В небе — Чкалов. 110 лет со дня рождения

33
В небе — Чкалов. 110 лет со дня рождения


«Настоящий летчик-­испытатель должен свободно летать на всем, что только может летать, и с некоторым трудом на том, что, летать не может».
Сергей Александрович Корзинщиков


Замечательный советский скульптор Исаак Менделевич дал в свое время очень точное описание Валерия Чкалова: «…крепко сбитая, но вместе с тем гибкая фигура, решительные, но спокойные движения, рабочие руки – все свидетельствует об огромной силе воли. Характерное лицо, как будто подготовленное для лепки – скульптурное по форме и по объему…. В нем все было выразительно: лоб, лежащие на нем светлые волосы, ярко очерченные губы, сильный нос, упрямый подбородок. Необходимо отдельно сказать о глазах – они, казалось, видят далеко-далеко вокруг себя. Эти полные жизни, любопытные глаза с ранними морщинами вокруг пристально изучают тебя. Кажется, Чкалов, хочет постигнуть сущность собеседника».
Чкаловым всегда удавалось сделать то, что было недостижимо для других. Михаил Чкалов, прадед Валерия, был сильнейшим бурлаком на Волге. Дед – Григорий Чкалов – самым могучим грузчиком на пристани. Отец – Павел Чкалов – первоклассным мастером-котельщиком из Нижнего Новгорода лучше всех облицовывавшим турбины, делавшим варные топки и клепку. Зарабатывал Павел Григорьевич весьма недурно, в слободе Василёво, куда его позвали чинить речные суда, он приобрел дом с резным крыльцом и садом вокруг.

Валерий (окрещенный Валерианом, а дома прозывавшийся попросту Аверьяном) родился 2 февраля 1904 года. Мать Валерия, Арина Ивановна, скончалась в 1910 году. Спустя год мальчик отправился учиться в местную начальную школу, которую окончил в 1916 году. Валерий хотел пойти по стопам отца, интересовался обработкой металлов и даже прошел обучение работе на токарном станке. Видя это, Павел Григорьевич отправил сына в Череповецкое ремесленное техучилище. Однако время было неспокойное, и в 1918 году ресмесленное училище закрыли, а Валерий, так и не окончив его, возвратился домой. Четырнадцатилетний широкоплечий невысокий парнишка был не по годам силен, и отец устроил его подсобным рабочим к себе на завод.

Проработав полгода молотобойцем, молодой Чкалов устроился на должность кочегара в Волжское пароходство. Самолет он впервые увидел в 1919 году на Волге. Любуясь кружившимся в небе летательным аппаратом, у него возникло непреодолимое желание пережить ощущения полета, почувствовать себя в небе. После этого Валерий Чкалов всерьез «заболел» авиацией.

Изначально его желание казалось несбыточным. Уволившись с работы, он отправился в Новгород и вступил в ряды Красной Армии. Через некоторое время ему удалось получить направление в местный авиационный парк на должность слесаря-сборщика самолётов. Чкалов покрывал фюзеляжи и самолетные плоскости лаком, плел тросы и наблюдал за опытными мотористами, ремонтировавшими летную технику. Работа ему нравилась, он успевал и свои задания выполнять, и помогать другим, параллельно изучал техническую документацию. За любознательность и усердие Валерия полюбили механики и летчики. Иногда его даже брали в полет. Побывав в небе, Чкалов ясно понял, что иной жизни быть у него не может.

И, наконец, его мечта осуществилась – в 1921 году он добился направления в Егорьевскую авиашколу. Там начался трудный перид, Валерию необходимо было изучить не только специальные предметы, но и общеобразовательные, такие как физика, математика, русский язык, политграмота. Чкалов учился упорно и настойчиво, старался не отставать от своих товарищей. Весной 1923 теоретическая школа ВВС была им успешно окончена, все выпусники получили звание краскома (красного командира) и были сразу же направлены в Борисоглебскую военную авиашколу для практических занятий.

В Борисоглебск Чкалов прибыл 16 апреля 1923 года. В числе преподавателей и летчиков-инструкторов школы было немало участников гражданской войны. От них курсанты узнали много интересного и поучительного о славных делах первых красных летчиков, самоотверженно боровшихся с врагами на Южном фронте, под Царицыном, у Каховки, в Туркестане и других местах. Чкалов слушал рассказы о воздушных боях с белогвардейцами и интервентами с огромным интересом. Подобные беседы имели большое значение, способствуя формированию характера, патриотических чувств и любви к своей Родине у будущего авиатора.



Все свободное время Чкалов отдавал работе. Он участвовал в перестройке кавалерийского манежа, помогал на аэродроме и в ангаре, трудился в мастерской на сборке самолетов, занимался в библиотеке. Кроме того энергичный и общительный волжанин успевал поучаствовать в художественной самодеятельности и поиграть в футбол. Инструктором его группы был Очев Вениамин Алексеевич – требовательный и строгий летчик. Занятия по летному мастерству начались с рулежки на самолете «Моран-Парасоль». Курсанты учились управлять аппаратом при разбеге на земле, имитировали взлет и посадку. Чтобы самолеты не могли взлететь, с плоскостей у них была снята обшивка. Чкалов с упражнением справился на отлично, закончив рулежку в числе первых в группе и получив допуск к самостоятельным полетам. Дальнейшие занятия лишь подтвердили его незаурядные способности, неукротимую жажду летать, напористость в достижении поставленных целей. Первый выпуск летчиков новой авиационной школы состоялся 9 октября 1923 года. В аттестате Валерия стоит запись: «Чкалов являет собой пример внимательного и осмысленного летчика… Быстро соображает, действует энергично и решительно, умеет раскрывать причины ошибок и удачно их исправлять. Хорошо чувствует скорость полета и самолет…».

