Евразийский союз: хорошо, но рано
Сессия «Евразийская интеграция. Грядет ли экономическая революция?» стала первой за два дня медиафорума, где обсуждали больше экономику, чем политику. Однако и без политики не обошлось. Модератор – телеведущий канала РБК Даниил Бабич - обозначил тему: как выжить странам, которые не входят в европейский клуб и хотят быть более или менее равными в переговорах с гигантами, помогать своим экономикам развиваться.
«Нужно ли форсировать темпы интеграции, либо идти потихоньку, step by step?», - задал вопрос Даниил.
Гендиректор Института ЕврАЗЭС Владимир Лепехин прямого ответа не дал, но предложил рассматривать вопрос с такой точки зрения: возможна ли модернизация на евразийском пространстве (что и является определяющим для создания союза?
«Мы имеем все предпосылки к тому, чтобы эта модернизация была осуществлена», - уверен он.
К предпосылкам Лепехин отнес наличие в странах сильных лидеров, возможность реализации больших совместных экономических проектов - не только транспортно-логистических, но прежде всего в сфере энергетики, Крым как точку роста будущего Евразийского экономического союза, возможность расширения союза и др.
«На сегодняшний день четыре страны готовы подписать договор, на очереди еще два кандидата – это Киргизия и Таджикистан, но есть и неожиданные ходы, в частности, считается очень важным, если в ЕС, начиная с 2015-2016, каким-то образом в каком-либо качестве присоединятся Азербайджан и Турция. В случае если такое произойдет, понятно, станет вопрос о возможном присоединении Ирана», - сказал глава Института ЕврАЗЭС.
Ситуация подталкивает глав государств – членов Евразийского союза к поиску своего суверенитета в финансовой сфере, продолжил Лепехин.
«Встает вопрос о таком понятии, как суверенитет, а он начинается с понятия финансового суверенитета, и это – формирование своей платежной системы, учреждение региональной валюты. Соответственно, стоит вопрос о Центробанке, о других финансовых институтах и инструментах. Стоит вопрос – и он обсуждается в кулуарах – о создании евразийского парламента», - пояснил Лепехин.
Евразийский парламент, по словам главы Института ЕврАЗЭС, должен находиться в двух городах – Астане и Омске, расположенных на одной параллели, по примеру Европейского парламента в Брюсселе и Страсбурге. Между Астаной и Омском могут быть проложены скоростные авто- и ж/д магистрали, тем самым депутаты могли бы работать в двух столицах одновременно. Судебные органы расположили бы в Минске, одной из площадок инвестиционных проектов мог бы стать Ереван, отметил Лепехин.
Впрочем, Лепехин оказался единственным, кто так радужно оценивал интеграцию.
Тофик Аббасов, политолог и главный редактор «The new Baku post» из Азербайджана, отметил, что азербайджанцы не намерены вступать в какие бы то ни было союзы. Их вполне устраивает и модель взаимовыгодного сотрудничества.
«Две страны – Азербайджан и Турция – показывают классический пример взаимовыгодного сотрудничества на двусторонней основе. Для Азербайджана это вообще конек, потому что мы не торопимся пока ни в один из существующих интеграционных проектов – что Евразийский, что Таможенный союз, что Шанхайская организация сотрудничества, что европейская структура», - подчеркнул он.
По мнению Аббасова, в союзах очень много подводных течений, непонятных моментов. Азербайджан и без того уверенно развивается, за последнее десятилетие ВВП вырос в восемь с лишним раз, отметил политолог.
«Спешка в этом процессе (интеграции. – F) – химера, потому что никто не хочет взваливать на себя экономические, социальные проблемы других стран», - сказал Аббасов.
Политолог из Армении Сергей Шакарянц рассказал, что, согласно проведенному соцопросу, само население страны мало интересуют какие-либо союзы, однако они хотят быть в союзе с Россией. Обусловлено это, в первую очередь, базовыми интересами населения, к примеру, более высокой пенсией у россиян и т.д.
По словам директора Школы журналистских расследований (Великобритания) Шахиды Тулягановой, ей очень нравится идея евразийской экономической интеграции в теории, но когда речь заходит о практике, появляются вопросы.
«Для любой интеграции нужны не только сильные лидеры, нужны сильные институты, которые будут двигать всю эту машину. К сожалению, ни в одной из этих стран, при всем моем уважении, – Казахстане, России, Беларуси, Армении - будущем члене - еще не сформировались достаточно сильные институты, которые могут непредвзято двигать эту машину, а без этого мы далеко не уйдем», - отметила эксперт.
Сначала говорилось о том, что это исключительно экономический союз, но потом стало понятно, что речь идет о дальнейшей политической интеграции, что неминуемо, подчеркнула Туляганова. По ее словам, все страны, которые собираются вступать в союз, находятся на разном уровне не только экономического, но еще и политического развития,
«Эти страны каким-то образом будут проходить через серьезные политические процессы трансформации. И в этом отношении не следует ускорять процессы интеграции», - предупредила она.
Развернутую картину о том, что думают о ЕЭС в Казахстане, дал директор института мировой экономики и политики при Фонде первого президента РК Султан Акимбеков. По его словам, интеграция имеет большой потенциал, но до сегодняшнего дня потенциал так и остался потенциалом.
«И мы это видим даже не с политической – это отдельная тема - а с экономической точки зрения. Мы не видим положительных результатов», - отметил он.
Во многом причина кроется в организационных вопросах. Если взять Таможенный союз, то за последние 3 года для Казахстана это фактически дорога с односторонним движением, считает Акимбеков.
«На сегодняшний день импорт из России превышает экспорт в три раза – $18 млрд против $6 млрд. Из Беларуси вообще превышает, по-моему, в 10 раз - $700 млн мы импортируем из Беларуси и $80 млн мы экспортируем. Это все данные 2013. Более того, у нас экспорт стагнирует, становится меньше объективно», - заявил эксперт.
Сейчас у казахстанского бизнеса достаточно большие проблемы с доступом на российский рынок по всем показателям, продолжил Акимбеков. Это тарифные, нетарифные барьеры, бюрократия, которая оказалась гораздо сильнее нашей. По его словам, в экономике России больше государственных компаний, они крупнее по размеру, имеют и финансовые, и организационные возможности, и в итоге, чтобы из Казахстана что-то продать в Россию, надо приложить неимоверные усилия. В качестве примера эксперт привел ситуацию с лекарственными препаратами.
«У нас на сегодняшний день, насколько я знаю, зарегистрированы на территории Казахстана 400 российских препаратов и 300 белорусских. А обратно мы зарегистрировали 5 казахстанских препаратов на территории России. Почему? Очень просто: у нас эти процедуры либерализированы – это $4,5 тыс. на процесс, плюс этот процесс очень быстро происходит. А на регистрацию в России надо около 100 тыс. евро и достаточно длительный период времени. Ни одна наша компания – они у нас мелкие – не может с этим справиться», - заявил он.
Казахстанский бизнес категорически не принимает интеграцию, поскольку для него это означает потерю рынков, считает эксперт.
«Идеология, повторюсь, неплохая, но с точки зрения работы над документами мы торопимся, откровенно торопимся», - подытожил Акимбеков.
Информация