Наследие Карпатской Руси во благо Украины

20

История Карпатской Руси – нелюбимое дитя официальной украинской историографии. Ведь Карпатской Русью называли теперешнюю Западную Украину от Закарпатья (Угорской Руси) до Буковины (Буковинской Руси) и Галиции (Галицкой Руси), которая сегодня слывёт центром украинского национализма.

Мутация Карпатской Руси в Украину произошла не сразу. На это ушли века сначала шляхетско-католического, а затем австрийского гнёта, принявшего в годы Первой мировой размах настоящего террора. В концлагерях Терезин и Талергоф массами уничтожали тех, кто отказывался принимать тогда ещё новую «украинскую» национальность. Австрийские солдаты таскали в ранцах специально заготовленные верёвки, и если на вопрос «Рус?» какой-нибудь галицийский крестьянин или учитель отвечал утвердительно, его вешали на ближайшем дереве…

Повешенных было много, потому что тогдашние галичане называли себя русскими или русинами. И не только они, но их кровные братья в остальной Руси. Так было всего сто лет назад. Русинами называли себя и древние русичи, не знавшие этнонима «украинцы», который вошел в обиход в его современном значении лишь в ХХ веке, да и то лишь с помощью австрийского карательного аппарата.

Наследие Карпатской Руси во благо Украины

Статья профессора-угроруса Георгия Геровского «О слове «русин» в журнале «Свободное слово Карпатской Руси» (США), 1971 год


Характерно, что русскими или русинами продолжают называть себя многие потомки галицких и закарпатских переселенцев в сербской Воеводине, где они основали в XVIIIв. село Русский Керестур.


Газета воеводинских русинов «Руски новини» (1925 г.)



Призыв в «Руских новинах»: «Помни: кто дает на Русское просвещение – дает себе и заслужит вечную память русского народа!»


Карпато-русская идея несла в себе объединительные смыслы, которые консолидировали тогдашнее общество. Противники этой идеи из числа украиноманов, напротив, вносили раскол в общественное мнение, призывали делить своих соотечественников на «правильных» и «неправильных». Плоды их деятельности мы видим по сей день: украинское общество остается разделённым и в идеологическом, и в культурно-мировоззренческом плане.

Этот импульс разделения на «своих» и «чужих» не иссякает, провоцируя очередные приступы идейно-политической агрессии. Сможет ли украинское государство выстоять, если в его идеологическом фундаменте заложены зачатки раздробленности и нестабильности? Не пришло ли время в интересах самой Украины и её народа отказаться от исторических инсинуаций, тлеющих под спудом официальной мифологии? Не пора ли инициировать иной научно-общественный и политико-философский дискурс, в котором нашлось бы место огромному пласту истории Украины, а именно истории Карпатской Руси? Тем более что это не импортированная из Канады или США пропагандистская установка, а неотъемлемая часть прошлого Украины как государства, это плоды интеллектуальных усилий и патриотической деятельности предков современных украинцев.


Отрывок стихотворения некоего Михайло из Ценева (сейчас Тернопольская обл.) «Розпука» в львовском галицко-русском журнале «Пчола» (1849 г.)о горькой доле Руси и ее детей



Стихотворениев галицко-русском сатирическом журнале «Страхопуд» (Львов) за 1900 год о дипломатическом шуме, поднятом идеей создания независимой Украины. Упоминаются газеты «Руслан» и «Молода Украина» - рупоры тогдашних «самостийников».


Неправда, будто карпато-русская идея есть идея украинофобская. Первые карпато-русские будители одновременно были членами украинофильских организаций и писали свои сочинения в том числе и на украинском языке. Так, знаменитый Исидор Шараневич состоял в организации «Просвіта». Просто сама «Просвіта»имела тогда другой идеологический крен: не выступала с тезисами об украинцах как отдельном от русских народе, не выпячивала особенности говора, на котором объяснялись жители Галиции, считая украинский диалектом литературного русского языка. Радикальный характер деятельность «Просвіти» получила с приходом туда украиноманов от политики, оттеснивших в сторону украинофилов от культуры.

Не нужно привносить в историю народа то, чего не было у ее истоков. У истоков Карпатской Руси была идея общерусского единства с сохранением культурной самобытности каждой из частей триединого русского народа. Карпаторусизм – это не культуртрегерство, а гармоничное соединение регионального своеобразия в языке и фольклоре с общерусским культурным древом.

