Автономный подводный аппарат Reliant установил рекорд дальности

3
Автономный подводный аппарат Reliant установил рекорд дальности

Беспилотные аппараты, управляемые оператором при помощи вынесенного пульта, давно нашли применение в различных сферах. Теперь главной задачей в этой области является создание техники, способной работать без участия человека. Ввиду того, что большая часть автономных аппаратов пока дошла лишь до стадии испытаний, каждый новый подобный проект получает возможность установить рекорд по тем или иным параметрам. К примеру, в конце октября американский беспилотный подводный аппарат Reliant, созданный компанией Bluefin Robotics, поставил рекорд продолжительности и дальности плавания в полностью автономном режиме.

30 октября американская компания Bluefin Robotics сообщила о завершении очередных испытаний автономного аппарата Reliant. За 109 часов аппарат преодолел 315 морских миль (507 километров) и добрался из Бостонской бухты в Нью-Йорк. На протяжении последних лет компания-разработчик занимается созданием различных дистанционно управляемых и автономных подводных аппаратов, предназначенных для выполнения различных задач. Что касается проекта Reliant, то в последнее время работы по нему идут в направлении увеличения дальности.



По официальным данным, во время своего недавнего похода аппарат Reliant шел на глубине около 10 метров со скоростью порядка 2,5 узла. Через каждые 20 километров маршрута автономный подводный аппарат всплывал на поверхность, чтобы уточнить свое местоположение при помощи системы GPS, а также передать испытателям необходимую информацию. Судя по опубликованным сведениям, подводный аппарат мог бы преодолеть еще несколько десятков миль. На момент завершения плавания его аккумуляторы сохранили около 10% заряда. Модульная архитектура аппарата Reliant позволила оснастить его батареями на 40 кВт∙ч. Средний расход энергии на 100 км пути был на уровне 7 кВт∙ч.

Октябрьский поход автономного аппарата Reliant показал возможности нового типа техники. Хотя при планировании маршрута учитывалась максимальная экономия электроэнергии, можно признать, что Reliant установил новый рекорд дальности. В дальнейшем возможно повышение емкости батарей и, как следствие, увеличение дальности хода.



Проект Reliant представляет собой дальнейшее развитие автономного подводного аппарата Bluefin 21. Новый аппарат заметно крупнее предшественника, однако немного легче имеет более высокие характеристики. Внешне аппарат Reliant похож на торпеду и имеет соответствующие габариты: длина около 6 метров, диаметр корпуса – 0,53 м. На корпусе имеется несколько выдвижных устройств. Подводный аппарат оснащается несколькими аккумуляторами, общее количество которых может изменяться в зависимости от текущих задач. Внутри корпуса предусмотрено место для специального оборудования. Основной задачей аппаратов Reliant в будущем станет обследование заданных районов и поиск мин. Кроме того, не исключается возможность использования аппаратов в противолодочных целях.

Ходовые характеристики аппарата Reliant не уточнялись, но есть основания полагать, что они находятся на одном уровне с характеристиками Bluefin 21. Если это предположение верно, то новый автономный аппарат будет способен погружаться на глубину до 4,5 километра и передвигаться со скоростью до 4-5 узлов.

Компания Bluefin Robotics ведет проекты автономных подводных аппаратов по заказу военно-морских сил США. Предполагается, что один из новых аппаратов войдет в состав специального оборудования кораблей проекта LCS. Именно этим, в частности, обусловлены размеры аппаратов Bluefin 21 и Reliant. Диаметр и длина позволят запускать аппараты при помощи стандартных торпедных аппаратов или подобных им пусковых установок. Ожидается, что применение автономных подводных аппаратов, несущих комплекс гидроакустического оборудования, позволит значительно увеличить размеры зоны, контролируемой кораблем.

