Летчики истребителя 5-го поколения будут экипированы новым шлемом

53
Летчики истребителя 5-го поколения будут экипированы новым шлемом


Разработку нового шлема для летчиков перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА), также известного как истребитель 5-го поколения, осуществляет томилинское Научно-производственное предприятие (НПП) "Звезда" - традиционный российский разработчик защитного снаряжения летчиков военной авиации. Об этом АРМС-ТАСС сообщил главный конструктор истребителя Су-35 Игорь Демин, сообщает АРМС-ТАСС.

Он отметил важность интеграции всех работ в направлении создания нового шлема. "Нельзя разделять разработку различных систем, включая систему отображения информации, и работы по созданию непосредственно шлема", - считает Демин.

Главный конструктор отметил, что Франция и США на протяжении длительного периода времени разрабатывают шлемы пилота подобным образом, тогда как в России, напротив, эти два этапа работ реализуются раздельно.

По мнению Демина, НПП "Звезда" должно интегрировать все наработки по "встраиваемым технологиям", полученные на протяжении 15 лет советскими и российскими фирмами.
По данным зарубежных СМИ, в США в настоящее время разрабатывается летный шлем, который не только обеспечит ситуационную осведомленность пилота и представит актуальную полетную информацию в удобном виде, но и будет анализировать физиологическое состояние летчика.
53 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    24 апреля 2014 08:01
    Зачётная новость!
    Я так понимаю, что в 6м поколении все поле действий пилота будет в 3D и шлем будет половину задач брать на себя, а может и больше. Хотя в этом деле множество тонкостей.
    Самолёт конечно выдающейся красоты получился. Хотелось бы посмотреть на что он ещё способен, жаль конечно, что нам пока не всё показывают.
    1. +7
      24 апреля 2014 08:14
      Вроде как эти шлемы собираются не только на пятое поколение внедрять, но и на 4++, на су-35 в частности. Где-то не так давно об этом писали...
      1. 0
        24 апреля 2014 08:58
        Цитата: igor_m_p
        Вроде как эти шлемы собираются не только на пятое поколение внедрять, но и на 4++, на су-35 в частности. Где-то не так давно об этом писали...

        Я чуть ниже высказал мнение по этому поводу.
      2. 0
        24 апреля 2014 10:20
        Цитата: igor_m_p
        Вроде как эти шлемы собираются не только на пятое поколение внедрять, но и на 4++, на су-35 в частности. Где-то не так давно об этом писали...

        Возможно "кое-что" "перекочует" и на ПАКДА...
    2. +1
      24 апреля 2014 09:16
      Показывают не все, но впечатляющие моменты по маневренности уже есть, особенно с установкой АЛ-41Ф1 (изделие 117). Особенно момент на 2:40 в прикрепленном ролике.
      Но и это не все wink
      По словам генерального конструктора ОАО «НПО Сатурн» Виктора Чепкина, существует два двигателя 5-го поколения. Второй под условным обозначением «тип 30» уже испытывался на истребителе «Т-50». В дальнейшем он может получить индекс «АЛ-…». По своим параметрам он на 15-25 процентов превосходит «117-й»


      1. +3
        24 апреля 2014 09:27
        Цитата: Байкал
        Показывают не все, но впечатляющие моменты по маневренности уже есть, особенно с установкой АЛ-41Ф1 (изделие 117). Особенно момент на 2:40 в прикрепленном ролике.
        Но и это не все wink
        По словам генерального конструктора ОАО «НПО Сатурн» Виктора Чепкина, существует два двигателя 5-го поколения. Второй под условным обозначением «тип 30» уже испытывался на истребителе «Т-50». В дальнейшем он может получить индекс «АЛ-…». По своим параметрам он на 15-25 процентов превосходит «117-й»



        да!!! видно что "птичке" очень нравится летать! она как матереющий молодняк начинает осознавать свою мощь,и прямо-таки рвётся в небо! поклон всем причастным к созданию этого совершенства!и...ждём в войска массово,да и пилоты заждались! good
        1. +6
          24 апреля 2014 09:32
          Хоть по двиглу немного не в тему, не удержусь - ролик про испытания УВТ.
          Крайне рекомендую - ЭТО НЕЧТО!.. good

      2. +1
        24 апреля 2014 09:36
        good Чудо-машина, что тут скажешь!
      3. +2
        24 апреля 2014 09:44
        Впечатляет!!!! Типа Ка-50, только самолёт. Круговой обстрел.
      4. Комментарий был удален.
      5. +1
        24 апреля 2014 11:13
        Не знаю мужики, но меня это больше впечатлило!
    3. -1
      24 апреля 2014 09:57
      Цитата: afire
      Я так понимаю, что в 6м поколении все поле действий пилота будет в 3D и шлем будет половину задач брать на себя, а может и больше. Хотя в этом деле множество тонкостей.


