БТР "КЕНТАВР"

15
В 1984 году командование итальянской армии сформулировало требования к высокомобильному колесному истребителю танков, вооруженному 105-мм нарезной пушкой по баллистике аналогичной пушкам танков "Леопард"-1 и М60А1. Прицельная система орудия должна была быть унифицирована с системами управления огнем перспективного основного боевого танка "Ариете" и гусеничной БМП VCC-80. Техническое задание было выработано в рамках комплексной программы перевооружения сухопутных войск. Тяжелым бронеавтомобилям отводилась роль основных боевых танков.

Работы по "колесному танку" начались фирмами ОТО Мелара и Фиат в конце 1984 года и опирались на опыт создания в 1982-1983 гг. бронеавтомобиля Фиат 6636 колесной формулой 6х6. Установка башни со 105 -мм пушкой увеличивала массу машины по крайней мере на 6-7 т, поэтому пришлось к трем осям добавить четвертую, чтобы не ухудшилась проходимость машины. Выбор габаритных размеров машины обуславливался трудноразрешимым компромиссом между необходимостью большего внутреннего объёма корпуса для размещения подбашенной турели и ограничениями, налагаемыми размерами грузового отсека военно-транспортного самолета С-130 "Геркулес.

В апреле 1985 г. начались испытания демонстрационной машины без бронирования. Основной целью испытаний была отработка ходовой части, особенно новой гидропневматической подвески колес, и проверка компоновочных решений машины в отношении удобства обслуживания 105-мм пушки.

Первая машина В-1 с полным бронированием и вооружением была передана на испытания в январе 1987 г., до конца года за ней последовало еще пять. Всего в испытаниях участвовало десять бронеавтомобилей В-1 опытной партии. В 1990 году вооруженные силы Италии получили первые десять бронеавтомобилей В-1 "Кентавр", а в 1991 году началось их полномасштабное производство на заводе фирмы ИВЕКО Фиат в Больцано с темпом выпуска десять машин в месяц.


БМ B1 Кентавр

Следует отметить, что бронеавтомобиль В-1 "Кентавр" занимает особое место среди бронированных колесных машин. Формально его классифицируют как БРМ - боевую разведывательную машину, однако что не совсем правильно. Исключительно мощное для колесной машины вооружение (105-мм нарезная пушка с высокой начальной скоростью снаряда) позволяет в отношении этой машины убрать кавычки с выражения "колесный танк", тем более, что в армии Италии "Кентавры" и пришли на смену танкам - американским М47.

Корпус бронеавтомобиля сварной из стальных бронелистов различной толщины. В лобовой части броня устойчива к попаданию 20-мм снарядов, с кормы и бортов - к попаданию пуль калибра 12,7 мм. Моторно-трансмиссионное отделение располагается в передней части корпуса с правой стороны. Двигатель - шестицилиндровый дизель водяного охлаждения с турбонаддувом ИВЕКО Фиат МТСА V-6 мощностью 520 л. с. Кроме бронеавтомобилей "Кентавр" различные варианты дизеля V-6 устанавливаются на гусеничные БМП VCC-80, аргентинский танк ТАМ и итальянский основной боевой танк "Ариете". На машине использована западногерманская автоматическая шестискоростная (пять - вперед, одна - назад) коробка передач ZF SHP-1500. Двигатель, система охлаждения и коробка передач конструктивно выполнены в виде единого блока и отделены от остальной части корпуса противопожарными перегородками. В моторно-трансмиссионном отделении установлена автоматическая система пожаротушения и сигнализации.


БТР Кентавр

Слева от моторно-трансмиссионного отделения расположено отделение управления с рабочим местом водителя (сиденье водителя регулируется по высоте). Вне боевой обстановки водитель управляет машиной, наблюдая за местностью через открытый люк. В бою наблюдение ведется с помощью трех смотровых перископических приборов. Вместо центрального наблюдательного блока может быть установлен бесподсветочный прибор ночного видения.

