Без портов не обойтись

49


Этот год, наверное, войдет в историю как год коренного перелома в освоении российской части Арктики. Наша страна всегда была историческим лидером в исследовании арктических территорий. Но сейчас речь идет уже о полноценной и широкомасштабной индустриализации российского Заполярья, в том числе добычи здесь углеводородов. «Газпром», например, в этом году вводит в эксплуатацию второй газовый промысел (первый был запущен осенью 2012 года) на месторождении Бованенково, расположенном на полуострове Ямал, и начал промышленную добычу нефти на шельфовом месторождении Приразломное в Печорском море. НОВАТЭК активизировал работы по строительству самого крупного российского завода по сжижению природного газа в районе ямальского поселка Сабетта. «Башнефть» с ЛУКОЙЛом создали уже второе совместное предприятие по развитию нефтедобычи на территории Ненецкого автономного округа, который целиком находится в Заполярье. «Роснефть» (РН), в свою очередь, вместе с американской компанией Exxon Mobil в августе этого года начала бурение нефтяной скважины на шельфе Карского моря. И глава «РН» Игорь Сечин заявил, что Карская нефтегазоносная провинция по объему запасов будет не меньше, чем Мексиканский залив или шельф Бразилии.


При этом и государственные чиновники, и топ-менеджеры нефтегазовых компаний прекрасно понимают, что без создания полноценной транспортной инфраструктуры в российской части Арктики эти проекты не дадут ожидаемого эффекта. В первую очередь, это касается морских портов, через которые осуществляется львиная доля поставок оборудования, материалов и продовольствия в большинство северных регионов страны за исключением Мурманска и Архангельска, расположенных в «углу» западной части российского сектора Арктики. Кроме того, портовая инфраструктура крайне важна для развития судоходства по Северному морскому пути – кратчайшей морской дороге вдоль российского побережья Северного ледовитого океана между Юго-Восточной Азией и Европой. Сейчас грузопоток по этому направлению движется «южным» путем – через Индийский океан и Суэцкий канал. «Северный» маршрут короче «южного» на треть, там нет сомалийских пиратов и простоя судов через перегруженный Суэцкий канал, что позволяет грузоперевозчикам экономить очень существенные деньги за счет топлива, оплаты труда моряков, платы за фрахт судна. Поэтому известная британская контора Ллойда, например, прогнозирует, что уже к 2021 году транзитный грузооборот по Северному морскому пути вырастет в 10 раз - с 1,5 миллионов тонн (2013 год) до 15 миллионов тонн в год. Может быть, и больше. Китай, например, по словам директора китайского Полярного научно-исследовательского института Хуэйгеня Яна, к 2020 году намерен уже до 15% своего гигантского внешнеторгового оборота направлять морским путем вдоль российского побережья Северного ледовитого океана. «Если маршрут будет конструктивно подготовлен, тогда он будет пользоваться спросом, причём огромным», – сказал он прошлой весной в Осло на конференции по перспективам Арктики, организованной журналом «Economist».


