Ода высотомеру

18
Ода высотомеруПятый десяток лет я занимаюсь разработкой антенн для радиовысотомеров. Собственно, высотомерами нынешние системы назвать уже трудно. Сейчас они могут измерять скорость и угол сноса летательных аппаратов, т.е. выполняют функции ДИССов. При этом они лишены основного недостатка доплеровских измерителей - потери сигнала при полете над гладкими поверхностями типа "спокойная вода" или металлическая палуба.

Они же используются при создании навигационных систем, которые измеряют рельеф подстилающей поверхности, обеспечивая высокую точность определения координат. Используя направленный вперед наклонный луч, высотомер выступает в роли системы облета препятствий. На основе высотомеров создаются уровнемеры, способные определять расстояние до поверхности в нефтехранилищах или элеваторах. С их помощью определяют степень волнения моря или всхожесть растений на полях. С ними можно построить вертикаль к "Фобосу" или Луне.

Одним словом, радиовысотомеры в наше время внедрены в самые различные отрасли хозяйства.
В одних случаях они помогают навести порядок в учете материалов, в других - выводят летательный аппарат на цель, но в любых применениях с ними работают люди и от их отношения к технике зависит многое.

Меня всегда интересовало отношение людей к применяемой технике. Более всего мне была интересна авиационная техника и при удобном случае я выспрашивал гражданских и военных летчиков об их отношении к радиовысотомеру.

Лет тридцать,сорок тому назад мнение было почти единодушным "А на кой ляд мне радиовысотомер? Я выставляю с его помощью опасную высоту и в дальнейшем к нему не обращаюсь, мне хватает барика (барометрического высотомера). А если спущусь ниже, мне радиовысотомер будет верещать об опасной высоте." Среди военных летчиков такое мнение было преобладающим. Я объясняю этот факт тем, что при отсутствии прямой видимости, они, как правило, уходят на запасной аэродром. Гражданские летчики вынуждены летать в более сложных условиях, возить пассажиров не по назначению для них накладно, отсюда и отношение к высоте более почтительное и высказывания осторожнее.

Особняком стоит мнение летчика-испытателя Т-ва, Героя России, которое мне довелось выслушать в группе инженеров, причастных к полету МиГ-29 на высоте 50 метров при скорости 1,5М. Он только что спустился по стремянке из кабины и меня поразило, что белый подшлемник, который он сорвал с головы, был совершенно мокрым. Из всего монолога, который он в ярости выпалил нам, только одна фраза была печатной "Да чтоб я еще когда сел в эту долбаную колымагу..." Остальное не для печати. Я только могу представить ощущения летчика в подобной ситуации, когда он полностью зависит от автоматики и при малейшем ее сбое в любой момент полета может превратиться в ничто, не успев и пальцем шевельнуть.

Впрочем, я оказался, к счастью, не прав. Через некоторое время стало известно, что в похожей ситуации во время одного из полетов ему удалось посадить Су-27, когда во время испытания его на прочность на максимальной скорости и минимальной высоте разрушилось вертикальное хвостовое оперение. Разумеется, это экстремальная ситуация.

А вот история, которую мне рассказал военный летчик Г.Б., к сожалению, рано ушедший из жизни. "Нужно было перегнать ТУ-16 из Каменска-Уральского в Комсомольск-на-Амуре на заводской аэродром. Половина пути прошла нормально, хотя самолет и был изрядно изношен, не зря его направляли в ремонт. Приключения начались после Байкала и Читы. Была поздняя осень, когда дожди перемежаются снегом. Слева по курсу быстро приближался грозовой фронт, встреча с которым ничего хорошего не сулила, поэтому я потихоньку стал отворачивать вправо, и уже вроде стал уходить от него, как штурман завопил "Командир, мы уже километров десять идем над Китаем". Дело было дрянь, могло кончиться плохо, и пришлось почти под прямым углом возвращаться к своей границе, пока мы снова не влетели в непогоду.

Утешало только то, что возле поселка Серышево находился крупный аэродром Украинка, куда мы успевали попасть до того, как погода окончательно испортится. На этот аэродром мне садиться не доводилось, но я знал, что полоса там чуть ли не на километр длиннее, чем в Каменске-Уральском и шире. Не зря там базировались дальние бомбардировщики М3 и ТУ-95. Но пока погода позволяла, я шел прежним курсом на Комсомольск. Надо было поторапливаться, так как изменения могли произойти в любой момент. Так и случилось. Когда подошло время запрашивать Комсомольск, нам сообщили, что принять не могут и предлагают идти на Сахалин, который еще принимает. Экипаж притих - ждали моего решения. "Идем на Сахалин" сообщил я по СПУ и велел радисту связываться с Южно-Сахалинском. Правда, что-то не хотелось мне идти туда, и я велел запросить Каменный Ручей, что возле Советской Гавани, но там уже не принимали.

