Военно-транспортный самолёт C-124 Globemaster II

17
После войны многие страны задумались над созданием специализированных военно-транспортных самолетов. В годы Второй мировой войны для этих целей часто использовались машины, которые переделывались из серийных бомбардировщиков. В США над проектом полноценного транспортного самолета начали работать в 1947 году. Именно в этот год ВВС США сформировали свои требования к стратегическому транспортному самолету. Переговоры о его проектировании и строительстве были начаты с компанией «Douglas». Работы по проекту закончились созданием самолета C-124 Globemaster II.

Самолет был создан на базе предыдущей модели C-74, при этом он имел более высокий фюзеляж, силовую установку, которая включала в себя 4 двигателя R-4360-49 мощностью по 3500 л.с. каждый (2160 кВт) и усиленное шасси. Первый полет прототипа нового самолета под обозначением YC-124 состоялся 27 ноября 1949 года. Вскоре после завершения серии испытаний самолет был запущен в серийное производство. Первая серийная модификация получила обозначение C-124A. Всего за время производства было выпущено 204 транспортных самолета C-124A, первая серийная машина была передана американским ВВС в мае 1950 года.


Всего выпускалось две основных версии самолета C-124A и C-124С, последняя получила РЛС и более мощные и совершенные двигатели. Также была создана экспериментальная версия самолета под обозначением YC-124B, оснащенная ТВД мощностью 5425 л.с. Вместе с транспортными самолетами C-133, Globemaster II находился на вооружении американских ВВС вплоть до 1970-х годов, когда ему на смену пришел новый стратегический военно-транспортный самолет C-5A. Некоторые самолеты Globemaster II после снятия их с эксплуатации ВВС были приобретены частными транспортными авиакомпаниями.

Самой массовой модификацией самолета стала версия С-124С, которая получила более мощные двигатели R-4360, а также метеорологический радар, который был установлен в характерном носовом обтекателе. Внутри концевых обтекателей крыла были установлены бензиновые обогреватели. Общий выпуск транспортных самолетов С-124С составил 243 самолета. При этом последний самолет был передан американским военным в мае 1955 года.

Фюзеляж стратегического военно-транспортного самолета С-124С Globemaster II имел двухстворчатую грузовую дверь, расположенную в носу самолета. Она оснащалась встроенной погрузочной рампой. В средней части фюзеляжа самолета располагались электрические лебедки, а также две потолочных кран-балки (грузоподъемность каждой балки составляла 7257 кг). Обе кран-балки могли перемещаться по всей длине грузового отсека, которая составляла 23,47 м. Кабина самолета была рассчитана на 5 членов экипажа и располагалась в носовой части. При использовании самолета в роли транспортного (с использованием 2-х грузовых палуб) он мог взять на борт до 200 полностью экипированных солдат, либо до 123 носилок, 45 амбулаторных пациентов и еще 15 военных медиков.


Один из серийно выпущенных самолетов C-124 Globemaster II был превращен в летающий стенд, который получил обозначение JC-124C. Данная машина использовалась для испытания двигателя Pratt & Whitney XT57 (мощность двигателя составляла 15 тысяч л.с.). Данный двигатель был предназначен для нового самолета С-132, проектированием которого занималась компания Douglas. Грузоподъемность новой машины должна была составить 60 тонн. Однако во время проведения испытаний с данным двигателем возникло большое количество проблем, после чего в 1957 году программа создания С-132 была свернута.

Таинственный инцидент

В летной биографии стратегического военно-транспортного самолета C-124 Globemaster II найдется мало интересного, но один случай может заслуживать внимания. Самолет 509-й авиационной эскадрильи, пилотируемый экипажем под командованием майора Уолтера Вагнера, вылетел с авиабазы Уокер (до 1947 года база ВВС США Розуэлл) в среду 21 марта 1951 года. Самолет направлялся в Великобританию на авиабазу Лейкенхит. На борту самолета находилось 9 членов экипажа и 44 пассажира, главным из которых был бригадный генерал ВВС Пол Томас Каллен. Каллен являлся крупным специалистом по организации воздушной разведки и был направлен в Великобританию, чтобы вместе с подчиненными ему офицерами сформировать там 7-ю авиадивизию стратегической авиации.


В страстную пятницу 23 марта 1951 года на маршруте перелета в небе над Атлантикой на борту самолета произошел пожар. В этот момент самолет находится приблизительно в 1,5 тысячах километров к юго-западу от Ирландии. Экипаж передал сигнал бедствия и доложил о случившемся на борту, приняв решение приводнить самолет. Приводнение машины прошло успешно, самолет остался цел, а все люди пересели в 5 спасательных плотов. Все они имели аварийные радиостанции, запасы воды и еды, сигнальные ракеты.

Для поиска людей с приводнившегося самолета был поднят Boeing B-29 Superfortress, базировавшийся в Англии. Экипаж самолета нашел спасательные плоты, находившиеся на них люди запускали в небо сигнальные ракеты. Однако на борту B-29 не было никакого аварийно-спасательного оборудования, поэтому он лишь совершал круговые полеты над местом приводнения C-124, передав координаты данного места и ожидая спасательной авиации, но никто к месту падения больше не прибыл. После того, как у самолета закончилось топливо, он вынужден был вернуться на авиабазу.


