Трезвая Россия

26
Трезвая Россия




О приверженности нашего народа к алкоголю принято упоминать, будто о чем-то само собой разумеющемся. Даже названия фильмов соответствующие – «особенности национальной» охоты или рыбалки. Особенности – это заливание по уши спиртным. Кстати, подобная черта русских частенько выпячивается в кино. Положительные герои опрокидывают стаканы лихо, не пьянея. Отрицательные буйствуют или раскисают во хмелю. А в комедиях и выступлениях юмористов на винно-водочной тематике построена добрая половина шуток (вторая половина – «ниже пояса»). Доказательства «русского пьянства» принято выводить из глубины веков, из летописей. Когда к св. Владимиру Крестителю пришли проповедники разных религий, и мусульманин отметил свой запрет на вино, государь указал, что такая вера для нас не подойдет, потому что «веселие Руси – питие еси».

Сразу отметим: история с выбором веры – всего лишь легенда. Аналогичные «бродячие сюжеты» известны в преданиях разных народов, они призваны задним числом объяснить, почему принята та или иная религия. На самом деле выбора быть не могло. Вера не товар, ее не выбирают – эта получше, но подороже, эта дешевле, но похуже. Она всегда одна, к ней приходят не разумом, не логикой, а душой. Да и с запретами не вяжется. Мухаммед запретил своим последователям перебродивший сок винограда. А в мусульманской Волжской Болгарии, с которой контактировал св. Владимир, употребляли напитки на основе меда и отнюдь не отказывались от них.

На Руси тоже приготовляли мед, пиво, из Греции привозили вино. Их употребляли на праздники – отсюда и фраза про «веселие Руси». Этот обычай пошел с языческих времен, опьянение считалось священным. Существовала и традиция княжеских пиров с дружиной. Но это были не попойки. Это тоже был особый ритуал, закреплявший воинское братство. Не случайно чаша называлась «братиной», ее передавали по кругу, каждый отпивал понемножку.
Впрочем, можно сравнить отношение к пьянству в разных странах. По скандинавским сагам нетрудно увидеть, что оно считалось престижным, герои бахвалятся количеством поглощаемого спиртного. Описание пиров с морями хмельного можно встретить и в германском, английском, французском эпосе. На Руси пьяная тематика не отразилась ни в изобразительном искусстве, ни в песнях, ни в богатырских былинах. Доблестью это не считалось.

Наоборот, система православных ценностей пропагандировала воздержание. Преподобный Феодосий Печерский, регулярно навещавший киевского государя Святослава Ярославича, наставлял его сокращать пиры. Очень воздержанным в еде и питье оставался один из популярнейших властителей Руси, Владимир Мономах. В знаменитом поучении детям он писал: «Бойтесь всякой лжи, пиянства и любострастия, равно гибельного для тела и души». Эту линию продолжил внук Мономаха, св. Андрей Боголюбский. Он вообще прекратил традицию пиров с боярами и дружинниками.

Конечно, не все следовали подобному идеалу. Но можно выделить закономерность. Проявления пьянства, попавшие на страницы летописей, связывались обычно с отрицательными героями или бедствиями. Святополк Окаянный напаивает войско перед битвой под Любечем. Убийцы св. Андрея Боголюбского подогревают храбрость перед злодеянием, забираются в винные погреба. В 1377 г. русская рать расслабляется в походе на татар, «за Пьяной люди пьяны» - и были вырезаны. В 1382 г. перепивается Москва, сдуру открывает ворота хану Тохтамышу и погибает в резне. В 1433 г. Василий II щедро угощает московских ополченцев перед трагической схваткой с Юрием Звенигородским. В 1445 г. он пирует перед тем, как его разгромили татары…
В общем, прослеживается негативное отношение к алкогольным злоупотреблениям. За рубежом наблюдалась противоположная тенденция. Перепой всячески превозносился в средневековых песнях вагантов, в шедеврах Эпохи Возрождения – произведениях Бокаччо, Чосера, Рабле. Описания кутежей сохранялись в придворных хрониках. Этим хвастались, выставляли напоказ! Хотя западные пиршества той эпохи нам с вами показались бы не совсем приятным зрелищем. В полутемных залах удушлово коптили факелы и сальные светильники. Кавалеры и дамы рвали мясо руками, обгрызали и высасывали мослы, жир стекал по пальцам и рукавам. На полу копошились собаки, возились уродцы и карлики, заглушали общее чавканье возней и грубыми клоунадами. Если кто-то упился, засыпал прямо за столом или под столом, в лужах блевотины. Над ним издевались шуты, пачкали физиономию на потеху остальной публики – подобные вещи были обычными даже при королевских дворах.

Вопиющие нетрезвые безобразия регулярно отмечались в Риме, Париже, Лондоне. А в Турции жена Сулеймана Великолепного, небезызвестная Роксолана, задумала протащить на престол своего сына Селима. В союзники взяла европейских дипломатов и шпионов. Своей цели Роксолана достигла, но от западных друзей ее сын приобрел соответствующие привычки и получил прозвище Селим II Пьяница. Ни одному из русских властителей даже во вражеских пасквилях подобные прозвища не приклеивались!

Но это было и невозможно. Для великого князя Василия II Темного полученные им удары стали серьезным уроком. Он начал бороться с пьянством, а его сын Иван III вообще запретил спиртное. Об этом писал венецианский дипломат Иосафат Барбаро, хвалил подобную практику. Варить пиво, употреблять крепкий мед, вино или водку дозволялось лишь по праздникам. Если готовилась свадьба, крестины, поминки, глава семьи обращался в канцелярию наместника или воеводы, платил определенную пошлину, и ему дозволялось наварить пива или меда. В иных случаях употребление спиртного возбранялось. Человека, появившегося в общественном месте пьяным, протрезвляли батогами. А подпольное изготовление и продажа спиртного влекли конфискацию имущества и тюремное заключение.