По мере приближения к проливу облачность все сгущалась и нижняя ее кромка постоянно снижалась. Воду мы увидели на высоте 30 метров по радиовысотомеру, барик в это время уже показывал "глубину" 10 метров. Идти на этой высоте было рискованно и я набрал пятьсот метров. Видимости ноль, а тут новая беда-самолет стал с трудом слушаться рулей, началась тряска, я крикнул правому летчику, чтобы помогал держать высоту, а сам уже понял, что началось обледенение и долго мы на этой высоте не удержимся, надо спускаться. Пошел вниз, воду увидел на высоте 20 метров, так и пошел, пока лед не исчез. Вот тут я стал верить радиовысотомеру. Приподнялся до 60 метров, где еще лед не образовывался, и шел, не отрываясь от приборов. В таком напряжении я спокойно принял сообщение радиста, что Сахалин закрылся и нас направили во Владивосток (точнее в Николаевку возле Находки).

Когда штурман сообщил новый курс, моей задачей было не потерять высоту при развороте, воду я по-прежнему не видел. Через полчаса полета облачность стала редеть и вскоре мы вылетели к чистому небу и ясному солнышку. И вот с тех пор я стал уважать радиовысотомер, который спас наши жизни."
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    25 марта 2014 07:05
    Сколько много людей покорило небо, и столько много у них рассказов, и все они интересны...Так как занимались они интересным и любимым делом... Опыт и "соль жизни"...
  2. +7
    25 марта 2014 07:11
    Спасибо автору, интересный рассказ! Действительно, тяжело полностью полагаться на автоматику, пока не привыкнишь и не уверишься в ней.
  3. dmitrij.blyuz
    +3
    25 марта 2014 07:21
    Высота-50 метров.Скорость-1,5 М.АЛЕКС 241-СПАСАЙ МЕНЯ!Такое возможно?В смысле-не спасать меня,а на такой высоте-такая скорость на 29-м?
    1. алекс 241
      +3
      25 марта 2014 16:38
      Привет Дим,может.По ТТХ МиГ-29,скорость у земли 1.2М(1500).А полет который описан в статье,если не ошибаюсь,выполнял летчик-испытатель Федотов.Случай из жизни.Ребята решили "пошалить",отключили блок опасной высоты,ну пронеслись над степью аки соколы.Только не к месту оказалась ЛЭП.В итоге приволокли с собой провода.
  4. +3
    25 марта 2014 09:03
    Да, бравая история! Спасибо!
    Кстати у меня в памяти очень запомнилось на всю жизнь: детство, наш двор в центре между кирпичных домов, в 200м от дома поле, в 700м лес и пролетающий над нами самолёт Ту-95. У меня отец раньше летал на Ту-95, базировался на Украинке, а жили мы в Серышево. Мой отец служил (я точно не знаю) с конца 80-х до 1994 года именно на Ту-95.
    А в посёлке Серышево у меня прошло счастливое детство, уехали мы, как отец уволился, когда мне было около 10 лет.
  5. +2
    25 марта 2014 10:04
    Цитата: N.O.M.A.D.E.
    Спасибо автору, интересный рассказ! Действительно, тяжело полностью полагаться на автоматику, пока не привыкнишь и не уверишься в ней.

    как и на интуицию когда чувствуешь ее в первый раз и не уверен до конца что это такое
  6. -2
    25 марта 2014 10:05
    В Иркутске недавно упал АН-12.
    По версии авария произошла из-за того, что экипаж принял высоту в футах за метры и снизился ниже положенной глиссады.
    Где хвалёные высотомеры, предотвращающие такие катастрофы?
    1. dmitrij.blyuz
      +4
      25 марта 2014 10:26
      А где в АН-12 приборы,измеряющие в футах?В Иркутской катастрофе-чистая ошибка экипажа.И,когда-же народ перестанет путать катастрофу с аварией.Это абсолютно разные вещи.И,ксати,да-же в АН-12 есть система,предупреждающая о сближении с землей.Ревет-оглохнуть можно.
  7. +2
    25 марта 2014 10:06
    Не очень понял посыл статьи. В любом случае идти на эшелоне с по радиовысотомеру это как-то... глупо. Показания будут плясать как угорелые, если только это не море.
    У каждого свои задачи - радио для посадки и предупреждения сближения с землёй, баро - для полёта по эшелону.

