Американские сенаторы предложили разработать ракетный двигатель на замену РД-180

39


В середине марта министр обороны США Ч. Хейгел поручил специалистам своего ведомства провести анализ ситуации с поставками российских ракетных двигателей и разработать план работ по ликвидации зависимости от импортной техники. По всей видимости, работы по поручению министра продолжаются до сих пор. Не дожидаясь решения военных специалистов, свое мнение о существующей проблеме высказал Сенат. Сенатский Комитет по вооруженным силам уже определил пути выхода из ситуации. Сенаторы предлагают разработать собственный ракетный двигатель, который сможет заменить импортный РД-180.

О новом предложении сенаторов стало известно 14 мая. Член комитета по вооруженным силам и бывший астронавт Билл Нельсон рассказал о предлагаемом плане действий, а также поведал о первых шагах в рамках нового проекта. По словам сенатора, на тот момент подкомитеты Комитета по вооруженным силам занимались подготовкой соответствующей документации. Планировалось, что в бюджете на следующий 2015 финансовый год будет предусмотрено финансирование начальной стадии разработки перспективного ракетного двигателя. Всю необходимую документацию по этому предложению предполагалось подготовить к началу последней декады мая и отправить на рассмотрение.

Предложение о разработке нового ракетного двигателя получило одобрение Комитета по вооруженным силам и в скором будущем будет рассмотрено Сенатом. В случае успешного прохождения всех инстанций законопроект приведет к корректировке бюджета на следующий год. В соответствии с предложением в военном бюджете на 2015 финансовый год будут предусмотрены 100 млн долларов, предназначенные для начала разработки перспективного ракетного двигателя. В дальнейшем финансирование проекта продолжится. По словам сенатора Б. Нельсона, создание двигателя займет около пяти лет.

По понятным причинам, пока крайне мало информации о новом проекте американского двигателя для ракет-носителей. На данный момент известно, что его создание обойдется Соединенным Штатам не менее чем в несколько сотен миллионов долларов и потребует около пяти лет. По своим характеристикам новый двигатель, скорее всего, будет близок к российскому РД-180, для замены которого предназначен. Другая информация о проекте отсутствует, поскольку его начало намечено только на следующий финансовый год.

Интересен тот факт, что высказанная Нельсоном оценка сроков появления нового двигателя примерно совпадает с мнением сотрудничающих с Пентагоном аналитиков, которых не так давно процитировало информагентство Bloomberg. По оценке этих специалистов, создание перспективного ракетного двигателя на замену РД-180 займет около пяти лет, но при этом стоимость проекта может достичь полутора миллиардов долларов. Более того, если отложить разработку двигателя на более поздний срок, стоимость программы может значительно увеличиться.

Если все ответственные структуры США примут решение окончательно прекратить закупку российских ракетных двигателей и разработать собственный проект, то американских моторостроителей ждет крайне сложное задание. Для полноценной замены российского РД-180 перспективный двигатель должен иметь достаточно высокие характеристики. Кроме того, его стоимость должна позволять конкурировать с импортной разработкой. В связи с этим реальные продолжительность работ и стоимость проекта могут быть заметно больше называемых сейчас.

Несмотря на все риски, Соединенным Штатам нужно как можно быстрее искать выходы из существующей ситуации с российскими ракетными двигателями. Двигатели РД-180, производимые НПО «Энергомаш», используются на ракетах-носителях Atlas V компании United Launch Alliance (совместное предприятие компаний Boeing и Lockheed Martin). На эту ракету приходится существенная доля американских запусков различных коммерческих космических аппаратов. Кроме того, ракеты Atlas V используются для вывода на орбиту аппаратов военного назначения, что регулярно вызывает претензии у российской стороны. Тем не менее, совместная работа продолжается. Текущий российско-американский контракт подразумевает поставку ракетных двигателей до 2018 года.

До недавнего времени такое сотрудничество продолжалось без каких-либо проблем. Однако в свете последних событий на международной арене российские ракетные двигатели стали инструментом большой политики. С разницей в несколько дней произошли несколько событий, в корне изменивших ситуацию с двигателями РД-180. Российский вице-премьер Д. Рогозин призвал отказаться от сотрудничества с Соединенными Штатами, объяснив это многочисленными запусками военных космических аппаратов, в которых использовались российские двигатели.

