Советские истребители-бомбардировщики в бою. Часть 2-я

14


В 1982 году, к моменту начала боевых действий в Ливане, ВВС Сирии располагали истребителями- бомбардировщиками Су-20, а также одной эскадрильей новейших по тому времени Су-22М. Эти самолеты с первых дней войны активно использовались для нанесения бомбовых ударов по позициям израильских войск. 10 июня восемь Су-22М, каждый из которых был вооружен восемью бомбами ФАБ-500, нанесли удар по штабу израильских войск в Южном Ливане. Цель была уничтожена (с большими потерями для израильтян) ценой гибели семи самолетов, сбитых истребителями F-16A ВВС Израиля (вместо нанесения массированного удара сирийцы выполнили серию последовательных налетов, при этом выходя на опасно большие высоты, что позволило израильской ПВО организовать эффективное противодействие). Еще одной областью применения Су-22М в Ливане стало ведение воздушной разведки (самолеты комплектовались контейнерами ККР-1).

Всего в ходе боевых действий в Ливане истребители-бомбардировщики Су-22М совместно с МиГ-23БН совершили 42 боевых вылета, уничтожив 80 танков и два батальона израильской мотопехоты (при этом потери составили семь Су-22М и 14 МиГ-23БН). В ходе боёв более совершенные Су-22М проявили себя лучше, чем МиГ-23БН.


Уничтоженные в результате авиаудара израильские танки


Ценой больших потерь, сирийцам удалось остановить продвижение противника по шоссе на Дамаск. Потери сирийской авиации могли быть намного меньше, используй они более разумную тактику.



Сирийские Су-22М продолжают воевать и сегодня, нанося удары по позициям поддерживаемых западом мятежников.

В отличие от большинства арабских стран, Ирак мог расплачиваться за поставки вооружения "живыми" деньгами, что вместе с его непримиримой позицией по отношению к Израилю и США, делало Ирак важным союзником СССР. Кроме того, страна была противовесом Ирану и в годы правления шаха, и после прихода аятоллы Хомейни с его крайне враждебной политикой не только по отношению к США, но и к Советскому Союзу.

Первые истребители-бомбардировщики МиГ-23БН стали поступать на вооружение ВВС Ирака в 1974 году, всего было поставлено около 80 самолетов. Боевое крещение эти самолеты получили в ходе семилетней ирано-иракской войны - одного из самых кровавых конфликтов конца XX века, замешанного на этнических и религиозных разногласиях и дележе спорных приграничных районов, богатых нефтью.
Иракские «МиГи» штурмовали вражеские танковые колонны, участвовали в «танкерной войне» и бомбили иранские города.

Как и в других арабских странах, параллельно были заказаны Су-20 и Су-22. Ирак достаточно успешно применял их в боевых действиях против Ирана.

Советские истребители-бомбардировщики в бою. Часть 2-я

Су-22М ВВС Ирака


В ходе операции «Буря в пустыне» Су-20 и Су-22М в боях не участвовали. В дальнейшем часть самолётов этого типа перелетела в Иран, где и используется до сих пор.

В январе-феврале 1995 года Су-22 ВВС Перу были задействованы в боевых действиях с Эквадором в ходе очередного пограничного конфликта.


Су-22 ВВС Перу


Эквадорские пехотинцы, вооруженные российскими ПЗРК «Игла», 10 февраля сбили один Су-22. Тем не менее, по оценке западных наблюдателей превосходство перуанских ВВС и результативные действия ударной авиации предопределили победу Перу в этой войне.

В вооруженном конфликте в Анголе значительную роль сыграли МиГ-23БН, которые пилотировались кубинцами. МиГи оказывали непосредственную авиационную поддержку и наносили удары по опорным пунктам противника. Очень велика их роль в сражении под Куито-Куанавале, который иногда называют "ангольским Сталинградом" В 1987-1988 годах окрестности Куито-Куанавале превратились в ожесточенное поле битвы между анголо-кубинскими и южноафриканскими войсками с применением сотен танков и БТР, десятков боевых самолетов и вертолетов. В августе 1988 года юаровские войска вышли из Анголы, и кубинские МиГ-23 вернулись к несению боевого дежурства и поддержке противопартизанских операций. В ходе вывода кубинского контингента в 1989 году все Миг-23БН вернулись на Кубу. О каких-либо потерях кубинское командование не сообщало.


Кубинский МиГ-23БН


До этого в кубинцы воевали на своих ударных МиГах в Эфиопии в 1977—1978 годах, в эфиопо-сомалийской войне. Благодаря помощи СССР и участию на стороне Эфиопии кубинцев, этот конфликт завершился сокрушительным поражением Сомали, после чего это государство практически прекратило своё существование.

В начале 90-х годов на вооружении Эфиопии находилось еще около 36 МиГ-23БН. Эти самолёты участвовали в войне с Эритреей в конце 90-х начале 2000-х.


МиГ-23БН ВВС Эфиопии


ВВС Анголы использовали Су-22М против партизан УНИТА в ходе гражданской войны в стране. На завершающем этапе конфликта, ангольским ВВС при помощи пилотов-наёмников из ЮАР удалось разгромить базовые лагеря этой группировки, что привело к заключению мирного соглашения и окончанию гражданской войны.

Су-17М4 активно применялись российскими ВВС в во время Первой Чеченской. Они привлекались для нанесения ударов по аэродрому в Грозном, а также во время боёв за сам город. Отмечалось эффективное использование высокоточных боеприпасов, для поражения отдельно стоящих укреплённых зданий.

По данным журнала Air International, на момент распада СССР Су-17 всех модификаций, было укомплектовано 32 ударных полка, 12 разведывательных полков, одна отдельная разведывательная эскадрилья и четыре учебных полка.
Безусловно, будь этот самолет не нужным и не эффективным, он не выпускался длительно, в таких количествах и не пользовался бы спросом за рубежом. Экспортная цена этих самолетов, по данным журнала, варьировалась от $2 млн за Су-20 (для Египта и Сирии) до $6-7 млн за Су-22М4 последних модификаций, приобретенных тремя странами Варшавского договора в конце 1980-х годов. Для сравнения, ближайший западный аналог SEPECAT Jaguar предлагался за $8 млн. в 1978 году.

