенная перед площадкой часть надстройки может вмещать в себя ангар для вертолета. Таким образом, фрегаты F110 смогут расширить свои возможности за счет использования транспортных, противолодочных или поисково-спасательных вертолетов.

При внимательном рассмотрении представленного Испанией макета фрегата типа F110 трудно избавиться от ассоциаций с новейшими кораблями США. Испанский фрегат имеет общие черты с американскими проектами эсминцев Zumwalt и кораблей прибрежной зоны Independence. Вполне возможно, что, формируя требования к собственному перспективному фрегату, испанские военно-морские силы заимствуют некоторые идеи у американских судостроителей, что запечатлено в характерном внешнем виде макета. С другой стороны, проведя ряд исследований, испанские конструкторы могли прийти к тем же выводам, что и их американские коллеги несколько лет назад. Но, вне зависимости от конкретных причин, сходство проектов, как минимум в отношении внешнего вида, заметно с первого взгляда.

Сейчас продолжаются работы по определению требований к перспективному фрегату F110. Создание проекта, в соответствии с нынешними планами, начнется лишь в 2015 году. При этом нельзя исключать новый перенос сроков, вызванный еще одним сокращением оборонного бюджета. Следствием этого станет смещение времени принятия новых кораблей в строй, а у этого могут быть большие последствия. Фрегаты F110 в будущем должны заменить корабли проекта Santa Maria, срок службы которых истекает в начале следующего десятилетия. Таким образом, на разработку и строительство новых фрегатов остается не более 5-7 лет, иначе новые корабли не смогут вовремя заменить устаревшие.

Изменение сроков реализации проекта может негативно сказаться на его технической части. Сокращение времени на создание проектной документации способно привести к исключению или переносу работ по некоторым направлениям. К счастью, некоторые части проекта могут быть реализованы позже, чему способствует модульная архитектура систем. Тем не менее, разработка фрегата в условиях жестких временных рамок может привести к самым разным последствиям.

До 2015 года испанские ВМС и судостроительная промышленность продолжат работу над требованиями к фрегатам проекта F110. Вполне возможно, что в самое ближайшее время некоторые требования к этим кораблям изменятся. Из-за этого, в частности, возможно появление нового макета, собранного в соответствии с текущими воззрениями на облик фрегатов. Поскольку до начала проектных работ осталось около полутора лет, предварительный облик корабля может претерпеть значительные изменения. Каким он будет в окончательном варианте – узнаем лишь к концу десятилетия, когда начнется строительство головного фрегата F110.


По материалам сайтов:
http://armstrade.org/
http://flot.com/
http://militaryparitet.com/
http://globalsecurity.org/
http://naval-technology.com/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

1 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. GastaClaus69
    0
    27 ноября 2013 15:03
    F100 толком еще и 10 лет не отслужили, а они уже хотят себе новые фрегаты. Не жирно ли для Испании.
  2. GastaClaus69
    0
    27 ноября 2013 15:03
    F100 толком еще и 10 лет не отслужили, а они уже хотят себе новые фрегаты. Не жирно ли для Испании.
  3. Yankuz
    0
    27 ноября 2013 19:16
    Зумвалт с носом наоборот что ли получился? Интересно!
  4. mvg
    0
    27 ноября 2013 21:19
    зумвалты за 10 т.т., 2 пушки, которые бьют чуть ли не на 100 км (грят 140 даже), под 100 топоров, или см2-3, а это береговая охрана скорей и конвоиры... тысячи под 4,5 тире 5, из противокорабелок вряд ли что то толще гарпунов будет, в основном ПВО, скорее британское или франция, как раз британия заканчивает свою замену сивулфу. но испанские проекты кораблей неплохие очень.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»