Не менее интересно обстоит дело и в самих США. В конце апреля Американский суд по федеральным искам запретил компании United Launch Alliance заключать новые контракты с НПО «Энергомаш». Судебное разбирательство началось с иска компании SpaceX, которая потребовала проверить правомерность действий военных и компании United Launch Alliance, которые выбрали поставщика двигателей без проведения конкурса. Правительство США, а также совместное предприятие компаний «Боинг» и «Локхид-Мартин» обратились в суд с требованием отменить вынесенное решение, поскольку оно может негативно сказаться на будущем американской космонавтики.

Следует отметить, что этот судебный процесс не имел никаких политических предпосылок и не связан с международной ситуацией. Дело в том, что компания SpaceX имеет собственный проект ракеты-носителя и желает побороться за контракты Пентагона. Получить их достаточно трудно, поскольку нишу запусков военных космических аппаратов прочно заняла компания United Launch Alliance с ракетой-носителем Atlas V, оснащенной российскими двигателями.

Таким образом, заявления российских чиновников и решение американского суда могут поставить крест на использовании ракет-носителей Atlas V, оснащенных двигателями РД-180. Развитие текущих событий может быть не столь негативным, но о существующих рисках тоже не следует забывать. В связи с этим для США актуальным становится вопрос разработки своего двигателя с характеристиками на уровне импортного изделия. Если предложение сенаторов получит поддержку, то первые работы по новому двигателю могут стартовать уже осенью этого года. Таким образом, ориентировочно к 2019-20 году США получат новый ракетный двигатель. Однако остается без ответа другой вопрос: что делать американским фирмам, сотрудничающим с российскими коллегами, до появления нового двигателя, если ситуация будет развиваться по пути полного прекращения закупок?


По материалам сайтов:
http://spacepolicyonline.com/
http://bloomberg.com/
http://ria.ru/
http://itar-tass.com/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

39 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. MaslovElisei
    +1
    28 мая 2014 09:30
    Мозгов не хватит.
    1. +7
      28 мая 2014 09:58
      мозгов может и хватит, но время будет упущено. А это уже отставание в космической отрасли... и США будет на задворках космонавтики.
      1. +1
        28 мая 2014 10:12
        Цитата: Сочи
        мозгов может и хватит, но время будет упущено. А это уже отставание в космической отрасли... и США будет на задворках космонавтики.

        Нет смысла разрабатывать новый двигатель под пятый Атлас, проще помочь SpaceX доработать новый РН Фалкон-9.
        1. 0
          28 мая 2014 10:23
          тут, как я понимаю, ситуация двоякая... фалкон-9 ещё долго доводить до ума, а атлас уже отработанная машинка. Наши двигуны у них в запасе на год-два есть, и что они по деньгам потянут - вопрос?
          1. +1
            28 мая 2014 10:42
            Цитата: Сочи
            тут, как я понимаю, ситуация двоякая... фалкон-9 ещё долго доводить до ума

            Он уже практически доведен до ума, осталось реализовать многоразовость первой ступени. А так то грузы к МКС уже возит и спутники запускает. Как вы уже упомянули два года Атлас ещё полетает, за это время Фалкон 9 уже будет готов заменить Атлас, к 2017г. планируют запустить уже как минимум один пилотируемый Драгон. Кстати завтра публике представят пилотируемую версию КА Драгон, смотрите в новостях.
            1. +1
              28 мая 2014 11:23
              Скажем так, фалкон только запустили в эксплуатацию и какие косяки ещё вылезут никто незнает, а то что они вылезут сомнений практически нет. Вот когда он полетает лет 5, то тогда и можно будет сказать что он отработан окончательно. А по отработке первой ступени - очень сложно говорить что у них что-то получится, поскольку там проблем выше крыши и скорее всего выгоднее строить новую а не восстанавливать старую. Да и запуск на них оказался дороже в 4-8 раз по сравнених с нашим прогресом и ихнем-же атласом.
              1. 0
                28 мая 2014 13:22
                Цитата: Сочи
                Вот когда он полетает лет 5

                Тут не время важно, а количество запусков. Особых "косяков" у Фалкона не было и возможно не будет. Коммерческие запуски у них уже пошли и количество их будет увеличиваться. Если НАСА зашевелится то увеличит финансирование SpaceX что позволит часть работ разместить в том же LM, что ускорит сроки запуска пилотируемого Драгона, но это сомнительно и скорее всего Маску придётся всё делать самому.
                Цитата: Сочи
                Да и запуск на них оказался дороже в 4-8 раз по сравнених с нашим прогресом и ихнем-же атласом.

