Возрождение цели

17


Главный конструктор Су-35/Су-35С ИГОРЬ ДЕМИН не сомневается в том, что новый самолет Су-35 обладает существенным превосходством перед аналогами.

Линейка самолетов изначально выстраивалась так: Су-27 и его модификации Су-27М (не пошедший в большую серию), Су-27СМ, Су-30 и дальше Су-35, Т-50 — перспективный авиакомплекс фронтовой авиации (ПАК ФА). Работа по Т-50 была серьезнейшая, стояло очень много задач. Мы обязаны были не только создать принципиально новый самолет, но и мобилизовать научные и технические кадры. Задача не на два-три года. Но при всей важности проекта ПАК ФА МО РФ требовался не только перспективный самолет пятого поколения. Армия нуждалась в многофункциональном истребителе, который в кратчайший срок мог заменить существующие машины на качественно новом уровне. И наши накопленные идеи и разработки позволили сделать вполне самодостаточную машину. Одновременно мы сумели проверить идеи и новые технологии для машин пятого поколения. Трудно говорить за других, но мой опыт подсказывает, что жесткие и более сжатые сроки благотворно действуют на конструкторскую мысль. Ведь в голову постоянно приходят все новые и новые идеи, более совершенные варианты исполнения. Так устроен мозг. Если не остановить фантазию на успешно завершенном этапе, то можно и вовсе не дождаться результата и многое из проектов никогда не воплотится "в железе". Над конструктором всегда должен висеть этот дамоклов меч — сроки.

Су-35 вобрал в себя много уникальных, свежих решений. Мы понимали: если собираемся выводить самолет на рынок — внешний и внутренний, он должен не только по всей совокупности характеристик превосходить современные аналоги, но и отдельно по ЛТХ, навигации, БРЭО, вооружению и так далее. А ведь уже был F-18E/F, шла модернизация F-15SE, летал российский Су-30 МКИ (Су-30СМ). И мы справились. Еще при создании Су-27 дискутировался вопрос, что лучше — одна центральная система или когда все системы имеют свои вычислители и решают свои задачи. Тогда приняли решение, что не будет центрального ядра, а будут периферийные системы со своими вычислителями. В Су-35 все собрано в единой ЦВС. Это первое и основное отличие самолета Су-35, и, естественно, этот принцип внедрен также на самолете Т-50. Это был серьезный шаг, как теперь мы убеждены, вперед, а не вбок или назад. Были пересмотрены все другие основные характеристики, в том числе аэродинамика, двигатель. Автоматическое управление новым двигателем АЛ-41Ф1С с поворотным соплом и увеличенной тягой частично интегрировали с комплексной системой управления. За счет аэродинамических особенностей увеличилась емкость топливных баков на 2 тонны.

