Самые отчаянные посадки в истории гражданской авиации

50


Мягкое касание и веселый перестук колес по бетонке - еще не повод для оваций. По иронии судьбы, самое мощное крушение в истории гражданской авиации произошло не в воздухе, а на земле.

В 1977 году в канарском аэропорту Ла-Пальма погремел взрыв – бомба террориста не причинила никому вреда, но стала первым актом в чреде ужасных событий того дня. Все прибывающие самолеты были перенаправлены в небольшой аэропорт Лос-Родеос на о. Тенерифе, где туман, неопытный диспетчер и переполненное летное поле довершили начатое дело. На взлетной полосе столкнулись два «Боинг-747», наполненные «под завязку» топливом и пассажирами. 583 человека вознеслись к небу без помощи самолетов.

Похожим образом завершилась посадка в иркутском аэропорту (2006 г.). Уже приземлившийся Airbus A-310 был развернут и сброшен с ВПП левым двигателем, который, вследствие ошибочных действий экипажа, случайно перешел во взлетный режим. Самолет разрушился и сгорел, из находившихся на борту двухсот с лишним человек смогло спастись лишь 78.

И все же, несмотря на все предрассудки, авиация остается одним из самых безопасных видов транспорта. Авиакатастрофы случаются гораздо реже, чем ДТП или смертельные удары молнией. Даже когда отключается двигатель, выходит из строя система управления и застревают шасси – находящиеся на борту пассажиры имеют немалый шанс благополучно вернуться на землю. Вместо зависших компьютеров и неисправной механизации встает человеческий разум и неистощимая воля к победе.


В мире ежедневно совершается 50 тысяч коммерческих авиарейсов

Предлагаю вашему вниманию подборку наиболее известных аварийных посадок авиалайнеров, которые, тем не менее, завершились благополучным образом.

А с платформы говорят – это город Ленинград (1963 г.)

История о чудесном спасении самолета, что, в попытке предотвратить падение посреди Северной столицы, сумел приводниться на Неву.

Предыстория такова: пассажирский авиалайнер Ту-124 следовавший рейсом Таллин – Москва доложил о неполадках, возникших на его борту. Сразу после взлета носовую стойку шасси заклинило в полуубранном положении. Ближайшим аэропортом, где имелась возможность посадить аварийный самолет «на брюхо» был ленинградский аэропорт «Пулково» (в те времена – «Шоссейная»). Туда и было решено направить «Тушку».

Прибыв на место, лайнер принялся «нарезать круги» над Ленинградом. Для скорейшей выработки горючего он барражировал на высоте менее 500 метров, в это время экипаж активно пытался разблокировать механизм шасси с помощью металлического шеста. За этим увлекательным занятием их и застала весть об остановке левого двигателя из-за нехватки горючего. Командир и второй пилот бросились к штурвалам и, получив разрешение на сквозной пролет над городом, срочно повели «Тушку» в сторону «Пулково». В это время остановился второй двигатель. Запаса высоты не хватало, даже на увод самолета за пределы города.



В этот момент командир воздушного судна Виктор Яковлевич Мостовой принял единственно верное решение – попытаться посадить самолет на зажатую в гранитные берега Неву. Авиалайнер миновал на высоте 90 м Литейный мост, помчался в 30 метрах над Большеохтинским мостом, перепрыгнул на высоте нескольких метров строящийся мост А. Невского и рухнул в воду, едва не зацепив крылом паровой буксир.

Посадка получилась на удивление мягкой: все 45 пассажиров и 7 членов экипажа остались в живых. Летчиков, по традиции, немедленно взяли под руки сотрудники КГБ, однако, вскоре всех пришлось отпустить в связи с интересом мировых СМИ к этой невероятной посадке и героям, чьи действия спасли пять десятков человек из, казалось бы, совершенно безвыходной ситуации.

Гонка со смертью

31 декабря 1988 года экипаж Ту-134 так торопился к праздничному столу, что выбрал снижение по самой крутой траектории, не обращая внимания на истошные вопли сигнализации о слишком высокой скорости и быстром приближении к земле. При скорости 460 км/ч в нарушение всех правил и инструкций были выпущены шасси. Выпускать закрылки было уже поздно – на такой скорости воздушный поток просто оторвал бы их "с мясом".

Скорость в момент касания составила 415 км/ч (при максимально допустимом значении по условиям прочности шасси 330 км/ч). Тем самым, экипаж советского лайнера установил до сих пор никем непобитый рекорд посадочной скорости в гражданской авиации.