    А то что у них баро высотомер показывал глубину -10 метров, дык надо при подлёте выставлять давление аэродрома, сами виноваты.

    Ну и, наконец, определение уровня в баках и проч - тут и проще и дешевле использовать ультразвуковой дальномер, зачем радио?
    1. dmitrij.blyuz
      +1
      25 марта 2014 10:36
      Так во время взлета на высотомере и ставиться абсолютное-760.При подлете-давление аэродрома посадки.
      1. +2
        25 марта 2014 11:01
        Дык о чём и речь. А люди, далёкие от авиации, после прочтения статьи могут подумать что баро высотомер фигня, а всем надо пользоваться современным радио.
        1. dmitrij.blyuz
          +1
          25 марта 2014 11:03
          Ага!Или линейкой,для измерения высоты! laughing
  8. 0
    25 марта 2014 10:08
    Это наши русские асы. Честь им и хвала!
  9. -3
    25 марта 2014 10:15
    Статье минус-кто летал понимает что история о радиовысотомере выеденного яйца не стоит а обывателю лапша на уши-это примерно такая же история как дембеля молодого солдата заставляют сходить за ведром электричества--а рассказ красиво написан
  10. -1
    25 марта 2014 10:18
    предлагаю автору сочинить еще несколько од -курсовой системе и радиолокатору
  11. dmitrij.blyuz
    0
    25 марта 2014 11:10
    Фут-0,304.Если-к отношению к метру.Как опытному экипажу,литерной эскадрильи в голову пришло ошибиться в минус в ТРИ раза?
  12. 0
    25 марта 2014 11:14
    Нужно быть профессионалом, прежде всего,а не пенять высотометр.В мое время,пеняли только на рожи.
  13. 0
    25 марта 2014 11:46
    Цитата: dmitrij.blyuz
    Так во время взлета на высотомере и ставиться абсолютное-760.При подлете-давление аэродрома посадки.

    А они были на подлёте? Там до точки было ещё ого-го...
  14. dmitrij.blyuz
    0
    25 марта 2014 11:56
    Вы о чем?Давление аэродрома посадки выставляется еще до дальнего привода.Диспетчер дает данные-экипаж выполняет.Машина упала в черте города,не дойдя до полосы совсем чуть.Дальний они явно прошли.Что там было внутри фюзеляжа-мы уже не узнаем.Почему машина ушла с курса,почему игнорировали ближний привод,почему потеряли высоту-до сих пор не ясно.Хотя,есть кое-что.===http://www.ntv.ru/novosti/804616
  15. 0
    25 марта 2014 13:09
    С любым прибором надо набирать опыт общения и интерпретировать его показания.Для того и нужны тренировочные комплексы и реальны полеты.
  16. sidprokaznik
    +1
    25 марта 2014 15:25
    Честь и хвала разработчику (т. е. автору статьи) за понимание важности обратной связи от лётчика к разработчику. Тему облёта рельефа местности можно развивать, наверное, бесконечно, особенно сейчас, когда на вооружении стоят высокоманевренные самолёты. Ведь препятствия можно не только облетать по высоте, но и обходить по направлению. Сочетать то и другое в автоматическом или полуавтоматическом режиме управления было бы весьма полезно для обеспечения максимальной скрытности полёта в горной местности.
  17. 0
    26 марта 2014 18:28
    наминусовали господа -товарищи- а статья действительно лживая -вы только представьте ту 95 на 20 метрах полета в тумане размах крыльев самолета порядка 50 м и малейший крен ведет к чирканию крылом о воду а необходимость полета на этой высоте чтобы избежать обледенения--вообще зашкаливающий бред--надо серьезней относится к сбору материалов для статьи если сам автор в этом не компетентен
    Я мог бы подобное написать : Я никогда не доверял курсовой системе а верил только ки13 но вот однажды,,,,,,,,,,,,,
  18. gcher
    +1
    27 марта 2014 18:39
    вообще-то речь шла о ТУ-16 и высоте 60 м
  19. +2
    7 апреля 2014 22:49
    Поклон пилотам. За всё