В США работают над заменой вертолётам

38
Известное американское оборонное научное агентство DARPA объявило конкурс на проектирование летательного аппарата, который может прийти на смену вертолетам. Сообщается, что новый летательный аппарат сможет совершать вертикальный взлет и посадку, а также летать с большей, чем вертолет, скоростью и поднимать в воздух намного больше полезных грузов. Проект получил название Vertical Takeoff and Landing Experimental Plane — VTOL X-Plane. К работам над данным проектом привлечены 4 компании: Aurora Flight Sciences Corporation, The Boeing Company, Karem Aircraft и Sikorsky Aircraft Corporation.

Экспериментальный летательный аппарат с вертикальным взлетом и посадкой должен избавиться от главных недостатков вертолетной техники. Уже довольно много лет инженеры пытаются создать эффективные самолеты вертикального взлет и посадки (СВВП), однако им так и не удалось увеличить максимальную скорость полета без уменьшения полезной нагрузки или дальности полета. В то же время программа агентства DARPA предлагает решить данную проблему за счет объединения возможностей летательного аппарата с неподвижным крылом и винтокрылой машины.

Стоит отметить, что подобные аппараты уже существуют. К примеру, выпускаемый серийно конвертоплан V-22 Osprey, который был создан конструкторами компаний Bell и Boeing. Osprey — это конвертоплан, который благодаря повороту гондол двигателей в состоянии летать и по-самолетному, и по-вертолетному, разгоняясь в воздухе до 550 км/ч. При этом при всех своих достоинствах V-22 Osprey обладает и рядом существенных недостатков: конвертоплан отличается плохим соотношением собственного веса к полезной нагрузке, а его стоимость вполне сопоставима с ценой боевого истребителя 4-го поколения. В то же время военные нуждаются в подобных аппаратах, но с большей скоростью полета и грузоподъемностью.

В США работают над заменой вертолётам


Согласно техническому заданию DARPA, новый летательный аппарат должен будет удовлетворять следующим требованиям:
1. Максимальная скорость полета — до 740 км/ч.
2. Вес аппарата — 4,5-5 тонн.
3. Полезная нагрузка — не менее 40% от собственной массы.

Предполагается, что данная машина может завершить многолетнюю историю современных вертолетов, придя на смену легким и ударным вертолетам. Благодаря высокой скорости полета такие аппараты смогут быстрее подходить к зоне десантирования или к рубежу атаки, а также быстро покидать в случае необходимости зону активных боевых действий. Помимо этого, высокая скорость полета позволяет обеспечить меньшую уязвимость от огня с земли, особенно, если речь идет об использовании ПЗРК, зенитных артиллерийских установок и стрелкового оружия. В будущем на базе новой технологии, возможно, будут разработаны более тяжелые летательные аппараты, которые будут в состоянии перевозить тяжелую военную технику и не менее сотни солдат в полной экипировке.

DARPA поручила разработку нового летательного аппарата четырем крупным компаниям, при этом 3 из них уже представили эскизные модели перспективного аппарата. Летательные аппараты компаний Sikorsky и Karem Aircraft по конструкции похожи на конвертоплан V-22 Osprey. В свою очередь, разработка компании Boeing обладает оригинальной конструкцией, в ней используется сразу 4 подъемно-маршевых вентилятора. На данный момент инженеры компании Boeing уже разработали макет аппарата, который получил название Phantom Swift. Он стал воздушным демонстратором нового типа платформы. В то же время четвертая компания — Aurora Flight Sciences — пошла по сложному, но достаточно перспективному пути. Она решила использовать в аппарате высокоскоростные электрические вентиляторы. На данный момент уже готов действующий прототип композитного 70-кВт вентилятора, развивающего тягу порядка 200 кг и имеющего диаметр 81 см.