Когда через 6 секунд скорость снизилась до 380 км/ч, гонщики-пилоты впервые за весь полет задумались, как бы им замедлиться. Несмотря на все принятые ими меры (реверс двигателей, выпуск закрылков и интерцепторов, торможение) самолет все-таки выкатился за пределы ВПП и остановился на полосе безопасности, в 1,5 метрах от схода на грунт. К счастью, в инциденте пострадали лишь головы нерадивых пилотов.

Летайте кабриолетами Aloha Airlines!

В том же 1988 году произошел другой удивительный случай.

У старенького «Боинга», выполнявший рейс по маршруту Хило - Гонолулу (Гавайские о-ва), вследствие взрывной декомпрессии сорвало 35 кв. метров обшивки фюзеляжа. ЧП произошло на высоте 7300 метров при скорости полета около 500 км/ч. 90 пассажиров в один миг оказались в ревущем потоке воздуха, скорость которого в 3 раза превосходила скорость ураганного ветра; при температуре воздуха за бортом минус 45°С.

Самые отчаянные посадки в истории гражданской авиации


Пилоты экстренно снизились и сбросили скорость до 380 км/ч, тем не менее, 65 человек успели получить травмы и обморожения различной степени тяжести. Спустя 12 минут самолет с минутным отклонением от графика приземлился в аэропорт Гонолулу.

Единственной жертвой необычной аварии стала стюардесса – несчастную выбросило за борт в момент разрушения фюзеляжа.

«Планер Гимли» (1983 г.) и «Пилоты века» (2001 г.)

«Планер Гимли» - такое имя носил Боинг-767-233 (б/н C-GAUN 22520/47) авиакомпании Air Canada, совершивший удивительный подвиг. 132-тонный авиалайнер с остановившимися моторами аккуратно спланировал с высоты 12 000 м и благополучно приземлился на заброшенной авиабазе Гимли (где в этот момент проводились автогонки). Ситуацию осложняла нехватка электроэнергии, вследствие чего отключились многие пилотажные приборы. А давление в гидросистеме стало настолько низким, что пилоты едва могли шевелить элеронами и рулями.



Причина инцидента – ошибка наземных служб аэропорта в Оттаве, перепутавших килограммы и фунты. В результате в баки самолета вместо требуемых 20 тонн поступило менее 5 тонн керосина. Положение спасло лишь наличие в кабине опытного КВС Роберта Пирсона (на досуге - планериста-любителя) и второго пилота, бывшего военного летчика М.Квинтала, который знал о существовании заброшенной ВПП Гимли.

Интересно, что похожий случай случился в 2001 году, когда над Атлантическим океаном заглохли двигатели французского «Эйрбаса» летевшего по маршруту Торонто-Лиссабон. КВС Робер Пише
и второй пилот Дирк де Ягер смогли пролететь на «планере» еще 120 км и совершить мягкую посадку на авиабазе Лажеш на Азорских островах.

Полет над жерлом вулкана (1982 г.)

…Стюардесса протянула стаканчик с кофе и, как бы невзначай, взглянула в иллюминатор. Увиденное за бортом не оставило сомнений: опасения пилотов не напрасны. От обоих двигателей исходило странное свечение, подобное вспышкам стробоскопов. Вскоре в салоне появился удушающий запах серы и дыма. Командир Эрик Муди был вынужден сделать одно из самых наивных заявлений в истории гражданской авиации:

«Дамы и господа, говорит командир воздушного судна. У нас возникла небольшая проблема, остановились все четыре двигателя. Мы делаем всё возможное, чтобы их запустить. Надеюсь, это не доставляет вам слишком много беспокойства»

Никто из находившихся в тот момент на борту 248 пассажиров и 15 членов экипажа не подозревал, что «Боинг-747» пролетел через облако вулканического пепла, выброшенного внезапно проснувшимся вулканом Галунггунг (Индонезия). Мельчайшие абразивные частицы забили двигатели и повредили обшивку фюзеляжа, поставив рейс №9 (Лондон-Окленд) на грань катастрофы.