Осенью 1923 десять лучших летчиков из первого выпуска отправились в Москву в военно-авиационную школу. Инструктор Александр Иванович Жуков на боевых немецких «фоккерах» и английских «мартинсайдах» обучал Чкалова фигурам высшего пилотажа. Здесь же будущий авиатор учился командовать группой. В мае 1924 Чкалов успешно окончил и это учебное заведение, получил свидетельство военного летчика и тут же был направлен в Серпухов в высшую авиашколу стрельбы, бомбометания и воздушного боя. Он попал в отряд Михаила Михайловича Громова – прекрасного педагога, великолепного летчика и просто душевного человека. В своих воспоминаниях бывший инструктор М.М. Громов так характеризовал Валерия Павловича: «На всех стадиях обучения он постоянно был первым. Чкалов не знал колебаний: сказал – сделал. Шел, как говорится, напролом. В решительную минуту отбрасывал все, мешавшее ему достигнуть успеха… Чкалов не умел бояться. Самые смелые планы исполнял раньше, чем могло бы возникнуть чувство страха. Быстрота действий у него равнялась быстроте соображения».

В ноябре 1924 Чкалов стал летчиком-истребителем, попрощался с Серпуховом и убыл в первую Краснознамённую истребительную эскадрилью, созданную из отряда прославленного летчика Нестерова. Валерий был направлен в звено Москвина, получив для первых тренировочных полетов потрепанный и повидавший множество мастерских французский «Ньюпор-24-бис». Упорядоченная повседневная служба вскоре начала угнетать Чкалова. Молодому летчику было не под силу ограничиться подчинением приказу – в воздухе он ловил вдохновение, страстно нуждался в творчестве, проявлении себя. Несмотря на имевшиеся в те годы запреты, он самостоятельно начал отрабатывать фигуры высшего пилотажа, а кроме того совершенствовать методику обучения личного состава.

Уже через неделю двадцатилетний Чкалов за рискованные полеты на стареньком «ньюпоре» оказался на гауптвахте – в первый, однако далеко не в последний раз. Необходимо отметить, что огромную роль в его судьбе сыграл командир эскадрильи Иван Панфилович Антошин, ставший впоследствии начальником Одесской авиашколы. «Батя», как его именовали подчиненные, несмотря на связанность указами и рамками уставов, прекрасно понимал неординарность своего молодого летчика и неоднократно уступал его просьбам попытаться выполнить в воздухе ту или иную фигуру. Подумал Иван Панфилович и о безопасности Чкалова, пересадив его на более современный и прочный немецкий истребитель «Фоккер Д-7».

Во время полетов Валерий Павлович всегда ставил, на первый взгляд, невыполнимые задачи, старался выжать все возможное из себя и из машины. И за это имел серьезные проблемы с начальством. Ни в одном источнике не указано точно, сколько раз отважный летчик пробыл на гауптвахте, сколько получил взысканий и сколько раз отстранялся от полетов. Только десять суток он отсидел за полеты вниз головой, еще десять – за эксперимент с мертвыми петлями. «Я, Батя, сглупил. Поспорил, что сделаю пятьдесят петель, а вошел во вкус и прокрутил все двести», – объяснял потом Валерий комэску. За пролет между двумя рядом растущими деревьями боком – пять суток, за ставший легендой пролет под Троицким мостом в Ленинграде – пятнадцать суток. Когда об этом происшествии узнал командир эскадрильи, он спросил Чкалова: « А ты представляешь, что случится, если все наши летчики попытаются завтра сделать то же?». «Побьются, обязательно побьются», – ответил Валерий Павлович, не поднимая головы. Он никогда не оправдывался, его грубоватая прямота многих подкупала. И выгнать из военной авиации его решались. Как летчику Чкалову не было равных, если большинству для освоения фигуры требовалось не меньше 50 летных часов, то Валерию достаточно было и пяти. На аэродроме говорили, что если о самолете Чкалова несколько часов не поступает никаких известий, значит, у летчика просто закончился бензин. Сам же он с усмешкой говорил про себя, что заговорен.

Пройдет немного лет и неукротимая фантазия Чкалова подтолкнет его на изобретение и оттачивание абсолютно новых фигур пилотажа. Как и все новое, его элементы будут поначалу восприняты в штыки, а Чкалова заклеймят «нарушителем». Лишь потом придет понимание того, что сделал Валерий Павлович в области авиации.

16 ноября 1925 военный трибунал приговорил Чкалова к одному году лишения свободы. Основанием послужило серьезное дисциплинарное нарушение – драка в пьяном виде. Позднее срок заключения для летчика снизили до шести месяцев. После возвращения в часть летчик в 1926 году принял участие в перебазировании всей первой Краснознаменной авиаэскадрильи на военный аэродром города Троцка (ныне – Гатчина). Весной 1927 года после того, как Чкалов побывал на курсах повышения летного мастерства, командование предложило ему показать то, чему он научился. Валерий Павлович же решил продемонстрировать все фигуры, в том числе и те, которые мог выполнять в воздухе только он один. Таких полетов гатчинский аэродром еще не видел. При планировании на посадку Чкалов исполнил «замедленную бочку» и, успешно посадив самолет, радостный выскочил из него. Однако счастливое состояние вскоре померкло: комэск, поблагодарив за технику, сделал лишь положенные по инструкции замечания, а вот комбриг дал двадцать суток гауптвахты и на столько же дней отстранил от полетов.