Многие сегодня надеются, что в Карпатской Руси ростки этого древа срублены окончательно. Напрасно. Еще живы внуки и правнуки узников Талергофа и Терезина. Ещё хранятся в их домашних архивах старые подшивки карпато-русских газет, обветшавшие томики карпато-русских книг и воспоминания дедов и прадедов. Эти газеты и книги говорят зычным голосом правды, и он будет услышан.

Украинская националистическая идеология проиграла интеллектуальную битву карпато-русской идее и смогла совладать с последней только с помощью иностранного сапога и виселицы. С самого начала полемики между карпаторусами и украиноманами последние пасовали, уступая поле интеллектуального состязания сторонникам общерусского единства. Только путем физического уничтожения носителей карпато-русского самосознания тогдашние украиноманы получили численный перевес в общественно-политической и культурно-религиозной жизни.

В 2014 году будет отмечаться 100-летие с начала Первой мировой войны. Посвященные этой дате памятные мероприятия пройдут не только в России, но и в странах Европы. На Украине о Первой мировой вспоминать не любят, и наверняка ее 100-летняя годовщина промелькнёт незаметно для украинского обывателя. Ведь если вспоминать о Первой мировой, придётся вспоминать о Талергофе и Терезине, о роли тогдашних украиноманов, служивших на посылках у австрийских жандармов и отдававших на растерзание своих односельчан, заподозренных в чтении русофильских газет или верности карпато-русскому наследию отцов. С украинской национальной идеи падут тогда белые одежды политической непогрешимости и обнажится голая правда, которой так боятся современные русофобы.
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. kp-95062
    -5
    25 декабря 2013 09:42
    На фотографии Каменец-Подольская крепость, которая находиться на ПРАВОМ берегу Днестра, т.е. в Подолии, котороая НИКОГДА не входила в состав Австро-Венгрии, и где до второго раздела Польщи все называли себя поляками (многий считают себя таковыми до сих пор). Так что у автора явно нелады с географией.
    1. +4
      25 декабря 2013 10:46
      а по существу статьи?
    2. Комментарий был удален.
    3. +1
      25 декабря 2013 17:53
      Крепость правильно называется Турецкая, хотя и расположена в Каменце-Подольском.
    4. 0
      25 декабря 2013 17:53
      Крепость правильно называется Турецкая, хотя и расположена в Каменце-Подольском.
  2. +4
    25 декабря 2013 10:58
    с Дона.
    А всё началось с Даниила Галицкого,который после Батыева нашествия ,принял корону короля из рук Ватикана!
  3. +6
    25 декабря 2013 12:32
    Всякий раз стыкаясь с упоминанием Карпатской Руси удивляюсь - как могли мы, украинцы, столь бездумно попасть мясорубку общеевропейских масштабов, попросту не вовремя заявив свои претензии.

    Скольких жертв удалось бы избежать повременя и намного ярче и сильнее выскажись истеблишмент в более подходящий момент. Но, диалог с европейскими лидерами не был представлен общественности, каждый участник придумывал себе оправдания, и как результат - в Западной Украине не осталось здравомыслящей интеллигенции, а молодёжь, при всей образованности и доброжелательности - просто масса для скандальных выходок. Печаль.
  4. +6
    25 декабря 2013 13:06
    Статья, на мой взгляд, так себе, но плюс поставил, несмотря на некоторый сумбур в изложении. Плюс - за общий правильный настрой и за саму попытку поднять забытую, но интересную и важную историю.

    В начале века я побывал в Закарпатской области. Ехали с пересадкой во Львове, вечером на привокзальной площади чуть не отоварился от местных нациков в белых рубашках за то, что говорил по-русски. Чудом удалось прорваться к вокзалу, там наши ребята подтянулись, те вокзал штурмовать не стали, но как волки бродили вокруг до нашего отправления.

    Отношение же к нам в Закарпатье было абсолютно доброжелательным. Мы спокойно гуляли по улицам до глубокой ночи, разговаривали на русском языке и нам отвечали, везде, и в магазинах и в кафе встречали с улыбкой. Местные нам объяснили, что они не считают себя украинцами и в паспортах у них всегда была запись "русин", и язык и обычаи у них свои, отличные от украинских. И церкви у них стоят православные, а не униатские. А вот язык их действительно непонятный. Украинцев я худо-бедно понимаю, а русин - никак. Мне уже потом один грамотный там объяснил, что очень много у них венгерских слов в языке - чуть ли не четверть, поменьше румынских и польских, а русских и украинских поровну. Удивило пренебрежительное и даже несколько враждебное отношение к "западенцам", т.е. к украинским нацикам. Из русских слов в их характеристиках преобладали "дураки" и "". Уезжал оттуда "с чувством глубокого удовлетворения".

