Александр Розенбаум в Афганистане
Стоит отметить, что приезд артистов на передовую – это достаточно старая традиция, еще со времен Гражданской войны, когда с обеих сторон выступали особые фронтовые агитбригады. Гораздо больший размах это приняло во время Великой Отечественной войны. За годы войны фронтовые бригады артистов дали практически 1,5 миллиона концертов – по 10 концертов ежедневно. И хотя сейчас газетные заголовки военных лет кажутся скучными и банальными: «Артисты вдохновляли бойцов перед боем», «Музы не молчали», «Искусство помогало ковать Победу», за всеми этими пропагандистскими штампами из печати скрывалась настоящая, горячая, живая, 100-процентная жизнь.
К примеру, советскую артистку Лидию Русланову народ окрестил «гвардии народной артисткой». На протяжении всей Великой Отечественной войны она выступала перед советскими бойцами на фронте. Уже после капитуляции гитлеровской Германии прошел знаменитый ее концерт, который был организован на ступенях захваченного рейхстага. По воспоминаниям Людмилы Кайранской заслуженной артистки России, когда к солдатам вышли Жуков, Эйзенхауэр и де Голль, они были встречены аплодисментами, однако когда было сделано объявление: «Сейчас перед вами выступит Лидия Русланова», началось просто что-то невообразимое. Так что наряду со знаменитыми системами залпового огня «Катюша» и танком Т-34 советские артисты внесли свой вклад в великую Победу.
Данная традиция никуда не исчезла и через 40 лет, когда в Афганистан, в который были введены советские войска, потянулись отечественные артисты. Многие приезжали в Афганистан с концертами и не по разу. Среди них Иосиф Кобзон и Лев Лещенко, Валерий Леонтьев и Эдита Пьеха. Этот список можно продолжать и дальше, он довольно внушительный. Все они пели в войсковых клубах или на импровизированных сценах – двух сдвинутых друг к другу «Уралах». Большая часть песен на таких концертах исполнялась по заявкам самих военнослужащих. Такие концерты имели очень большое значение, так как, по словам «афганцев» от них веяло домом, встречей с Родиной.
Однако многих советских исполнителей по популярности обогнал Александр Розенбаум. Именно он написал самую знаменитую на сегодняшний день песню об афганской войне, речь идет о «монологе пилота «Черного тюльпана». «Черными тюльпанами» называли самолеты, которые доставляли в Советский Союз цинки с убитыми солдатами. Слова этой пронзительной песни пережили войну и по сей день по-особенному звучат для всех тех, кто успел побывать в Афганистане в те годы.
Как-то уже знаменитый артист сделал такое признание: «Об афганской войне до своей первой поездки туда я написал только одну песню – «В горах Афгани». Многие до сих пор любят эту песню. Для Розенбаума же она перестала существовать уже после первой поездки на войну, из-за всего одной строчки «Равняйсь на знамя!». Во время боев в Афганистане никто на знамя не равнялся, на той войне не было политрука Клочкова, потому что он был элементом Великой Отечественной войны, того времени. В Афганистане такой элемент отсутствовал, но Розенбаум до поездки туда не мог об этом догадываться. И вот эта строчка всего из двух слов, в какой-то мере убила песню. Побывав в Афганистане лично, Александр Розенбаум написал «Черный тюльпан», «Дорога длиною в жизнь», «Караван», вложив в эти песни уже свое личное ощущение войны. Он записал песню «В горах Афгани» на пластинку, но никогда больше ее не исполнял, оставив ее просто для истории.
Уже после окончания конфликта Розенбаум рассказывал, почему он решил поехать на эту войну. Он подчеркивал, что им двигала не политика, а гражданский долг. Он отправлялся в Афганистан не на неправую войну, а к людям, которые оказались втянуты в этот конфликт, к чьим-то детям, которые по воле судьбы оказались в этой стране. Тогда ему было абсолютно все равно правая это война или нет. По словам Розенбаума, проще всего говорить об этой «неправости» конфликта было тем, кому удалось отмазать своих сыновей от армии. Однако простая тетя Маша была не в состоянии этого сделать, и ее сын отправлялся на войну. Именно к этим сыновьям и ехал Розенбаум. Эти солдаты, которые завтра могли отправиться под пули, могли рассчитывать на встречу с известным артистом в той же мере, что и их благополучные сверстники – ленинградцы и москвичи, которых война не коснулась.
При этом участие Александра Розенбаума в той войне не ограничивалось только лишь концертами. В Афганистане он не только пел, ему пришлось и стрелять, убивать, лечить людей. Он пережил войну изнутри, лично познакомился со многими ее сторонами, которые обнажали людские характеры. Эти поездки сыграли в его жизни очень важную роль. После войны он говорил о том, что ни секунды не жалел о том, что побывал в Афганистане и счастлив, что ему хватило мужества там оказаться. Шесть с половиной месяцев, которые он провел на этой войне, он сравнил с шестью годами мирной жизни. Это было время, которое утвердило его смелость, волю, широту охвата людей и жизни, повлияло на творчество. Незабываемое ощущение фронтового братства, слияние людей перед лицом смерти, все это навсегда избавило артиста от опасности скепсиса и цинизма, которые рождала советская действительность. Именно в Афганистане он полюбил армию и в дальнейшем всячески выступал в ее поддержку, протестовал против шельмования вооруженных сил и постоянно поддерживал с ней творческие контакты.
Идеалом офицера-руководителя для Розенбаума стал генерал Борис Громов. Позднее генерал очень тепло отзывался об исполнителе. По его словам, Розенбаум был человеком, в котором была притягательность, твердость, от него шла какая-то сила, которая передавалась окружающим. В Афганистане Александр не только ходил в засады и действовал вместе со спецназовцами, он очень много времени гастролировал по отдаленным сторожевым заставам. Если сравнивать с другими артистами, которые приезжали туда с концертами, то они в основном выступали в клубах и на каких-то более-менее приспособленных для этого сценах. Розенбаум также выступал на таких площадках, но все же большую часть своего времени он старался проводить там, где солдатам было тяжелее всего.
Побывав в Афганистане, он понял очень многое. Что война – это не просто трагедия или ужасы, но еще и жизнь во всех ее проявлениях. На войне и дни рождения отмечают, и свадьбы играют, есть здесь и свой юмор. Не зря ведь в свое время был придуман Теркин. Поэтому неверно говорить и рассуждать о войне только лишь как о погибели, трагедии, жути. Война – это еще и жизнь в наивысшем своем звучании, именно на войне все чувства достигают наивысшего накала, так как уже завтра для тебя все может закончиться. После командировок в Афганистан Розенбаум понял это совершенно четко.
Позднее он говорил о том, что в его сознании жило два разных Афганистана. Один из них – это чужая земля, на которой погибли тысячи молодых людей из СССР, это израненная душа и личная боль. Второй Афганистан, который мне дорог, это Афганистан мужественных и сильных людей, которые определяли облик советской армии. По словам Розенбаума, в Афганистане ему посчастливилось встретить огромное количество мужественных и сильных людей, о которых он пишет песни и будет писать их до самого конца. Поездки на эту войну стали частью его жизни, из них он вынес для себя одну истину: «если на гражданке, в нашей повседневной суете, тебе могут 10 раз подставить ногу, то на войне – десять раз подставят плечо».
Источники информации:
http://rozenbaum.akkords.ru/articles/80
http://www.bratishka.ru/archiv/2008/9/2008_9_17.php
http://a-rozenbaum.narod.ru/kniga.htm
Информация