ТБ-3 – небесный тихоход

82
Поначалу противник очень скептически отнесся к этому самолету. Уже на 4 день войны Гальдер в своем дневнике отметил: «Русские переходят к применению устаревших тихоходных четырехмоторных бомбардировщиков». Запись подразумевала, что дела у советской авиации пошли совсем плохо. Пройдет сравнительно немного времени, и для перехвата ТБ-3 будут привлекать хорошо подготовленных истребителей-ночников. После каждого ночного боя пилоты «Мессершмитов» будут рисовать на своих истребителях отметки об «одержанных» победах, но наступит ночь, и «сбитые» гиганты будут снова бомбить врага. Бомбардировщик шел над целью так медленно, что, казалось, он просто висел в воздухе - «становился на якорь» - и продолжал бомбежку, несмотря на обстрел, равнодушно пропуская через свое гофрированное тело десятки осколков, а иногда даже крупнокалиберные снаряды.

В боевых условиях самолет Туполева показывал настоящие чудеса. Он мог взлетать с перепаханных полей, садиться в снег глубиной до метра. Возил на своей внешней подвеске тяжелые негабаритные грузы – грузовики ГАЗ-АА, артиллерию, танкетки Т-38. Самолет продолжал активно применяться, несмотря на свой возраст, очень активно. К исходу первого года войны появилось большое число экипажей, совершивших по 100 боевых вылетов, а к окончанию Сталинградской битвы некоторые экипажи имели за плечами уже 200 полетов.

Перед нападением Германии на западных границах СССР находилось 4 авиаполка, вооруженных ТБ-3: 7-й тяжелый бомбардировочный авиаполк (ТБАП) на северо-западном направлении – 44 самолета, из них 18 исправных.,1-й и 3-й ТБАП на западном направлении – 94 ТБ-3, помимо этого в районе базирования 3-го ТБАП находилось 14 неисправных машин, 14-й ТБАП юго-западного направления на 1.06.1941 года имел в своем составе 32 исправных самолета и 6 бомбардировщиков в ремонте.

ТБ-3 – небесный тихоход


Основное внимание во время боевой подготовки ТБАП уделялось воздушному десантированию. В 3-м и 7-м ТБАП часть экипажей имела опыт транспортировки тяжелой техники на внешней подвеске. Не обходилось без участия ТБ-3 и перебазирование авиаполков на новые аэродромы, так как самолет обладал наибольшей на тот момент грузоподъемностью. Учились летчики и ночному бомбометанию, экипажи из состава 3-го и 7-го авиаполков имели опыт ночных бомбардировок во время финской войны. В целом боевая подготовка экипажей находилась на достаточно высоком уровне.

Начало войны

Первые ТБ-3 из состава 1-го и 3-го ТБАП вступили в бой уже 22 июня 1941 года, нанеся бомбовые удары по войскам противника. К началу июля все находящиеся на советско-германском фронте авиаполки, вооруженные ТБ-3, участвовали в ночных бомбардировках. В первое время на результатах бомбардировок сказывалось отсутствие осветительных бомб, из-за чего бомбометание проходило практически вслепую.

Несмотря на то, что ТБ-3 не воспринимался в 1941 году в качестве дальнего бомбардировщика (сказывался износ материальной части, вместе с эксплуатационными ограничениями), в качестве первых задач перед ним были поставлены именно дальнебомбардировочные. В ночь на 24 июня ТБ-3 из состава авиации Западного фронта нанесли бомбовые удары по транспортным узлам на территории Польши: Бяла-Подляска, МалкинаТура, Острув, Седлец, Цехоновец. С началом войны в дело активно пошел бомбовый запас, созданный на складах еще в мирное время. Так, к примеру, 7-й ТБАП имел запас бомб для решения всех возможных боевых задач – от уничтожения мостов до поражения объектов по площадям. Вместе с этим 1-й и 14-й авиаполки имели машины, оборудованные старыми двигателями, и в основном должны были использоваться в качестве транспортно-десантных самолетов. 14-й ТБАП перед войной даже был переименован в «десантно-бомбардировочный», с упором на первое слово. Некоторые его самолеты встретили войну разоруженными, поэтому выполняли роль транспортников и занимались разбрасыванием агитационных материалов в тылу немецких войск.



О хаосе и неразберихе в первые дни войны на Западном фронте известно достаточно много. Связь работала очень неустойчиво, штабы не имели свежих разведданных, а если получали их, то чаще всего уже устаревшими, из-за быстрого продвижения немцев. Наиболее невезучим оказался 3-й ТБАП. Абсурдные приказы командования терзали его с первого дня войны. Так, днем 23 июня полк потерял 1 из 4 ТБ-3, которые были посланы на… разведку немецких танковых колонн. В результате уже к 30 июня 1941 года полк потерял 11 бомбардировщиков, причем 7 из них были сбиты огнем истребителей.

Многие из нас знакомы с известным романом Константина Симонова «Живые и мертвые» и прекрасно помнят эпизод с уничтожением группы ТБ-3 немецким истребителем. Описанное в романе в деталях повторяет случай, произошедший 10 июля 1941 года возле Житомира. В тот день 12 ТБ-3 из состава 14-го ТБАП вынуждены были вылететь на бомбардировку без прикрытия истребителей и в районе цели были атакованы парой «Мессершмитов» Bf 109. Один из них удалось сбить огнем с бомбардировщиков, но второй истребитель продолжил атаки и уничтожил 7 бомбардировщиков, экипажи которых спаслись на парашютах. Описанное Симоновым имеет сходство и со случаем на Западном фронте, который произошел 29 июня 1941 года в районе Бобруйска. В тот день 3-й ТБАП получил приказ о проведении бомбардировки с сильным запозданием и не успевал вылететь до рассвета. Выпускать самолеты в воздух в дневное время было неразумно и опасно, но под нажимом "сверху" взлет был произведен утром. Над объектом бомбометания самолеты появились при ярком солнце. После бомбежки самолеты отправились назад маршрутом, проложенным, видимо, по привычке, над населенными пунктами, занятыми немцами. Самолеты были вычислены и один за другим сбиты.



К счастью, два этих случая являются исключением. При этом прискорбно, что случай, описанный в романе, в целом правдивый, позднее стал догмой, которая сформировала у общественного мнения образ нерационального использования ТБ-3 в военное время, а также выступил свидетельством работы всей советской бомбардировочной авиации в 1941 году. Днем врагом для ТБ-3 становился любой вражеский самолет, даже бомбардировщик. При этом значительная часть экипажей была подготовлена к ночным боевым полетам, поэтому необходимости в дневных вылетах не было никакой. К счастью, высшее командование достаточно быстро смогло уяснить это, и ТБ-3 стал совершать боевые вылеты исключительно ночью. Таким образом, в 1941 году самолет на длительное по военным меркам время оказался в относительной безопасности.

Тактика боевого применения

Тактика боевого применения ТБ-3 в годы войны строилась с учетом максимального использования его положительных качеств, а также активности ПВО немцев на том или ином участке фронта. Выход к цели производился на разных высотах, с разных направлений и с задержкой по времени.

На этих бомбардировщиках летали преимущественно «старые» экипажи, обладающие солидным опытом, который позволял им уверенно выходить на цель, придерживаться курса и понимать сигнализацию штурмана о поправках «без слов», так как большинство ТБ-3 не имели внутренней системы связи. Высокой точности бомбометания удавалось добиться за счет очень низкой скорости полета (крейсерская скорость 182 км/ч) и хорошего обзора из кабины штурмана. При этом большая бомбовая нагрузка (нормальная - 2000 кг, максимальная - 5000 кг) допускала использование на ТБ-3 всех имеющихся типов бомб, в различных сочетаниях. По прошествии первого года войны командующие фронтов подчеркивали, что ТБ-3 полностью оправдал себя как ночной бомбардировщик.



Основными для него стали крупногабаритные и площадные цели: скопления войск противника, ж/д станции, аэродромы. При ударах по ним использовались в основном бомбы крупного калибра (250-500 кг), которые способны были уничтожить цель не только прямым попаданием, но и взрывной волной. Для большей поражающей способности вместе с фугасными применялись осколочные, зажигательные бомбы и РРАБы (ротативно-рассеивающие авиабомбы, прообраз кассетных боеприпасов), которые снаряжались стеклянными шариками КС. Площадь поражения, которая накрывалась выброшенными центробежной силой из РРАБ шариками, достигала 1 га или более, в зависимости от высоты сброса. Недостатком этих бомб являлось то, что часть стеклянных шариков сталкивалась еще в воздухе и воспламенялась до падения на землю.

Это может показаться странным, но прицельная стрельба из зенитных орудий по ТБ-3 показала свою полную неэффективность. В этом проглядывалось даже что-то мистическое. Корабль, высвеченный лучами прожекторов и подвергавшийся зенитному обстрелу, продолжал оставаться в воздухе, сбрасывал бомбы и не собирался падать. В немецких частях, которые подвергались налетам ТБ-3, даже прошел слух о том, что самолет защищен сильным бронированием. Конечно же, ни о каком бронировании и речи не было. Спасением воздушного судна была его малая скорость, на которую не были рассчитаны крупнокалиберные немецкие зенитки. Повторялась ситуация с бипланом У-2, кроме того, следует учесть, что некоторые летчики при подходе к цели приглушали моторы и скорость самолета не превышала 145 км/ч.

