Еще на три года

28
Еще на три годаВоенный священник в Русской армии был не только духовным наставником воинов, поддерживающим их высокий моральный дух и готовность достойно сражаться за веру и Отечество. В критической ситуации священнослужитель имел право безоружным, с крестом в руках, возглавить воинов для их спасения и победы над врагом.

И только в особо исключительных случаях, когда решалась судьба всей страны, священники брали в руки оружие. Так, при обороне Троице-Сергиевой лавры от поляков в 1608–1610 гг. монахи старцы Ферапонт и Макарий возглавили конную атаку иноков на завоевателей, хотя и не избежали в дальнейшем церковного покаяния. Русский историк, этнограф, составитель подробного каталога московских церквей и монастырей Иван Михайлович Снегирев писал, что по окончании войны на таких ратоборцев налагалась церковная епитимья за уклонение от правил канона, но она обычно облегчалась «по необходимости и важности подвига». Известно, например, что в Куликовской битве 1380 года, где решалась судьба нашего государства, по специальному благословению Сергия Радонежского сражались с оружием в руках монахи Пересвет и Ослябя. В XVIII веке известен один случай вооруженного участия православного священника в битве с врагом. В «Деяниях Петра Великого» говорится о священнике Иване Окулове, который во главе 1000 охотников (добровольцев) перешел границу Швеции и уничтожил заставы противника, которые постоянно разоряли русские пограничные селения. В XIX веке известно два таких случая. Монахи Соловецкого монастыря отстояли свой монастырь от нападения английской эскадры, а священник Гавриил Судковский был награжден золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте, как сказано в Указе, «за содействие в отражении англо-французских пароходов, напавших на Очаковскую крепостную батарею 22 сентября 1854 года, когда под выстрелами благословлял каждого и сам заряжал орудия калеными ядрами».

Между тем военные священники совершали ратные подвиги, даже не имея на руках оружия… Во время Русско-турецкой войны в армии Суворова, в Полоцком пехотном полку служил военным священником Трофим Куцинский.

Когда при штурме Измаила погиб полковой командир, были убиты или ранены многие офицеры, батюшка встал во главе полковой колонны и с крестом в руке повел солдат вперед на врага.

За этот подвиг он одним из первых получил золотой наперсный крест на Георгиевской ленте, который был специально учрежден для награждения военных священников за боевые заслуги. Кроме этого за боевые отличия священников производили в протоиереи, представляли к скуфье и камилавке. Многие из военных священников были представлены к высшей военной награде в Русской армии – Императорскому Военному ордену Святого Великомученика и Победоносца Георгия (орден Святого Георгия) с девизом «За службу и храбрость».

В 1869 году, в день 100-летия ордена Святого Георгия, на праздничной церемонии в Зимнем дворце император Александр II особенно отметил георгиевского кавалера, военного священника отца Иоанна Пятибокова, который в 1854 году был старшим священником Могилевского пехотного полка. В ходе сражения с турками отец Иоанн получил две контузии, и его крест был поврежден пулей, но он, невзирая на это, заменил раненого командира и повел на врага русских солдат.

Особенно много военных священников было награждено орденами Св. Георгия в Первую мировую войну – войну великих потерь и великих подвигов. Свыше 5000 военных священников в полной мере разделили все тяготы фронтовой жизни наших солдат и офицеров. Заметим, что Россия встретила войну 1914 года с уже хорошо сложившейся системой военных священников в армии и флоте. Реформу управления военным духовенством начал еще Петр Великий, а продолжил и более подробно структурировал император Павел I.

Он своим Указом от 4 апреля 1800 года ввел постоянную должность полевого обер-священника, который являлся руководителем всех священников, находящихся на постоянной службе в воинских частях и соединениях армии и флота. Первым обер-священником Русской армии стал о. Павел (Озерецковский).

В 1815 году обер-священник состоял в штате Главного штаба Русской армии. В его полномочия входило:

– руководство всеми церквами и духовенством военного и морского ведомств;

– посещение школ солдатских детей и учебных команд при полках;

– руководство благотворительными учреждениями при церквах военного и морского ведомств;

– ежегодное представление Святейшему Синоду отчетов о состоянии вверенного ему управления в соответствии с указами Святейшего Синода от 31 декабря 1837 года, 21 октября 1847 года, 13 марта 1862 года и 17 декабря 1867 года;

– избрание кандидатов и представление их местным архиереям для канонического утверждения и рукоположения лиц, еще не посвященных в пресвитерский и диаконский сан, а для священнослужителей, перемещаемых в другие части, – получение на то разрешения местного архиерея;

– назначение псаломщиков в военные соборы и церкви;

– назначение в соборы и церкви гвардейского корпуса преимущественно заслуженных протоиереев и священников;

– разрешение спорных вопросов, возникающих между военным начальством и военными священниками при исполнении церковно-богослужебных обязанностей.