V-22 Osprey


В рамках реализации первого этапа программы VTOL X-Plane инженеры компании Sikorsky собираются сотрудничать со своими коллегами из исследовательского подразделении Skunk Works, которое входит в состав известной американской компании Lockheed Martin. За плечами инженеров Skunk Works багаж из сотен разнообразных уникальных разработок, в том числе и в области создания современной авиационной техники. Совместные усилия двух этих крупных компаний будут направлены на создание новой аэродинамической схемы для летательного аппарата. Данная схема уже получила свое название — Unmanned Rotor Blown Wing Concept. Сообщается, что в ней будут объединены абсолютно новые принципы управления и контроля роторами VTOL-аппарата и аэродинамики неподвижного крыла.

Специалисты компании Sikorsky подтверждают, что летательный аппарат будет отличаться довольно низким уровнем сложности — это одно из ключевых требований, которые предъявляются со стороны DARPA. Помимо этого, он должен без особых проблем обеспечивать крейсерскую скорость полета — в 300 узлов (555 км/ч), а его эффективность при вертикальном взлете и посадке, а также зависании в воздухе не должна быть ниже 75% от эффективности аппарата при совершении нормального горизонтального полета. Аппарат должен иметь отношение подъемной силы к своему весу с полезным грузом не ниже 10.

По планам работы, первый этап объявленной программы VTOL X-Plane продлится 22 месяца. За этот срок специалисты компаний Sikorsky и Lockheed Martin должны создать конструкцию летательного аппарата X-Plane, а также разработать первый экспериментальный аппарат, который сможет подняться в небо в четвертом квартале 2017 года. Эти работы оцениваются в 15 миллионов долларов. Всего же программа разработки VTOL X-Plane рассчитана на срок в 52 месяца, а ее реализация, согласно предварительным расчетам, обойдется примерно в 130 миллионов долларов.



Особенностью всех четырех представленных концепций новых летательных аппаратов являются интегрированные многофункциональные системы, которые позволяют с высокой эффективностью применять внутреннее пространство аппаратов, снижая механическую сложность и вес устройств. Сообщается, что к концу 2015 года все 4 компании должны будут представить свои эскизные проекты. После этого DARPA определится с тем, какие именно проекты можно будет довести до стадии опытного образца. Предполагается, что летные испытания новых машин начнутся не позднее 2017-2018 годов.

Источники информации:
http://rnd.cnews.ru/army/news/top/index_science.shtml?2014/03/20/565145
http://www.km.ru/science-tech/2014/03/20/aviastroenie/735206-nachalas-razrabotka-sposobnogo-zamenit-vertolety-letatel
http://www.csef.ru/index.php/ru/aktualno/6216-kompaniya-sikorsky-pristupaet-k-nachalu-sozdaniya-letatelnogo-apparata-sleduyushchego-pokoleniya-vtol-x-plane
38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    28 марта 2014 07:57
    Интересно.
    А "Оспрей" из ДШК обстрелять пробовали?
    1. +7
      28 марта 2014 08:45
      Где то я похожий аппарат видел, ах да точно фильм аватар.
      1. +1
        29 марта 2014 00:28
        Еще в терминаторах показывали.
    2. +8
      28 марта 2014 08:48
      А чего не из макарова?
      Для него иглы нужны.
      А лучше-наши аналогичные аппараты.
      Когда мы выйдем на такой уровень-это будет крах всего американского мира,а до этого они все будут верить в свою непобедимость и исключительность.
      А в этом смысле победить страну печатающую мировые дензнаки весьма и весьма трудно.
      Особенно с таким правительством откровенно саботирующем производство внутри своей страны!
      1. 0
        28 марта 2014 17:52
        ДШК с "Оспри" прекрасно справится.
    3. vik2014
      0
      28 марта 2014 09:43
      ...............
    4. +1
      28 марта 2014 13:38
      Оспрей с реактивными двигателями например
      1. 0
        29 марта 2014 19:55
        Оспри с реактивными двигателями? Ясно)
      2. 0
        29 марта 2014 19:57
        "оспри" Где у него реактивные двигатели?
    5. +1
      28 марта 2014 20:15
      Согласно одной из версий Оспри потерянный в 2010 году в Афганистане был сбит огнём с земли. Хотя это только версия, официально конвертоплан разбился из-за ошибки пилота.
  2. +7
    28 марта 2014 08:05
    Страшновато смотреть на конвертоплан .В классическом вертолете в случае отказа техники шансов выжить больше .Поверхностно знаю подноготную семи крушений и двух серьезных аварий вертолетов ( все Ми-8 )в пяти случаях обошлось без жертв .
    1. +6
      28 марта 2014 11:32
      Цитата: Шалтай
      Страшновато смотреть на конвертоплан

