Самолёт-разведчик U-2 уходит на покой

20
С 2011 года Пентагон регулярно проводит сокращение своих расходов. Так, 4 марта 2014 года общественности был представлен проект военного бюджета ведомства на 2015 финансовый год. Помимо сокращения численности сухопутных войск, данный документ содержит информацию о полном списании штурмовиков A-10 Thunderbolt II и стратегических разведывательных самолетов U-2 Dragon Lady. И если первый достаточно скоро будет заменен многофункциональными истребителями F-35 Lightning II (по крайней мере, в планах), то с последним уходит в прошлое целая эпоха. Самолет-разведчик U-2 — это настоящий символ холодной войны, который хорошо знаком во всем мире, в том числе и на пространстве бывшего СССР.

История появления

История стратегического разведывательного самолета U-2, который также получил прозвище Dragon Lady (синоним русского «железная леди», если переводить буквально — «дракониха»), начинает свой отчет практически одновременно с началом Холодной войной. После знаменитой речи в Фултоне, появления термина «железный занавес» США был просто необходим самолет, который смог бы вести разведку по ту сторону этого занавеса, оставаясь недосягаемым для советских РЛС, истребителей-перехватчиков и систем ПВО. В 1953 году командование американских ВВС объявило тендер на проектирование и постройку разведывательного самолета, которые смог бы выполнять полеты на высоте до 21,3 тысячи метров и обладал боевым радиусом действия не менее 2,8 тысяч км. Высота полета была взята неслучайно, на тот момент самым высотным самолетом в составе советских ВВС был истребитель МиГ-17, который мог подняться на высоту 13,7 тысячи метров.

Любопытно отметить, что заявки на участие в данном тендере принимались от маленьких КБ, которые по расчетам американских военных могли полностью сосредоточиться на работе над проектом разведывательного самолета. Любопытно и то, что компания Lockheed Aircraft Corporation сделала американским военным неофициальное предложение вне рамок объявленного тендера. В короткие сроки компания смогла представить самолет CL-282 — это был облегченный вариант самолета без вооружения, шасси, обладающий длинным крылом, как у планеров. Самолет получил реактивный двигатель J73, который достался ему от истребителя F-104 Starfighter. Машина впервые поднялась в воздух в начале 1954 года и продемонстрировала всем, что может достичь высоты в 21,3 тысячи метров.

Самолёт-разведчик U-2 уходит на покой

И хотя компания Lockheed представила очень интересную концепцию с прицелом на перспективу (специалисты компании не ошиблись, их самолет получился долгожителем), военные встретили его без особого энтузиазма. Проект одномоторного самолета, который не имел брони и вооружения, их не вдохновил. Помощь неожиданно пришла со стороны ЦРУ, которое в 1954 году поддержало проект, поверив в него. В то время у ЦРУ не было собственных самолетов-разведчиков, агенты были вынуждены обращаться за помощью к ВВС США.

Уже в марте 1955 года компания Lockheed получила от ЦРУ контракт на создание и производство 20 самолетов-разведчиков, которые должны были быть созданы на базе CL-282. Необходимо также отметить, что президент Эйзенхауэр дал данному проекту зеленый свет, прекрасно понимая деликатность выполнимых самолетом заданий. Президент США не хотел, чтобы в воздушное пространство СССР вторгались американские военные самолеты, это могло стать причиной начала большой войны, которая с большой вероятностью стала бы последней в истории человечества. В то же время согласно американским законам ЦРУ считалось гражданской, а не военной организацией.

Конструктивные особенности Lockheed U-2

Стратегический разведывательный самолет U-2 создавался для осуществления глубинного проникновения на территорию вероятного противника с целью сбора разнообразной разведывательной информации. Первый полет опытный самолет U-2 совершил в августе 1955 года, а уже в 1956 году были начаты поставки серийных самолетов. Самолет отличался великолепным набором технических характеристик и отличной компоновкой, что позволяло машине совершать полеты на большой высоте, обеспечивало большую дальность и стало гарантом его долговечности.


