Названа ориентировочная цена Tejas Mark I для ВВС Индии

11
Tejas Mark 1 будет одним из самых доступных в мире истребителей в своем классе. Представители МО сообщили, что компания Hindustan Aeronautics Ltd (HAL) установила на первые 20 истребителей Tejas, которые начали производить в Бангалоре, цену около 26,3 млн долл. за самолет, сообщает местная пресса.

Это лишь часть стоимости сопоставимого Mirage-2000, который покупался сравнительно недорого в 1980-х, однако сейчас его модернизация обходится в 45 млн. долл за истребитель. 19 декабря 2011 г. министр обороны Энтони сообщил в парламенте, что компания Thales получила бы за модернизацию флота из 49 индийских истребителей Mirage-2000 1.4 млрд евро, в то время, как HAL получила бы 328 млн. долл, что в сумме составило бы 1.72 млрд долл. Поскольку модернизация завершится лишь к 2021 г., ее стоимость вырастет еще, если будет падать рупия.

Энтони тогда сообщил парламентариям, что парк из 69 истребителей МиГ-29 был модернизирован за 964 млн. долл, что составляет примерно 14 млн. за истребитель сверх стоимости приобретения.

Су-30МКИ — более тяжелый, а соответственно более дорогой истребитель, лицензионное производство которого ведет HAL, обходится ВВС страны в 65 млн долл. каждый. Средний многофункциональный истребитель Rafale, покупка которого сейчас обсуждается с Dassault, может обойтись в 120-140 млн долл. каждый.

Новый легкий истребитель пакистанских ВВС JF-17 Thunder, совместно разработанный с Китаем, предположительно стоит немного дешевле — 23-24 млн долл. за самолет.Тем не менее, Tejas существенно превосходит JF-17 по части использования композитных материалов, электродистанционной системы управления и более совершенной авионики.

МО торгуется с HAL по поводу цены в 26 млн, указывая на то, что в 2006 г. HAL обозначала цену в 18,9 млн долл. HAL в свою очередь указывает, что около 45% компонентов Tejas иностранного производства, и снижение курса рупии, а также инфляция за последние 8 лет обеспечили рост стоимости истребителя на 40%.

Во время недавнего посещения журналистами Business Standard производственных линий Tejas представители HAL рассказали о мерах, предпринимаемых ими для снижения стоимости Tejas с целью сделать его более привлекательным для ВВС страны. Первым шагом HAL было стремление добиться экономии за счет масштаба путем организации сборочных и производственных линий на 200 истребителей — несмотря на то, что МО пока подтвердило покупку лишь 40 Tejas.


Angad Singh — Zone Five Aviation | airliners.net


Впрочем, в своих амбициозных планах, HAL пользуется поддержкой МО. В декабре 2013 г. на церемонии принятия Tejas на вооружение ВВС Индии министр обороны объявил, что планируется произвести примерно 200 истребителей в конфигурациях Mark I и Mark II.
По планам HAL, сюда должны войти 20 истребителей Tejas Mark I в текущей конфигурации и еще 20 после достижения полной операциональной готовности, запланированного на конец 2014 г. Это те две эскадрильи, закупку которых минобороны уже подтвердило. Далее HAL планирует произвести 84 истребителя Tejas Mark II (4 эскадрильи). ВМС уже заказали 8 Tejas палубной модификации, и вскоре планируют приобрести 11 учебно-боевых палубных Tejas. После окончания разработки МО закажет еще порядка 46 палубных Tejas для двух авианосцев собственного производства — INS Vikrant и его преемника.

HAL также развивает систему снижения издержек в полном цикле производства и сбыта, подписывая долгосрочные (3-5 лет) соглашения с субподрядчиками. Вместо размещения разрозненных заказов, HAL заказы на материалы и комплектующие для производства 40-50 самолетокомплектов. Укрепив их уверенность и обеспечив приемлемые цены, HAL ежегодно проводит с ними переговоры, призванные увязать темпы поставок с работой производственной линии Tejas. С ростом заказов от ВМС и ВВС, как уверяет своих подрядчиков HAL, работа с ними продолжится, а цены останутся на приемлемом уровне.