      Эта система имеет гораздо больше шансов на аварию, чем вертолет. Опасный аппарат!















      Мне больше по душе менее опасные концепции

      1. +4
        28 марта 2014 15:53
        Цитата: TAMERLAN 7
        Эта система имеет гораздо больше шансов на аварию, чем вертолет. Опасный аппарат!

        Первые шаги вертолётов (геликоптеров) еще похлеще были. Детские болезни проходят, если концепция верна.

      2. 0
        30 марта 2014 11:32
        Интересные концепции. Кто их разработчик?
        1. 0
          31 марта 2014 09:44
          Цитата: Turkir
          Интересные концепции. Кто их разработчик?

          Такие концепции сейчас разрабатывают все. Например:
          Американские корпорации boeing и sikorsky aircraft объявили о создании альянса для совместной разработки демонстратора скоростного военного вертолета нового типа, который будет представлен на конкурс армии США по программе joint multi-role (jmr), являющейся частью проекта по созданию вертолетов нового поколения future vertical lift (fvl). И даже, есть демонстраторы.
          https://www.google.com.ua/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=11&cad=rja&uact

          =8&ved=0CCcQFjAAOAo&url=http%3A%2F%2Fcompulenta.computerra.ru%2Ftehnika%2Ftransp

          ort%2F10005117%2F&ei=OQE5U6z6OoactAbL0gE&usg=AFQjCNHhWRIxY-qKx4COpG5V0xLXRIqh0Q
    2. Unheavyshadow
      +1
      28 марта 2014 22:49
      В Чечне сбили Ми-26, он загорелся и приземлился на минное поле, тогда, погибло более 100 человек
  3. +6
    28 марта 2014 08:27
    Те же яйца вид сбоку. Нужен новый принцип полета,все остальное,попытки построить паровой самолет. Получится,летать будет,но все равно не то.
  4. +3
    28 марта 2014 08:55
    Картинка сильно напоминает терку для овощей.
  5. 0
    28 марта 2014 08:55
    Цитата: mirag2
    Когда мы выйдем на такой уровень

    уже выходили и давно http://topwar.ru/42523-kakim-budet-vertolet-buduschego.html вторая фотка
    1. +2
      29 марта 2014 01:34
      Хоть и похож, но это вертолёт request Его боковые несущие винты, вертикально не поворачиваются. Ми-12, самый тяжёлый и самый грузоподъёмный в мире.
      Пустой: 69 100 кг
      Норм. взлётная: 97 000 кг
      Макс. взлётная 105 000 кг
  6. vik2014
    0
    28 марта 2014 09:46
    ...........................
  7. vik2014
    0
    28 марта 2014 09:48
    ....................
  8. vik2014
    0
    28 марта 2014 09:50
    ...................
  9. +2
    28 марта 2014 10:06
    Цитата: tronin.maxim
    Где то я похожий аппарат видел, ах да точно фильм аватар.