С 1890 года должность обер-священника принадлежала главному военному священнику – протопресвитору. Обязанности обычного военного священника того времени поражают как уровнем духовной работы, так и объемом служебной нагрузки. Так из фундаментальной работы К.Г. Капкова «Памятная книга российского военного и морского духовенства XIX - начала XX веков. Справочные материалы» явствует, что главные обязанности военного священнослужителя заключались в следующем:

– в строго назначенное военным командованием время совершать богослужения в воскресные и праздничные дни;

– по соглашению с полковым начальством в определенное время готовить военнослужащих к исповеди и принятию Святых Христовых Тайн;

– совершать таинства для военнослужащих;

– управлять церковным хором;

– наставлять воинские чины в истинах православной веры и благочестия;

– утешать и назидать в вере больных, погребать усопших;

– преподавать закон Божий и с согласия военного начальства проводить внебогослужебные беседы на этот предмет;

– следить за строгим посещением богослужения.

В преддверии Первой мировой войны была создана дополнительная инструкция для полковых, госпитальных и судовых священников, объясняющая, где и что должен делать священнослужитель во время боя и вне его. Так что, помимо вышеуказанных обязанностей, полковой священник должен был:

– помогать врачу в перевязке ран;

– заведовать выносом с поля боя убитых и раненых;

– извещать родных о смерти воинов;

– организовывать в своих частях общества помощи семьям убитых и увечных воинов;

– заботиться о поддержании в порядке воинских могил и кладбищ;

– устраивать походные библиотеки.

Помимо этого, в Первую мировую войну военному священнику предписывалось собирать сведения о подвигах всех воинских чинов своей части, критически исследуя каждый случай. Военные священники вели и хранили документацию: описи полковых церквей и их имуществ, приходно-расходные книги, клировые ведомости, исповедные росписи, метрические книги, отчеты о моральном состоянии войск.

История Великой войны сохранила много свидетельств о том, как военные священники выполняли свой долг: заботились и молились о живых и раненых воинах, отпевали и погребали погибших, вместе с офицерами и солдатами жили в окопах и шли в бой, тонули вместе с ними на боевых кораблях и погибали под пулеметными очередями и артиллерийскими обстрелами.

Известный военачальник Русской армии генерал А.А. Брусилов, вспоминая свой знаменитый прорыв, писал:

«В тех жутких контратаках среди солдатских гимнастерок мелькали черные фигуры — полковые батюшки, подоткнув рясы, в грубых сапогах шли с воинами, ободряя робких простым евангельским словом и поведением… Они навсегда остались там, на полях Галиции, не разлучившись с паствой».
За проявленный в годы Великой войны героизм около 2500 священников были отмечены государственными наградами, в том числе было вручено 227 золотых наперсных крестов на Георгиевской ленте, 85 орденов Св. Владимира 3-й степени с мечами, 203 ордена Св. Владимира 4-й степени, 304 ордена Св. Анны 3-й степени с мечами. Орденом Святого Георгия было награждено 11 военных священников. Назовем их поименно.

1. Иеромонах Бугульминского монастыря, 70-летний о. Антоний (Смирнов) судовой священник минного заградителя «Прут», посмертно.

2. Благочинный 7-го Финляндского стрелкового полка о. Сергей (Соколовский).

3. Священник 9-го драгунского Казанского полка о. Василий (Шпичек).

4. Иеромонах о. Амвросий (Матвеев) 3-го Гренадерского Перновского полка, посмертно.

5. Священник 5-го стрелкового Финляндского полка о. Михаил (Семенов).

6. Иеромонах о. Филофей (Антипочев) 209-го пехотного Богородского полка. Пропал без вести.

7. Иеромонах о. Евтихий (Тулупов) 289-го Коротоякского полка, посмертно.

8. Священник 42-й артиллерийской бригады о. Виктор (Кашубский).

9. Священник 217-го Ковровского полка о. Владимир (Праницкий).