В 1927 году Валерий Чкалов женился на ленинградской учительнице русского языка и литературы Ольге Эразмовне Ореховой. Познакомились они в 1925 году, два года длился их роман, а когда девушка окончила институт, Валерий сделал ей предложение. Чкалову сказочно повезло с женой – Ольга Эразмовна все и всегда понимала правильно. В доме летчик бывал только наездами, за одиннадцать лет их брака вместе они прожили не более шести. Обычно он не сообщал ей о своих командировках и планах, мог уехать или приехать в любой момент. Она не задавала лишних вопросов, всегда ждала его и гордилась им. В январе 1928 года у них родился сын Игорь. К этому времени Валерия Павловича уже перевели в Брянск, и оттуда он постоянно писал письма: «Лелик, выросли у сынки зубки?.. Как он сидит?.. Капризничает или нет?.. Как подрос?.. Вес, какой?.. Ты знаешь, как я хочу все знать! Свою душу на бумагу не выложишь, ну да ты ее и так понимаешь».

8 ноября 1927 года Чкалов продемонстрировал достижения советской авиации перед членами правительства в Москве. Кроме прочего он представил пятнадцать фигур высшего пилотажа своего собственного изобретения, в числе которых был полет вверх колесами и восходящий штопор. Байдуков так описывал представление в небесах: «Валерий, пикировал с высоты, заигрывал с землею, чуть не цепляя ее в двойных и учетверенных переворотах через крыло, затем, восстанавливая высоту, ввинчивался вверх, завершая подъемы прекрасными иммельманами или неожиданными, необычными полетами вниз головой…. По чистоте и резвой веселости его полет напоминал полеты стрижей в летнее время». В этот же день вечером Валерий написал домой: «Лелик, только представь, то, за что меня отправляют на гауптвахту, здесь отмечено денежной премией!».

После блестящего выступления Чкалов был поставлен командиром звена истребителей. Однако и в новой должности он по-прежнему занимался высшим пилотажем, и однажды это окончилось трагически – в ходе отработки бреющих полетов было разбито несколько самолетов его звена. К счастью, никто не погиб, однако по законам того времени Чкалов был взят под арест и предстал перед военным трибуналом. На нем Валерию припомнили все. И пролет под Троицким мостом, и полеты вокруг Исаакиевского собора, и «гатчинские выкрутасы». Чкалова обвинили в многочисленных нарушениях дисциплины и воздушном лихачестве, в соответствии с приговором от 30 октября 1928 он был уволен из рядов Красной Армии и приговорен к одному году тюремного заключения.

Его разместили в одиночной камере, расположенной на втором этаже Брянской тюрьмы. Летчику было разрешено держать у себя в камере карандаш и бумагу, Чкалов писал в импровизированном дневнике: «Дни проходят однообразно, камера небольшая, но теплая. Ночью не могу долго уснуть. Не дают покоя мысли о жене и сыне. Как они там в Ленинграде?». Делать в тюрьме было решительно нечего, он перечитал все книги в местной библиотеке, слушал радио. «Cтрашная cкука, гнетущая, тяжелая тоска. Спал днем. Проснулся, когда принесли обед. Лежал, сидел, ходил, все уже надоело», – написано также в его дневнике.

Однако известность пилота была уже слишком велика в стране. Благодаря ходатайству бывших командиров, а также вмешательству ряда высокопоставленных особ наказание Чкалова заменили на условное. Всего в Брянской тюрьме летчик отсидел… девятнадцать дней. Хотя, когда читаешь его записи, то, кажется, что он находился там не меньше года. У Валерия Павловича вообще была такая особенность – он страшно торопился жить. Точно знал, что судьба ему отмерила совсем немного….

Вернувшись к семье в Ленинград, безработный Чкалов засел за учебники и книги. Не надеясь на возвращение в армию, он решил пойти в институт. Однако тоска по аэродрому, по кабине самолета и голубому небу не давала ему покоя. Валерий с радостью принял предложение поработать летчиком-инструктором в местном отделении Осоавиахима. Он летал на прогулочном самолете, катал туристов и пассажиров, учил мальчишек летному мастерству. И снова благодаря вмешательству его бывших начальников было принято решение вернуть искуснейшего авиатора в истребительную авиацию в качестве летчика-испытателя НИИ ВВС. Ленинградский период его жизни закончился, в штат института Чкалов был зачислен 11 ноября 1930 года.

В НИИ Валерию Павловичу пришлось заново учиться летать, в институте испытывались летательные аппараты самых различных конструкций и типов. На этом месте он проработал два года, освоив технику пилотирования примерно тридцати различных типов самолётов и совершив более восьмиста испытательных полётов. В частности, ему принадлежит честь проверки уникальнейшей «воздушной этажерки» В.С. Вахмистрова – бомбардировщика, несущего два истребителя на крыльях. В 1932 году состоялось перебазирование НИИ ВВС с Ходынского поля на аэродром в районе Щёлково. Перевод проходил в торжественной обстановке, превратившись в первый в стране воздушный парад. Свыше сорока самолётов колонной по три в ряд пролетели над Красной площадью. Во главе их находился бомбардировщик «ТБ-3», управляемый экипажем Чкалова.


Сталин, Ворошилов, Каганович, Чкалов и Беляков. Встреча после перелёта на Дальний Восток. Щёлковский аэродром, 10 августа 1936 г.


А в 1933 году Валерий Павлович был переведен на работу в Московский авиационный завод им. Менжинского. Работая штатным заводским летчиком-испытателем, Чкалов опробывал новые типы летательных аппаратов. Работа была интересная, благодаря Валерию Павловичу, всегда работавшему в экстремальных условиях, обнаруживались скрытые возможности самолетов. Он принимал участие в испытаниях лучших истребителей тридцатых годов: И-15 и И-16, обкатывал истребители танков «ВИТ-1» и «ВИТ-2», тяжёлые бомбардировщики «ТБ-1» и «ТБ-3», а также огромное количество прочих экспериментальных машин конструкторского бюро Поликарпова. В то же время Чкалов продолжал каждый год демонстрировать фигуры высшего пилотажа во время октябрьских и майских праздников. 5 мая 1935 года за создание лучших в своем классе истребителей летчик Валерий Чкалов и авиаконструктор Николай Поликарпов были награждены орденом Ленина.