Создание подводного аппарата, способного выполнять задачи в полностью автоматическом режиме, связано с рядом технических проблем. Для повышения эффективности работы автоматики аппарат Reliant использует комбинированную систему навигации. Определение текущего местоположения аппарата в подводном положении осуществляется при помощи инерциальной навигационной системы. При необходимости аппарат может всплыть на поверхность и уточнить свои координаты с помощью спутниковой системы GPS. Совместное использование двух навигационных систем позволяет улучшить точность определения координат как самого аппарата, так и обнаруженных им объектов. Эффективность такого подхода наглядно показал недавний 315-мильный поход.



Для связи с пультом управления тоже используется комбинированная система. Пульт управления и автономный аппарат могут обмениваться информацией по радиоканалу или через спутник связи. Пока автономный аппарат находится на корабле-носителе, возможно проводное подключение через соответствующий разъем. Несмотря на возможность дистанционного управления, основным режимом работы считается автоматический. Для составления программы действий используется простое в освоении программное обеспечение.

Работы по проекту Reliant продолжаются. Специалисты компании Bluefin Robotics заняты совершенствованием бортовых систем и доводкой конструкции. В обозримом будущем должны пройти еще несколько испытаний, результатом которых может стать как продолжение проекта, так и глубокая модернизация и создание нового. Новый многофункциональный корабельный комплекс с автономными подводными аппаратами планируется принять на вооружение к концу десятилетия. Первыми его должны получить корабли LCS, а в дальнейшем возможно оснащение подобными системами кораблей иных типов.

Необходимо отметить, что известный облик новых американских автономных подводных аппаратов позволяет им базироваться не только на кораблях. В будущем возможно использование систем, подобных Bluefin 21 или Reliant, авиацией или береговыми подразделениями. Пока основной задачей такого оборудования считается обследование заданных акваторий и поиск каких-либо объектов: мин, подлодок противника и т.д., но в дальнейшем возможно расширение круга выполняемых задач. Насколько эффективными будут перспективные комплексы – покажет время.


По материалам сайтов:
http://bluefinrobotics.com/
http://navaldrones.com/
http://naval-technology.com/
http://compulenta.computerra.ru/
3 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Волхов
    +1
    10 декабря 2013 09:35
    В калибре побольше и с реактором можно сделать... привет флотам.
    1. 0
      10 декабря 2013 11:12
      Цитата: Волхов
      В калибре побольше и с реактором можно сделать... привет флотам.

      Он и с батарейками обладает достаточной автономностью.
  2. +2
    10 декабря 2013 11:41
    Хорошая вещь, автономная самонаводящаяся торпеда, по моему стоит заняться этим проектом
  3. AVV
    +2
    10 декабря 2013 15:20
    Просто делать как торпеду,то система получится одноразовой,а это не очень хорошо,а использовать как разведчика или систему целеуказания,или носителя,торпедного,ракетного вооружения ,куда более логично!!!Дело теперь за конструкторами!!!Если этот аппарат,сможет нести пару ракет типа калибр,то ему цены не будет!!!
  4. 0
    10 декабря 2013 16:15
    Цитата: AVV
    Просто делать как торпеду,то система получится одноразовой,а это не очень хорошо

    Ну почему, для охоты на подлодку самое то, носитель торпед получится сложнее
  5. Kir
    +1
    10 декабря 2013 19:26
    Кириллу Спасибо за статью.
    Походит на этакую баражирующую платформу носитель торпед, но вот только складывается ощущение что не против простых АПЛ, а против лодок типа лошарика, либо против подводных обитаемых аппаратов, в противной зачем предельная глубина в 4.5км, кстати можно по картам глубин понять для каких районов патрулирования его готовят.
    А вообще есть надежда что наши то же что-то готовят, и желательно сильно асимметричное.
    1. 0
      11 декабря 2013 06:29
      Есть ассиметричное и приемлемое по стоимости действие- 01-0,5Мт заряд для ослепления ПЛО,ПВО и т.д, 2 заряда на километр фронта(ТЯО,советский норматив).