10. протоиерей 6-го Финляндского стрелкового полка о. Андрей (Богословский);

11. протоиерей 154-го пехотного Дербентского полка о. Павел (Смирнов).

Хотелось бы подробно вспомнить подвиг хотя бы одного из этих святых героев. История не знает начала жизненного пути военного православного священника о. Евтихия (Тулупова) — иеромонаха Богородицкой-Площанской пустыни, Брянского уезда, Орловской губернии. Он во время войны служил военным священником в 289-м Коротоякском полку 73-й пехотной дивизии. Ему уже было много лет, он не обладал ни большим ростом, ни особой физической силой, но отличался удивительной добротой и постоянной милосердной заботой о своих воинах. В его части служила санитаркой известная русская певица Надежда Плевицкая, которая в мемуарах писала о нем: «…Врачи выбивались из сил, и руки их были в крови. Не было времени мыть. Полковой священник, седой иеромонах, медленно и с удивительным спокойствием резал марлю для бинтов… среди крови и стонов иеромонах спокойно стал мне рассказывать, откуда он родом, какой обители и как трудно ему было привыкать к скоромному. Мне показалось, что он умышленно завёл такой неподходящий разговор. «А может он придурковатый?» – мелькнуло у меня, но, встретив взгляд иеромонаха, я поняла, что лучисто-серые глаза его таят мудрость. Руки мои уже не дрожали и уверенно резали марлю, спокойствие передалось от монаха и мне». 9 июля 1915 года русские части попали в окружение.

Отец Евтихий видел, как погибает под перекрестным обстрелом его воинская паства. Он встал во весь рост и с крестом в руке спокойным шагом повел полк на прорыв из окружения и погиб при подходе к деревне Можейканы. Его полковой командир писал в своем рапорте, что отец Евтихий никогда не считался с опасностью и нисколько не боялся смерти.

Корреспондент газеты «Новое время» писал о том бое: «Маленький, с большой седой бородой, с лицом детской доброты и веры отец Евтихий вышел с ротами из опушки леса, держа крест над головой, прошёл под ожесточённым огнём неприятельской цепи и пошёл далее. А за ним вперёд побежали другие. Пуля противника ранила батюшку в плечо. Его тут же перевязали, и он опять пошёл вперед, пока не упал навзничь…». Мужественный воин-священник уже был награждён орденом Св. Анны III степени с мечами и бантом за бои в Восточной Пруссии, а за свой последний бой был посмертно удостоен орденом Святого Георгия 4-й степени. Не лишенный литературного дарования, священник о.Аркадий (Мамаев), написал об этом подвиге стихами, и эти строчки можно отнести ко всем военным священникам Первой мировой:

В атаку полк, с полком и старец,

Поднявши крест над головой,

Идет он рядом с командиром,

Ведя сынов всех за собой.

Христа завета всюду верный

Был впереди всегда овец!

В бою он рану принял первый

И Царства вечного венец.

И такими героическими духовными пастырями в Русской армии были не только представители православной церкви. В ее рядах были практически все представители основных конфессий Русской империи. Там служили священники армяно-григорианского, католического и протестантского вероисповедования, буддийские ламы и мусульманские муллы. Их было немного т.к. армия состояла в основном из православных воинов. В ряде воинских частей также были организованы походные синагоги.

Приведем примеры воинского подвига нехристианских священников. В 1915 году бакша-лама донских калмыков Менько Барманжинов, по представлению Главного штаба, был награжден орденом Св. Анны II ст.; полковой мулла Черкесского конного полка Мишеост Набоков в январе 1917 года был награжден орденом Св. Анны II ст. с мечами;

21 ноября 1915 года орден Cв. Станислава III ст. c мечами и бантом заслужил полковой мулла Ингушского полка Хаджи-Таубот Горбаков «за то, что в бою 3 июня 1916 года, когда австрийская пехота перешла в наступление... он, въехав вперед в цепь и лаву, возбуждал и зажигал всадников своими речами и личным примером храбрости, пока не был контужен в голову разорвавшимся артиллерийским снарядом и увезен на перевязочный пункт».
До 1913 года старообрядческие священнослужители не признавались государством в качестве духовных лиц. Впервые они были допущены в армию и на флот в 1916 году. Известно одно пожалование орденом Cв. Анны 3-й ст. с мечами старообрядческого священнослужителя – Алексея Журавлева, состоявшего при штабе армий Западного фронта.

