Бразильский тендер FX2 завершился победой шведского самолета Gripen NG

24
18 декабря было объявлено о завершении одного из самых длительных тендеров последнего времени. Согласно решению руководства страны, военно-воздушные силы Бразилии в течение нескольких следующих лет получат истребители Saab JAS 39 Gripen шведского производства. Конкурс FX2 (ранее назывался FX2), в котором победила шведская компания Saab, продолжался 12 лет. В течение этого времени несколько ведущих мировых производителей авиационной техники предлагали бразильским военным свои новейшие разработки, однако контракт в итоге получила компания, которую изначально мало кто рассматривал в качестве фаворита.



О начале тендера на поставку истребителей для ВВС Бразилии было объявлено еще в 2001 году. Тогда тендер носил название FX. Для замены устаревших самолетов Dassault Mirage III французского производства предполагалось приобрести 36 истребителей новой модели. Общая стоимость техники оценивалась не более чем в 5 миллиардов долларов США. Конкурс привлек внимание нескольких производителей авиационной техники и был сформирован список его участников. В зависимости от решения комиссии, бразильские ВВС могли пополниться самолетами Dassault Rafale (Франция), Boeing F/A-18E/F Super Hornet (США) или Saab JAS 39 Gripen (Швеция).


Dassault Rafale



Boeing F/A-18E/F Super Hornet


Сравнение предложенных самолетов продолжалось до 2007 года, после чего тендер перезапустили с новым названием. Конкурс FX2 отличался от предыдущего несколькими нюансами финансового и производственного характера, а также количеством требуемых самолетов. Кроме того, после перезапуска в конкурсную борьбу включились новые участники. Кроме французской, американской и шведской компаний на контракт стали претендовать российская организация «Рособоронэкспорт» с самолетом Су-35, европейский консорциум Eurofighter с истребителем Typhoon и американская компания Lockheed Martin с модернизированной версией F-16 Fighting Falcon.


Су-35



Typhoon Eurofighter



F-16 Fighting Falcon


Согласно условиям конкурса FX2, ВВС Бразилии в общей сложности должны получить 36 самолетов выбранной модели, а в дальнейшем возможно начало производства техники на бразильских предприятиях по лицензии. По некоторым данным, Бразилия желает получить помощь в развертывании производства новой техники и ее компонентов на своих предприятиях. Предполагается освоить производство двигателей и различного радиоэлектронного оборудования.

В 2008 году конкурсная комиссия ВВС Бразилии огласила список финалистов тендера. Примечательной особенностью «короткого списка» оказался тот факт, что все претенденты на победу подавали заявки еще на конкурс FX. К этому времени, однако, шведская компания Saab успела предложить бразильским военным обновленный вариант своего истребителя Gripen NG. Что касается остальных участников тендера FX2, то они выбыли из соревнования по разным причинам. К примеру, российский проект Су-35 в то время находился на стадии доводки, консорциум Eurofighter не смог предложить план развития своего самолета, а американская компания Lockheed Martin отказалась передавать Бразилии все требуемые технологии.

Как ожидалось, объявление победителя должно было состояться в конце 2008 или в 2009 году, но в 2009-м ход тендера нарушился. К этому времени военные выбрали шведский истребитель Gripen NG, мотивировав свое решение меньшей его ценой при сравнимых боевых качествах. Однако Луис Инасиу Лула да Силва, в то время занимавший пост президента Бразилии, придерживался иного мнения. После нескольких встреч с французским президентом Н. Саркози он заявил о грядущих покупках истребителей Dassault Rafale. Подобные планы президента не устроили военных, и из-за начавшихся споров подведение итогов конкурса вновь перенесли.

Бразильский тендер FX2 завершился победой шведского самолета Gripen NG
JAS 39 Gripen


В начале 2011 года новый президент Бразилии Дилма Русеф приостановила тендер FX2 и потребовала пересмотреть заявки участников. В дальнейшем сроки тех или иных этапов тендера неоднократно сдвигались. После почти трех лет переговоров, анализа документации и испытаний техники было оглашено окончательное решение: предъявляемым требованиям наиболее полно удовлетворяет истребитель Saab JAS 39 Gripen NG шведского производства. Как сообщает издание Jane’s, первая партия из 36 самолетов обойдется Бразилии примерно в 4,5 млрд долларов.