                Откуда такая информация?
                1. 0
                  28 мая 2014 14:45
                  Вопрос еще в самих частных космических корпораций. А то как сменится руководство, !внезапно! и повысят цены на услуги? Или вообще злобные русские купят с потрохами всю корпорацию? Что делать тогда?
                2. 0
                  28 мая 2014 17:33
                  контракт НАСА: en.wikipedia.org/wiki/Dragon_(spacecraft)#NASA_ISS_resupply_contract
                  стоимость прогреса: izvestia.ru/news/550640#ixzz2lwvpDCh7
                  1. 0
                    29 мая 2014 13:13
                    Цитата: Сочи
                    контракт НАСА: en.wikipedia.org/wiki/Dragon_(spacecraft)#NASA_ISS_resupply_contract
                    стоимость прогреса: izvestia.ru/news/550640#ixzz2lwvpDCh7

                    На Вике есть статья "Полезная нагрузка космического аппарата" в которой собраны данные о стоимости запуска ряда РН. Для Фалкон9 стоимость запуска составляет 56 млн$, чуть больше чем Союзом, но у Союза грузоподъёмность меньше. У Атласа V стоимость запуска 187 млн.$, но он и поднимает поболе чем Фалкон9. Фалкон хэви будет дешевле Атласа V на 50 млн.$, при лучших характеристиках.
      2. +3
        28 мая 2014 11:04
        Цитата: Сочи
        но время будет упущено.

        С чего такой вывод, Китай-Кореи-Индия-Япония-Бразилия или Гейропа на ступает на пятки?
        Цитата: Сочи
        и США будет на задворках космонавтики.

        Только две страны имеют ресурсы, опыт и результаты в освоении космоса и эти страны Россия(СССР) и матрас(США).
        Это Россия посредством сталкивания славянского топора, может оказаться на задворках, только уже истории. Хотя если взять теорию о взаимоотношениях "Питекантропа и Неандертальца" то последний изничтожил первого!
        Документы в большей своей массе у матраса на двигло есть и они его "скопируют тупо" и покладут "свистульку" на "взаимные" интересы, в которых наших интересов не особо много.
        Ежели кто не помнит то "матрас" раздаёт квоты на количество космических запусков ИС(ну или по средством "многосторонних" договоров-переговоров регулируют данную отрасль).
        Вариант только ОДИН.
        Это создать новое-прогрессивное и не давать пользоваться. hi
        Надеюсь это делается soldier
        1. +2
          28 мая 2014 12:55
          Документы в большей своей массе у матраса на двигло есть и они его "скопируют тупо"


          У них есть эксплуатационная документация, а не конструкторская, производят его исключительно в РФ, а то что они с Pratt & Whitney типа соавторы, так это только для того чтобы обойти законодательство США. Там сложность не столько в конструктивных решениях(которые можно повторить тупо разобрав один из двигателей), а в создании материалов для отдельных узлов и агрегатов, а вот для этого нужно проводить серьёзную НИОКР, потом запускать серийное производство(что тоже не просто и не быстро).
        2. 0
          28 мая 2014 13:02
          Эуропа тоже на месте не стоит, Китай, Индия, Япония, Бразилия тоже включились в эту гонку... Чего и кто достигнет через 5 лет неизвестно.
      3. timer
        0
        28 мая 2014 23:38
        Я считаю, что ситуация вокруг РД-180-попытка развода со стороны америкашек на счет снижения стоимости этих двигателей.Разработка замены РД за 5 лет-треп не имеющий под собой реальной основы. Не смогут америкосы отказаться от наших движков.А для нас эта ситуация выгодна может быть-может цену поднимем этак % на 20?!
    2. +1
      28 мая 2014 10:04
      Мозгов хватит. Хватит ли времени и денег? Пойдут ли они на многомиллиардные вложения в разработку того, что уже существует и можно относительно дешево купить? Вряд ли... Американцы деньги хорошо умеют считать.
      1. +1
        28 мая 2014 10:28
        насчёт денег верно, считать они умеют... только тут ситуация когда понты дороже денег. А вот со временем у них очень туго, в этой отрасли конкуренция очень жёсткая, тут друг у друга по пяткам топчутся, ка говорится: кто не успел - тот опаздал.
  2. Волланд
    0
    28 мая 2014 09:44
    Вот в том то и дело, предложили )))))))))))))))) ребята делайте, но лет десять будете своих астранавтаффф закидывать пращей.....
  3. 0
    28 мая 2014 09:54
    Они скопировать не могут, а уж разработать... Будет долго и дорого.
    1. 0
      28 мая 2014 10:45
      Цитата: gandalf
      Они скопировать не могут, а уж разработать... Будет долго и дорого.