Наступивший революционный февраль 1917 года безжалостно ударил как по офицерам Русской армии, так и по ее военным священникам. Проповедник 3-й армии протоиерей Иоанн Голубев в своем отчете летом 1917 года писал: «… во многих воинских частях армии нельзя было произносить в каком бы то ни было смысле: победа, начальство, подчинение и дисциплина, ибо вся аудитория разойдется с криками: долой, вон его, провокатор, буржуй, поп-кровопийца, паук, арестовать его и т.д.». Священников не слушали, оскорбляли, известны несколько случаев убийств.

Пока еще православных священников массово не арестовывали и не расстреливали, но потеря их духовной опеки все больше и больше скатывало Россию к военной, экономической и политической катастрофе.

Гражданская война и первые десятилетия советской власти были самым страшным испытанием для русского православия, но военные священники вместе со всей православной церковью достойно их выдержали. Они шли с молитвой на неправедную казнь, духовно поддерживали мучеников в лагерях, служили под постоянной угрозой наказания в церквях и храмах.

Достойно вели себя представители Русской православной церкви и в годы Великой Отечественной войны. Многие из них с оружием в руках сражались на фронте с врагом, другие служили в тылу в церковных храмах, оказывали помощь партизанам и подпольщикам. До сих пор неизвестно, сколько православных священнослужителей пало от рук нацистских оккупантов, сражаясь за Веру и Отечество.