Результат столь длительного тендера вызвал соответствующую реакцию со стороны проигравших компаний. Пожалуй, самой интересной является реакция французской компании Dassault. В ее официальном пресс-релизе критике подвергся бразильский подход к выбору победителей. По мнению представителей французской компании, подобный способ выбора техники игнорирует ее экономическую эффективность и технический уровень. Иными словами, в пресс-релизе завуалировано утверждается, что Gripen NG дешевле французского конкурента, но вряд ли способен конкурировать с ним по другим характеристикам.



На критику с французской стороны ответил вице-президент компании Saab Леннарт Синдал. В своем интервью для бразильского издания Veja он опроверг все претензии бывших конкурентов по конкурсу. По мнению Синдала, Gripen NG способен нести больше вооружения, оснащен радиоэлектронным оборудованием с более высокими характеристиками, а также обойдется бразильскому бюджету в меньшую сумму. Единственным фактическим преимуществом французского истребителя Dassault Rafale оказывается возможность несения и применения ядерных боеприпасов. Поскольку Бразилия не располагает подобным оружием, эту особенность французского самолета нельзя считать фактором, способным повлиять на решение комиссии.

Результаты тендера FX2 не стали неожиданностью для шведских авиастроителей. Бразильские военные выбрали самолет Gripen NG еще в 2009 году, и с тех пор не произошло никаких событий, которые могли бы сказаться на их решении. Видя, как ВВС Бразилии отреагировали на заявления президента о покупке французских самолетов, шведская компания Saab, очевидно, поняла, что следует делать дальше. Еще в 2011 году Saab и бразильские военно-воздушные силы открыли авиационный центр, в обязанности которого входит проведение различных исследований и создание новых проектов. Кроме того, к настоящему времени созданы несколько совместных шведско-бразильских предприятий. В будущем они займутся выпуском различных агрегатов для самолетов Gripen NG.

Основные переговоры по контракту начнутся лишь в следующем году. Тем не менее, уже сейчас в средствах массовой информации появились сведения о возможном внесении в договор тех или иных пунктов. К примеру, ВВС Бразилии и компания Saab могут перенести оплату контракта на будущее. В таком случае первые деньги за заказанные истребители будут перечислены лишь через несколько месяцев после передачи последнего из них. Срок выплаты всей суммы пока оценивается в 15 лет. Кроме того, компания Saab может инвестировать в бразильское авиастроение порядка 175% от стоимости будущего контракта. Шведские авиастроители помогут бразильским коллегам освоить новые технологии, а также получат долю в новых предприятиях. Таким образом, подобный контракт может стать первым шагом в длительном многолетнем сотрудничестве, которое продлится несколько десятилетий.

Первые из заказанных 36 истребителей JAS 39 Gripen NG будут поставлены Бразилии лишь через несколько лет. Из-за этого, по имеющимся данным, в ближайшем будущем могут начаться переговоры между ВВС Бразилии и Швеции. Их целью должна стать передача в аренду некоторого количества истребителей Gripen из состава шведских вооруженных сил. После поставок первых машин по контракту арендованные истребители вернутся домой. Подробности подобного соглашения пока остаются неизвестными, поскольку на данный момент все ограничивается лишь несколькими заявлениями высокопоставленных лиц двух сторон.

Есть все основания полагать, что сотрудничество ВВС Бразилии и компании Saab не прекратится после поставки партии из 36 истребителей. Ранее неоднократно утверждалось, что в общей сложности бразильские ВВС намерены получить 120 самолетов, большая часть которых должна быть построена на местных предприятиях. Сейчас бразильские и шведские авиастроители планируют построить в городе Сен-Бернардо предприятие, которое будет принимать самое активное участие в строительстве и обслуживании истребителей Gripen NG.



Вся имеющаяся информация о результатах тендера FX2, а также о предпосылках к принятию такого решения, наглядно демонстрирует намерения сторон. Как видим, компания Saab, в отличие от конкурентов не только предложила наименее дорогой истребитель, но и не забыла о выгодных «бонусах». Фактически в обозримом будущем шведские авиастроители вложат в бразильскую промышленность и оборону больше денег, чем получат сами за поставку 36 истребителей. Тем не менее, доля в совместных предприятиях и контракты на строительство новых самолетов, которые могут быть подписаны в будущем, позволят полностью окупить инвестиции и, что называется, выйти в плюс.