      Копирование удел ущербных, коими они себя не считают. Если и будут создавать, то с лучшими характеристиками, а это и времени много и денег.
      1. +1
        28 мая 2014 11:20
        Цитата: Nayhas
        Копирование удел ущербных

        И копировать двигатель, который существует уже далеко не первый десяток лет - дело неблагодарное и бесперспективное. Новое и заделом на перспективу всяко будет лучше, потом догонять не придется.
  4. 0
    28 мая 2014 10:01
    Однако остается без ответа другой вопрос: что делать американским фирмам, сотрудничающим с российскими коллегами, до появления нового двигателя, если ситуация будет развиваться по пути полного прекращения закупок?

    Как обычно - запускать печатный станок и машину пропаганды. Может сжигая доллары и под громкий вой рупоров они смогут достигнуть орбиты, прыгая на батуте?
  5. Kaigal
    +3
    28 мая 2014 10:01
    Батут им в помощь lol
    1. 0
      28 мая 2014 23:15
      Первая ступень - батут. При достижении максимальной высоты и уравновешивания стартового импульса с силой притяжения включается вторая ступень - бочка с порохом. Третья ступень- по фейерверку в каждой руке - включается для маневрирования при попадении на МКС после анализа "пилота" векторов сближения и угловых скоростей . Данная схема отработана со времён Иоанна Грозного(вторая ступень) и современных школьников( первая ступень). Третья любезно предоставлена китайцами. feel
  6. +1
    28 мая 2014 10:02
    Да флаг им в руки...пусть мозги поломают..,если они есть
  7. +1
    28 мая 2014 10:53
    значит есть время успеть сделать РД-280 (например), до характеристик котрого амерам еще 5 лет работать...инциативу нужно удерживать....
    1. +2
      28 мая 2014 15:32
      Согласен. Эти, если их придавит по-настоящему, смогут, поэтому не стоит почивать на лаврах достигнутого, а думать и делать. ( А заодно перевешать публично менеджеров из "РосКосмоса", каждого десятого, ну так, чисто показное, и просто для ускорения и качества проектов laughing ).
  8. +2
    28 мая 2014 11:08
    Ну как разработать. Берёшь РД, разрезаешь пополам и смотришь какое оно внутрях. Ну а потом конечно разработка начинается, все штангенциркули в округе раскуплены, кипит работа.
    1. +2
      28 мая 2014 11:43
      Берёшь РД, разрезаешь пополам и смотришь какое оно внутрях.

      Если бы все так легко было. Сейчас даже обычный ДВС так не скопируешь.
  9. 0
    28 мая 2014 11:47
    По своим характеристикам новый двигатель, скорее всего, будет близок к российскому РД-180, для замены которого предназначен.

    ага... разберут на винтики пару наших. составят схемы что за чем идет. назовут по другому и вуаля. двигатель изобрели
    1. 0
      28 мая 2014 14:47
      И расплавится он у них при первом же запуске. Там не только нужно правильно все соединить, там еще материалы хитрые нужно уметь делать.
  10. 0
    28 мая 2014 11:51
    Опять все у нас сопрут и выдадут за свое.
    1. 0
      28 мая 2014 13:29
      Цитата: 1536
      Опять все у нас сопрут и выдадут за свое.