Сегодня мы переживаем и великое возрождение Русской православной церкви, и многочисленные духовные испытания нашего народа как на своей территории, так и в Зарубежье, где остались жить миллионы православных россиян. Восстановление статуса ордена Святого Георгия и должности военного священника в Вооруженных силах РФ должно послужить началом возрождения духовно-нравственных основ нашего Отечества и укрепления русского православного единства.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
  2. +8
    12 июня 2014 11:03
    За что статье минусы ставите? Мужеством священников не довольны?
  3. +4
    12 июня 2014 15:34
    Я тоже не понимаю почему 4 минуса? Мне статья понравилась, раскрывает целый неисследованный пласт истории.
  4. EvgenH
    +9
    12 июня 2014 18:20
    Во вторую Чеченскую помню был в наших войсках батюшка: солдаты его прозвали Капелланом. Не все, конечно, верили в Бога, но за благославлением и поделиться своими сомнениями подходили практически все ребята, и нехристиане в том числе. А на все сомнения солдат по поводу "не убий", он отвечал так: "Ты делаешь святое дело, ты воин и защищаешь свое отечество, поэтому иди бл.., а то как сечас ебн..у по шее." С парашютом прыгал. Многим мозги вправил.
  5. +1
    12 июня 2014 21:03
    Огромное спасибо автору за статью!
    Ждем новых публикаций!
  6. 0
    12 июня 2014 23:21
    Как говорится, на войне, под артобстрелом - атеистов нет.
    1. vkrav
      +3
      13 июня 2014 11:00
      Да хватит уж эту фигню английскую повторять...Вы тупо оскорбляете советских солдат.Вы ,может быть, на полном серьезе думаете,что фашистов под Москвой остановила понтовая такая икона,которую на самолете возили?Или что Крым вернули из-за того,что в Севастополь дары волхвов привезли?Если да,то "это не ко мне,это к психиатру"(с)
      1. 0
        15 июня 2014 00:55
        вперед дорогой, к докотору, хотя, ни один психиатр не вылечил своего пациента...
  7. +1
    12 июня 2014 23:30
    Чисто с исторической точки зрения, статья конечно заслуживает одобрения. Однако в наше время, эта статья начинает попахивать пропагандой(это мое мнение). В целом делать такие узкоспециализированные двусмысленные статьи незачем. Мне кажется, лучше будет написать статью о психологическом состоянии армии, куда собственно можно и включить роль священников.
    Конечно, в трудные времена религия нужна хотя бы для надежды, однако я склоняюсь к мнению Ю. Г. Петраш которое он высказал в "Вера и безверье на войне"(Обязательна для прочтения/просмотра), что верующих на войне меньше, чем атеистов.
  8. +2
    13 июня 2014 02:59
    Мужики, нет тут никакой пропаганды, то что здесь написано, является обычным делом, т.к. священник должен быть везде, в тёрме, в больнице, в школе и конечно в армии...противников такого подхода много, НО это очень важно, иначе не было-бы этих слов..."а главный наш враг православие" З.Бжезинский.С уважением отец Николай) P.S.пишу с аккаунта брата.
    1. +1
      13 июня 2014 04:53
      Согласен с вами, что священники должны быть и в тюрьме и в больнице, да пусть даже в армии!(хотя я этого не одобряю) НО черт возьми, ШКОЛА!?!?? Вы шутите? Але! Вот из-за таких как вы и открыли кафедру теологии в НИЯУ МИФИ!
      О чем вы думаете, когда в обязательное школьное образование хотите включить религию???? Для истории религии есть предмет история, а для всякой философской дребедени есть соответственно философия. Но введение отдельного предмета по религиям с священослужителем - это уже промывание мозгов всякой не нужной мелочевкой.
      Надо будет родитялям/ребенку - пусть на внешкольные собрания "сектантов" ходят. Это их дело. Но в школе, будьте добры, учите наукам.
      P.S. теология - не наука! если вы хотите чтобы ваших детей учили данному предмету, то пусть они так же будут учить алхимию, астрологию, и т.д.
      1. 0
        13 июня 2014 16:03
        Вводить обязательный курс обучения или предмет конечно же не стоит, заставлять и принуждать, это не выход, но поверьте,я лучше приду в школу и скажу о банальных истинах: уважении и любви к родителям, о усердии и трудолюбии, о терпении и понимании, о дружбе и жертвенности, я луче скажу это в школе 1000 раз...но приходится говорить в тюрьмах и наркодиспансере...( поверьте мы не фанатики которые только и думаем как заморочить голову людям )для того что бы стать достойных христианином, нужно стать настоящим ЧЕЛОВЕКОМ.
      2. 0
        14 июня 2014 14:23
        Все ведущие университеты мира имеют кафедры и факультеты теологии и начинались вообще-то с этих факультетов.
  9. Комментарий был удален.
  10. 0
    13 июня 2014 18:29
    Как бы кто не относился к церкви как таковой, но свой след в истории наших воинских кампаний она оставила, и не малый.
    Практически все военные мероприятия проходили под взором божьим в лице военных священников.
    Это исторический факт.
    Эта тема в массе своей мало известна, но даже в СССР когда делали кино про Суворова или еще кого, не забывали вставить сцену с крещением перед боем так она отражала реалии того времени.
    Надо отдать должное относительной условности религиозной пропаганды.
    Поясню о чем речь , это что называется ИМХО основанное на воспоминаниях о разных эпизодах из разных произведений.
    Наши священники почти никогда не призывали к прямому насилию, что у католиков и мусульман было почти в порядке вещей.
    Благословляли воинов- :На дела ратные, Защиту отчества от супостата, Во славу земли Русской.
    А не лозунгами -: Убейте всех неверных, Очистите землю от иноверцев.
    Я сам атеист , и хотя мне многое не нравится в даже нашей религии, но медаль за гуманность я бы православию вручил, по историческим фактам.
    Допускаю что моё отношение возможно однобоко, но религиозные фанатики разных религий сами показали свое истинное лицо , изрядно подлив дегтя в бочку имиджа религий.
  11. Алексей К.
    +1
    13 июня 2014 23:57
    Иеромонах РОМАН

    Без Бога нация - толпа...

    Без Бога нация - толпа,
    Объеднненная пороком,
    Или слепа, или глупа,
    Иль что еще страшней - жестока.
    И пусть на трон взойдет любой,
    Глаголющий высоким слогом.
    Толпа останется толпой,
    Пока не обратится к Богу!

