Китай разрабатывает боевой шагоход

40
Китай разрабатывает боевой шагоход


Машины с шагающим движителем давно привлекают внимание ученых и конструкторов всего мира. Подобная техника в теории имеет большую проходимость в сравнении с машинами, оснащенными колесами или гусеницами. Тем не менее, несмотря на ожидаемые высокие характеристики, шагоходы во всех смыслах слова пока не смогли выйти за пределы лабораторий и полигонов. На реальных возможностях такой техники сказываются сложность конструкции и многочисленные трудности, возникающие в ходе разработки. Тем не менее, ученые не прекращают работу над перспективной техникой с необычным движителем.

Не так давно стало известно, что тематикой шагоходов среди прочих занимаются китайские специалисты. Дай Цзинсун и другие сотрудники Нанкинского технологического университета в течение последнего времени занимаются различными исследованиями техники с шагающим движителем. Одной из тем исследований является изучение перспектив создания боевых машин на основе подобных платформ. К настоящему времени были опубликованы три научные работы, в которых рассказывается о ходе и результатах исследований. Статьи объединены общей темой: в них рассматриваются проблемы создания боевой машины с шагающим движителем, несущей автоматическую пушку.

Как следует из имеющихся данных, в трех опубликованных статьях рассматриваются различные аспекты перспективного проекта. Так, первая описывает конструкцию базовой платформы-шагохода и боевого модуля, во второй рассматриваются особенности применения систем автоматизированного проектирования в разработке и испытаниях техники, а третья посвящена системам управления шагающей машины, обеспечивающим эффективную совместную работу различных компонентов.

В опубликованных материалах разработка боевого шагохода рассматривается на примере прототипа, пока существующего только в виде чертежей. Это платформа, оснащенная шагающим движителем, боевым модулем с пушкой и опорами для стабилизации при стрельбе. По понятным причинам, в случае продолжения проекта облик машины может серьезно измениться. Кроме того, причиной дополнительных изменений может стать подготовка к производству прототипа.

Описанная китайскими специалистами боевая машина имеет оригинальный облик, обусловленный применением нестандартного движителя. Основой машины является прямоугольный коробчатый корпус, на котором устанавливаются все элементы движителя, боевой модуль и т.д. Внутренние объемы корпуса отдаются под размещение различных агрегатов. Вероятно, предлагается компоновать корпус по классической танковой схеме: боевое отделение должно находиться в средней части корпуса, а корма отдается под агрегаты силовой установки.

На боковых поверхностях корпуса должны располагаться восемь ног-опор, по четыре с каждого борта. Г-образные ноги подвижно закреплены на корпусе, их верхняя балка может двигаться в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Таким образом, при движении машины механика должна поднимать ногу, переносить ее вперед и опускать на поверхность. Путем попеременного поднятия и перемещения ног машина может передвигаться как вперед, так и назад. Скорость движения машины должна изменяться скоростью перемещения опор, направление – различной скоростью движения ног разных бортов или использованием специфических алгоритмов совместной работы механики.



По-видимому, в предложенном виде китайский боевой шагоход не может вести огонь из автоматической пушки без подготовки. Для стабилизации машины при стрельбе на днище в передней части корпуса предусмотрена опускаемая опора. Два раскладных аутригера находятся в кормовой части корпуса и в походном положении ложатся на его крышу. При необходимости они раскладываются и упираются в землю сошниками, передавая ей отдачу орудия и разгружая движитель.

Изображенная на опубликованных рисунках боевая машина несет необитаемый боевой модуль, вооруженный 30-мм автоматической пушкой. Боевой модуль должен быть оснащен рядом необходимого оборудования, которое позволит наблюдать за обстановкой, находить и атаковать цели.

По имеющимся данным, предложенный шагоход имеет общую длину около 6 метров и ширину (с учетом движителя) около 2 м. Боевая масса неизвестна. Подобные габариты делают машину авиатранспортабельной, она может перевозиться военно-транспортными самолетами и тяжелыми транспортными вертолетами.

Безусловно, предложение китайских специалистов представляет большой интерес с технической точки зрения. Необычный для военной техники шагающий движитель должен обеспечить машине высокие характеристики проходимости на поверхностях различных типов, в том числе на пересеченной местности. В зависимости от некоторых особенностей конструкции подобные шагоходы могут преодолевать более серьезные препятствия, чем колесная техника, приближаясь по своим характеристикам к гусеничным машинам или превосходя их.