Больше всего ТБ-3 беспокоил заградительный огонь, когда снаряды рвались хаотически на разных высотах, а уберечься от их разрывов было очень сложно. Но и в этой ситуации машину спасало то, что она имела минимальное количество электро- и пневмоагрегатов, поэтому многочисленные осколочные повреждения были для нее не критичны. Помимо этого самолет выручала большая прочность конструкции планера.



Куда большую опасность для самолета представляла скоростная МЗА. Огонь скорострельной артиллерии вынуждал экипажи ТБ-3 прибегать к бомбометанию с высоты более 2 км, но и здесь у ТБ-3 оставался козырь перед другими бомбардировщиками – малая скорость полета, которая уменьшала разброс бомб.

Также для снижения эффективности зенитного огня при подходе к цели экипажи старались придерживаться некруглых высот. Расчет был сделан на то, что дистанционные трубки, устанавливаемые в крупнокалиберных зенитных снарядах на круглую высоту, не дадут им взорваться даже при прямом попадании в самолет. Помимо этого для обмана зенитчиков и истребителей противника летчики зажигали подвешенные под крыльями посадочные ракеты «Хольт». Яркое пламя ракет создавало иллюзию того, что самолет горит и зенитчики прекращали огонь.

Несмотря на скептическое отношение к тихоходному гиганту, которое преобладало в преддверие войны даже в советской армии, ТБ-3 показал себя очень достойно и внес существенный вклад в победу. Неслучайно самолет не был списан с боевой работы и после войны. Экипажи 52-го Гвардейского полка продолжали выполнять на этих машинах планы учебно-боевой подготовки до осени 1946 года.

Использована материалы статьи «Боевой cчет ТБ-3» Владимира Раткина, журнал Мир Авицаии №2 1997 г.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

82 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. avt
    +21
    28 сентября 2013 09:59
    good Старичек себя при правильном применении показал очень сильно как ночной бомбер и транспортно - десантный . Читал воспоминания летчика на нем воевавшего аж до 43го ,Решетников если память не изменяет . +
    1. +13
      28 сентября 2013 12:03
      Цитата: avt
      Старичек себя при правильном применении показал очень сильно как ночной бомбер и транспортно - десантный . Читал воспоминания летчика на нем воевавшего аж до 43го ,Решетников если память не изменяет . +


      Приветствую hi .
      При всем уважении к автору - статья куцая.
      ...Начало войны
      Первые ТБ-3 из состава 1-го и 3-го ТБАП вступили в бой уже 22 июня 1941 года, нанеся бомбовые удары по войскам противника...
      и это все? request

      ТБ-3
      боевое применение


      ТБ-3 впервые приняли участие в боевых операциях летом-осенью 1937 г. Действовали против «врага внутреннего» — басмачей на Памире. Для поддержки операций пограничников и частей Красной Армии тогда привлекли 30 Р-5 и три ТБ-3. Последние осуществляли перевозку людей и грузов в труднодоступные районы.
      А первой войной, на которую попали эти машины, оказалась японо-китайская. В отличие от истребителей И-16 и И-15бис и бомбардировщиков СБ, на значительной части которых должны были воевать советские летчики, ТБ-3 предназначались для эксплуатации китайцами. Наши экипажи выступали только в роли перегонщиков и инструкторов.
      Советские опознавательные знаки закрашивали уже в Алма-Ате, после чего на плоскости и фюзеляж наносили белые двенадцатилучевые звезды на голубом фоне, а на руль направления бело-голубую «зебру» — четыре синих и три белых горизонтальных полосы.
      По своему прямому назначению тяжелые бомбардировщики китайцы не использовали. Вместе с купленными еще до войны в Италии S.72 они перевозили людей и грузы.
      Первые настоящие боевые цели ТБ-3 пришлось поражать на родной земле. Летом 1938 г. они участвовали в боях у озера Хасан на Дальнем Востоке. В конце июля японцы заняли позиции на сопках Заозерная и Безымянная на советской стороне границы. Чтобы выбить их ТБ-3 с моторами М-34 готовы к взлету оттуда, сосредоточили части Красной Армии, которые поддерживали 250 самолетов. В их число вошли 60 ТБ-3 под командованием А.В. Коновалова. Вечером 6 августа вся эта армада обрушилась на траншеи, артиллерийские батареи и тылы японской группировки. ТБ-3 шли в первой волне.
      Это был первый и единственный случай, когда четырехмоторные гиганты применялись так, как было первоначально задумано — днем, большими группами, с залповым бомбометанием из плотного строя со средних высот, при полном господстве в воздухе.
      ТБ-3 применялись и на Халхин-голе. Правда, их там было немного. Поначалу все ТБ-3 на Халхин-голе служили как транспортные, но когда советско-монгольские войска начали подготовку к наступлению, ТБ-3 из Обо-Сомона перешли на роль ночных бомбардировщиков. Бомбометание преследовало цель психологического изматывания противника, а иногда — шумовой маскировки перемещений войск на нашей стороне. о в целом опыт ночного применения ТБ-3 оказался достаточно успешным.
      Едва закончились бои в Монголии, как ТБ-3 вновь оказались на передовой.
      1. +13
        28 сентября 2013 12:06
        17 сентября 1939 года Красная Армия перешла границу Польши. Для этой операции собрали большие силы авиации. В приграничных Белорусском и Киевском военных округах насчитывалось 157 ТБ-3, но техника была порядком изношена, и боеспособной являлась примерно половина от этого количества самолетов. На ТБ-3 возлагались исключительно транспортные функции. Темпы продвижения Красной Армии намного превышали запланированные, и передовые отряды далеко оторвались от баз снабжения. Вот тут и пригодились ТБ-3.
        Так, для конно-механизированной группы им. Дзержинского, двигавшейся на Гродно, самолеты 3-го тбап в течение четырех дней, с 20 по 24 сентября, сбросили на парашютах или доставили посадочным способом 100 т горючего. Сам штаб ВВС Белорусского фронта после перебазирования в Волковыск 18 суток кормился продуктами, сброшенными на парашютах. На Украинском фронте подобными же перевозками занимался 14-й тбап. Он доставлял людей, боеприпасы, продовольствие. Операции в Польше закончились к середине октября.
        Уже в конце октября закончившие польскую кампанию части ВВС начали перебрасывать в Ленинградский военный округ. Через месяц началась война с Финляндией. В ней тоже не обошлись без ТБ-3.
        Поначалу четырехмоторные гиганты вылетали на бомбометание днем, под прикрытием старых истребителей И-15бис. Бомбили населенные пункты, железнодорожные станции, заводы. Но в районы активной деятельности финских истребителей их старались не пускать — применяли в основном на второстепенных участках фронта. Так, в полосе 9-й армии до января 1940 г. вражеских самолетов вообще не видели.
        Однако по мере повышения мастерства финских зенитчиков и летчиков-истребителей, пополнения авиации противника более современными типами машин, самолеты Туполева все больше переходили на «ночной образ жизни». Как ночные бомбардировщики четырехмоторные гиганты использовались до конца боевых действий. В частности, их применяли в период прорыва линии Маннергейма. Они сбрасывали на укрепленные районы бомбы по 250, 500 и 1000 кг. Но в целом они совершили больше вылетов на транспортные перевозки, чем на бомбометание. В условиях зимы и бездорожья авиация зачастую оставалась единственным средством снабжения войск на передовой.


        На фото:

        И.В. Сталин лично осматривает бомбардировщик ТБ-3.
        1. +7
          28 сентября 2013 12:12
          Особенно большую роль самолеты сыграли в обеспечении 54-й стрелковой дивизии, отрезанной финнами от своих. 45 дней она снабжалась только по воздуху. Все грузы перебрасывались на СБ и ТБ-3. Последние оказались для подобных операций гораздо выгоднее. Проход ТБ-3 на малой высоте на виду у противника являлся самой опасной частью задачи, и именно операции по снабжению окруженных частей внесли наибольший вклад в потери ТБ-3. Один поврежденный ТБ-3 вынужденно сел у командного пункта 54-й дивизии, экипаж остался жив. Другой не дотянул до своего аэродрома и сел в лесу: один член экипажа погиб, двое были ранены. Еще две машины получили сильные повреждения.
          13 февраля самолет 7-го тбап был поврежден зенитной артиллерией после выброски грузов. Бомбардировщик сел на лед замерзшего озера. Финские солдаты бросились к машине. Ее экипаж принял бой. В живых остались только двое раненых, которых взяли в плен. Сам бомбардировщик добили минометным огнем.
          Предвоенные годы, когда регулярно проводились учения с участием воздушно-десантных войск, принесли свои плоды. В ходе присоединения к СССР Прибалтики и Бессарабии были высажены крупные десанты в боевой обстановке. И высаживали их с ТБ-3.
          В Литве и Латвии действовала 214-я воздушно-десантное бригада (вдб). 16 июня 1940 г. 63 ТБ-3 перебросили на аэродром под Шауляем первую волну десанта — 720 человек. Бомбардировщики эскортировали истребители двух эскадрилий 17-го истребительного полка (иап). Каждый самолет брал 16-24 человека плюс два-три мешка ПДММ. Перевезли также 160 пулеметов и 36 минометов. От Шауляя десантники двинулись на броне танков в Латвию.
          ТБ-3 также обеспечивали снабжение механизированных колонн, рванувшихся от границ в глубь Латвии, Литвы и Эстонии. При этом перевезли 1983 человека и 768 т грузов, 402 т пришлось сбросить с парашютами.
          При подготовке подобной же операции в Бессарабии в июне 1940 г. на усиление ВВС Киевского и Одесского военного округов перебросили 1-й (из Минска в Гоголев), 3-й (из Реблиц в Борисполь), 7-й (из Реблиц в Борисполь и Одессу) и 14-й (из Палестины в Борисполь) тбап. Всего в них насчитывалось 136 ТБ-3.