Нельзя не признать, что подобные планы на ближайшие 10-15 лет могут быть связаны с большими рисками. Однако компания Saab, по-видимому, учла все плюсы и минусы и пришла к выводу, что такое сотрудничество с бразильским авиастроением стоит вложения сил и денег. Именно этим и можно объяснить все шаги шведской стороны, предпринятые с 2011 года. Иные компании, участвовавшие в тендерах FX/FX2, оказались не готовы сделать подобные предложения, а также связанные с ними выгоды и риски. Насколько право руководство компании Saab, предлагающее оригинальный метод оплаты заказанной техники и создание нескольких совместных предприятий, покажет время. Последние из 36 истребителей JAS 39 Gripen NG будут поставлены заказчику в 2023 году и только после этого начнутся выплаты.


По материалам сайтов:
http://janes.com/
http://lenta.ru/
http://vpk-news.ru/
http://dassault-aviation.com/
http://veja.abril.com.br/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    24 декабря 2013 09:01
    Да мне думается,что первую скрипку сыграла цена.
    Ибо настоящие боевые возможности Бразилии нужны,как Новой Гвинее,ибо на лидерство в регионе Бразилия не претендует-всего чего она добилась за последнее время обязано лишь ее экономике.
    А лидировать в регионе-значит бодаться с США,а на какие вещи как то что замутил Чавес и продолжает Мадуро-Бразилия не способна.
    1. +1
      24 декабря 2013 15:55
      Слишком долго раскачиваются...
  2. +10
    24 декабря 2013 09:07
    Шведы выиграли справедливо. Все инсинуации по поводу Супер Хорнета не более чем пустая болтовня, никаких шансов у него не было, Гриппен изначально был лидером и если бы французы не совали палки в колёса бразильцы уже летали бы на Гриппенах... Ещё раз поздравляю шведов, они создали идеальный истребитель который ещё не раз попортит настроение и французам и европейцам с американцами...
    1. Комментарий был удален.
    2. +1
      24 декабря 2013 09:16
      Чем Гриппен лучше нашего СУ-35?
      1. +5
        24 декабря 2013 09:33
        бразильцы подумали, что 250 Грипенов лучше 10ти Сухих. трудно продать то, чего у нас у самих нет. тем более 120 штук
      2. Su-9
        +5
        24 декабря 2013 09:34
        Начальной ценой, ценой лётного часа и системой обслуживания.
        1 в 1 в воздухе Су лучше.
      3. +8
        24 декабря 2013 10:55
        Это другой класс. Нужно сравнивать с МиГом.
      4. +6
        24 декабря 2013 11:39
        Цитата: джамал
        Чем Гриппен лучше нашего СУ-35?

        Легче более чем в два раза в связи с чем может садиться на автострады, двигатель с очень высоким ресурсом, возможность обслуживания в полевых условиях. Система передачи данных CDL 39, РЛС с АФАР Selex Gallileo Vixen 1000E/Raven ES-05, широчайшая номенклатура боеприпасов, подвесные прицельные контейнеры. Кроме того Бразилия эксплуатирует самолёты ДРЛО Embraer R-99 с шведской АФАР от Saab Microwave Systems, т.е. закупаемые самолёты не потребуется интегрировать с ними.
        1. +5
          24 декабря 2013 15:26
          Посадка на автострады в России вообще-то даже отрабатывается, ничего такого в этом нет, сажают Су-27 без каких-либо проблем.
          В остальном же сравнивать машины с пустым весом в 7.1 т и 18+ т просто бессмысленно, никакая АФАР тут не перекроет мощности огромного радара, или 11 тонн керосина с чудовищной дальностью полета без каких-либо подвесных баков, зато с 12 ракетами.
          1. bif
            +5
            24 декабря 2013 17:14
            Согласен. Вес пустого 6,6т, а боевой радиус на малой высоте 300км, этот самолет для ВВС Ватикана или Монако, но не как не для Бразилии с ее огромными территориями и обширными границами, недальновидный выбор...потом сами пожалеют.
          2. +1
            25 декабря 2013 07:02
            Цитата: EvilLion
            Посадка на автострады в России вообще-то даже отрабатывается, ничего такого в этом нет, сажают Су-27 без каких-либо проблем.