Мы также сразу поставили задачу, чтобы наш локатор значительно превосходил то, что есть в мире. Это и работа по воздуху, и дальность обнаружения, и количество одновременно сопровождаемых целей, и количество одновременно обстреливаемых целей, и одновременная работа по воздуху и по земле, и точность распознавания и изображения цели при работе по земле. Была решена задача по выведению на новый уровень оптико-локационной станции. Помимо оптического канала мы ввели инфракрасный, тепловизионный и телевизионный каналы. Соответственно, имеем возможность их замикшировать определенным образом и получить интересное применение, например лазера как прибора для полетов в сложных метеоусловиях, ночью, при заходе на неосвещенный аэродром. Введен на этом самолете и режим автоматической посадки. Упрощенно это выглядит так: автоматика не только определяет местоположение самолета в пространстве, получая информацию с датчиков, но и задает траекторию полета. На этой базе строятся в том числе боевые режимы, когда при наличии цели определяется оптимальный заход — решает его машина, самолет автоматически начинает выполнять выход на цель. При этом летчик освобождается от задач пилотирования и может заниматься доприцеливанием или другим взаимодействием с информационно-управляющим полем. При этом, конечно, все системы должны оказывать поддержку летчику и не перегружать его информацией. Кстати, серьезных нареканий в части "дружественности" информационно-управляющего поля кабины тоже не было, когда первая группа "строевых" армейских летчиков во время двухнедельного курса обучения совершала по четыре-шесть самостоятельных полетов на Су-35. Были сложности, безусловно. По навигационной системе у нас была напряженная ситуация, чтобы подтянуть до уровня французских и американских производителей. Конечно, спутниковая коррекция существует у всех, но собственный гироскоп дает возможность применять самолет в боевых условиях, когда, допустим, не сможем полагаться на спутниковую группировку. В итоге нам потребовались строительство новых заводов, закупка нового оборудования, отработка технологических процессов. По вооружению удалось сделать Су-35 очень выигрышным на рынке. Он адаптирован под всю имеющуюся на данный момент номенклатуру вооружения, обзорно-прицельные системы (бортовая радиолокационная станция, оптико-локационная станция, станция радиотехнической разведки) позволяют одновременно сопровождать до 30 и выполнить обстрел до 8 воздушных целей. Дальность обнаружения целей в режиме "воздух-воздух" — около 400 км. Сейчас в Су-35 используется исключительно российская комплектация. Хотя уже есть зарубежный заказчик, который просит интегрировать иностранные системы. Так что самолет имеет большой потенциал для развития и продвижения на мировом рынке в расчете на долгую перспективу.
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    2 октября 2014 18:28
    Побыстрее бы их в войска и по больше!Парк самолётов быстро устаревает.И пора его обновлять.В 90 е годы было много утеряно и сейчас надо навёрстывать семимильными шагами.Уже хочется увидеть в небе этих красавцев а не только на МАКСЕ!!!
    1. +7
      2 октября 2014 18:45
      Цитата: Magic Archer

      Побыстрее бы их в войска и по больше!Парк самолётов быстро устаревает.И пора его обновлять.В 90 е годы было много утеряно и сейчас надо навёрстывать семимильными шагами.Уже хочется увидеть в небе этих красавцев а не только на МАКСЕ!!!

      На данный момент до 2017 года заключены контракты на производство/модернизацию МиГ-31БМ – 100 ед.; Су-27СМ – 96 ед.; Су-27СМ3 – 12 ед.; Су-35С – 95 ед.; Су-30СМ – 60 ед.; Су-30М2 – 4 ед.; МиГ-29СМТ – 34 ед.; МиГ-29К – 24 ед.; Су-34 – 124 ед.; МиГ-35 – 24 ед.; ПАК ФА – 60 ед.; Ил-476 – 100 ед.; Ан-124-100М – 42 ед.; А-50У – 20 ед.; Ту-95МСМ – 20 ед.; Як-130 – 65 ед. К 2020 году в строй будут введены более 750 новых машин.
      США в 2001 году планировали до 2020 года закупить более 2 400 F-35. Однако на данный момент все сроки сорваны, а ввод в эксплуатации самолета отложен до середины 2015 года.
    2. +3
      2 октября 2014 20:20
      ВВС РФ с нетерпением ждут СУ-35 в количествах, намного больших, чем осуществляются поставки сейчас. Этот великолепный самолёт уже является грозой для многих иностранных боевых самолётов.
      1. -1
        3 октября 2014 05:46
        Чкаловский завод т.ж. только возрождается.Больше 18ти 35х в год пока выдать не может.
  2. +11
    2 октября 2014 18:38
    Когда я увидел первый раз Су-35 на МАКСе, то просто обалдел!
    Он крутился чуть не на месте настолько низко, что было страшно смотреть.
    Это можно было сравнить с рискованным выступлением акробата, когда мы от страха закрываем глаза, но всё равно смотрим.
    Самолет просто великолепен!
  3. +5
    2 октября 2014 18:39
    Су-35 это ужас летящий для самолётов стран НАТО,какие там Рафали и всякая европейская х ерня,которые оказывается только они могут соперничать Раптароми,уверен в бою раптор очень попотеет что бы сорваться живьём от нашей сушки-35.
    1. +5
      2 октября 2014 20:12
      Очень многое зависит от пилота. Если пилот имеет навыки использования всех возможностей и выкрутасов и новой тактики ведения воздушного боя, то он непобедим. Вряд ли в войсках учат новым тактическим приёмам с использованием выкрутасов. Это экстрим в армии, начальству катастрофы и погибшие лётчики не очень нужны.
      1. +3
        2 октября 2014 22:06
        Цитата: Алексей_К
        Вряд ли в войсках учат новым тактическим приёмам с использованием выкрутасов. Это экстрим в армии, начальству катастрофы и погибшие лётчики не очень нужны.