В конце 1935 года один из ближайщих друзей Чкалова – лётчик-испытатель Георгий Байдуков – предложил ему помочь в организации перелёта из Советского Союза в Соединенные Штаты над Северным полюсом, а также возглавить экипаж самолёта. Валерий Павлович и до этого мечтал о дальних перелетах, однако впервые прозвучало конкретное предложение, даже был назван самолёт – «АНТ- 25» конструктора Туполева, который авиатор знал, как свои пять пальцев. В начале следующего года Чкалов, Беляков и Байдуков обратились в правительство с просьбой провести данный перелёт, однако Сталин, боясь повторения неудачной попытки Сигизмунда Леваневского, указал другой маршрут на то же расстояние: Москва – Петропавловск-Камчатский. Перелёт начался 20 июля 1936 и продолжался 56 часов. Местом посадки стала песчаная коса на острове Удд. Намеченную программу экипаж выполнил с превышением, поскольку, достигнув Камчатки, летчики в связи с плохой погодой развернулись в сторону материка, приземлившись через несколько часов недалеко от Николаевска-на-Амуре. Самолет Чкалов посадил там, где посадить его было почти невозможно – вокруг заполненные водой глубокие овраги, крупная галька, валуны. Общая протяжённость маршрута составила 9370 километров, а члены экипажа был удостоены звания Героя Советского Союза. По прибытии Чкалову был вручен второй орден Ленина. Медаль Золотая Звезда, которую ввели уже после его смерти, была передана детям прославленного летчика в 2004 году. О важности этого перелёта говорит тот факт, что Сталин лично приехал на московский аэродром встречать возвращающихся героев.

После этого перелета Чкалов просил руководство позволить ему отправиться на войну в Испанию. Летчику не терпелось проверить свое мастерство в боевых условиях, мечтал он на многократно испытанном им И-16 схватиться с фашистскими МЕ-109. Однако ему этого не позволили. Но, Чкалов не был бы Чкаловым, не сумей он «дожать» проект по перелёту в США через Северный полюс, – в конце весны 1937 разрешение, наконец, было получено. Самолёт с экипажем в составе штурмана Белякова и летчиков Чкалова и Байдукова взлетел на испытанном «АНТ-25» в воздух ранним утром 18 июня, а 20 июня вечером перелет был окончен, самолёт Валерия Павловича благополучно приземлился на военном аэродроме Ванкувера, преодолев положенное расстояние за 63 часа и 16 минут. Скорость полета согласно бортовому журналу составляла в среднем 200 километров в час. Сам полюс Чкалов проспал – не его было дежурство. Друзья не стали будить летчика, за что потом он их долго ругал. Условия этого полёта были значительно более сложными, чем в предыдущий раз – самолет постоянно попадал в циклон, видимость отсутствовала, имелись проблемы с обмерзанием, не хватало запасов кислорода, и маска по очереди переходила от одного члена экипажа к другому. Однако и люди, и самолет с честью выдержали испытание, за подобный подвиг все участники были награждёны орденами Красного Знамени.


Беспосадочные перелёты Арктики в 1937 г. экипажами Чкалова и Громова («Атлас командира РККА», 1938)


Появление в США советского летательного аппарата потрясло весь мир, в то время ни одно государство не располагало подобной авиационной техникой. Более того, беглый осмотр самолета показал, что Чкалов вполне мог добраться до Лос-Анджелеса, пробыв в небе еще несколько часов. Летчики после приземления совершили небольшое путешествие по городам Америки, а 27 июня их принимал президент Рузвельт в Белом доме. Он долго пожимал Валерию Павловичу руку и даже поднялся из кресла при помощи помощников, дабы поприветствовать героев стоя. Через некоторое время через Северный полюс пролетел еще один отечественный самолет под командованием Громова. А следующим тем же маршрутом вылетел Сигизмунд Леваневский, участник операции по спасению челюскинцев. Над Ледовитым океаном его самолет пропал, до сих пор о судьбе экипажа ничего не известно.


Байдуков, Чкалов, полпред СССР Трояновский и Беляков после приёма у президента США Рузвельта в Белом Доме. 28 июня 1937 г.


После возвращения в СССР Валерий Павлович продолжил свою работу на заводе. Он стал всенародным любимцем, фаворитом самого Сталина. По воспоминаниям современников, Иосиф Виссрионович искренне любил «героя-летчика». После их знакомства «вождь» выделил ему автомобиль с водителем, а потом подарил и личный самолет По-2. Чкалов держал его в одном из ангаров Химкинского авиазавода, катая на нем по выходным своего сына и друзей. Также Сталин потребовал, чтобы Валерий Павлович присутствовал на всех государственных мероприятиях. Медленно, но верно летчик превращался в фигуру политическую. Популярность Чкалова в стране была огромна, когда в декабре 1937 года его выдвинули депутатом Верховного Совета от Горьковского избирательного округа, за него единодушно проголосовало более двух с половиной миллионов избирателей. За выдающиеся заслуги в феврале 1938 года ему было присвоено звание комбрига. Однако можно сказать с определенностью, что в кругу сталинской «аристократии» прямой и вызывающе резкий Валерий Чкалов всегда выглядел белой вороной. В 1938 году после сессии Верховного Совета Иосиф Виссарионович пригласил летчика к себе. В ходе беседы Сталин прямо сказал, что желает отстранить от должности товарища Ежова и поручить ему почетную должность наркома внутренних дел. Но Валерий Павлович отказался. У него были совсем иные планы на будущее, он мечтал довести до ума новые истребители, по расчетам превосходящие лучшие образцы немецкой техники, а также доделывал проект «кругосветки», разрабатываемый с верными Беляковым и Байдуковым.