      Ну , китайцы этим постоянно занимаются !
      И вполне успешно можно сказать .
      ВСЕГО ! КРОМЕ ДВИЖКОВ ! Не получается у них их скопировать , даже авиа !
  11. +1
    28 мая 2014 11:52
    У нас лучшее в мире двигателестроение для целей космонавтики. РД-180 - безотказный проверенный мотор. Пусть попробуют сделают хоть жалкое подобие этого шедевра и хоть к 2025 году за аналогичную цену. А до сей поры пусть на батуте спутники запускают...
  12. Рощин
    +1
    28 мая 2014 11:55
    Пусть наши законодатели учатся на каком уровне и как надо заниматься своей безопасностью.
  13. 0
    28 мая 2014 12:15
    Цитата: Nayhas
    проще помочь SpaceX доработать новый РН Фалкон-9.

    Тоже думаю, что его будут дорабатывать
  14. +1
    28 мая 2014 12:23
    Цитата: chunga-changa
    Ну как разработать. Берёшь РД, разрезаешь пополам и смотришь какое оно внутрях. Ну а потом конечно разработка начинается, все штангенциркули в округе раскуплены, кипит работа.

    Ага фотошоп или китайское ноу хау или хау ноу. Короче ждем от амеров шатл 1986 года. Деньги печатают . Лишь бы ни как в золотой антилопе или пускай
  15. 0
    28 мая 2014 12:47
    И так понятно что если и разработают свой двигатель то он будет стоить как 2 или да же 4 наших.
  16. 0
    28 мая 2014 12:49
    что делать американским фирмам, сотрудничающим с российскими коллегами, до появления нового двигателя, если ситуация будет развиваться по пути полного прекращения закупок?
    -сосать- yes
  17. 0
    28 мая 2014 12:58
    И ещё. Не смотря на всю имеющуюся промышленную мощь Америки быстрого успеха в этом начинании им никто не гарантировал. Так что: в 5 лет они могут и не уложиться.
  18. 0
    28 мая 2014 13:33
    я как понимаю наше руководство МКС отработанный материал нового она нам нечего не дает и все помыслы и взоры устремлены на обитаемую лунную базу как мы помним РД-180 это лунный двигатель и не пора ли нам направить наши ресурсы на освоение луны а не поддерживать прошлый век МКС возможно наш ВВП уже и с китайцами договорился о освоение луны. С военной точки зрения лунная база будет как раз нашей ПРО против злых заливных монархий.
    1. 0
      28 мая 2014 14:52
      возможно наш ВВП уже и с китайцами договорился о освоение луны

      Представляю как космонавты с нашей базы, отгоняют от Луны амеров прилетевших на освоение! wassat
  19. 0
    28 мая 2014 14:09
    Меня крайне мало волнуют проблемы Америки в области освоения космоса с помощью (или без) Российских двигателей.
    Гораздо интересней ... Когда мы прекратил поставки или запретим применение двигателей для военных целей ... Поводов для такого решения у России хоть отбавляй. Надо решить вопрос с сохранением и развитием производства (а это сложнейшая система) в интересах самой России.
    1. MetalBro
      0
      28 мая 2014 17:04
      а как насчет интересов тех кто работает в производстве этих двигателей? Перестанем продавать двигатели крупному потребителю, и что будут делать работающие там люди?
      1. 0
        28 мая 2014 23:12
        Цитата: MetalBro
        а как насчет интересов тех кто работает в производстве этих двигателей? Перестанем продавать двигатели крупному потребителю, и что будут делать работающие там люди?
        вы взрослый человек, а задаете странные вопросы и странно трактуете... Америка не представляет такой интерес для России, РД есть кому продавать и куда
        1. 0
          29 мая 2014 09:17
          " РД есть кому продавать и куда", а поконкретней можно? Ну, в смысле - КОМУ и КУДА. Насколько известно в мире сущестуют не много государств(клиентов) самостоятельно производящих запуски, соответственно, нуждающихся в покупке(производстве) РД.
        2. Комментарий был удален.
  20. MetalBro
    +1
    28 мая 2014 17:06
    Снова комменты про "тупых американцев". Когда смотришь на нашу гражданскую технику и их, сложно сказать где же "тупые". А про военную технику никогда правды знать не будете. Но кто-то еще и деньги считает.
    1. 0
      28 мая 2014 23:07
      Цитата: MetalBro
      Снова комменты про "тупых американцев". Когда смотришь на нашу гражданскую технику и их, сложно сказать где же "тупые". А про военную технику никогда правды знать не будете. Но кто-то еще и деньги считает.

