Ручной пулемет Wiebel M/1932 (Дания)

34
С начала XX века основным ручным пулеметом вооруженных сил Дании был Madsen. Производство этого оружия продолжалось до начала пятидесятых годов, оно использовалось в армиях трех десятков стран. Тем не менее, уже в начале тридцатых годов военные пожелали получить новый ручной пулемет с более высокими характеристиками, соответствующими требованиям времени. Разработка нового пулемета была поручена фирме Dansk Industri Syndikat (DISA), которая в то время осуществляла серийное производство «Мадсенов». Новое оружие получило обозначение Wiebel M/1932.



К новому оружию предъявлялся ряд требований, в первую очередь связанных с габаритами и весом. Поскольку военным требовался новый ручной пулемет для усиления стрелковых подразделений, оружие должно было иметь сравнительно компактные габариты (не больше, чем у другого оружия того времени) и относительно малый вес. Кроме того, требовалось обеспечить удобство эксплуатации и приемлемую огневую мощь. Для решения подобной задачи конструкторам компании DISA пришлось использовать несколько интересных идей, а также разработать новый патрон.

Пулеметы Madsen в разных вариантах предназначались для использования винтовочных патронов нескольких типов. К началу тридцатых годов стало ясно, что мощность подобных боеприпасов избыточна для ручных пулеметов. Винтовочный патрон обеспечивал необходимую огневую мощь оружия, но ухудшал удобство его использования и точность огня. В связи с этим для пулемета Wiebel M/1932 был создан новый патрон 7,7х44 мм.

Этот патрон имел бутылочную гильзу и остроконечную оболочечную пулю весом 7,78 г. Забегая вперед, следует отметить, что пуля пулемета M/1932 имела начальную скорость 660 м/с и дульную энергию чуть менее 1700 Дж. Таким образом, новый патрон был немного меньше распространенных винтовочных боеприпасов и заметно слабее них. При этом мощность боеприпаса 7,7х44 мм была значительно выше, чем у пистолетных патронов. Это позволяет отнести его к классу промежуточных патронов.

С целью максимального облегчения оружия авторы проекта Wiebel M/1932 решили упростить конструкцию, а также уменьшить размеры различных деталей до необходимого минимума. Так, ствольная коробка оружия имела длину порядка 200 мм. На ее передней стенке имелись крепления для ствола и узлов газоотводной автоматики. Нарезной ствол длиной около 520 мм получил оребрение на внешней поверхности для охлаждения во время стрельбы. Под стволом располагались газоотводная трубка и поршень, приводивший в движение затвор оружия. Общая длина оружия с разложенным прикладом превысила 930 мм.

Оружие получило газоотводную автоматику, причем газоотводная трубка (или ее кожух) имела заметно больший диаметр в сравнении со стволом. Газовый поршень при выстреле приводил в движение затворную группу, благодаря чему производилась подготовка к новому выстрелу. Способ запирания ствола неизвестен. Согласно некоторым источникам, использовался поворот затвора. Интересен тот факт, что в крайнем заднем положении затвор касался задней стенки ствольной коробки – настолько плотной была компоновка агрегатов.

Пулемет Wiebel M/1932 получил ударно-спусковой механизм с возможностью выбора режима огня. Поворачивая переводчик огня, расположенный над спусковым крючком, на левой стороне оружия, стрелок мог включить неавтоматический предохранитель, а также переключить УСМ на одиночный или автоматический огонь.

Для питания пулемет должен был использовать отъемные коробчатые магазины емкостью по 20 патронов. Приемное окно ствольной коробки располагалось сразу перед защитной скобой спускового крючка. Рычажок защелки магазина расположили внутри скобы. Стреляные гильзы выбрасывались через окно в правой стенке ствольной коробки.

Оружие оснастили складным прикладом оригинальной конструкции. К задней стенке ствольной коробки на петле крепилась опорная площадка, на которой, в свою очередь, устанавливалась деталь характерной изогнутой формы. На другом ее конце находился затыльник с мягкими подушками для погашения части энергии отдачи. При необходимости приклад можно было сложить влево, уменьшив длину пулемета примерно на 28 см. Под передним срезом газоотводной трубки имелась складная двуногая сошка.

Прицельные приспособления оружия состояли из мушки, расположенной над дулом ствола, и прицела на передней части крышки ствольной коробки.