Огромный лайнер планировал над ночным океаном. Прямо по курсу вырастала горная гряда на южном побережье о. Ява. Экипажу предстояло решить – хватит ли у них высоты для того, чтобы перелететь преграду и совершить вынужденную в аэропорту Джакарты, или стоит сразу сажать лайнер на воду. Пока КВС совместно с индонезийским диспетчером подсчитывали оставшееся расстояние и аэродинамическое качество самолета, второй пилот и бортинженер не прекращали попыток перезапустить двигатели. И, о чудо! Четвертый мотор чихнул, выплевывая из себя вулканическую пемзу, дернулся и мерно засвистел. Постепенно удалось ввести в строй еще два двигателя – тяги хватило, чтобы дотянуть до аэропорта, но на посадочной глиссаде возникла другая проблема: лобовое стекло было иссечено абразивными частицами и полностью потеряло прозрачность. Положение осложнило отсутствие автоматического привода на посадку в аэропорту Джакарты. В результате, британцам все-таки удалось благополучно приземлить самолет, глядя через два крошечных сохранивших прозрачность участка на лобовом стекле. Никто из находившихся на борту людей не пострадал.

Чудо на Гудзоне

Нью-Йорк обслуживают три аэропорта, один из которых – Ла Гвардия, расположен в самом центре города. Взлетая, самолеты оказываются над небоскребами Манхэттена. Не правда ли, звучит как завязка для очередного блокбастера в жанре «11 сентября»?

В тот раз дело обстояло похожим образом! Днем 15 января 2009 года из Ла Гвардии вылетел Airbus А-320 со 150 пассажирами на борту, направлявшимися по маршруту Нью-Йорк - Сиэтл. Примерно через 90 секунд после взлета самолет врезался в стаю птиц – бортовой самописец зафиксировал удары и изменение в режиме работы двигателей. Оба двигателя мгновенно «обрезало». В этот момент самолет успел набрать высоту 970 метров. Под крылом стелилась плотная жилая застройка 10-миллионного мегаполиса…

Возвращение назад в Ла Гвардию было исключено. Запаса высоты и скорости хватало лишь на 1,5 минуты полета. КВС мгновенно принял решение – идем к реке! Гудзон (настоящее название – Хадсон ривер) в несколько раз шире Невы и не имеет в нижнем течении значительных изгибов. Главное было дотянуть до воды, аккуратно выровнять самолет – и дальше дело техники. «Эйрбас» шлепнулся в холодную воду и поплыл среди льдин, аки настоящий Титаник. Экипаж и все пассажиры остались живы (впрочем, около 5 плохо пристегнутых пассажиров и стюардесса все же получили серьезные травмы).



Главным героем этой истории, несомненно, стал Чесли Салленбергер – бывший военный летчик, когда-то пилотировавший «Фантом».

Таёжный роман

7 сентября 2010 года в глухой сибирской глуши приземлился Ту-154Б авиакомпании «Алроса», следовавший по маршруту Якутия - Москва. Через 3,5 часа после взлета на его борту произошла полная потеря электропитания: отключилось большинство приборов, остановились топливные насосы, стало невозможным управление механизацией крыла. В расходном баке в фюзеляже оставался оперативный запас топлива (3300 кг), которого хватало лишь на 30 минут полета. Снизившись на высоту 3000 м, пилоты начали визуальный поиск подходящей площадки для посадки 80-тонного монстра. В качестве авиагоризонта использовался обычный стакан с водой.

Удача! Впереди показалась бетонная полоса аэропорта Ижма. Короткая - всего 1350 метров. В два раза меньше, чем необходимо для нормальной эксплуатации Ту-154Б. В прошлом здесь приземлялись самолеты 3-4 классов (Як-40, Ан-2 и т.д.), но с 2003 года полоса была окончательно заброшена и использовалась лишь как вертолетная площадка. Сюда и предстояло сажать аварийный самолет. Ввиду невозможности выпустить закрылки и предкрылки, посадочная скорость «Тушки» превышала расчетное значение почти на 100 км/ч. Пилоты смогли посадить плохо управляемый самолет на «три точки», но остановиться на полосе оказалось невозможно – Ту-154 выкатился в мелкий ельник на 160 м за торцом ВПП. Никто из 72 пассажиров и девяти членов экипажа не пострадал.

Командиру воздушного судна Е.Г. Новоселову и второму пилоту А.А. Ламанову было присвоено звание Героев Российской Федерации. Остальные члены легендарного экипажа (бортпроводники, штурман и бортинженер) были награждены Орденами Мужества.