В начале XVI в., в правление Василия III, в России появились воинские части из иностранцев. В Замоскворечье была построена Немецкая слобода. Но западные солдаты и офицеры никак не могли обойтись без выпивки, не мыслили трезвого существования, и для них сделали исключение, дозволили гнать вино для личного употребления. А в результате среди москвичей Немецкая слобода получила красноречивое название “Налейки”.
Кроме того, пиво и вино дозволялось держать в монастырях. Их уставы составлялись по образцу греческих, а в Греции разбавленное вино было самым распространенным напитком. Но употребление допускалось в небольших количествах, строго по уставу. Хотя случались и нарушения, и св. Иосиф Волоцкий требовал совсем отказаться от хмельного в монашеских обителях – подальше от искушений.

Эту же линию настойчиво проводил Иван Грозный. Михалон Литвин в трактате “О нравах татар, литовцев и московитян” писал, что его собственную родину, Литву, в данное время губило пьянство. «Московитяне и татары уступают литовцам в силе, но превосходят их деятельностью, воздержанностью, храбростью и другими качествами, которыми утверждаются государства”. В пример автор ставил Грозного: “Свободу защищает он не сукном мягким, не золотом блестящим, а железом… воздержанности татар противопоставляет воздержанность своего народа, трезвости – трезвость, искусству – искусство”.
Результаты сказывались в полной мере. Например, Нарву, считавшуюся неприступной, русские смогли легко взять, когда жители перепились и учинили в городе пожар. Даже изменника Курбского, перебежавшего к полякам, неприятно поразили беспрерывные застолья. Особенное отвращение вызывало участие в попойках знатных дам. Он описывал, как местные вельможи и дворяне знают только одно, «сядут за стол, за кубки и болтают со своими пьяными бабами». «Пьяные они очень храбры: берут и Москву, и Константинополь, и если бы даже на небо забился турок, то и оттуда готовы его снять. А когда лягут на постели между толстыми перинами, то едва к полудню проспятся, встанут чуть живы с головной болью».

Русские пиры ничего похожего с этим разгулом не имели. «Домострой», весьма полное и всестороннее пособие по организации домашнего хозяйства, популярное в XVI в., рекомендовал женщинам обходиться вообще без спиртного, довольствоваться квасом или безалкогольной брагой (благо, на Руси имелся богатейший ассортимент подобных напитков). Свадьбы, крестины, поминки, Рождество, Пасха, Масленица и другие праздники отнюдь не выглядели вульгарными обжираловками, каждый праздник справлялся по определенным обычаям. Кстати, на свадьбах спиртное предназначалось только для гостей, жениху и невесте полагалось быть абсолютно трезвыми – чтобы зачать здоровое потомство. И подавно не были пьянками придворные пиры. Это были официальные церемонии, придворный этикет строго расписывал очередность тостов, подачи блюд. Иностранных дипломатов иногда действительно старались напоить в стельку, но делалось это преднамеренно, чтобы развязали языки, выболтали секреты.

Конечно, бывали и нарушения «сухого закона», с ними боролись. Немец Штаден, служивший опричником, рассказывал – если задерживали пьяного, его держали до утра, чтобы протрезвился, а потом вразумляли поркой. В Новгороде и Пскове обнаружилась контрабанда спиртным, его завозили из-за границы. Государь поступил по закону – для виновных тюрьма и конфискация имущества. Впрочем, для большинства соучастников ограничился конфискацией.
Особенно крупный скандал разразился с иноземцами. В период, когда была присоединена Эстония, на службу стали принимать пленных ливонцев. Немецкая слобода в Замоскворечье разрослась. Но ливонцы злоупотребили привилегией гнать вино, исподтишка продавали его русским. При подпольных кабаках расцвели запрещенные в России азартные игры, проституция. Французский капитан Маржерет рассказывал: ливонцы на этом чрезвычайно богатели, чистая прибыль превышала 100%. Вчерашние пленные “вели себя столь высокомерно, их манеры были столь надменны, а одежды столь роскошны, что их всех можно было принять за принцев и принцесс”.

Но в 1579 г. эти преступления вскрылись, и Грозный разгневался. Шла тяжелая война, а пригревшиеся в столице чужеземцы спаивали, развращали народ, и жирели на этом! В сверхвыгодном бизнесе прямо или косвенно участвовала вся Немецкая слобода – все знали, где гонят и продают спиртное. Маржерет и еще ряд современников подтвердили: слободу наказали справедливо, причем весьма умеренно. Иван Грозный не стал сажать виновных в тюрьму, но велел конфисковать все имущество, а жителей Немецкой слободы выселили за пределы Москвы. Им позволили построить новую слободу на Яузе, поотдаль от города – туда зазывать покупателей было несподручно.

Запрет на спиртное продержался в России около полутора столетий и был отменен Борисом Годуновым. Он был «западником», перенимал зарубежные порядки. Закрепостил крестьян, взвинтил налоги. Но придумал для народа и отдушину – открыл «царевы кабаки». Это позволяло спустить пар недовольства, но и выжать дополнительные прибыли, вино получило статус казенной монополии. Кроме того, в кабаках отирались сыщики, если кто-то неосторожно болтал по пьяни, его тащили в темницу.