          На фото:

          Тяжелые бомбардировщики ТБ-3 и многоцелевые самолеты Р-6 (правее) на аэродроме. Наличие в кадре Р-6 дает основание предположить, что снимок сделан на аэродроме одной из воздушных армий особого назначения (АОН), начавшихся формироваться в 1937 г. В 1940 году, после советско-финской войны, АОН были преобразованы в дальнебомбардировочную авиацию. Самолет на переднем плане и борт «2» — модификация ТБ-3-4М-17, светлый на заднем плане — вероятно, ТБ-3-4М-34.
          1. +7
            28 сентября 2013 12:14
            Первоначально командование Южного фронта (располагавшее 201-й, 204-й и 214-й вдб) планировало организовать один крупный десант в районе Тыргу-Фрумос, в 20 км от Ясс, перекрыв крупный узел дорог, чтобы воспрепятствовать эвакуации материальных ценностей. Десант должны были высаживать 120 ТБ-3, которые предполагалось прикрывать пятью полками истребителей.
            Реально же по обстановке высадили два десанта. 29 июня состоялась высадка в районе Болграда. С рассветом к выбранной площадке направили два Р-5 для доразведки. За ними вылетели 99 ТБ-3, взявшие на борт 1436 человек. До места долетели 97 самолетов, два совершили вынужденные посадки из-за неполадок. Площадка была мала для посадки ТБ-3, поэтому десант выбросили на парашютах. Сильный ветер при приземлении вызвал несколько несчастных случаев. Один боец погиб (зацепился куполом за стабилизатор бомбардировщика), еще один получил сотрясение мозга и потом умер в госпитале, пятеро сломали ноги.
            К следующему дню Болград был полностью захвачен бойцами 204-й вдб. Один батальон двинулся на Кагул и после небольшой перестрелки с румынами у Рени занял город.
            Второй десант состоялся 30 июня. 44 ТБ-3 комбинированным способом перебросили в Измаил 201-ю вдб. Бригаде поставили задачу взять город, перекрыть дороги и помешать уходу пароходов из порта.
            Десант предполагался посадочным. К цели вышли 43 самолета, один отстал и заблудился. Площадка была маловата для ТБ-3, но летчики решили рискнуть. Сели 12 машин, но три из них получили повреждения и загромоздили посадочную полосу. Тогда начали выброску с парашютами. С ранее севших бомбардировщиков высадились 240 человек, выгрузили автомобиль-пикап и груз. 509 десантников приземлились на парашютах. Жертв не было, один боец сломал ногу, и еще десятеро получили легкие травмы. Два ТБ-3 возвратились на базу гружеными: на одном везли радиоаппаратуру, которую нельзя было сбрасывать, а на другом летела музкоманда, которая, как оказалось, с парашютами прыгать не умела.


            На фото:

            Экипаж бомбардировщика ТБ-3 21-й отдельной тяжелой бомбардировочной авиаэскадрильи. На обороте снимка надпись:

            «На память дорогому другу Толе Литвиненко от Саши Свечникова
            Боевой экипаж №2 который громит фашистскую сволочь
            Надеюсь Толя ты тоже не отстаешь
            Экипаж этот ты знаешь.
            Кесова Гора
            25.11.41 г.
            Саша.»
            1. +6
              28 сентября 2013 12:17
              На 22 июня 1941 года в строю советских ВВС имелось 516 ТБ-3. Еще 25-ю машинами располагала морская авиация. Находясь на относительно удаленных от границы аэродромах, эти машины избежали катастрофических потерь от первых немецких ударов. В итоге на начальном этапе войны они составляли довольно значительную часть бомбардировочной авиации, участвовавшей в боевых действиях.
              В условиях превосходства немцев в воздухе тихоходные гиганты были весьма уязвимы днем, но довольно успешно работали в темное время суток. Уже в ночь на 23 июня первые тяжелые бомбы обрушились на немецкие танки. Самолеты 3-го тбап без потерь нанесли удар по войскам противника в районах Сейма, Сопоцкина, Радина и Венгрова. На следующую ночь 1-й и 3-й тбап фугасными и кассетными бомбами атаковали немецкие аэродромы в Сувалках, Можедове, Бяла-Подляске и Остроленке.
              Но ТБ-3 поначалу летали и днем. Дело в том, что основными целями вскоре стали наступающие войска немцев, а обнаружить и поразить эти цели ночью непросто. В ходе дневных вылетов, совершавшихся тогда обычно без прикрытия (не хватало истребителей), тяжелые бомбардировщики несли большие потери, особенно при бомбометании с малых и средних высот. Так, днем 26 июня три ТБ-3 попытались разбомбить переправу через Березину — и все были сбиты. Правда, ночью летчики 1-го тбап все-таки выполнили эту задачу. Постепенно ТБ-3 переключились на операции только под покровом темноты. Они действовали на коммуникациях немцев восточнее Минска, на фронте под Могилевом, Галичем и Смоленском. В ночь на 12 июля 1-й и 3-й тбап организовали глубокие рейды на тыловые аэродромы противника. Неожиданность этого налета дала возможность нанести большие потери немецким бомбардировщикам. Интенсивность боевых операций была очень высока для машин такого класса. 30 и 31августа ТБ-3 совершили до трех вылетов за ночь!
              Ночные полеты требовали более высокой подготовки экипажей и лучшего навигационного оснащения. При облачности становилось очень трудно найти цель, а в ясные лунные ночи тихоходные ТБ-3 становились уязвимы для зенитной артиллерии. Радиополукомпасы по-прежнему являлись редкостью, так же, как и специальные ночные бомбовые прицелы.
              Бывали случаи, когда самолеты долго блуждали, пытаясь восстановить ориентировку. 13 июля машина из 3-го тбап по ошибке начала бомбить Можайск, была атакована и сбита своими истребителями. Самолет взорвался в воздухе, экипаж погиб.


              На фото:

