Системы для экипажей боевых бронированных машин (часть 1)

26
Системы для экипажей боевых бронированных машин (часть 1)
Подвесные динамические сиденья позволяют регулировать положение водителя, также как членов экипажа в башне тяжелых боевых машин


Несмотря на то, что современный бой сосредоточен на спешенном солдате, экипажи машин также уделяют повышенное внимание совершенствованию своего снаряжения и оборудования, что позволит им действовать более эффективно в боевых условиях, повысит «комфорт» (т.е. снижение утомляемости и повышение работоспособности), интегрирует каждого члена экипажа в сетецентрическое пространство и, что важнее всего, защитит экипаж от самодельных взрывных устройств (СВУ). В тоже время, защищая экипаж от ударной волны, вибраций, окружающей температуры, пылевой нагрузки и других вредных факторов, сама система должна быть способной функционировать в таких условиях.

Сиденья, снижающие воздействие взрывной волны

Во время выполнения боевой задачи, как правило, большую часть времени экипаж машины сидит. Соответственно, сиденья, которые они используют, влияют на такие факторы как утомляемость и живучесть. В ответ на угрозы, исходящие от мин и СВУ, необходимость защиты сидящего экипажа растет в геометрической прогрессии. Многие, если не большая часть ранений, которые случаются при воздействии вертикальной или горизонтальной взрывной волны на бронированную или тактическую машину, происходят не по причине пробивания брони. Так как повреждения обычно происходят от воздействия ударных волн, конструкция многих устаревших сидений может фактически усилить силу воздействия на человека почти в пять раз. Действительно, не соответствующие требованиям внутренние сиденья и системы фиксации чаще сами становятся причиной гибели или ранения личного состава, чем сама взрывная волна. Одним из самых распространенных увечий экипажа является разрушение позвоночника, когда он мгновенно сжимается под огромным давлением так, что его позвонки разрушаются и раскалываются на части.

Американская армия определила пять основных угроз, приводящих к потерям: лобовые столкновения, соударения вдогон в заднюю часть машины, боковые соударения машин и взрывы СВУ. Еще один фактор, который нужно учесть для дополнительно бронированных машин, например MRAP и HMMWV, это то, что их центр тяжести поднят из-за V-образного противоминного днища и во время маневрирования с целью ухода от столкновения существует повышенный риск опрокидывания, что чревато смертельным исходом, особенно при переворачивании машин с мостов или обочин дорог.

Исходя из сути угрозы, от размещения бронированных сидений внутри бронированных машин может быть мало толку. Скорее, специально сконструированные сиденья, называемые защищенными сиденьями, взрывозащищенными сиденьями, взрывобезопасными сиденьями или, наконец, антитравматическими сиденьями, предназначены для того, чтобы личный состав в машине выжил при больших ускорениях, которые создает детонация взрывчатого вещества вблизи машины или под ней. Упор делается на предотвращение воздействия ударной волны на находящихся внутри людей или, по крайней мере, ее ослабление. Взрыв под днищем обычно становится причиной мгновенной, временной пластической деформации днища. По этой причине взрывобезопасные сиденья обычно крепятся к бортам корпуса, а не к днищу и в идеале оборудованы подножками для ног, чтобы полностью отделить солдата от днища. Еще одно требование – это мощная система фиксации сидящего, которая могла бы предотвратить его смещение при взрыве.

Следует понимать, однако, что взрывобезопасные сиденья являются частью всей машины и не могут рассматриваться отдельно от нее. Каждый тип машины будет реагировать на взрыв по-разному, это определяется, главным образом, такими характеристиками, как общая масса машины, распределение массы внутри машины, профиль днища и тип установленной системы защиты. В результате, каждая комбинация машины, массы и защиты при атаке даст свой особый импульс (ускорение и его продолжительность), который испытают сидящие внутри. Таким образом, при одной и той же мощности взрыва тяжелая машина с хорошо защищенным V-образным днищем передаст меньший импульс по сравнению с более легкой машиной с плоским днищем и слабой защитой.

