Экспорт российского вооружения: стратегии влияния

12

СУ-30МКИ


Военно-техническое сотрудничество России с зарубежными странами продолжает развиваться, вопреки распространенным прогнозам последних лет о грядущем спаде. В настоящее время наша страна занимает устойчивое второе место по объему поставок вооружения на мировой рынок. Так, в 2013 г. объем экспортных поставок по линии «Рособоронэкспорта» составил 13,2 млрд долл. Лидером 2013 г. стали США с поставками в объеме 23,6 млрд долл., на третьем месте оказалась Франция (6,9 млрд долл.). Примерно таким же было соотношение объемов поставок и итоговых мест и в 2012 г.

Стандарты военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами, выработанные в позднесоветский период и в постсоветское время, позволяют выделить несколько основных направлений стратегии сотрудничества в зависимости от партнеров.

Совместные разработки

Первая, наиболее трудоемкая, но вместе с тем наиболее значимая в политическом плане и стабильная линия сотрудничества направлена на передачу лицензий и в некоторых случаях совместную разработку военной техники. На сегодня такая стратегия осуществляется в полном объеме лишь в отношении Индии, воплощаясь в крупных контрактах, например, на лицензионное производство самолетов Су-30МКИ (контракты на 140 машин в 2000 г. и два дополнительных на 40 и 42 машины в 2007 и 2012 гг. соответственно), не считая приобретенных в готовом виде. В общей сложности на начало 2013 г. Индия располагала примерно 170 истребителями Су-30МКИ, которые поступили из России либо были полностью или частично собраны внутри страны из поставленных машинокомплектов [1]. Общая стоимость поставленных индийцам Су-30, включая запчасти и принадлежности, сервисное обслуживание, обучение пилотов и т.д., оценивается специалистами в 12–15 млрд долл. (1, 2)


Арджун МК-1 производства индийской компании «Heavy Vehicle Factory», 11 Сентября, 2012


Второе направление сотрудничества связано с танком Т-90. С 2001 по 2007 гг. Россия и Индия в общей сложности заключили контракты на поставку почти 2000 танков Т-90 на сумму около 6 млрд долл. Из этого числа более 1700 танков должны быть собраны в Индии из российских машинокомплектов, остальные поставлены из России готовыми. В настоящее время Вооруженные силы Индии располагают примерно 800 танками Т-90, из которых более половины местной сборки. Объемы выпуска постепенно растут – производственные мощности казенного завода «Heavy Vehicles Factory» (HVF) позволяют производить до 140 танков в год.

Нужно учесть, что лицензионное производство из поставленных машинокомплектов практиковалось еще в советское время – например, в Индию поставлялись танки Т-72, истребители-бомбардировщики МиГ-27 и некоторые другие виды вооружения.

В рамках совместной разработки различных систем вооружения наиболее заметными контрактами стали соглашения по крылатым ракетам PJ-10 «Brahmos» (1998 г.) и истребителю пятого поколения FGFA (2007 г.). В обоих случаях в основе перспективных разработок лежат российские прототипы – ракета П-800 «Оникс» и истребитель Т-50. Причем если «Оникс» к 1997 г. уже находился в опытной эксплуатации, то Т-50 на момент заключения соглашения о разработке FGFA существовал лишь в виде макетов и отдельных элементов. Первый полет новой машины состоялся в январе 2010 г.

В настоящее время стороны ведут совместную работу над проектом многоцелевого транспортного самолета МТС/МТА. Активно развивается сотрудничество в военно-морской сфере. Достаточно упомянуть состоявшуюся в ноябре 2013 г. передачу ВМС Индии после длительной модернизации авианосца «Викрамадитья», аренду АПЛ проекта 971И «Чакра», которая была достроена по измененному под индийские требования проекту, принципиальную договоренность о достройке еще одной субмарины этого проекта, достигнутую в конце октября 2013 г., серийное строительство фрегатов проекта 11356 и др.

Во всех упомянутых случаях Индия и Россия преследуют свои цели. Индия становится для России финансовым донором, чьи вложения заметно ускоряют работу, поддерживают предприятия на плаву, а также гарантируют рынок сбыта помимо внутреннего. В свою очередь, Россия служит для Индии источником высокой технологии в отраслях, где индийская промышленность отстает от лидеров на десятилетия.