К началу 1938 года советский истребитель «И-16» уже не соответствовал требованиям времения. КБ Поликарпова начало готовить ему замену – новейший истребитель «И-180», оснащенный мощным мотором С.К. Тумановского. Сдать суперсовременный летательный аппарат, хотелось как можно быстрее, желательно ко дню рождения Сталина (то есть к 21 декабрю), поэтому все работы шли в страшной спешке. Протестовавшего Поликарпова отстранили от работ по подготовке самолета к вылету. 1 декабря Валерия Чкалова в срочном порядке вызвали из отпуска для проведения серии испытаний «И-180». 2 декабря на собранном самолете было обнаружено ни много ни мало 200 дефектов. 7 декабря «И-180» доставили на аэродром, а 10 числа Чкалов провёл рулёжку самолёта, мотор при этом часто «глох», а при повторной рулёжке 12 декабря сломалась система управления газом.



Первый полёт истребителя «И-180» состоялся 15 декабря 1938 года. Валерий Павлович должен был провести только самое первое испытание, после чего летательный аппарат перешел бы в руки другого лётчика. По воспоминаниям температура воздуха в этот день была около минус 24°C. Поликарпов отговаривал Чкалова лететь, но летчик не согласился. Он благополучно поднялся в воздух и согласно полетному заданию совершил круг над Центральным аэродромом на высоте около 600 метров, а затем, покинув границы Ходынского поля, пошел на второй, с большим удалением, и на высоте в полторы тысячи метров. Когда до посадочной полосы оставалось около 500 метров, двигатель истребителя заглох. Чкалов попытался дотянуть до аэродрома, но уже в последний момент, очевидно, осознал, что самолёт не перелетит через жилые бараки, в которых могли находиться люди. «И-180» лег в левый вираж, увернулся от построек и врезался в высоковольтный столб. Столкновение было таким сильным, что летчика выбросило вместе со штурвалом из кабины. Не приходя в сознание, Валерий Чкалов скончался от полученных травм в Боткинской больнице. Ему было всего 34 года.

Специальная комиссия, расследовавшая обстоятельства гибели летчика, обнаружила в системах истребителя свыше сорока неустраненных дефектов. Самолет был допущен к испытаниям в совершенно неудовлетворительном состоянии: карбюратор, винт, мотор – все важнейшие составляющие не могли выдержать нагрузку в воздухе, помимо этого, в летательном аппарате отсутствовала система регулируемого охлаждения. По делу Чкалова арестовали свыше шестидесяти человек. На вопрос о том, кто виноват, официально называли имена директора завода Усачева, главного конструктора Поликарпова и его заместителя, талантливого инженера Томашевича. К сожалению, после этого карьера «короля истребителей» Поликарпова резко пошла на спад – никто, кроме Валерия Чкалова, не умел так хорошо учить его машины летать.


Место падения самолёта Чкалова на Ходынском поле в Москве


«Чуть в авиации не считается» – любил поговоривать Чкалов и был убежден, что спасение собственной жизни – это последнее, о чем необходимо думать в экстремальной ситуации. Его образ, жизненный путь, бесстрашие, дерзновенная воля и преданность Родине служили и будут служить вдохновляющим примером для каждого русского летчика. Во время Великой Отечественной войны пилоты брали с собой в полет его фотографию. Чкалов был выдающимся авиатором, и при этом никогда не ставил себя выше других. В США, беседуя с корреспондентами, он обмолвился, что второй пилот Байдуков является летчиком более высокого класса, что именно он смог вести самолет в облаках «вслепую». На подобное признание способен далеко не каждый. У Валерия Павловича было огромное количество друзей. Его любили и уважали за твердость характера, за прямоту, за отзывчивость и за желание помочь товарищам, когда возникала нужда. Чкалов обожал застолье и гостей. Когда он жил дома, у него могла собраться компания до ста человек. И он умудрялся всех накормить и напоить, причем самыми лучшими продуктами. К Чкаловым заходили Козловский и Шолохов, Москвин и Толстой, Качалов и Пришвин. Летчик много шутил, любил петь с друзьями бурлацкие песни. Находясь вдалеке от дома, он часто писал супруге письма, массу писем. Они хотели завести шестерых детей, но вышло только троих. Первая дочь родилась в мае 1935 года, ее в честь отца нарекли Валерией. Вторая девочка появилась на свет летом 1939, уже через полгода после гибели Чкалова. В честь матери ее назвали Ольгой. Сын Игорь сорок лет жизни отдал военной авиации.

По материалам статей с www.biography-peoples.ru и www.vokrugsveta.ru
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    2 февраля 2014 06:58
    Жаль,что ушел рано... Человек из легендарного времени, сам ставший ЛЕГЕНДОЙ.
  2. +13
    2 февраля 2014 07:39
    Да полет на одномоторном самолете через СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС и сейчас очень серьезное испытание-геройский человек ЧКАЛОВ.
  3. +5
    2 февраля 2014 08:19
    Не жизнь а ПЕСНЯ
  4. +8
    2 февраля 2014 08:21
    Великий летчик Чкалов,иначе не назвать! soldier
  5. +11
    2 февраля 2014 08:44
    Великий человек своей страны, жаль у молодёжи герои другие, и те полёты сейчас им не понять, а жаль.
  6. +10
    2 февраля 2014 09:42
    Великая эпоха рождала великих людей, не дождевиков, спрашивающих за сколько можно сдать врагу Ленинград.
  7. +8
    2 февраля 2014 09:59
    Слава Великим людям
  8. kaktus
    +8
    2 февраля 2014 10:19
    Цитата: Stinger
    Великая эпоха рождала великих людей,