      Да уж, тонкости есть, конечно.
      Вспомнил историю из 90-х, случилось в Аменрике, в пустыне штата Невада. Когда два полицейских, стоя на пустынной дороге и глядя на пролетающие над головой военные самолеты (там рядом военный аэродром), решили выяснить с какой скоростью "эти штуки" летают и навели на них свой радар. Результат: два трупа и сожженная машина. Бортовой компьютер самолета уловил слежение и дал команду на подавление наземной "огневой точки".
      1. +1
        24 апреля 2014 10:20
        Ну это всё таки байка. Причём мимикрировшая из более умеренного рассказа о том, что пролетавший военный самолёт, обнаружил облучение и спалил при помощи РЭБ, полицейский радар. В свою очередь та байка произошла от более менее реальной заметки о том, что британский "Харриер", на пониженной скорости пролетал над трассой и его засекли полицейским радаром, о чём выдала сигнал система предупреждения об облучении. А полицейские, якобы не могли понять, что они засекли такое со скоростью 500 км час.
    4. 0
      24 апреля 2014 10:08
      Тогда в 7м поколении лётчик будет на мягком диване воевать, а за штурвал посадят АВАТАРА.
      1. 0
        24 апреля 2014 10:20
        Не исключено, что это будет уже в 6-м поколении.
    5. 0
      24 апреля 2014 11:31
      6-е поколение подразумевает отсутствия пилота, насколько я знаю.
      1. 0
        24 апреля 2014 12:23
        Требования ещё не сформированы.
  2. +8
    24 апреля 2014 08:04
    Натовцы чуть не сдохли от зависти когда заполучили шлем МИГ-29 в самом начале 90-х. Надеюсь в этот раз получится такой же технический и качественный прорыв.
    1. +2
      24 апреля 2014 09:44
      Цитата: rugor
      Натовцы чуть не сдохли от зависти когда заполучили шлем МИГ-29 в самом начале 90-х. Надеюсь в этот раз получится такой же технический и качественный прорыв.

      Хм... А зачем мы тогда у THALES Thales TopSight закупаем для 29 мигов ?
      http://vpk-news.ru/news/1681/
  3. 0
    24 апреля 2014 08:17
    Немного не втему но интересно:на фото шлема ф22 невидно чтобы лицевая часть из которой торчит всякая х.р.е.нь подымалась!А в случае чп с электроникой, шлема без него можно полноценно летать?
    1. +2
      24 апреля 2014 08:33
      Да все там поднимается.
      1. 0
        24 апреля 2014 09:11
        Может я чегото путаю но я имел в виду шлем похожий на голову насекомого!А здесь фактически обычный шлем!Или юсовцы как обычно показали новую фишку,расказали какая она вся из себя,а потом от греха выкинули подальше?
        1. +1
          24 апреля 2014 09:22
          То был прототип, пришли к такому как на картинке.
        2. +2
          24 апреля 2014 10:12
          Тот шлем (Helmet-Mounted Display System) делается для F-35. Он более футуристичен. Но у него тоже лицевая часть поднимается.
    2. +2
      24 апреля 2014 08:35
      Летать - да, вести бой- нет.
      1. ev58
        +1
        24 апреля 2014 08:56
        А ИЛС зачам? Фактически в новом нашлемнике будет большая часть того, что видит пилот на ИЛСе.
  4. +2
    24 апреля 2014 08:28
    Наши летные шлемы традиционно вызывали зависть у западников. Будем надеяться что и здесь не подкачают. Приятно читать, что разработки наших ученых и конструкторов стали реализовываться и поступать на вооружение ВВС.
  5. +6
    24 апреля 2014 08:40
    Нашлемная система наведения уже была на первых версиях Су-27 и МиГ-29 ещё в советское время. Американцы завидовали. Или я не прав?
    1. +1
      24 апреля 2014 08:56
      Цитата: 0255
      Нашлемная система наведения уже была на первых версиях Су-27 и МиГ-29 ещё в советское время. Американцы завидовали. Или я не прав?