Лишь спустя 19 часов уже в воскресенье 25 марта на место приводнения прибыли спасательные корабли и самолеты, включая американский авианосец USS Coral Sea. Однако в указанном месте они не смогли найти ни людей, ни самолет. Была осмотрена морская поверхность на площади многих тысяч квадратных миль, но спасателям так и не удалось найти ни обломков самолета, ни спасательных плотов, ни людей, которые на них благополучно пересели. Все люди, находившиеся на борту самолета, пропали. Что стало с ними и с самолетом, не известно до сих пор.

По одной из версий, экипаж и пассажиров самолета могли похитить советские моряки. В данном районе отмечалась повышенная активность советских ВМФ, причем как подводных лодок, так и надводных кораблей. Особую ценность для СССР мог представлять бригадный генерал ВВС Каллен и его знания. Однако версия похищения советскими моряками представляется сомнительной, так как в районе были сосредоточены крупные поисковые соединении США и Великобритании. Да и скрывать похищение 53 человек столь длительное время после инцидента было бы достаточно затруднительно.

Летно-технические характеристики C-124С Globemaster II:

Габаритные размеры: размах крыла — 53,1 м, площадь крыла — 233,1 м2, длина — 39,8 м, высота — 14,7 м.
Масса взлетная — 84 000 кг, пустого — 45 888 кг, максимальная — 88 200 кг.
Силовая установка — 4 ПД Pratt Whitney R-4360-63, мощностью 4х3748 л.с.
Максимальная скорость — 520 км/ч.
Крейсерская скорость — 429 км/ч.
Практическая дальность полета — 11 000 км.
Практический потолок — 8 000 м.
Экипаж самолета — 8 чел.
Полезная нагрузка: до 200 солдат или до 123 носилок с сопровождающими, до 31 070 кг груза.

Источники информации:
http://www.airwar.ru/enc/craft/c124.html
http://www.dogswar.ru/voennaia-aviaciia/samolety/6479-voenno-transportnyi-.html
http://ru-aviation.livejournal.com/2958387.html
http://ru.wikipedia.org
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    13 мая 2014 08:46
    Хорошая статья, про интересную машину. good
    Но есть небольшая неточность:
    Всего за время производства было выпущено 204 транспортных самолета

    Фактически же построено 448 самолётов всех модификаций, до наших дней "дожило" 9 шт.
  2. +6
    13 мая 2014 10:47
    Хоть и вражья машина, но все равно хороший аппарат. Трудяга был, много работы в те времена сделал. А самое главное пустил в авиацию много конструктивных решений для формирования широкофюзеляжной авиации. Хорошая статья, простая, интересная, а главное глаз порадовала. Спасибо автору, молодец!
  3. jjj
    0
    13 мая 2014 12:01
    Тоже подумалось, что "Джамбо" появился не на пустом месте
  4. +2
    13 мая 2014 15:20
    Хорошая статья, спасибо Автору! И как хочется модель этого самолета в 72-м масштабе! Но не Монограммовского качества!
  5. +3
    13 мая 2014 15:21
    Отличная статья! Огромный плюс автору! Статья, по теме сайта..., а то Украина и т.д... ( Приятно читатать подобные статьи)
  6. +3
    13 мая 2014 15:35
    + good ,,, вопрос, может кто ответит request что-то я недопонял :
    Полезная нагрузка: до 200 солдат или до 123 носилок с сопровождающими, до 31 070 кг груза.

    , 200 солдат и 31 070 кг груза? 200солдат или 31 070 кг груза (а если принять вес одного солдата + амуниция, вооружение= примерно 100кг) то почему вес принятого на борт груза больше выходит? recourse
    1. svyach74
      0
      28 мая 2014 11:29
      Просто груз, он более компактен, ты, ведь не будешь солдат, как в троллейбусе в час пик утрамбовывать!
  7. +4
    13 мая 2014 15:44
    Цитата: bubalik
    почему вес принятого на борт груза больше выходит?

    Потому что солдат в грузовом отсеке в три яруса не разместишь, а бочки с горючим или ящики со снарядами легко.
    1. +3
      13 мая 2014 16:01
      Bongo RU  Сегодня, 15:44


      ,,,спасибо,,, hi
    2. Комментарий был удален.
  8. +1
    13 мая 2014 17:30
    Цитата: bubalik
    а если принять вес одного солдата + амуниция, вооружение= примерно 100кг

    + cкамейка + парашют = 150 кг примерно.
    1. -3
      13 мая 2014 18:14
      Bersaglieri IE  Сегодня, 17:30


      ,,,эх точно hi
    2. Комментарий был удален.
  9. +4
    13 мая 2014 21:18
    статье+,у американцев был свой Туполев(крыло,мотогондолы,хв.оперение очень напоминает В-29)сделали фюзеляж.Получился неплохая машина!
    1. +1
      13 мая 2014 22:28
      Не плохая, возможно, но какая-то некрасивая:)
  10. +2
    13 мая 2014 22:40
    Красивые машины, только у нас делают! Какую не возми шедевр! И летает хорошо и глаз радует. Потому как машины душой и преданностью авиации проектируем...
  11. +3
    13 мая 2014 23:10
    Жалко что фоток внутри самолета нет.
  12. +2
    13 мая 2014 23:43
    Да простят меня знатоки авиации, но это беременный гусь какой-то. feel
    1. svyach74
      0
      28 мая 2014 11:37
      Он прекрасно справлялся со своей задачей, для военного самолёта это главное, война вообще штука некрасивая!
  13. svyach74
    0
    28 мая 2014 11:34
    Интересная статья, интересная машина, я так, вскользь о ней слышал, но узнать подробно было приятно! спасибо.