Следовательно, отсюда вытекает, что необходимо «подстраивать» системы ослабления энергии под платформу с целью гарантирования выживания пассажиров и экипажа. Также следует отметить, что система поглощения энергии подходящая для одной платформы, например, 30-тонной машины MRAP может не дать значительной защиты для более легких машин с плоским днищем. И, независимо от того, какая система снижения энергии взрывной волны установлена, если механизм атаки доставляет гораздо большую энергию, чем та, на которую было рассчитано сиденье, оно не выполнит свое назначение и сидящий на нем получит проблемы.

Далее следует краткое представление некоторых типичных моделей взрывобезопасных моделей, которые в огромном множестве доступны в настоящее время на рынке.

Технология, получившая название Система Динамического Сиденья (Dynamic Seat System), восходит к работам компании Autoflug в области парашютной технологии, но в данном случае она направлена на снижение ударных сил, возникающих при подрыве на мине или СВУ. Система состоит из системы ремней безопасности, соединенных с корпусом посредством шести ограничителей и одного ограничителя Zero-G для удержания солдата на месте в случае переворачивания. Положение сидящего контролируется механическими пружинами и боуденовскими тросами через блок управления, при этом масса сидящего становится движущей силой. Электроника и гидравлика в конструкции не используются.

В то время как в традиционных сиденьях, крепимых к днищу или корпусу, используются ударопоглощающие системы или другие смягчающие системы с целью предотвращения передачи сил на позвоночник и внутренние органы, компания Autoflug создала сиденья по принципу парашютных, с креплением к потолку, избежав при этом жестких металлических связей. Физические законы говорят нам, что сила сжатия не может передаваться через ткань, то есть вы не можете толкать на трос или веревку (теоретически).

Эта система для сидения была внедрена в большое количество программ по всему миру, включая шесть национальных операторов танков LEOPARD 2 в Европе, а также США, установившие эти сиденья на свои танки ABRAMS M1A1 и M1A2 SEP.

Компания Global Seating Systems создала свое семейство CCOPS (Common Crash worthy Occupant Protection System – общая система защиты личного состава в случае аварии) или «See-Cops», в которое входят системы сидений COBRA, VIPER, SIDEWINDER и DIAMONDBACK. Каждая система выполняет специфические задачи; например, спинка DIAMONDBACK складывается вниз, позволяя стрелку вставать на сиденье при ведении стрельбы. Сиденье от GSS было установлено на ряд американских машин MRAP.

Британская компания Creation недавно раскрыла подробности испытаний нового взрывобезопасного сиденья. Компания работала над ним вместе со своим партнером Universal Engineering с целью установки в защищенную машину RANGER. Новое сидение имеет форму ковша, в нем использована технология, взятая от медицинских ортопедических и остеопатических кресел. Рама сиденья крепится не к днищу, а к бортам машины. Это, как показали испытания, позволяет контролировать направленное вверх ускорение, и таким образом, ослабить мощное ударное воздействие. Это сделано за счет двух вертикальных труб, подвешенных на линейных опорах качения. С целью уменьшения силы удара были установлены два телескопических гидравлических демпфера и другие компоненты. Сидящий пристегнут ремнями посредством комплекта четырехточечных ремней безопасности Securon.


Сиденье DIAMONDBACK


Противоминное сиденье для личного состава (Mine Blast Utility Troop Seat) от компании BAE Systems может устанавливаться в самых разных положениях, а именно лицом вперед, вбок или назад, оно может крепиться к переборке, к борту или просто быть рамной конструкции. Это позволяет устанавливать это сиденье на широкую гамму машин. Основная конструкция сиденья включает трубчатую раму с тканевым сиденьем и спинкой, систему поглощения энергии, четырехточечную систему фиксации плюс дополнительно съемный подголовник, убираемый нажатием кнопки, контурную опору для бедер, противовзрывную чашу сиденья и регулируемую спинку сиденья.