    8 августа 1990 г., п. Кярово.
    1. +1
      14 июня 2014 12:08
      Не надо так однозначно, религия так или иначе является системой управления людьми, со всеми вытекающими отсюда факторами.
      Армия например от толпы то-же отличается, там есть устав , что то вроде библии для солдат, так что параллели провести можно.
      Поэтому утверждение, что именно без религии нация толпа это неправда.
  12. -2
    14 июня 2014 11:13
    Все официальные религии - это проститутки на службе у государства. Они все одобряют УБИЙСТВО, прикрываясь при этом "защитой Родины" или еще чем.Иначе ни одно государство не будет терпеть религии, зарпещающие убивать. Причем "кадилами машут" с обех сторон фронта.
    Ладно еще ВО, там на нас напали. А ПМВ, кто на Россию напал то? Русская армия через границы двинулась с попами в каждой роте.
    з.ы.Если рассуждать логически, какое дело богу ,до каких то там границ и государств ?
    1. 0
      14 июня 2014 12:25
      Есть только меленький ньюанс, одобрение и прямое указание это разные вещи.
      Слова слова поощрения -: "Благословляю на дела ратные", или "изничтожить иноверцев" звучат по разному и юридически разные.
      Так что даже поощрение насилия очень разное.
      Ну вот свежий пример.
      киев майдан лозунг - кто не скачет тот ь, на 99% уверен кто не прыгал был бит.
      Или такой момент , люди вышли на улицы взяли оружие, построили оборону и не пускают к себе вооруженны силы которыми командуют неизвестные люди , которые якобы поставлены правительством, которое якобы законно, хотя по конституции президент все еще Янукович, и никакие выборы это не могли изменить, в киеве и до выборов и после сидят самозванцы.
      И после вышесказанного , жителей Славянска называют террористами ? а по какому праву ? ну например я тут живу, это мое право если нет власти соблюдать законность на той территории на которой я проживаю. Никто не может запретить мне объединится с действующим и ЗАКОННЫМ главой города и администрацией города с целью обеспечения безопасности города от незаконных объединений, как преступного так и террористического толка.
      К сожалению даже армия под руководством парашенко, не является законной, а посему любое её требование не имеет законной силы.
    2. +1
      14 июня 2014 12:55
      Цитата: NGAURO
      Все официальные религии - это проститутки на службе у государства. Они все одобряют УБИЙСТВО, прикрываясь при этом "защитой Родины" или еще чем.Иначе ни одно государство не будет терпеть религии, зарпещающие убивать. Причем "кадилами машут" с обех сторон фронта.
      Ладно еще ВО, там на нас напали. А ПМВ, кто на Россию напал то? Русская армия через границы двинулась с попами в каждой роте.
      з.ы.Если рассуждать логически, какое дело богу ,до каких то там границ и государств ?