Самолет прошел на месте эрзац-ремонт и своим ходом (!) перелетел в Самару на авиационный завод «Авиакор». Летом 2011 года отремонтированная машина была возвращена владельцу для дальнейшей эксплуатации на пассажирских авиалиниях.





Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

50 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. TIT
    +9
    25 апреля 2014 08:16
    в туже копилку
    тут побольше фото
    http://eska.livejournal.com/1729227.html

    историю можно здесь уточнить

    http://autoreview.ru/archive/2008/07/defender/index.php?phrase_id=4794374
    1. +7
      25 апреля 2014 13:13
      Спасибо, блин, за позитивчик! Мне в понедельник в командировку лететь....
    2. 0
      26 апреля 2014 23:05
      Я, читая статью, тоже вспомнил про инцидент с корейским боингом и посадкой на замёрзшее озеро в Карелии. Дочитав до конца был удивлён что про него не вспомнили.
  2. +4
    25 апреля 2014 08:20
    Есть герои, и не только в своём отечестве
    1. +4
      25 апреля 2014 13:04
      Самолет прошел на месте эрзац-ремонт и своим ходом (!) перелетел в Самару на авиационный завод «Авиакор».


      Что тоже является подвигом, поднять оттуда самолёт, зная, что попытка будет одна, а ошибка будет смертью!
      1. Лёхин63
        +2
        25 апреля 2014 22:33
        Самый сложный элемент полета всегда был, есть и будет - посадка. 28 марта 2014 года экипаж Рубена Есаяна выполнил уникальный перелёт самолёта Ту-154М (бортовой номер RA-85069) с самарского аэродрома Безымянка на находящуюся непосредственно рядом с ним посадочную площадку Смышляевка (расстояние между порогами ВПП составляет 2300 м). Сложность перелёта была в том, что аэродром Смышляевка закрыт в 2012 году, а длина его ВПП (1200 м) почти вдвое меньше минимально необходимой длины ВПП для нормальной эксплуатации Ту-154М (2200 м). [3] Самолёт предназначен для учебного аэродрома СГАУ.
        Рассказал начальнику - он не только не удивился, но и рассказал, что на эту короткую полосу в свое время посадили и ТУ-144 и ТУ-104.
  3. +5
    25 апреля 2014 08:40
    Вспоминается про сбитый нашими самолет . Где-то в Карелии, ракета разрушила фезюляж, крыло. двигатели, Погибло при взрыве кажется 6 человек. Но летчики умудрились посадить боинг на замержее озеро. А наши летчики перед посадкой на Неву.. дохрена чего нарушили, ну а про топливо забыть.....Ну а вообще о пилотах,новость о том что следует принимать летчиков иностранцев меня лично возмущает.
    1. +3
      25 апреля 2014 08:59
      Цитата: Вольный ветер
      Погибло при взрыве кажется 6 человек

      Поменьше и от сердечных болезней
      ракета разрушила фезюляж, крыло. двигатели
      Преувличиваете,лишь двигатель.Иначе бы он не сел никогда
      И заметьте что самолёт тогда был южно-корейский,традиция у них что-ли?

      А про посадку на Неву для меня новость!
      Причём интересная
  4. -4
    25 апреля 2014 08:40
    интересно, а что дальше с этим Ту-154 стало, так и остался в тайге?
    1. TIT
      +2
      25 апреля 2014 08:43
      ушёл своим ходом


      http://www.1tv.ru/news/social/173290
    2. +3
      25 апреля 2014 13:34
      нет, поправили, взлетел с этой же полосы. сейчас литает, и у него есть собственное имя на фезюляже - "Ижма"
  5. +19
    25 апреля 2014 09:03
    Героизм всегда присутствовал в авиации. И умалять заслуги авиаторов не буду. Только бесят обезьяньи (по примеру амерского кино) аплодисменты наших туристов пилотам за любую успешную посадку. Это всё равно, что аплодисменты водителю маршрутки за то, что не въехал в "КАМАЗ" или в "Жигули" по пути. Или сантехнику за починеный кран.
    И ещё. Очень "понравилось" недавнее постановление правительства, позволяющее брать на работу иностранных пилотов гражданской авиации, вместо того, чтобы учить своих и создавать им условия. Позор!
    1. +4
      30 апреля 2014 16:37
      Цитата: SPLV
      Только бесят обезьяньи (по примеру амерского кино) аплодисменты наших туристов пилотам за любую успешную посадку.