Все эти факторы формировали предпосылки к Смуте. Между прочим, св. преподобный Иринарх Затворник, предупреждавший о грядущих бедствиях, указывал, что они посланы по грехам людей, и среди грехов выделял умножившееся пьянство. В условиях мятежей и войны царь Василий Шуйский попытался снова ужесточить борьбу с таким пороком. Поляк Маскевич описывал – в Москве была устроена специальная «бражная тюрьма». Сюда попадали люди, имевшие неосторожность разгуливать по городу под сильным градусом. Если их задерживали первый раз, предоставляли проспаться. Во второй раз пороли батогами. Но если попадался в третий раз, били кнутом и отправляли в заключение.

В дальнейшем наказания были смягчены, от заключения и кнута пьяниц избавили. А страна в годы Смуты была разорена, отказаться от солидной статьи дохода оказалось уже трудно. Кабаки сохранились. Но сохранялась и монополия казны на торговлю вином. За подпольное винокурение и продажу виновного били кнутом, конфисковывали имущество и ссылали в Сибирь. Гнать водку в нашей стране умели, но винокуренных заводов предпочитали не строить. Подряд на поставку спиртного казна передавала кому-то из крупных купцов, и они закупали в Литве или на Украине.

Но если спиртное на Руси теперь продавалось, это вовсе не значило, что пьянство поощряется. Нет, употребление вина старались свести к минимуму. С нездоровыми увлечениями боролись и сам царь, и Церковь, и землевладельцы. Боярин Морозов писал в свою вотчину управляющим, требовал следить, чтобы крестьяне “вина на продажу не курили и табаку не держали и не курили и не продавали, зернью и картами не играли, бабками не метали и на кабаках не пропивались”. Патриарх Никон строго искоренял этот грех в церковных структурах. Держать водку в монастырях напрочь запретил. Если поступали сигналы о пьянстве того или иного священника, если слуги патриарха замечали нетрезвого священника на улице, а тем более в храме, его ожидало лишение сана или направление на службу в какую-нибудь таежную глухомань.

Кабаков в России, по свидетельствам иностранцев, было «не слишком много». Канцлер Ордин-Нащокин задумал было эксперимент со свободной торговлей вином в Пскове, обещал значительное увеличение прибылей. Но царь Алексей Михайлович вынес вопрос на рассмотрение самих псковичей. За свободную продажу высказались только крестьяне. Духовенство, купцы, ремесленники, дворяне оценили идею резко отрицательно. Дескать, пьянство приведет к хулиганству, преступлениям и к убыткам в торговле, промыслах, хозяйстве. После таких отзывов государь новшество не утвердил.
А существующие кабаки Алексей Михайлович вынес за пределы городов, «в поле». Просто так, проходя мимо, не в заведение не заглянешь. Ночью городские ворота закрыты, в кабак не пойдешь. Если же человек слишком перебрал, он может валяться где-нибудь на природе под кустиком, не оскорбляя взоры сограждан. Тех пьяных, кто шатался по улицам, по-прежнему ждала «бражная тюрьма», в ней держали до протрезвления.

Однако очагом пьянства оставалась Немецкая слобода или Кукуй. Изображать ее «оазисом цивилизации» в «варварской стране» нет ни малейших причин. Жили в ней богато, ведь население составляли купцы и офицеры. Но Кукуй был довольно небольшим поселком (3 тыс. жителей). Улицы, в отличие от Москвы, не мостились. Очевидцы вспоминали, что «грязь доходила до брюха лошадям». А европейские нравы выглядели совсем не блестящими. В Кукуе, как и во всех российских городах и слободах, существовало выборное самоуправление, и правительству пришлось разрабатывать для него особые инструкции. Слободским властям предписывалось пресекать дуэли, «поединков и никакого смертного убийства и драк не чинити», не дозволять подпольной торговли водкой, не принимать «беглых и гулящих людей», не зазывать проституток и «воровских людей».

Но торговля спиртным здесь не прекращалась. В ней участвовали иноземные офицеры, вовлекали подчиненных русских солдат. Облавы не давали результатов или только на время заставляли приостановить бизнес. В общем, Кукуй считался у москвичей весьма сомнительным местом, не для приличных людей. «Левую» водку здесь можно было купить в любой час дня и ночи. Процветали подпольные притоны, съезжались немецкие, польские, скандинавские бабенки легкого поведения. Русские девки тоже «европеизировались». Современник писал: «Женщины нередко первые впадают в буйство от неумеренных доз спиртного, и можно видеть их, полуголых и бесстыдных, почти на любой улице».

И как раз сюда Лефорт, Тиммерман, Гордон и прочие наставники принялись таскать царевича Петра Алексеевича. Он-то сперва не числился наследником, его не готовили к царствованию. А потом отец, Алексей Михайлович, умер, власть досталась детям от первой жены, Марии Милославской – Федору, Софье. Вторую жену покойного царя, Наталью Нарышкину, и ее детей, оттеснили от трона. Они поселились в загородном дворце, воспитанием Петра никто всерьез не занимался. Иностранцы не упустили случая пристроиться к умному и любознательному мальчику. Научили многим полезным вещам, но при этом внушили увлечение чужеземными обычаями. «Кукуйскую академию» будущий царь закончил на «отлично».

Стоит ли удивляться, что в правление Петра отношение к спиртному изменилось. «Бахусовы потехи» начали восприниматься как достойное и солидное времяпровождение. На застолья с обильными возлияниями было велено привлекать женщин. Начали строиться винокуренные заводы, резко расширялась сеть кабаков, аустерий и прочих питейных заведений. Только стоит учитывать, что традиция эта была отнюдь не русской, а «кукуйской». Западной, принесенной в нашу страну вместе с бритьем бород, переодеванием в кургузые немецкие кафтанчики и парики.