Однако шагающие машины не лишены разного рода недостатков. В первую очередь, это сложность движителя. Такой минус свойственен всем шагоходам, в том числе и предлагаемому китайскими учеными. В конструкции ходовой части перспективной машины предлагается использовать сразу восемь сложных узлов, имеющих в своем составе различные приводы, датчики и другую аппаратуру. Эта ситуация усложняется необходимостью использования специальной системы управления, которая должна самостоятельно оценивать положение машины в пространстве, отслеживать положение ног-опор и управлять их работой в соответствии с командами водителя.



Можно заметить, что сотрудники Нанкинского технологического университета в некоторой мере уменьшили сложность шагающего движителя. На опубликованных схемах видно, что сложные приводы имеются только на верхних частях ног. Нижние части опор, по-видимому, выполнены в максимально простом виде. Это позволяет упростить конструкцию машины и систему управления, однако ограничивает проходимость. В первую очередь, ухудшаются возможности по преодолению препятствий, максимальная высота которых заметно уменьшается. Кроме того, отсутствие адаптивных опор ограничивает крутизну преодолеваемого подъема и максимальный крен машины.

Фактически в представленном виде китайский боевой шагоход может эффективно передвигаться только по дорогам, к примеру, в городских условиях. С определенными ограничениями машина может работать и в других местностях, как на равнинах, так и в горах. При этом, однако, следует учитывать особенности движителя и связанные с ними ограничения. Использование 30-мм автоматической пушки позволит машине осуществлять огневую поддержку войск при непосредственном столкновении с противником.

По понятным причинам, сейчас можно только изучать опубликованные сведения, делать выводы и прогнозировать перспективы разработок Нанкинского технологического университета. В течение некоторого достаточно длительного времени предлагаемый боевой шагоход будет оставаться исключительно экспериментальным проектом, направленным на изучение особенностей и перспектив подобной техники. Что касается боевого модуля с автоматической пушкой, то он, скорее всего, применен исключительно как атрибут боевой машины, позволяющий более полно изучить перспективы такой техники.

Китайский проект боевого шагохода представляет большой интерес, однако его перспективы, как минимум, неоднозначны. Ученые всего мира активно занимаются подобной техникой в течение нескольких последних десятилетий, однако даже самые успешные образцы пока не смогли выйти из стадии испытаний прототипа. При всех своих интересных чертах, китайская разработка вряд ли сможет сломать подобную неприятную «традицию». Более того, она вообще может остаться на стадии создания чертежей и теоретического изучения концепции.

Тем не менее, сам факт существования проекта боевого шагохода может говорить о том, что Китай занимается не только проектами, которые могут принести пользу в ближайшем будущем. Перспективные направления тоже интересуют китайских специалистов. При этом, однако, не следует забывать, что тематика шагоходов очень сложна и поэтому не стоит полагать, что китайским ученым удастся быстро и успешно завершить существующие и перспективные проекты в этой области.


По материалам сайтов:
http://popsci.com/
http://technovelgy.com/
http://gearmix.ru/
40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. стрежевской
    +15
    2 октября 2014 10:09
    От сверхзвуковой подлодки отказались что-ли?
    1. +18
      2 октября 2014 10:48
      Почему отказались??? Она просто будет еще и шагающей... laughing
      1. +1
        3 октября 2014 23:31
        +5 Вам:) Повесилил Ваш коммент:)))
  2. +3
    2 октября 2014 10:28
    Китайским друзьям нужно более придирчиво и требовательно относиться к тем технологиям, которые они тырят у американцев. Эта - бесперсперспективна, - она не полетит laughing
    1. +3
      2 октября 2014 16:32
      Цитата: Stiletto
      Эта - бесперсперспективна, - она не полетит