              Стрелки советского бомбардировщика ТБ-3 с турелями Тур–6 для 7,62-мм спаренного авиационного пулемета ДА-2 (Дегтярев авиационный).
              1. +6
                28 сентября 2013 12:28
                ТБ-3 оказался очень «живучей» машиной. Ее прочный и надежный планер обладал способностью держаться даже при весьма значительных боевых повреждениях. На родной аэродром иногда спокойно возвращался бомбардировщик с метровой дырой в обшивке. Четыре мотора, два пилота, огромное крыло с хорошими планирующими качествами держали машину в воздухе. Даже при весьма «суровых» вынужденных посадках на лес, пни, рвы, экипаж обычно оставался жив. Основной опасностью являлись пожары — бензобаки на ТБ-3 не протектировались и не имели системы наддува нейтральным газом.
                За счет притока подкреплений из тыла количество гофрированных гигантов на фронте, несмотря на потери, не уменьшалось, а увеличивалось. В тылу из поспешно отремонтированных машин формировали новые части. Из собранных «с бору по сосенке» ТБ-3 в Нежине в конце лета сформировали целый полк тяжелых бомбардировщиков — 325-й.
                Авиация Черноморского флота использовала в боевых действиях систему «Звено—СПБ». Для этих целей в начале войны восстановили оборудование на шести ТБ-ЗРН 18-го транспортного отряда и 12 И-16 32-го иап. Их применяли по целям, которые трудно было поразить другими способами из-за их удаленности или насыщенности средствами ПВО. Первым стал налет на Констанцу 1 августа 1941 года Два ТБ-3 примерно в 40 км от цели сбросили по паре И-16. Истребители подожгли нефтехранилище и благополучно приземлились на промежуточном аэродроме под Одессой. В ходе второго налета на Констанцу были повреждены несколько судов в порту, но из шести истребителей назад вернулись только два. Наиболее известной стала операция против хорошо защищенного Черноводского моста через Дунай. Его бомбили дважды — 11и 13 августа. В первый раз удалось повредить центральный пролет и перебить шедший через мост нефтепровод. Во втором случае бомбы нанесли повреждения опорам моста. 18 сентября одним «Звеном» были выполнены два вылета против понтонного моста через Днепр у Каховки, в результате чего две ФАБ-250 попали в переправу.
                1. +4
                  28 сентября 2013 12:30
                  Позднее удары наносились по нефтеперегонному заводу в Плоешти и плавучему доку в Констанце. Когда немцы подошли к Перекопу, «Звенья» привлекли к атакам и ближайших целей, в частности, механизированных колонн. Операции продолжались до осени 1942 г., когда из-за большой уязвимости носителей использование СПБ прекратили.
                  Но вернемся к первым месяцам войны. ТБ-3 играли большую роль и как транспортные самолеты. По ночам с них выбрасывали разведывательные и диверсионные группы в тылу врага. За август 1941 года только 1-й тбап доставил за линию фронта 164 парашютиста. Привлекались самолеты этого типа к снабжению окруженных частей, причем иногда приходилось летать днем и без прикрытия. Так, в июле 1941 года десять ТБ-3 сбрасывали боеприпасы в районе Гомеля. Их атаковали немецкие истребители. Бомбардировщики выстроились в оборонительный круг, снизившись почти до земли. Местность была открытой, и пилотам удалось держаться на высоте порядка 50 м. В том бою стрелки полностью истратили патроны, но почти все атаки удалось отразить — немцы сбили лишь один самолет, остальные благополучно вернулись на базу.
                  За первые пять месяцев 1941 года тяжелые бомбардировщики перевезли на Западный фронт 2791т грузов и 2300 человек. Во время боев под Орлом самолеты из Ярославля перебросили части 5-го воздушно-десантного корпуса. Вместе с военными ТБ-3 в этом мероприятии приняли участие их гражданские «собратья» Г-2 (те же ТБ-3, только разоруженные). Когда советские войска попали в «котел» под Вязьмой, авиация снабжала их боеприпасами, продовольствием и горючим.
                  Большой вклад внесли ТБ-3 7-го тбап, 39-й тбаз и транспортной эскадрильи Балтийского флота в организацию «воздушного моста» в Ленинград. Чтобы увеличить полезную нагрузку, с бомбардировщиков сняли бомбодержатели, стремянки, часть оборудования. Впрочем, внешние бомбодержатели пригодились — на них возили танковые моторы. ТБ-3 брал четыре двигателя весом по 650 кг каждый. Обратными рейсами доставляли из Ленинграда эвакуируемых.
                  В ноябре 1941 года самолет старшего лейтенанта А.И.Судакова вез из Ленинграда 20 женщин и детей. Над Ладогой летевший без прикрытия самолет атаковала пара «мессершмиттов». Возник пожар в правой плоскости, был убит стрелок-радист Дадыкин, тяжело ранен второй пилот Петров. Поврежденный бомбардировщик с трудом сел на лед у «дороги жизни».
                  1. +5
                    28 сентября 2013 12:32
                    Четырехмоторные «старички» приняли участие и в битве под Москвой. В ВВС Западного фронта на 25 сентября 1941 года имелось 25 ТБ-3 — около 40% всех имевшихся там бомбардировщиков. Вообще с сентября численность самолетов этого типа на фронте начала падать — сказались большие потери. На 22 октября в строю дальней авиации оставались 92 ТБ-3. Но относительные потери ТБ-3 были меньше, чем у ДБ-3, и к концу ноября они составляли еще до трети ее парка.
                    Бомбардировщики работали исключительно по ночам. Так, в ночь с 9 на 10 октября самолеты 1-го и 3-го тбап бомбили скопление механизированных войск немцев у станции Угрюмово (южнее Юхнова), на следующую ночь — юго-восточнее Вязьмы. Потом целями стали знакомые аэродромы в Боровском, Шаталове, Орше. Летали «на коротком плече», базировались близко от передовой и постоянно отступали. Площадки одна за другой доставались немцам, иногда вместе с самолетами, не успевшими улететь.
                    7 октября произошел курьезный случай. Разведывательно-диверсионный батальон ненадолго отбил у немецких мотоциклистов аэродром Мальцево и нашел там три ТБ-3, брошенных 1-м тбап. Возник вопрос, что с ними делать, ведь мотоциклисты являлись только авангардом, а против основных сил противника батальону долго не устоять. Два самолета сожгли, а на третьем взялся лететь инструктор парашютно-десантной службы старший лейтенант П.Балашов. Он учился в аэроклубе и когда то пилотировал легкий самолет. Вместе с разведчиками на аэродром вернулся техник бомбардировщика Кравцов. Вдвоем они подняли ТБ-3 в воздух и благополучно привели его в Тушино. Сел Балашов с пятого захода, но ведь он никогда ранее не брался за штурвал такой громадины!
                    Для компенсации потерь в действующую армию направляли уже изрядно потрепанные бомбардировщики (как правило, с моторами М-17Б или М-17Ф) из различных авиашкол. Так, в октябре 1941 года в Челябинской школе стрелков-бомбардиров сформировали отдельную эскадрилью ТБ-3, которой командовал капитан В.Н. Зайцев. В ноябре ее направили на Западный фронт.


                    На фото:

                    Пилот советского бомбардировщика ТБ-3 страший сержант Владимир Дмитриевич Сердюков. 861-й бомбардировочный авиаполк, 244-я бомбардировочная авиадивизия.
                    1. +4
                      28 сентября 2013 12:35
                      В начале 1942 года имел место единственный случай боевого применения радиоуправляемого ТБ-3. В декабре предыдущего года имелись две «торпеды» и два самолета управления. Один комплект из ТБ-3 и командного ДБ-ЗФ находился в Иванове, полностью готовый к использованию. Второй, где в качестве самолета управления выступал СБ, доводился на базе 81-й авиадивизии в Казани. В январе 1942 г. «торпедой» попытались разрушить железнодорожный узел в Вязьме. Однако цель поразить не удалось. По одной версии, приемную антенну ТБ-3 перебило осколком зенитного снаряда, по другой — она сорвалась из-за обледенения. Самолет ушел в глубокий тыл противника и упал после выработки горючего. Вторая «торпеда» сгорела позже в Казани на аэродроме — в нее врезался другой самолет.
                      В 1942 г. ТБ-3 сослужили свою службу и в наступлении. В январе их использовали для высадки десантов южнее Вязьмы (два батальона и один полк), а затем под Юхновом. Для этого сосредоточили 40 ПС-84 и 22 ТБ-3. На переброску всех выделенных сил им потребовалось четверо суток при двух-трех вылетах в день.
                      В том же месяце в Краснодаре сформировали транспортную группу особого назначения майора Поликарпова. Основу ее составили машины 250-го тбап, переброшенные из Забайкалья. Их пополнили самолетами, прибывшими из разных мест, даже из Монголии. Всего набрали 28 ТБ-3 разных модификаций. В ночь на 25 февраля самолеты впервые сбросили грузы партизанам Крыма. На земле подобрали более ста парашютных мешков с боеприпасами и медикаментами, выброшенными с трех ТБ-3. Затем два месяца самолеты группы Поликарпова летали в тыл врага.
                      1. +4
                        28 сентября 2013 12:37
                        С мая 1942 г. эстафету снабжения партизан принял 325-й тбап. Майор Жмуров даже попытался сесть на своей огромной машине на маленькую площадку в горах. Сесть самолету удалось, а взлететь — нет. Уже оторвавшийся от земли ТБ-3 зацепился за бугор, завалился на крыло и рухнул в овраг. Но и экипаж, и пассажиры — раненые бойцы, остались живы. Полеты к крымским партизанам продолжались до конца августа, после чего все боеспособные ТБ-3 325-го тбап бросили против немецких войск, вышедших на перевалы Кавказского хребта.
                        Работа для них находилась и на других фронтах. После создания Авиации дальнего действия (АДД) большая часть тяжелых бомбардировщиков вошла в ее состав. В мае 1942 г. ТБ-3 53-й дивизии АДД сбрасывали грузы окруженным под Демьянском войскам и только за одну ночь на 4 мая доставили 1,8 т боеприпасов, 6,7 т продуктов и 1т горючего. Медлительные гиганты были уникальны по своим возможностям при доставке крупногабаритной техники. Если ПС-84 мог принять на борт полевую или противотанковую пушку, то ТБ-3 на внешней подвеске мог увезти различную колесную или гусеничную технику вплоть до легких танков. Между стойками шасси в собранном виде могли уместиться и грузовик, и зенитное орудие. Такие рейсы совершались даже в тыл противника, например, летом 1942 г. под Вязьму к конникам генерала Белова.
                        С середины 1942 г. и в качестве ночных бомбардировщиков, и в качестве военно-транспортных самолетов ТБ-3 начинают вытеснять более современные ПС-84 (Ли-2). Позднее в транспортных полках и дивизиях появились еще более совершенные американские С-47. Но архаично выглядевшие четырехмоторники Туполева еще надолго задержались в советских ВВС. В июле эти машины участвовали в налетах на железнодорожный узел в Брянске. При этом сбросили одну ФАБ-2000, произведшую большие разрушения.
                        Временами ТБ-3 демонстрировали чудеса боевой живучести. Так, самолет капитана Я.И.Пляшечника был атакован в районе Луги двумя истребителями Me-110. Горящий бомбардировщик на трех моторах вышел в заданный район и сбросил парашютистов, после чего летчикам удалось сесть на своей территории. В июле 1942 г. на поврежденном ТБ-3 экипаж старшего лейтенанта И.Ф.Матвеева успешно отбомбился в районе Воронежа и, потушив пожар, вернулся на свой аэродром. Матвееву 18 августа присвоили звание Героя Советского Союза.
                      2. +4
                        28 сентября 2013 12:40
                        На фронте старались по мере возможности усовершенствовать ТБ-3, в первую очередь его оборудование и вооружение. Бомбардировщики оснащали дополнительными пулеметами в бортах, ставили на старых машинах вместо открытых Тур-5 современные экранированные МВ-3 под пулемет ШКАС (иногда одну, иногда — две, вместо каждой Тур-5). Встречались и самолеты с верхней установкой УТК-1 под крупнокалиберный пулемет УБТ. Меняли радиооборудование, прицелы, ставили радиополукомпасы РПК—2Б и РПК-10.
                        Самолеты 53-й и 62-й дивизий АДД участвовали в оборонительном сражении под Сталинградом. Там они начали с бомбежек переправ через Дон. Годом позже бомбы ТБ-3 внесли свой вклад в победу под Курском, где совершил удивительный подвиг экипаж лейтенанта В.Безбокова из 7-го гв. полка. На своей тяжелой машине он сел ночью с зажженными фарами на кукрузное поле во вражеском тылу, чтобы забрать летчиков другого самолета, приземлившихся с парашютами. В конце сентября 1943 г. ТБ-3 участвовали в высадке парашютного десанта на Букринском плацдарме под Киевом.