Центральную часть корпуса занимают топливные баки и полик башни. В кормовой части расположены две боеукладки по 12 снарядов к пушке, аккумуляторные батареи, фильтровентиляционная установка и гидравлическая лебедка с тяговым усилием 10 т. В кормовом бронелисте имеется люк, используемый для загрузки снарядов.

Все восемь колес - ведущие, первые две пары - управляемые, но на скорости до 20 км/ч можно поворачивать и заднюю пару колес. Управление колес осуществляется с помощью гидроусилителей. Подвеска колес независимая гидропневматическая. Машина оборудована системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Все колеса оснащены дисковыми тормозами.


БМ B1 Кентавр

Трехместная башня, вооруженная 105-мм пушкой LR длиной 52 калибра, разработана фирмой ОТО Мелара. Она установлена ближе к корме корпуса. Командир бронеавтомобиля располагается слева от пушки, наводчик - справа, заряжающий - сзади наводчика. Люки в крыше корпуса расположены над сиденьями командира и заряжающего.

Пушка LR по внутренней баллистики аналогична 105 -мм танковой пушке L7/M68. Пушка оснащена устройством продувки канала ствола после выстрела, высокоэффективным, поглощающим до 40% отдачи, дульным тормозом и термозащитным кожухом. Отдача пушки при выстреле составляет 14 т, чтобы ее погасить установлена специальная гидро-пневматическая система отката с ходом ствола 750 мм после выстрела. Стрельба возможна всеми стандартными 105 -мм снарядами НАТО, включая кумулятивные. Боезапас к пушке-40 снарядов, 14 из них хранятся непосредственно в башне. С орудием спарен 7,62-мм пулемет М42/59 (установлен с левой стороны от пушки), еще один пулемет может быть установлен на крыше башни. Боезапас к пулеметам 4000 патронов. По бортам башни есть по четыре дымовых гранатомета.

Вращение башни и наведение пушки в вертикальной плоскости осуществляется с помощью электрогидравлических приводов. Углы возвышения орудия от -6° до +15°.



На бронеавтомобиле установлена модульная система управления огнем фирмы Галилео. Ее основными подсистемами являются прицелы командира и наводчика, цифровой баллистический вычислитель, датчики состояния атмосферы, индикаторы и панели управления наводчика, командира и заряжающего. Командир бронеавтомобиля располагает стабилизированным дневным панорамным прицелом с 2,5- и 10-кратным увеличением. В прицел интегрирован электронно-оптический усилитель изображения, позволяющий вести наблюдение и прицеливание в условиях низкой освещенности. Прицел имеет круговое вращение в горизонтальной плоскости, в вертикальной - от -10° до +60°. У наводчика установлен комбинированный стабилизированный дневной/ночной прицел со встроенным лазерным дальномером. Дневной канал имеет 5-кратное усиление, изображение от инфракрасного канала дублируется на индикаторе, установленном рядом с сиденьем командира. Стрелок имеет еще и спаренный с основным прицелом телескоп с 8-кратным увеличением. Командир наблюдает за левым сектором через четыре перископических смотровых прибора, наводчик - за правым через пять неподвижных перископических смотровых приборов. Баллистический вычислитель построен на базе 16-разрядного процессора Интел 8086. Несмотря на то, что пушка стабилизирована в двух плоскостях и имеется современная система управления огнем, по сообщениям западной прессы, вести огонь с ходу "Кентавр" не может.

Но результатам испытаний первых шести машин в конструкцию были внесены некоторые изменения: несколько уменьшена ширина корпуса (для более удобного размещения в "чреве" С-130), днищу придана небольшая V-образность для лучшей противоминной защиты, размеры люка в кормовом броне-листе уменьшены.

Серийное производство бронеавтомобилей В-1 "Кентавр" завершилось в 1996 году. На вооружение трех бронекавалерийских полков итальянской армии было передано 400 машин. Интерес к бронеавтомобилям этого типа проявляет командование вооруженных сил Испании, которое намеревается закупить 30 колесных танков.



