Иран становится ближе!
10 декабря в Исламскую Республику Иран с официальным визитом прибыл министр иностранных дел России Сергей Лавров. В повестке визита значатся вопросы урегулирования иранской ядерной программы в контексте достигнутых недавно в Женеве договоренностей и подготовки конференции по Сирии «Женева-2». Также в ходе визита будет затронута тема взаимодействия России и Ирана на Каспийском море. Особенно это актуально перед проведением очередного, четвертого, Каспийского саммита осенью 2014 года в Астрахани. Вполне вероятно, что на встрече с президентом Ирана Хасаном Роухани, которая тоже запланирована в ходе визита Сергея Лаврова, будет затронут вопрос по организации визита президента России Владимира Путина в Исламскую Республику Иран. Как известно, Хасан Роухани на саммите в Бишкеке передал Владимиру Путину приглашение посетить с официальным визитом Тегеран, на что российский президент ответил согласием. Теперь весь вопрос только в датах.
Перед визитом Сергея Лаврова в Иран глава латвийского общества друзей Ирана «Барадаран-наме» Владимир Галочкин поделился со мной интересным материалом под названием «К визиту Сергея Лаврова в Тегеран». Я всем советую прочитать эту статью — это действительно интересно. Ну, а сейчас выскажу некоторые свои мысли.
К счастью, развитие отношений между Россией и Ираном набирает обороты. Визит Лаврова в Тегеран — еще одно тому подтверждение. Стоит отметить, что тот же успех на переговорах в Женеве по иранской ядерной программе — это во многом и заслуга России. В итоге Иран обязался прекратить обогащение урана свыше 5%, приостановить производство плутония и центрифуг и допустить инспекторов МАГАТЭ на свои ядерные объекты, а Россия собирается построить еще одну АЭС в Бушере. Если сотрудничество будет продолжаться такими темпами, то не за горами полное снятие санкций с Ирана. По сути, если все эти ядерные недоразумения (лично я считаю, что военной ядерной программы Ирана вообще нет в природе) будут улажены, то придраться к Ирану будет уже не за что. Что-то, а демократия в Исламской Республике — на высшем уровне. Тем же США с их двухпартийной системой и «выборщиками» на президентских кампаниях стоило бы у Ирана поучиться.
Геополитические проблемы, связанные с Ираном, которые поехал разрешать Сергей Лавров, — это, конечно же, очень важно. Но я бы хотел в первую очередь затронуть вопросы экономического характера. Дело в том, что рынок Ирана, на котором из-за десятилетних санкций практически отсутствуют серьезные иностранные экономические игроки, крайне привлекателен для России. Равно как российский рынок привлекателен и для Ирана. Прибыль от налаживания сотрудничества только лишь в экономическом плане для России и Ирана может исчисляться триллионами рублей и кардинально изменить весь баланс сил на Ближнем Востоке. Очень важно, чтобы Россия не проморгала этот шанс и первой протянула бы руку Ирану.
Давайте проанализируем, какие основные направления сотрудничества между Россией и Ираном были бы актуальны уже сейчас?! В первую очередь это сотрудничество в области вооружений. Иран заинтересован в модернизации своих систем ПВО. Россия является поставщиком наиболее современных систем ПВО на мировом рынке. Помимо ПВО, Иран также интересуют и многие другие современные системы вооружений. Сотрудничество в этом отношении может принести России сотни миллиардов рублей прибыли, а Ирану — безопасность. Ирану же, в свою очередь нужно сбывать свою сельскохозяйственную продукцию — в первую очередь, конечно же, фисташки. А также может быть интересно и сотрудничество в области торговли углеводородами, которыми Иран крайне богат, но которые из-за санкций сейчас труднореализуемы на внешнем рынке.
Также возможно начало сотрудничества и в сфере высоких технологий. В Иране сейчас активно создаются технопарки. В России уже хорошо известен иранский технопарк «Пардис», который в нашей стране был представлен на международной промышленной выставке «Иннопром». Есть немало и других проектов в этой области. Например, аэрокосмический технологический парк «Кахкешан». В России тоже развивается строительство технопарков, причем со стороны государства на это выделяются достаточно большие ресурсы. Но часто это сталкивается с разного рода проблемами, связанными с трудными российскими реалиями. В качестве негативного опыта можно рассмотреть ОЭЗ «Мурманск». Есть немало вопросов к создаваемой в Псковской области особой экономической зоне «Моглино». Да даже работа основного технопарка России — «Сколково» — и то вызывает вопросы. У иранцев же такого рода проблем просто нет.
Идея в том, что можно было бы использовать иранский опыт для развития наших технопарков. Для начала можно было бы взять за основу любую российскую ОЭЗ и начать создавать в ней с нуля совместный иранско-российский проект современного технопарка. Разумеется, предварительно оградив эту ОЭЗ от российских реалий (в виде наглухо коррумпированной местной власти на местах), а также любого другого чиновничьего идиотизма и своекорыстия. В итоге Россия смогла бы получить иранские инвестиции и уникальный иранский опыт в этом направлении, а у Ирана появилась бы возможность создавать свои предприятия в зоне, свободной от каких бы то ни было санкций.
В заключение материала я хотел бы отметить одно. Политика политикой, но крепче всего связывает страны именно экономическое взаимодействие. Решение вопросов геополитического характера, связанных с Ираном, безусловно, важно и для нашей страны. Но при этом уже сейчас Россия должна прилагать максимально возможные усилия для развития взаимовыгодного стратегического сотрудничества с Ираном в экономической сфере. Это позволит России закрепиться на Ближнем Востоке, а Ирану — получить доступ на европейский рынок, что окончательно устранит все внешние преграды для развития Исламской Республики.
Информация