К сожалению, характеристики оружия неизвестны. Тем не менее, известные сведения об оригинальном патроне 7,7х44 мм позволяют строить предположения возможностях пулемета Wiebel M/1932. Вероятно, они находились примерно на том же уровне, что и характеристики первых автоматов или штурмовых винтовок.

Так или иначе, новая разработка фирмы DISA не заинтересовала датских военных. Известно, что во время испытаний пулемета были выявлены несколько серьезных недостатков, требующих исправления. Кроме того, армия высказала некоторые замечания относительно облика оружия. Разработка первого варианта проекта Wiebel M/1932 прекратилась.

В Национальном военно-историческом музее Дании (г. Копенгаген) хранятся два пулемета Wiebel M/1932. Примечательно, что это оружие с серийными номерами 1001 и 1003 выглядит по-разному и, по-видимому, представляет собой разные версии одного и того же пулемета. Вероятно, после окончания испытаний пулемета базовой версии конструкторы компании DISA продолжили развитие своей разработки, результатом чего стало появление оружия под номером 1003.

Образец №1003 имеет ряд характерных отличий, позволяющий идентифицировать его как переработанный вариант проекта M/1932. Вместо оребрения ствол обновленного пулемета получил цилиндрический кожух с перфорацией для охлаждения. Мушка была сдвинута назад и расположена над узлом крепления сошки. Пулемет получил новый открытый прицел, который был установлен на задней части крышки ствольной коробки. Приклад оружия сохранил общие черты, но его конструкция была серьезно доработана. В частности, мягкие подушки затыльника были заменены деревянными деталями сложной формы.

Пожалуй, самые интересные изменения претерпела система боепитания оружия. Вероятно, военных не устроила возможность использования пулемета Wiebel M/1932 только с магазинами на 20 патронов. На левой стороне ствольной коробки появилось окно для подачи патронной ленты, прикрытое крышкой. Таким образом, при необходимости пулеметчик мог снабдить свое оружие лентой и вести огонь сравнительно длинными очередями.

Подробности судьбы обновленного пулемета M/1932 тоже неизвестны. Однако отсутствие информации о серийном производстве какой-либо модификации этого оружия говорит о том, что военных не заинтересовал и второй вариант проекта. Несмотря на все доработки внешних агрегатов, модернизированный пулемет Wiebel M/1932 сохранил внутренние механизмы базовой модели. В результате он сохранил и основные характеристики, хотя удобство использования и гибкость применения должны были улучшиться за счет ряда нововведений.

Военное ведомство Дании не проявило интереса к новому пулемету компании DISA; не устроил его и проект модернизации. В итоге производство этого оружия ограничилось несколькими экземплярами, использовавшимися в ходе испытаний. До настоящего времени сохранились лишь два пулемета Wiebel M/1932. Оба они являются экспонатами военно-исторического музея в Копенгагене. Войска, в свою очередь, продолжили эксплуатацию освоенных, но устаревающих «Мадсенов».