Однако, на сегодняшний день портовая инфраструктура в северной части России явно не соответствует масштабам возлагаемых на нее международных и российских надежд. По сути, на протяжении более 8 тыс км у нашей страны есть только два полноценных арктических морских порта – Мурманск на крайнем западе, и Петропавловск-Камчатский на крайнем востоке. Поэтому два года назад на северо-восточной оконечности полуострова Ямал на принципах государственно-частного партнерства начал строиться порт Сабетта, который станет новым опорным портом в центральной части Арктики. Изначально предполагалось, что Сабетта станет узкоспециализированным портом по перевалке на танкера-газовозы сжиженного природного газа (СПГ), который с 2017 года в количестве 16,5 млн тонн в год будет вырабатывать СПГ-завод проекта «Ямал-СПГ», контролирующим акционером которого является НОВАТЭК. Однако, благодаря стараниям ямальских властей, практически сразу порт Сабетта стал рассматриваться в связке со строительством Северного широтного хода (СШХ) – 700-километровой железнодорожной магистрали, которая должна соединить на территории ЯНАО Северную и Свердловскую железную дороги и тем самым обеспечить кратчайший выход к Севморпути миллионам самых разнообразных грузов Урала, Поволжья и Сибири. «За каждый выход к морю, к транспортным артериям все государства всегда платили огромную цену. За доступ к морю через Крым Россия воевала столетиями. За выход в Балтику Пётр Первый построил флот и разгромил шведов. Сегодня для прорыва из транспортной блокады континентального центра России и возрождения Северного морского пути достаточно построить два участка железной дороги: от Надыма до Обской, и от Бованенковского месторождения до Сабетты. В конечном итоге мы получим мощный экономический рывок. Для большинства регионов России. Для десятков отраслей промышленности. Для тысяч предприятий. Для миллионов россиян» - оценивает эффект от подведения к Сабетте железнодорожной магистрали один из главных вдохновителей и реализаторов этой идеи губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин. Подобные настроения сейчас превалируют и в федеральном центре. Минтранс, например, прогнозирует, что, после окончания строительства Северного широтного хода, через порт Сабетта будет ежегодно переваливаться более 70 млн тонн грузов – 32 млн тонн жидких углеводородов и 38 млн тонн сухих грузов. Такими объемами в России сейчас может похвастаться только морской порт в Санкт-Петербурге.


Однако, от Сабетты на запад через пролив Карские ворота до Мурманска – еще почти 3 тыс км. И здесь по-прежнему пока нет ни одного порта, который мог бы осуществлять полноценную поддержку движения судов по Севморпути и служить базой для освоения минерально-сырьевых богатств западной части Арктики. Архангельск, расположенный в глубине материка в Белом море, для этой цели не подходит. Над Нарьян-Марским морским портом, через который завозится 85% грузов в Ненецкий автономный округ (НАО), висит угроза распродажи. «Сегодня собственник порта – «Росимущество», настаивает на продаже порта. Причем, планирует его выставить на торги за 40 млн рублей, в то время, как рыночная стоимость земли, которую занимает порт (16 гектаров) составляет 320 млн рублей. В результате продажи, если она произойдет, регион потеряет важнейшее для него предприятие, которое просто распродадут под застройку коттеджей на берегу Печоры. К сожалению, такие примеры есть в других субъектах» - говорит заместитель главы НАО по вопросам инфраструктурного развития Владимир Бланк.


Нынешнее руководство НАО выступило с инициативой передать порт из федеральной в окружную собственность и готово его «оживить», вложив в модернизацию порта до 500 млн руб из окружного бюджета и привлекая инвесторов для его дальнейшего развития. «Власти региона сделают все возможное, чтобы порт полноценно работал, обеспечивал грузоперевозки - от этого зависит качество жизни людей, реализация инфраструктурных проектов и инвестиционная привлекательность нашего субъекта федерации» - подчеркивает новый губернатор НАО Игорь Кошин. Однако, реанимация и развитие Нарьян-Марского морского порта, при всей безусловной важности этого дела, не решит проблему полноценного портового обеспечения западной части российской Арктики. Хотя бы потому, что этот порт находится на реке – в 80 км от места впадения Печоры в Печорское море.


Поэтому сейчас началась реализация идеи строительства нового опорного арктического порта на побережье Баренцева моря в районе бухты Индига, расположенной аккурат посередине между Мурманском и «входом» с востока в западную часть российской Арктики – проливом Карские ворота. Идея не новая – ей как минимум полвека. Но истинную актуальность она обрела только сейчас. «Проект, который мы хотим осуществить в Индиге, находится в разработке уже 50 лет. Сейчас пришло время создать там мощный российский порт, который обеспечит выполнением многих задач, которые стоят перед Россией» - подчеркнул на заседании высоких представителей государств-членов Арктического совета и государств-наблюдателей, которое недавно прошло в Нарьян-Маре, спецпредставитель президента России по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, известный полярник Артур Чилингаров.