    сирота, из "глубинки", всего добился сам. hi А сейчас одни "сынки", зятьки" и прочая нечисть
  9. +1
    2 февраля 2014 10:25
    Читая книги, о великих людях, сам хотел стать летчиком! Не срослось...
    Кстати:
    В ходе беседы Сталин прямо сказал, что желает отстранить от должности товарища Ежова и поручить ему почетную должность наркома внутренних дел. Но Валерий Павлович отказался.
    Быстрее всего утка. Первый раз услышал это с продолжением: за этот отказ Сталин оскорбился и приказал подстроить катастрофу.
    1. 11111mail.ru
      +5
      2 февраля 2014 20:09
      Цитата: невидимка
      за этот отказ Сталин оскорбился и приказал подстроить катастрофу.

      Регулярно повторяемая версия в "демократических" СМИ.
  10. parus2nik
    +2
    2 февраля 2014 10:37
    Человечище!
    А сейчас купи диплом летчика и губи людей...
  11. +2
    2 февраля 2014 10:39
    Гордость нашей Авиации.
  12. +4
    2 февраля 2014 10:42
    cтатья - компиляция известных фактов и горбачёвского бреда о том, что его хотели сделать преемником Н.Ежова, бред об обстоятельствах его гибели.
    Довелось общаться с теми, кто его хорошо знал. Как о человеке, все великолепного мнения о Чкалове.
    Перелёт экипажа Чкалова в США НЕ ВЫПОЛНИЛ ГЛАВНОЙ ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧИ _ ПОБИТЬ МИРОВОЙ РЕКОРД ДАЛЬНОСТИ ПОЛЁТА. Это сделал с огромным запасом экипаж ВЕЛИКОГО лётчика Михаила Громова.
    Счастье Чкалова было в том, что он попал на глаза и понравился Сталину и Орджоникидхе. Потому был сверх меры обласкан при жизни и "назначен" лучшим советским лётчиком после гибели. Вроде как Маяковского назначили главным поэтом, а Горького - главным писателем СССР
    Люди, имеющие отношение в авиации знают много имён великих советских лётчиков-испытателей, пытаться убедить дилетантов - бессмысленно.
    1. +2
      2 февраля 2014 11:45
      Цитата: RoTTor
      Перелёт экипажа Чкалова в США НЕ ВЫПОЛНИЛ ГЛАВНОЙ ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧИ _ ПОБИТЬ МИРОВОЙ РЕКОРД ДАЛЬНОСТИ ПОЛЁТА.

      А я в детсве считал, чо Ванкувер находится в США, потому что читал про перелёт Чкалова в США. А ещё не знал, что самолёт назывался "Сталинский маршрут", но на всех кадрах и рисунках эту надпись на АНТ-25 закрашивали...
      1. -1
        2 февраля 2014 14:07
        Ванкувер, штат Вашингтон. США. Там даже улица, по моему названа в честь Чкалова.
        1. алекс 241
          +2
          2 февраля 2014 17:27
          В 1975 американский Чкаловский комитет, созданный годом раньше, установил памятник на месте посадки самолета.Помимо памятника, в Ванкувере есть улица имени Чкалова
          1. алекс 241
            +1
            2 февраля 2014 17:40
            Москва ,станция метро "Чкаловская"
            .
            1. +1
              2 февраля 2014 21:51
              Вечер добрый. Алекс приходилось ли бывать воочию на этой станции? Фото передают только чуть общего вида и не капли "атмосферы"... Её создатели очень и очень талантливые люди.
              1. алекс 241
                +1
                2 февраля 2014 21:58
                Привет Сереж,да ,конечно,как нибудь сподоблюсь живьем поснимаю.
                1. +1
                  2 февраля 2014 22:49
                  Цитата: алекс 241
                  Привет Сереж
                  Салют. У нас тут несколько дней было довольно не уютно, местами было -40 , так что сейчас -20 воспринимается почти как ЖАРА fellow . Но лучше приезжай когда действительно будет тепло...
                  1. алекс 241
                    +1
                    2 февраля 2014 22:50
                    Цитата: svp67
                    Салют. У нас тут несколько дней было довольно не уютно, местами было -40 , так что сейчас -20

                    Это я по СибВО помню,после крещенских морозов,в -20,куртка на распашку,жара! good
        2. +1
          2 февраля 2014 19:38
          Цитата: невидимка
          Ванкувер, штат Вашингтон.

          ууууупс... и ещё открытие...
      2. алекс 241
        +1
        2 февраля 2014 19:39
        Цитата: Nayhas
        "Сталинский маршрут", но на всех кадрах и рисунках эту надпись на АНТ-25 закрашивали...
    2. +1
      2 февраля 2014 12:07
      Цитата: RoTTor
      Счастье Чкалова было в том, что он попал на глаза и понравился Сталину и Орджоникидхе. Потому был сверх меры обласкан при жизни и "назначен" лучшим советским лётчиком после гибели. Вроде как Маяковского назначили главным поэтом, а Горького - главным писателем СССР