В семействе сидений BLASTech от Jankel используется технология сиденья ограничивающего и ослабляющего взрывную волну, которая уже была проверена в боевых условиях. Сиденья созданы для того, чтобы обеспечить выживание при основном импульсе с пиковым ускорением более 2,000 G длительностью более 2 миллисекунд. Сиденья проверены на машинах до уровней, заявленных в стандарте STANAG 4569, в соответствии со строгими требованиями NATO AEP-55 VOL 2. Подставка для ног Footpad - J-Pad (Jankel Pulse Attenuation Device – устройство снижения импульса от Jankel) создана для повышения защиты голеней и ступней военнослужащих. Конструкция подставки оптимизирована таким образом, что обеспечивает разрушение только при таких нагрузках, близких к пиковым, которые допускаются для голени. Автоматическая регулировка массы определяет компенсационное сопротивление сидений для сидящих в диапазоне от 5-го до 95-ого процентиля, что дает возможность солдату подстраивать сиденье под свой вес при помощи рычага прикрепленного к сиденью. Функция перезагрузки определяет второй диапазон применимого ослабления для вторичного события, называемого «швыряние вниз». В момент, когда солдат не имеет веса, блок ослабления перегружается для вторичного события, когда машину «швыряет вниз».


Тепловая нагрузка может иметь драматическое воздействие на производительность солдата в полевых условиях. Научные исследования четко доказывают, что при росте температуры тела, производительность падает. Установки охлаждения GORE Active Cooling Products мощностью до 150 Вт от компании Gore превосходно распределяют хладагент под давлением. Они являются гибким и комфортным переносным решением по снижению тепловой нагрузки на спешенного солдата



Энергопоглощающее сиденье SHOCKRIDE от ArmorWork



В новых взрывобезопасных сиденьях от QinetiQ North America используется инновационная демпфирующая система для смягчения воздействия взрывов мин и СВУ; она сможет обеспечить защиту экипажа и десанта машин самых разных типов


Компания ArmorWorks считается промышленным лидером по разработке энергопоглощающих защитных систем. Компания использует свои ноу-хау в разработке энергопоглощающих сидений для защиты солдат от разрушительного удара взрывной волны.

Основанная в 1996 году, компания ArmorWorks является ведущим поставщиком для военных и правоохранительных органов во всем мире продвинутых продуктов, повышающих живучесть. ArmorWorks разрабатывает и изготавливает перспективные продукты в сфере защиты и повышения живучести с использованием высокотехнологичных материалов для обеспечения реального уровня защиты. Подразделение компании SHOCKRIDE разработало системы сидений поглощающих энергию, которые правительство США протестировало и одобрило с целью повышения защиты личного состава, подвергающегося подрывам на минах.

В новых взрывобезопасных сиденьях от компании QinetiQ North America используется инновационная демпфирующая система для снижения воздействия взрывов мин и СВУ, она способна обеспечить защиту солдат в машинах самых различных моделей. Взрывные и лабораторные тесты показали, что технология смягчения, использованная в этих сидениях, может снизить уровень нагрузки приходящейся на позвоночник и таз солдата с 1800 до 20G (уровень нагрузки, гарантирующий выживаемость). Вдобавок, сиденья спроектированы с учетом эргономических требований с целью обеспечения комфорта при движении, а их отличительными особенностями являются планирование нагрузки и быстрое покидание сидений.

Охлаждение

Было время, когда считалось, что наличие воздушного кондиционирования в военной машине негативно воздействует на имидж «солдата-мачо». Американская армия, например, покупая стандартные коммерческие грузовики, платила лишние деньги за снятие кондиционеров. Но летние температуры внутри машин в Афганистане (и ранее в Ираке) достигают свыше 50°C, а охлаждающие системы более не считаются чем-то ненужным, а наоборот являются неотъемлемой частью оборудования для выполнения боевой задачи. Они предназначены не столько для повышения комфорта экипажа, сколько для поддержания температуры, при которой он не получил бы от теплового удара во время боевой операции. Плюс, конечно, необходимость предотвратить перегрев все возрастающего количества важной бортовой электроники. В то время как системы для экипажа могут смягчить проблему, они являются всего лишь частью комплексной стратегии по снижению температуры. Охлаждение также должно обеспечиваться модулем небольшого объема, размера и массы, с малым потреблением энергии, так как машины уже становятся перегруженными дополнительной броней и системами защиты от возгорания и пожара.