Су-17 воплотил в себе оптимальное сочетание по критерию цена-эффективность, чем и было обусловлено его широкое распространение и длительная эксплуатация. Советские истребители бомбардировщики по своим ударным возможностям не уступали аналогичным западным машинам, зачастую превосходя их по лётным данным.



Истребители-бомбардировщики МиГ-27 являющиеся дальнейшим вариантом развития МиГ-23Б, были одними из наиболее массовых и совершенных самолетов советских ВВС, адаптированных для Европейского ТВД. Однако на протяжении почти полутора десятков лет службы ни одному них не довелось принять участие в реальных боевых действиях. Даже в годы афганской воины до самых последних месяцев не возникал вопрос об их отправке в состав ВВС 40-й армии и потому боевой экзамен для них стал тем более неожиданным.

Этому были свои причины. Задачи ИБА в ВВС 40-й армии исправно выполняли Су-17 различных модификаций. Машины, прозванные "стрижами", пользовались славой надежных и неприхотливых самолетов, находившихся, что называется, на своем месте. Помимо этого, базирование из года в год самолетов одного и того же типа упрощало обслуживание, снабжение и планирование боевых вылетов, так что объективно вопрос о переходе на другой тип истребителя-бомбардировщика не возникал.

К осени 1988 года подоспел срок очередной замены (по сложившейся практике, полки ИБА сменяли друг друга после года работы в октябре-ноябре). Но "подручные" полки из САВО и без того, едва вернувшись из Афганистана, то и дело срывались со своих баз, продолжая боевую работу "за речкой" с приграничных аэродромов. Других полков, успевших освоить боевое применение в условиях горно-пустынной местности, во всех ВВС было не так-то много. Вместе с тем, ИБА располагала еще одним типом истребителя-бомбардировщика - МиГ-27, которыми к концу 80-х годов были укомплектованы свыше двух десятков авиаполков.

Возникло естественное предложение - направить на замену МиГ-27, в пользу чего имелось несколько доводов, основным из которых была возможность в оставшиеся месяцы войны опробовать самолет в реальных боевых условиях. Одновременно, самым простым и надежным способом разрешался вопрос, которому было посвящено не одно военно-научное исследование - какая из двух машин, созданных по одним и тем же требованиям при сопоставимых характеристиках, вооружении и БРЭО является более эффективной.

Несмотря на наличие МиГ-27К, обладавших наибольшими возможностями и наиболее уважаемых летчиками, командование приняло решение не включать их в состав группы. Афганский опыт однозначно показал, что в сложных горных условиях, далеких от расчетной "малопересеченной" местности, на скоростной машине не удается использовать весь потенциал бортового оборудования. Электроника и прицельные системы оказывались бесполезными при поиске целей в хаосе скал, камней и зарослей зеленки. Сплошь и рядом цели вообще было невозможно выделить с высоты без подсказки наземного или вертолетного наводчика. А взять малоразмерный объект удара на автосопровождение и целеуказание при скоротечном контакте и маневре не под силу было даже "Кайре" - наиболее совершенной системе, имевшейся тогда во фронтовой авиации. Причина заключалась в поднятой до 5000 м нижней границе безопасного от "Стингеров" эшелона, что накладывало серьезные ограничения на использование бортового прицельного лазерно-телевизионного комплекса. В результате, малоразмерные цели на местности оказывались за пределами дальности обнаружения установленной на самолетах аппаратуры наведения, поскольку оптимальный диапазон высот применения КАБ-500, УР Х-25 и Х-29 лежал в пределах 500-4000м. Причем ракеты рекомендовалось пускать на скоростях 800-1000 км/ч с пологого пикирования, когда самостоятельно разглядеть объект удара и обеспечить наведение из-за скоротечности сближения уже было практически невозможно. Дорогостоящие управляемые боеприпасы в этих условиях оставались оружием штурмовиков, действовавших в плотном контакте с авианаводчиками.

Другим доводом было то, что на МиГ-27К, несшем массивную "Кайру" отсутствовали бронеплиты кабины, отнюдь нелишние в боевой обстановке. К моменту отправки "на войну" МиГ-27Д и М прошли специальный "афганский" комплекс доработок.



Обычный вариант снаряжения МиГ-27 состоял из двух "пятисоток" либо четырех бомб массой по 250 или 100 кг, размещаемых на передних подфюзеляжных и подкрыльевых узлах. Чаще всего использовались ФАБ-250 и ФАБ-500 разных типов и моделей, ОФАБ-250-270. Применения крупного калибра требовал и характер целей, большей частью защищенных и трудно уязвимых - развалить глинобитный дувал или толстую саманную стену "сотки" могли далеко не всегда Даже на открытом месте их поражающее действие (осколки и фугасный эффект) по живой силе в 1,7-2 раза (в зависимости от различных условий) уступало ФАБ-250, не говоря уже о мощных "полутонках" При ударе же по легким строениям последние вообще обладали в 2,5-3 раза более высокой эффективностью. В ход шли также зажигательные бомбы ЗАБ-100-175 с термитными патронами и ЗАБ-250-200, наполненные вязкой липучей смесью Хотя гореть в горах и кишлаках было особенно нечему, а начавшаяся зима делала ЗАБ еще менее эффективными, огненные удары давали большой психологический эффект Как правило, такие "гостинцы" могли накрыть довольно значительную площадь, а разлетавшиеся широким веером даже небольшие горящие капли, вызывали тяжелые ожоги. Для поражения живой силы применялись РБК-250 и РБК-500, сметавшие все живое шквалом разрывов в радиусе сотен метров.


