Тяжелый танк ИC-6

34
Тяжелый танк ИC-6

Проект тяжелого танка ИС-6 (объект 252, 253) был разработан на опытном заводе № 100 в Челябинске в первой половине 1944 года. Главной особенностью этой боевой машины стало применение на ней электромеханической трансмиссии.

В соответствии с решением ГКО приказом наркома танковой промышленности от 8 июня 1944 года Уралмашзаводу совместно с заводом № 100 было поручено изготовление чертежей и выпуск опытных образцов тяжелого танка ИС-6. Основные проектные работы были уже выполнены заводом № 100, значительная их часть пришлась и на долю конструкторов Уралмаша, так как выпуск рабочих чертежей производился именно здесь.


Изготовление опытных образцов осуществлялось обоими заводами со сборкой и отладкой танков на Уралмашзаводе. Осенью 1944 года после заводских испытаний танк ИС-6 вместе со вторым комплектом деталей и запасным корпусом отправили в Кубинку для сравнительных испытаний новых тяжелых танков, изготовленных танковыми заводами.


Тяжелый танк ИС-6 имел классическую компоновку с формой корпуса и башни, близкой к танку ИС-4. 122-мм танковая пушка Д-30 была спарена с пулеметом Горюнова. На крыше башни на турели установили зенитный пулемет ДШК. Боекомплект танка состоял из 30 выстрелов раздельного заряжания, 1200 патронов калибра 7,62 мм и 500 патронов калибра 12,7 мм к зенитному пулемету. Прицел ТБШ — телескопический, танковый.

Зенитный пулемет снабжался коллиматорным прицелом К8-Т. В распоряжении командира, механика-водителя, наводчика и заряжающего имелось по одному смотровому прибору МК-4.


Двигатель В-12У мощностью 750 л. с. размещался в кормовой части танка. В электромеханическую трансмиссию входили главный генератор ДК-305А мощностью 385 кВт и массой 1740 кг, установленный соосно с двигателем. В одном блоке с главным генератором на общем валу находился синхронный генератор трехфазного тока СГ-1А, предназначенный для питания моторов-вентиляторов системы охлаждения тяговых-двигателей и дизеля, а также для привода подзарядного агрегата АКБ. На дизеле были смонтированы два малых генератора постоянного тока Г-73, которые питали цепи возбуждения генераторов ДК-305А и СГ-1А.

Тяговые электромоторы ДК-302А и ДК-302Б реверсивного действия через бортовые передачи соединялись с ведущими колесами танка. Регулировка силы тяги производилась изменением возбуждения главного генератора. Рабочий ток достигал 960 А, при движении по шоссе он составлял 490 А, на местности — 740 А. Напряжение в цепи достигало 500 В.


Ходовая часть танка ИС-6 с шестью опорными и тремя поддерживающими катками на борт была подобна ходовой части танка ИС-2. Подвеска индивидуальная, торсионная.

На танке устанавливалась радиостанция 10-Р и переговорное устройство ТПУ-4бис Ф. Был изготовлен еще один образец танка ИС-6 (объект 252) с механической трансмиссией типа ИС-3. Судя по всему, для его изготовления использовали второй комплект деталей и запасной бронекорпус. В ходовой части были применены опорные катки большого диаметра, а поддерживающие катки отсутствовали.


Максимальная скорость составляла 43 км/ч (восьмая передача в КП была заблокирована). Масса танка уменьшилась до 51,5 т. По огневой мощи танк ИС-6 не превосходил танки ИС-2, ИС-3 и ИС-4. Его броневая защита была лучше танков ИС-2 и ИС-3, но несколько уступала ИС-4. Установка электротрансмиссии облегчала управление танком и должна была способствовать повышению его маневренных качеств. Однако этого не произошло вследствие большой массы как самого танка, так и злектротрансмиссии, а также из-за низкой надежности последней. Что касается варианта танка ИС-6 с механической трансмиссией, то за исключением броневой защиты он вообще не имел никаких преимуществ перед другими тяжелыми танками.


Тактико-технические характеристики тяжелого танка ИС-6.

