Мировой рекорд Ми-12 не побит до сих пор

46
Мировой рекорд Ми-12 не побит до сих пор


Среди экспонатов музея ВВС в подмосковном Монино можно увидеть, наверное, самый фантастический винтокрылый аппарат – легендарный Ми-12. Это наиболее мощный, тяжелый и грузоподъемный вертолет, когда-либо построенный в мире.

Еще в конце 50-х годов специалисты ОКБ Миля приступили к первым исследованиям по созданию вертолета-гиганта, способного перевозить грузы весом свыше 30 тонн. Подобная машина нужна была и для военных, в частности для перевозки компонентов межконтинентальных баллистических ракет, а также для гражданских целей, например для доставки тяжелых грузов в районы без дорог.

Можно без преувеличения утверждать, что все вертолеты, созданные под руководством Михаила Миля, всегда получались удачными и практичными и до сих пор остаются одними из лучших в мире. Во второй половине прошлого века они были просто лучшими в мире. В случае с Ми-12, Михаил Миль и его КБ снова подтвердили свое превосходство, создав самый мощный из когда-либо летавших вертолетов в мире.



КОНСТРУКЦИЯ

Классическая одновинтовая схема не могла быть использована при такой грузоподъемности. Михаил Миль выбрал поперечную схему, самую сложную в техническом смысле.

На каждом крыле вертолета располагались по два газотурбинных двигателя Д-25ВФ. Общая мощность силовой установки вертолета-гиганта составляла 26 тысяч л.с. Топливо размещалось в крыльевых и подвесных баках.

Кабина экипажа располагалась в передней части фюзеляжа и была двухэтажной. За ней следовал огромный грузовой отсек, в который могло вместиться большое количество военной техники, от пушек и автомобилей до тяжелых танков.

Ми-12 поражает своими размерами до сих пор. На каждой мотогондоле, размером практически с истребитель, размещен винт диаметром 35 м. Размах крыльев вертолета составляет 37 м. При необходимости использования Ми-12 в качестве гражданской машины, в нем могли расположиться с комфортом 220 человек. Вертолет был способен пролететь 1000 км при нормальной нагрузке в 25-30 тонн, на крейсерской скорости 240 км/ч.



РЕКОРДЫ И МИРОВОЕ ПРИЗНАНИЕ

В августе 1969 года Ми-12 поставил абсолютный рекорд грузоподъемности вертолетов, который не побит до сих пор: машина спокойно приняла на борт 44 300 кг. Всего на Ми-12 было установлено 7 мировых рекордов.

Международное признание вертолету-гиганту пришло в 1971 году, когда первый опытный Ми-12 вылетел во Францию, для участия в авиасалоне в Ле Бурже. Американские специалисты были просто поражены превосходством советского вертолета.

«Перед инженерно-техническим достижением, которым является Ми-12, можно только снять шляпу!», - сказал сын знаменитого конструктора вертолетов Сергей Сикорский. Американская делегация наградила ОКБ Миля «Призом И.И. Сикорского», который вручается за выдающиеся достижения в вертолетостроении.

К сожалению, Михаил Миль не увидел огромную очередь, выстроившуюся к его детищу в Ле Бурже. Великий советский конструктор скончался годом ранее, 31 января 1970 года, так и не дождавшись триумфа своего последнего творения.



ЗАКРЫТИЕ ПРОЕКТА

В октябре 1970 года государственная комиссия рекомендовала машину к серийному производству. Обстоятельства сложились так, что было построено только два экземпляра. От использования Ми-12 отказался его главный заказчик – Министерство обороны. У военных отпала необходимость в вертолете такой грузоподъемности, благодаря созданию к тому времени более эффективных и более легких стратегических ракет на мобильных пусковых установках. Само ОКБ Миля перешло на запуск в серию перспективного вертолета Ми-24.

Первый построенный Ми-12 был отдан на хранение Московскому вертолетному заводу в Панках, на территории которого он остался на вечной стоянке. Позже в этой машине был размещен музей М.Л. Миля и его КБ. Второй вертолет был передан авиационному музею в Монино, где он находится и сейчас.

Впрочем, все исследования, полученные в ходе работы над Ми-12, не прошли даром. Многие из них пригодились для будущих проектов. Не принятый на вооружение вертолет, выполнил и другую, не менее важную миссию: его создание еще раз показало превосходство конструкторской мысли отечественных инженеров, их энтузиазм и стремление к совершенству.

Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

46 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    2 апреля 2014 08:34
    Международное признание вертолету-гиганту пришло в 1971 году, когда первый опытный Ми-12 вылетел во Францию, для участия в авиасалоне в Ле Бурже. Американские специалисты были просто поражены превосходством советского вертолета.