Илья Крамник: Индийский авианосец: в поиске синтеза решений


В числе стран, в отношении которых Россия применяет или стремится применить данную стратегию военно-технического сотрудничества, стоит упомянуть Китай, Бразилию и Южную Корею. Причем во всех трех случаях сотрудничество имеет свои особенности. Китай, активно производивший вооружение по советским лицензиям (а затем и «пиратским» способом) в 1950–1980-х годах, после восстановления нормальных отношений с Москвой вернулся к покупке российских технологий для совершенствования своего ВПК. Однако от лицензионных копий китайцы очень быстро перешли к самостоятельному производству техники, воспроизводившейся на основе полученных образцов. При этом в ряде случаев копирование облегчалось технологической помощью российских и украинских КБ, находившихся на голодном пайке в 1990–2000-х годах. Такова история появления истребителей J-11, J-15, транспортного самолета Y-20, зенитно-ракетной системы HQ-9 и ряда других образцов. Вместе с тем достижения КНР в области копирования чужой техники пока не находят продолжения в ее развитии. Поэтому можно прогнозировать возобновление интереса Китая к новым российским разработкам по мере смены поколения систем вооружения, производимых российским ОПК. Первым сигналом такого рода стал интерес, проявленный Китаем к истребителю Су-35С, наиболее совершенной на сегодня версии платформы Т-10 (Су-27).

Южная Корея, в свою очередь, делает в основном ставку на совместные разработки новой техники с участием российских КБ. Так были созданы зенитно-ракетный комплекс KM-SAM и ракета-носитель «Naro-1» (KSLV). В обоих случаях на момент начала работ в первой половине 2000-х годов рабочих прототипов этих систем не имелось. Российские участники кооперации – «Алмаз-Антей» в случае с KM-SAM и НПО им. М.В. Хруничева в случае с «Naro-1» – использовали данные контракты для отработки своих перспективных систем – ЗРК «Витязь» и ракеты-носителя «Ангара» соответственно.

Что касается Бразилии, то Россия стремится заинтересовать ее возможностями совместных разработок в области боевой авиации и систем ПВО. Если это удастся сделать, можно будет говорить о формировании определенного круга развитых стран, использующих российские разработки в проектировании и производстве собственной военной техники. Подобное развитие событий значительно повысит устойчивость российского ОПК в самой ответственной и наиболее высокотехнологичной сфере.


Многофункциональный радиолокатор, входящий в состав ЗРК KM-SAM, Южная Корея


Масштабные поставки

Вторая стратегия военно-технического сотрудничества касается довольно широкого круга стран, которые обладают относительно крупными финансовыми ресурсами и позволяют себе закупать дорогостоящую военную технику. Речь идет об Индонезии, Малайзии, Вьетнаме, Алжире, Ираке, Венесуэле, Азербайджане и ряде других государств. Сотрудничество с ними характеризуется довольно большими объемами контрактов: 7,5 млрд долл. – с Алжиром, более 5 млрд долл. – с Вьетнамом, более 4 млрд долл. – с Азербайджаном. Они закупают современные образцы военной техники или их упрощенные варианты (истребители Су-30МКИ(А), МКМ или МК2, танки Т-90С, вертолеты Ми-28, Ми-35М и др.), обеспечивая в совокупности не меньший объем экспортного портфеля заказов, чем мегаконтракты с Индией или ранее, в 1990–2000-х годах, с Китаем.

Перспективы военно-технического сотрудничества на этом направлении зачастую подвергаются сомнению в силу политических рисков. Так, «арабская весна» заставила многих экспертов говорить о предстоящем прекращении сотрудничества со странами Ближнего Востока, а смерть Уго Чавеса поставила под сомнение сотрудничество с Венесуэлой. Однако эти опасения оказались преувеличенными.