Подвеска ОДАБ-500 на МиГ-27


Использованию мощных НАР С-24 прозванных в Афганистане "гвоздями", в некоторых случаях препятствовало ограничение по высоте полетов пуск с 5000 м не мог быть прицельным, их максимальная эффективная дальность стрельбы составляла 4000 метров, о "карандашах" С-5 и С-8, и говорить не приходилось - их прицельная дальность составляла всего лишь 1800-2000 м. По той же причине "балластом" оставалась мощная 30-мм шестиствольная пушка ГШ-6-30, обладавшая скорострельностью в 5000 выст/мин и мощным 390-граммовым снарядом. Тем не менее, полный боекомплект к ней (260 патронов) всегда находился на борту.

Помимо плановых ударов, МиГ-27 привлекались к ведению разведывательно-ударных действий (РУД) - самостоятельному поиску и уничтожению, шире известному как "свободная охота". Большей частью они выполнялись для поиска караванов и отдельных машин, вдоль троп и дорог, из-за чего РУД иногда расшифровывалась как "разведка участков дороги" Особенно оживлялось движение душманского транспорта по ночам, когда под покровом темноты караванщики чувствовали себя увереннее, а правительственные войска предпочитали не покидать гарнизонов и застав. За 95 дней командировки летчики 134-го АПИБ выполнили, в среднем, по 70-80 боевых вылетов, имея по 60-70 часов налета.

По результатам афганского экзамена МиГ-27 показал себя надежной и выносливой машиной. Вместе с тем, возможности самолета и комплекса его вооружения были использованы далеко не полностью, в первую очередь из-за своеобразия ТВД и характера боевых действий, сопровождавшихся множеством ограничений.

Истребитель-бомбардировщик, создававшийся для поражения малоразмерных подвижных и стационарных целей с использованием широкой номенклатуры боеприпасов, применялся исключительно для бомбардировки с больших высот, из-за чего большая часть его прицельного оборудования и оружия не могла быть задействована.

Адекватной оценки боевой эффективности МиГ-27 кратковременно использование в Афганистане дать не позволило. Тем не менее, некоторые его достоинства удалось оценить: МиГ-27 выгодно отличался от Су-17МЗ и М4 запасом топлива во внутренних баках (4560 кг против 3630 кг) и, соответственно, имел несколько большую дальность и продолжительность полета при равной загрузке. Более выгодная компоновка оборудования по сравнению с "сушкой" позволяла при необходимости расширить радиус действия, обходясь всего одним подфюзеляжным ПТБ-800, в то время как Су-17 приходилось нести сразу два бака той же емкости, что увеличивало взлетный вес, ухудшало летные качества и сокращало количество точек подвески вооружения. Загрузка МиГ-27 для афганских условий оказалась более удобной.

Однако МиГ-27 был более тяжелым - даже при равном с Су-17 запасе топлива и боевой нагрузке давали себя знать "лишние" 1300 кг массы планера и оборудования, из-за чего на 10-12% выше была нагрузка на крыло и меньшей тяговооруженность (избыточные килограммы требовали большего расхода топлива и без того более "прожорливого", чем у Су-17, двигателя). Результатом оказывалась худшая летучесть самолета и взлетные характеристики - МиГ-27 дольше разбегался и медленнее набирал высоту. На посадке он был несколько проще, сказывались особенности конструкции цельнопо-воротными консолями, а также несущие свойства фюзеляжа и наплывов, благодаря чему посадочная скорость МиГ-27 составляла 260 км/ч против 285 км/ч у Су-17М4,несколько короче был и пробег.

МиГ-27М стал единственной модификацией семейства "двадцать седьмых", поставлявшейся на экспорт. Помимо отечественных ВВС, получателем МиГ-27 стала Индия, которая долгое время являлась одним из основных покупателей советского вооружения. После поставки в 1981-1982 годах большой партии МиГ-23БН индийцы обратили свой взгляд и на более совершенный МиГ-27. В результате между Москвой и Дели было подписано соглашение, которое предусматривало лицензионное производство МиГ-27М в Индии.


МиГ-27М ВВС Индии



Индийцы по достоинству оценили возможности ударных МиГов, и активно использовали его в боевых действиях.
«Крещение огнем» МиГ-23БН прошли в мае-июле 1999 г. во время очередного индо-пакистанского конфликта, на сей раз разгоревшегося в Каргиле – одном из районов штатов Джамму и Кашмир. С 26 мая по 15 июля эти самолеты совершили 155 боевых вылетов 30% от таковых, выполненных всей индийской ударной авиацией в той войне. Для поражения объектов противника применялись 57-мм и 80-мм НАР, а также 500-кг бомбы, которых сбросили 130 т – 28% всей боевой нагрузки, обрушенной индийскими летчиками на врага.

Индийские ВВС эксплуатировали МиГ-23БН до 6 марта 2009 г. К тому времени общий налет самолетов данного типа составил 154000 ч, в авариях и катастрофах было потеряно 14 машин.

В Каргильской войне приняло участие и звено МиГ-27МЛ из 9-й АЭ. Первый боевой вылет «Бахадуры» совершили 26 мая в секторе Баталик. Каждый из четырех истребителей-бомбардировщиков нес по сорок 80-мм НАР Они нанесли удар по горным позициям пакистанцев. Затем выполнили второй заход, в ходе которого обстреляли противника из 30-мм пушек.



Им пришлось встретить ожесточенный огонь с земли. На втором заходе на машине флайт-лейтенан- та К.Начикеты вспыхнул двигатель. Летчик катапультировался и попал в плен. Исламабад заявил, что самолет сбила ПВО, однако индийская сторона отрицала это и списала потерю на отказ двигателя. Больше в боевых вылетах «Бахадуры» потерь не понесли, однако в ходе повседневной эксплуатации, в авариях и катастрофах ВВС Индии лишились двадцати одного МиГ-27М.

Куда с большим напряжением МиГ-27 применялись в ходе гражданской войны в соседней Шри-Ланке, где правительственные войска вели ожесточенную вооруженную борьбу против сепаратистской организации Тигры освобождения Тамил Илама (ТОТИ). Летом 2000 г. правительство приобрело партию из шести украинских МиГ-27М и одной «спарки» МиГ-23УБ с Львовской базы хранения.

