Война, которую выиграл прусский учитель

18
Война, которую выиграл прусский учитель


Есть одна замечательная легенда. Звучит она так. В начале 1871 года, после победоносного завершения Франко-прусской войны, один из представителей прусского руководства, некто Бисмарк :), выступил с очень интересным заявлением. Он заявил, что своей победе страна обязана не кому-нибудь, а… прусскому учителю.

Это легенда. На самом деле апология прусскому учителю прозвучала не из уст Бисмарка и не по поводу победы над Францией. В июле 1866 г. после победы при Садовой, одержанной прусской армией в ходе австро-прусской войны профессор географии из Лейпцига Оскар Пешель написал в редактируемой им газете «Заграница»:
«…Народное образование играет решающую роль в войне… когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем».


Но кто такой Пешель? И что такое австро-прусская война по сравнению с катастрофой Франции, надолго изменившей политическую ситуацию в Европе. Ведь именно в результате блистательной победы Пруссии в этой войне возникла Германская империя. Вот почему в общественном сознании прочно утвердилось: «Бисмарк после победы над Францией сказал: эту войну выиграл прусский школьный учитель». Впрочем, вполне возможно, что Бисмарк и на самом деле сказал что-нибудь подобное, со ссылкой, допустим, на того же Пешеля. Вот только документально это ничем не подтверждается.

На самом деле, нам не так уж важно, кто именно и по поводу чего именно высказал эту мысль. Важно то, что вскоре после этого многие и очень многие страны, в первую очередь Англия, Франция и Россия, почему-то начали усиленно внедрять прусскую, а к тому времени уже германскую гимназическую систему.

В России, правда, в отличие от Германии, гимназии надолго остались элитарными учебными заведениями, в которых могли учиться только дети весьма состоятельных родителей, но «рушки» (реальные училища) организовывались, в принципе, на тех же основах. Другое дело, что в гимназиях и «рушках» вместе обучались не более 20% российской детворы, но это уже вопрос о социальной структуре тогдашнего российского общества, которое, даже вступив на путь капиталистического развития, во многом, и, прежде всего, в ментальности правящей элиты, продолжало оставаться феодальной империей.

Но вернемся к Бисмарку-Пешелю. И даже не к ним, а к Мольтке. Именно он, резко выступив против тезиса Пешеля, на самом деле его и подтвердил. Итак, слово генерал-фельдмаршалу обеих империй – Германской и Российской (кажется это единственный такой случай, зафиксированный в истории, других не было):
«Говорят, что школьный учитель выиграл наши сражения. Одно знание, однако, не доводит еще человека до той высоты, когда он готов пожертвовать жизнью ради идеи, во имя выполнения своего долга, чести и родины; эта цель достигается — его воспитанием».

«Не ученый выиграл наши сражения, а воспитатель…».


Хорош фельдмаршал! Ну, хорош, правда? И самое интересное, что Мольтке прав! Точно так же, впрочем, как прав Пешель (или, если хотите, Бисмарк :). Ибо прусская гимназическая система тем и отличалась, что, независимо от уровня знаний, и вообще независимо ни от каких знаний формировала у своих выпускников (и формировала, что называется по полной программе) вполне определенные качества. Как то: дисциплинированность, аккуратность, почтительность к старшим (не по возрасту, а по положению), «патриотизм» (в смысле абсолютного доверия правительству и полного принятия его внешней и внутренней политики).

Именно социальная миссия германской гимназической системы (органически включавшей в себя и «реальшуле» – прообраз российских «рушек») с этой точки зрения была наиболее значимой, ибо позволяла формировать такого «гражданина», из которого потом можно было легко сделать идеального солдата индустриальной эпохи. Чем и пользовалась Германия в ходе двух последующих мировых войн.

А теперь о том, в чем Мольтке неправ. Впрочем, это не его вина. Чтобы понять это, нужно было бы посмотреть на ситуацию из середины XX века или, как минимум, из времени после I Мировой войны. Помимо социально-воспитательной задачи прусская гимназическая система, конечно же, решала и собственно образовательные, точнее социально-образовательные задачи. Вот только смысл этих задач был не совсем таким, каким его обычно представляют.