Проверку в боевых условиях бронеавтомобили. "Кентавр" прошли в ходе миротворческой операции "Рестор Хоуп", проводившейся в Сомали под эгидой ООН. В конце 1992 года восемь колесных танков из состава 19-го кавалерийского полка были отправлены на Африканский континент в составе смешанной бронетанковой роты (кроме "Кентавров" в нее входили еще пять танков М60А1). Тяжелой техникой усилили два воздушно-десантных полка, составлявших костяк итальянского контингента сил ООН. "Кентавры" широко использовались для проведения разведывательных рейдов, блокады основных путей сообщения сепаратистов и эскортирования конвоев с гуманитарными грузами. В течении первых четырех месяцев 1993 года семь бронемашин намотали 8400 км по сомалийским шоссе и бездорожью. За все время не было ни одного серьезного случая отказа техники. Восьмая машина не использовалась, так как сразу по прибытию в Сомали у нее вышел из строя двигатель. До конца миссии ООН в Сомали восьмой Кентавр ввели в строй, а из Италии перебросили еще две машины.

В условиях постоянных повреждений шин особенно хорошо зарекомендовала себя система централизованного регулирования давления в пневматиках, избавить от проколов она конечно не могла, но завершить выполнение задачи позволяла.

За всю компанию достойных целей для 105-мм пушек не нашлось, из них вели огонь только на учебных стрельбах на импровизированном полигоне в районе Джиалалкси. Зато очень пригодился панорамный прицел командира с электронно-оптическим усилителем изображения. "Кентавры" очень часто использовали как подвижные наблюдательные пункты вдоль Императорского шоссе. Машины занимали позиции в 500 м от дороги и экипажи, используя прицелы в качестве приборов ночного видения, отслеживали ночную жизнь, при необходимости наводя на подозрительные ее проявления итальянские патрули.



Недостаточно мощными оказались УКВ-радиостанции, установленные на бронеавтомобилях, было признано необходимым иметь КВ-радиостанцию среднего радиуса действия хотя бы на командирских машинах. Как ни странно в очень жарком климате экипажи не пользовались системой кондиционирования, предпочитая открывать на распашку все люки.

В Сомали проводились типичные противопартизанские операции. Противник был слабо вооружен и плохо обучен, тем не менее, очень быстро выяснилось, что бронезащита "Кентавров" (равно как и всех других бронеавтомобилей) явно не достаточна, она не "держит" бронебойные пули пулеметов ДШК, не говоря уже о гранатах РПГ-7. В срочном порядке английской фирме Ройал Орднэнс были заказаны двадцать комплектов блоков динамической защиты башни и бортов корпуса ROMOR-А. Десять комплектов были установлены на "сомалийские" "Кентавры".

Летом 1997 г. "Кентавры" вмести с бронеавтомобилями Фиат 6614 гвардейского кавалерийского полка принимали учатие в операции "Альба" по предотвращению гражданской войны в Албании.



"КЕНТАВР" II

В 1996 году итальянские вооруженные силы выдали технические требования к колесному танку "Кентавр" второго поколения. Опытный образец был изготовлен в том же году, а в 1997 году был передан на испытания. Кормовая часть корпуса была удлинена на 335 мм, что позволило увеличить ее внутренний объем. Боезапас к 105-мм пушке на новом варианте БРМ "Кентавр" размещается только в башне, а в увеличенном кормовом отделении оборудованы места для четырех солдат с полным вооружением. Вокруг башни установлены дополнительные бронелисты, верхние части двух задних пар колес прикрыты экранами из стальных бронелистов. В результате доработок боевая масса машины увеличилась на 1 т, боезапас снарядов к пушке уменьшился с 40 до 16. Ожидается, что сухопутные войска Италии закажут 150 бронеавтомобилей "Кентавр" II для использования в качестве бронированных разведывательных машин.