Помимо исключительно выгодного географического положения, бухта Индига не замерзает большую часть года (до нее доходит Гольфстрим) и обладает хорошими глубинами для подхода океанских судов. Кроме того, неподалеку от нее на материковой части Ненецкого АО располагаются Кумжинское и Коровинское газоконденсатные месторождения с запасами газа более 160 млрд кубометров. Но их невозможно разрабатывать, поскольку здесь нет инфраструктуры транспортировки «голубого золота».


Поэтому проект строительства нового российского арктического порта в бухте Индига носит комплексный характер. Так же как и в Сабетте, здесь предполагается построить завод по сжижению природного газа, терминалы по отгрузке СПГ на крупнотоннажные танкера, нефтеналивные терминалы (запасы нефти на материковой части НАО превышают 1 млрд тонн), создать базу для мелкого ремонта флота, участвующего в реализации шельфовых проектов, аварийно-спасательный центр. По мере развития транспортного сообщения порта Индига с «большой землей», грузооборот этого порта может достигнуть 30 млн тонн в год. «В перспективе порт Индига может стать также альтернативной возможностью для соединения Северного морского пути с транспортным коридором Восток-Запад, а также интеграции Ненецкого автономного округа с транспортной сетью России, в частности с Балтийской транспортной системой и направлением железной дороги Воркута – Котлас – Коноша» - убежден глава Ненецкого автономного округа Игорь Кошин.


Базовым грузоотправителем порта Индига на первом этапе станет нефтяная компания «Роснефть», которая, в сотрудничестве с группой АЛЛТЭК, и намеревается строить СПГ-завод на базе Кумжинского и Коровинского газоконденсатных месторождений. Заинтересована она и в развитии самого порта, поскольку «Роснефти» принадлежат 78% лицензий, выданных правительством на разработку углеводородов на шельфах северных морей. Сколько будет стоить строительство нового опорного порта в западной части российской Арктики, станет известно после проведения натурных изысканий и подготовки соответствующего проекта. Например, совокупная стоимость строительства СПГ-завода и морского порта в ямальской Сабетте, осуществляемая на принципах государственно-частного партнерства, составляет более 1 триллиона рублей. Однако, без вложения столь существенных денег должного эффекта от индустриального освоения российской части Арктики не получить. А, как верно сказал один из участников международной встречи в Нарьян-Маре, «если нас не будет в Арктике, значит, там будут другие». Китай, например, уже строит целый флот, способный работать в суровых условиях Арктики. Потому что, Поднебесной, реально, некуда будет деваться, если США и Австралия перекроют Малаккский пролив, по которому сейчас в Китай поступает львиная доля нужных ему углеводородов. Только на Север – на Северный морской путь, и в Арктику – за углеводородами! Поэтому уже сейчас китайцы пытаются договориться с Россией об «особых условиях» движения их судов по Севморпути, а их единственный (пока) ледокол «Снежный дракон» третий год не вылезает из северных морей.

Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

49 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    21 августа 2014 21:33
    Недаром еще в довоенное время наибольшей популярностью пользовалась профессия полярника - а потом уже летчика, военного и т.д. Ушел Вождь - об Арктике как-то не сказать позабыли - но некоторым образом задвинули за сундук.
    В общем, как говорится, быть в Арктике нам деды завещали.
    1. +29
      21 августа 2014 21:44
      Абдулла, не понял крика Вашей души. Довоенное время? Имеется в ввиду ВОВ? В этом случае, все правильно. Первые Герои СССР получили свои заслуги именно за Арктику. Именем одного из них названа улица по которой я каждый день прохожу. А относительно ушел Вождь, и все пропало, заблуждаетесь. И Арктика и Антарктика процветали. До прихода Меченого. Вот этот все порушил. Можете меня порицать, но не люблю я М.С.
      1. +14
        21 августа 2014 21:47
        Кто ж Горбача любит? А,вспомнил-немцы. )) Надеюсь,как в извесных фильмах. ))
        1. +1
          21 августа 2014 23:15
          Цитата: s.cot
          Кто ж Горбача любит? А,вспомнил-немцы. )) Надеюсь,как в извесных фильмах. ))

          ток зря гниду с БОЛЬШОЙ буквы написал...
      2. 0
        21 августа 2014 22:09
        Цитата: EvilCat
        А Первые Герои СССР получили свои заслуги именно за Арктику. Именем одного из них названа улица по которой я каждый день прохожу.