Впрочем, даже и после Петра в России пили куда более умеренно, чем на Западе. Изготовление и продажа спиртного оставались казенной монополией. А для населения мощным сдерживающим фактором служило общественное мнение. Жизнь крестьянина проходила на глазах деревенской общины, «мира». Жизнь купца – в купеческой общине. Пьяница повсюду признавался отщепенцем, изгоем, не мог рассчитывать на какое-либо уважение и доверие. На этих взглядах и примерах воспитывалась молодежь – стоило ли подражать людям, чья судьба оказывалась настолько незавидной? Да и дворянам требовалось следить за собой, ведь каждый их шаг бдительно отслеживался «светом». Подметят пагубную страсть – включатся «злые языки страшнее пистолета», можно заслужить общее отчуждение, презрение.

Будущий германский канцлер Отто фон Бисмарк четыре года прожил в России. Но пьяную женщину, валявшуюся под забором, он в первый раз в жизни увидел уже позже, в «культурной» Англии. Это так потрясло Бисмарка, что он описал данный случай в своем дневнике. Нет, я не собираюсь идеализировать нашу страну. Постепенно множились притоны, росло число алкоголиков. Но это считалось уже за пределами нормальной жизни, «на дне». Вызывало отвращение, отталкивало. И это ни в коем случае не было традицией. Наоборот, стремительное скатывание нашей страны в пьянство пошло только с конца XIX и в ХХ в. – по мере разрушения народных и религиозных традиций, крушения прежнего общества и прежних систем ценностей. Второй обвал произошел в конце XX – начале XXI в. – при разрушении советских традиций и советского общества, что также не удивительно. Ведь советские традиции еще удерживали остатки российских, а моральный кодекс строителя коммунизма во многом пытался копировать старые православные установки.
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    22 февраля 2014 09:07
    Виноградный спирт в Россию стали завозить генуэзцы в 14 веке. Чужеземную диковину признали чрезвычайно крепкой и возможной для употребления как лекарство, причем желательно с разбавлением водой. Полтора столетия с начала ввоза спирта в Россию, пьянства, как массового явления небыло. Ржаной спирт выгнали впервые в середине 15 века по причине истощения лесного меда. Национальные напитки были медовуха да хмельный квас - пиво. Госмонополия на крепкие спиртные напитки была введена при Иване 3 и на их употребление ввели жесткие запреты. Вот что писали в 16 веке бывшие в России иностранцы: Гербенштейн 1517-1527 "Русским, за исключением нескольких дней в году, запрещено пить пиво и мед", Михалон Литвин 1550 г. "В Московии нигде нет кабаков". Кабаки ввели при Иване Грозном, причем первый был построен в Балчуге для опричников.
    1. Атаман
      +2
      22 февраля 2014 18:36
      Из книг Анатолия Вассермана:
      Вспомните, как вымирали от «огненной воды» народы севера Сибири и их ближайшие родственники – американские эскимосы и индейцы. На Севере слишком мало продуктов с большим содержанием углеводов. Поэтому тамошние обитатели не познакомились вовремя со спиртом – продуктом их брожения. Значит, у естественного отбора не было причин наращивать концентрацию ферментов, предназначенных для разложения спирта. И когда люди, привыкшие опьяняться другими дурманящими веществами (вроде мухоморов или табака), впервые столкнулись со способом повышать концентрацию спирта в организме в сотни раз по сравнению с естественной нормой (спирт возникает при энергообмене внутри каждой клетки – но в мизерных количествах), их ферментные системы оказались неспособны справиться с такими дозами. И пока никто не может предсказать, какая доля этих народов ещё вымрет, прежде чем останутся только те, в чьих организмах активность антиалкогольных ферментов сопоставима с европейскими нормами.
      Кстати, мы – жители средней полосы России – и сами испытываем то же несчастье, хотя и в несколько меньшей степени. Как известно, у нас среднее потребление алкоголя заметно ниже, чем в Западной Европе – а доля алкоголиков куда выше. Дело не только в различии традиций (например, у нас пьют и закусывают, а на Западе чаще едят и запивают). Куда важнее, что на Западе технологию перегонки спирта, пришедшую от арабских алхимиков, освоили на пару веков раньше. Да и до этого значительная часть Западной Европы пила виноградные вина, а у нас было доступно только пиво, где алкоголя вдвое-втрое меньше (напитки на основе перебродившего меда, конечно, крепки, но сравнительно дороги и редки). Причём на севере Европы – где тоже пили пиво, а привозное вино было доступно лишь богачам – алкоголизм встречается куда чаще, чем на юге. Правило простое: чем дольше народ находился под давлением высоких концентраций спирта, тем меньше в нём доля предрасположенных к алкоголизму, ещё не уничтоженных беспощадным естественным отбором.
    2. +4
      22 февраля 2014 18:53
      Когда есть работа и семья никакого массового пьянства быть не может по определению. Мы северная страна, и не генуэзцам нас учить из чего самогон делать. У кого что растет из того и гонят. Одним "головы рубят" за пьянство, другим за анашу и опий. Традиции не победить. Но пьянство - не русская традиция, а демотивация русскости.
    3. Комментарий был удален.
  2. +1
    22 февраля 2014 09:34
    В том то и дело что сильные напитки употребляются редко по праздникам ("синих" я не имею ввиду), а слабые напитки такие как пиво для Чехии, Германии и т.п. и вино для Италии, Франции и т.п. употребляются чаще, зачастую каждый день. В итоге лучше много но редко, чем понемножку (понятие относительное) каждый день.
    1. Ximik-degozator
      0
      23 февраля 2014 16:01
      Нет уж! Лучше мало и регулярно (не каждый день, конечно!), чем редко но "от души", так как с малыми дозами организм справляется более-менее успешно, а вот питье сверх меры наносит такой удар от которого он не "отходит" до следующего, пусть редкого, но весомого возлияния.
  3. Belogor
    +12
    22 февраля 2014 10:31
    Пьянство на Руси, один насаждаемых мифов о России. Муссируют это не только за рубежом, но и внутри страны, разные шендеровичи и ему подобные.
    А вообще за рубежом пьют не меньше, а кто и поболее, но об этом молчат.
    Один из примеров двойных стандартов
    1. +3
      22 февраля 2014 12:36
      мне нет дела до иностранцев,не хочу сравнивать,кто,где и по каким причинам больше пьет,но то,что пьянство у нас-проблема-это факт!и только глупец или лжец не может этого не видеть.причем употребление алкоголя начинается со школы.да и в советское время собирались на танцах,праздниках...будучи даже школьниками и пробовали портвейн,бражку у родителей воровали...но то,что сегодня-не идет в сравнение.проблема есть и сладкие речи на публику нам не нужны.нам нужна правда-для того,чтобы что-то делать,задумываться,начинать не требовать от государства(мы не дождемся,алкоголь это стратегический продукт)а самим в семье,со своими детьми проводить оздоровление нации.
      бил,очень жестко бил,как меня мать била.и не за то,что выпила,а за то с кем и как вела себя в этом состоянии.урок на всю жизнь.теперь не заставишь на праздник шампанского выпить
      это не по сути статьи,но о проблемах с алкоголем в стране
  4. +5
    22 февраля 2014 10:51
    Жду продолжения под названием "Россия без наркотиков".
    1. Anatoly. RUS
      +1
      22 февраля 2014 11:22
      Цитата: shurup
      Жду продолжения под названием "Россия без наркотиков".