        Погибшие лётчики никому не нужны, это однозначно !
        Значит нужны современные тренажёры, пускай дорогие, но людей нужно беречь и учить !
  4. 0
    2 октября 2014 18:40
    ну вообще то когда в системе все замыкается на работу одного узла это не есть гуд, это узкое место, почему считается шагом вперед, удивительное дело
    1. +1
      2 октября 2014 20:20
      Когда вся система управления собрана на одном чипе или хотя бы на нескольких, но на одной плате, то это самый быстрый способ управления самолётом, когда пилот вообще практически ничего сам не видит, на монитор тоже долго глядеть у него нет возможности. Компьютер сам за доли микросекунд принимает оптимальные решения по ведению боя и маневрирования. И чем дальше от центрального процессора находятся перефирийные управляющие системы, тем медленнее центральный процессор принимает решения. Короче, чем короче связи, тем быстрее работает система. А кто лучше, тот ... королеву бала, т.е. побеждает.
    2. +3
      2 октября 2014 21:46
      Если Вы имеете в виду сказанное в статье, что несколько процессоров заменили 1 вычислительной системой, то это РОВНЫМ СЧЕТОМ НИЧЕГО НЕ ЗНАЧИТ! Просто потому, что СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ ВСЕГДА УЖЕ СОДЕРЖАТ ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО ПРОЦЕССОРОВ, каждый из которых выполняет определенные функции! И место расположения этих процессоров В РАЗНЫХ БЛОКАХ или в ОДНОМ ЦЕНТРАЛЬНОМ блоке ВООБЩЕ НЕ ВАЖНО для надежности! Всеравно ЛЮБОЕ ПОВРЕЖДЕНИЕ САМОЛЕТА - это его гибель ... И тут абсолютно не важно жива или нет какая-то отдельная его система ... А если конструкторам и программистам УДОБНЕЕ РАСПОЛОГАТЬ все мозги в одном месте ТАК И ПРЕКРАСНО на надежность и живучесть самолета это НИКАК НЕ ВЛИЯЕТ.
      1. +1
        3 октября 2014 01:07
        Цитата: Я так думаю
        Всеравно ЛЮБОЕ ПОВРЕЖДЕНИЕ САМОЛЕТА - это его гибель ... И тут абсолютно не важно жива или нет какая-то отдельная его система .
        Не всегда такое бывает. Наблюдатели отмечали полет подбитого, дымящего F-15C в сопровождении второго такового же самолета во время войны в Югославии. Системы для того и дублируются, чтобы самолет выжил после получения боевых некритичных повреждений. Два двигла всяко лучше одного, хотя и менее экономично. ИМХО.
    3. +1
      3 октября 2014 00:49
      Цитата: saag
      ну вообще то когда в системе все замыкается на работу одного узла это не есть гуд, это узкое место, почему считается шагом вперед, удивительное дело
      В этом есть резон. Но речь шла о АСБУ, на которую заведены все сенсоры и стекаются потоки информации от различных систем : обнаружения, разведки, связи, внешнего ЦУ. Используя весь массив информации АСБУ быстро и точно определяет оптимальное решение по заложенным в ней алгоритмам. НО! опыт создания больших гиростабилизированных платформ для БРПЛ привел к тому, что ошибки отдельных систем интегрировались в "нехарактерные" отклонения всего блока разведения морковок. Пришлось напрячься, и выход нашелся в дезынтеграции части систем и сенсоров. Такой же вариант возможен и в авиации. Должна быть дублирована схема управления и принятия решения. Это азы обеспечения живучести систем. Насколько мне известно, на этой машине 4-х кратное дублирование системы управления двигателем, аэродинамическими поверхностями и центральной машиной. За достоверность не ручаюсь, бо -- ОБС-инфа.
      1. 0
        3 октября 2014 06:30
        Цитата: Удав КАА
        Насколько мне известно, на этой машине 4-х кратное дублирование системы управления двигателем,