      Правы.
    2. ev58
      +1
      24 апреля 2014 09:08
      Совершенно правы. На тот момент у них не было серийных моделей подобной нашлемной системы. На одном из авиасалонов в Ля Бурже, куда впервые попал наш МИГ-29 у американцев слюнки текли от зависти: они понимали, что наличие такой системы даёт неоспоримое преимущество выраженное в драгоценном времени. Эн-ное количество манипуляций заменял простой поворот головы.
      1. 0
        24 апреля 2014 18:09
        интересно как у Локхид-Мартин идут дела с нашлемным наведением для Ф-35? надеюсь, что плохо)))
  6. 0
    24 апреля 2014 08:56
    Мне кажется тов. Демин просто нашел отмазку по поводу срыва сроков разработки. Я ещё полгода назад где то читал, что разработка нового шлема для Т-50 практически закончена.
    Впрочм, могу и ошибаться, так как не спец по этим вопросам.
    1. +1
      24 апреля 2014 09:37
      Цитата: Al_lexx
      Мне кажется тов. Демин просто нашел отмазку по поводу срыва сроков разработки. Я ещё полгода назад где то читал, что разработка нового шлема для Т-50 практически закончена.
      Впрочм, могу и ошибаться, так как не спец по этим вопросам.

      какие тут сроки...это же- ПАК ФА ,осознаёте огромный объём задач? это с нуля! это всё лучшее! и когда речь идёт о качестве,о совершенном изделии,сроки могут и должны корректироваться! тут промаха быть не должно! НАШИ пилоты должны получить абсолютный истребитель на данном этапе времени! времена такие: ошибёмся- проиграем.пусть позже чуть,но-лучше, война технологий идёт не шуточная. hi
    2. 0
      24 апреля 2014 10:16
      А я читал, что в 2013м году в войска пойдёт первая партия из 10 машин. ) Конечно программа "откатывается" по направлению к 2020м годам. Но, на самом деле нужно быть весьма упорным оптимистом дабы изначально верить в то, что она пройдёт весело и легко.
      1. 0
        24 апреля 2014 18:12
        Цитата: clidon
        А я читал, что в 2013м году в войска пойдёт первая партия из 10 машин. ) Конечно программа "откатывается" по направлению к 2020м годам. Но, на самом деле нужно быть весьма упорным оптимистом дабы изначально верить в то, что она пройдёт весело и легко.

        Да ладно, сколько проблем было и у США с их Ф-22 и Ф-35... Не всё так быстро, как нам хотелось бы request
        1. 0
          24 апреля 2014 19:34
          Никто и не спорит, просто к этому нужно быть морально готовыми.
  7. GRune
    0
    24 апреля 2014 09:00
    В реализации шлемов наши были впереди, посмотрим, что сейчас реализуют. Надеюсь подники опять обзавидуются!
  8. necha265
    +1
    24 апреля 2014 09:01
    Очень интересная версия с дублированием электронных систем (отказы)мат.части и плюс проекция на визор!! hi
  9. +2
    24 апреля 2014 09:04
    Да, впечатление произвело на меня в своё время.
    http://batona.net/37429-unikalnyy-shlem-bozhiy-glaz-dlya-pilotov-istrebiteley-f-
    35-5-foto.html

    С его помощью летчик способен видеть бинокулярно в гораздо более широкой зоне, чем стандартные человеческие глаза. Шлем имеет автоматическую систему ночного видения и сам (в зависимости от ситуации) переключает режимы.

    Так же шлем служит командным центром: все бортовое оружие завязано на движения головы и глаз летчика. Поражать цели в таком шлеме не сложнее, чем в компьютерной игре.