Системы охлаждения экипажей применяются как в качестве неотъемлемой части комплексных систем защиты от ОМП в машинах, которые могут быть герметичны, так и в качестве отдельного компонента комплексной системы защиты от ОМП в машинах, которые могут быть герметичны, или, наконец, в качестве отдельных решений для машин, которые не имеют этой опции, а также как часть обычных систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха (HVAC).

Компания Bioquell использует обычный цикла парообразования в своих системах охлаждения мощностью 5–9 кВт. Система состоит из испарителя, компрессора напрямую подсоединенного к основному двигателю, конденсора с расходом на выходе 3,2м3/с, блока управления, соответствующих шлангов для хладагента и кабельных жгутов. Охлажденный воздух направляется к индивидуальному месту члена экипажа с целью максимального охлаждения. Система весит примерно 45 кг и имеет размеры 590x380x302 мм.

Южноафриканская компания Booyco Engineering разработала решения по контролю за состоянием окружающей среды, включая системы охлаждения и вспомогательные силовые установки для различных платформ, начиная от штурмовых вертолетов ROOIVALK до корветов. Разработки компании были применены в системе контроля климата экипажа LCCCS (Crew Climate Control System) танка LEOPARD. Этот модуль спроектирован для Австралии и установлен в турнюре ОБТ LEOPARD, также как на минозащищенных машинах RG-31 и 155-мм колесных самоходных гаубицах G6. Система для RG31 была разработана по указанию компании BAE Systems и была поставлена в 2009 году. Система, изготовленная с использованием готовых компонентов, устанавливается под задними сиденьями и использует один общий фильтр для рециркуляции воздуха и свежего воздуха. На испытаниях модуль выдал мощность охлаждения 8 кВт при окружающей температуре 55°C.

Грузовые машины также нуждаются в охлаждении. Компания Red Dot Corp например поставляет модули HVAC для семейства войсковых транспортных средств средней грузоподъемности FMTV (Family of Medium Tactical Vehicles) американской армии.

Вместо охлажденного воздуха в некоторых носимых системах для снижения температуры тела циркулирует охлажденная вода. Они имеют ряд преимуществ, например уменьшение размеров, массы и энергопотребления в сравнении с системами HVAC, некоторые расчеты показывают, что экономия может достигать 70%. Носимые системы также позволяют работать эффективно при открытых люках машины или при положении члена экипажа «по-походному».

Одно из решений в области систем охлаждения экипажа и оборудования, получившее обозначение ICECS (individual crew and equipment cooling systems), было разработано израильской компании компанией Kinetics для ОБТ MERKAVA 3 и 4, эту систему стали устанавливать с 1997 года. Индивидуальное охлаждение создается за счет жилетов с воздушным охлаждением. Система впоследствии была принята другими странами и в настоящее время установлена на ряде платформ, включая пусковую установку ракет HIMARS, самоходную гаубицу M109A6 PALADIN, а также различные машины типа MRAP.

Компания Kinetics изготавливает три носимые системы: обычный/огнестойкий с воздушным охлаждением комбинезон Regular/Fire Resistant Air-Cooled Overall), охлаждаемый воздухом комбинезон с защитой от ОМП (NBC Protected Air-Cooled Overall) и компактный жилет с воздушным охлаждением (Air-Cooled Compact Vest), который создан для ношения под обычной рубашкой или спецодеждой.

Как часть программы Air Warrior, в прошлом году компания Cobham получила по программе индивидуального охлаждения американской армии 110 миллионов долларов на оснащение личного состава армейской авиации. Система представляет собой первую систему охлаждения с микроклиматом, в которой применяется метод циркуляционного охлаждения под давлением, система также спроектирована для установки на наземные машины. Что касается личного состава находящегося на борту воздушных судов, было определено, что длительность выполнения задачи может быть безопасно увеличена до трех часов и более.

