Индия. Какой купить истребитель? Неужели Россия снова не удел?

5


Ожесточенное сражение за контракт на поставку ВВС Индии многоцелевых истребителей разгорается с новой силой. И в этом сражении Россия может выбыть из игры.

В настоящее время под пристальным вниманием многих международных экспертов находиться индийский конкурс Medium Multi-Role Combat Aircraft (MMRCA), обязанный выбрать самолет, который придет на смену МиГ-21 ВВС Индии. По некоторым данным, определить машину могут уже в середине этого года. МО Индии выделяет свыше 9 млрд. долларов на приобретение 126 самолетов.

Заменить советские МиГи планируют шесть претендентов: F-16IN Viper компании «Локхид Мартин», F/A-18E/F Super Hornet корпорации «Боинг», общеевропейский Eurofighter Typhoon, французский Dassault Rafale, JAS-39NG Gripen компании «СААБ», российский МиГ-35.



Какие же позиции у претендентов?

Итак, начнем. Утечки информации, которые были в 2009 году, свидетельствуют о том, что французский Dassault Rafale уже фактически выбыл из конкурса. Хотя индийская сторона упорно молчит по этому вопросу. Французам не помогает даже солидное предложение о комплектации самолетов радиолокаторами RBE-2AA с активной ФАР и программными кодами БРЛС. Данный радиолокатор не поставляется еще ВВС Франции.



Диковинкой для рынка Индии является и JAS-39NG Gripen. Этот самолет довольно дешевый, а для конкурса в Индии он укомплектован неплохим пакетом бортового оборудования, в том числе и активной ФАР. NG версия этого самолета оснащена двигателем F414 фирмы «Дж. Электрик», как и боинговский F/A-18E/F Super Hornet. В настоящее время индийская сторона рассматривает вопрос об оснащении данным двигателем своих самолетов Tejas. Но наряду с этим, предложение «СААБа» таит в себе некоторые проблемы. Среди них: оборудование, которое планируют устанавливать на самолет, только начало разрабатываться; низкий политический вес Стокгольма; незнание индийцами шведской авиатехники. Кроме того, некоторые аналитики указывают на недостаточный боевой ресурс JAS-39NG Gripen.

Индия. Какой купить истребитель? Неужели Россия снова не удел?


Европейский долгострой Eurofighter Typhoon выглядит вполне конкурентоспособным. «Тайфун» довольно неплохой самолет, с хорошей авионикой. Производители машин уже отправили 87 самолетов в Саудовскую Аравию и Австрию. Интерес к данным самолетам проявляют Греция, Япония и страны Персидского залива.

Наряду с этим, «Тайфун» самый дорогой самолет в конкурсе. Кроме того, имеются некоторые проблемы с эксплуатационной готовностью бортового оборудования самолета. Также, среди минусов, это сомнительность выгоды от сотрудничества с разрозненными фирмами, многие из которых имеют невыясненную трансатлантическую ориентацию. Но в настоящее время, похоже, именно Eurofighter Typhoon является лидером конкурса.



США предложили на конкурс сразу два своих истребителя.

F-16IN Viper, это следующая модификация F-16E block 60 Desert Falcon, который поставляется в ОАЭ. F-16 хорошо и очень давно знают практически во всем мире. В случае с Индией, предлагается самая совершенная его модификация, которая специально оборудована для нанесения удара по наземной цели. Но вместе с тем, для «Локхида» негативную роль играют его давние связи с Пакистаном, где довольно широко используется F-16.



F/A-18E/F Super Hornet имеет гораздо большие шансы по сравнению с F-16. Данный самолет оборудован серийным радаром с активной ФАР AN/APG-79, вызвавшим большую заинтересованность индийских военных. Кроме того у истребителя нет проблем и с палубным размещением. В пользу «Боига» играет и панирование индийской стороной использовать на своих самолетах Tejas двигателей F414.



Какая же ситуация с нашим МиГ-35? Хорошим плюсом для нашего истребителя является его поставка с бортовой РЛС «Жук-АЭ», которая имеет АФАР. Кроме того, Индия уже закупала МиГ-29К, и здесь функционирует производство двигателей РД-33, которое несложно перепрофилировать для производства РД-33МК, который установлен на МиГ-35. Хорошо оцениваются и маневровые качества самолета, а также его цена (это фактически одна из самых дешевых машин). Среди минусов нашего самолета, это продолжение его плюсов. Индии хорошо известны российские самолеты, их довольно много в ВВС этой страны, но в настоящее время Дели занял позицию равноудаленности. Кроме того, самым большим минусом послужило отсутствие самолета на Aero India 2011. Это фактически породило много слухов о снятии МиГ-35 с конкурса. Эксперты в данной отрасли уже мало верят в перспективы Мига выиграть конкурс.



Данная ситуация акцентирует внимание на проблеме выпуска микояновских самолетов. Вероятнее всего, РСК «МиГ» в обозримом будущем не получит заказ, который был бы сопоставим по объему с индийским.

Время истребителей четвертого поколения неумолимо заканчивается. Скорее всего, индийский тендер и ему подобные являются «лебединой песней» самолетов, которые построены на данной платформе. Впереди на горизонте экспортные системы пятого поколения. Немалые перспективы на этом рынке имеет американский F-22 и F-35. У нас же легкий истребитель пятого поколения пока еще не существует.

Накопленный РСК «МиГ» опыт в сфере проектирования легких фронтовых истребителей дает все показания для разработки пятого поколения легкого истребителя и его экспортной платформы. Потенциальное поражение на индийском конкурсе может послужить позитивным стимулом. Отступать МиГу уже некуда.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Kudrev
    0
    1 апреля 2011 15:37
    Скорее всего, с КБ "Миг" можно попрощаться, и отсутствие самолета на выставке в Индии лишнее тому подтверждение. Погосяну ни к чему конкуренты для распила бюджетных денег. Прощай, МиГ. С тобой ушла Эпоха...
  2. 0
    1 апреля 2011 16:14
    Самое галвное заключается еще и в том, что с разрушением МиГа у нас не будет альтернативы СУ. раньше хоть они друг с другом могли конкурировать, а теперь - либо берите что есть, либо одно из двух...
  3. репа
    репа
    0
    1 апреля 2011 17:02
    ну и ладно самим нужно
  4. фигвам
    фигвам
    0
    1 апреля 2011 19:52
    По "случайному" совпадению, все эти самолёты (кроме МИГа)летают над ливией,даже Шведы послали Грипены,борятся за тендр!
  5. 0
    2 апреля 2011 23:17
    Не пора ли для себя самолеты делать в первую очередь, а не для индийце?
  6. 0
    6 октября 2012 11:00
    Потеря индийского рынка станет очень тяжелой утратой.Индийцы готовы покупать много техники и за хорошие деньги.Вот вам и ресурс для Т-50, а на неграх много не заработаешь.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»