По материалам:
http://thm-online.dk/
http://world.guns.ru/
http://raigap.livejournal.com/
Попенкер М.Р., Милчев М.Н. Вторая мировая: Война оружейников. – М.: Яуза, Эксмо, 2008
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    27 августа 2014 08:45
    Спасибо за хорошую статью.
  2. padonok.71
    +2
    27 августа 2014 09:49
    Статье плюс, механизму минус. Первый вопрос, глядя на фото - после интенсивной стрельбы, за что его брать, что бы не обжечся? Затвор бъет по коробке - замечательное решение, как для стрелка, так и для оружия. Рычаг "отстрела" магазина внутри спусковой скобы - гениально!
    Короче машинке - фиии....
    1. +2
      27 августа 2014 12:48
      Ну дык есть у меня такие подозрения что такая "водопроводная труба" на месте газоотвода не с проста, либо это кожух, либо, и что на мой взгляд более вероятно, там упрятаны части затворной рамы затвора - вообщем элементы системы запирания, но пока даже по запиранию "предположительно поворотом затвора" нет ясности делать какие-либо выводы преждевременно, как и делать выводы об ударе затвора в заднем положении. А вот патрончик действительно интересный, в разных источниках его обзывают то 7.7Х40 то 7х40, интересно то что появился он на пару лет пораньше чем первые немецкие промежуточные патрончики.
      1. padonok.71
        +2
        27 августа 2014 13:29
        Терзают смутные сомнения, что в "водопроводе" спрятана возвратная пружина. А вообще, что то это все мне B.A.R напоминает. И длина затворной коробки - не похоже на запирание поворотом а похоже на БАРовскую "качалку", только вот верхнего прилива нет.
        Короче, надо со знающими людьми поговорить. Автор молодец - "затравил" и дальше думайте сами.
        1. anomalocaris
          +2
          27 августа 2014 16:32
          Так и есть. Только это перевёрнутый BAR.
    2. +2
      27 августа 2014 17:06
      О! это тоже первое, что мне пришло в голову.
      Даже случайное прикосновение к железу - такие матюги по-датски будут! wassat
      Они забыли о ручке для переноса и о деревянной накладке.
      Да и сменный ствол не зря придумали у пулеметов.
      1. padonok.71
        0
        27 августа 2014 19:04
        Вверните что нибудь о том что: "А вот у нас в цахале!". lol А то как то скучно обсуждение идет.
        Шутка, без обид!
    3. 0
      27 августа 2014 17:12
      - А за сошки, похоже, и брали... вон и на снимке они подходяще повёрнуты... У "Мадсена" 1902 рукоятка тоже отсутствует...
      1. padonok.71
        0
        27 августа 2014 23:54
        А да, согласен. Так многие делают.
  3. +1
    27 августа 2014 18:19
    С 20ю патронами он на пулемет не тянет )
    1. padonok.71
      -1
      27 августа 2014 18:56
      Даники тоже до этого дошли, правда как и до всех "сефферян" доходило долго.
      Пожалуй, самые интересные изменения претерпела система боепитания оружия. Вероятно, военных не устроила возможность использования пулемета Wiebel M/1932 только с магазинами на 20 патронов. На левой стороне ствольной коробки появилось окно для подачи патронной ленты, прикрытое крышкой. Таким образом, при необходимости пулеметчик мог снабдить свое оружие лентой и вести огонь сравнительно длинными очередями.

      Только, думаю, любой нормальный машинман как заправил бы ленту, так и забыл бы о магазинах.
      P.S.: до америкашек, с ихней "минимой", до сих пор не доходит.
  4. padonok.71
    0
    27 августа 2014 18:50
    Цитата: anomalocaris
    Так и есть. Только это перевёрнутый BAR.
    Откуда дровишки? Сколько не искал инфу по этой машинке, ноль. Да проектировали, да испытывали, а что конкретно... Даже чертежика не нашлось.
  5. padonok.71
    0
    27 августа 2014 18:59
    Цитата: voyaka uh
    Да и сменный ствол не зря придумали у пулеметов.

    Ну с магазином 20ой это явно лишнее. Во всяком случае у РПК эта опция (при наличии), была бы явно лишней.
  6. 0
    27 августа 2014 20:37
    Что-то не так в описании энтого агрегата у автора статьи, во первых у Макса Попенкера (который на данный момент пожалуй самый авторитетный россиийский специалист по иностранной стрелковке) в его "войне оружейников", говорится о принципе работы автоматике с полусвободном затвором, во-вторых во всех источниках евонный патрон обозначается как 7Х44 а не 7.7x44


    Далее в датском источнике изображенный в статье пулемет относится к первому образцу, а вот пулемет с оребрением и секторным прицелом как раз ко второму, ни где нет ни слова про ленточное питание, да и если внимательно посмотреть на ствольну коробку то понятно что оно там и не возможно, а крышка с левой стороны либо "технологический лючок" либо что более вероятно и учитывая ширину и длинну прорези под рукоятку взвода - окно для выброса гильз закрытое крышкой.
    1. padonok.71
      0
      27 августа 2014 23:51
      Полусвободный - возможно (патрон, я думаю, позволяет), хотя что то вот тянет на БАР (газоотвод что ли меня смущает). Да и шведцы до сих пор его пользуют.
      окно для выброса гильз закрытое крышкой

      И выброс в "морду лица"? Даники они конечно такие, но не настолько же! Хотя...
      Цитата: gross kaput
      ленточное питание, да и если внимательно посмотреть на ствольну коробку то понятно что оно там и не возможно

      Ну не согласен. Автор пишет о третьем варианте. Коробку можно и попилить, лентопротяг сгородить не сложно, тебе ли не знать hi
      Мутная какая то статейка.
      1. 0
        28 августа 2014 01:04
        И выброс в "морду лица"? Даники они конечно такие, но не настолько же! Хотя...