        Конкретно за спасение экспедиции Папанина.
        1. +1
          22 августа 2014 08:52
          Цитата: DV69
          Конкретно за спасение экспедиции Папанина.

          Минус Вам DV69!А еще жирный КОЛ за незнание!
          Не знаете историю молчите в тряпочку.
          Первые Герои Советского Союза действительно летчики, но за спасение экипажа "Челюскин".
        2. 0
          22 августа 2014 12:29
          Кажется, все-таки Челюскина
      3. +3
        21 августа 2014 22:35
        Цитата: EvilCat
        Можете меня порицать, но не люблю я М.С.

        Да Вы, батенька, бооольшой оригинал. laughing
      4. 0
        21 августа 2014 23:10
        Этого п-ра меченого не люблю. А "крик души" в том,что лет 70 назад ИВС не зря исследовал Арктику... А как лысый кукурузник пришел к власти-исследования сократили на порядок. Удивлюсь стратегическому видению руководства тех времен и радуюсь сегодняшним.
      5. Офицер
        +1
        22 августа 2014 07:34
        Не Вы один. Как бывший член той партии, заверяю, что 90% бывших членов той партии его ненавидят. История еще расставит точки над i .
    2. +5
      21 августа 2014 21:48
      В Советское время были такие четкие границы СССР в Арктике, опять же боломут ЕБН ый все попортил, потом еще кадр из нынешних подарил Норвегии огромную акваторию. Хорошо хоть ВВП головой думает
  2. +5
    21 августа 2014 21:33
    взялсиь походу по настоящему!! теперь уж ни шагу назад!! своё никогда не отдадим!!
    1. -4
      21 августа 2014 22:29
      Какой хрен по настоящему! Флота своего нет никакого. Ледоколы старье из прошлого века ВСЕ! Так что практически все придется начинать с нуля.
  3. +6
    21 августа 2014 21:36
    Наиболее эффективно использовать все наши преимущества и нивелировать недостатки,географические, климатические, и любые другие, главная задача для руководства страны, да и нас всех. Тогда Россия поднимется во весь свой могучий рост
  4. ВИКТОР-61
    +5
    21 августа 2014 21:36
    Последнее время с арктикой много связано и дополнительный порт нужен лучше сейчас надо вкладывать финансы чем потом позно будет
    1. +3
      21 августа 2014 21:56
      Уважаемый, я вас очень прошу, сделайте милость, ну научитесь вы уже пользоваться знаками препинания, сколько можно то... Ну невозможно же читать. Смысл ваших комментариев положительный, но вот написание прямо глаза режет.
      1. Shoma-1970
        0
        21 августа 2014 22:04
        Кто хочет, тот поймет и так.
  5. +1
    21 августа 2014 21:37
    Россия-вперёд!
  6. +4
    21 августа 2014 21:39
    Так,промежду прочим,когда на Сахалин мост построят? Если поднять все проэкты,с царских времён-только человеко-часов на 2 моста хватит.А сколько бабла на порты да на паромы ушло-вобще звиздец!
    1. +1
      21 августа 2014 21:50
      Мостик бы в Крыму соорудить, хлопотно паромами..
      1. +1
        21 августа 2014 21:53
        В Крым и без моста скоро ездить будем. ))
        1. 0
          22 августа 2014 05:46
          Мост там всё равно давно нужен.
  7. 0
    21 августа 2014 21:48
    Что ж России надо торопится и вкладывать деньги в строительство северного морского пути.Другого просто не дано.Не быть первыми значит проиграть!
  8. +1
    21 августа 2014 21:49
    Думаю что в ближайшее время будет все и освоение севера и освоение затаенных уголков нашей родины. Приоритеты меняются.
  9. +4
    21 августа 2014 21:54
    С чего все начиналось..Ермак.
    1. +3
      21 августа 2014 22:38
      Цитата: Баракуда
      С чего все начиналось..Ермак.