    Так что русины и украинцы - совершенно разные люди. Полагаю, что раньше русины жили по обе стороны Карпат, просто с одной стороны по очереди доминировали поляки да австрияки, нетерпимые к православию и вообще всему русскому, а Закарпатье находилось под властью венгров, более терпимых к чужим обычаям. Вот и образовался там такой "русинский анклав". Что там сейчас творится - не знаю, полагаю, что "всеобщая украинизация" (тьфу, гадость какая!) туда в ющенковские времена тоже добралась, но уверен, что отличия и самобытность русин все равно сохранились.
    1. +4
      25 декабря 2013 13:55
      с Дона.
      У Нас много девчат с Закарпатья в 80 г.вышло замуж за наших хлопцев,в том числе и моя Ева!В августе 91г.,во время путча,был проездом во Львове.В этот день,на моих глазах,толпа,накинув верёвки,валили памятник Ленину,который стоял в нише стены!И вот,приехав до тёщи,браты жены завели волынку,де мы кормим Россию и проживём без ей.А газ,бензин?-своего хватит.
      Через 2 года незалежности,когда бензин подорожал и его,практически,не было,взгляды их начали меняться.Сейчас -Украина без России не проживёт!Хотя оголтелого национализма у них никогда не было!
  5. BARIN
    +9
    25 декабря 2013 13:35
    Цитата: kp-95062
    На фотографии Каменец-Подольская крепость, которая находиться на ПРАВОМ берегу Днестра, т.е. в Подолии,

    слыш, географ :) Каменец-Подольский находиться на ЛЕВОМ!! берегу Днестра!!! на левом :)
    Город удивительный и прекрасный - я оттуда родом. Приглашаю приехать - не пожалеете, тут очень красиво.
    Этот город отображает все лучшее! Правда может уже "отображал"...
    Каменец - город пяти культур! Город, в котором все эти культуры уживаются мирно и гармонично!
    Это:
    -украинская
    -русская
    -польская
    -вирменская
    -простите, но пятую не помню...
    Я жил в это городе и НИКОГДА!!! никогда не думал о том, что русский (коим я есть) и украинец может враждовать! Поляки отличаются немного, но НИКОГДА не думал что они враги!
    У нас два больших района частных домов "Русские фильварки" и "Польские фильварки" - названия не удивляют? А церквей просто множество! и разных культур и направлений.
    Все уживаются хорошо и никогда не делают национальных отличий - только по личным качествам.
    Мы все так должны жить, а то приехав в Киев я только и слышу как разжигают ненависть между "русскими" и "украинцами"...
    И я всегда себя считал не западенцем а полонянином :) мне так это нравиться! Не надо приписывать Каменец к Карпатам и Львову - мы другие и культура, разговор и восприятия у нас другие!
  6. +7
    25 декабря 2013 14:27
    Каменец - город пяти культур! Город, в котором все эти культуры уживаются мирно и гармонично!
    Это:
    -украинская
    -русская
    -польская
    -вирменская
    -простите, но пятую не помню...