      Лучше продолжение с названием РЕКЛАМА, как нам рекламирует гейропа "правельную жизнь" навязывая свои "идеалы".
    2. Комментарий был удален.
  5. +5
    22 февраля 2014 11:40
    Кстати, обратите внимание, что сейчас водка причем сомнительного качества гораздо доступнее (на одну среднюю зарплату можно купить больше бутылок) , чем это было в СССР.
  6. parus2nik
    +3
    22 февраля 2014 11:45
    В 1377 г. русская рать расслабляется в походе на татар, «за Пьяной люди пьяны»...«за Пьяной люди пьяны»- метафора..Несколько иначе было..броню везли на телегах..Шли на легке .Охранение выставлено не было,как и не было разведки..Врага прозевали.. И 1378 битва на Воже,московская рать сделала вывод из поражения нижегородцев..
    1. Uhe
      Uhe
      +3
      22 февраля 2014 13:33
      Далеко не единственный случай, к сожалению. Тех же ушкуйников, взявших Астрахань, перебили лишь тогда, когда они на радостях упились вусмерть. Но народ не пил, как сейчас. Это при Петре 1 Антихристе стали насаждать эту гадость.
  7. +3
    22 февраля 2014 12:22
    На Руси водкой называли настой трав на родниковой воде.А пили монастырский мед и сбитень,причем 4 раза в год-в дни равноденствия и только мужчины. Крепость алкогольного(горячего) сбитня — 4-7 градусов, безалкогольного(холодного) — до 1 %.
    1. Uhe
      Uhe
      +1
      22 февраля 2014 13:38
      Думаю, водка -- вообще слово не русское, а польское. Помню, как пожилые люди из деревень конца 19 века рождения и начала 20 называли водку вином. Слово водка вообще не говорили, только вино. А вино на Руси всегда было слабым, заморским. Своё делали, как вы и говорите, верно.

      Не пили славяне горькую. И сейчас многие не пьют. Я не пью -- крепкое совсем, чуть самодельного мёда лишь по праздникам и при требах. Чего и всем желаю. Водка -- зло.

      Русским напитком всегда был квас. Деревенский квас делается крайне просто -- в бочку с водой бросается подгоревшие кусочки самодельного ржаного хлеба и закрывается крышкой. Через неделю кислый квас готов :). Вот это и пили -- полезно, слабый алкоголь присутствует, но как раз 1-1,5 градуса, то есть как в кифире.
      1. +4
        22 февраля 2014 14:26
        Хлебное вино.
        Вино виноградное могли себе позволить только очень состоятельные люди, т.к. за его доставку в Москву через Архангельск или по Волге можно было давать "Героя Московии", но тогда ограничивались денежным эквивалентом.
        Квас делаю на основе берёзового сока в бутылях. Использую хорошо прожаренную перловку из расчёта 1 ст.л. на 1л. Ставить лучше в погреб. Употреблять по достижению характерного коричневатого цвета.
        Пусть не удивляются, что мы тут это обсуждаем, но службе тыла ещё и не тем приходится заниматься.
    2. +1
      22 февраля 2014 18:57
      Да бросьте, Вы! Пили всегда, но к случаю. И без принуждений. Пьяный проспится, а ду рак - никогда.
    3. Комментарий был удален.
  8. -1
    22 февраля 2014 12:39
    Если кому интересно как пьют на Западе — заходите на мой профиль и читайте "Похмелье в днях отдыха..." .