            Окститесь. У нас автострад то нет... А с посадкой Су-27 на дорогу вы явно переборщили. По Гриппену проводили учения, посадили на автостраду, сняли двигатель, провели ТО, поставили обратно и он улетел.
            Цитата: EvilLion
            В остальном же сравнивать машины с пустым весом в 7.1 т и 18+ т просто бессмысленно, никакая АФАР тут не перекроет мощности огромного радара

            Довольно спорное утверждение. При работе по воздушным целям лучше полагаться на наведение со стороны самолёта ДРЛО (или наземной РЛС) получая от него картинку о воздушной обстановке (именно картинку с указанными на ней ВЦ) не выдавая свое местоположение работой БРЛС. В этом плане у Гриппена огромное преимущество, система передачи данных CDL 39 позволяет получать данные от внешних источников в радиусе 500км.
        2. bif
          +1
          24 декабря 2013 17:17
          Су-24 садятся на автострады...вес тут не при чем, конструктивный особенности важнее.
      5. +4
        24 декабря 2013 19:43
        Цитата: джамал
        Чем Гриппен лучше нашего СУ-35?
        В ситуации, которой находится Бразилия, а данный момент она является региональной державой. Страной которая стремительно развивается и растёт, стоит вопрос о развитии собственного авиастроения. Причём по гражданской авиации всё находится на мировом уровне, вспомните "Embraer". Логичным будет иметь собственное производство боевых самолётов. Понятно, что кроме шведов передавать технологии никто не будет. У Saab фактически нет выбора, поэтому кстати и турки именно к ним обратились в разработке своего национального боевого авиакомплекса. Иметь своё авиапроизводство слишком дорогое удовольствие для такой маленькой страны, как Швеция, которое тяжёлым бременем ложится на бюджет страны. Вспомните статью на топвар о закупке Швейцарией шведских истребителей - шведы откровенно радовались этому, потому как это хоть отчасти покрывала расходы Швеции в содержании своего авиастроения.
        Посему, "гриппены" оптимальный самолётик для стран стремящихся к саморазвитию.
        К сожалению Казахстан в виду союзнических отношений с РФ, пока не может его себе позволить recourse
        1. +5
          24 декабря 2013 22:29
          Цитата: Alibekulu
          К сожалению Казахстан в виду союзнических отношений с РФ, пока не может его себе позволить recourse