      Вы знаете, после новогодних полетов на том импортном хламе который сейчас эксплуатируется я, лично, аплодировал искренне. Особенно, когда на взлете в Домодедово на визжащем по неизвестной причине левом двигателе, самолет сделал резкий левый крен. А голос малыша на весь салон- Папа, мы падаем?, вообще застопорил мозг и волю не только у меня. И видное невооруженным взглядом кручение фюзеляжа при маневре в воздухе, тож не сильно вдохновляла на благостное состояние души... В общем, я ИСКРЕННЕ аплодировал при приземлении, аплодировал удаче, что не я... что не в этот раз...
  6. 0
    25 апреля 2014 09:10
    лобовое стекло было иссечено абразивными частицами и полностью потеряло прозрачность,,В результате, британцам все-таки удалось благополучно приземлить самолет, глядя через два крошечных сохранивших прозрачность участка на лобовом стекле


    ,,,может кто подскажет валенку what , посадку разве не по приборам проводят, обязательно нужен внешний обзор?,, request
    1. +4
      25 апреля 2014 09:58
      Там написано ,что отсутствовал автоматический привод на посадку, Курс\глиссада... Так- что в окошко надо было смотреть...
    2. +13
      25 апреля 2014 10:03
      Цитата: bubalik
      посадку разве не по приборам проводят, обязательно нужен внешний обзор?,,

      Загнать "Жигули" в гараж ночью по приборам не пробовали?

      Не обижайтесь, я без издевки. Так, для сравнения.
      1. +2
        25 апреля 2014 10:22

        311овэ SU  Сегодня, 09:58 ↑


        Там написано ,что отсутствовал автоматический привод на посадку, Курс\глиссада... Так- что в окошко надо было смотреть...
        IRBIS (2) RU  Сегодня, 10:03 ↑Загнать "Жигули" в гараж ночью по приборам не пробовали?


        ,,,да уж, получается посадку проводили вслепую ,интуитивно,,, good молодцы!
      2. Комментарий был удален.
    3. 0
      25 апреля 2014 21:36
      конечный этап с высоты 30-10 -визуальный-надо полосу видеть
  7. +1
    25 апреля 2014 09:14
    Цитата: bubalik
    обязательно нужен внешний обзор?

    ну чтобы не улететь с полосы
  8. +4
    25 апреля 2014 09:51
    последняя история самая замечательная непонятно как лётчики смогли приземлится непонятно
    но получилось как в анекдоте с криком какого хрена руусские лётчики проложили новую трассу
  9. +1
    25 апреля 2014 11:07
    Спасибо автору
  10. +17
    25 апреля 2014 11:21
    Чудо спасение ту-154 в Ижме имеет место быть летчики молодцы НО почему не вспомнили того человека который как мог ухаживал, спиливал деревья и расчищал давно заброщенную полосу и при этом он ни копейки за это не получал.
    1. +4
      25 апреля 2014 17:20
      Это ключевой момент.Карен Шахназаров про смотрителя этой полосы хочет снять фильм.Однозначно этот человек герой.
  11. -3
    25 апреля 2014 11:32
    А где приводнение на Гудзон?



    1. +9
      25 апреля 2014 12:51
      Вы статью читали?
  12. +8
    25 апреля 2014 11:55
    Как то вычитал,как один пилот говорит товарищу-нам платят такую хорошую зарплату за то,что когда нибудь наступит несколько секунд,когда от нас будет зависить все.Статья наглядный пример.
  13. +14
    25 апреля 2014 12:36
    Автору респект за позитивную и познавательную статью! Кстати, в последнем приведенном случае с ТУ-154 был еще один герой этой истории - смотритель этого заброшенного таежного аэропорта Сергей Сотников, который поддерживал в годном состоянии взлетно-посадочную полосу, на которую и сел самолет.
    1. 0
      4 мая 2014 13:23
      если я не ошибаюсь, то основываясь на этом случае была история в фильме "Ёлки", только там зимой дело было
  14. +5
    25 апреля 2014 12:56
    Приятно прочитать о земляках-якутянах. Действительно - профессионалы и герои. Тот рейс был из моего города Мирный в Москву. Вообще, пилоты "Алроса" одни из лучших. Ну, а того человека, что ухаживал за ВПП в Ижме показывали по телевизору, благодарили.
  15. 0
    25 апреля 2014 13:08
    хорошо что есть такие пилоты....красавцы ваще:)
    1. +10
      25 апреля 2014 13:15
      Вот лучшие пилоты