        Чисто теоретически, фотография могла быть отзеркалена. Тогда выброс гильз вправо, рукоятка взведения слева.
      2. 0
        28 августа 2014 02:24
        Цитата: padonok.71
        И выброс в "морду лица"? Даники они конечно такие, но не настолько же! Хотя...

        Ну если внимательно присмотреться, то можно заметить некую детальку сзадней части "лючка" - вполне возможно что это попружиненный шарнир открывающий штору, но ни как у СТГ44 или М16 - вниз, а назад, в итоге гильзы летят вперед
        Цитата: padonok.71
        Ну не согласен. Автор пишет о третьем варианте.

        Автор много о чем пишет, причем абсолютно безосновательно(не полинился и проверил приведенные им источники), а самое интересное это картинка которую автор разместил - если ее малясь увеличить то понятно что вид с правой стороны не более чем доработанная в фотошопе левая, далее ни какой третьей модели не было есть два образца с серийными номера 1001 и 1003, единственное что соответствует действительности это то что образец с серийным номер 1003 имеет кожух с перфорацией хотя в во всех источниках в интернете он указывается как первый вариант но в датских музейных карточках четко прописаны номера обоих экспонатов, причем в музей оба экземпляра поступили в 1979г. от Вибеля (правда не понятно от самого конструктора или от потомков), а вот ляпов и откровенной халтуры в статье хватает - ни где нет ни слова про ленточное питание, зато говориться про складной приклад (шарнир которого хорошо виден на фотографиях), про газотвод так-же ни где ни слова, зато фигурирует полусвободный затвор, а размеры ствольной коробки и трубища под стволом наводят меня на мысль что конструкция должна быть очень интересной - скорей всего основные элементы затворной группы вынесены как раз под ствол, что позволило уменьшить длинну ствольной коробки. Да, чуть не забыл в музейных карточках данные агрегаты фигурируют не как ручники а как оружие "сходное с современными штурмовыми винтовками"
        так что статье минус "пулемету-автомату" плюс.
        1. padonok.71
          +2
          28 августа 2014 09:49
          Твои "картинки" сильнее моих "картинок".
          А я статье плюс поставил. "Обидно ж, Зин".
          1. +2
            28 августа 2014 10:43
            этоть так можно новую азартную игру придумать - "ваша картинка бита!" fellow
            Да кстати, обрати внимание на каталожные номера на картинках - пулемет с серийным номером 1001 имеет каталожный №ь.5125, а с серийником 1003 каталожный №ь.5127, т.е. если рассуждать логически то вполне вероятно и что и номер 1002 дожил до наших времен и занимает №ь.5126, а вот почему не выставлен х.з. - наиболее вероятно что не имеет он каких-либо серьезных отличий от 1001 или 1003 вот и решили не "дублировать" железяки в экспозиции.
          2. 0
            28 августа 2014 11:43
            вот тебе сильную картинку - такого ты точно еще не видел
            1. padonok.71
              +1
              28 августа 2014 15:31
              Да..... Что это? У него две мушки?
              А вот мой "ответ Чемберлену".
              Заметил?, какой то з.а.с.р.а.н.е.ц минусит нас активно.
              1. 0
                28 августа 2014 18:43
                Цитата: padonok.71
                Да..... Что это? У него две мушки?