Самолет-разведчик Lockheed U-2 был спроектирован по нормальной аэродинамической схеме и имел среднерасположенное трапециевидное крыло большого удлинения. Он оснащался фюзеляжем, выполненным по типу монококка с несущей обшивкой. Фюзеляж разведчика был цельнометаллическим. Для уменьшения массы самолета его было решено оснастить тандемным шасси велосипедного типа (по одной стойке шасси со сдвоенными колесами в носу и хвосте машины). При этом тормоза имелись только на носовой стойке шасси. Шасси оснащались цельнолитыми шинами. Непосредственно перед совершением взлета на самолет устанавливались специальные вспомогательные сбрасываемые крыльевые стойки шасси. Также в хвосте фюзеляжа в специальном отсеке размещался тормозной парашют.

По бортам за крылом самолета были расположены тормозные воздушные щитки, которые открывались вперед. Рулевые поверхности самолета-разведчика были оборудованы триммерами. Хвостовое оперение также было цельнометаллическим и было выполнено свободнонесущим. На некоторых самолетах были установлены подфюзеляжные кили. Каждая их консолей крыла самолета-разведчика была превращена в двухсекционный резервуар, в котором хранилось топливо, резервный запас размещался в носовой части фюзеляжа U-2. Впоследствии уже в 1957 году самолет обзавелся дополнительными топливными баками, которые закреплялись под его крылом.

Интересным является тот факт, что для данного самолета компания Shell Oil разработала особое горючее. Инженеры компании создали топливную смесь, которая отличалась высокой температурой кипения, что позволяло применять ее на очень больших высотах полета. Данное горючее получило официальное обозначение JP-7. Топливо JP-7 отличалось малой упругостью паров и низкой летучестью, то есть оно плохо испарялось при высотных полетах при низком атмосферном давлении. Любопытной деталью является также то, что разработкой топлива для U-2 Dragon Lady занималось подразделение компании Shell Oil, которое было ответственно за производство репеллентов. В 1955 году мощности компании выпустили несколько сотен тысяч галлонов данного топлива (1 галлон — 3,79 литра), настолько сосредоточившись на производстве JP-7, что в этот момент в США возник существенный дефицит репеллентов.


Самолет-разведчик совершал посадку «по-велосипедному», балансируя своими длинными крыльями практически до момента полной остановки, тем более что его посадочная скорость была достаточно мала. После этого самолет одним из своих крыльев касался взлетной полосы, находя, таким образом, третью точку опоры. Для того чтобы крылья самолета не повреждались во время совершения такой посадки, их окончания были изготовлены в виде специальных санок или салазок, как их еще называли, выполненных из титанового сплава.

Ради уменьшения взлетного веса конструкторы самолета серьезно пожертвовали прочностью конструкции машины. Самолет-разведчик был рассчитан лишь на небольшие перегрузки — до 2,5 g. Это было значительно ниже требований, которые предъявлялись к военным самолетам. Для того чтобы успешно противостоять сильным порывам ветра при полете на высоте порядка 10 тысяч метров, самолету необходимо было лететь с небольшим кабрированием, то есть чуть-чуть задрав вверх нос. Помимо этого, пожертвовав прочностью фюзеляжа машина, конструкторам пришлось отказаться и от приемлемого для летчика уровня давления в кабине при полете на больших высотах.

Пилот U-2 вынужден был совершать свой полет, облачившись в специальный высотный скафандр, который подключался к системе жизнеобеспечения. Разработкой данного скафандра занималась компания David Clark Company. Именно в это время в США были на практике отработаны технологии, которые в будущем были использованы в космической программе. Инженерам необходимо было подумать не только о том, как защитить пилота на большой высоте, на которой не может существовать ничто живое, но и над тем, как дать летчику возможность принимать пищу, пить, а также справлять свои естественные надобности. Одной из находок, которая была изобретена в этот момент стали «космические» тюбики с пищей.


Обломки сбитого U-2, выставленные в Центральном музее Вооруженных сил РФ


Возникли и другие трудности. Из-за того, что самолет обладал удлиненной носовой формой и скафандра, в котором полет находился во время полета, в момент взлета и посадки он не мог в полном объеме видеть ВПП. Чтобы решить данную проблему U-2 Dragon Lady постоянно сопровождался специальным автомобилем автомобили службы аэродромного обслуживания. Для этих целей использовались спортивные модели, которые могли развить скорость 250-270 км/ч. Из салона автомобиля второй пилот давал указания пилоту взлетающего U-2.