    Буду благодарен, если кто скажет мне как дать ссылку к статью на topwar.ru. Попробовал через "url", но не вышло, сайт сказал — непозволенные теги.
    1. +1
      22 февраля 2014 12:52
      почитайте здесь
      http://topwar.ru/faq.html
      возможно поможет.обратитесь к модераторам или админам.
      нового вряд ли чего покажете,потому что здесь эта тема обсуждалась не один раз.администрация и участники делятся интересным материалом.от остальных ресурсов,в плане актуальности или правдивости материалов-сайт не отстает.один из передовых
  9. 11111mail.ru
    +5
    22 февраля 2014 15:09
    Из воспоминаний моего деда. Орфография оригинала. Время примерно до первой Мировой, т.к. имеется цитата "В 1913 году в июле у нас родилась дочь, а в ноябре меня взяли в солдаты".
    "У нас в деревне Ш... было два престольных праздника (и в других деревнях тоже было по два престольных праздника, только праздновали своим святым) Петров день -29 июня и Покров день-1 октября, и особенно Покров день был богатый праздник, потому, что на праздник съезжались родные из дальних деревень за 30-40 вёрст и праздновали 3-4 дня, угощались маленькой бутылочкой водки, но большей частью налегали на пиво домашней варки. Пива варили хорошие, чистые из солода и муки с хмелем. Пить его было очень приятно, пожалуй и очень полезно для здоровья. Сварят к празднику 6-7 вёдер пива и за 3-4 дня выпьют, почему за праздники до дурности пьяных не было, а были несколько навеселе, и ходили со двора на двор родные и не родные. Посидят за столом, подадут им рюмочку водки и 1-2 стакана пива - ”спасибо за угощение” и пошли в следующий двор. За весь праздник со стола не убирались, весь праздник стол готов к приёму гостей, в каждом доме остаётся человек, чтобы принять, попотчивать и проводить гостей. Выпивали только пожилые мужчины лет 30 и старше, женщин пьяных не было совсем, а молодые мужики не ходили по дворам собирать рюмки, как пожилые, а проводили время большей частью на улице около девчат или играли в орла на деньги. А холостые парни и подростки 16-17 лет не пили совсем, редкий случай по глупости кто-то выпьет рюмочку и кружит голова, его мотает со стороны на сторону, а если увидят мать или отец, постыдят его и уведут домой, чтобы он не ходил по улице, не позорил сам себя".
  10. +4
    22 февраля 2014 16:20
    Русский - значит ТРЕЗВЫЙ! Давно уже твержу об алкогольном мифе про русский народ, бестолку только все, к сожалению! Как же прочно этот проклятый миф засел в наших мозгах!
    1. 0
      23 февраля 2014 02:28
      100 %!!!!!!!!!!!
  11. +3
    22 февраля 2014 18:32
    Валерия Шамбарова как историка и писателя уважаю. Имею в своей библиотеке несколько книг этого автора. А что касается темы пьянства, то многие тут правильно отразили суть проблемы - сегодня пьянство у нас, это действительно давно уже не миф, а самая настоящая реальность. Что было на Руси - это уже прошлое, а сегодня, не видеть того, что пьянство губит людей, губит молодёжь и, в конечном итоге" страну просто недопустимо. Приведу в пример Сталина. Итак, что же сделал Сталин? Разрешил продавать водку – правильно сделал, в этом вопросе запретом ничего не решишь. Чтобы водка была водкой, а не отравой – ввел госмонополию, и правильно сделал. Чтобы пьянство не мешало производству, ввел суровые правила на заводах и фабриках – и правильно сделал.
    Но самое главное, Сталин боролся не с пьянством, а с его причинами.
    Была построена гигантская сеть стадионов, спортплощадок, Дворцов культуры, клубов. Были предложены все возможности для интересного, полноценного проведения досуга.
    Детские воспоминания… Маленький шахтёрский городок в Ростовской области, развилка трех дорог, голубой пивной ларек, где продавцом был Хазин (вот фамилию даже помню!). И «ходить к Хазину» стало местной идиомой, насмешкой и характеристикой. А в городке – волейбольные и городошные площадки, стадион, тир. И по вечерам шли спортивные баталии, были свои компании, были свои мастера и чемпионы. Помню и застолья, праздники, дни рождения, и выпивали тогда взрослые, но вот как-то не могу вспомнить никого пьяным. Взрослые веселели, шутили, пели песни, придумывали всякие розыгрыши.
    Так вот, бороться с пьянством и алкоголизмом надо не по-горбачевскски, а по-сталински. Не запрещать-пресекать-уничтожать, а устранять причины. Что было причинами раньше? Появившийся избыток свободного времени, денег, неумение разумно воспользоваться появившимся ресурсом. И надо было учить людей, прививать навыки культуры, предоставлять возможности разумно и правильно использовать этот ресурс.
    Сталин не был ханжой, вроде Горби. Он мог и выпить, и важнейшую политическую мысль высказать в виде публично произнесенного тоста. И когда за него пили – не кривился. И сколько было песен, народных песен, в которых предлагалось и выпить за Родину, за Сталина, и осушить по полной за друзей, и налить по фронтовой чарочке… Но, всегда говорилось, что пить надо уметь, чтобы питие шло на пользу, а не во вред.
    Что же сделали с Россией новые ее "хозяева"? Прежде всего, они уничтожили то, что дал народу Сталин – свободный и бесплатный доступ к культуре, к физкультуре и спорту, к творчеству, к здоровому образу жизни. Но, самое главное, они уничтожили уверенность в завтрашнем дне, уничтожили цель в жизни каждого человека, уничтожили веру в справедливость общественного устройства. Вполне естественно, что реакцией на это народа стали и пьянство, и наркомания.
    1. 11111mail.ru
      0
      22 февраля 2014 20:16
      Цитата: демотиватор
      а сегодня, не видеть того, что пьянство губит людей, губит молодёжь и, в конечном итоге" страну просто недопустимо.