Поначалу машины включили в состав 5-й АЭ, где они несли службу наряду с китайскими F-7, а в конце 2007 г. из «МиГов» сформировали новую 12-ю эскадрилью местом базирования которой стал аэродром Катунаяке, расположенный рядом со столичным аэропортом. «МиГи» неожиданно проявили себя крайне эффективными самолетами, быстро заставившими «тигров» спрятать свои зубы. Среди наиболее важных объектов, уничтоженных ими, следует отметить разгром телекоммуникационного центра ТОТИ в области Килиноччи . Очень успешно действовали летчики МиГ-27 и против малоразмерных быстроходных катеров. В целом за 5 месяцев интенсивных боев МиГ-27М сбросили на различные цели более 700 т. бомб, что в значительной степени способствовало победе правительственных войск.


Ланкийские МиГ-27М


На прибывших из Украины машинах летали летчики-наёмники из ЮАР и Европы, часть которых ранее служила в ВВС стран НАТО. По их отзывам, МиГ-27М оказался превосходным самолетом, по многим параметрам превосходившим западные аналоги Ягуар и «Торнадо». Повоевали «МиГи» и в одном строю со своими бывшими противниками – израильскими «Кфирами» С.2/С.7 (7 таких машин также приобрела Шри-Ланка). Причем ПрНК-23М оказалась на практике более совершенной, чем израильская система IAI/Элбит, поэтому МиГ-27М применялись как лидеры, возглавляя группу «Кфиров». В воздухе ланкийские ВВС не потеряли ни одного МиГа. Однако диверсионная группа «тигров» сумела 24 июля 2001 г. провести дерзкий рейд на базу Катунаяке, где вывела из строя два МиГ-27М и один МиГ-23УБ.

МиГ-27 (особенно его позднейшие модификации) никогда и не являлись штурмовиками в классическом представлении, а были предназначены в основном для "дистанционного" поражения противника с помощью
управляемого оружия. Будучи значительно дешевле мощных фронтовых бомбардировщиков Су-24, они могли наносить достаточно эффективные удары по огневым точкам, бронетанковой технике и позициям войсковой ПВО противника, создавая в его боевых порядках незащищенные бреши, а потому решение о выведении самолетов этого типа из боевого состава ВВС РФ выглядит не до конца обоснованным.

В заключение, хочется рассказать об эпизоде, которому автору довелось стать свидетелем. Во время проведения масштабных учений ДВО, осенью 1989 года, несколько МиГ-27 нанесли «условный удар» по ЗКП 5-й армии (штаб в Уссурийске, Приморский край), не далеко от села Кондратеновка.



Атака была произведена внезапно, на предельно малой высоте, с разных сторон. Стремительный полёт этих тёмно-зелёных, хищных машин вдоль распадков сопок, заросших елями и кедрачём, врезался в память навсегда. МиГи сумели пройти по рельефу местности, оставшись не видимыми для операторов наземных РЛС. Выход из атаки, был столь же стремительным. Будь это реальный удар, безо всякого сомнения, значительная часть радиостанций и командно-штабных машин, была бы уничтожена и повреждена, имелись бы значительные потери в командном составе. Как следствие, управление частями 5-й армии было бы нарушено. Прикрывавшие район «Шилки» смогли кратковременно «условно обстрелять» МиГи только после выхода из атаки.

По материалам:
http://vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/AiKOut02/MiG27/MiG27132.htm
http://vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/AiKOut02/MiG27/MiG27142.htm
http://aviapanorama.su/2003/02/istrebitel-bombardirovshhik-su-7b/
http://vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/AiKOut06/Su-7B/Su-7B080.htm
http://voenhronika.ru/
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    28 января 2014 09:37
    В 1982 году, к моменту начала боевых действий в Ливане, ВВС Сирии располагали истребителями- бомбардировщиками Су-20, а также одной эскадрильей новейших по тому времени Су-22М. 10 июня восемь Су-22М, каждый из которых был вооружен восемью бомбами ФАБ-500, нанесли удар по штабу израильских войск в Южном Ливане. Цель была уничтожена (с большими потерями для израильтян) ценой гибели семи самолетов, сбитых истребителями F-16A ВВС Израиля (вместо нанесения массированного удара сирийцы выполнили серию последовательных налетов, при этом выходя на опасно большие высоты, что позволило израильской ПВО организовать эффективное противодействие).

    Всё верно, но именно этот удар по штабу, а точнее его уничтожение, привёл к прекращению боевых действий и заключению перемирия. А самолёты были сбиты уже после нанесения удара наведёнными с помощью ДРЛО израильскими истребителями.
    Статья хорошая, но осталось чувство, что должно быть продолжение.
    1. +9
      28 января 2014 10:58
      Цитата: Гамдлислям
      но именно этот удар по штабу, а точнее его уничтожение, привёл к прекращению боевых действий и заключению перемирия.

      Потери в командном составе руководящем операцией и потери в бронетехнике и живой силе подействовали на израилитян отрезвляюще.
      Цитата: Гамдлислям
      Статья хорошая, но осталось чувство, что должно быть продолжение.

      Спасибо за добрые слова! Тема обширная и интересная,но к сожалению, в данном формате на"Военном обозрении" её полностью охватить не реально.
      1. +1
        28 января 2014 17:59
        Тема обширная и интересная,но к сожалению, в данном формате на"Военном обозрении" её полностью охватить не реально.