      Вам этого не понять. Правду знаем... Техника гражданского назначения действительно уступает военной, но это так сложилась , история. А вот американцы будут разъезжать на супер- пупер, а при этом изобретать РД и ракету в целом. Освободимся от американского засилья и сами будем делать замечательную гражданскую технику.
      А вот кто способствует развитию США разберитесь сами....
      1. MetalBro
        0
        29 мая 2014 00:38
        все они могут сделать, но не будут пока дешевле у РФ купить. Это уже к ним вопросы. Там недавно скандал даже был на тему "почему существенная часть электронных компонентов для военки производится не внутри страны". Из-за денег все. Там людям больше платить надо чем китайцам.
        Кто способствует? Они сами способствуют своим отношением к науке и инженерии. И наши власти им тоже способствуют, создавая "прекрасные условия" в своей стране.
        Интернет, компы, все американцы придумали - что ж вы инет не выкинете? Если б не тупые американцы и не падение железного занавеса сидели бы вы тут на ВО? Сделай наши для армии эвм какую - тут же засекретят. Все подобные вещи у нас в народ не шли, хоть и делали тоже самое. Скоро уже что-то на смену GPS придет, а у нас глонасс дай бог к тому времени нормально заработает.
        Наши конечно умели всегда военную технику делать (единственное, потому что властям дубинку всегда хотелось иметь, а в селе пускай с развалинами мучаются урожай собирать). Но сомневаться в качестве их оружия по меньшей мере глупо, явная недооценка вероятного противника. Тем более когда все новинки к нам приходят оттуда (по крайней мере электроника, где практически все ведущие фирмы - американские. А в наше время это едва ли не самая важная вещь. Так как любой современный танк например без этого - просто куча железа. И это проблема, т.к. оборудование для какого-никакого производства нужно западное. А разработки наши - копирование западных компонентов)
        Ну по поводу разъезжать и засилья. Автомобильные двигатели что на гражданке лучше у них были лучше и сейчас лучше. Так и будет так и дальше. И ни в союзе, ни тем более сейчас ситуацию изменить легко не получится. Не надо думать, что если в гражданских автодвигатели стоят на порядок хуже чем у них, то в военке наши уж точно не уступают. Ошибочное мнение.
        1. 0
          29 мая 2014 22:26
          Критика баянистая. Потрудитесь разъяснить причины и дайте предложения.
      2. MetalBro
        0
        29 мая 2014 00:55
        А без засилья не будет и нормальной конкуренции. Сколько лет ВАЗ варился в отсутствии оной и что, помогло ему это? А электронике? Надо просто планку держать. Если закрыться опять, то хорошего мало выйдет.
  21. 0
    28 мая 2014 22:57
    Как они на Луну летали? Теперь займутся созданием своей ракеты, а их компании, имеющие отношение к сопровождению, к спутникам подождут. Рвались из штанов к мировому господству, а тут присели у разбитого корыта.
    1. MetalBro
      0
      29 мая 2014 00:41
      в вк видел коммент от хохла "русские нашли единственную хрень, которую у них покупают в мире, и машут ей теперь как флагом победы". Неприятно конечно, но с тем же и смешно и грустно...
      1. 0
        29 мая 2014 03:20
        Это говорит лишь о некомпетентности хохла. Да и вашей, раз вы здесь это сообщение запостили.
        1. MetalBro
          0
          29 мая 2014 13:18
          Может быть. Но это не отменяет того факта, что наша гражданская техника в мире не очень-то ценится. А воевать в мире всегда будут...
  22. 0
    2 июля 2014 19:25
    Если бы сенаторы могли управлять научными процессами , то человечество уже давно было бы в весьма кризисном состоянии. Это помниться , как Брежнев заказал к съезду открыть новый элемент таблицы. Смешно и грустно.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»