Российская ДЭПЛ четвертого поколения станет принципиально новым кораблем?

3
Российская ДЭПЛ четвертого поколения станет принципиально новым кораблем?


Недавно в СМИ прошла информация о том, что Россия приступила к созданию «суперподлодки». Высокопоставленный представитель Главного штаба Военно-Морского флота, в чине адмирала, сообщил в частности следующее: «Идет разработка принципиально нового подводного корабля для действий в ближней морской зоне с неатомной энергетической установкой замкнутого цикла. Такие подлодки смогут в автономном режиме, без всплытия, находиться под водой до нескольких недель».

Очевидно, что говорил адмирал о дальнейшем развитии дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ). Надо отметить, что до недавних пор бесспорными лидерами в области строительства подлодок такого типа являлись два государства, имеющие вековой опыт в этом вопросе – Германия и СССР. Так например, за это время советскими и российскими конструкторами было разработано, создано и поставлено на конвейер более трехсот проектов ДЭПЛ. Самым удачным отечественным образцом стала ДЭПЛ 3-го поколения проекта 877/636 «Варшавянка» и ее экспортные варианты.


Экспортный вариант субмарины "Варшавянка" проект 877

США в технологической гонке в этом направлении участия не принимали, так, как все океанские операции Америка собирается вести вдали от своих брегов. Необходимая для подобных операций скрытность и дальность плавания для ДЭПЛ попросту недостижима. Именно поэтому в состав ВМС США входят только атомные подводные лодки.

Но так было до недавнего времени, сейчас взгляды американцев на ДЭПЛ существенно поменялись. На данный момент развитие неатомных подводных лодок привело к тому, что последние, самые современные ДЭПЛ по некоторым параметрам ТТХ не уступают атомоходам и даже превосходят их. Так в 2003 году шведская подводная лодка 4-го поколения Halland вышла победителем из дуэльной ситуации с французским атомоходом. Позже эта же лодка в учебном бою «торпедировала» на этот раз американский атомоход Huston. Также еще одним неоспоримым достоинством ДЭПЛ является их малая по сравнению с атомными лодками цена, они почти в 4,5 раза дешевле. Кстати не так давно США взяли у шведов в лизинг одну из таких лодок 4-го поколения.

Долгое время развитие неатомных подводных кораблей сдерживало одно обстоятельство, которое считалось неустранимым: находиться под водой ДЭПЛ могли максимум 3-4 суток, для подзарядки аккумуляторных батарей лодкам необходимо периодически всплывать. Соответственно в часы зарядки батарей лодка теряла свое главное преимущество – возможность уходить под воду и становилась для противника легкой добычей. Конструкторы начали работу над устранением этого тактического недостатка задолго до появления атомных реакторов.

В СССР такая работа началась в 1935 году, под руководством конструктора С. Базилевского. Он предложил для обеспечения работы двигателя использовать хранившийся в отсеке при температуре минус 180 градусов жидкий кислород. Для эксперимента переоборудовали подлодку С-92 (Р-1 после 1940 года). В 1939 году на испытаниях дизель этой лодки смог проработать без атмосферного воздуха пять с половиной часов. Но, как оказалось в последствии, жидкий кислород на подлодках привел конструкторов в тупик.

Чуть позже, в годы Второй мировой войны эту проблему попытались решить немцы. Они создали подлодку серии XXVI у которой двигатели использовали для работы перекись водорода. Но перекись заканчивалась довольно быстро и приходилось снова качать кислород.
Немецкие подлодки серии XXVI поучаствовать в войне не успели, но оказались ценными трофеями для союзников. На базе этих подлодок были созданы так называемые анаэробные энергетические установки для подводных лодок.

Первые серийные подлодки проекта А615 с анаэробными энергетическими установками появились в СССР в 1955-1958 гг. Моряки дали им говорящее прозвище «зажигалки», лодки получились очень неудачными и часто горели.