Помимо этого, конструктивные преимущества самолета обернулись для летчиков сложностями с его управлением. К примеру, между крейсерской скоростью полета на максимальной высоте и скоростью сваливания имелся лишь очень небольшой «зазор», летчики называли его «гробовым углом». Во время проведения испытаний самолета из-за него погибли 3 летчика, при этом множество других воздушных инцидентов закончилось без жертв. Ряд подобных экзотических особенностей конструкции был платой за уникальные характеристики, которыми обладал высотный разведчик.

U-2 уходит на покой

Обнародовав 4 марта проект военного бюджета на 2015 финансовый год, США также представили вариант замены самолетов U-2 беспилотными летательными аппаратами того же назначения. По обнародованной информации, эксплуатация одного летного часа самолета Lockheed U-2 обходится американскому бюджету в 32 тысячи долларов, при этом сами самолеты, разработанные еще в 50-е годы прошлого века, уже серьезно устарели. В настоящее время в планах Пентагона использовать в разведывательных целях БЛА RQ-4 Global Hawk, стоимость одного летного часа которого обходится бюджету в меньшую сумму — 24 тысячи долларов.


Последняя версия самолета — U-2S


Любопытно, что ранее военные не спешили расставаться с Dragon Lady, они хотели продлить срок службы имеющихся на вооружении 32 самолетов как минимум до 2023 года. Однако данные планы были заблокированы Конгрессом в 2012 году. Тогда же было принято решение о приобретении еще 3-х беспилотников Global Hawk. В защиту своего самолета выступает и компания-создатель, Lockheed Martin по-прежнему занимается их обслуживанием и модернизацией. По словам специалистов компании, в ближайшей перспективе у американских ВВС не будет адекватной замены данным самолетам, так как БЛА RQ-4 после всех доработок смогут сравняться с Lockheed U-2 не ранее чем к 2020 году. Одновременно с этим компания занимается созданием нового разведывательного БЛА, который носит обозначение RQ-180. Испытания данного беспилотника начались в прошлом году.

Помимо сугубо финансовых аспектов, которые, по всей видимости, играют главную роль в решении списать все самолеты-разведчики U-2 Dragon Lady со службы, существуют и другие причины. Так командование ВВС США заявляет о том, что использование беспилотников RQ-4 поможет снизить потенциальное число потерь в вероятных военных конфликтах. Во времена Холодной войны ряд самолетов U-2 был сбит, что иногда заканчивалось гибелью пилота. Помимо этого в пользу беспилотника говорит увеличение продолжительности получения разведывательной информации, проще говоря длительности полета. Самолет-разведчик U-2 в состоянии находится в воздухе до 12 часов, тогда как RQ-4 может провести в небе до 36 часов. На данный момент еще остается возможность того, что Конгресс США не примет решение о списании самолетов-разведчиков со службы, но шансы на это с каждым днем становятся все призрачнее. В условиях довольно жесткого (по американским меркам) сокращения военных расходов, Пентагон рассчитывает сосредоточить свое внимание на более приоритетных оборонных проектах.

Летно-технические характеристики U-2S (еще на вооружении):
Первый полет — 1954 год.
Габариты: размах крыла — 31,4 м, длина — 19,2 м, высота — 4,9 м, площадь крыла — 92,9 кв. м.
Сухой вес — 7260 кг, максимальная взлетная масса — 18 600 кг.
Силовая установка — 1 GE F-118-101, тягой 86 кН.
Максимальная скорость — 805 км/ч.
Дальность полета — 9600 км.
Продолжительность полета — около 12 часов.
Практический потолок — 21 336 м.
Экипаж — 1 чел.