Боевая масса, т 54
Экипаж, чел 4

Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед 10070
ширина 3430
высота 2530
клиренс 500

Броня, мм
лоб, борт корпуса 120
корма 60
башня 150
крыша 30
днище 20

Вооружение:
122-мм нарезная пушка Д-30; 12,7-мм пулемет ДШК; 7,62-мм пулемет

Боекомплект:
30 выстрелов, 500 патрнов калибра 12,7-мм, 1000 патронов калибра 7,62-мм

Двигатель В-12V, дизельный, 12-цилиндровый , четырехтактный, V-образный, жидкостного охлаждения, мощность 750 л. с, при 2100 об/мин

Удельное давление на грунт, кг/см.кв 0,90
Скорость по шоссе, км/ч 35
Запас хода по шоссе, км 150

Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м 0,90
ширина рва, м 3,0
глубина брода, м 1,50
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. патрон
    +2
    22 июня 2013 09:09
    51,5 т - очень большой вес,особенно для 40-х годов... Это проблемы и с мостами, и с погрузкой... А если не дай бог соскользнёшь под откос и кувыркнёшься или зароешься в болоте, то запаришься, прежде чем вытащищь и поставишь машину на гусеницы...
    В такой ситуции и 41 тонным Т-72 нелегко, а если ещё +10 тонн, грязи по грудь, и нет ни тягача, ни полиспаста, то...
    1. +5
      22 июня 2013 15:11
      Статья,недопустимо краткая,вообще не понятно почему возникла идея обратиться к ЭТ.Дело в том,что недостаточная защищенность танков ИС проявилась практически сразу,помимо работ по улучшению этого параметра на серийной мащине,начались работы по проэктированию новых ОБТ.Двух в этом же весовом классе ими стали(ИС-3;ИС-4).Если первый благодаря революционным решениям удерживался в"классе",то второй легко из него вышел преодолев рубеж 55т.Следует отметить,что чем чаще военные встречались с"тиграми"тем больше им хотелось иметь свой танк в"классе"до 70т и решение о разработке такой машины было принято,в последствии им стал ИС-7.Но для значительно потяжелевших тяжелых танков и перспективного,сверхтяжелого,нужна была новая ТЭУ и если двигатель позволял снять с себя дополнительно 150-200л.с. с "приемлимым"падением ресурса,то с трансмиссией была беда,предел существующей-машина весом 50т.А производство более совершенной было попросту невозможно,изготовление косозубых,эвольвентных шестерен(более совершенных трансмиссий) возможно на спец станках,а после эвакуации станочный парк был чрезвычайно скуден и изношен.Вот это и стало основной причиной обращения к ЭТ,не единственной(получение пологих тяговых характеристик,донесения разведки,что немцы усиленно работают над ЭТ)но главной.Однако практиа ОКР в 44г показала невозможность выпуска ЭТ крупносерийно(на тот момент),наличие нерешенных фундаментальных вопросов электродвижения,высокую удельную массу,низкий КПД.Не смотря на это работы по ЭТ продолжались до конца 50х г.Вернувшись к проблеме станочного парка отметим,что необходимое пополнение\модернизация была произведена в рамках"ленд-лиза" еще в течение В.О.В.
    2. +2
      23 июня 2013 14:54
      Чья статейка? Про эту машину можно было и побольше
  2. +3
    22 июня 2013 13:12
    Автору "+ Спасибо". Интересная машина,один из наших первых "электротанков" , благодаря которому удалось сравнить характеристики танков с обычной трансмиссией и электотрансмиссией, и одновременно проверить возможности нашей промышленности...
  3. Matt Eversmann
    +1
    22 июня 2013 13:29
    Огромное спасибо автору за представленный материал. Приходилось раньше слышать об этом проекте, но без особой конкретики. ИС-6 - интересный танк, его создание - большой шаг в отечественном танкостроении.
  4. shush007
    0
    22 июня 2013 13:50
    а поле боя держится на танках!
  5. Avenger711
    +4
    22 июня 2013 14:03
    Шашмурин, работавший в КБ Котина, по поводу этого танка высказался предельно кратко: "Строится электровоз ИС-6, который сгорел, проехав по заводскому двору 50 м."
  6. +3
    22 июня 2013 15:15
    Премиумный танк soldier drinks fellow
    1. Avenger711
      -12
      22 июня 2013 17:41
      Фигня, а не танк. Я как ездил на Т34 за деньгами, так и буду. Выбора нет особого ИМХО, ползать на Т34 или лёве, или франца полтинника брать, у СССР сейчас на 8 ур с пушками на 175- пробития делать нечего. А для фана ИС-3 и Caernavron, который я еще до топа не докачал, но пушка уже доставляет.
      1. -3
        22 июня 2013 20:54
        Цитата: Avenger711
        Фигня, а не танк.

        Я же не сказал что он у меня есть, катаюсь на халявном Т34
      2. +9
        22 июня 2013 20:57
        Цитата: Avenger711
        Фигня, а не танк. Я как ездил на Т34 за деньгами, так и буду.