      Не перегибайте палку! Вы сами только, что написали про бред...
      Чкалов, действительно был талантливым летчиком. Ни кто, ни кого не назначал! Имена летчиков знал весь союз! И Иосиф Виссарионович, очень уж любил авиацию!
    3. +1
      3 февраля 2014 01:21
      Какое это счастье "попасться" на глаза Сталину? Первый полёт в Америку без пересадки уже был подвигом сродни гагаринскому. Последнего тоже сам Хрущёв встречал. И что?
    4. Комментарий был удален.
  13. +3
    2 февраля 2014 10:59
    В Борисоглебске, где родился и жил, свято чтут память о Валерии Павловиче. Какое там было училище, но сколько она претерпело. Дважды закрывалось, имущество растаскивалось, даже портреты 2 героев Советского союза выпускников Борисоглебска изгадили. Сейчас там авиацентр, но лучше бы было полное училище. Сначала к разорению приложил хрущёв, потом... . Что имеем не храним. Вечная слава и память о величайшем лётчике.
  14. +1
    2 февраля 2014 11:26
    Да,были в то время пилоты.Сейчас-бы иметь "своих Чкаловых" для Су-35.
    1. +1
      2 февраля 2014 11:45
      Цитата: supertiger21
      Да,были в то время пилоты.Сейчас-бы иметь "своих Чкаловых" для Су-35.

      Чем вас Богдан не устраивает?
      1. +1
        2 февраля 2014 23:05
        Лучше таких как Громов, Коккинаки, Юмашев, Байдуков,Галлай и т.д. - отважных, технически грамотных и не лихачей, а всё рассчитывавших по-инженерному, Потому долетавших и доживших очень долго.
      2. -1
        2 февраля 2014 23:05
        Лучше таких как Громов, Коккинаки, Юмашев, Байдуков,Галлай и т.д. - отважных, технически грамотных и не лихачей, а всё рассчитывавших по-инженерному, Потому долетавших и доживших очень долго.
  15. +5
    2 февраля 2014 11:37
    Валерий Палыч- это Гагарин 30-х годов...Аналогия может не совсем и точная... Харизматичный мужик...
    1. +1
      2 февраля 2014 22:38
      Цитата: Altona
      Валерий Палыч- это Гагарин 30-х годов...Аналогия может не совсем и точная... Харизматичный мужик...

      Цитата: RoTTor
      Счастье Чкалова было в том, что он попал на глаза и понравился Сталину и Орджоникидхе. Потому был сверх меры обласкан при жизни и "назначен" лучшим советским лётчиком после гибели. Вроде как Маяковского назначили главным поэтом, а Горького - главным писателем СССР

      Летчиков в СССР под №1 в тот момент было много, это и все первые ГСС и много других, но Валерий Павлович среди них выделялся еще и своей "истинно русской душой", очень многогранный и не ординарный был человек, к слову помню читал воспоминание одного из наших летчиков - испытателей, так вот тот вспоминал, что Валерий Павлович получил, после трансарктического полета в подарок американский легковой автомобиль, так вот он сажал в него всех, кто попадался ему по дороге и подвозил с аэродрома до военного городка, когда возвращался поздно домой после полетов...
      1. алекс 241
        +1
        2 февраля 2014 22:42
        Это был "Паккард" Сереж. Мемориальный музей В.П. Чкалова, ангар (г. Чкаловск, Нижегородская область)
        В ангаре также находится автомобиль "Паккард" - подарок от Советского Правительства за перелет.
    2. 0
      3 февраля 2014 00:49
      И Гагарин был не сильнее и не лучше подготовлен, чем другие из первой пятёрки отряда. Его назначили главным героем - Хрущёв и Королёв: анкета, имя-отчество, личная симпатия.
      Как и Чкалова назначили "лучшим лётчиком советской авиации".
      Закономерно, что судьба сходна: в их авиакатастрофах есть большое сходство - оба перестали быть "влётанными".
      РЕАЛЬНЫЕ космические и послеполётные заслуги целого ряда наших космонавтов - Титова, Николаева, Поповича. Шаталова, Берегового впечатляют куда больше. Но ВСЕ знают (если вообще ещё знают) только назначенного космонавтом -1 Гагарина.
      Так и с Валерием Чкаловым
  16. +4
    2 февраля 2014 13:53
    Памятник В.П.Чкалову установленный в Нижнем Новгороде.
    Историческая справка:
    Памятник В.П.Чкалову.(Нижний Новгород)Бронзовая фигура Валерия Павловича Чкалова, еще одна достопримечательность Нижнего Новгорода, один из его своеобразных символов, со своей маленькой тайной - так называемой "тайной третьей ступеньки". Памятник летчику установлен в одном из красивейших мест Нижнего Новгорода, на высоком берегу Волги любимом месте горожан и гостей города – около Георгиевской башни Кремля, на площади Минина и Пожарского. Со смотровой площадки памятника открываются прекрасные виды Волги и заволжских лугов. Друг Валерия Чкалова скульптор Исаак Менделевич хотел на этом месте поставить памятник Максиму Горькому. Но после трагической гибели Чкалова в 1940 году на этом месте был воздвигнут памятник самому Валерию Павловичу. Над созданием памятника работали скульптор Менделевич, архитекторы Виктор Андреев и Иван Таранов. Чкалов стоит на Откосе, на высоком берегу Волги и как бы надевает перчатку. Бронзовая статуя В.П. Чкалова отливалась на заводе «Монументскульптура» в Ленинграде. Памятник В.П.Чкалову.(Нижний Новгород) На трёх высоких ступенях из гранита был установлен цилиндрический постамент. На полированной поверхности цилиндра был нанесен контур географической карты Северного полушария с трассами двух исторических перелётов экипажа АНТ-25 под командованием Чкалова. (Москва - остров Удд и Москва - Северный полюс - Ванкувер). Москва как начальный пункт перелётов была обозначена красной рубиновой звездой. Путь полётов выделен пунктиром из никелированных пластин. Внизу постамента накладными буквами из бронзы сделана надпись: «1904 –1938. Сталинскому соколу. Великому лётчику нашего времени Валерию Чкалову». После разоблачения культа личности Сталина, из этого текста убрали слова "Сталинскому соколу". Открытие монумента состоялось 15 декабря 1940 года. Скульптор Менделевич был удостоен Сталинской премии за памятник Чкалову в 1942 году.
  17. +6
    2 февраля 2014 13:58
    Хорошая статья о великом человеке,в первую очередь первоклассном летчике.Отчего же тогда сериал такой плохонький сняли не о Чкалове-пилоте,а о Чкалове-алкаше?То ли так фильмы снимать проще,то ли нам сейчас, то время, так понять проще?
    P.S.А в предверии олимпиады могли бы хороший художественный фильм о Николае Панине-Коломенкине сделать,-первом нашем олимпийском чемпионе 1908г.Тоже человечище был, и какая удивительная судьба и долгая, насыщенная событиями жизнь.Читаешь о человеке и не замечаешь,а челюсть у тебя уже отвисла и стыдно что ты этого не знал.Тут даже первая строчка биографии многого стоит,-уроженец села Хреновое...Э,эх.
  18. +5
    2 февраля 2014 13:58
    Чкаловская лестница. Нижний Новгород.
    Историческая справка:
    Впервые идея постройки лестницы пришла в голову заместителю председателя горисполкома Александру Шульпину еще в 1939 году.