БТР "КЕНТАВР"

Опытный БТР был построен в 1996 году. Корпус машины был удлинен еще на 80 мм по сравнению с "Кентавром" II, также увеличилась и колесная база, с 4,5 м до 4,8 м. По эргономическим соображениям корпус сделан выше, высота БТР по крыше корпуса составляет 1,93 м по сравнению с 1,75 м у "Кентавра". Опыт миротворческих операций в Сомали показал необходимость усиления бронезащиты: броня БТР выдерживает попадания 12,7-мм бронебойных пуль в кормовой части и с бортов, а в лобовой - попадания 25-мм снарядов. На демонстрационной машине была установлена двухместная башня ОТО Бреда, вооруженная 20-мм автоматической пушкой и спаренным с не 7,62-мм пулеметом. В ходе испытаний 20-мм пушку заменили на пушку калибра 25 мм. В конфигурации с установленной башней экипаж БТР состоит из трех человек (командир, стрелок, водитель) и еще шесть десантников размещаются в кормовом боевом отделении. Боевая масса БТР - 24 т. Безбашенный БТР на базе "Кентавра" может перевозить 11 человек, включая водителя.

Бронетранспортер на базе "Кентавра" отвечает практически всем требованиям, предъявляемым армией Франции к перспективной колесной машине VBM, армией Германии к машине GTK и армией Великобритании к бронеавтомобилю MRAV. Единственным исключением является ширина машины, так как вооруженные силы Франции и Германии ограничили ширину перспективного бронеавтомобиля тремя метрами, в то время как ширина БТР на базе "Кентавра" - 3,28 м. Уменьшить ширину БТР возможно за счет снятия дополнительной брони корпуса или замены ее на другой тип. Весьма вероятно, что бронетранспортер примет участие в конкурсе на поставку бронированных колесных машин для вооруженных сил этих стран.

В 1999 году министерство обороны Италии заключило контракт, предусматривающий разработку на базе бронетранспортера командно-штабной машины, санитарно-эвакуационной машины, самоходного миномета и носителя ПТУР. Итальянская армия планирует закупить 240 машин всех модификаций. Ширина базовой модели, предназначенной для Италии, уменьшена до 3 м.

На противотанковом варианте будет устанавливаться вращающаяся башня ОТО Бреда HITFIST. В башне монтируется 25-мм автоматическая пушка Эрликон Контраверс, спаренный с ней 7,62-мм пулемет и две пусковые установки ПТУР "ТОУ".

Командно-штабная машина имеет увеличенную высоту боевого отделения (общая высота машины по крыше корпуса 2,1м). Вооружение - пулемет калибра 12,7 мм на шкворневой установке. Амбразуры в бортах корпуса и рампе на КШМ отсутствуют.

Вариант самоходного миномета предполагает установку 120-мм гладкоствольного миномета TDA на поворотном основании внутри боевого отделения. Стрельба ведется через большой створчатый люк в крыше корпуса. Для самообороны будет использоваться пулемет калибра 12,7 мм на шкворневой установке. Экипаж самоходного миномета состоит из командира, водителя и четырех человек боевого расчета.

На базе бронеавтомобиля "Кентавр" была создана и проходила испытания 155-мм самоходная установка.