        Судить о реальных возможностях танков по компьютерной игрушке, всё равно,что нюхать цветы в противогазе и делать вывод,какой запах лучше...
        1. -3
          22 июня 2013 21:22
          Цитата: svp67
          Судить о реальных возможностях танков по компьютерной игрушке, всё равно,что нюхать цветы в противогазе и делать вывод,какой запах лучше...

          Геймеры это понимают ЛУЧШЕ остальных, кроме того мы и говорим о компьютерной игрушке, учитывая что ни Т34 ни ИС-6 не производились, то обсуждать настоящие танки такой марки безсмысленно.
          1. ded10041948
            +1
            23 июня 2013 01:19
            Т-34 не производились? Вы что употребили? Кроме игрушек, вообще-то, существует и реальная жизнь!
            1. 0
              23 июня 2013 02:55
              Цитата: ded10041948
              Кроме игрушек, вообще-то, существует и реальная жизнь!

              И эта реальная жизнь говорит нам что средний танк Т-34 производился в СССР, а американский тяжелый танк Т34 так и остался прототипом, не пущенным в серию, так же как и ИС-6.
              Судя по всему автор играет в World of Tanks.
              В игре я Setrac.
        2. Avenger711
          -3
          22 июня 2013 22:19
          Мы вообще-то о танке в игре. В реальности он вообще прототипом остался.
          1. ded10041948
            +4
            23 июня 2013 01:14
            Вы сайты не перепутали?
          2. ded10041948
            +2
            23 июня 2013 08:13
            Прошу прощения! Я в игрушках "не копенгаген", посчитал, что индекс танка написан с ошибкой (пропущен дефис, на сайте и похлеще "перлы" попадаются), вот "лайку" и спустил. Признаю, что был неправ.
            1. -1
              23 июня 2013 22:29
              Цитата: ded10041948
              Прошу прощения!


              А не чего и прощения просить, Григорий. Все правильно.

              Нечего сайты путать. Или пусть сразу пишут: "игра"... пишем, мол, про игровые машинки.

              Про статью:
              Интересно было прочитать про попытку создания электротанка в СССР, жаль что инфы маловато, есть путаница с фото.
              1. -1
                24 июня 2013 01:00
                Цитата: Aleks тв
                Нечего сайты путать.

                Данная игра спонсор этого сайта.
                Цитата: Aleks тв
                Или пусть сразу пишут: "игра"... пишем, мол, про игровые машинки.

                Указанный факты из реальной жизни а не из игры.
                1. -2
                  24 июня 2013 01:29
                  Цитата: Setrac
                  Данная игра спонсор этого сайта.

                  Абсолютно не противник таких игр.
                  У каждого, как говориться, свои недостатки (надеюсь, крайнюю фразу поймете с юмором).
                  Цитата: Setrac
                  Указанный факты из реальной жизни а не из игры.

                  Но обсуждение данной статьи игроками было запутано: «смешались в кучу люди, кони».
                  А это непрофессионально - смешивать не смешиваемое в одной посуде.
      3. -1
        23 июня 2013 13:08
        Фармлю на ИС-6 feel Чума, после патча 0.8.6 выцеливать стало гораздо проще. Тащит good
        А статья хорошая, но скупая.
        1. 0
          24 июня 2013 06:57
          Видать пострадавшие на полях WoT минусуют laughing
      4. knyazDmitriy
        0
        25 июня 2013 14:36
        вы лузер т34 серийно не выпускался. а ис-3 всех рвал
  7. +3
    22 июня 2013 16:27
    Третья фотография ИС-4
  8. -2
    22 июня 2013 16:29
    Сверхтяжелые танки нужны. Немного но нужно. Пусть не плавают, ездят медленно, не десантируются - за то будут прорывать любую оборону и выдерживать любой удар... Ну а легкие нынешние танки тоже пусть будут...
    1. +6
      22 июня 2013 18:08
      Цитата: KG_patriot_last
      Сверхтяжелые танки нужны. Немного но нужно. Пусть не плавают, ездят медленно, не десантируются - за то будут прорывать любую оборону и выдерживать любой удар... Ну а легкие нынешние танки тоже пусть будут...