Американская армия обратилась с просьбой к компании QinetiQ поставить ее микроклиматические подсистемы охлаждения для установки на наземные системы после квалификации ее для вертолетов UH-60, CH-47D и OH-58D. Ее установят на автомобиль HMMWV и бронированную землеройную машину M9, чье отделение на одного человека находится очень близко к двигателю машины, что приводит к очень высоким температурам. Система обеспечивает охлаждение с мощностью 324 Вт при окружающей температуре 51 °C, масса ее составляет 58 кг.

В феврале компания W. L. Gore & Associates (UK) Ltd. запустила систему активного охлаждения GORE. Это носимая система создана с целью соответствия температурным стандартам, включая британский DefStd 00-35 (климат A1, A2, A3 & B2). Носимая как жилет, система обеспечивает охлаждение тела напрямую и работает совместно с бронежилетом, она подсоединяется через шланг к системе охлаждения оборудования машины. Система огнестойка и герметична, а также спроектирована так, чтобы ее легко можно было снять в случае чрезвычайной ситуации.



Микроклиматическая система охлаждения используется для персонального охлаждения и уменьшения теплового воздействия на лиц, подвергающихся повышенным температурам или носящих одежду, удерживающую тепло. Микроклиматическая система охлаждения - жидкостная (водно-глюколевая жидкость в качестве хладагента) и состоит из установленного в машине блока охлаждения, носимого под верхней одеждой охлаждающего жилета и соединительных трубок со встроенным контрольным устройством
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    4 июля 2014 09:52
    Холодильное оборудование хорошо для транспорта. А как железный конь сдохнет, тащи холодильник на себе? А бегом в пустыне или влажные тропики? Таки комфорт им подавай. А минус 35 не хотите попробовать как минимум? Как максимум Забайкалье и Якутия? Без грелок, в одном штатном обмундировании? С полной выкладкой? Ох как хочется посмотреть на это "лучшее воинство".....
    1. +4
      4 июля 2014 15:50
      Давайте не бросаться словами просто так...

      Системы климатообразования нужны для работоспособности, а не для комфорта. Ведь с таким же успехом как охлаждают, можно согревать. А воины должны максимально выполнять свои обязанности и в -50 в Арктике и в +50 в Средней Азии. И великолпено будет если у первых будет обогреватели в технике и автономные на человеке, а у вторых кондиционеры в технике и автономно на человеке. Можно будет сосредоточится непосредственно на своих обязаностях, без отвлечения на мероприятия по отогреву и охлаждению.
      1. Комментарий был удален.
      2. 0
        4 июля 2014 15:59
        Начать нужно с экипировки, с нормальной одеждой можно при температуре -40/+40 весь день без всяких девайсов продержаться на улице, не теряя боеготовности. Существующая спортивная одежда позволяет. Стоит недорого. Зимний комплект порядка 60 тыс. руб. на человека. Себестоимость в 4 раза ниже. Можно даже в болото залезть и не околеть на морозе. Сама высыхает при движении. Обувь то же воду отводит. Нормальная подошва и боковая защита стопы предотвращает мелкие травмы. Весит это все уж точно меньше ватного комбеза раза в два, и даже в люки боевых машин пролезть дает. Высыхает при стирке моментально.
    2. 0
      5 июля 2014 14:17
      У нас в Забайкалье не минус 35!!
      Иногда бывает -50 зимой и +50 летом !!
      1. 0
        13 сентября 2014 21:08
        При таких минусах пальцы в траках лопаться должны, как стеклянные..
  2. +1
    4 июля 2014 10:29
    Ну в Забайкалье и Якутии вряд ли воевать будем,тем более с НАТО. А,если,не дай Бог придётся,тут нам они не конкуренты.
    1. +3
      4 июля 2014 11:59
      Цитата: kirpich
      А,если,не дай Бог придётся,тут нам они не конкуренты.

      Так же думал Сталин и отгреб в Финляндии по полной. Никогда не следует недооценивать противника.
      1. +2
        4 июля 2014 13:03
        Что значительно хуже - также думали и генералы.
      2. +2
        4 июля 2014 15:51
        Сталин не отгреб, тем более что зима была теплой, не показатель.