      - Нам нужны три посадочные полосы
      - ???
      - будем садиться по частям
      1. +2
        25 апреля 2014 20:01
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        - Нам нужны три посадочные полосы- ???- Мы будем садиться по частям


        Помню эту российскую телевизионную комедию с Боинг-747 good .Сейчас её уже не показывают,лет 10 уже не смотрел!
        1. +3
          30 апреля 2014 16:28
          Цитата: supertiger21
          российскую телевизионную комедию с Боинг-747

          Бройлер-747, если быть точнее...
  16. +2
    25 апреля 2014 13:32
    Про последний случай: Автор, учите географию. Ижма - в Коми, это европейская часть России, а не Сибирь
  17. ВСО 82-84
    0
    25 апреля 2014 13:48
    В 70-80х ходил слух про посадку ЯК-40 (отказ двигателей). Может кто то знает подробности?
  18. +3
    25 апреля 2014 14:31
    Почти во всех случаях спасения самолётов их пилотировали бывшие военные лётчики.
    1. 0
      25 апреля 2014 21:41
      неправда ваша-военные летчики когда приходят в га на вторых ролях -это не их среда -не боевое применение-тяжело им приходится хотя мужики хорошие
  19. 0
    25 апреля 2014 17:47
    Спасибо за позитив!
  20. +1
    25 апреля 2014 18:02
    отличная подборка
  21. +4
    25 апреля 2014 18:18
    В последнем случае, в Ижме, забыли другого героя, без которого была бы катастрофа. Это тот который много лет без жалования следил и приводил в порядок саму взлётно-посадочную полосу.
  22. dmitrij.blyuz
    +4
    25 апреля 2014 18:34
    И всё-таки самая лучшая машина в Мире,это Ан-2!
    1. +1
      25 апреля 2014 21:07
      Ага!
      Категорически поддерживаю!
    2. +5
      27 апреля 2014 02:43
      Ан-2 для меня заколдованный самолёт: сколько раз не взлетал на его борту, ни разу и получилось на нём же и приземлиться...
      1. +1
        27 апреля 2014 20:35
        Что есть то есть,хоть и говорят что бипланная схема устарела но я думаю в гражданской авиации особенно в москитной на "Двукрыле" можно много ещё чего хорошего на мудрить.
  23. 0
    25 апреля 2014 19:58
    Впечатляет,Капцов молодец good !Узнал в т.ч. и о неизвестных для меня авиакатастрофах. wink
  24. +5
    25 апреля 2014 21:21
    в1987 в иркутске на моем ту154 разрушилась правая стойка шасси --3 часа вырабатывали керосин сели на левую и переднюю -выкинуло на правуую обочину но все были живы -пассажиры целовали очень рады были - а мы блин после даже 100 не употребили -антиалкогольная страда шла
  25. почтальон
    0
    25 апреля 2014 21:33
    "Авиакатастрофы случаются гораздо реже, чем ДТП или смертельные удары молнией. "
    Спорное утверждение,всегда используемое,как аргумент апологетами безопасных авиаперелетов.
    Трындят о сем много,циферок не приводят.Нет,конечно еслит брать все ДТП и все авиакатастрофы за год, то да.

    А ЕСЛИ вот так?



    1.колличество ДТП за год/ на колличестов ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ автомобидлей за год=Х
    (либо все то же самое : все ДТП/на кол-во авто, но за все время существования автомобиля)
    2.колличество авиакатостроф за год/ на колличестов ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ самолетов за год=У
    (либо все то же самое : все авиакатострофы /на кол-во самолетов, но за все время существования самолета)
    Что,то мне подсказывает,что Х будет ЗНАЧИТЕЛЬНО меньше У

    и это даже БЕЗ учета поправочных коэффициентов на ТО(сравни самолет и авто),контроль (ГАИ,продажное и МАК (или ,что там),квалификация пилотов и водителей( обучение/экзамен на пилота и "сдача" ПДД, кол-во "водителей" на еденице транспорта: пилот и 2ой пилот,иногда штурман,стюардессы и кофе против одного затурканого водилы)

    ну точно,так же удельный показатель по числу жертв+пострадавших,НО УДЕЛЬНЫЙ
    1. +1
      26 апреля 2014 20:29
      Что,то мне подсказывает,что Х будет ЗНАЧИТЕЛЬНО меньше У