      Зато ка-а-ак прыгнет - на второй картинке две толчковые ноги приделаны... laughing
      1. Комментарий был удален.
      2. 0
        3 октября 2014 21:22
        А еще дроидов понаделают...
  3. +8
    2 октября 2014 10:38
    Над гравитацией работать нужно. Научимся ее побеждать, наступит новая эра.
    1. gjv
      0
      2 октября 2014 12:43
      А кто ни будь разрабатывает тонкие, лёгкие и прочные магнитопроводы?
      Набросил сеть из таких магнитопроводов на местность и левитируй на маленьких боевых MAGLEVах. Фантастический боевик или перспективное будущее?
      Хотя как то грустно всё время войну называть перспективой.
      М.б. имеет смысл в целях обороны границы построить такую дорогу, да ещё защищенную, подземную? Больше пользы могло быть, чем от метро в моём городе.
    2. gjv
      0
      2 октября 2014 12:43
      А кто ни будь разрабатывает тонкие, лёгкие и прочные магнитопроводы?
      Набросил сеть из таких магнитопроводов на местность и левитируй на маленьких боевых MAGLEVах. Фантастический боевик или перспективное будущее?
      Хотя как то грустно всё время войну называть перспективой.
      М.б. имеет смысл в целях обороны границы построить такую дорогу, да ещё защищенную, подземную? Больше пользы могло быть, чем от метро в моём городе.
  4. +1
    2 октября 2014 11:20
    Шагающие механизмы имеют смысл только при небольших размерах. Чтобы могли пролезть там же, где и человек. А иначе какой смысл в подобном движителе?
    1. gjv
      +1
      2 октября 2014 12:45
      Большого размера - Пугать аборигенов… Представь - на тебя несется шагающий экскаватор-трансформер: или наступит, или достанет пушку и пульнёт ПТУРСом!
      А у небольших и средних могут появится проблемные препятствия - кусты и камни. Перешагнуть не сможет - не по размеру. А обойти или протиснутся между - застрянет, или будет долго искать подходящий проход.
      1. 0
        2 октября 2014 13:42
        Цитата: gjv
        шагающий экскаватор-трансформер

        Шагающий экскаватор, хорошая вещь. Прикинь, сколько брони можно будет навесить, ещё бы скорости добавить, что б хотя бы полтинник выжимал wassat . И держитесь папуасы laughing . ещё прикинул, ему б ноги подлинее, что б океанскии корабли не требовались wink .
      2. тюменец
        +1
        2 октября 2014 15:17
        Цитата: gjv
        или будет долго искать подходящий проход.

        Представляю поле боя в городе,где толпа шагоходов проходы ищет.)
        1. 0
          3 октября 2014 21:29
          Цитата: тюменец
          Представляю поле боя в городе,где толпа шагоходов проходы ищет.)

          Ну да, одно дело в чистом поле бегать, другое - бег с препятствиями...
    2. gjv
      +1
      2 октября 2014 12:45
      Пугать аборигенов…
  5. +2
    2 октября 2014 11:46
    китайцы походу САМОСТОЯТЕЛЬНО разработали танк,ну это же не принципиально ,что получился он с ногами.)))
  6. +5
    2 октября 2014 11:53