      Вспомнилась цитата с футболки, год примерно 1989: "Не пей, ибо в пьяном виде ты можешь обнять классового врага!"
  12. +3
    22 февраля 2014 23:13
    Вот определение водки от человека, изучившего эту тему от самых корней, и отстоявшего Российское происхождение и принадлежность термина.


    «Водка - не просто "средство опьянения", а сложный национальный продукт, сконцентрировавший в себе историческую, пищевую и технологическую фантазию русского народа».
  13. +3
    23 февраля 2014 02:27
    РУССКИЙ ЗНАЧИТ ТРЕЗВЫЙ! Не первый такой пост на форуме и это радует. Еще момент. Пиво (порошок, ибо другого нет) - привыкание дает будь здоров. Слабоалкоголку и алкосодержащие энергетики надо запретить вообще, т.к. нацелены на молодежь.
    1. stroporez
      +1
      23 февраля 2014 14:41
      ТО ШО НЫНЧЕ ПРОДАЮТ В МАГАЗИНАХ---НЕ ПИВО!!!!!!НА ЭТИКЕТКЕ,ПРАВДА,НАПИСАНО НО НА ЗАБОРЕ ТОЖ НАПИСАНО......
  14. 0
    23 февраля 2014 08:36
    Мужики, завязывайте пить сами и постоянно говорите о вреде пьянства своим детям!!! Пьянство у подростков - это серьезная проблема нашего общества! Вся современная история России зависит от текущего поколения молодых людей, а воспитываем это поколение мы сами!
  15. +2
    23 февраля 2014 09:55
    Цитата: allexx83
    РУССКИЙ ЗНАЧИТ ТРЕЗВЫЙ!

    Копнул поглубже эту тему и нашёл столько интересного, что и сам не ожидал. Из истории мы знаем, что у нас в стране были разные народные бунты - "соляной", "медный" и пр. А в 19в. был также ещё и ТРЕЗВЕННИЧЕСКИЙ БУНТ! Суть такова. Баталии той войны развернулись на территории 12 губерний Российской Империи (от Ковенской на западе до Саратовской на востоке) в 1858 — 1860 годах.
    Эту войну историки чаще называют "трезвенническими бунтами", потому, что крестьяне отказывались покупать вино и водку, давали зарок не пить всем селом. В те годы в России существовала практика: каждый мужчина приписывался к определенному кабаку, а если он не выпивал своей "нормы" и сумма от продажи спиртного оказывалась недостаточной, то недобранные деньги кабатчики взимали со всех дворов местности, подвластной кабаку. Тех же, кто не желал или не мог платить, секли кнутом, в назидание другим.
    Виноторговцы, войдя во вкус, взвинчивали цены: к 1858 году ведро сивухи вместо трех рублей стали продавать по десять.
    В конце концов крестьянам надоело кормить дармоедов, и они, не сговариваясь, стали бойкотировать торговцев вином. Крестьяне отвернулись от кабака не столько из-за жадности, сколько из-за принципа: трудолюбивые, работящие хозяева видели, как их односельчане один за другим пополняют ряды горьких пьяниц, которым уже ничего, кроме выпивки, не мило. Страдали жены, дети, и чтобы прекратить расползание пьянства среди сельчан, на сходах общины всем миром решали: в нашем селе никто не пьет.
    Что оставалось делать виноторговцам? Они сбавили цену. Рабочий люд не откликнулся на "доброту". Шинкари, чтобы сбить трезвеннические настроения, объявили о бесплатной раздаче водки. И на это люди не клюнули, ответив твердым: "Не пьем!" К примеру в Балашовском уезде Саратовской губернии в декабре 1858 года 4752 человека отказались от употребления спиртного. Ко всем кабакам в Балашове приставили караул от народа для наблюдения, чтобы никто не покупал вино, нарушивших зарок по приговору народного суда штрафовали или же подвергали телесному наказанию. К хлеборобам присоединились и горожане: рабочие, чиновники, дворяне. Поддержали трезвость и священники, благословлявшие прихожан на отказ от пьянства. Это уже не на шутку испугало виноделов и торговцев зельем, и они пожаловались правительству.
    В марте 1858 года министры финансов, внутренних дел и государственных имуществ издали распоряжения по своим ведомствам. Суть тех указов сводилась к запрету… трезвости!!! Местным властям предписывалось не допускать организации обществ трезвости, а уже существующие приговоры о воздержании от вина уничтожить и впредь не допускать.
    Вот тогда-то, в ответ на запрет трезвости, по России и прокатилась волна погромов. Начавшись в мае 1859 года на западе страны, в июне бунт дошел и до берегов Волги. Крестьяне громили питейные заведения в Балашовском, Аткарском, Хвалынском, Саратовском и во многих других уездах. Особенный размах погромы приобрели в Вольске. 24 июля 1859 года трехтысячная толпа разбила там винные выставки на ярмарке. Бунты усмирили. Всего же по России в тюрьму и на каторгу отправили 11 тысяч человек. Многие погибли от пуль: бунт усмиряли войска, получившие приказ стрелять в восставших. По всей стране шла расправа над теми, кто отважился протестовать против спаивания народа. Судьи свирепствовали: им велели не просто наказать бунтовщиков, а покарать примерно, чтобы другим неповадно было стремиться "к трезвости без официального на то разрешения". Власть имущие понимали, что усмирить можно силой, а вот долго сидеть на штыках — неуютно.
    1. Комментарий был удален.
    2. +1
      23 февраля 2014 18:56
      Поддерживаю полностью. Жил народ русский и меру сам себе определял. Потом евреи - шинкари и романовская монополия. Вот и пошло всё кувырком. Есть в библиотеках большая книжка - "Великая крестьянская реформа 1861 года" издания 1901-03 года. Там есть любопытная статистика по годам. К примеру, необходимые продукты, поставляемые на село. Первые три строчки: водка, соль, спички. Водка может быть на втором, а то и на третьем месте, но не ниже. Но тогда была монополия, а сейчас? Так, что (андестенд?), уважаемые, и подумайте, кому интересно ломать мозги русскому человеку по-христиански? За правду и виселица не страшна... Минусуйте.
  16. 0
    23 февраля 2014 17:11
    Пили не пили из пустого в порожнее- что это проблема .Проблема пьем в 21-ом веке и как сделать что наркотики и водка нам жить не мешали ,синии водилы население не сокращали.
  17. 0
    24 февраля 2014 00:18
    Тут недавно было исследование и оказалось. что Россия на сегодняшний день "опустилась" по употреблению на 13.5 литров на человека, это где то может самую малость чуть-чуть больше чем в Англии и Германии..на что немцы к вашему сведению не слабо обиделись... Ну а на предмет пьянства...это не особенности народа-это черта характера, ещё мой старик учил "Если у тебя хватило дури упиться,то будь любезен на второй день насладись похмельем на всю катушку, ну а потом где то после обеда на полный желудок можешь "фестивалить" дальше если появится такое желание"
  18. mvkot120669
    0
    24 февраля 2014 00:34
    Меня достала ПОЛНАЯ БЕЗГРАМОТНОСТЬ Авторов! Сколько можно полную Х писать то? "В 16 веке в России"!!!!! И "ранее в России.."!!!!!! Россия образовалась в 17 веке!!!!!!!!!!!! Русских при "царе горохе" не было...племена были славянские! Древней "Руси" не было))) Меня забавляют подобные названия! Ни "Киевской", ни "Владимирской" Руси НЕ БЫЛО! Нигде в документах нет "Русь"..."Русские"..."древние росичи")))) и т.д. Всё НЕСКОЛЬКО ПО ДРУГОМУ НАЗЫВАЛОСЬ!
    1. 0
      24 февраля 2014 07:25
      Цитата: mvkot120669
      Меня достала ПОЛНАЯ БЕЗГРАМОТНОСТЬ Авторов! Сколько можно полную Х писать то? "В 16 веке в России"!!!!! И "ранее в России.."!!!!!! Россия образовалась в 17 веке!!!!!!!!!!!! Русских при "царе горохе" не было...племена были славянские! Древней "Руси" не было))) Меня забавляют подобные названия! Ни "Киевской", ни "Владимирской" Руси НЕ БЫЛО! Нигде в документах нет "Русь"..."Русские"..."древние росичи")))) и т.д. Всё НЕСКОЛЬКО ПО ДРУГОМУ НАЗЫВАЛОСЬ!