        Если верить истории, отгребли генералы, которые решили брать в лоб фортификационную линию с готовой и отмобилизованной армией при соотношении сил 1:1. Когда довели соотношение до 3:1 и подтащили артиллерию, финны не продержались и двух недель. Вы бы еще сравнили с авантюрным походом на Варшаву, где подготовки был минимум, одна надежда была - на всемирную революцию.
      3. Комментарий был удален.
      4. +3
        4 июля 2014 16:04
        Олег,Вы снова хотите начать срачь? По моему тему Финской войны здесь уже обсосали со всех сторон.СССР(Россия)опыт войны в условиях Крайнего Севера получила и учла.Хотите проверить действенность "Меркавы","Леопарда","Абрамса"в Российских просторах? Что ж,милости просим.
      5. +2
        4 июля 2014 23:56
        ну как сказать огреб огреб на Карелию пришлось отдать границу от Ленинграда отодвинуть
        Война завершилась подписанием Московского мирного договора, зафиксировавшего отторжение от Финляндии значительной части её территории, захваченной ею во время Гражданской войны в России
        Приобретения СССР[править]
        Отодвинута граница от Ленинграда с 32 до 150 км.
        Карельский перешеек, острова Финского залива, часть побережья Северного Ледовитого океана, аренда полуострова Ханко (Гангут).
        Полный контроль Ладожского озера.
        Обезопасен Мурманск, который находился вблизи финской территории (п-ов Рыбачий).
        Советский Союз получил опыт ведения войны в зимнее время, на лесисто-болотистой территории, опыт прорыва долговременных укреплений и борьбы с противником, применяющим тактику партизанской войны.
        Если брать официально объявленные цели войны, СССР выполнил все поставленные задачи.
  3. Sensey
    0
    4 июля 2014 11:15
    Охлаждающие жилеты уже есть, осталось дело за малым... нейрошлемы и ЧБР )
  4. +5
    4 июля 2014 11:52
    На первой картинке показанны сиденья на растяжках в статье про них толком не сказанно вроде есть, а вроде нет, вот и вопрос это просто картинка или где то используется?По поводу охлаждения экипажа делонужное и полезное, хватит уже руководствоваться девизом " стойко переносить тяготы и лишения военной службы", что бы не говорили типа - А вот сломается как будут без кондиционеров(отопления, радиосвязи, электроники, и прочего) воевать? Проектировать и изготовлять надо так чтоб не ломалось! 99% службы это мирное время и только 1% непосредственно БД , и в каком состоянии к БД подойдет солдат напрямую зависит от снаряжения и оснащения.При стоимости современых образцов вооружения цена обеспечения комфортных условий солдату весьма не высока , хватит экономить на людях..
  5. +1
    4 июля 2014 12:04
    Облегчать ратный труд нужно, заботится о выживаемости тоже необходимо, но навешивать на бойца всяких лишних приспособ? тем более с элекричеством... Где он потом розетки в лесу или в поле будет искать? Он просто всё снимет и выбросит... Уплоченные немалые денежки ваброшены.
    1. Victor-Cort
      +1
      4 июля 2014 15:03
      Цитата: Сочи
      Где он потом розетки в лесу или в поле будет искать?

      Жуть какая...а вот на кой хрен всякие автоматы и винтовки с пулеметами нужны? к ним же патронов в пустыне не найдешь!!! Лом..только лом спасет армию ....
    2. +3
      4 июля 2014 16:01
      Простая 150 долларовая небольшая, размером 20 дюймов, солнечная панель китайского производства имеет аккумулятор в 2 кг, напряжение 12В. Может освещать комнату всю ночь, заряжать аппаратуру связи (телефоны например), и позволит работать небольшим электронагревательным приборам или даже дать прикурить автомобилю с севшим аккумулятором.
      А днем в течении 3-4 часов подзарядится от Солнца. Можно заряжать батарею автомобильных аккумуляторов и потом использовать. Можно вообще не прерывать зарядку и использовать почти напрямую энергию Солнца.