Наиболее показательным опровержением мнения о бесперспективности российского военного экспорта на Ближнем Востоке стал новый контракт на поставку вертолетов, систем ПВО и других видов вооружения для Ирака на сумму 4,2 млрд долл., заключенный осенью 2012 г. Поставки по этому контракту были начаты осенью 2013 г. Тогда же возобновилось и военно-техническое сотрудничество с Ливией. В эту страну были поставлены заказанные еще правительством М. Каддафи самоходные противотанковые комплексы «Хризантема» (по некоторой информации, боевые машины пехоты БМП-3). Очевидно, что правительство Сирии также будет закупать в России современную военную технику, а охлаждение российско-американских отношений открывает путь к возобновлению поставок вооружения в Иран. При этом необходимо заметить, что после смены власти в Иране и на фоне разногласий с Саудовской Аравией Соединенные Штаты могут отреагировать на возможное возобновление сотрудничества России с Исламской республикой гораздо менее резко, чем 5–7 лет назад.

Экспорт российского вооружения: стратегии влияния
ПТРК «Хризантема»


Много помалу

Наконец, третья стратегия военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами касается стран третьего мира. Речь идет в основном о бедных или среднеразвитых государствах Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Контракты с этими странами носят, как правило, разовый характер и заключаются на относительно небольшие суммы – от нескольких миллионов до нескольких сотен миллионов долларов.

Впрочем, крупные доходы встречаются и здесь: например, в октябре 2013 г. был заключен контракт с Анголой на поставку вооружений на общую сумму 1 млрд долл. В пакет поставки были включены запчасти к вооружению советского производства, легкое стрелковое оружие, боеприпасы, танки, артиллерийские установки и многоцелевые вертолеты Ми-17. Кроме того, стороны договорились о строительстве на территории Анголы завода по производству патронов. В соглашение была включена и поставка 18 отремонтированных и вооруженных истребителей Су-30К, ранее входивших в состав ВВС Индии. Су-30К были поставлены Индии по контракту от 1996 г. Это соглашение подразумевало передачу индийским ВВС истребителей Су-30МКИ, однако в 1997–1999 гг. заказчику по взаимной договоренности были поставлены самолеты в упрощенной версии К с обязательством последующей их замены на более совершенные МКИ. Позднее Россия передала Индии 18 Су-30МКИ, одновременно оформив формальный возврат Су-30К, но до июля 2011 г. все они находились на индийской территории.

Данный контракт довольно точно отражает состав основной массы соглашений, заключаемых со странами третьего мира, в том числе и с наименее развитыми партнерами России по ОДКБ типа Кыргызстана и Таджикистана. Речь идет о поставках запчастей, легкого стрелкового оружия, боеприпасов, бронетехники (как правило, отремонтированной б/у из имеющейся в наличии у Вооруженных сил России), бывшей в употреблении авиатехники. Исключение составляют вертолеты и автомобили, которые закупаются преимущественно новыми.


Экспорт танков из России 1992-2012


Относительно сотрудничества с Анголой следует отметить, что дальнейший экономический рост и увеличение военных расходов могут перевести эту страну в группу «второй стратегии», в случае если она решит развивать отношения с Россией в этой сфере. Пока же число стран «третьей стратегии» наиболее велико: по оценкам экспертов, они составляют 2/3 из более 70 стран, входящих в географию сотрудничества «Рособоронэкспорта». Однако ежегодный доход от этой группы относительно невелик и, по оценкам, не превышает 10–15% от общего объема поставок. В этой группе нередки и политически мотивированные сделки. Это касается, в первую очередь, уже упомянутых партнеров России по ОДКБ, для которых военная помощь Москвы – залог политической стабильности и сохранения существующих режимов.

Действующие стратегии военно-технического сотрудничества демонстрируют разнообразие инструментов, используемых Россией в данной сфере с целью извлечения доходов и укрепления своего политического влияния. При этом политическая мотивация может быть различной: от поддержки союзников на ключевых направлениях (поставки для стран ОДКБ), закрепления на тех или иных новых/хорошо забытых старых рынках до наращивания влияния в регионе (Венесуэла, Ангола) либо сохранения и укрепления отношений со стратегически важными партнерами (как в случае с Индией).