      Пожалуйчто по-раньше. С Русанова и его Геркулеса.
      1. +1
        21 августа 2014 22:47
        ПРАВ! Тему неохота развивать.
  10. everest2014
    +17
    21 августа 2014 21:54
    Опомнились поздновато, город Певек (портовый город), допустим, стоит с брошенными кварталами. Цены там запредельные на все даже с учетом северного коэффициента зарплат. Там не живут, там выживают. А, говорю я с такой уверенность просто потому, что я там бывал. А. чего стоит федеральная программа переселения северов? Я отвечу сам себе, даже на северную пенсию жить там невозможно. И если старики одиночки начнут вымирать просто из-за неспособности обеспечить себя на эти крохи едой и жильем, то правительство реально впухнет от народного же гнева. Сейчас меня ура патриоты изминусят.

    Из хорошего в Певеке вспомнилось - это праздник городской ... начала навигации. Это когда первый грузовой корабль сквозь льды с хавкой к порту прорвется. Боже мой, боже мой.
    1. +6
      21 августа 2014 21:58
      Кто на Северах был-помолчат грустно,а остальные-пнх.
      1. +4
        21 августа 2014 22:07
        были-знаем.все так и есть.
      2. +7
        21 августа 2014 22:08
        Если в Луганске пулю не поймаю,в планах к весне на Ямал,задницу морозить,просто так.
        "Понаехали" на Родину. Не надо,не все там так запущено.
        1. 0
          22 августа 2014 01:17
          На Ямал куда конкретно? Если не секрет.
          1. +1
            22 августа 2014 07:34
            В Губкинское сначала к брату в гости, а там будем посмотреть.
    2. Shoma-1970
      +2
      21 августа 2014 22:02
      Не бойтесь, пишите, мы Вам минусы не поставим. laughing
  11. +4
    21 августа 2014 21:55
    Север необходимо развивать, уже конкретно назрело !
    И правильная мысль о связи северных портов с материком транспортными инфраструктурами !
    Чтобы не были они просто пересылочными портами, а связывали порты с материком, для транспортировки грузов в любом направлении !
    Вот вам и рабочие места и занятость населения ! Но естественно при соответствующем снабжении и зарплатах.
  12. +1
    21 августа 2014 22:08
    Север давно брошен,где есть нефть и газ ,алмазы и золото-там шевелятся,так что пока это можно сказать забытый и неосваемый край
    1. dzau
      +2
      22 августа 2014 01:05
      шевелятся... молдаване и узбеки

      властям не нужны остатки нас. пунктов, это молчаливая, но целенаправленная политика: умрите сами

      слишком дорого содержать, слишком нерационально поддерживать инфраструктуру, социалку, милиции, больницы, садики - когда можно завезти неск. тысяч рабов в вагончиках: без детей, без жен, без требований к условиям быта, готовых пахать по 12 часов без запоев и выходных

      которым не придется выплачивать социалку с северными надбавками: они даже не граждане
      1. 0
        22 августа 2014 02:26
        dzau"шевелятся... молдаване и узбеки."
        Они шевелятся на стройках и где необходима неквалифицированная раб.сила. К счастью там где мы работаем думать надо и знать.))) А так бы нас давно на китайцев поменяли.)))
  13. pahom54
    +2
    21 августа 2014 22:09
    Я вот как то одного не понял: вроде бы говорится, что порт Нарьян Мар подходит, но Росимущество доказывает, что его надо продать в частные руки за копейки... Это что, опять сердюковщина, только в ином флаконе??? Или новый порт построить дешевле??? А не лучше ли и Нарьян Мар восстановить, и порт в Индиге построить???
    Все равно, насколько я понимаю, вскоре основная добыча углеводородов перекинется в Арктику, так нужно срочно наверстывать то, что прое...али Меченый и ЕБНутый...
    1. +2
      21 августа 2014 22:18
      Цитата: pahom54

      ...Все равно, насколько я понимаю, вскоре основная добыча углеводородов перекинется в Арктику, так нужно срочно наверстывать то, что прое...али Меченый и ЕБНутый...