    «Перед инженерно-техническим достижением, которым является Ми-12, можно только снять шляпу!», - сказал сын знаменитого конструктора вертолетов Сергей Сикорский. Американская делегация наградила ОКБ Миля «Призом И.И. Сикорского», который вручается за выдающиеся достижения в вертолетостроении.
    Читаешь эти строки... А ныне - ОАК на очередном авиасалоне продемонстрировал макет кабины МС-21.
    1. Иван Петрович
      0
      2 апреля 2014 09:58
      я вот всегда спрашиваю педросовцев, а сегодня смогли бы мы построить нечто такое(ну скажем типа Энергия-Буран)? очень много вины на развале образования(в первую очередь) и промышленности лежит и на них. А валить все на ебн и гайдаровцев, в общем уже такое не прокатит.
      1. +6
        2 апреля 2014 10:41
        Смогли бы, если КБ возглавляли технари, а не финансисты и экономику не колбасило из пятилетки в пятилетку. Еще бы не такое построили
        1. Иван Петрович
          0
          2 апреля 2014 11:17
          вот именно! а почему возглавляют только приближенные, но ничего не понимающие? их особенно много где денег много крутится. И все ОНИ ЧЛЕНЫ педра
        2. Иван 63
          -1
          2 апреля 2014 20:00
          Это верно. Но идеология патриотизма- важней.
        3. Иван 63
          0
          2 апреля 2014 20:00
          Это верно. Но идеология патриотизма- важней.
  2. nemez
    0
    2 апреля 2014 09:30
    очень сложная конструкция
    1. avt
      +5
      2 апреля 2014 13:03
      Цитата: nemez
      очень сложная конструкция

      Чем ? Блестяще исполнено ! Практически две восьмерки несут огромный баул за ручки. smile Когда рядом стоишь - внушает !
      1. +3
        2 апреля 2014 14:31
        Я бы сказал не просто внушает а приводит в восторг!!! fellow Жаль что чуть не единственный экспонат музея который поддерживают в хорошем виде
        1. 0
          2 апреля 2014 16:25
          Да, был в прошлом году в Монино, печальное зрелище! Особенно с воспоминаниями детства, когда был там сам первый раз.
      2. +4
        2 апреля 2014 19:20
        Цитата: avt
        Практически две восьмерки несут огромный баул за ручки.

        Я дико извиняюсь, но, таки, две шестёрки
        1. avt
          +1
          2 апреля 2014 20:24
          Цитата: perepilka
          Я дико извиняюсь, но, таки, две шестёрки

          Может и ошибся , на память не помню какие движки стоят . Да Вы правы - редукторы от шестерки .Ошибся . hi
  3. +2
    2 апреля 2014 09:36
    Красивая и мощная машина, как отражение своей эпохи. Из минусов - габариты, очень осмотрительно надо было бы выбирать площадку, на пятачке не приземлишься.
    А так глядишь на него и думаешь - ведь умели делать!
    1. +1
      2 апреля 2014 14:18
      Цитата: inkass_98
      Из минусов - габариты, очень осмотрительно надо было бы выбирать площадку, на пятачке не приземлишься.

      Почему вы называете его габариты минусом? С ТАКОЙ грузоподъёмностью его габариты такими быть и должны!
  4. buzer
    +2
    2 апреля 2014 09:52
    была статья на сайте,что китайцы хотят создать аналог ми-12. Не помню подробностей,но схема будет та же,что и на ми-12.
    1. 0
      2 апреля 2014 14:21
      интересно будет посмотреть, что у них выйдет из этого
      1. +1
        2 апреля 2014 16:13
        была статья на сайте,что китайцы хотят создать аналог ми-12. Не помню подробностей,но схема будет та же,что и на ми-12.

        интересно будет посмотреть, что у них выйдет из этого

        Из этого у них получится Ми-12. Только в раскраске китайских ВВС и под собственным названием.
  5. +2
    2 апреля 2014 10:12
    красавец.молодец Миль-своеим вертолётом он обогнал время
    1. timurit
      0
      3 апреля 2014 20:38
      Ка-22 раньше появился, так что время обогнал не Ми-12 а Ка-22
  6. Азаат
    0
    2 апреля 2014 10:54
    Площадка при такой компоновке должна быть большая и хорошо подготовленная. Мне всё-таки больше нравится компоновка "Чинука" Пясецкого. Продольное расположение винтов все же требует меньше места, да и развесовка меньше влияет на полёт машины.
    1. +6
      2 апреля 2014 11:07
      Был такой у нас Як-24 назывался!
      1. 0
        2 апреля 2014 16:28
        Есть и он в этом музее, печальное зрелище! А жаль.
  7. +1
    2 апреля 2014 10:59
    М-да. Жалко что сей аппарат в серию не пошёл...
  8. +7
    2 апреля 2014 11:29
    Добавить нечего, уникальная машина. Только маленькое уточнение. Правильное название В-12, а Ми-12 официально принято небыло.
    1. +4
      2 апреля 2014 12:35
      Пошла бы в серию - тогда назвали бы. Пример - Су-27, на испытаниях - Т-10.
  9. +1
    2 апреля 2014 12:45
    В былые времена писали "в интересах народного хозяйства", а сейчас "в гражданских целях" . В каких гражданских? В каких целях? Непонятно...
  10. +5
    2 апреля 2014 12:50
    Гигант!
    Фотографии (как всегда) свои.
    1. +5
      2 апреля 2014 16:15
      МИ-26 - тоже не плох...