Источники информации:
http://lenta.ru/articles/2014/03/06/dragonlady
http://www.dogswar.ru/voennaia-aviaciia/samolety/772-samolet-razvedchik-u.html
http://www.softmixer.com/2012/03/dragon-lady-u-2.html
http://ru.wikipedia.org
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    12 марта 2014 11:32
    U-2 и в самом деле свое отработал.Давно прошли те времена,когда истребители противника не могли его достать.Да и мороки с ним много. А вот А10 самолет полезный .Если только с запчастями проблемы появились.
    1. 0
      12 марта 2014 17:01
      Погубит ли старенький U-2 новейший Global Hawk?
      29-02-2012
      http://oko-planet.su/politik/politikarm/104656-pogubit-li-starenkiy-u-2-noveyshi
      y-global-hawk.html
    2. Комментарий был удален.
  2. +6
    12 марта 2014 12:06
    Годная статья. Лаконично, популярно. Плюсую
    1. 0
      12 марта 2014 20:30
      Цитата: fennekRUS
      Годная статья. Лаконично, популярно. Плюсую

      А еще и с юмором:

      В 1955 году мощности компании выпустили несколько сотен тысяч галлонов данного топлива, настолько сосредоточившись на производстве JP-7, что в этот момент в США возник существенный дефицит репеллентов.
      Автор Юферев Сергей

      Видимо этот дефицит отразился на психике всей американской нации: ведь нечем стало травить комаров, клещей и моль.
      И все считали что это козни большевиков.
      Косвенно - да. А нефих ...
  3. +4
    12 марта 2014 12:27
    Сколько нервов потрепал он нашим ВВС. Плюсую.
  4. +3
    12 марта 2014 14:58
    Сколько лет в небе...
  5. Fiero
    +2
    12 марта 2014 15:02
    Нe многовaто ли у штaтов беспилотников в процeнтном соотношeнии?
  6. dmitrij.blyuz
    0
    12 марта 2014 16:14
    Машина-в свое время шедевр,конечно.Но,я,похо-же малость отстал от жизни!Вроде эти пепелацы сняли еще в 88-м году.Если не так-прошу прощения.Упустил,однако.Жаль.
    1. 0
      12 марта 2014 18:22
      это SR-71 сняли свооружениЯ в 1989 году, из-за дороговизны их обслуживания, возможнно из-за появления в советской авиации ПВО новейших тогда МиГ-31, но после "Бури в пустыне" их вернули в строй, а затем снова сняли с вооружения.
      1. dmitrij.blyuz
        0
        12 марта 2014 19:16
        Э-э!Чуть не про это я спросил.Про SR-71 и МиГ-31 я в курсе.
        1. +1
          12 марта 2014 23:30
          Цитата: dmitrij.blyuz
          Э-э!Чуть не про это я спросил.Про SR-71 и МиГ-31 я в курсе.

          U-2 продолжил свою жизнь в виде TR-1 и после U-2S, которые оснастили новейшим разведывательным оборудованием, т.е. с тем самым U-2 у него общего только название в некотором роде конструкция, фюзеляж удлинили, поставили новые двигатели. Как ни странно Глобал Хоук намного беднее в плане оборудования (размерения поменьше и под топлива больший объём используется). TR-1/U-2S работали и в Ираке и в Афганистане, несомненно это самолёт чистого неба, но при его обеспечении машина незаменимая. U-2S является последней модификацией самолёта, небольшое описание:
          Всё оборудование устанавливается в съёмном носовом обтекателе (он отличается формой в зависимости от типа оборудования), в большом фюзеляжном отсеке («Q-bay») за кабиной (где размещаются большие фотокамеры), в небольших отсеках в нижней части фюзеляжа и в двух съёмных крупногабаритных контейнерах на крыле. В состав датчиков входят большое число средств радиоэлектронной разведки, РЛС с синтезированной апертурой для получения изображения объекта, РЛС системы PLSS для обеспечения действий высокоточного оружия, а также телекамеры с высоким разрешением. Записанная информация может по специальному каналу передаваться на землю. Не менее трёх самолётов U-2 несут в каплевидном надфюзеляжном обтекателе систему спутниковой связи «Сеньор Спэн», позволяющую передавать полученную информацию в любую точку земного шара в режиме реального масштаба времени.

          Ну и картинки:
          Размещение разведывательного оборудования (откр. через прав. кнопку мыши)

          Кокпит (откр. через прав. кнопку мыши)

          Ну и сама машина во всей красе

          1. +1
            12 марта 2014 23:45
            Цитата: Nayhas
            Ну и сама машина во всей красе


            Росиия должна была ответить (как обычно).

            И ответила!

            1. 0
              13 марта 2014 00:51
              Цитата: studentmati
              И ответила!
              И ещё!