Проблемы с оборудованием длительного цикла изготовления, а иногда, и имеющего высокий процент брака, уже выявлены и решены. Производственная линия Tejas будет иметь высококачественный механический цех с самыми современными пятикоординатными станками с ЧПУ. Для критических компонентов, таких, как композитная обшивка крыла, эти станки призваны заменить ручное сверление 8000 отверстий — вместо него будет работать компьютерная программа, что позволит сократить время цикла, снизить количество ошибок и стоимость производства.

«С помощью такого рода мер мы улучшим качество сборки, избежим переделок, брака и задержек. Снижение нормы человеко-часов для серийного производства по сравнению с созданием прототипов автоматически снизит стоимость производства Tejas», говорит РК Тьяги, председатель правления HAL.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    23 января 2014 10:23
    Французы им не предъявят за копирование Миража2000?
    1. avg
      +11
      23 января 2014 11:15
      Цитата: samoletil18
      Французы им не предъявят за копирование Миража2000?

      Им некогда. Визг пил стоит над планетой. Пилят все и все. Увлеченно и самозабвенно. fellow
      1. 0
        23 января 2014 21:15
        Вот только "деревья" стали уже на лесорубов падать (в смысле проверки их деятельности все чаще идут в суды).
    2. +2
      23 января 2014 13:14
      Цитата: samoletil18
      Французы им не предъявят за копирование Миража2000?

      Нет , просто теперь в Индии падать будут не 21е миги ,а 2000е миражи .
      1. 0
        23 января 2014 13:30
        Алексей, французы разрабатывают свой "Рафаль" около 30 лет, самолет свой первый полет совершил в 1986 году, а на вооружение ВВС Франции принят аж в 2006 году. Они его еще югославам пытались всучить назвав проект "Нови Авион", так французы предложили для NA новый мотор М88 компании SNECMA, на тот момент один из лучших в мире, планирующийся к установке на французские «Рафали», а также авиаэлектронику, которая по лицензии производилась бы в Югославии. Французская компания «Gifas» предлагала помощь в производстве вооружения для NA.



        несостоявшийся югославский "Нови Авион"


        "Рафаль-1". как говорится найдите 10 отличий
  2. +5
    23 января 2014 10:51
    Ну что ж это не первый реактивный самолет индийской разработки. Всего Индия на сегодня произвела больше 350 реактивных боевых самолетов собственной конструкции. Кроме того была обширная программа лицензионного производства: британские "Нэт" (316 самолетов, включая вариант "Эджит"), "Ягуар" (116, вкл. французский вариант, производство продолжается), "Хок" (46, производство продолжается).И наших самолетов: МиГ-21 (657 истребителей, 220 -бис только отверточная сборка), МиГ-27 (в Индии "Бахадур", 165) и Су-30МКИ (сборка из самолето-комплектов с растущей локализацией, 120, производство продолжается. Все это дает Индии почти 1.800 самолетов.
    Первым индийским самолетом собственной разработки был HF-24 Marut, разработанный для Индии известным немецким авиаконструктором Куртом Танком в 1961 году. Всего было выпущено 147 самолетов. "Марут" активно участвовал в индо-пакистанской войне 1971 года, нанося удары по наземным целям, поддерживая наступающие индийские войска. Потери составили 4 самолета, один на земле и три - от зенитного огня, в районах пакистанских авиабаз плотно прикрытых зенитной артиллерией. Пакистанские зенитчики претендуют на уничтожение еще одного HF-24, но индусы не подтверждают эти сведения. По индийским данным HF-24 Marut был сбит пакистанский истребитель F-86 "Сейбр", однако пакистанцы не признают потерю, заявив, что потеряли самолет по техническим причинам. В 80-е годы самолет снят с вооружения, его заменили МиГ-23БН и "Ягуар".

    Учебно-боевой самолет HAL HJT-16 "Киран" создан в 1964 году. В 1968-85 гг произведено 190 "Киранов". Состоят на вооружении. В БД участия не принимали. Планируется, что Kiran останется в строю минимум до 2015 года, когда ему на смену должен прийти HJT-36 Intermediate Jet Trainer.
    1. avt
      +3
      23 января 2014 11:14
      Цитата: Роман 1977
      Первым индийским самолетом собственной разработки был HF-24 Marut, разработанный для Индии известным немецким авиаконструктором Куртом Танком в 1961 году.

      laughing good Собственная разработка разработанная индиянцем Куртом Танком со товарищи .
      1. +5
        23 января 2014 11:29
        Ну а куда деваться бедному Курту Танку сотоварищи? Он сначала осенью 1947 года бежал в Аргентину, создав там для ВВС модели истребителя «Пульки II», многоцелевого самолёта «Уанкеро», а также проект авиалайнера «Кондор».