        так вы книгу про советские истребители-бомбардировщики напишите fellow
        1. +7
          29 января 2014 08:39
          Я не против, если конечно оплату тиража возьмёте на себя smile
        2. +3
          22 ноября 2015 19:24
          Такие книги давно уже можно купить
          1. Первый сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-7Б. «Выйти из тени!»
          2. Истребитель-бомбардировщик Су-17. Убийца "духов"
          3. МиГ-27 - "бич небесный". Истребители-бомбардировщики в бою
  2. +13
    28 января 2014 11:57
    в 1985 года звено Миг-27 взлетело в Чинданте, Борзя, прошло на предельно малых высотах до Читы, и село в Домне. ПВО была в полном... ауте, их видели только на кругу Домны hi
    1. -1
      28 января 2014 14:14
      Ну в данном случае все происходящее укладывается в рамки анекдота-"Вот он наш НЕУЛОВИМЫЙ ДЖО,и чтож его не кто поймать не может?Да кому он нафиг нужен."-А если серьезно то уже к середине 80х г ИБА перестала справляться с основной массой задачь,перед ней стоящей.А точнее с поиском,распознованием и уничтожением целей в тактической зоне обороны противника,в условиях организованной ПВО района.И причины этого были не столько в стремительном развитии электроники(в мире в целом) и нашем явном отставании в этом процессе(наш аналог разведывательно-ударного комплекса F-105 вместился только в машину более крупного класса-имею в виду ПРНК"Пума"на Су-24),сколько в изначально взятом курсе на дешевизну и массовость отдельного борта.Правды ради следует признать,что данный подход был вполне оправдан до конца 70х.
  3. +5
    28 января 2014 14:08
    ПРЕКРАСНАЯ СТАТЬЯ - СПОСИБО АВТОРУ! soldier
  4. badger1974
    +8
    28 января 2014 14:22
    как всегда отличная статья. но вот только мне не даёт покоя несколько вопросов, если с Су было всё понятно,то непонятно почему конструкторы МиГа используя базис 23 для заточки под ИБ неиспользовали концепцию спарки МиГ-23 УБ, я думаю второй член экипажа только бы удвоил эфективность МиГ-27, каждый занимался бы своим делом, и эфективные эшелоны высоты были бы как и у Су-24, ведь большинство промахов было как раз из за перегрузки информацией пилота,может спарка МиГ-27 и сейчас была бы актуальна при отсутствии новейших ИБ,временно, диапозон скоростей очень огромный по сравнению с Грачём-который в общем вполняет те же функции и тем же боекомплектом
    1. Александр Д.
      +3
      28 января 2014 21:43
      При нынешних технологиях можно было бы добиться такого уровня автоматизации, что хватило бы и одного пилота. Другое дело, что Миг-27 был бы и сегодня актуален при хорошо продуманной модернизации. США модернизируют свои самолеты 70-80х годов и не жалуются, что они предыдущего поколения.
      1. badger1974
        0
        31 января 2014 09:37
        именно это я и имел ввиду, по крайней мере с Фантома второго члена ни кто ни при каких условиях убирать несобирался, а задумывался он как истребитель, а щяс универсал, и как живёт заметте!!!
      2. Deonisiy
        0
        28 февраля 2014 20:37
        Я полностью согласен с Александр Д. модернизировать эти самолеты необходимо результат может получится отличный
        1. 0
          11 июля 2022 10:16
          Уже к началу первой чеченской на базах хранения не нашли ни одного пригодного к эксплуатации МИГ-27. Все порезали или разукомплектовали
    2. +4
      29 января 2014 14:18
      Володя, наличие второго члена экипажа утяжелило бы машину и снизило лётные данные. На это пошли только на тяжелом Су-24, там и места больше и штурман нужней.
      1. badger1974
        -4
        29 января 2014 16:16
        ну дак у в 24-й кроме "кайры" и радар "орион" полтора метровый втиснули, да и другой всячины тяжелой, "слили" бы литров 150 литров гарева, и всё, вот и весь вес для штурмана на 27
        1. +4
          30 января 2014 14:05
          Не вижу смысла, да и 150 литрами не обошлись бы. Не говоря уже о том, что уменьшение объёма горючего для ударного самолёта критично.
          1. badger1974
            +2
            31 января 2014 09:44
            понятное дело,ведь "силёнок" маловато,но это я глядя на Фантом чирканул, ведь у Фантома ни кто не отбирал второго члена экипажа, до сих пор "чертит" небо универсалом нехило, 27-й мог бы так же
            1. +3
              31 января 2014 12:54
              У "Фантома" два двигателя и сам он тяжелее, это машины разного класса.
              1. badger1974
                0
                31 января 2014 13:11
                изначально 23-й и ф-4 -это противники в воздухе, и разницы нет- что одного что второго научили работать по земле, в двухэкипажном фантоме-это проще, а в 23-м -зря отказались
                1. +4
                  31 января 2014 13:30
                  То что они противники, это ещё ничего не значит, кстати основным противником "Фантома" был лёгкий 21-й. У F-4 изначально существенно больше внутренние объёмы и запас топлива. Кроме того "Кайра" не имеющая во многом аналогов до сих пор дала МиГ-27К с "сухим" весом : 11 908 кг, возможности которых у двухместного "Фантома" F-4E c Сухим весом 13400 кг не было.
                  1. badger1974
                    0
                    31 января 2014 19:44
                    а как же уалд визл на базе фантома? мелкая серия, но за то какая
                    1. +5
                      1 февраля 2014 03:05
                      Это большой плюс американцам, у нас к сожалению подобную машину так и не создали. Хотя с другой стороны, наша ПВО была всегда сильней, вот и пришлось создавать специализированного "Горностая".
  5. -5
    28 января 2014 14:31
    В январе-феврале 1995 года Су-22 ВВС Перу были задействованы в боевых действиях с Эквадором в ходе очередного пограничного конфликта.
    Эквадорские пехотинцы, вооруженные российскими ПЗРК «Игла», 10 февраля сбили один Су-22. Тем не менее, по оценке западных наблюдателей превосходство перуанских ВВС и результативные действия ударной авиации предопределили победу Перу в этой войне.