              Проект высотного самолета-обнаружителя М-67, вариант "Крейсер" ЛК-М.
            2. Комментарий был удален.
            3. 0
              13 марта 2014 09:17
              Цитата: studentmati
              Росиия должна была ответить (как обычно).

              Вообще то СССР.
              Цитата: studentmati
              И ответила!

              М-17/55 Геофизика это многолетнее страдания КБ Мясищева по U-2 который так и не стал разведчиком. Так что это не ответ, а неудачная попытка.
  7. +3
    12 марта 2014 16:29
    Статья хорошая, по своему "праздничный салют" той эпохе авиастроения, когда и 3 Маха-не предел, и потолок 25 км- не мечта, а строчка в тех задании, и крыло может менять стреловидность, и аэроплан из титана- не "слабо"! И никаких мега компьютеров- лишь полет мысли и здоровый технический авантюризм. Между прочим, U-2 "крыльями" не махал! Он моноплан- и может "махать" только консолями- учи матчасть! И еще один грустный коммент- в этом году МиГ-25рб ,по-видимому, совершат свои последние полеты...
  8. +2
    12 марта 2014 16:57
    Жаль.
    Жаль, что мало сбили. Всего 2 штуки.
    1. +1
      12 марта 2014 17:35
      Да не парочка! Куба, СССР, Китай в нежной любви с Тайванем... Причем зенитчики КНР открыли победный счет!
      1. +1
        12 марта 2014 18:31
        Это, если в зачет С-75 - все 5 сбиты этим комплексом. А по итогам соц.соревнования, СССР - КНР (2:3).
    2. Комментарий был удален.
    3. 0
      12 марта 2014 18:29
      7 октября 1959 года в Китае. http://pvo.guns.ru/combat/first_s-75.htm
      1 мая 1960 года сбит в районе Свердловска. Взрывчатка в этих самолетах была всегда. Подрыв осуществлялся через несколько минут после катапультирования. А Пауэрсу перед вылетом сообщили, что подрыв взрывчатки произойдет без задержки при запуске катапульты.
      9 сентября 1962 года китайским расчётом ЗРК С-75 в районе Наньчан
      27 октября 1962 года в районе города Банес (Куба)
      1 ноября 1963 года китайским
      7 июля 1964 года китайским
      10 января 1965 года китайским
  9. штурман
    +1
    12 марта 2014 17:45
    Статья хорошая. А каков самолёт! Жаль -это прошедшая эпоха. С таким же удовольствием разбираешь ТТХ эскадренных броненосцев и линкоров.
  10. +2
    12 марта 2014 18:25
    Мы Вам так Укнем...Н.С. Хрущёв
  11. 0
    12 марта 2014 20:34
    Одновременно с этим компания занимается созданием нового разведывательного БЛА, который носит обозначение RQ-180.
    Автор Юферев Сергей

    RQ-180 вроде бы является разработкой Northrop Grumman, а Lockheed Martin разрабатывал RQ-170 Sentinel.
  12. 0
    13 марта 2014 00:06
    P.S. Сбито 2 легенды
    Вообще-то,побольше
    http://www.blackbirds.net/u2/u2-timeline/u2tl60.html
    9 Sep 1962
    Chen Huai Sheng in U-2 6711, art.#378 (ROCAF) is shot down by SA-2 missile, 15 Km south of Nunchang. Sheng survived bailing out but died later in hospital (AC)
    27 Oct 1962
    Maj. Rudolf Anderson shot down by SA-2 over Cuba; Anderson was killed when scrapnel punctured pressure suit causing suit to decompress at altitude, posthumously awarded Air Force Cross (PH)
    7 Jul 1964
    U-2G #362 is shot down over Southern China, ROCAF Pilot: Lt. Col. "Terry" Lee Nan Ping is killed (AC)
    10 Jan 1965
    U-2 6691/#358 is shot down southwest of Beijing, PRC . Major "Jack" Chang broke both legs in the ejection. He was released in 1983 with Yei. (AC)
    Feb 1965
    Про Пауэрса все и так знают
  13. +2
    13 марта 2014 08:21
    в Свердловске на "ВЕЕРЕ" видел кусок обшивки в музее при части ...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»