    Были кадры еще раньше), например, в "Терминаторе" очень похожий механизм мелькает!)
  10. Vinny-Buh
    +1
    28 марта 2014 10:11
    На пыльных площадках это вертолёт не заменит... Чисто палубный и аэродромный вариант
    1. 0
      28 марта 2014 20:27
      Американцам такие штуки нужны для УДК и авианосцев. Если вы не знали, то основной оператор "Оспри" не ВВС а КМП. А основная фишка морской пехоты это мобильность в мировом масштабе. Конечно старый добрый "Си Хок" в чём-то совсем не уступает "Оспри", но в чём-то не один вертолёт с ним не сравнится.
  11. +2
    28 марта 2014 10:50
    чёрная нежить. БПЛА может и получиться а транспортный и ударный варианты априори не осуществимы. отдайте китайцам они игрушек не дорого нашлёпают по мотивам этой летающей подмётки laughing
    1. +3
      28 марта 2014 14:11
      Да, тоже подумал - где там грузы и пассажиров там можно разместить вообще laughing
  12. +1
    28 марта 2014 11:21
    Где наши экранопланы?!!!! Где каспийский монстр? Почему бы не возобновить проект? Что не перспективно? Сомневаюсь. Дорого? Так накачаем и продадим за рубли или золото а не за доллары.
    1. +2
      28 марта 2014 14:10
      Ну экранопланы все же более узкого профиля аппараты, чем конвертопланы, они для десанта, или поисково спасательных работ на море. В гражданской сфере наверное были бы выгодны только в сверхбольших размерах и грузоподъемности - типа Бе-2500. А конвертопланы - это следующий шаг после вертолета, может охватить все сектора - и военный, и гражданский-коммерческий...
    2. ar-ren
      0
      6 апреля 2014 15:37
      >> Что не перспективно?

      1. По океану ходить не может, из-за волнения шторма
      2. По рекам - мешают птицы.

      Не перспективно.
  13. +1
    28 марта 2014 12:34
    Я не специалист, и хочу задать вопрос людям знающим - почему у конвертопланов такие гигантские винты? БОльшим количеством, но меньшего размера нельзя заменить,скажем вместо 2-х огромных 4 поменьше? Не хватит подъемной силы? Или затратнее по расходу топлива станет?
    1. 0
      31 марта 2014 11:28
      конечно: и затратней и сложнее в производстве и обслуживании,
    2. ar-ren
      0
      6 апреля 2014 15:43
      >> почему у конвертопланов такие гигантские винты?

      Так как конвертоплан взлетает по вертолетному, коэффициент силы тяги винтов относительно веса конвертоплана (тяговооруженность) должен превышать вес конвертоплана. А это можно добиться только большими винтами.

      Самолету, из-за разбега, достаточно тяговооруженности 20% от веса самолета. К примеру, такую тяговооруженность имеет http://ru.wikipedia.org/wiki/C-5

      >> но меньшего размера нельзя заменить,скажем вместо 2-х огромных 4 поменьше?