        I.Ae.33 Pulqui II

        I.Ae.35 Huanquero
        Тот же Вилли Мессершмидт сначала разработал в Испании легкий многоцелевой тренировочный самолет HA.100 Triana, на базе проекта Me.106G, а затем для его замены первый испанский реактивный самолет HA-200 Saeta.

        HA.100 Triana

        HA-200 Saeta
        Впоследствии Вилли Мессершмидт перебрался в Египет, где разработал первый и единственный египетский истребитель HA-300, который в серию впрочем так и не пошел. Впрочем о немецких специалистах быстро узнали израильтяне, которые стали им посылать посылки с бомбами, после нескольких взрывов немцы ретировались.

        HA-300
  3. +2
    23 января 2014 11:09
    Средний многофункциональный истребитель Rafale, покупка которого сейчас обсуждается с Dassault, может обойтись в 120-140 млн долл. каждый


    Как то это не стыкуется с предедущей вчерашней статьёй по авиастроению

    Согласно утверждению руководителя программы F-35 Лорэна Мартина стоимость истребителя падает. В частности, самолет обычного взлета и посадки F-35A будет стоить ориентировочно 75 миллионов долларов в 2019 году

    Ну не как не может супервундервафля ф-35 стоить в два раза менше рафаля, даже учитывая масштабы производства тем более к 2019 г. Либо брешут "партнёры" бессовестно, либо планируют дефолт родной экономики с последующей девальвацией доллара wassat
    1. 0
      23 января 2014 13:03
      Цитата: velikoros-88
      Средний многофункциональный истребитель Rafale, покупка которого сейчас обсуждается с Dassault, может обойтись в 120-140 млн долл. каждый


      Как то это не стыкуется с предедущей вчерашней статьёй по авиастроению

      Согласно утверждению руководителя программы F-35 Лорэна Мартина стоимость истребителя падает. В частности, самолет обычного взлета и посадки F-35A будет стоить ориентировочно 75 миллионов долларов в 2019 году

      Ну не как не может супервундервафля ф-35 стоить в два раза менше рафаля, даже учитывая масштабы производства тем более к 2019 г. Либо брешут "партнёры" бессовестно, либо планируют дефолт родной экономики с последующей девальвацией доллара wassat

      Может. На F-35 приведена цена только производства, а на Rafale приведены цифры во что он обойдётся ВВС Индии, а это не только стоимость самого самолёта, но и сопутствующие деньги на тренажёры, обслуживающую и ремонтную базу и т.д.
      Мы ведь не знаем подробностей контракта, что входит в сумму 120-140 млн долл.
    2. 0
      23 января 2014 14:05
      Цитата: velikoros-88

      Как то это не стыкуется с предедущей вчерашней статьёй по авиастроению

      Нужно понимать, что в стоимость контракта входит набор запчастей, дополнительные авиадвигатели+техническое обслуживание, а в случае с Рафалями для Индии и передача технологий, постройка завода под производство... Такого в мире не бывает, что самолёт стоит на пример 100 млн., за столько его и купили... Нужно ещё лётчиков-инструкторов подготовить, техников, контрольно-проверочное оборудование для различных систем, номенклатуру вооружения и т.д.... Стоимость самого самолёта это только часть айсберга...
  4. ddzhachaev
    0
    23 января 2014 15:17
    Согласно утверждению руководителя программы F-35 Лорэна Мартина стоимость истребителя падает. В частности, самолет обычного взлета и посадки F-35A будет стоить ориентировочно 75 миллионов долларов в 2019 году


    Если это так и будет,то у "Пингвина" ещё больше шансов по продвижению на экспорт.Такая цена относительно мала не только для истребителя пятого поколения,но и для 4+,4++.
    Цены легких истребителей на 2013:
    Eurofighter Typhoon:$123
    Dassault Rafale:$80-90
    F/A-18E/F:$66
    MiG-35:$63
    Saab JAS 39 Gripen:$60
    F-16(block 50/60):$50
  5. Kovrovsky
    +1
    23 января 2014 15:44
    Tejas Mark 1 будет одним из самых доступных в мире истребителей в своем классе.