    думаю это ИДЕЯ КУДА ИНТЕРЕСНЕЕ чем усе ОСТАЛЬНОЕ
    1. 0
      4 октября 2014 19:41
      Летающая ступа - это древняя разработка 70-х годов...
  7. +2
    2 октября 2014 11:57
    Тут ИИ нужен неслабый.Иначе первая же ямка станет ловушкой для опоры.. Рыхлый грунт, а тем более грязь вообще станут непроходимым препятствием.Если увеличить площадь опор(типа снегоступов) - сильно скажется на скорости и мобильности.. Бесперспективно на мой взгляд. Пока шагоход из стали и на двигателе внутреннего сгорания.
    1. gjv
      0
      2 октября 2014 13:13
      М.б. из углепластика (как у Писториуса) и на ядерной "батарейке", но тогда стоимость зашкалит. Конечно нужна сбалансированность решаемых задач, цены и массы. Но тогда как посчитать, стоит ли разрабатывать и испытывать варианты? А если не испытывать, не отстанем ли опять?
      Если инициатива частная, то наверное не надо мешать. А когда появятся работоспособные образцы, уточнить ТТХ и тогда реально поддержать.
    2. gjv
      0
      2 октября 2014 13:13
      М.б. из углепластика (как у Писториуса) и на ядерной "батарейке", но тогда стоимость зашкалит. Конечно нужна сбалансированность решаемых задач, цены и массы. Но тогда как посчитать, стоит ли разрабатывать и испытывать варианты? А если не испытывать, не отстанем ли опять?
      Если инициатива частная, то наверное не надо мешать. А когда появятся работоспособные образцы, уточнить ТТХ и тогда реально поддержать.
  8. +4
    2 октября 2014 11:58
    А что запилят что то вроде этого , останется только джедаев раздобыть ))))
    1. 0
      3 октября 2014 21:34
      Страшные зверюги бывают... у америкокосов в фильмах! laughing
  9. ИСКАНДЕР25
    +3
    2 октября 2014 11:58
    Здравствуйте!А со скоростью что?Если медленная отличная мишень будет! hi
  10. +1
    2 октября 2014 12:20
    Ооо, да-да-да, я тоже фанатка "звёздных войн", это какой эпизод будет-то и как скоро на экранах wassat ? laughing
    1. тюменец
      +2
      2 октября 2014 15:18
      Атака клоунов.)
  11. 0
    2 октября 2014 12:54
    Китай разрабатывает боевой шагоход
    Вон оно как, оказывается в Китае свои Чубайсы есть. laughing
  12. +1
    2 октября 2014 13:30
    Недостатков много, сложность конструкции и небольшая скорость, намного проще разместить боевой модуль на воздушной подушке или экраноплане.
  13. +2
    2 октября 2014 14:04
    При современных противотанковых средствах поражения целей, спасти ситуацию могут только низкопрофильные и динамичные в перемещении по пересеченной местности устройства. К коим шагоходы определенно не подходят!
  14. +2
    2 октября 2014 14:50
    Неужели и "Звезда смерти" появится?
  15. 0
    2 октября 2014 15:12
    Судя по отзывам, здешняя публика еще не доросла до серьезного обсуждения данной темы.
    1. +1
      2 октября 2014 17:30
      Очевидно вы правы,данному эскизу(из Нанкина???)уже лет 20-25.Кто желает ознакомиться с результатами работ по шагающей технике 10-15летней давности рекомендую погуглить-фирма Бостон-дайнэмикс.Стоит заметить,что доступные видеоматериалы относятся к тому периоду когда фирма осуществляла работы на"собственнопривлеченные"средства,сейчас работает на Пентагон.Я не думаю,что китайцы сильно отстают от амеров,т.к все предпосылки и условия для создания шагающих платформ(в категориях до500,и до1000кг) существуют и доступны стране способной создать истребитель поколения 5,ключевые из них пожалуй:гидросистема с Р осн контура не менее 300кг/cм,компактный лазерный гирокомплекс,электростанция с высокой удельной мощностью,ну и ПО.Необходимость подобных разведывательнодозорных,транспортных,транспортнобоевых платформ крайне велика,если речь идет о действиях на пересеченной местности(тайга,горы).Скептикам предлагаю узнать вес продуктов и экипировки для туриста на 5 суток при походе по маршруту 5 категории,прибавте вес"ратника",оружия с обвесом,боеприпасов.Стоит учесть возможность появление раненных не способных самостоятельно передвигаться.Я говорю о разведчиках,как пример.
      1. ramsi
        0
        2 октября 2014 20:45
        шагающий способ передвижения - только как дополнение к основному (качения), иначе более экзоскелета и не нужно
        1. +1
          2 октября 2014 22:51
          Вкорне не согласен.Возможности экзоскелета не безграничны,полезной нагрузки не более 75\80% от веса человека,за вычетом массы самого экзоскелета.Плюс довольно значительные ограничения в движениях,связанные с необходимостью управления.
          1. ramsi
            +2
            3 октября 2014 09:14
            А зря. В подавляющем большинстве случаев катиться выгодней, чем ходить; если же тележка увязла, или надо вскарабкаться на препятствие, то механические опоры по углам были бы кстати. Все же остальные случаи специфического применения шагающей техники - слишком эксклюзивны, чтобы говорить о насущной необходимости
  16. Цар Симеон
    -2
    2 октября 2014 15:28
    Полной бред,ха-ха, ето чистая трата денег.Ето еще в звездьих воин вьигледело смешно.
  17. +5
    2 октября 2014 17:16
    Да уж, даже на картинках выглядит смешно и карикатурно, как детский рисунок танка... Тем временем DARPA выделяет на это немало деньжат, и Бостон Динамикс достигли серьезных успехов в этом направлении.