    1. +11
      24 апреля 2014 09:06

      В этой же статье
    2. +2
      24 апреля 2014 10:15
      Это для Лайтнинга шапка.
      1. 0
        24 апреля 2014 18:16
        В шлеме из 1-го коммента MainBeam только в фантастике сниматься laughing Например в 7 эпизоде "Звёздных войн", который по слухам будут снимать
        1. 0
          24 апреля 2014 19:35
          Ну если у них получится, то девайс будет крутой.
          1. 0
            24 апреля 2014 20:27
            Пожелаем им неудач в создании шлема!
  10. 0
    24 апреля 2014 09:18
    Передовые технологии, применяемые при изготовлении шлема, доступны и нашей оборонке. И это радует.
    1. 0
      24 апреля 2014 09:38
      Цитата: Гигант мысли
      Передовые технологии, применяемые при изготовлении шлема, доступны и нашей оборонке. И это радует.

      Вообще то, наши первыми внедрили управление оружием с помощью шлема. wink
      1. +1
        24 апреля 2014 10:13
        Цитата: Al_lexx
        Вообще то, наши первыми внедрили управление оружием с помощью шлема.

        Первые прицельные устройства, установленные на шлемах, были разработаны в Южной Африке в 1970-х годах. Советские специалисты сразу отметили эту разработку, когда они потеряли несколько реактивных истребителей в Анголе сбитых южноафриканскими пилотами использовавших эти шлемы. СССР занялся разработкой и пять лет спустя обладал собственным шлемом с прицелом. Он оказался очень эффективным и напугал ВВС НАТО, когда советский шлем был продемонстрирован немецкими пилотами из бывшей Восточной Германии (до объединения Германии в 1991-ом году) против опытных американских пилотов F-16. Израильские ВВС стали первыми на Западе создавшими один из этих шлемов и до сих пор лидируют в этой области.
        Незамеченная революция воздушного боя



        1. +1
          24 апреля 2014 11:53
          А кто б сомневался, всё лучшее в Израиле, лидируйте дальше! Только вопрос, уточнение, лидируете среди Западных шлемов или вообще......? wassat
          1. +1
            24 апреля 2014 12:02
            Цитата: neri73-r
            А кто б сомневался, всё лучшее в Израиле, лидируйте дальше! Только вопрос, уточнение, лидируете среди Западных шлемов или вообще......? wassat

            1.При чем здесь Израиль? Комрад утверждал о первенстве СССР в данной системе, что не верно.
            2. Лидируем. Шлем на Ф-35 делет Израиль.
            «Эльбит» будет производить шлемы для новейших истребителей F-35C
            Pentagon to focus on Rockwell-Elbit helmet for F-35 jet
            PS

  11. Волланд
    0
    24 апреля 2014 09:51
    Шлем будет достойным как и сам самолет, про ф-35 вообще что то все затухло..... такие амейрикасы средства втюхали и все кануло это в лепту веков..... молодцы.
    1. +2
      24 апреля 2014 10:49
      В смысле "затухло"? Программа вполне себе продвигается.
  12. +2
    24 апреля 2014 10:02
    представит актуальную полетную информацию в удобном виде, но и будет анализировать физиологическое состояние летчика.

    Анализировать состояние с целью : "Говорить ему про отказ или не надо, побережем его здоровье!" smile
  13. +1
    24 апреля 2014 10:22
    Как бы нибыл хорош зш,главное летчик, да и визуализацию никто не отменял...
  14. +2
    24 апреля 2014 10:29
    Цитата: из статьи
    По данным зарубежных СМИ, в США в настоящее время разрабатывается летный шлем, который не только обеспечит ситуационную осведомленность пилота и представит актуальную полетную информацию в удобном виде, но и будет анализировать физиологическое состояние летчика.


    Думаю наш шлем не стоит "перегружать" функцией анализа состояния лётчика,с этим заданием волне смогут справится датчики вшитые в лётный комбинезон...
    1. ev58
      0
      24 апреля 2014 11:12
      Могу, как разработчик, достоверно сказать, что и без дополнительных функций нашлемное устройство получается довольно увесистым и требует серьёзных работ вплоть до таких мелочей (которые вовсе не мелочь), как центр тяжести.
  15. Башкаус
    +1
    24 апреля 2014 11:18
    А вот и ЗШ10 собственной персоны с новой маской КМ37 на МАКС2013, но без системы целеиндикации.
  16. +3
    24 апреля 2014 14:18
    Очередной зачет "Звезде". зачет с оценкой "пять"!!! Молодцы, сильные ребята и всегда, не посрамив страну, делали качественно и толково!!!
  17. 0
    24 апреля 2014 16:58
    Ну дай бог, дай бог...