Первое вооружение на самолетах
В 1913 году инженеры Солинье и Шнейдер запатентовали новую схему синхронного пулеметного привода, что дало возможность укреплять пулемет на фюзеляже непосредственно рядом с кабиной и вести огонь через плоскость, вне зоны винта. Однако это новшество тогда реализовано не было.
Непосредственно в начале Первой мировой войны большая часть самолетов воюющих стран вообще не имело на боевом вооружении пулеметов. Вместе с тем уже первые дни войны показали то, насколько необходимо вооружать самолеты для ведения воздушного боя и атаки наземных целей.
Разумеется, при выборе вооружения для самолетов наиболее эффективным оказалась установка на самолеты армейских станковых и ручных пулеметов калибра 7-8 мм. Первоначально, в период 1914-1915 годов, эти пулеметы устанавливались на воздушные машины без внесения изменений. Позже, в период 1915-1916 годов, армейские пулеметы перед установкой были несколько модернизированы. Так, в ручных пулеметах вместо оригинального деревянного приклада устанавливалась одна или две ручки. Поток воздуха во время полета охлаждал тело пулемета значительно лучше, чем на земле. С учетом этого было принято решение в авиационных пулеметах отказаться от водяного охлаждения. Большинство авиационных пулеметов, как правило, оснащались гильзоулавливателями.
Модернизированные авиационные пулеметы устанавливались на турелях для ведения огня в задней полусфере самолета с тянущим винтом и в передней полусфере с использованием толкающего винта, а также при условии наличия двух и более двигателей.
Для ведения стрельбы поверх винта стрелок был вынужден становиться на сиденье, чтобы дотянуться до установленного на высоте пулемета. Понятно, что это было крайне неудобно, и с 1915 года такой способ стрельбы был заменен на пулеметы, стреляющие через винт. В феврале 1915 года летчик французской армии лейтенант Гарро впервые применил специальное откидное устройство в виде треугольной призмы, сделанной из стали и укрепленной на лопастях винта с выдерживанием угла в 45° в месте пересечения линии лопасти с каналом ствола пулемета. В данном случае пулемет устанавливался таким образом, что пули при ведении огня попадали только в установленные грани стальных треугольников и при этом не пробивали винт. Конечно, от этого нововведения наряду с плюсами было и очень много минусов. Так, полезная мощность винта снижалась на 10%, большое количество пуль так и не достигали цели, но в то же время главная цель была достигнута – пулемет мог вести огонь через винт. Это было революционным шагом, что позволило французам в первое время после введения нового способа ведения огня доминировать над немецкой авиацией.
Во время воздушного боя 18 апреля 1915 года истребитель Гарро был сбит зенитным огнем и был вынужден пойти на посадку в тылу немецкой армии. Немцы сняли с французского самолета вооружение и немедленно передали его своему конструктору Антони Фоккеру для тщательного изучения. Через 10 дней Фоккер внес свое предложение по установке синхронизатора для стрельбы через винт. В новом варианте синхронизирующий механизм являлся связующим звеном между валом двигателя и спусковым механизмом установленного пулемета. В результате производился только при отсутствии винтовой лопасти перед дулом пулемета. Конечно, при этом на 30% снижался темп стрельбы, но все посланные пули достигали цели.
В России первый авиационный синхронизатор был сконструирован и изготовлен лейтенантом русской армии Г. И. Лавровым осенью 1915 года. Первыми истребителями, на которых устанавливались синхронизаторы Лаврова, стали С-16 конструктора Сикорского. С апреля 1916 года на них устанавливались пулеметы Виккерса с новым синхронизатором. Позже в русской армии синхронизатором стали оборудовать американские пулеметы системы Кольт. В качестве защитного вооружения на С-16 применялся ручной пулемет Мадсен образца 1900 года.
В отличие от иностранных армий в русской пулеметы, которые устанавливались на самолеты, не переделывались. Тот же Виккерс устанавливался с водяным охлаждением. Темп стрельбы пулеметов Виккерса и Кольта составлял примерно 500 выстрелов в минуту, а Мадсена - 400. У Виккерса и Кольта подача патронов была ленточной, а у Мадсена - магазинной, с емкостью 25 патронов. Эти пулеметы, а так же 7,62-мм отечественный Максим с водяным охлаждением долгое время оставались основным вооружением авиации русской армии.
Информация