      По мимо углеводородов, это еще транспортная артерия, которая, при правильном использовании, может стать основным морским путем из Европы в Азию.
      Давайте так же вспомним про БАМ, который так же планируют модернизировать.
      Реализация этих проектов позволит стать России крупнейшей транзитной державой со всеми вытекающими дивидендами.
      Тогда и на северах жизнь наладится.
  14. Belisarios
    +3
    21 августа 2014 22:10
    Ломоносов считал, что фасадом России является Север, Арктика, но вовсе не западная граница.
  15. +1
    21 августа 2014 22:12
    Специалисты холдинга «Швабе» (входит в ГК Ростех) разработали лазерную пушку для резки льда, в настоящее время ведутся её испытания, сообщил в пятницу РИА Новости генеральный директор холдинга Сергей Максин.
    «Мы создали судовой лазер для освоения Арктики. Там сложная ледовая обстановка, при этом работают и платформы, и должны проходить суда. Ставится своеобразная лазерная пушка, ей как стеклорезом надрезается лёд, затем корабль его своим весом продавливает», —пояснил Максин в ходе выставки «Оборонэкспо».
    По его словам, в настоящее время лазерная пушка установлена на ледоколе и проходит испытания. При этом лазер может также надрезать лёд, идущий к стоящим в арктических морях нефте- и газодобывающим платформам, облегчая его раскалывание.
    «Если испытания успешно завершатся, то можно будет ставить лазерные установки на суда облегчённого ледового класса для обеспечения Северного завоза по сибирским рекам, где лёд тоньше. Мы планируем предстоящей зимой провести все испытания и с 2015 года можно ожидать первых поставок», — добавил Максин.
    1. 0
      21 августа 2014 22:19
      Бред. Пушками не пробовали? Гораздо проще.
      1. -1
        22 августа 2014 01:43
        Цитата: s.cot
        Бред. Пушками не пробовали?

        Так стоимость лазерного выстрела, рубли, а из пушки тысячи, вдобавок боезапас проблемы приносит, вес, хранение, перевозка,
        1. 0
          22 августа 2014 02:12
          belay Слов нет...
          1. 0
            22 августа 2014 05:43
            Цитата: s.cot
            Слов нет

            Похоже в ценах на боеприпасы не ориентируешся совсем what , да за счёт чего лазер работает не знаеш. tongue
            1. 0
              22 августа 2014 08:22
              Безусловно,мои познания в квантовой физике,значительно отстают от ваших.Зато знаю что для обслуживания достаточно мощьного лазера нужна отдельная силовая установка.
              1. 0
                22 августа 2014 13:45
                Цитата: s.cot
                достаточно мощьного лазера нужна отдельная силовая установка

                Сейчас большое количества кораблей оборудовано электрогенераторами и электромоторами для привода винтов, помните в светское время слово дизельэлектроход, так просто будут брать с энергоустановки расчитаной на привод винтов, а там мощность тыщи кв, что хватит на лазер мощностью в сотни кв.Дальность работы небольшая в максимум в 150 метров, так что хватит для эфективной работы лазера.
                Пушкам нужно будет очень большой расход боеприпасов, для рейса в сотню км понадобится, несколко, тысяч тонн.
                Та что даже установка отдельной энергоустановки себя окупит.
      2. pahom54
        0
        22 августа 2014 08:23
        для s.cot

        Да вовсе не бред. Только здесь не говорится о том, какое количество энергии нужно этому лазеру. Если энергетическая установка будет заполнять чуть ли не весь корабль, а пушчонка, как у китобоя, на носу, то тогда такой способ преодоления льдов смахивает и на бред.
        Разработки боевых лазеров идут давно, и у нас что-то, кажется на ЧФ, было и испытывалось. Вот и применить боевой в мирных целях, так что это уже далеко не бред и не фантастика...
        1. 0
          22 августа 2014 09:08
          Разработки идут )) И чего добились?-Пилотов на посадке слепить? Как там эту звали,что сосули предлагала лазером срезать.Чушь и бред.
    2. +1
      21 августа 2014 22:39
      Главное не пробиться сквозь лед вперед по курсу, а избежать сжатия льда с бортов судна.
  16. +4
    21 августа 2014 22:23
    Сломали то всё в арктике быстро, а как сейчас восстанавливать? Амдерма,Челюскин, родной Диксон и многие другие посёлки - всё в руинах... А Челенгаров - бумажный полярник,..ка, мягкими словами выражаясь - это вам скажет каждый кто жил и работал в заполярье во времена Союза.
  17. everest2014
    +1
    21 августа 2014 22:46
    Цитата: bubla5
    Север давно брошен,где есть нефть и газ ,алмазы и золото-там шевелятся,так что пока это можно сказать забытый и неосваемый край