    Пока еще неуклюжие, но видно что уже вовсю бегают карабкаются и преодолевают препятствия, так что не за горами время когда да них навесят оружие.
    1. Шур
      +3
      2 октября 2014 20:20
      Последние прототипы наиболее интересны, но это уже похоже давно пройденный этап.
    2. +1
      2 октября 2014 20:51
      Цитата: Quadra
      Пока еще неуклюжие, но видно что уже вовсю бегают карабкаются и преодолевают препятствия,

      Этапы роста. Все умилялись годовалым малышам, которые начинали ходить, проходит несколько лет и они превращаются в ловких бесенят! Смейтесь пока критиканы...
    3. +1
      3 октября 2014 03:23
      Классное видео, жаль что у нас нет таких разработок.
  18. стрежевской
    +3
    2 октября 2014 18:42
    Вангую, это будет ходячая буровая установка)))
  19. +1
    2 октября 2014 20:49
    На каждый китайский шагоход, найдётся свой Скайуокер))))))))))))))))
    bully
    1. денис fj
      0
      2 октября 2014 23:54
      AT-ST (XR-72) на базе Гуантанамо
  20. 0
    2 октября 2014 21:30
    Кому интересна тема, советую посмотреть одну серию японского м/ф-сериала "Призрак в доспехах. Синдром одиночки" - 2 серия первого сезона. Козырно показаны шагающе-ездящие танчики и танчищи.
  21. +4
    2 октября 2014 21:47
    Для создания такого робота потребуется прежде всего мощный источник энергии и не хилая элементная база. Если взять в качестве примера гепарда который при погоне развивает скорость 110 -115 км/ч. С эмитировать движение тела и лап рано или поздно получится если конечно над этим работать.Теперь представте робота двигающегося вне дороги с такой скоростью, к тому же который умеет ползать, прыгать, перелезать через заборы.
    Все мы стесняемся признаться, что на современном этапе при текущей элементной базе не сможем сделать такой аппарат (пока). К тому же это ещё и технологии двойного назначения. Представьте скольким людям у которых нет конечностей можно будет помочь. Блок сканирования местности и определения структуры грунта возможно тоже пригодится и не только в военной сфере.
    Представьте себе такого красавца выполненного в металле! Не правда ли завораживающее зрелище.
  22. +2
    2 октября 2014 22:17
    Выше были приведены известные видео "мула" и "гепарда" от Boston Dynamics.
    Они доказывают, что ПО и механика устойчивого передвижения на 4 ногах уже
    разработаны и испытаны.
    Теперь дело за масштабированием: увеличением и уменьшением в размерах
    в зависимости от задач. Будет ли это "слон" с пушкой на спине smile или "котенок"
    с дамским пистолетиком - остается гадать, но такое уже не "научная фантастика".

    Преимущества хождения на ногах по сравнению с колесами очевидны - эволюция не
    изобрела колесных живых существ. Значит они менее эффективны.
    1. 0
      3 октября 2014 13:43
      Глупо сравнивать живой организм и механику, крайне глупо. По-всем признакам самый неживучий организм в природе человек оказался самым эффективным в плане борьбы за выживание.
  23. +2
    2 октября 2014 22:42
    Ох уж эти китаисы.

    Plusjack
    Компания John Deere передала шагающий харвестер Plusjack финскому музею «Lusto»
    Длина, см 575
    Ширина, см 275
    Высота в вертикальном положении, см около 450
    Дорожный просвет, см 0-120 (в зависимости от позиции)
    Диаметр опоры, см около 54
    Длина шага, см 30-90 (в зависимости от местности)
    Вес, кг около 13000
    Харвестер Plusjack был разработан в 1999 году организацией «Plustech», подразделением передовых исследований и разработок компании «Timberjack». Со временем «Timberjack» преобразовалась в компанию John Deere. В 90-х годах машина так и не была отдана в производство (было построено три прототипа). Однако, прототип наглядно демонстрирует преимущества бесколесной конструкции: экологический харвестер может работать на любых крутых и неровных поверхностях, двигаться в разных направлениях и разворачиваться на месте. При этом машина практически не оставляет следов своего движения на земле.
    Plusjack Walking harvester


  24. +2
    5 октября 2014 14:34
    думаю в течении 10 лет мы увидим несколько весьма достойных экземпляров вполне способных заменить часть функций солдат на поле боя.
  25. 0
    3 ноября 2014 15:24
    а по-моему, это из сферы фантастики, хотя от китайцев чего угодно можно ожидать.