Колесная формула ..................................................8х8
Боевая масса, кг ...............................................24.800
Длина корпуса, м ................................................ 7,40
Длина с пушкой вперед, м ........................................ 8,56
Ширина, м ....................................................... 2,94
Высота корпуса, м ............................................... 1,75
Высота по крыше башни, м ........................................ 2,44
Колесная база, м ...................................... 1,60/1,45/1,45
Ширина колеи, м ................................................. 2,51
Дорожный просвет, м ............................................. 0,42
Максимальная скорость по шоссе, км/ч.............................. 108
Запас хода по шоссе, км .......................................... 800
Емкость топливных баков, л ....................................... 540
Преодолеваемые препятствия:
подъем............................................................ 60%
высота стенки, м ................................................ 0,55
ширина траншеи, м................................................ 1,55
глубина брода, м.................................................. 1,2
Экипаж, чел. ....................................................... 4
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. ПАТРОН
    +5
    29 июня 2011 22:11
    макаронам только спорткары делать,но наше грёбаное МО считает иначе и решило закупить эти гробы на колёсах
  2. +5
    16 июля 2011 08:37
    Не дай Бог!!!!
  3. 0
    17 июля 2011 14:09
    KonstantM,ПОДМАЖУТ И НАШИ КУПЯТ.
    1. 0
      2 октября 2019 17:51
      к сожалению уже не купят, санкции
  4. +2
    17 июля 2011 14:55
    После выстрела экипаж встречается и ищет всех членов команды.При такой компоновке ,отдача должна быть колоссальной! С таким орудием ресурс 20 выстрелов и в переплавку!
  5. ereke
    +4
    4 октября 2011 21:29
    Мне нравятся такие колесные бронемашины, и не просто из за вида, они доказали свою жизнеспособность и незаменимость в некоторых военных конфликтах конца 20 века. Первыми такую тяжелую колесную технику начали выпускать серийно ЮАР.На юге африки шла серьёзная война, с одной стороны Претории за спиной которого стояла США в стремлении Апертеида не допустить" коммунистическую заразу" (котороя похуже малярии будет как считали ЮАР-цы) на Южноафриканский континент и подерживала Жонаса Савимби лидера УНИТА оружием и своими войсками а также наемники "дикие гуси" из западной европы и США в Анголе. С другой стороны Правящую промарксисткую партию в столице Анголы Луанде подерживал весь соц.лагер не жалея денег, техники и жизни своих граждан (так называемых советские инструкторы и кубинские воен. части) Война была крупная и по силам задействованым и по количеству тяжелой техники. Вот тогда ЮАР-овцы. и разработали и выпускали серийно колесные танки "Руикат" и колесную самоходку G-6. Исходили из местности обширные незаселенные саваны (типа наших казахских степей) и твердые почвы, где проходимость мащины не стоит на первом месте. И ЮАР в ущерб бронированию и проходимости, отдали предпочтение стратегическому преимуществу. Так как мобильные отряды действовали рейдами, автономно на территории Анголы в значительном удалении от баз материально-технического обеспечения. Здесь преимущества колесной техники налицо , гусеничные танки обычно к месту боевого действия или к линии фронта достовляют по Ж.Д. или на спец.грузовиках (танковые транспортеры). А колесные машины могут сами проехать 1000 км. до заправки, потом опять заправил и в бой. Особенно хорошо себя показали колесные самоходки G-6 и колесные бронемашины с танковой башней "Руикат" в битве осенью 1986 года в районе г. Куито-Куанавале. Где подбили своим огнём немало советской техники (танки Т-54, Т-62)
    1. ereke
      +3
      4 октября 2011 21:51
      Да и этот "кентавр" тоже поучаствовал в военных действиях в составе миротворческих сил в Сомали 1992-93 годы. Чехославакия первыми осмелились поставит 152 мм.гаубицу на бронированую шасси "Татры" в 1979 году назвав её "Дана"и выпускали серинно эту колесную самоходку и эта единственная самоходка которую чехи постовляли в СССР в 80-ые годы. И в составе федеральных войск "Дана" участвовала в первой чеченской компании 1994-97 года. В частности можно видеть видео на ю-тубе где впредновогодний день штурма г. Грозный 31 дек.1994 года в чистом снежном поле чешские самоходки ведут огонь по городу подерживая огнём штурмующих федералов. Кстати радиопереговоры полковника Савина (командир 154-ой майкопской бригады) когда он требовал арт.поддержки и наводил артилерию, его слова "... видиш там две коробки? ответ артелиристов: да... Савин: вот левее здание по ним работайте! по ним... Так вот это самоходки "Дана" подерживали своим огнём и они заснятый в снежном поле как раз во время стрельб. Apasus- ваш юмор ни чем необоснован.
    2. ereke
      +5
      5 октября 2011 08:29
      Кто-то мне минус поставил...наверное из за предложения ereke,
      с одной стороны Претории за спиной которого стояла США в стремлении Апертеида не допустить" коммунистическую заразу" (котороя похуже малярии будет как считали ЮАР-цы) на Южноафриканский континент это я слова президента ЮАР тогдашнего Боты привёл. А так я родился и вырос в СССР и жил при коммунистах в достаточно комфортных условиях, так что конечно не подерживаю слов Боты. Другое дело если такую технику разработали и пустили в серийное производство, значит оно нужно и зря ничего конструкторы и военные делать не будут, спускать огромные деньги на разработку и производство ни кто не станет, тем более боевые возможности многоколесных бронемашин существенно увеличились за последние несколько десятилетии ))
  6. +1
    5 октября 2011 09:09
    Идея колесных танков достаточно стара. Но давайте посмотрим, кто и зачем их создавал. Французы очень старались в этом направлении. Теперь вот Италия сварганила. Но здесь есть одно НО: где эта техника использовалась?