В зависимости от возможностей и значимости партнеров Россия готова к различным формам сотрудничества, включая развитие сборочных/сервисных производств в стране заказчика. При этом учитывается риск утечки технологий. Возможности оперативного копирования современной боевой техники сегодня есть лишь у наиболее развитых промышленных держав. Помимо России к ним относятся США, некоторые члены НАТО, которые российское оружие не закупают, и Китай. В целом, достаточной гарантией от утечки технологий служит стратегия «отстающего экспорта», когда на экспорт идут изделия преимущественно предыдущего поколения по сравнению с теми, что производятся для своих войск. Данная стратегия, которую с успехом использовали в СССР, фактически возрождается в нынешних условиях, когда российский оборонно-промышленный комплекс осваивает новое поколение техники и вооружения для армии, военно-воздушных сил и флота.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    8 марта 2014 11:59
    понравилось фото индийского танка laughing Только индусы могут обвешать танк гирляндами lol
    1. Комментарий был удален.
    2. +3
      8 марта 2014 17:45
      Да то ж свадьба местного раджы laughing
    3. +1
      8 марта 2014 19:06
      Так у них принято,даром что индЕйцы.Что у танка пушка-что у слона хобот,что танк большой-что слон.Не факт что они большую разницу видят laughing .
      1. 0
        9 марта 2014 13:21
        Танк бодается сильнее.
    4. Алексей К.
      0
      10 марта 2014 16:05
      Это не гирлянды - это секретная разработка индийского ВПК - новая противоснарядная защита. Снаряда помирают со смеху не долетая до брони. laughing
    5. jjj
      0
      10 марта 2014 23:38
      Только сейчас с этого ракурса на снимке "Викрамадитьи" увидел, что шкафут по правому борту напоминает небольшое футбольное поле
  2. AVV
    +2
    8 марта 2014 12:46
    Нужно постепенно теснить штаты в области поставок вооружений!!!Чем меньше Америка будет продавать ,тем больше проблем у них будет у самих,сейчас это видно даже невооруженным глазом,они наконец стали сокращать свои войска!Это только первая ласточка,а дальше у них будет все хуже и хуже!!!
  3. +2
    8 марта 2014 13:38
    Если сдадим своих на Украине, " Рособоронэкспорт" можно закрывать.
  4. 0
    8 марта 2014 18:04
    Наш ВПК усиленно продает новейшее вооружение кому угодно. Вроде и понятно, что на ядерную Россию вряд ли кто рыпнется, но все равно, как то не по себе. Наша армия получает наши же современные вооружения в мизерных количествах, по сравнению с экспортируемыми.
    1. 0
      9 марта 2014 16:25
      Цитата: raven75
      Наш ВПК усиленно продает новейшее вооружение кому угодно. Вроде и понятно, что на ядерную Россию вряд ли кто рыпнется, но все равно, как то не по себе. Наша армия получает наши же современные вооружения в мизерных количествах, по сравнению с экспортируемыми.

      Кто это вам такое сказал? Госзакупки уже лет 5 сильно превышают экспорт.
  5. 0
    8 марта 2014 22:40
    Каждый торгует тем на чем сидит олигархи от нефти нефтью от газа газом от оружия оружием .Карман ближе к телу чем интересы страны.
  6. 0
    9 марта 2014 04:01
    И всё же экспорт огромен и 2-е место в мире - не так плохо для России если учесть, что было в 90-е годы. Правда этот рывок должен был быть к 2000 годам а не к 2010-2014. Но в 2000 только ВВП заступил с его бандой ))) А так 10 лет коту под хвост... Думаю к 2050 году, если атомной войны и превентивных ударов не случится - то Россия окрепнет настолько, что опять появится СССР 2.0 ))) только уже больше на экономических основах, главное чтобы лидеров продажных к управлению страны больше не подпускали...
    1. 0
      9 марта 2014 16:30
      К тому времени будет Великоконтинентальная Евразийская Империя от Лиссабона до Владивостока. Экономика займет полагающееся ей подчиненное положение.
  7. 0
    9 марта 2014 19:22
    Европейские страны может бы и закупали наше оружие им вот только хозяин не дает. Все лепит под стандарты НАТО, которые сам и придумывает.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»