Образовательный смысл прусской гимназической системы объективно (то есть независимо от того, что думали об этом ее создатели) заключался не в том, чтобы дать ее выпускникам блестящее образование. Все разговоры о том, что «количество знаний, которым обладал выпускник классической гимназии (в России), превышало то, которым обладает выпускник нынешней средней школы» – это досужие вымыслы людей, не знакомых с реальным положением дел. Укажу лишь на то, что в этом случае элитные учебные заведения, какими являлись классические гимназии, сравниваются со всей совокупностью средних образовательных учреждений современного общества. О прочем я уже не говорю. Социальный смысл такой системы заключался в том, чтобы дать всему населению необходимый базовый уровень культуры, без чего невозможно нормальное, а тем более, ускоренное научно-техническое развитие. В России это не произошло именно потому, что система охватывала слишком маленькое число детей.

О чем речь? Да все о той же закономерности, которая проявляется во всех сферах человеческой деятельности. Если вы хотите, чтобы ваши футболисты стали чемпионами мира, сделайте так, чтобы миллионы мальчишек играли в футбол. Если вы хотите, чтобы на ваших киностудиях каждый год создавались по десятку шедевров, обеспечьте производство 300-400 кинокартин в год. Да, две-три сотни из них будут «так себе», но они, вместе с сотней хороших фильмов создадут ту почву, на которой только и смогут вырасти десять шедевров. Именно такую интеллектуальную, культурную почву, на которой уже в свою очередь прорастала интеллектуальная, научно-техническая элита, и создавала прусская гимназическая система.

Таким образом, вторым эффектом прусского гимназического образования стало создание фундамента такой образовательной системы, которая позволила Германии не только быстро занять ведущие позиции в мировой науке и мировом техническом прогрессе, но и сохранять их в течение почти столетия. И это несмотря на то, что Германия дважды за это время терпела сокрушительные военные поражения, сводившие ее научно-технический потенциал до, казалось бы, нулевой величины. Так что немецкий школьный учитель, хотя и не выиграл для своей страны эти войны, но, во всяком случае, дал ей возможность их вести!
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    27 декабря 2013 07:27
    Немецкий технический гений неоспорим -немцы хорошо делают технику за счет технического образования и природных качеств (педантизм,скурпулезность,стремление всегда доводить дело до конца и тогдалее.)
    Неплохо бы взять у них самое лучшее и приспособить к нашим реалиям.
    1. +3
      27 декабря 2013 08:31
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      Неплохо бы взять у них самое лучшее и приспособить к нашим реалиям.

      Вот как раз школы и были у них взяты. Хотя меня могут оспаривать но построение системы образования в начале 20-х и особенно в 30-е строилась как раз по принципу описаному в статье.
      У немцев всегда много брали , начиная с прихода романовых: от жен до системного подхода.
      И правильно делали.
      Обьясню почему (дабы не начали кидать тапки раньше чем поняли).
      В 16 веке Россия начала активно играть с европой, в то время та была сплошной войной и военная мысль была на голову выше чем на востоке. Немецкие княжества (даже будучи разрозненными) в большинстве случаев драли остальных; из чего вытекает логичным брать их мозги и садит в виде образования в россии. Своих ломоносовых поди сыщи, а потом еще и выучи.
      Архитекторов брали итальянцев, болтунов (пиарщиков) - французов.
      Ну а после своих макаренков, матросовых и курчатовых вырастили.
      1. +1
        27 декабря 2013 09:04
        haron"Хотя меня могут оспаривать но построение системы образования в начале 20-х и особенно в 30-е строилась как раз по принципу описаному в статье."
        Советская школа вышла из старой русской гимназии. Хотя гимназии в свою очередь могли пойти и от немцев. А еще и французы были от кого наши больше взяли не знаю, но склоняюсь к немцам.
        haron" Немецкие княжества (даже будучи разрозненными) в большинстве случаев драли остальных"
        Не знаю, уж кого они там драли, а вот наемники у них были неплохие. И у шотландцев, и у швейцарцев.
        1. 0
          27 декабря 2013 09:21
          Цитата: Нагайбак
          Не знаю, уж кого они там драли

          В 30-ти летнюю войну. По мимо того, что друг друга писочили, так еще и испанцам, полякам, австрийцам понадовали.
          1. 0
            27 декабря 2013 09:27
            Цитата: Автор Вячеслав Державин
            Другое дело, что в гимназиях и «рушках» вместе обучались не более 20% российской детворы, но это уже вопрос о социальной структуре тогдашнего российского общества, которое, даже вступив на путь капиталистического развития, во многом, и, прежде всего, в ментальности правящей элиты, продолжало оставаться феодальной империей.