                        На фото:

                        Советский тяжёлый бомбардировщик ТБ-3РН 52-го гвардейского авиаполка. Это одни из последних рабочих ТБ-3 — самолет устарел еще до начала войны, официально был снят с вооружения в 1939 году, но использовался до 1945 года.

                        ТБ-3РН является высотной модификацией бомбардировщика ТБ-3. На этой модификации были установлены двигатели АМ-34РН, четырёхлопастные винты, одно двухметровое главное шасси и пулемёты ШКАС в турелях. Практический потолок такого самолёта был увеличен до 7740 м.
                      3. +5
                        28 сентября 2013 12:46
                        С начала 1943 г. устаревшие бомбардировщики начали возвращать с фронта в летные училища. Так, в августе 1-й гв. полк АДД передал 12 самых старых и изношенных машин в Челябинск. Там они использовались для обучения бомбометанию и воздушной стрельбе до самого конца войны. С начала 1944 г. ТБ-3 окончательно перешли на роль военно-транспортных и учебных машин, причем эксплуатировались они преимущественно в тылу. Об этом косвенно свидетельствует статистика потерь. За 1944 год ВВС списали 15 ТБ-3 с моторами М-17, один — с М-34 и три — с М-34РН, но только из-за аварий и износа.
                        В тылу часть старомодных гигантов пережила крах «третьего рейха» Во всяком случае, в составе 52-го гв. полка 18-й воздушной армии (в которую превратили АДД) на 1июля 1945 г. еще числились 20 таких самолетов. 18 августа 1945 г. ТБ-3 прошли на последнем в своей «жизни» воздушном параде. Три машины выступили в эпизоде «Старое и новое» — за ними летели три Пе-8.
                        В ходе послевоенного сокращения вооруженных сил все оставшиеся ТБ-3 вскоре списали.


                      4. 0
                        28 сентября 2013 14:25
                        С 1943 года, практически не участвовали в боевых действиях. Остаток своей летной службы они провели на далеких северных и таежных окраинах Советского Союза, а когда попадали в аварию никому и в голову не приходило их ремонтировать.
                      5. +5
                        28 сентября 2013 14:55
                        Цитата: Bosk
                        С 1943 года, практически не участвовали в боевых действиях.


                        Учимся читать внимательно

                        Цитата: Karlsonn
                        В конце сентября 1943 г. ТБ-3 участвовали в высадке парашютного десанта на Букринском плацдарме под Киевом.


                        Ну и еще:
                        В числе полков, сохранявших в строю туполевские самолеты, был 5-й, действовавший в Карелии. 10 октября 1943 г. ТБ-ЗРН капитана Собчика подбили при сбросе десанта. Самолет не дотянул до аэродрома, сев на лес. Экипаж спасся. В течение 1 943 г. количество гофрированных гигантов медленно уменьшалось, дойдя к началу 44-го до 24 машин. Но отдельные машины оставались на фронте до самой победы над Германией. hi
                2. +7
                  28 сентября 2013 12:45
                  такую историю ТБ-3 надо писать не в комментариях, а как статью!
                  1. Комментарий был удален.
                    1. +4
                      28 сентября 2013 15:27
                      Цитата: Karlsonn
                      плачет забившись в угол


                      За что минус?
                      1. +3
                        28 сентября 2013 15:31
                        Цитата: Karlsonn
                        За что минус?

                        Потом разберёмся bully Держи от меня плюс fellow А мстя будет страшной!? belay wassat
                      2. +2
                        28 сентября 2013 15:56
                        Цитата: Ruslan67
                        Держи от меня плюс


                        feel drinks

                        Цитата: Ruslan67
                        А мстя будет страшной!?


                        Очень страшной! am

              2. avt
                +2
                28 сентября 2013 12:49
                Цитата: Karlsonn
                Стрелки советского бомбардировщика ТБ-3 с турелями Тур–6 для 7,62-мм спаренного авиационного пулемета ДА-2 (Дегтярев авиационный).

                А еще есть фото с 12,7 в остекленных установках на их месте .
                1. +2
                  28 сентября 2013 13:24
                  Цитата: avt
                  А еще есть фото с 12,7 в остекленных установках на их месте .


                  У меня в копилки нету crying такой фотографии.
                  1. avt
                    +3
                    28 сентября 2013 14:26
                    Цитата: Karlsonn
                    У меня в копилки нету crying такой фотографии.

                    Смотрятся сильно ,на верху ,по моему УБТ ,но на память не помню что в тексте под картинкой . Кажется в монографии журнала ,,Авиация и Время была ".Или ,,Мир Авиации " ,но довольно старых номеров .
                    1. +9
                      28 сентября 2013 15:00
                      avt

                      Камрад НАШЕЛ!!! Лежала за шкафом. feel

                      drinks
      2. avt
        0
        28 сентября 2013 12:19
        Цитата: Karlsonn
        При всем уважении к автору - статья куцая.

        hi Ну хоть так из расчета ,,формата" ,но конечно можно говорить о машине очень много ! Вот может кто и захочет побольше узнать как о достоинствах ,так и о недостатках и трудностях при изготовлении .
        1. +2
          28 сентября 2013 13:43
          Цитата: avt
          Вот может кто и захочет побольше узнать как о достоинствах ,так и о недостатках и трудностях при изготовлении .


          Будем надеяться. drinks
          1. avt
            +3
            28 сентября 2013 14:32
            Цитата: Karlsonn
            Будем надеяться

            Я вот неожиданно в мемуарах Кондратьева - летчика , дипломата и разведчика ,он военной приемкой этих красавцев занимался ,а потом еще бригадой на Кавказе командовал до перехода на ,,дипломатическую работу" по окончании академии Жуковского,читал как он принимал машины с завода и Орджоникидзе лазил чуть ли не в каждую машину ,смотрел дефекты и отправлял на исправление . А летающий авианосец , что И-16 на Констанцу выводил ? А установка трех 76 мм полковушек в крыльях и фюзеляже ? Не ,машину на службе выжали полностью .
            1. +2
              28 сентября 2013 15:08
              Цитата: avt
              Не ,машину на службе выжали полностью .


              Согласен. drinks

              Цитата: avt
              А летающий авианосец , что И-16 на Констанцу выводил ?


              Я у Дорохова А.П. про это читал.