    Индийцы недавно и самый дешевый автомобиль придумали, без дворников, магнитолы и по какой-то смешной цене! laughing
  6. 0
    23 января 2014 16:29
    Не знаю сколько "наваривают" на современном самолете, но это ценник уж больно дешевый, такое впечатление, что его делают на пару лет эксплуатации или пару боевых применений. Скупой платит дважды...
  7. +1
    23 января 2014 18:23
    ...Когда наступило утро, Рама, взяв небесный корабль, приготовился стартовать. Тот корабль был большим и прекрасно украшенным, двухэтажным со многими комнатами и окнами. Корабль издал мелодичный звук перед тем, как взмыть в заоблачные выси...

    Всё , отлетали своё, теперь только на рикшах!
  8. ddzhachaev
    0
    23 января 2014 18:44
    А есть-ли у Теджас пассивная или активная фазированная антенная решетка?
  9. 0
    23 января 2014 19:59
    В чем индийцы молодцы так это в структуре формирования самолетного парка для ВВС.В структуре предусмотрены легкие истребители Tejas, Су-30МКИ тяжелый и средний многофункциональный истребитель Rafale.
    У нас из-за под коверных игр скоро будут только истребители Су
    1. +1
      23 января 2014 21:05
      Ну разумеется, вложить несколько миллиардов в разработку, получить на выходе 200 шт нищебродского металлолома, это умно да. Так делают только в тех случаях, когда надо хоть на чем-то учиться. В принципе в свете планов 300 Су-30, всего 126 "Рафалей" по фантастической цене (скажем прямо, Су-30 дешевле, т. к. в РФ зарплаты ниже, чем во Франции), выглядят тоже довольно глупо, или индусы хотят заткнуть ими нишу МиГ-27, тем более что именно к ней, а не к нормальным истребителям Rafale и относится.
      1. +1
        24 января 2014 19:30
        Цитата: EvilLion
        Ну разумеется, вложить несколько миллиардов в разработку, получить на выходе 200 шт нищебродского металлолома, это умно да. Так делают только в тех случаях, когда надо хоть на чем-то учиться

        Цитата: EvilLion
        выглядят тоже довольно глупо,

        В нашем случае выглядит не глупо??
        Когда для прикрытия небольшого объекта или сопровождении допустим колонны ,вылета на визуального сопровождения придется подымать Су ,потому как легкие Миги у нас отсутствуют как класс.Завалили фирму в под коверной игре ! и не враги а сами собственными руками !
        Умно выглядит ? Пусть Миг еще не завалили но все идет к этому по последней тенденции!
  10. +1
    23 января 2014 21:00
    Очевидно, что сам по себе Tejas индийским ВВС на фиг не нужен, даже по сравнению с Су-30, который кроет масявку, как бык овцу, численность Tejas'ов незначительна, проще закупить комплекты на сотню Су-30, чем возиться с Tejas'ом, которых всего 200 шт планируется. Аналогично не нужен и танк "арджун", зато нужна кошка для тренировки промышленности.
    1. 0
      23 января 2014 21:48
      Согласен!
      Да и не думаю,что индийцы будут покупать 200 единиц.К этому времени самолет уже устареет.Скорее всего на роль легкого истребителя ВВС Индии будет претендовать французский Дассо Рафаль.
  11. 0
    23 января 2014 21:44
    Индийцы купят только 40 Теджасов.По своим характеристикам он серьёзно уступает истребителю Рафаль,и тем-более Су-30МКИ.
  12. 0
    23 января 2014 22:33
    Цитата: ddzhachaev
    Eurofighter Typhoon:$123
    Dassault Rafale:$80-90
    F/A-18E/F:$66
    MiG-35:$63
    Saab JAS 39 Gripen:$60
    F-16(block 50/60):$50


    лучше уж купить по такой цене,чем то что предлагает индусы.
  13. Саламандер
    0
    24 января 2014 01:27
    Да, индусы сейчас пытаются строить свою армию на базе техники и своей, и всех остальных стран. Важно, чтобы они не попытались обособиться от России, закупая юсовскую технику. Тогда мы потеряем сильного союзника в регионе. Но сейчас у них с США вроде разлад...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»