    Здрасте, на Чукотке золото, серебро, урановые руды, ртуть, газ, уголь, нефть, металл. Ушлые барыги не могут это освоить по одной простой причине, СССР не успел проложить туда железную дорогу. Не было отстроенно заводов по переработке ресурсов прямо на северах. Жадные хапуги не хотят и не будут вкладываться в проекты строительства железки или строительства перерабатывающих заводов. Доставка водой из северов всех этих ресурсов с замерзающими морями крайне сложная. С другой стороны, когда начнется война за ресурсы у РФ будет жирный козырь в рукаве и не один.
  18. +1
    21 августа 2014 22:59
    СЕВЕР большой. Где Чукотка,Ямал ? Якутия с Дальним Востоком ? Карское , Охотское море ? Не умничаю..просто факт.
  19. +3
    21 августа 2014 23:31
    .......................
    Это безусловно наше море! Оно изучено преимущественно нашими полярниками! Абсолютно уверен что бОльшая часть Арктики принадлежит России.

    Моя бабушка жила в Пивеке, дедушка служил на ледоколе на СМП. И я хочу съездить в те края. И видеть их процветающими! Русскими!
    1. 0
      21 августа 2014 23:40
      Впечатляет, матрасники отдыхают.
  20. +1
    21 августа 2014 23:48
    Наши рулят ! пока еще.
    1. +1
      22 августа 2014 00:06


      Мы всегда рулили и в опыте и в кораблестроении для Арктики. 90-е подкосили. Но надеюсь надеюсь это в прошлом.
      1. +1
        22 августа 2014 01:15
        Мы всегда рулили и в опыте и в кораблестроении для Арктики. 90-е подкосили\\\
        И ведь сколько успевали, и экипаж на подлодке сменить и продукты на Харасавей завести, открыв тем самым круглогодичную навигацию, по моему 77-й год, ну могу и ошиьится.
        1. +2
          22 августа 2014 02:47


          К слову просто скажу -замечательная книга- Константин Бадигин -"На морских дорогах".

          Прочтите кому интересна история Арктики.

          Интереснейшая история событий.
  21. everest2014
    0
    22 августа 2014 00:30
    Цитата: Баракуда
    Если в Луганске пулю не поймаю,в планах к весне на Ямал,задницу морозить,просто так.

    Год работы на нефтянке Ямала позволит тебе братишка без горя домик в Крыму начать громоздить, к Ямалу железку "проклятые красные" сделали.
    1. +1
      22 августа 2014 01:04
      Разочарую вас уважаемый, за годик и на землю под домик в Крыму не зароботать, нынче на СЕВЕРАХ по сравнению с Союзом копейки платят. А земля на юге очень, очень подорожала.
  22. 0
    22 августа 2014 00:31
    Красота.........
  23. MSA
    MSA
    0
    22 августа 2014 00:33
    Тема хорошая и надо ее развивать полным ходом
  24. everest2014
    +1
    22 августа 2014 01:18
    Цитата: тундряк
    Разочарую вас уважаемый, за годик и на землю под домик в Крыму не зароботать, нынче на СЕВЕРАХ по сравнению с Союзом копейки платят. А земля на юге очень, очень подорожала.