          Да, почему бы и нет? Дело в другом. Потянем ли мы собственное производство такой сложной техники, как боевые истребители? Лично я сомневаюсь, хотя, конечно, хотел бы этого всей душой.
          1. +4
            25 декабря 2013 09:25
            Цитата: Zymran
            Потянем ли мы собственное производство такой сложной техники, как боевые истребители?
            У казахов, как мне кажется есть 2 крайности: с одной стороны неуместный гонор "казах без понтов беспонтовый казах", а с другой - лишний раз принижать себя, без особых на то причин.
            Цитата: Zymran
            Лично я сомневаюсь
            С чего-то надо начинать. Да будут проблемы, косяки, распилы и тд. Но к этому необходимо относиться, как к неизбежному злу. Но, в любом случае будет получен опыт, пусть даже и негативный. Когда-то и Россия лапотная была и Яковлев начинал с кроватных мастерских.
            Цитата: Zymran
            Да, почему бы и нет?
            Наше руководство на такой "демарш" думаю точно не решиться. Кремль, точно кондрашка схватит, нарушение их монополии в области авиастроения, бывшими пастухами.. belay
            Поэтому Москва пойдёт на очень большие уступки, чтобы РК закупал россвооружения. Понятно, что Ак-Орда поступит прагматично и взамен закупок допустим Миг-З5 в кол. 80 штук и отожмёт у Кремля очень большие преференции.
            Цитата: Zymran
            конечно, хотел бы этого всей душой
            Аналогично drinks Я лично за любое (обоснованное)производство на территории К-на.
  3. +1
    24 декабря 2013 09:09
    капитализм)) рулит
  4. 0
    24 декабря 2013 09:31
    Су 35 инчем не лучше, но мутка в то что 35катяжелый и дорогой. Вот тт бы и не помешал дешевый и малеький миг.
  5. +3
    24 декабря 2013 09:35
    грамотно бразильцы провели тендер , наряду с неплохим самолетом получат инвестиции и производство которого ранее не было . Нашим скоро то же предстоит смена старой техники и бразильско-шведский опыт нужно держать в уме.
  6. +3
    24 декабря 2013 11:17
    Молодцы Шведы Сделали хоть и не выдающийся, но очень хороший многоцелевой, легкий самолёт. И теперь будут на нем прекрасно зарабатывать.
  7. +1
    24 декабря 2013 12:03
    Цитата: джамал
    Чем Гриппен лучше нашего СУ-35?
    Как уже сказали у них разная "весовая" категория, Гриппен легкий, а Су тяжелый истребитель. Бразилия по площади уступает России, им никчему возможность длительного пребывания в воздухе, соответственно радиус действия ЛА может быть меньше. А Шведы молодцы, да, хороший легкий истребитель создали.
    1. 0
      25 декабря 2013 01:38
      Вы площадь Бразилии знаете?
    2. +2
      27 декабря 2013 19:32
      Держа в уме размеры Бразилии, вот уж не подумал бы, что им тяжелый истребитель не нужен. Учитывая еще и окружающие территории, где может понадобиться помощь союзникам, и вообще военное присутствие (а такими территориями можно смело считать всю Южную Америку), превосходные ТТХ "Сушки" по части воздушного боя и другие "особенности", можно утверждать, что выбор был продиктован экономическими соображениями.
      Воевать они, видимо, не собираются, а обывателю всё одно, что Рафаль, что Гриппен, что Тайфун. Купили, что подешевле (и не просто дешевле, а развели по полной программе шведов, которым деваться некуда со своим самолетом. И оплата отложенная, и цена ниже, и технологии передайте, да еще и комплектующие не купим у вас, стройте заводы в Бразилии, разделим прибыль fellow )
      Очевидно же, что Гриппен качеством взял и функциональностью. Разве нет?
      В прочем как и в Швейцарии (там ход тендера был похож- "швед" проиграл Тайфуну и Рафалю по всем статьям, и был куплен laughing )
  8. +3
    24 декабря 2013 13:20
    Скупой платит дважды. В последнее время замечено, что якобы нейтральная Швеция чуть ли не первой поддерживает разного рода американские санкции против кого бы тол ни было. Теперь Бразилии нужно очень осторожно вести себя с США, а то получат в ответ гуманитарные бомбардировки, а шведские истребители не взлетят почему то.
  9. +2
    24 декабря 2013 13:24
    Цитата: hitech
    Как уже сказали у них разная "весовая" категория, Гриппен легкий, а Су тяжелый истребитель. Бразилия по площади уступает России, им никчему возможность длительного пребывания в воздухе, соответственно радиус действия ЛА может быть меньше. А Шведы молодцы, да, хороший легкий истребитель создали.


    Вточку, ут вопрос не в тм что лучше, а что нужно. При развитой ПРО и небольшом государстве, которое не желает воевать на чужой территории, им просто не нужны тяжелые истребители, а вот легкий истребитель-бомбандировщик самое то. Тут бы миг мог поучаствовать, если бы уних было готовое современное решение.
  10. misham
    -1
    24 декабря 2013 14:11
    Сушка слишком тяжелая. А Мифический новый МИГ-ПОГОСЯН не готов(и вряд ли будет). И шведы молодцы и бразильцы(и самолет недорогой и ихний Эмбраер справится с лицензионным производством). Одно плохо движки у самолета американские. Кстати а чья у самолета авионика? и чье вооружение?
  11. +1
    24 декабря 2013 15:35
    Когда появится МиГ-35?
  12. mango68
    -3
    24 декабря 2013 15:40
    Цитата: air wolf
    Когда появится МиГ-35?

    Ну допустим тогда, когда Погосян и Co (и не только эти) будут на нарах
    1. Комментарий был удален.
    2. Goodwin32
      0
      24 декабря 2013 20:06
      И когда это будет?
  13. +1
    24 декабря 2013 15:56
    Для меня главная странность и нелогичность - как в такой ДОРОГОЙ стране как Швеция сумели создать конкурентный с именитыми соперниками по тендеру НЕДОРОГОЙ самолет wink Нашему ВПК надо перенимать подобный опыт!
    1. Kir
      +2
      24 декабря 2013 17:47
      А Вы уверенны что он настолько недорог? Просто нередки случаи когда стоимость техники вроде и приемлема, а вот когда начинаешь суммировать всё и вся, то может выйти что и не так-уж и дешевле.
    2. kurare77
      0
      24 декабря 2013 18:37
      Нашему ВПК надо перенимать подобный опыт!