              ...Истребители 32-го полка не только вели борьбу в небе Севастополя, но и наносили бомбовые удары по военно-промышленным объектам противника, расположенным в глубоком тылу. Для самолетов с ограниченным радиусом действия это была нелегкая задача. Опыт этот, несомненно, интересен своей необычностью.
              Еще задолго до войны коллектив авиаконструкторов под руководством Андрея Николаевича Туполева создал четырехмоторный тяжелый бомбардировщик — ТБ-3. Это был цельнометаллический моноплан, со скоростью до 140 километров в час. Размах его крыльев превышал сорок метров, а полетный вес достигал почти девятнадцати тонн. В свое время он считался лучшим самолетом этого класса даже за рубежом.
              К концу тридцатых годов ТБ-3 устарел. Этот неповоротливый, огромный тихоход не представлял серьезной опасности даже для захудалого истребителя. Да и зенитчикам не надо было большого искусства, чтобы поразить такую цель.
              Тогда возникла мысль использовать ТБ-3 в качестве воздушных авианосцев. Родилась идея подвесного бомбометания. Теоретически ее обосновал и разработал выдающийся конструктор Владимир Сергеевич Вахмистров. Суть способа подвесного бомбометания в известной мере напоминала номер из цирковой программы. Под плоскости ТБ-3 вместо бомб подвешивались два истребителя И-16 с бомбовой нагрузкой. Каждый из них брал две 250-килограммовые фугаски.
              Экипаж ТБ-3 доставлял истребители по возможности ближе к цели. Там они отцеплялись, наносили бомбовый удар и самостоятельно возвращались назад.
              Вскоре после начала войны Черноморская авиация получила дополнительно самолеты ТБ-3. Из них сформировали 18-й отдельный транспортный авиаотряд. На эту часть и возложили необычную задачу. Один ТБ-3 и два истребителя составляли звено.
              Самым ярким событием в истории применения подвески был удар по Черноморскому железнодорожному мосту через Дунай, имеющему стратегическое значение. Мост находится на магистрали Бухарест — Констанца и является одним из крупнейших в мире. Длина его надводной части [13] равняется 750 метрам. А опоры на 35 метров поднимаются над уровнем воды.
              Все военные грузы, направляемые фашистами в Констанцу, следовали через этот мост. Под его настилом пролегал нефтепровод, по которому горючее из Плоешти поступало в Констанцу.
              1. +1
                28 сентября 2013 15:13
                Советское командование понимало значение моста для противника и приняло решение вывести его из строя. Выполнение этой ответственной задачи возложили на военно-воздушные силы Черноморского флота. Командующий генерал-майор авиации Василий Андреевич Русаков отдал приказ нанести удар по мосту одиннадцатью бомбардировщиками и двумя звеньями подвесок.
                Мост усиленно охранялся зенитной артиллерией. Воздушное пространство над ним было объявлено запретной зоной для полетов. Зенитчики имели строгий приказ открывать огонь по любому самолету, оказавшемуся здесь. Внезапность налета исключалась.
                Началась кропотливая подготовка. Члены экипажей изучали предстоящий маршрут, знакомились с данными, характеризующими мост, с огневыми позициями зенитных батарей, уточняли вопросы взаимодействия.
                Истребители столкнулись еще с одной, не менее серьезной преградой. Мост находится в 60 километрах западнее Констанцы. Запасов бензина у И-16 не хватит, чтобы вернуться на свою территорию. Но и эту преграду преодолели. Технический состав под руководством военинженера 3 ранга Павла Телепнева установил под фюзеляжем истребителя дополнительный бак на 95 литров. Это увеличивало время полета на полчаса.
                В ночь на 10 августа бомбардировщики покинули крымские аэродромы и, когда начал брезжить рассвет, достигли румынских берегов. Между Констанцей и Сулиной черноморцы пересекли береговую черту и пошли к мосту.
                Как и следовало ожидать, противник ощетинился огнем зениток. И все же черноморцы прорвались к мосту. Первыми на цель вышли бомбардировщики, сбросив фугаски крупного калибра. К сожалению, ни одна из них в мост не попала.
                Настала очередь действовать самолетам И-16. Их пилотировали Арсений Шубиков, Борис Филимонов, Борис Литвинчук и Исаак Каспаров. С высоты 1700 метров истребители пошли в крутое пикирование. Бомбы сбросили, когда до воды оставалось 300 метров. Потом в фюзеляже почти каждого самолета обнаружили осколки своих же бомб.
                Рухнула в воду громада центрального пролета, горело вокруг все, даже вода, — по ней разлилась пылающая нефть.
                Об этом успехе сообщало Советское Информационное бюро: "... советские летчики разрушили... железнодорожный мост через Дунай... Операцией... руководил дважды орденоносец товарищ Шубиков"...
  2. vladsolo56
    +7
    28 сентября 2013 10:30
    Думаю что при том вооружении, пулеметном которое было на ТБ потери от истребителей были просто потому что неподготовленные стрелки. Если бы стрелки имели практику воздушных боев с истребителями, сбить его было бы очень даже сложно. Тем более когда самолеты шли строем по несколько штук. Представляю плотность огня эскадрильи.
    1. StolzSS
      0
      28 сентября 2013 15:17
      Действия строем бомберов по отражению атак истребителей были одним из слабых мест в нашей авиации того периода войны это ещё отчёты по финской кампании показали....
      1. 0
        28 сентября 2013 15:34
        Цитата: StolzSS
        Действия строем бомберов по отражению атак истребителей были одним из слабых мест в нашей авиации того периода войны это ещё отчёты по финской кампании показали....


  3. +4
    28 сентября 2013 10:37
    согласен с Вами! все зависит от командования. хотелось бы, чтобы автор описал боевое применеие и СБ и ДБ.
    1. +1
      28 сентября 2013 13:46
      Цитата: wown
      хотелось бы, чтобы автор описал боевое применеие и СБ и ДБ.


      Камрад загляни сюда --- http://www.airpages.ru/ru/sb2bp.shtml
  4. +8
    28 сентября 2013 10:48
    Восхищение вызывает мужество летчиков! Слава им во веки веков!
  5. +1
    28 сентября 2013 12:52
    Интересно, что за машина, сделанная явно на базе ТБ-3, показана на этом видео. Где её сфотографировали, каким чудом она сохранилась до наших дней? Или это ТБ-3 подрисовали в Фотошопе?

    Радует, что результат боевого применения ТБ-3 оказался не таким плачевным, как нам рассказывают.
    1. +2
      28 сентября 2013 13:31
      Цитата: 0255
      Интересно, что за машина, сделанная явно на базе ТБ-3, показана на этом видео.


      laughing

      Цитата: 0255
      Где её сфотографировали,


      Это я снял кино, вот здесь
    2. avt
      +3
      28 сентября 2013 16:58
      Цитата: 0255
      Или это ТБ-3 подрисовали в Фотошопе?

      Фотошоп ,на базе шестимоторного бомбардировщика Калинина К-7,там кажись в конце реальная фотография проскочила .Машина разбилась в ходе испытаний .
      1. +4
        28 сентября 2013 17:30
        Цитата: avt
        там кажись в конце реальная фотография проскочила .Машина разбилась в ходе испытаний .


        Ага wink .

        Цитата: avt
        Фотошоп


        Не фига не фотошоп no , я лично в Красном Мордоре видел. fellow
    3. Комментарий был удален.
  6. Комментарий был удален.
  7. +3
    28 сентября 2013 13:18
    Лепили фотошоп вот с этого : АНТ-20 "Максим Горький"
    1. +1
      28 сентября 2013 13:35
      Цитата: Мур
      Лепили фотошоп вот с этого : АНТ-20 "Максим Горький"


      good

      В развитие темы:

      1. +2
        28 сентября 2013 13:41
        Песня о внуках ТБ-3 --- Ту-95 и их нелегкой службе. hi

        1. +2
          28 сентября 2013 15:43
          Я так понимаю Karlsona ПРОРВАЛО,действительно,работай над статьей,свяжись с админами они помогут,но только не забивай поле отзывов не по теме.Краткость не мой конек,признаю,но вы любезный перебарщиваете.К коммену 0255:ваша карикатура это"зашопенный"самолет К-7 конструктора Калинина К.А.,ничего общего не с ТБ-3 не с АНТ-20 не имеет,ну кроме того,что был прямым конкурентом последнего.Построенно было два образца(летал только один)второй не довели до летного состояния-разобрали,после катастрофы первого.Разбился при испытаниях,до наших дней не сохранился.Отличался оригинальной системой управления когда перемещение управляющих поверхностей(не имели собственных приводов) производилось отклонением триммеров перемещаемых только усилиями пилота. Конструктор был репрессирован,погиб в заключении.
          1. +4
            28 сентября 2013 16:29
            Цитата: Argon
            Я так понимаю Karlsona ПРОРВАЛО,действительно,работай над статьей,свяжись с админами они помогут


            Советы, уважаемый, папе своему давай, если он у тебя есть.

            Цитата: Argon
            но только не забивай поле отзывов не по теме.


            Экскурс в боевое применение самолета ТБ-3 в комментариях к статье "ТБ-3 – небесный тихоход" не по теме? belay

            Поле отзывов? what Это где такое?
          2. алекс 241
            +3
            28 сентября 2013 17:53
            Цитата: Argon
            .Разбился при испытаниях,до наших дней не сохранился.Отличался оригинальной системой управления когда перемещение управляющих поверхностей(не имели собственных приводов) производилось отклонением триммеров перемещаемых только усилиями пилота. Конструктор был репрессирован,погиб в заключении.

            Для уменьшения нагрузки в системе управления самолетом, К. А. Калинин предложил очень перспективное решение, нашедшее затем в авиации самое широкое применение, — установить на самолете электроусилители (бустеры). Однако один из московских электротехнических институтов, который обязался изготовить новую систему, не справился с заданием, рули и элероны К-7 снабдили серворулями. Теоретические проблемы управления тяжелым самолетом с помощью серворулей решила группа аэродинамиков во главе с Н. Ф. Фрейманом, в аэродинамической трубе ЦАГИ было совершено более 300 продувок, а в 1932 году серворули испытали в воздухе на переоборудованном в летающую лабораторию самолете К-5. Для каркаса впервые использовались хромомолибденовые трубы
            1. +3
              28 сентября 2013 19:48
              алекс 241 drinks

              Давно камрад не встречались! hi

              Цитата: алекс 241
              Для уменьшения нагрузки в системе управления самолетом, К. А. Калинин предложил


              Дружище - не рви людям шаблон, особенно тем кто о уравнение Бернулли не слышал. wink
              1. алекс 241
                +1
                28 сентября 2013 19:49
                Приветствую дружище drinks
                1. +1
                  28 сентября 2013 20:23
                  Цитата: алекс 241
                  Приветствую дружище


                  Очень приятно единомышленника встретить, правда я сам дальше тренажеров не ушел crying , движки запускал - чуть не обделался recourse , думаю, что ряд бортов поднять могу (под дулом пистолета)

                  1. алекс 241
                    0
                    28 сентября 2013 20:31
                    Ну тогда вот тебе учебное пособие.http://www.tosnoaero.ru/library/manual/Yak-52.pdf РЛЭ Як-52.
                    1. 0
                      29 сентября 2013 00:11
                      Цитата: алекс 241
                      Ну тогда вот тебе учебное пособие.h


                      feel ТУ, ИЛ, Боинг подыму и посажу yes
    2. avt
      +2
      28 сентября 2013 17:38
      Цитата: Мур
      АНТ-20 "Максим Горький"