      Ваше невежество безгранично и несомненно.
      Русь существует как государство, как минимум с 7 века до н.э., есть неопровержимые археологические доказательства, например "Змиевы валы". Такие грандиозные оборонительные сооружения могло построить только сильное богатое государство с многочисленным населением.
      Киевской Руси не было, её изобрели "историки" в 19 веке, а вот Русь Великая, Русь Малая, Русь Червоная и Русь Белая были.
      Русские никогда не называли себя славянами этот термин вошёл в обращение в 18 веке. В Слове о полку Игореве(12 век) есть слова: - О русская земля, за шеломенем еси! ...русичи щитами поля прегродиша...
  19. 0
    24 февраля 2014 07:12
    в правление Петра отношение к спиртному изменилось. «Бахусовы потехи» начали восприниматься как достойное и солидное времяпровождение. На застолья с обильными возлияниями было велено привлекать женщин. Начали строиться винокуренные заводы, резко расширялась сеть кабаков, аустерий и прочих питейных заведений. Только стоит учитывать, что традиция эта была отнюдь не русской, а «кукуйской». Западной, принесенной в нашу страну вместе с бритьем бород, переодеванием в кургузые немецкие кафтанчики и парики.

    Борис Чичибабин Петру целую поэму посвятил.

    Будь проклят, император Петр,
    стеливший душу, как солому!
    За боль текущего былому
    пора устроить пересмотр.

    От крови пролитой горяч,
    будь проклят, плотник саардамский,
    мешок с дерьмом, угодник дамский,
    печали певческой палач!

    Сам брады стриг? Сам главы сек!
    Будь проклят, царь-христоубийца,
    за то, что кровию упиться
    ни разу досыта не смог!

    А Русь ушла с лица земли
    в тайнохранительные срубы,
    где никакие душегубы
    ее обидеть не могли.

    Будь проклят, ратник сатаны,
    смотритель каменной мертвецкой,
    кто от нелепицы стрелецкой
    натряс в немецкие штаны.

    Будь проклят, нравственный ypoд,
    ревнитель дел, громада плоти!
    А я служу иной заботе,
    а ты мне затыкаешь рот.

    Будь проклят тот, кто проклял Русь —
    сию морозную Элладу!
    Руби мне голову в награду
    за то, что с ней не покорюсь.
    1970