      ага, только появляется над полем боя А-10 или Су-34, скидывает КАБ и каюк сверхтяжёлому танку прорыва. Немцы уже пробовали идти по этому пути
      1. Комментарий был удален.
  9. -1
    22 июня 2013 17:52
    статья познавательная
  10. Genady1976
    +2
    22 июня 2013 20:54
    А чё ИС-6 не одного не осталось,даже в музеях? sad
    1. +3
      22 июня 2013 22:36
      Из тех подборок фото по Кубинке,каторыми я распологаю,его там нет,а если в Кубенке нет,то о.о.очень мало вероятно,что еще где то сохранился,их всего то 3 или 4 единицы изготовили включая"дублера"с обычной"механикой". recourse
  11. 0
    22 июня 2013 20:58
    Тяжеловатый и сыроватый танк. Да не каждой машине светит серия.
  12. Bokdan1700
    0
    23 июня 2013 09:14
    ██████████████] 99.99% Классный
    soldier
  13. +1
    24 июня 2013 03:40
    Цитата: Aleks тв
    Цитата: ded10041948
    Прошу прощения!


    А не чего и прощения просить, Григорий. Все правильно.

    Нечего сайты путать. Или пусть сразу пишут: "игра"... пишем, мол, про игровые машинки.

    И ваще, нечего невоспитанным малолеткам здесь писать что-нибудь. Пусть в своих песочницах (игрушках компьютерных) играют и в своих чатах обсуждают игры. hi
    1. -1
      24 июня 2013 08:25
      Цитата: papik09


      hi
    2. +2
      24 июня 2013 14:52
      Цитата: papik09
      И ваще, нечего невоспитанным малолеткам здесь писать что-нибудь. Пусть в своих песочницах (игрушках компьютерных) играют и в своих чатах обсуждают игры.

      Мне 37 лет, у меня семья - двое детей, работа, у нас в клане в мире танков среди кланлидеров офицеры вооруженных сил, так что оставте свои перлы о "малолетках" тем, кто этого достоин. Вот скажите мне за что вы так ненавидете компьютерные игры и игроков? По крайней мере компьютерные игры лучше чем наркотики, алкоголь, блуд или азартные игры.
      1. +1
        24 июня 2013 15:40
        Да оставь их, пусть пыхтят, действительно не дело здесь игрушку обсуждать. Даже на WоТовском форуме гоняют за обсуждение игры, например в историческом разделе. А ник такой же hiperepilka
        1. 0
          24 июня 2013 17:01
          Цитата: perepilka
          так что оставте свои перлы о "малолетках" тем, кто этого достоин.

          Цитата: perepilka
          Да оставь их, пусть пыхтят,


          Ну опять двадцать-пять…
          Начнем заново:

          Цитата: Setrac
          компьютерные игры лучше чем наркотики, алкоголь, блуд или азартные игры.

          Абсолютно согласен.

          Цитата: perepilka
          у нас в клане в мире танков среди кланлидеров офицеры вооруженных сил

          Замечательно.

          Повторюсь еще раз:
          Абсолютно не противник таких игр. Играйте на здоровье.

          Поймите наконец: идет пусть и шатко-валкое, но обсуждение опытного танка довольно оригинальной конструкции, есть какое-то направление полета «мыслишек» в наших постах обсуждения, и тут появляются посты, при прочтении которых появляется сумбур…
          Затем выясняется что это игровые модели…
          Как Вы, игроки, думаете - это вообще то тактично с вашей стороны влезать в обсуждение реальной модели и сравнивать её с параметрами модели игры, применяя тем более свой сленг в разговоре, непонятный другим ?

          Какую же реакцию Вы хотели ? Ответе сами себе честно.
          Радо бога, делайте что хотите и про игры свои рассказывайте, только предупреждайте, что про ИГРЫ говорите, а не про РЕАЛЬНЫЕ модели. Просто не запутывайте. Это ведь не сложно ?

          Вроде совсем культурно все объяснил.
          А ругаться желания совсем нет.
          1. +1
            24 июня 2013 18:10
            А я поругаюсь маненько. Самая первая цитата не моя angry laughing Четвёртая, кстати, тоже. Я, чисто в рандоме wink , не хочу в клан. Вроде культурно всё объяснил what
            1. +1
              24 июня 2013 18:20
              Цитата: perepilka
              Самая первая цитата не моя. Четвёртая, кстати, тоже.


              Ага. Есть такая буква. Наверно в "клаве" запутался. эхех...
              feel
              Не судите строго, контуженый наверно...
              winked wink
  14. +2
    9 сентября 2013 23:02
    Даже не знал, что и в СССР в ходе войны работали с электротрасмиссией. Спасибо автору, познакомил. Вот уж действительно, век живи - век учись.