    Правильно, в основном, в Африке. Сомали, Нигерия, Чад и прочие. Согласитесь, что африканские ландшафты несколько отличны от других ТВД. И еще во вторую мировую в африканских пустынях Роммель и Монти нарезали так, что пыль до неба стояла. Так что для больших пространств с относительно ровной поверхностью, колесный танк - да, неплохая (наверное) штука.

    Но вот представить эту дурынду в лесах Нечерноземья (да и в лесостепях Черноземья) в период дождей не могу. Мы там, извините, по дури молодецкой, бронебазы гусеничные так засаживали, что потом в соседний полк к танкистам за тягачами как к себе домой ходили. Хорошо, со спиртом проблем никаких не было.

    Так что каждому валенку свой сезон...

    Эта ивека в Африке наверное ничего так будет. Но не более. А вообще согласен с тем, что итальянцы только спорткары нормально делают.
    1. ereke
      +2
      5 октября 2011 11:49
      На огромных территориях казахстана такие колесные бронемашины с тяжелым вооружением тоже пойдут. Где протяженность границ с соседними гос-ми длинная в км. Создать мобильные группы из таких машин, бтр и бронированых машин связи и разведки и обеспечения, они могут действовать автономно на больших удалениях от баз как в ЮАР)) так что мой интерес к таким машинам не случаен и повышен. Сейчас немцы такую же машину разработали, но броня на уровне среднего танка и тяжелая как танк 30 тонн. Проходимость и миная защита таких колесных машин приблизилась к танку, а вот экономичность по топливу ниже и дальность хода по сравнению с танком выше в разы. Резиновые колеса служат дольше чем гусеница, и там можно регулировать давление в зависимости от грунта и состояния земли (сделал давление в шинах ниже можно по песчянному грунту и по мягкому снегу, сделал выше по шосе на высокой скорости можно топить во всю))

      Кстати инфа ещё одна итальянцы "кентавр" используют и в афгане в силах МНС и он там тоже воюет))
  7. Mr. Truth
    0
    26 октября 2011 09:42
    Такой массой делать колесники это ошибка, мигом проиграют по проходимости гусеницам.
    1. fktrctqxbr
      0
      16 февраля 2012 14:30
      Зато выиграют по марш броскам(расстоянии) и скорости, и ещё в обслуживании. Как известно гусеничные тракты более 2000км не живут, а колесная база 60 000км
  8. +1
    18 февраля 2012 23:55
    ну если в проекте гуманитарной помощи нашим друзьям из Италии то можно и закупить а так смысла никакого что то подобное я видел на учениях в 1985 году в республике Беларусь полигон "Уручье" ну там идея была гораздо интересней если МО нужно что то подобное пусть архивы поднимут
  9. 0
    24 июля 2012 15:54
    105 мм слабовато для противотанковой пушки
    1. 0
      2 октября 2019 17:58
      в городских условиях хватит, а с подкалиберным и в открытой местности. К тому же теперь на последних стоит пушка 120-мм.