                Ну да мушки две, два ствола и один газоотвод, а что это сам не знаю - что-то китайское на тему ZB 26.в китаезком не силен поэтому х.з. что за мутант laughing
                Ну а по твоему чудищу - если мне память не изменяет этоть послевоенная чешская вариация на тему ДТ/ДТМ.
                Ну а по поводу минусов - да я тоже обратил внимание, но мне по большому счету пох, я сюда хожу общатся а не виртуальные плюсики зарабатывать, ну а человечка этого откровенно жаль - видимо по теме сказать ему нечего либо просто знаний не хватает, а сам он чем-то сильно обижен - эй маска имей смелость хоть в интернете проявится!
                1. padonok.71
                  0
                  28 августа 2014 19:37
                  Это уникальный механизм. Чехи уже с него (возможно) "срисовывыли" (маркировку они выбили). После войны с дойчев тащили кто чего мог. По факту - вундервафля из полковых мастерских див. СС "Дас Райх", обр. 45г. Смотрю и удивляюсь, во их "нехват" мм.... трепал.
                  Да за минусильщика - точно подметил. Особенно, заметил, еврейцы тут этим увлекаются. И так важно для них это.
                  1. 0
                    28 августа 2014 19:42
                    Слушай, а патрончик чей? наш или все-же перестволенный под 7,92?
  7. Быстрый
    0
    27 августа 2014 22:28
    Любительский пулемёт(??), рассчитан на 4 очереди по 5 патронов с перекуром между очередями, затем пулемётчик на обед и спать пока стынет (в инструкции написано что бы его не трогали руками до послеобеда), лента ему на фиг не нужна, не сосчитаешь 20 выстрелов - клин, патрон-самопал, любой другой нормальный сразу клинил. Для Дании годится.
  8. +3
    27 августа 2014 22:59
    Для того времени 20-30 патронов магазине как и магазинное питание на ручнике было нормой, (Breda M1930 - магазин 20, BAR M1922 магазин 20, Hotchkiss Model 1922 магазин 20, Lahti - Saloranta L/S-26 магазин 20, MAC M.1924/29 магазин 25, ZB 26 магазин 20. FN model D магазин 20, MG 13 магазин 25, Knorr-Bremse шведский Kg. m/40 магазин 25,Steyr-Solothurn S2-100 магазин 30, Bren магазин 30, только у нашего ДП-27 и английского Льюиса были неудобные блины на 47 патронов но тем не менее все равно магазины.
    Цитата: Быстрый
    20 выстрелов - клин, патрон-самопал, любой другой нормальный сразу клинил

    Это откуда такие сакральные знания? Вам из него стрелять довелось? с учетом того что их всего два штука и те в датском музее оченно сильно сомневаюсь.
    P.S. прежде чем писать чушь не мешало-бы вам мат.часть подучить.
  9. 0
    28 августа 2014 06:09
    Ну и видуха у этого пулемета. Какой то эрзац, будто его в конце 45 г. у немцев клепали.
    С дизайном у них видно хреновато.
    Или одноразовый - пострелял и бросил?
    1. 0
      28 августа 2014 11:00
      Вполне характерный для 20-30х годов дизайн, если вместо складной кочерги добавить деревянный приклад то не сильно он будет по дизайну от ровестников отличатся - или вам планки пикатини по всей тушке нужны? belay
      Опять-же, не забывайте что это даже не предсерийные образцы а опытные агрегаты - при их изготовлении нет смысла заморачиватся на приспособы и специнструмент - дорого и долго, а вот пойдет ли оно в серию или нет неизвестно, поэтому делают по простому на универсальных станках и стандартных инструментах.
  10. 0
    28 августа 2014 23:28
    чей-то меня тоже похулиганить потянуло, убираем сошки, обрезаем ствол и добавляем приклад - получаем вполне себе автомат.
    1. padonok.71
      0
      29 августа 2014 14:49
      Не хватает нормального цевья, рукоятки для переноски. Сошки можно было бы оставить. И вполне себе ни чего, для 40-50х. В то время таких "грамотовин" как грязи было.
      1. +1
        29 августа 2014 16:23
        опять эстетствуешь? tongue
        как тебе такой вариант -
        1. padonok.71
          0
          29 августа 2014 21:20
          Хорош! Один дульный "компенсатор" чего стоит, как будто гризли его. А приклад! А прицел! А ЦЕВЬЕ! С таким чудищем можно и к госзаказу присоседится, главное с ценой определится, думаю начинать надо тысяч с 400. Жалко только "сердитого" нет, то бы...
          А если серьезно, недавно "сотки" новые пришли (обновление стрелковки) - не сильно отличаются. Так ребята не одну не взяли, так и стоят в оружейке, недоразумение.
          P.S.: А сошки то! Сошки!
  11. 0
    29 августа 2014 09:35
    Не могу удержаться от вопроса: Как название по-русски звучит? Не силен в датском, как бы не обидеть конструкторов произношением:)
    1. 0
      29 августа 2014 14:34
      Ви таки, имеете в виду назвать нас полиглотами? Ви меня таки убили, я вас умоляю не надо ругаться нехорошими словами на хороших людей!
      А серьезно Гугл-переводчик в помощь - смотрите транскрипцию.
  12. padonok.71
    0
    29 августа 2014 14:35
    Цитата: gross kaput
    Слушай, а патрончик чей? наш или все-же перестволенный под 7,92?
    Патрончик наш, так далеко боши не лезли. Прицел вот прицепили (кстати Цейс гражданский, довоенный). И все. Снят с битого Хетцера.
  13. 0
    31 августа 2014 20:48
    "Ёмкость" магазина смущает однако.