    Ты откуда, брат? Я с Анадыря сбежал, греб там свои 35 т.р. как раз хватало на еду и оплату жилья. Нефтянникам платят очень некисло, я с таким в Тайланде бухал, два мерса и всякая лабуда. (угощал он - бутылка вискаря 150 зеленых бумаг) Мы там допились до того что собирались джип мерс угнать, если бы не его жена, то может быть кормил бы тайских вшей в тюрьме.
    1. +1
      22 августа 2014 02:36
      everest2014" Нефтянникам платят очень некисло."
      У нефтяников зарплаты разные.)))Всех грести под одну гребенку нельзя. Есть и 15-20 рублей, есть 28-32.)))И поболее 40-50, 70-80...))) Есть 150-200 рублей.)))И выше.))) Чем выше зарплата тем меньшее количество людей ее получает.))) Медики, милиция, учителя стали нормально получать. Но и у них она не одинакова. Смотря кто и как и где и кем работает. Одно скажу, времена когда лопатой бабло гребли давно прошли. С нашими ценами и квартплатами живем и не шибко богаче чем остальные. Квартиры в ипотеку, машины в кредит все как у людей.)))
  25. everest2014
    0
    22 августа 2014 01:55
    А, вот просто цифирьки для исключения лжи:
    Уровень зарплаты Город Требуемый опыт работы
    от 1 000 до 2 000 USD Ноябрьск не требуется
    Это требуется инженегр без опыта работы.
    http://hh.ru/vacancy/10218095
    Есть еще вопросы?
    1. +1
      22 августа 2014 09:12
      Это страшная зарплата,вы цены на картошку в Ноябрьске приведите.
      1. 0
        22 августа 2014 10:19
        И в Муравленко,для полноты картины.
  26. 0
    22 августа 2014 04:04
    На фотке пароход болгарский)).
  27. Carbon40
    +1
    22 августа 2014 05:24
    Как только к власти приходят олигархи-наступает жопа!
    Люди,отработав 10 лет в Норильске,покупали квартиру,дачу,машину на "материке" и прекрасно жили на северную пенсию.
    Сейчас,в основной массе,люди горбатяться за 35-40 тысяч. Я плачу 7000р. за двушку(ЖКХ) и картошка весной 200р стоила. Зато Прохоров купил комбинат у ебн за 170 миллионов и продал за 12 ярдов.
    Люди стали заложниками Севера,дороже миллиона я свою квартиру не продам,только туалет себе на "материке" куплю.
  28. +1
    22 августа 2014 05:48
    да все замечательно, но почему до сих пор не дана команда на строительство новых и модернизацию старых НПЗ, хватит торговать сырьем, пора сами перерабатывать и торговать готовым продуктом, или для этого вновь нужен очередной "пинок под зад", ох уж эти топ-менеджеры, горе а не управленцы, действительно неуправленцы, потому что неуправляемые лентяи...
  29. 0
    22 августа 2014 05:57
    Название порта "Сабетта" какое-то непонятное, не русское.
  30. +1
    22 августа 2014 06:58
    Цитата: DV69
    Конкретно за спасение экспедиции Папанина.


    Ошибаетесь уважаемый,первых героев летчики получили за спасение людей с ледокола Челюскин,начальник экспедиции Отто Юльевич Шмидт.А Папанин был начальник станции СП на дрейфующей льдине,это было в наше время.Историю то своей страны надо получше знать.
    1. 0
      22 августа 2014 07:52
      У Папанина был "Маузер", от которого он фанател, разбирал и собирал каждодневно. Подбрасывали коллеги детали, прикол такой.
  31. Офицер
    +1
    22 августа 2014 07:48
    Госдума принимает Закон: 10% чистой прибыли всех предприятий нефтегазового комплекса в течении 10 лет направлять на развитие Арктики. Во главу Корпорации по развитию Арктики назначить Абрамовича(у него опыт есть на Чукотке), с правом выезда за ее пределы через 10 лет по результатам работы. ФАНТАСТИКА ??
    1. 0
      22 августа 2014 08:03
      Абрамовичи и Брынцаловы живут только потому,что ВВП разрешил.
      Мы вам позволили,но в случае чего верните. Если нет - камера с удобствами.
      Береза,Ходорковский и т.д. пример несогласных.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»