Проект А615 «зажигалка»

Вместе с тем, в Ленинградском ЦКБ-18 шли работы над созданием другой лодки названной впоследствии проектом 617, по сути это было копирование немецкой подлодки XXVI серии. Первую лодку C-99 заложили в 1951 году. Силовой агрегат получившейся лодки мог в течение 6 часов удерживать под водой скорость до 20 узлов. Весной 1959 года в турбинном отсеке этой лодки на восьмидесятиметровой глубине прогремел взрыв, но она смогла дойти до базы своим ходом. В ходе проведенной проверки была выяснена причина аварии, причиной стало разложение перекиси при контакте с попавшей в клапан грязью.

К тому времени, в СССР шла активная работа по созданию первых атомных подводных лодок. И об анаэробных энергетических установках надолго забыли.

Возобновилась работа только в 70-х годах. Экспериментальную энергоустановку с электрохимическим генератором получила самая массовая советская ДЭПЛ проекта 613. Она получила название «Катран» и в 1988 году успешно прошла государственные испытания. А дальше СССР развалился и дело встало.


ДПЛ С-273 проекта 613ЭХГ "Катран"

Ну а конкуренты, как водится, все это время активно работали и ушли далеко вперед. Основным принципиальным отличием неатомных подводных кораблей четвертого поколения является наличие на них анаэробных энергоустановок, повышающих длительность непрерывного подводного плавания до 700–1000 часов. У нас же лучшей ДЭПЛ является упомянутая выше «Варшавянка», которая была создана в 70-е годы, но эти лодки относятся к третьему поколению ДЭПЛ.

Первыми лодки четвертого поколения построили немцы. Компании Howaldtswerke-Deutsche Werft GmbH (HDW) и Thyssen Nordseewerke GmbH (TNSW) спроектировали и построили 4 подлодки четвертого поколения проекта 212 (экспортный вариант – проект 214). Анаэробные энергоустановки, этих подлодок также, как и в конце войны работают на основе водорода. В 2012-2013 годах к уже существующим четырем лодкам добавятся еще две.


Type U-212

Вторыми в этой технологической гонке стали шведы. Они пошли своим путем и практически отказались от водорода, оснастив свои новейшие подводные корабли типа Gotland, так называемыми двигателями Стирлинга. Основной принцип работы этих двигателей основан на постоянно чередуемых нагревании и охлаждении рабочего тела в закрытом цилиндре. В роли рабочего тела в основном выступает воздух, но также используются гелий и водород. Решение шведов оправдало себя полностью, именно шведские ДЭПЛ на сегодняшний день считаются лучшими в мире.


Gotland

В России первой попыткой создать подлодку четвертого поколения стала лодка проекта 677 «Лада». ЦКБ «Рубин» начал ее разработку в 1989 году. И вот спустя всего лишь восемь лет… 26 декабря 1997 года, на закрытом стапеле ОАО «Адмиралтейские верфи» в Питере была заложена первая российская неатомная подлодка 4-го поколения, названная «Санкт-Петербург». А еще через 9 лет в 2006 году лодка была спущена на воду, но флоту она не передана до сих пор.

По сравнению с двухкорпусной «Варшавянкой» надводное водоизмещение «Лады» было снижено с 2 300 до 1 765 тонн. Скорость полного подводного хода увеличена с 19 до 21 узла. Состав экипажа уменьшен с 52 до 36 подводников, длительность непрерывного подводного плавания увеличена до 45 суток. Также предполагалось что лодка «Санкт-Петербург» будет оснащена анаэробной установкой российского производства на основе все того же водорода. Но по видимому, что-то, как всегда пошло не так, как планировали и на испытания в 2007 году году «Санкт-Петербург» вышел без анаэробной установки.

Военные эксперты считают недавнее заявление Главного штаба Военно-Морского флота лукавством, ничего принципиально нового создавать не придется. Просто будем догонять ушедших вперед конкурентов, судя по всему возможности для этого есть. По появившейся в печати и в Интернете информации стало известно, что скорее всего российские подлодки четвертого поколения будут оснащены отечественными двигателями Стирлинга, основным достоинством которых будет являться возможность, как подводного, так и надводного хода. На сегодняшний день двигателей с такой возможностью нет ни у одной страны. Шведы и японцы активно работают в этом направлении, будем надеяться на то, что Россия будет первой.