      Меньше пилить надо. bully А так, уверен, что и это возможно. Но, в России на данный момент нет ничего подобного и конкурентноспособного. МиГ 35 - это еще не самолет и вообще станет ли таким, еще не известно. Хотя, именно его надо было тогда предлагать, а не Су 35.

      Вообще-то, очень рискованная сделка на мой взгляд. Такое решение Saab ни за что сама не приняла бы. Это инвестиции страны в очень быстро и динамично развивающуюся другую страну. Многие говорят об Азиатском Драконе, а тут - Южноамериканская Анаконда, которая, как мне кажеться, не намного слабее. Завоевать для себя часть этого пирога, причем когда Бразилия сама этого требует - это может стать подарком судьбы. Но! Как и все развивающиеся страны, Бразилия довольно нестабильна политически. Это показывает и решение президента купить Rafal наперекор военным. Там действительно был из-за этого небольшой скандальчик. wink
    3. Комментарий был удален.
    4. +1
      24 декабря 2013 23:55
      Цитата: xomaNN
      как в такой ДОРОГОЙ стране как Швеция сумели создать конкурентный с именитыми соперниками по тендеру НЕДОРОГОЙ самолет

      Неясно откуда взялась иллюзия,что он не дорогой.Просто посмотрите на сумму контракта и все вопросы отпадут сами собой...
      Он не дорогой только если сравнивать с Рафалем или Тайфуном последней модификации или с самолетами 5-поколения.
  14. +2
    24 декабря 2013 17:34
    мне кажется, автору стоило привести ТТХ всех самолетов, участвующих в тендере.
    в таблице. Чтобы не лазить по сайтам и иметь представление, чего бразильцы так долго кочевряжились
  15. +2
    24 декабря 2013 20:33
    Фаворитом был Боинг со своим F-18,но товарищ Сноуден обосрал им всю малину,потом все думали что будет дассо со своим Рафалем успевшим до недавнего времени,обольстить политиков-но ВВС уперлись и выбрали Грипен так же планирую морскую версию. Почему победил "Гриппен", просто шведы предложили меньшую цену и главное организацию последующего производства в самой Бразилии. Вот и все. А французов еще и сгубил тот факт, что 2/3 "Рафалей" в Armée de l'air одномоментно находятся в обслуживании и летать не могут,а также его высокая себестоимость, да еще и при низких темпах производства.
    Те же Швейцарские ВВС уже имеющие на вооружении F-18, тоже после долгих сравнений выбрали "Гриппен".
    Да, он по части ТТХ может уступать более крупным конкурентам, но электроника (БРЭО, РЛС) и система вооружений у него вполне на уровне, кое в чем превосходя наши МиГ-35.
    Например он может нести крылатые ракеты KEPD-150/350 TAURUS или ракеты ВВ БД Meteor.
    Плюс у него продвинутая система информационного обмена данными (что позволяет получить тактическое преимущество в воздушном бою) и например есть режим полета на низкой высоте с огибанием рельефа местности, что важно для работы против ПВО противника. РЛС у него будет более совершенной, чем у МиГ-35, подвесной контейнер даже не обсуждается.
    За свои деньги - достойный выбор. Самолет уровня и размерности знаменитого F-5E Tiger II. Как раз был на вооружении стран 3-его мира как массовый истребитель.

    Гриппен на испытаниях в Бразилии
  16. mcvdvlad
    +1
    24 декабря 2013 22:26
    да и прекрасно что наши проиграли, вы условия почитайте, передача технологий производства двигателей чего только стоит... А потом они(технологии) уйдут в китай и тогда будем и за голову и за другие места хвататься только толку уже не будет
    1. 0
      25 декабря 2013 08:06
      Наши и без бразильского звена технологии в Китай отлично сплавляют.
    2. Kir
      0
      25 декабря 2013 16:31
      Насчёт Китая не уверен, а вот то что Бразилия под опекой "наших друзей" это точно, посмотрите хотя бы сколько во взрослом контенте бразилии, и где штаб квартиры и какие электронные адреса головных подразделений этих киношников, потом вспомните гмо продукты, а ещё куда часть рейха уехала явно с ведома сша и прочее.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»