      Это откуда такое мнение? Чем оно обосновано? Хоть один реальный, а не надуманный вами факт приведите. Будем говорить о православии. Где в православии одобрено убийство? Ссылки на официальные документы.
      Вы ничего не знаете ни о религиях мира, ни о их содержании.
      Откройте Евангелие и почитайте о чем там идет речь. Речь идет о самосовершенствовании и борьбой человека со своими страстями. В рамках Православия каждому человеку предлагается изменить себя, в первую очередь, а не мир вокруг себя. Соответственно верующему человеку любой мир хорош. Он не пытается изменить границы мира, а меняет свое восприятие и отношение.
      Вы ничего не знаете об этом, а еще умудряетесь таким способом оскорблять память великих людей. Вы можете без оружия встать из траншеи под пулеметный, ружейный и артиллерийский огонь и повести за собой людей? Вот когда сможете - тогда и комментарии гаденькие писать заимеете полное право. Но вот только кто так делал всякую ахинею не пишут.
      И логически трезво рассуждать вы тоже не можете, а особенно что то решать за Бога. Потому что просто исходной информации у вас не достаточно.
      Точно также вы ничего не знаете про Первую Мировую Войну. Ни о русской императорской армии. Ни о священниках этой армии.
      Ваши комментарии - просто крик базарной бабы, когда ни одного доказательства нет и все сводится - кто громче орет - тот и прав. На будущее - не знаете - не пишите.
      1. -1
        14 июня 2014 14:02
        Православие головного мозга - это диагноз.
        Если что-то большевики и сделали полезного для России, дак это то, что поповскую мафию к ногтю прижали.
        «Почему при почти всеобщем атеизме общества в Советском Союзе, люди были тысячекратно более совестливыми и моральными, нежели сейчас — во времена тотального засилья Церкви, её пропаганды?».
        Из самой постановки вопроса ясно становится, что не от Веры в Бога зависит Мораль и Нравственность Общества. А от того общественного строя, что в стране. Не от Библии и лживых попов с их патриархом, а от того, какие ценности преобладают в обществе.
        Заповедь «не убий» относится только к представителям той же конфессии и того же направления религии, что и провозглашающий постулат «не убий» священник. Всех остальных – очень даже «убий». В качестве примеров этого пресловутого «неубийства» вспомним современный Белфаст и вышеупомянутых староверов, лютеранцев, крестовые походы и многое другое. Христианство – мирная религия, а если будешь сомневаться – по морде дадут, чтоб сомнения развеять
    3. 0
      15 июня 2014 01:00
      учите матчасть а потом бросайтесь словами...
  13. 0
    14 июня 2014 14:05
    Бог в еврейском понимании тоже не был голубем мира. Навскидку – Всемирный Потоп, десять казней египетских, в которых пострадали ни в чем не повинные египтяне, массовое отравление перепелами, жестокое подавление восстания Корея, резня, связанная с золотым тельцом – это только его преступления против избранного им же еврейского народа. И, до кучи — вырезанный с его помощью Иерихон (впрочем, это отдельная история, и при ближайшем рассмотрении оказывается, что бог тут вроде как и не нужен), уничтоженный под корень народ мадианитян, затяжная война с филистимлянами, натравливание одних колен Израилевых на другие... и этот список, только исходя из Ветхого Завета, можно продолжать еще очень долго.
    1. 0
      15 июня 2014 01:03
      учите матчасть а не свои вздохи ахи представляйте как истину...
      1. +1
        15 июня 2014 02:25
        ну дак что не правда то в тексте?
  14. -1
    14 июня 2014 21:00
    Опять бабкин треп и тотальное вранье.
    Чем измеряется уровень счастья? На основе чего делается вывод о том, что люди в СССР были более счастливые? Есть статистические данные, выборочные наблюдения которые бы подтверждали это мнение? Ничего этого нет, а если долго говорить, что в стакане, заполненном водой - водка, то в конце концов и сам начинаешь верить, что там не вода, а водка.
    "Из самой постановки вопроса ясно становится, что не от Веры в Бога зависит Мораль и Нравственность Общества" - из какой постановки вопроса? Что такое общество, в вашем понимании? Если общество - совокупность индивидуумов, объединенных общей целью и проживающих на одной территории, то вообще то, мораль и нравственность общества складывается из морали и нравственности вот этих отдельных людей, его составляющих.
    Если отдельные люди аморальны, это можно конечно, скрывать или запрещать под страхом ссылки (к примеру, в Сибирь). Но внутри то человек все одно себя не улучшает - то есть гниль то никуда не уходит. Православие помогает людям изменять себя и бороться с этой внутренней гнилью.
    Вы можете 70 лет дурить людям мозг - про общее счастье, про то, что Америка - враг №1, про коммунизм и т.д., но потом расплачиваться придется не одному поколению. Сегодняшнее тотальное безкультурие - оно же не враз родилось - типа, в СССР его не было, а тут вдруг появилось. Точно также было это и в СССР, только об этом не сообщалось, а было скрыто.
    Все остальное даже объяснять не буду - полный бред, особенно притянутые за уши высказывания "на вскидку".
    К тому же статья - не об этом. А о мужестве людей в рясах. И статья очень хорошая.
    Диалог о Боге и религиях - лучше пообщайтесь с Романом Илющенко с http://vpk-news.ru.Или можете с любым православным батюшкой поговорить. Желаю всем успехов.
  15. -1
    14 июня 2014 23:09
    Всегда забавлял тот факт, что я ,всегда будучи атеистом, по факту получалось в теологии более силен так называемых "верующих" .
    Почему же тогда в СССР ,уровень преступности был на порядок (и это не метафора) ниже чем сейчас.
    Почему в тюрьмах соотношении атеистов к верующим в несколько раз больше в пользу последних ,чем на свободе ?
    И ведь революцию, убийство царя и прочие радости гражданской войны делали люди ПОГОЛОВНО изучающие до этого "закон божий" начиная со школы.
    з.ы. поднимать в бой солдат ? ТО есть посылать одних людей, убивать других людей - это с точки зрения православия абсолютно нормально .
    1. 0
      15 июня 2014 01:08
      к сожалению вы видите только то, что хотите видеть и не более того... эдакая правда в одном лице...
      1. 0
        15 июня 2014 02:24
        То есть конкретных возражений нет?
  16. padonok.71
    0
    14 июня 2014 23:22
    До армии (до срочной) - верил, не сказать что истово, но причастие, пост, утренняя, вечерная и т.д. А после первого штурма одного города - не верю. Вернее верю, но уже в других богов. И священники в армии пускай будут (но не попы). В Грозном с одним разговаривал - хороший человек, знаю многим ребятам реально помог.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»