      1. +1
        2 апреля 2014 17:14
        А как же, - Великолепен!
  11. +5
    2 апреля 2014 12:53
    Кабина в приближении.
  12. 0
    2 апреля 2014 13:04
    Красавец! Вот интересно, если провести реинжинириг конструкции на новых технологиях, то насколько он окажется востребованным? С экономической и технической точки зрения?
    1. +4
      2 апреля 2014 15:46
      Понимаете, смотря кто будет рассматривать экономику. Если современный манагер - то, отката нет - нет и экономики. А так, советские конструктора закладывали колоссальный потенциал доработок и усовершенствований. Потом это и капиталисты на вооружение взяли. Обратите внимание, что большинство американских самолетов (транспортники, бомбардировщики) постоянно ремоторизуются и дорабатываются по БРЭО. И никто не орет о МОРАЛЬНОМ УСТАРЕНИИ!!!
      1. storog.cccp
        +1
        2 апреля 2014 17:08
        Большие дела требуют больших инструментов. К сожалению сейчас для таких гигантов нет работы, для единичных задач хватает существующих МИ-26. Но последние события дают надежду, что Россия опять станет великой. А у великой державы и авиация великая.
  13. +1
    2 апреля 2014 13:41
    ДА это ни какой то там ХЕРЛИКОПТЕР
  14. +1
    2 апреля 2014 14:04
    Быстрее, выше, сильнее! не зря же был такой девиз!
  15. +6
    2 апреля 2014 14:51
    Изящный ,мощный, до сих пор недосягаемый, ну что ещё тут добавишь? Такой великий вертолёт могла построить только одна великая держава в мире - СССР!
    1. -1
      2 апреля 2014 17:29
      Я конечно не умаляю заслуг наших конструкторов, машина и правда внушает, но ничего такого архисложного в нем нет. Любая развитая страна могла бы создать аналог. Возможно, уступающий нашему по хар-кам (а если учесть, сколько лет прошло, то скорее всего превосходящий. Тогда бы превзойти вряд ли смогли, это да), но тем не менее. Нет в нем каких-то уникальных технологий. Поэтому вопрос не в том, кто может, а в том, кому это нужно.
  16. 0
    2 апреля 2014 17:02
    Была старенькая(относительно)инфа.От 2009 года.Американцы построили первый в мире летающий отель-Hotelicopter, разработанный на базе советского сверхтяжелого вертолета Ми В-12 (Ми-12). Длина Hotelicopter составляет 41 метр, высота — почти 14 метров. Он способен поднимать вес в 105 тонн и развивать скорость 255 км/ч.
    1. 0
      2 апреля 2014 17:53
      Инфа от01.04.2009. Прошла ,ежели не ошибаюсь, по5-и тв каналам.
    2. Fanat1984
      +1
      2 апреля 2014 18:19
      Американцы построили


      А где его фото, а не картинка на компе состряпаная? Почти все изобретения америкосов - это у кого-то с3,14зженные разработки: Лампа накаливания; вертолёт; подушка безопасности; сотовая связь; самолёт-невидимка и много-много чего ещё! Единственное, что изобретено американцами - это атомная бомба и электрический стул...

      Как человечество без этого жило раньше, даже представить не могу...
  17. +1
    2 апреля 2014 17:36
    Так, немного информации...






    Выкатка вертолета В-12 из сборочного цеха МВЗ в Панках на доводочную площадку, 1967 г.

    Два "Ми" два...

    В тени его огромных крыл...
  18. Комментарий был удален.
  19. +1
    2 апреля 2014 18:39
    Я видел его в Монино-произвел неизгладимое впечатление!
  20. +1
    2 апреля 2014 23:49
    Наша Авиация самая авиационная в мире. yes
  21. ДОК 56
    +1
    2 апреля 2014 23:50
    Да хорошая машина, спору нет.
  22. BULLET7.62
    +1
    3 апреля 2014 00:07
    наткнулся не давно на вертолет Kaman K-MAX,тоже интересная задумка ))
  23. 0
    3 апреля 2014 07:50
    Красивая и могучая птица. Жаль, что не летает... А каман... не понял как могут вертеться его лопасти? Они ж должны цепляться друг за друга!
    1. +2
      3 апреля 2014 07:54
      Цитата: Миротворец
      А каман... не понял как могут вертеться его лопасти?

      Навстречу, лопасть проходит над соседним винтом, сдвиг по фазе 90%. hi
  24. 0
    3 апреля 2014 10:38
    На ВО была статья про каман. Интересная и простая схема.
  25. 0
    3 апреля 2014 10:38
    На ВО была статья про каман. Интересная и простая схема.
  26. 0
    3 апреля 2014 10:39
    Спасибо! Только что дошло! На ВО была статья про каман. Интересная и простая схема.
  27. 0
    3 апреля 2014 10:40
    Спасибо! Только что дошло! На ВО была статья про каман. Интересная и простая схема. Издалека чем то похож на стрекозу.
  28. 0
    3 апреля 2014 10:43
    Спасибо! Только что дошло! На ВО была статья про каман. Интересная и простая схема. Издалека чем то похож на стрекозу.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»