      Такие есть даже у чабанов в горах Афганистана. Почему же так сложно в войска это все внедрить силами промышленности России?
      1. 0
        4 июля 2014 21:25
        Разворуют.
      2. 0
        6 июля 2014 00:23
        Пройдя через аффилированные структуры МО такая батарея уже будет стоить, для госзакупки...примерно 150000 руб :)
  6. +2
    4 июля 2014 23:55
    Обзор по сидухам и охлаждению - есть.
    Тинтересно, а что буржуи думают про обогрев ? )))
    Ждем второй части от Alex Alexeev.

    Блин, хотел фотку зимнего Т-72 вставить с "кишкой"... ну не нашел в инете (!!!), а свои сканить надоть...
    request
    wink
    1. +2
      4 июля 2014 23:58
      Цитата: Aleks тв
      Блин, хотел фотку зимнего Т-72 вставить с "кишкой"... ну не нашел в инете (!!!), а свои сканить надоть...

      надоть-надоть просвещать бумажно-пластмассовых танкистов о делах и трудах настоящих танкистов.
      1. +1
        5 июля 2014 00:12
        Цитата: Kars
        о делах и трудах настоящих танкистов.

        laughing
        Здорово, Андрей.
        Смотрю и ты засветился в танковых темах, как и многие.
        Есть хоть о чем поговорить...
        yes

        p.s. Про твой вопрос помню в личке, пока подбираю подходящее...
        1. +2
          5 июля 2014 00:17
          Цитата: Aleks тв
          пока подбираю подходящее.

          Он подождет,не первый в очереди.
          спасибо что не забыл.
    2. +2
      5 июля 2014 00:26
      Цитата: Aleks тв
      Обзор по сидухам и охлаждению - есть.
      Тинтересно, а что буржуи думают про обогрев ? )))

      Доброй ночи, Алексей. У нас то чего по сидухам? На ИМР-1, что на писятпятке, помнится бушлат лежал, под спинно-задней частью what, а обогрева совсем не наблюдал request , на 62-м, тоже вроде не было. Теперь то как?
      1. +1
        5 июля 2014 00:50
        Цитата: perepilka
        Теперь то как?

        Практически анкологично, Владимир - холодно, тля.
        "Кишка" - лучший зимний друг и товарисчь всему экипажу дизельной машины (кроме ног механа).
        yes laughing
        Но про Т-90 не скажу точно, поспрошаю при случае.

        Доброй ночи.
        hi
        1. +3
          5 июля 2014 01:33
          Цитата: Aleks тв
          Практически анкологично, Владимир - холодно, тля.

          Злые оне, конструктора с техзадавальщиками. Нет бы, хоть чего нибудь. У мну, тут, потом, на гражданке, была такая фигня, "Пингвин" называлось, типа жилетки и тапки, всё в бортовую сеть у машинки включаешь, хоть на тракторе, хоть на "колуне" или "шишиге", всё потеплее, главное, чтоб 12В было.
          1. +1
            5 июля 2014 01:45
            Цитата: perepilka
            Злые оне, конструктора с техзадавальщиками.

            yes
            Особенно крайние...
            Им обогреватель боевого отделения Т-72 (это такая небольшая шмакодявка на подогревателе за спиной командира) надоть им на голову одевать, шоб могз немного крыльчаткой прочистила.
            wink
            1. +2
              5 июля 2014 01:56
              Цитата: Aleks тв
              Особенно крайние...

              Да, запихать их в 72-ку, зимой, где-нидь посеверястей, на недельку, без этанола и сала, и спички отобрать, чтоб прочуйствовали, редиски генно-модифицированные.
          2. 0
            13 сентября 2014 21:05
            "Пингвин" по принципу электрогрелки сделан.. И сделан чуть ли не в 70-х годах .. длинная жилетка, и шлёпанцы.. На северах такие штуки были... И в Антарктических экспедициях.. А почему в армию не попали - ну ..очевидно чтобы личный состав "стойко преодолевал тяготы воинской службы"..
  7. 0
    5 июля 2014 00:17
    про сапоги скороходы не забудьте написать интересная идея вместе с экзоскелетом получиться мобильный тяжелый пехотинец так сказать современный кирасир

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»