Новый Ssangyong New Action - это абсолютно новый концепт кузова и технических возможностей автомобиля, выгодное сочетание мощи и практичности, цена на который более чем соответствует качеству. Более подробную информацию можно узнать на сайте ssangyong-favorit.ru.
3 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Упал с луны
    +5
    29 марта 2011 18:15
    Международными соглашениями на Балтике и на Черном море запрещено иметь корабли с ядерной ЭУ.

    Получается, что на этих ТВД могут использоваться только неатомные ПЛ.

    Инженерно-конструкторская мысль пытается внедрить новые схемы ЭУ и собственно механизмы их обеспечивающие.

    В инете в открытой публикации есть и инфа по НАПЛ (неатомной ПЛ) со Стирлингами - Швеция и с ЭХГ(электрохимическими генераторами)- Германия.
    Что у них получилось?
    Ход под водой до 20 суток без всплытия на скорости патрулирования 2-5 узлов ( 3-8 км/час) в заданном оперативном районе - суммарная дальность хода - примерно 1200-1600 миль (до 3000 км)
    После истощения запасов жидкого кислорода и химпоглотителя - НАПЛ со Стирлингом или жидких кислорода и водорода - НАПЛ с ЭХГ - эти лодки становятся обычными дизель-электрическими - а ход под водой - только за счет АБ (аккумуляторной батареи). Только у этих НАПЛ - ее емкость мала, так как полезный вес и объем внутри прочного корпуса занят емкостями с перечисленными выше компонентами топлива-окислителя и самой установкой малого хода.

    Наша дизель-электрическая ПЛ пр.677 - "Лада", пусть еще сырая имеет подводный ход под свинцово-кислотными АБ - 650 миль - в режиме патрулирования - 1170 км.
    "Варшавянка" - пр. 636М - с этими АБ - 1000 км (у нее водоизмещение больше).
    Далее, если ставить ионно-литиевые АБ, у которых емкомть при тех же массогабаритных показателях в 2,5 - 3,5 раза выше, то что получим?
    Не менее худшие характеристики, чем экзотика от ЭХГ и Стирлинга.

    Зато - на наших НАПЛ - не будет крайне опасных жидких кислорода и , особенно водорода.
    Не надо строить БКЗ - береговых комплексов заправки кислородом и (или) водородом - которые можно легко крылатыми ракетами уничтожить и вообще поставить крест на этих лодках.
    Справка - для "Катрана" в Палдиски был построен БКЗ - очень сложное сооружение, без непосредственного производства на месте компонентов - все подвозилось в цистернах по ЖД.

    Стоимость - все хозяйство - инфраструктура и производство на ПЛ 1 квт энергии - на порядки (в случае с ЭХГ - на 2 порядка) выше, чем при АБ.

    Освоенность - по ЭХГ - у нас лет на 15 от Германии - в 90-х - эту тему почти не финансировали.
    Стирлинг - отставание НАВСЕГДА.
    Видел в ЦНИДИ в 90-х действую настольную модель Стирлинга мощностью 10 ВТ (не КВт).

    После мистралей, у нас опять в верхах - бабло срубить на этой тематике - за бугром заказать.

    Это мое мнение. Жду критики.




    Да, в РФ ионно-литиевыми АБ занимается ОАО "Ригель" - СПб, и строится от китаезов завод в Красноярске
  2. StiffMAISTER
    +1
    25 августа 2011 10:44
    Очень надеюсь что в гонке за новейшими двигателями мы окажемся первыми, конечно через какое то время и Шведы и Японцы создадут аналогичные двигатели, но факт того что Россия создаст их первыми даст понять, что мы остаемся лидерами в постройке и развитии подводного флота!
  3. ПАТРОН
    +2
    29 августа 2011 16:17
    Я тоже за литий-ионные акб,но почему их не внедряют,может есть какие-нить особенности?