    Эквадорцы так не считают...10 февраля два эквадорских "Миража F.1" из состава 2112-й эскадрильи перехватили 2 перуанских Су-22. Перуанцы попытались реализовать вариант "охоты на живца". В роли последнего, выступил ведущий Су-22, в хвост которому начал заходить эквадоский "Мираж". Выполнив классическую "змейку", пилот ведомого Су-22 оказался на хвосте у "Миража", но он опоздал: эквадорский ведущий произвел пуск одной УР "Матра R.550" по "сушке", находящейся на дистанции 2,4 км, и тут же, предупреждённый ведомым об опасности, выполнил переворот с потерей высоты, срывая захват пилоту перуанского истребителя-бомбардировщика и одновременно давая возможность ведомому нанести удар по противнику, чем тот не преминул воспользоваться. "Мы наблюдали, два попадания в виде белых облачков. От обоих самолетов начали выходить хвосты густого черного дыма, и они с трудом продолжали свой полет. Я довернул правее и выпустил вторую ракету, попадание которой превратило "сухого" в огромный огненный шар. Летчик катапультировался и повис в небе над Сенепой под куполом парашюта. Другой Су-22 также получил очередную ракету. Он еще несколько секунд с трудом продолжал лететь, прежде чем его летчик воспользовался парашютом."- вспоминает эквадорский пилот.
    Дата 10 февраля стала позже отмечаться как День ВВС Эквадора. Что касается перуанских лётчиков, то им явно не повезло. Первый из них, сбитый Бандерасом, майор Энрике Кабальеро Аррего был ранен, и, проведя в пустыне без пищи, воды и медикаментов одиннадцать дней, скончался так и не дождавшись помощи. Его тело было найдено местными жителями и передано перуанским властям. Второй сбитый перуанец, полковник Виктор Мануэль Мальдональдо Бегасо, также погиб: его тело было найдено через месяц висящим на стропах парашюта, зацепившегося за дерево. Летчиков похоронили на родине с воинскими почестями. Оба проходили службу в составе 111-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи 11-й авиагруппы ВВС Перу (Escuadron de Caza-Bombardeo No.lll "Los Tigres", Grupo Aerea No.ll FAP). Известен бортовой номер одной сбитой машины (014).
    http://www.airwar.ru/history/locwar/lamerica/andy/andy.html


    Mirage F.1JA ВВС Эквадора и его "жертва":

    Су-22 ВВС Перу
    1. +3
      30 января 2014 14:03
      Цитата: Роман 1977
      Эквадорцы так не считают...

      Эквадорцы могут считать, что угодно, но эту войну, впрочем как и ряд предыдущих они проиграли. Эквадорские ВВС с перуанскими конкурировать не в состоянии. Миражам и Кфирам тягаться с МиГ-29 не реально. Да и по численности ВВС Перу гораздо больше.
      1. +2
        30 января 2014 14:26
        Цитата: Bongo
        Эквадорцы могут считать, что угодно, но эту войну, впрочем как и ряд предыдущих они проиграли. Эквадорские ВВС с перуанскими конкурировать не в состоянии. Миражам и Кфирам тягаться с МиГ-29 не реально. Да и по численности ВВС Перу гораздо больше.

        Этот факт не вызывает сомнений. Перуанцам например принадлежит первый на американском континенте опыт применения воздушного десанта.
        23 июля 1941 г. Перу двинула танки LT-38, закупленные ещё в домюнхеновской Чехословакии, поддержанные пехотой. Удар наносился в направлении населённого пункта Пуэрто-Боливар, блокированного с моря кораблями ВМС. В полном соответствии с концепцией "блицкрига", бронированный кулак был поддержан пикировщиками Douglas DB-8A-3P!


        Ко всему прочему, 31 июля 105-я эскадрилья перуанской военно-транспортной авиации при поддержке 21-й эскадрильи они высадили посадочные десанты в населённых пунктах Санта-Роза и Мачала, а ближе к вечеру с транспортных самолетов Junkers F-13 выбросили парашютистов в Пуэрто-Боливар (30 человек), где находились значительные запасы оружия и боеприпасов, которых так не хватало на фронте. Все это досталось перуанцам.

        бомбардировщик Ca.135 ВВС Перу
        Надо отметить, что они явились пионерами использования парашютных десантов в боевых условиях во всем Западном полушарии, опередив при этом даже американцев. По завершении боев перуанский президент организовал для своих парашютистов торжества, сравнимые с теми, что Гитлер устроил для десантников после захвата ими Крита.
        По итогам перемирия между Перу и Эквадором, которое 29 января было подтверждено протоколом Рио-де-Жанейро, 278 км² эквадорской территории в верхнем течении Амазонки переходило к Перу.
      2. +8
        30 января 2014 15:07
        Знакомый был несколько лет назад в командировке в Перу, помогал модернизировать авиатехнику. По его рассказам Перу очень не богатая страна, большая часть населения живёт бедно. Но среди центрально-американских государств имеет одни из самых мощных ВВС.
      3. badger1974
        +3
        31 января 2014 09:58
        Серёга, белорусские МиГи стояли на "приколе"по причине- "изношенности силовых установок",по тому как белорусская сторона не могла произвести ремонт а тем более замену двигателей,этим занялись российские специалисты, но уже после конфликта, 29-е нужны были как устрашение-чего не получилось,эквадорцы не поняли пугало
        1. +4
          31 января 2014 12:56
          Все 15 были не исправны, да быть такого не может, кроме того у них ещё около 10 Мираж 2000.
          1. badger1974
            0
            31 января 2014 13:14
            именно миражи и работали, а с 29-ми сразу начались несуразицы, белорусская сторона развела руками-мол ни чё поделать нельзя, к России надо обращятся, вот и обратились после военконфликта, по моему даже как раз в тему
            1. +2
              31 января 2014 13:38
              По поводу участия или не участия МиГ-29 в этом конфликте ничего сказать не могу, информации у меня нет. Но всё равно, как-то сомнительно, чтоб сразу все 15 машин вышли из строя.
              1. +4
                31 января 2014 14:09
                МиГ-29 не участвовали в конфликте, поскольку не могли участвовать. Война Альто-Сенепа между Перу и Эквадором (26 января — 28 февраля 1995 года), а поставки Перу из Беларуссии партии МиГ-29: 16 одноместных и пары учебно-боевых МиГ-29УБ, начались в июле 1997 г. Поэтому прикрытие перуанской ударной авации осуществлялось французскими Миражами-2000- 12 единиц (10 Mirage 2000Ps и 2 УБС Mirage 2000DP) которых было закуплено в 1987 году
                Всего перуанцы потеряли:
                1 бомбардировщик "Канберра", 9 февраля 1995 года, по неизвестной причине, предположительно сбит эквадорской ПВО. Экипаж - пилот капитан Мигель Але-хре Родригес и штурман капитан Перси Филиппе Куба - погиб.