    Напоминаю - еврейская! Я Родился и вырос в Донецкой области, в маленьком шахтерском городке. Моя первая учительница была родом из Черновцов, попала в наш край после института по распределению, так вот, она помимо русского и украинского разговаривала СВОБОДНО еще на румынском, немецком и идише! Кто она была по происхождению я не знаю до сих пор, да и какая разница, мы все ее считали РУССКОЙ! И никакой фобии по отношению к себе мы не замечали. А вот приезжие из Львовской области, из Червонограда, кто на заработки, кто на практику(там тоже шахты есть)держались обособленно, разговаривали на "мове", которую мы с трудом понимали, хотя практически все владели украинским языком. Впечатления от них были самые тяжелые. Мой вывод: уже вте времена их воспитание было отличное от нашего и, соответственно, мировоззрение, т.е. "менталитет". Так чего мы от них хотим сегодня, когда волна национализма находится на самом пике...
  7. Комментарий был удален.
  8. 0
    25 декабря 2013 15:50
    мда. и они главные- майдауны! belay
    1. 3935333
      0
      25 декабря 2013 15:54
      главные майдауны- это галичане- Львов и Ивано-франковск (партия Свобода), частично Хмельницкий и Винница(Удар). Ужгород, Черновцы, Каменец-Подольский и др. города зап.украины не трогайте (просто более глубже изучите историю нашей западной окраины и поймете , что Львов- это малая толика западной Украины, хоть и самая противная!
  9. 3935333
    +5
    25 декабря 2013 15:51
    Статье поставил плюс! Автор молодец что начал эту тему, но очень поверхностно и с ляпами.
    Был в Закарпатье и Карпаты(Ужгород, Мукачево,Межгорье), Предкарпатье(Черновцы) в 2012 году. Места (был зимой) красивейшие. Местные в отличии о Львовских и Ивано-Франковских действительно "другие". Русин - как мне сказал хозяин отеля означает Руси Сын! Но по русски в некоторых деревнях вообще не понимают. Ездить надо не в Щвейцарию и Австрию, а в Карпаты (и наши Саратовские альпы и т.д. забывать не надо), и тогда именно эти регионы Западной Украины которые из века в век с молоком матери впитывают русский дух,а вырастая попадают в совершенно другой мир(культурный и бездуховный ), в котором преобладают "Европейские ценности", общаясь с своими историческими родственниками (русскими из РФ) будут постепенно интегрироваться заново в уже почти потерянный для них "Русский МИР".
  10. +1
    25 декабря 2013 16:58
    Вот по теме Подкарпатской Руси. Это в Ужгороде, Закарпатской обл. Памятник Волошину - президенту этого странного образования конца 30-х., в предвоенные годы. История этой личности - винегрет национализма и шовинизма, крови и коллаборционизма. И с фашистами у него непростая и тёмная история отношений.
    Просто "карманные историки" в Украине дуют в отлакированную дуду "белой и чистой неньки" без перегибов и тёмных пятен. sad
  11. +2
    25 декабря 2013 18:03
    Закарпатье - лакомый кусок! Прекрасный горный воздух, чудесная природа, светлая аура.
    Знали бы вы сколько стоИт в Закарпатье "закрытых санаториев"... Ждут... То ли Россию... То ли кого-то еще...
    Народ там хороший, добрый и не злобливый!
    Вряд ли они помнят про австриаков с веревками для виселиц(( большинство из закарпатцев на заработках в ЕС...
    Но кусочек этой земли, вонзившейся, словно кинжал в мягкое место Европы - не хотелось бы потерять!!!
  12. +1
    25 декабря 2013 19:56
    Прекрасный пейзаж на фото.Придется летом во время отпуска якорь бросать в Закарпатье))
  13. 0
    25 декабря 2013 20:29
    Цитата: 3935333
    (и наши Саратовские альпы

    Это в Хвалынск ШтоЛи? Вы в курсе, что там несколько дороже, чем в Альпах Швейцарских за аналогичное, кроме пельменей, разумеется.
  14. -1
    25 декабря 2013 21:43
    Цитата: 3935333
    главные майдауны- это галичане- Львов и Ивано-франковск (партия Свобода), частично Хмельницкий и Винница(Удар). Ужгород, Черновцы, Каменец-Подольский и др. города зап.украины не трогайте (просто более глубже изучите историю нашей западной окраины и поймете , что Львов- это малая толика западной Украины, хоть и самая противная!

    Галиция-это Львовская,Тернопольская (частично),Ивано-франковская(Станиславская)обл. Волынь-Волынская и Ровенская обл.Хмельницкая, Виннницкая, Тернопольская (частично) обл-Подолия. Националистическая партия (свобода),имеет большинство только в советах Львовской,Тернопольской и Ивано-Франковской областях.
  15. Yurban35
    -2
    31 декабря 2013 14:41
    Много лжи. У меня много родственников в Мукачево. Все считают себя украинцами. Русинами называет себя горстка людей. Церкви в основном греко-католические. Язык общения украинский с местным диалектом (что присуще многим регионам). 99% населения (в том числе и русские которых довольно много осталось после службы в СА) поддерживают евроинтеграцию.
    1. Русич51
      0
      1 января 2014 13:57
      Цитата: Yurban35
      Много лжи.

      Малороссы и великороссы один народ. Остальное ляхи вложили в умы населения.