            Автор, не ругайте мою страну "феодальной империей". Тогда примерно такое соотношение было между городским и сельским населением. Согласитесь, что представить в селе гимназию или реальное училище сложно даже сейчас. Селяне учились в церковно-приходских школах и т.п.
          2. 0
            27 декабря 2013 12:19
            haron"В 30-ти летнюю войну. По мимо того, что друг друга писочили, так еще и испанцам, полякам, австрийцам понадовали."
            Мда... задиристые были ребята. Однако если говорить об армиях того периода, то на мой взгляд одной из боеспособных и передовых была шведская армия.
          3. Fedya
            0
            27 декабря 2013 23:12
            После 30-й войны от немцев осталась только треть ! Неплохо надавали, им.
        2. Комментарий был удален.
        3. 0
          27 декабря 2013 12:14
          главное качество немецких наемников было в том, что у них было принято отрабатывать свои деньги.
  2. predator.3
    +8
    27 декабря 2013 07:30
    «Говорят, что школьный учитель выиграл наши сражения. Одно знание, однако, не доводит еще человека до той высоты, когда он готов пожертвовать жизнью ради идеи, во имя выполнения своего долга, чести и родины; эта цель достигается — его воспитанием».

    В недавнем прошлом(в СССР)у нас то же самое было, до сих пор с благодарностью вспоминаю своих учителей, особенно военрука.
  3. Валерий Неонов
    +2
    27 декабря 2013 07:32
    "... смысл прусской гимназической системы объективно (то есть независимо от того, что думали об этом ее создатели) заключался не в том, чтобы дать ее выпускникам блестящее образование."-Ой,...в таком случае и нынешние "реформы ОТ ливанова" СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ тоже можно считать объективными,НО РАЗВЕ ИХ МОЖНО СЧИТАТЬ ТАКОВЫМИ...
  4. +4
    27 декабря 2013 07:33
    с Дона.
    Согласен!Образование один из столпов общества.Но только образование,которое дают преподаватели с достойной зарплатой,обеспеченные жильём,выполняющие указания Минобразования,возглавляемого не Фурсенко и еже с ним,а человеком,болеющего за будущее страны!И убрать это дебильное ЕГЭ!
    1. +3
      27 декабря 2013 08:16
      А надо бы заставить сдать это ЕГЭ - ЕГО "изобретателям" и "внедрителям" во всеобуч, вместе с Фурсенко, а РЕЗУЛЬТАТЫ ОПУБЛИКОВАТЬ во всех СМИ!
  5. makarov
    +2
    27 декабря 2013 07:38
    Не могу согласится с выводами автора по следующим причинам:
    1. развитие образования в будущей Германии (как раннее об этом писал) начиналось в принудительном характере с применением телесных наказаний даже к родителям, после 30-тилетней войны.
    2. Германию по большому счету создал Бисмарк с сподвижниками применяя военно-политические коньюктуры.
    3. Не следует забывать, что в гимназиях РИ вплоть до ее развала применялись физические методы воздействия, карцер, розги, и иже..
    4. Современная система образования с обязательным начальным изучением ряда наук (которые реально в жизни у многих остаются невостребованными) позволяет выделить у детей склонность к конкретным знаниям, что в дальнейшем дает направленность в высшем образовании и науке.
    5. Дети которые заканчивают среднюю школу на ОТЛИЧНО без помощи репетиторов, используя собственный труд и усердие, это и есть ЗОЛОТОЙ ФОНД нации, и именно таких детей государство должно брать под свою опеку, и пестовать их как национальное достояние, что вернется в дальнейшем сторицей.
    1. 0
      27 декабря 2013 09:12
      makarov"2. Германию по большому счету создал Бисмарк с сподвижниками применяя военно-политические коньюктуры."
      А Фридрих Великий не причем? А ведь с него то все и началось.
      makarov" Не следует забывать, что в гимназиях РИ вплоть до ее развала применялись физические методы воздействия, карцер, розги, и иже.."
      А где об этом можно почитать? А то я читал так самое страшное наказание для гимназистов была запись в кондуит. У Л.Кассиля это встречал, у Б.М. Шапошникова в мемуарах. Никто их вроде не сек розгами. А уж про карцер хотелось бы поподробнее.
    2. Комментарий был удален.
    3. 0
      27 декабря 2013 12:21
      Цитата: makarov
      Не следует забывать, что в гимназиях РИ вплоть до ее развала применялись физические методы воздействия, карцер, розги, и иже..