                2 Су-22(FAP007 и FAP014)-сбиты 10 февраля эквадорскими "Мираж F.1"

                1 легкий штурмовик A-37 Дрэгонфлай- сбит 10 февраля эквадорским "Кфиров С.2 капитана Вилфридо Моя (борт. FAE-909). Экипаж (команданте Иларио Вальядарес Сехарна и капитан Хрехо-рио Ломпарте) катапультировался и в течение суток поодиночке добрался до своих.
                5 Ми-17: FAP-587 сбит эквадорцами из ПЗРК 29 января 1995 года, 2 сбиты 30 января огнем стрелкового оружия и ПЗРК; 1 -10 февраля, 1 (FAP-547)- 13 февраля огнем ЗПУ, совершил вынужденную посадку, не восстанавливался.

                1 Ми-25 (FAP695) был сбит эквадорцами при помощи ПЗРК 6 февраля 1995 г. Погиб экипаж в составе трех человек: командира полковника Марко Антонио Шеноне, капитана Рауля Вера и борттехника Эрика Хилберто.

                Поврежден 1 "Твин Белл-212", однако экипаж смог посадить вертолет на базе.
                Перуанцы признали гибель в боях 58 своих военнослужащих, ещё 107 получили ранения, пять пропали без вести, а семь угодили в плен. У эквадорцев, по разным данным, убито в боях до 40 солдат и офицеров, ранено от 65 до 87, а в плен попали двое.
              2. badger1974
                0
                31 января 2014 19:48
                они не вышли со строя , а немогли быть допущены к полёту по причине нестабильной работы двигателей-в бой ни как
  6. Володя Сибиряк
    +8
    28 января 2014 17:21
    Хорошие обзорные экскурсы в историю отечественной авиации, жду продолжения, автору спасибо за труд!
  7. mizantrop22
    -3
    28 января 2014 17:26
    Цитата: Гамдлислям
    В 1982 году, к моменту начала боевых действий в Ливане, ВВС Сирии располагали истребителями- бомбардировщиками Су-20, а также одной эскадрильей новейших по тому времени Су-22М. 10 июня восемь Су-22М, каждый из которых был вооружен восемью бомбами ФАБ-500, нанесли удар по штабу израильских войск в Южном Ливане. Цель была уничтожена (с большими потерями для израильтян) ценой гибели семи самолетов, сбитых истребителями F-16A ВВС Израиля (вместо нанесения массированного удара сирийцы выполнили серию последовательных налетов, при этом выходя на опасно большие высоты, что позволило израильской ПВО организовать эффективное противодействие).

    Всё верно, но именно этот удар по штабу, а точнее его уничтожение, привёл к прекращению боевых действий и заключению перемирия. А самолёты были сбиты уже после нанесения удара наведёнными с помощью ДРЛО израильскими истребителями.
    Статья хорошая, но осталось чувство, что должно быть продолжение.


    Прекращение боевых действий произошло по причине достижения израильтянами поставленных задач, а именно уход из Ливана ООП. Про уничтожения штаба израильских войск ничего не слышал раньше. Если бы было таковое, наверно погибло бы много высокопоставленных офицеров и был бы большой резонанс. Надеюсь подойдут ребята из Израиля скажут как дело было по их версии.
    1. +5
      28 января 2014 18:51
      Цитата: mizantrop22
      Про уничтожения штаба израильских войск ничего не слышал раньше. Если бы было таковое, наверно погибло бы много высокопоставленных офицеров и был бы большой резонанс.

      Уважаемый коллега mizantrop22, если об налёте на штаб израильтян Вы ничего не слышали, то это не значит, что данного события не было. Боевые действия прекратились на следующий день, после того, как сирийцы разбомбили штаб. До этого израильтяне, не смотря на давление, отказывались садиться за стол переговоров под игидой ООН.
      Официальные власти Израиля, после появления сообщении в западных СМИ, о уничтожении штаба управления войск в Ливане, никак не коментировали данный факт.
      Замалчивание или отрицание потерь (как людских, так и в технике) - это практика не только властей Израиля. Этим страдали и СССР, и США, да и многие страны.
      Во время войны пропаганда на первом месте, иначе возобладают пацифиские настроения.

      Цитата: mizantrop22
      Надеюсь подойдут ребята из Израиля скажут как дело было по их версии.

      Они скажут точно. request У них пропоганда и сегодня такая же, как в СССР до прихода "плешивого". am
    2. +6
      30 января 2014 15:12
      Ребята скромно промолчали smile
  8. тайфун7
    +7
    28 января 2014 18:28
    Сергей большое спасибо за прекрасную статью, очень надеюсь, что вы нас еще порадуете!+
  9. mizantrop22
    -1
    28 января 2014 19:40
    Цитата: Гамдлислям
    Цитата: mizantrop22
    Про уничтожения штаба израильских войск ничего не слышал раньше. Если бы было таковое, наверно погибло бы много высокопоставленных офицеров и был бы большой резонанс.

    Уважаемый коллега mizantrop22, если об налёте на штаб израильтян Вы ничего не слышали, то это не значит, что данного события не было. Боевые действия прекратились на следующий день, после того, как сирийцы разбомбили штаб. До этого израильтяне, не смотря на давление, отказывались садиться за стол переговоров под игидой ООН.
    Официальные власти Израиля, после появления сообщении в западных СМИ, о уничтожении штаба управления войск в Ливане, никак не коментировали данный факт.
    Замалчивание или отрицание потерь (как людских, так и в технике) - это практика не только властей Израиля. Этим страдали и СССР, и США, да и многие страны.
    Во время войны пропаганда на первом месте, иначе возобладают пацифиские настроения.

    Цитата: mizantrop22
    Надеюсь подойдут ребята из Израиля скажут как дело было по их версии.