      А вот что интересно ,не по теме статьи , пролетарский писатель Алексей Пешков НИКОГДА не подписывался как Максим Горький . Это сына звали Максим ,а он подписывался М.Горький ,а вот как он в письме какому то пионэру отвечал - Мафусаил или Мардохей ,догадайтесь сами .
  8. +4
    28 сентября 2013 14:00
    да уж, старичок заслуживает уважения
  9. +2
    28 сентября 2013 14:15
    ТБ-3 "летающая батарея".
    В1934 г. в КБ П.И. Гроховского проводились уникальные работы по изучению возможности стрельбы с самолета из сухопутного орудия. На ТБ-3 установили снятую со штатного колесного лафета 76-мм полковую пушку образца 1927 г. После удачного эксперимента Гроховский предложил вооружить бомбардировщик уже тремя пушками. В обрезанной носовой части ТБ-3 4М-17Ф установили 76-мм зенитное орудие образца 1931 г., две полковые пушки разместили в консолях крыла, за крайними моторами, вне диска винта. Заряжение всех орудий производилось вручную, команда на выстрел - по световой сигнализации. "Летающая батарея" предназначалась для уничтожения бомбардировщиков, следовавших в плотных боевых порядках. Для повышения вероятности поражения разрабатывался специальный мощный шрапнельный снаряд. В 1935 г. проводились испытания. Работы над самолетом были прекращены, поскольку появились скорострельные авиационные пушки и реактивные снаряды.
  10. +1
    28 сентября 2013 14:16
    ТБ-3 ЛЛ ("летающая лаборатория").
    В 1936 г. для испытания систем химического вооружения переоборудовали один серийный самолет с моторами М-34РН. Он мог доставить 4 т иприта на расстояние 600-800 км.
  11. +5
    28 сентября 2013 14:17
    Ну и естественно летающее "Звено".В начале августа 1941 года звено СПБ (составной пикирующий бомбардировщик) разрушило Черноводский мост в устье Дуная.
    1. +3
      28 сентября 2013 15:22
      Цитата: Bosk
      Ну и естественно


      ТБ-3 еще вот в этом поучаствовал:

      Несмотря на официальную дату рождения ВДВ 2-го августа 1930 года, впервые воздушный десант для выполнения боевой задачи был применен в 1929-м году.
      Десантирование (посадочным способом) было произведено в Таджикистане, 13-го апреля 1929-го года, банда Фузайли совершила набег на территорию Таджикистана и двинула к г.Гарм, стремясь захватить Гармский уезд и обеспечить последующее вторжение банд басмачей в Алайскую и Ферганскую долины.
      В этой критической обстановке ком.САВО Дыбенко принимает смелое решени перебросить по воздуху десант и внезапным ударом разгромить противника на подступах к городу, в десантный отряд было включено всего 45 десантников, вооруженных винтовками и 4-мя пулеметами.
      Самолет с командирами десанта Шапкиным и Фединым и пулеметами взлетел рано утром 23-го апреля из Душанбе, а основные силы десанта через полтора часа из Термеза.
      Внезапность и то, что басмачи не ожидали встретить серьезное сопротивление с пулеметами сыграло решающее значение, бандиты решили, что в город ворвалась дивизия Красной Армии, басмачи не выдержали натиска и отошли из города потеряв убитыми больше 80-ти человек!!!
      1. коловрат77
        +1
        29 сентября 2013 01:29
        Уважаемый Алексей день рожденья ВДВ отмечается правильно. Подумай почему.
        ПДП
        ПДР
        1. 0
          29 сентября 2013 04:33
          Цитата: коловрат77
          Уважаемый Алексей день рожденья ВДВ отмечается правильно.


          я как бы зеленые фуражки чту, ВДВ это не про меня, швырыю об асфальт десантуру; зеленые фуражки рулят. angry
          Пограничники держите лапу. drinks soldier hi
          1. коловрат77
            +2
            29 сентября 2013 04:45
            Ты, по ходу сидишь бухаешь, приятного время провождения.
            У нас в России с первого дня в учебке,с первейшего учат, что погранци и мореманы нам первейшие друзья и братушки. Бухай дальше швыряльщик.
            1. -1
              29 сентября 2013 05:57
              Цитата: коловрат77
              Ты, по ходу сидишь бухаешь, приятного время провождения.


              Ты по ходу не знаешь истории своей Родины.

              Цитата: коловрат77
              нас в России с первого дня в учебке,с первейшего учат, что погранци и мореманы нам первейшие друзья и братушки. Бухай дальше швыряльщик.


              Я взял тренажеры в первый день. Стыдись Белое Перо.
            2. -1
              29 сентября 2013 06:09
              У нас в России с первого дня в учебке,с первейшего учат, что погранци и мореманы нам первейшие друзья и братушки

              . Бухай дальше швыряльщик.

              Слышь мореман - в морду давно не получал?
              Типа морской волк - попа в ракушках. Мне сынок без разницы сколько тебе лет, голову откручу на раз и в побег уйду.
              Ты ведь за ссышь со мной встретится. Спорим?
              Ты трус и со мной встретится за ссышь.
              А знаешь почему? Потому что я в Олимпийском резрве Украины, давал поджопниках сборной Украины по тайбоксу.
              ноо тебе --- ссыкуну не очем.
              1. коловрат77
                +1
                29 сентября 2013 15:10
                Тут удалили мой комент. Так вот там было написано,что ты невежа и бык. Я готов с тобой увидится, когда повезу дочь на Херсоньщину. Очень мне хочется посмотреть,что там за богатырь обьявился на Святой Киевской земле. Но только бится мы с тобой не будем, если ты действительно Воин ты извинишься, а если так бычок местный то уйдешь согнувшись. А вообще мой совет, ты как проспишься перечитай то, что ты понаписал ночью прибавь нецензурный оскорбительный лексикон, который удалили и извинись. Человек может совершать ошибки, но признавать и исправлять их может только ЧЕЛОВЕК. Будь здоров.
            3. Комментарий был удален.
              1. Комментарий был удален.
        2. 0
          29 сентября 2013 05:52
          Цитата: коловрат77
          важаемый Алексей день рожденья ВДВ отмечается правильно


          Расскажите мне о ВЛВ в 1929 году. what а я расскажу тебе про пограцов на КВЖД , в 1929 году.
          Спорим ты умоешся .

          Твое День рождение вытру о лампасы. bully
          1. коловрат77
            +4
            29 сентября 2013 06:46
            Не было меня в 1929, а спросить не у кого , а по книжкам и сам лучше меня все знаешь и про китайцев и про басмачей. Рассказать тебе как погранци помогали десанту (да и не только) в горах Кавказа. Да тебе это не надо, История другой страны. это как для меня война между Эфиопией и Эретрией, не сочувствия не понимания.

            Цитата: Karlsonn
            Спорим ты умоешся .

            Умоюсь конечно умоюсь мы же Русские отродясь не умытые. (все нас учат теперь и новая европа тоже)


            Цитата: Karlsonn
            Твое День рождение вытру о лампасы

            Мой да за ради Бога, О великий вытиральщик, швыряльщик, мастер ножевого боя, борец, чемпион и летчик А также страж непокобелимых границ самостийной и незалежной державы Украины( дай Господь ей процветания и много хлеба).21 августа мой день рождения.
    2. алекс 241
      +2
      28 сентября 2013 18:16
      ТБ-3 Цирк Вахмистрова
    3. +5
      28 сентября 2013 21:58
      Только вот на войне отличилась менее "заряженная" версия, состоящая из Тб3 - носителя и двух И-16, в роли СПБ (скоростных пикирующих бомбандировщиков)

  12. +4
    28 сентября 2013 15:56
    самолет-трудяга с колоссальным потенциалом
  13. opl34
    +5
    28 сентября 2013 16:00
    эпичные аппараты.
    Комментарии лучше чем статья
    1. +4
      28 сентября 2013 16:35
      Цитата: opl34
      эпичные аппараты.


      Фанатам неба и авиации hi

      1. 0
        29 сентября 2013 10:48
        Отличная песня, спасибо ! ;)
  14. +2
    28 сентября 2013 16:47
    То что описывал Симонов в своей книге "Живые и мертвые" было на самом деле. Один из летчиков написал даже ему письмо, после просмотра фильма "Живые и мертвые", так как узнал самого себя в кино:)
    1. 0
      28 сентября 2013 17:31
      Цитата: Snoop
      То что описывал Симонов в своей книге "Живые и мертвые" было на самом деле.