      а в чем трагичность этих методов? в школах без наказаний царит вседозволенность и регулярные драки, давление не редкость.
      Это ни чем не лучше палочной системы.
      Боитесь вырастит затюканных людей? Так все равно вырастут, только еще и дибилами станут.
  6. +5
    27 декабря 2013 07:51
    Всё в нашей жизни начинается с учителя, воспитателя...И Пушкин своей Арине Родионовне обязан... Однако, когда смотришь на сегодняшнюю "элиту", понимаешь, что не всем повезло с учителями...
  7. +4
    27 декабря 2013 08:09
    Автор статьи прав, с воспитания и развития образования, интеллектуального, патриотического уровня молодежи зависит судьба России. Нашего выдающегося военного деятеля- спасителя России М. Милорадовича учил и воспитывал И. Кант. В итоге получился выдающийся государственный деятель. В аэрокосмическом университете, где я по совместительству заведую кафедрой , научной подготовкой студентов студентов занимаемся серьезно. Мы стараемся наверстать и справить то, что было допущено в этой области отрецательного и преступного.
  8. 0
    27 декабря 2013 10:57
    В футбол раньше в каждом дворе играли, а от количества фильмов, а следовательно и отпускаемых на это денег шедевры не рождаются, увеличиваются распилы.
    Именно социальная миссия германской гимназической системы (органически включавшей в себя и «реальшуле» – прообраз российских «рушек»)

    Мы часто не придаем значение словам, автоматически говорим связками-штампами. А ведь главное в цитируемой фразе слово СИСТЕМА. Чтобы все составляющие: дошкольное воспитание, срендняя школа, высшая школа находились в единой системе и были реально дополняющими друг-друга частями единого целого. Чтоб была отработана (а не только значилась на бумаге) система отбора и обеспечения возможности реализоватся всем наиболее талантливым учащимся (как наиболее яркий пример: школы при Новосибирском Академгородке, где учились дети собранные со всей страны). Система образования должна включать в себя и воспитание, создавая более широкую мотивацию к обучению, чем обеспечение личного благополучия.
    И снова упираемся в отсутствие внятно сформулированной национальной идеи. Строим элементы дома не имея общего проекта, а потом удивляемся, что нередко замечательные части в целом не работают. Кто в лес, кто по дрова.
  9. 0
    27 декабря 2013 11:06
    Цитата: Тот же ЛЕХА
    Немецкий технический гений неоспорим -немцы хорошо делают технику за счет технического образования и природных качеств (педантизм,скурпулезность,стремление всегда доводить дело до конца и тогдалее.)
    Неплохо бы взять у них самое лучшее и приспособить к нашим реалиям.

    Русский инженер конца 19 начала 20 века - был не хуже немецкого. Представьте -первый выпуск Петербургского политехнического был 29 инженеров! Зато каких! Эти люди составили костяк советских инженерных кадров в начале 20-х, их сооружения (мосты и т.д.) до сих пор эксплуатируются и удивляют надежностью.
  10. 0
    27 декабря 2013 18:49
    Без образование нет,человека,без человека нет общества,а без общества нет нормального государственного строя.Все сводится к образованию.а с такими реформами,и тем более реформаторами неудивительно что,образование в таком состоянии.
  11. makarov
    0
    27 декабря 2013 20:24
    Цитата: одинокий
    Без образование нет,человека,без человека нет общества,а без общества нет нормального государственного строя.Все сводится к образованию.а с такими реформами,и тем более реформаторами неудивительно что,образование в таком состоянии.


    Хорошо СКАЗАНО!!!