    Они скажут точно. request У них пропоганда и сегодня такая же, как в СССР до прихода "плешивого". am


    Пропаганда и скрытие потерь возможны когда есть тотальный контроль на всеми СМИ, то есть как было тогда в СССР и арабских странах. У другой стороны что-то скрыть было сложно. Даже если собственная левая пресса не напишет, так западная подхватит. Так что если есть какой интересный источник поделитесь.
    1. badger1974
      +7
      29 января 2014 13:58
      на счёт скрытия потерь. в том конфликте Израильские потери по их официалке составили ок 400 человек,не считая шестидневной войны самый высокий показатель до сегодня, погибнуть они могли только от авиаударов,более ни как сирицы не могли достать живую силу противника-и есть один косвенный факт-смещение Ариеля Шарона с поста Минобороны, и не за резню и всякие зверства , а за потери понесённые в ходе этого конфликта
      теперь на счёт скрыть. ВВС Израиля, ка ки его вечный союзник, заявляет что боевых потерь Орлов ф-15 и Соколов ф-16 небыло, как думаешь этому орлу сколько жить осталось? надеюсь по сетке прицела не трудно догадаться кто убийца
    2. badger1974
      +3
      29 января 2014 14:10
      а этому красавцу соколу? тут надеюсь без коментариев, потери скрывали везде и всегда,и будут скрывать, по тому как дезинформация на слабый ум и узкий кругозор обывателя действует в ста процентов из ста,и обывателю упитаному соплями сериалов и оскотиненый до безобразия своими недомаганиями по барабану, он пипл-а пипл хавает всё без разбору, невдаваясь в умозаключения
  10. +8
    28 января 2014 23:19
    Оч. интересная статья! От меня за обе части по "+". Вчера интернет облазил, про Су-7 и-17 читал.
  11. sonic
    -3
    29 января 2014 01:05
    Вычеркивайте первый абзац статьи - никакого удара по израильскому штабу в 1982 году не было, это байка бродит по рунету уже давно...

    И фотография "Уничтоженные в результате авиаудара израильские танки" , зачем она тут? эти танки подбиты на Синае во время войны 1973 года
  12. badger1974
    +5
    29 января 2014 13:38
    Цитата: sonic
    Вычеркивайте первый абзац статьи - никакого удара по израильскому штабу в 1982 году не было, это байка бродит по рунету уже давно...

    а как прокоментируешь такой факт? что в ливанской войне 80-х погибло около 400 военнослужащих Израиля по заявлению Израильской стороны, а за весь срок боевых столкновений с Израильской стороны с конца 80-х до конца 20-го века погибло всего 900 военнослужащих.Такое могло статся только от бомбордировок, массовых наземных столкновений небыло,территории вооружёнными силами израиля занимались только после основательной обработки авиа и арт ударами,так что нечего автору вычёркивать
    1. sonic
      -2
      29 января 2014 15:36
      даже комментировать это не буду ..."не было наземных столкновений"
      Гористая местность, населенные пункты, где же тут место для столкновений? Это была увеселительная прогулка
      1. badger1974
        +3
        29 января 2014 15:59
        ни кто не говорит что боевая операция это прогулка, я об том что живая сила Израиля вводится тогда, когда противник потерял контроль над территорией,а теряет контроль тогда когда уничтожается огневая и техническая его мощь, и сопровождается дистанционно авиа и арт ударами, которые сопровождаются огромными жертвами среди гражданских( посмотри сколько гражданских было убито за конфликт), это западная концепция ведения БД, странно как Вы этого незнаете
        1. sonic
          -1
          29 января 2014 16:36
          Я вам про Фому, вы мне про Ерему ))

          Вы ранее утверждали, что израильтянам "негде" было потерять 400 чел.

          Я же вам какбэ намекнул, что это была довольно таки "нормальная" войнушка - с регулярными армиями, с засадами и партизанами, со штурмовкой населенных пунктов, с артобстрелами и танковыми боями, со взятием Бейрута наконец
          Так это еще довольно таки мизерные потери (в Израиле конечно считают по другому)
          1. badger1974
            +2
            29 января 2014 17:08
            правильно считаешь,так ка солдата в Израиле берегу, велись бы масштабные наземные операции, то сам знаешь как оно б было, а так вот так
  13. sonic
    -2
    29 января 2014 15:50
    ф-16 небыло, как думаешь этому орлу сколько жить осталось? надеюсь по сетке прицела не трудно догадаться кто убийца



    а этому красавцу соколу



    зачем вы выкладывете сюда эту ахинею? Этим фоткам в обед сто лет, их уже жевали-пережевали на всех милитарифорумах

    первая фотка подделка - вот оригинал
    http://forums.airforce.ru/attachments/holodnaya-voina/25315d1278397404-atlantiqu
    e-kill.jpg/

    вторая фотка - египитский F16 в прицеле египетского Миг-21

    Прздравляю вас, гражданин, соврамши!
    1. badger1974
      +3
      29 января 2014 17:00
      Вы фотку оригинала покаж а то ссыль который дал, меня к полякам приводит,и ни чё конкретного
      1. Комментарий был удален.
      2. Комментарий был удален.
    2. badger1974
      +3
      30 января 2014 02:53
      дак где оригинал приведённого фото, в студию
      1. sonic
        0
        14 февраля 2014 14:29
        Пардоньте, что значит оригинал вам предоставить? Негатив что-ли ?

        Не включайте дурачка, эти фотки тыщапятьсот раз пережевали на всех авиафорумах - кто у кого на прицеле и когда это было
        А вы тут дешевенькую пропагандочку постите! Фу фу
  14. +3
    22 ноября 2015 19:19
    А вот думал - откуда народ такую анихею приносит - выходит от Вас.
    Су-17М4 активно применялись российскими ВВС в во время Первой Чеченской. ЗАПОМНИТЕ - не использовали их, в Чебеньках они стояли уже и в Степи.. на вечном приколе в заботливых руках коррозии и сборщиков драгметалла..

    Войну в ДРА заканчивали Су-17м4 из 1 аэ 202 апиб, крайний вылет в ночь с 14 на 15 февраля сделали.
    И к сведению, за такое количество дней вылетов на Су-17м4 сделали в 2-2,5 раза больше, чем пилоты на МиГ-27. Так кого чаще использовали по предназначению ИБА???