    Идея лестницы была потрясающе эффектна: центр города связывался с рекой, а разница в уровнях подъема была почти в три раза выше, чем на знаменитой Потемкинской лестнице в Одессе.

    Осуществиться этому плану помешала война. Но Шульпин не забыл ту идею, и в одну из командировок в Москву, в 1943 году повез на утверждение проект ленинградских архитекторов Яковлева, Руднева и Минца - лестницу по Волжскому откосу. Неизвестно, какими путями, но Шульпину удалось практически невозможное - получить согласие на выделение денег на строительство и в том же 1943 году, лестница была заложена в честь победы в Сталинградской битве.
  19. badger1974
    -1
    2 февраля 2014 16:37
    Так всёж, что подтолкнуло Чкалова на полёт на и-180, тем более что до этого м-88 работал в край скверно, (м-88 на других самолётах после этого отобрал несколько жизней пилотов, и если учесть что м-88 так и не стал мотором-моторов и в дальнейшем), знал ли об этом Чкалов?-конечьно знал, неужели сорвиголовость Чкалова подвела его? или он сам искал смерти-другого объяснения невижу
  20. waisson
    0
    2 февраля 2014 16:53
    Да, были люди в наше время,
    Не то, что нынешнее племя:
    Богатыри - не вы!
    Плохая им досталась доля:
    soldier soldier soldier
  21. +3
    2 февраля 2014 17:22
    Цитата: supertiger21
    Да,были в то время пилоты.Сейчас-бы иметь "своих Чкаловых" для Су-35.

    Может не в тему но для истребительной авиации и в частности су 35 нужен АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ПОКРЫШКИН!
    "Высота, скорость, маневр, огонь." soldier
  22. +3
    2 февраля 2014 19:58
    ArhipenkoAndrey RU
    Великий человек своей страны, жаль у молодёжи герои другие, и те полёты сейчас им не понять, а жаль.

    Если правительство и дальше будет закрывать глаза на антинародные, бездарные и безнравственные передачи на ТВ, и такие же публикации в прессе, пока "героями" нашего времени будут "звёзды" шоу-бизнеса, со своими скандалами, извращениями, тупостью, и боевики, безжалостные и подлые, то пройдёт с десяток лет, и большинство выпускников школ не смогут сказать, кто такой - ВАЛЕРИЙ ЧКАЛОВ, чем он замечателен и чем прославился.
  23. 0
    2 февраля 2014 20:38
    Я горд тем, что я русский - русским был Чкалов.
    1. Комментарий был удален.
    2. +1
      2 февраля 2014 20:43
      Если больше нечем, гордятся национальностью.
      Чкалов, как и все наши лучшие лётчики был и ощущал себя СОВЕТСКИМ ЛЁТЧИКОМ, СТАЛИНСКИМ СОКОЛОМ.
      А его рекордный самолёт АНТ-25 конструкции замечательного СОВЕТСКОГО авиаконструктора, украинца Павла Степановича Сухого назывался "СТАЛИНСКИЙ МАРШРУТ". Слава Богу, сохранили, стоит в музее Чкалова.
  24. 0
    3 февраля 2014 10:15
    Цитата: RoTTor
    украинца Павла Степановича Сухого

    Вы, уважаемый коллега RoTTor, слегка ошиблись. Павел Осипович Сухой чистокровный белорус, родился 22 июля 1895 года в селе Глубокое Дисненского уезда Виленской губернии (ныне город Глубокое Витебской области, Белоруссия) в семье учителя народной школы. Закончил гомельскую гимназию (сейчас БелГУТ).
    После окончания МВТУ (1925) работал в КБ А. Н. Туполева (АГОС), входившем тогда в структуру ЦАГИ, и на заводе № 156 (инженер-конструктор, начальник бригады, заместитель главного конструктора). В этот период Сухим П.О., под общим руководством Туполева, созданы истребители И-4, И-14, рекордные самолёты АНТ-25 (боевой вариант ДБ-1) и АНТ-37бис «Родина» (боевой вариант ДБ-2).
  25. 0
    3 февраля 2014 11:38
    РЕАЛЬНЫЕ космические и послеполётные заслуги целого ряда наших космонавтов - Титова, Николаева, Поповича. Шаталова, Берегового впечатляют куда больше.

    Расскажите,пожалуйста, о послеполетных заслугах названных Вами уважаемых людей.
  26. 0
    4 февраля 2014 12:09
    вот же ,,хулиган,, был!!!!!!! drinks good feel laughing