      Можно! http://ru.wikipedia.org/wiki/LTV_XC-142
  14. +2
    28 марта 2014 12:46
    DARPAе явно не дают покоя лавры кф терминатор.Сначало роботы ,теперь это
  15. +1
    28 марта 2014 13:25
    )а конвертоплан на 1м двигателе могёт летать)?
    1. +2
      28 марта 2014 14:04
      Я читал про проект ОКБ Яковлева БПЛА-конвертоплан "Альбатрос", там фигурировал один двигатель. Так что наверно может, только винтов должно быть не меньше 2-х...иначе снова вертолет получится))).
    2. +1
      28 марта 2014 14:23
      летать на одном двигателе не могет, только садиться у него в пилоне синхронизирующий вал который может обеспечить вращение винтов при повреждении одного двигателя.
      1. +1
        28 марта 2014 15:02
        т.е. транспорт ,а не боевой . да и вал могёт быть повреждён
  16. +3
    28 марта 2014 13:45
    ЭКИПы нам нужны, а не конвертопланы в качестве ответа на оспреи
    1. +3
      28 марта 2014 13:58
      ЭКИП существует только в виде энтузиазма его создателей и какой-то радиоуправляемой модельки(полет которой еще бы проанализировать, да гдеж столько инфы про ее полеты). А конвертопланы уже работают, уже перевозят людей и грузы. И в то время, как саму реальность создания ЭКИП еще обосновывать надо, то практически готовые проекты конвертопланов у России уже есть (Ми-30). Да и если брать чисто теоритические габариты конвертопланов и аналогичной грузоподъемности ЭКИПы - ни в какой корабельный ангар ЭКИП не влезет, корпус слишком большой. А то, что в первую очередь конвертопланы являются решением для палубной авиации - думаю особых сомнений быть не должно. Так что конвертопланы, имхо - новая реальность палубной авиации, которая при освоении производства и его упрощении перекочует и в гражданскую сферу (местные авиалинии, где нормальных аэродромов толком не найти, МЧС пригодились-бы), а ЭКИП реальностью назвать очень трудно.
      1. 0
        31 марта 2014 11:26
        вообще, насколько я помню, был полногабаритный макет ЭКИПа, который даже в трубе продуть успели. Но потом всё заглохло. Во многом благодаря непродуманной политике э-э..руководства проекта.
        То, что это не корабельный вариант - само собой, но в наземной авиации вполне можно было бы использовать. По сути, для ЭКИпов и отдельной инфраструктуры не нужно - вполне могли бы сгодиться и вертолётные площадки на аэродромах.
      2. +1
        2 апреля 2014 00:36
        Цитата: Realist1989
        ЭКИП существует только в виде энтузиазма его создателей

        Вся авиация начиналась с энтузиазма её создателей.
  17. +2
    28 марта 2014 13:58
    Нужен новый принцип полета,все остальное,попытки построить паровой самолет
    Русские уже давно придумали аппарат с иным принципом движения ЭКИП называется... Но ЛОББИ! не дало ему развития! Этот аппарат может садиться где угодно ему нужно лишь 100 метров, 700км/ч вместимость и маневренность без аналогов.
  18. Gagarin
    -1
    28 марта 2014 17:18
    Пускай проектируются, строят, внедряют - тратьте ваши денежки буратины.
    Сильному эти игрушки не нужны а слабому не помогут.
  19. +1
    28 марта 2014 19:59
    Слабый-сильный, не в этом дело. Производство конвертопланов - это качественный скачок в производстве авиационой промышлености. Не зря в свое время Сталин приказал скопировать американский бомбардировщик B-29.
    1. bif
      0
      30 марта 2014 01:47
      Цитата: hitech
      Слабый-сильный, не в этом дело. Производство конвертопланов - это качественный скачок в производстве авиационой промышлености. Не зря в свое время Сталин приказал скопировать американский бомбардировщик B-29.

      "Не путайте Божий дар с яичницей" , то была жизненно важная необходимость, а тут конвертоплан - тупиковая ветвь эволюции вертолетостроения.
      1. Комментарий был удален.
  20. 0
    28 марта 2014 20:21
    Цитата: hitech
    Не зря в свое время Сталин приказал скопировать американский бомбардировщик B-29.

    Он это сделал просто ради экономии времени
    1. 0
      28 марта 2014 22:20
      Цитата: saag
      сделал просто ради экономии времени

      Копировали для отработки технологии к которой не было доступа для обучения конструкторов. Насколько я понимаю ещё поработала разведка. Туполев сам заявлял он может сделать лучше и быстрее. Сталину нужны были технологии для именно для заводов причём для этого В-29 подходил прекрасно.
  21. +2
    29 марта 2014 06:27
    Война-двигатель прогресса, больше и не скажешь. А скептиков во все времена было достаточно. Если бы не пробовали, до сих пор с палками бы бегали.
  22. 0
    4 апреля 2014 21:36
    Пусть создают, чем больше DARPA будет принимать такие проекты, тем выгодней для нас.