      Может быть. Наверно мало какой авто избегает ДТП, и срок его жизни обычно меньше, чем, например, у тушек. Наверно надо брать очень серьезные ДТП, чтобы получить ожидаемый вами результат.
      Но можно зайти с другой стороны. Вычислять вероятность человеку погибнуть в ДТП по отношению к вероятности погибнуть в авиакатастрофе для человека, одинаковое время проводящего в автотранспорте в движении и в воздухе на самолете.
      Или делить (нормировать) на это время, если оно разное. Я думаю, вторая нормированная вероятность будет гораздо больше, чем первая.
      1. почтальон
        0
        27 апреля 2014 20:16
        Цитата: Falcon5555
        Но можно зайти с другой стороны

        Самолет -проиграет.
        При удельном сравнении.
        Данные(и заявления ) о безопасности- лукавые.
        Это из природы ПОЛЕТА
  26. Комментарий был удален.
  27. +1
    26 апреля 2014 11:14
    Все истории говорят об одном, автоматика автоматикой а летать надо уметь, навыки пилотажа никто не отменял.
  28. +1
    26 апреля 2014 16:57
    Вспомнил по теме. В конце 80-х произошёл случай в аэропорту г.Душанбе. Не мог сесть 154-й. Вроде как не вышла крыльевая стойка шасси. Самолёт сначала нарезал круги над городом, чтобы выжечь топливо, а потом командир с символической фамилией Гиро принял ришение сажать на две стойки. Посадил - пропахав крылом несколько сот метров. Насколько помню - никто не пострадал, а Гиро получил звезду героя.
    1. +3
      27 апреля 2014 16:01
      Цитата: Сомад
      Насколько помню - никто не пострадал, а Гиро получил звезду героя

      ... И началась тогда катастройка и стали бороться с пьянством
      Владимир Гиро получил орден Трудового Красного Знамени, второй пилот Азам Рахимов - орден "Знак Почета", бортинженер Вячеслав Заманов был награжден орденом «Дружбы народов», а все бортпроводники получили медали.
      Нужны стали не те герои.Хотя республиканская газета «Точикистони Совети» (ныне «Джумхурият») выдала (выделено мною)
      Третьего сентября – День таджикской авиации.
      Лет двадцать назад таджикскому летчику впервые в Союзе удалось посадить терпящий аварию самолет «на пену». Этот подвиг навсегда вписан в золотые страницы истории таджикской авиации.
      Странно,тогда в моде были "некоренные" или "оккупанты"
      http://news.tj/sites/default/files/imagecache/218x158sc/images/giro2.jpg

      На фото экипаж лайнера ТУ-154: Владимир Гиро (командир ТУ – 154 Б 85511), Азам Рахимов (2-й пилот), Николай Настасиенко (штурман), Вячеслав Заманов (борт инженер), Галина Чернявская (бортпроводница), Ирина Сыркина (бортпроводница), Юрий Кошечкин (бортпроводник), Александр Леонгардт (бортпроводник)

      Сейчас 66-летний Владимир Гиро находится на заслуженном отдыхе и проживает в городе Новороссийск
      1. 0
        28 апреля 2014 22:31
        Спасибо за подробную информацию. А вот я в и-нете подробностей по этому случаю не нашёл. ...А какой интернациональный экипаж оказывается был!.. ...И фото классное...
  29. алекс_83
    0
    9 мая 2014 13:49
    ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНАЯ СТАТЬЯ!!!!ВСЕГДА ЕСТЬ ПОСЛЕДНИЙ ШАНС!!!!
  30. 0
    13 мая 2014 01:37
    Пилоты настоящие виртуозы.
  31. 0
    11 августа 2014 11:56
    Спасибо - интересно было читать!
    Согласен с авторами выше - все эти случаи (ну не хочется катастрофами мне их называть - в первую голову благодаря лётчикам спасшим людей) ещё раз подтверждают - автоматика нужна, но мастерство пилотирования обязано быть на высшем уровне. Жаль что дорого это и всё чаще становится формальностью. Плюс ещё разрешение нанимать иностранных пилотов - для государства строящего свои самолёты как-то неправильно. Тем паче что запад опять начал строить железный занавес вокруг России...
  32. 0
    7 марта 2017 10:59
    Хорошая статья, но сделаю одну коррекцию по поводу Ту-124 на Неве, аэропорт назывался "Шоссейная". Название "Пулково" дано аэропорту только в 1973 году.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»