      Камрад ты о чем? Книгу читал, напомни о чем речь.
      1. +2
        28 сентября 2013 21:38
        Описывается сцена под г.Могилев. Как с земли наблюдают шестерку кажется ТБ-3, летевших бомбить мост (или переправу), и как ОДИН два истребителя немцев их всех сбивают, а наши стрелки с тб-3, сбивают только один мессер. Из последнего нашего самолета выпрыгивают на парашютах пилоты. И когда отступающие пехотинцы находят их, один из них, командир экипажа и командир эскадрильи, генерал и ветеран испании стреляется. При этом прямой командир, командующий авацией этого фронта, слыша по радио переговоры сбитых экипажей стреляется стоя на смотровой вышке аэродрома. Книги нет под рукой, по памяти написала, если что подзабыла, извините )))))))))
        1. алекс 241
          +3
          28 сентября 2013 21:52
          Синцов поднял голову. Прямо над дорогой, на сравнительно небольшой высоте, шли обратно три ТБ-3. Наверно, бомбежка, которую слышал Синцов, была результатом их работы. Теперь они благополучно возвращались, медленно набирая потолок, но острое предчувствие несчастья, которое охватило Синцова, когда самолеты шли в ту сторону, не покидало его и теперь.
          И в самом деле, откуда-то сверху, из-за редких облаков, выпрыгнул маленький, быстрый, как оса, "мессершмитт" и с пугающей скоростью стал догонять бомбардировщики.
          Все ехавшие в полуторке, молча вцепившись в борта, забыв о себе и собственном, только что владевшем ими страхе, забыв обо всем на свете, с ужасным ожиданием смотрели в небо. "Мессершмитт" вкось прошел под хвост заднего, отставшего от двух других бомбардировщика, и бомбардировщик задымился так мгновенно, словно поднесли спичку к лежавшей в печке бумаге. Он продолжал еще идти, снижаясь и все сильнее дымя, потом повис на месте и, прочертив воздух черной полосой дыма, упал на лес.
          "Мессершмитт" тонкой стальной полоской сверкнул на солнце, ушел вверх, развернулся и, визжа, зашел в хвост следующего бомбардировщика. Послышалась короткая трескотня пулеметов. "Мессершмитт" снова взмыл, а второй бомбардировщик полминуты тянул над лесом, все сильнее кренясь на одно крыло, и, перевернувшись, тяжело рухнул на лес вслед за первым.
          "Мессершмитт" с визгом описал петлю и по косой линии, сверху вниз, понесся к хвосту третьего, последнего, ушедшего вперед бомбардировщика. И снова повторилось то же самое. Еле слышный издали треск пулеметов, тонкий визг выходящего из пике "мессершмитта", молчаливо стелющаяся над лесом длинная черная полоса и далекий грохот взрыва.
          1. -1
            29 сентября 2013 00:12
            Цитата: алекс 241
            Синцов поднял голову.


            Спасибо --- вспомнил.
            1. 0
              29 сентября 2013 04:41
              алекс 241

              камрад лови --- я кроме неба , море люблю ---

              1. -1
                29 сентября 2013 06:28


                кто-то че-то хочет? Череп раскрашу - на раз.
  15. +1
    29 сентября 2013 13:08
    Если не путаю, именно ТБ-3( точнее- их "гражданская" версия Г-1) "челюскинцев" снимали со льдин. Если ошибся- поправьте hi
    1. +1
      29 сентября 2013 19:15
      Г-1 - это гражданская версия ТБ-1 - двухмоторного предшественника ТБ-3.
      Первый ТБ-1 в гражданскую авиацию поступил в 1933 г. Эту машину передали НИИ ГВФ для изучения возможности ее использования для перевозки пассажиров и грузов.

      Годом позже, в феврале 1934 г., гражданские летчики сели за штурвалы бомбардировщиков при чрезвычайных обстоятельствах. Для операции по спасению людей, высадившихся на льдину после гибели парохода "Челюскин", собрали около двух десятков разных самолетов. Из состава ВВС МСДВ выделили два ТБ-1 без вооружения. Но экипажи для них взяли из ГВФ, с опытом полетов на севере. Первым к лагерю челюскинцев 5 марта пробился на ТБ-1 А.В. Ляпидевский. Он привез свежее мясо, инструмент и аккумуляторы для радиостанции, а обратным рейсом вывез в Уэлен всех женщин и детей - 12 человек. Но дальше пошла полоса невезения: мешала непогода, поломки, а кончилось все вынужденной посадкой с вышедшим из строя двигателем. Тем не менее, Ляпидевский стал первым Героем Советского Союза.
      С 1935 г. устаревшие бомбардировщики под маркой Г-1 начали передавать авиации ГУСМП, а затем и ГВФ. Все вооружение снималось, проемы турелей обычно зашивались листом. Часто ликвидировали и все остекление штурманской кабины. Над местами пилотов монтировали крышу и делали боковые окна. Переделку вел завод ╧ 89, а позднее и завод им. Побежимова в Красноярске.
      Такие самолеты обычно использовались как грузовые, но иногда на них перевозили и пассажиров. Большая их часть эксплуатировалась на окраинах страны: в Сибири, на Дальнем Востоке и Крайнем Севере. Например, они обслуживали трассу Иркутск - Чита, летали вдоль Енисея и Лены. Металлический планер демонстрировал отличную живучесть в условиях безангарного хранения под дождем и снегом. Летали на колесах, лыжах и поплавках. Поплавковый вариант именовался Г-1А.
      Широкого распространения Г-1, однако, не получили. Их количество измерялось десятками. ГУСМП в июле 1938 г. располагало 12 такими машинами, парк ГВФ к 1 марта 1940 г. дошел до 15. Единичные самолеты достались другим ведомствам. Потери от аварий и износа восполнялись передачей техники из ВВС. Так, в октябре 1940 г. Комитет обороны распорядился о выделении гражданским летчикам еще 14 ТБ-1.
      Несмотря на малочисленность, эти прочные и надежные самолеты сыграли значительную роль в освоении малообжитых районов.
      1. +1
        30 сентября 2013 01:07
        Serg 122, спасибо.
  16. +1
    29 сентября 2013 15:10
    Цитата: Karlsonn
    Вот может кто и захочет побольше узнать как о достоинствах ,так и о недостатках и трудностях при изготовлении .

    Будем надеяться.

    впервые так подробно прочел об этом самолете, спасибо автору и подкованным комментаторам hi
  17. +1
    29 сентября 2013 17:14
    Да, правильное и грамотное применение небесных тихоходов выявляет достоинство этих самолетов. good
  18. +1
    29 сентября 2013 19:32
    А вот Вам ешё один красавец:
    Дальнейшим развитием идеи сверхгигантов стали бомбардировщик АНТ-26 (ТБ-6) и пассажирский АНТ-28. Им предшествовал проект четырехдвигательного АНТ-24 с двигателями М-44мощностью по 2000 л.с.
  19. DuraLexSedLex.
    +2
    30 сентября 2013 11:08
    Вот это русская смекалка " Помимо этого для обмана зенитчиков и истребителей противника летчики зажигали подвешенные под крыльями посадочные ракеты «Хольт». Яркое пламя ракет создавало иллюзию того, что самолет горит и зенитчики прекращали огонь. "
    Во истину пока у русского солдата есть спички,пули, самогон...
  20. dry66
    +1
    30 сентября 2013 12:56
    Karlsonn, пиши адрес приеду, специально из Сибири, поучу тебя как с людьми разговаривать нужно.
  21. 0
    14 октября 2013 14:09
    Замечательная статья. Надо так и писать статьи по истории Оружия Победы. Я когда в детстве сначала посмотрел, а после прочитал "Живые и мертвые" стал чаще заглядывать в читальный зал - зацепило. Именно ТБ-3 зацепил. И упоминание о МиГе, И-16, о потерях в те дни. А сейчас заинтересовался - шагай в сеть: сайты, книги, журналы, фильмы. Глядишь, настоящие патриоты в следующих поколениях вырастут, и очистят Родину от скверны.
  22. Гриб
    0
    30 декабря 2013 17:28
    Водопьянов был в части в боевом резерве со своим верным ТБ-3, но его не пускали smile
  23. Гриб
    0
    30 декабря 2013 17:33
    Цитата: Landwarrior
    Если не путаю, именно ТБ-3( точнее- их "гражданская" версия Г-1) "челюскинцев" снимали со льдин. Если ошибся- поправьте hi


    Поправлю. Главным освоителем Арктики был великий самолет Р-5, он же снимал челюскинцев
  24. Гриб
    0
    30 декабря 2013 17:52
    Про ТБ-3 - почитайте "300 неизвестных" известного летчика испытателя Стефановского (это он как и Водопьянов, как и другие известные герои-летчики СССР летали во главе экипажей Пе-8 в 41 бомбить Берлин и про половину экипажей можно повести писать). С ним небольшое время работал Чкалов при испытаниях ТБ-3. И он начал бросать ТБ-3 как самолет совершенно другого уровня - пикирование, крутые виражи, перегрузки вроде были должны разрушать конструкцию. Стефановский был поражен, что в ТБ-3 была заложена такая прочность, которая казалась излишней...
  25. Гриб
    0
    30 декабря 2013 17:59
    Что касается Синцова в "Живых и мертвых", да сколько мемуаров описывает подобное летом 41 года глазами очевидцев с земли. Как совершенно незащищенные толпы СБ и ТБ-3 летели у них на глазах сделать какие-то попытки... и не долетали даже до того, чтобы сбросить бомбы на врага, горя сотнями.
    СБ и ТБ-3 в начале 41-го были безнадежно устаревшими самолетами, которые могли использоваться лишь при условии полного господства советской авиации в воздухе (а в 41 было наоборот), либо как самолеты для парашютно-десантных частей, или как ВТА. Но для последнего, в том числе "партизанского" самолета снабжения оказался лучше на тот момент DC-3Ли-2
  26. 0
    21 февраля 2017 11:49
    Многие из нас знакомы с известным романом Константина Симонова «Живые и мертвые» и прекрасно помнят эпизод с уничтожением группы ТБ-3 немецким истребителем. Описанное в романе в деталях повторяет случай, произошедший 10 июля 1941 года возле Житомира. В тот день 12 ТБ-3 из состава 14-го ТБАП вынуждены были вылететь на бомбардировку без прикрытия истребителей и в районе цели были атакованы парой «Мессершмитов» Bf 109. Один из них удалось сбить огнем с бомбардировщиков, но второй истребитель продолжил атаки и уничтожил 7 бомбардировщиков, экипажи которых спаслись на парашютах.

    Скажите, а где был описан именнно этот случай с 12-ю бомбардировщиками БТ-3?

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»