        На Як-130 было такое же дублирование и тем не менее случилось авиационное происшествие именно из-за нее, так что один глюк с чипом центральной ЭВМ и самолет превращается в кусок железа
  5. +14
    2 октября 2014 18:43
    В прошлом году ВВС получили 77 самолетов и 112 вертолетов:
    12 Су-35,

    14 Су-34,

    14 Су-30СМ,

    4 Су-30М2,

    4 МиГ-29К/УБ — 2 МиГ-29К и 2 МиГ-29КУБ передано ВМФ 25 ноября из контракта на 24 корабельных истребителя нового типа.
    18 (20) Як-130 в рамках контракта от 8 декабря 2011 года на поставку 55 самолетов. Все самолеты ушли в Борисоглебск. В конце декабря передана первая пара Як-130 2014 года с опережением графика.
    1 Ан-148-100Е,
    3 Ан-140-100,
    3 L-410UVP-E20,
    1 Ту-154,
    1 Ту-214ОН,
    не менее 14 Ми-28Н,
    не менее 17 Ка-52,
    не менее 8 Ми-35,
    4 Ми-26
    53 Ми-8АМТШ. За год завод в Улан-Удэ перевыполнил план на 2013 год и сдал войскам 53 Ми-8АМТШ.
    более 10 Ми-8МТВ5
    не менее 6 "Ансат-У"
    http://www.vmir.su/65905-samolety-i-vertolety-chto-postavleno-v-vvs-rossii-v-201
    3-godu-23-foto-tekst.html

    Итак Су-27/35 выпущено: 809 Су-27 различных модификаций + 272 Shenyang J-11(китайская нелицензионная копия, заказано еще 70) + 200 Су-30М2/МК2/МКВ/МКК + 406 МКИ/МКИ(А)/МКМ/СМ + 35 Су-33 + 8 Shenyang J-15 (палубная версия для "Ляонина") + 53 Су-34 + 24 Су-35 = 1807 машин.
    Т.е. получается, что сейчас ветка Су-27/35 одна из самых популярных и производимых в мире. Конечно хотелось бы побольше самолетов в наши ВВС, а то там большие проблемы, особенно с нехваткой ударных самолетов: у нас посписывали неизношенные МиГ-27 и Су-17 (коих очень не хватало в Чечне, особенно МиГ-27К и Су-17М4), поэтому приходилось гонять Су-25. У нас сильно изношены и списываются МиГ-29, Су-24 и Су-27 ранних серий, корабельные Су-33 тоже на грани списания (не зря суетятся с МиГ-29К). Новую модификацию Ил-76 не зря строить хотят, ремоторизировать имеющиеся дальше некуда, у многих истёк ресурс по планёру. Машины с приличным остатком ресурса капиталят, диагностируя планёр, частично меняя авионику и прочую начинку, но многие аппараты уже подлежать утилизации.
    Для сравнения ВВС США в прошлом году боевых самолетов не получили, только 14 F-35 Lightning II в опытную эксплуатацию, списав 286 самолетов (102 A-10C, 21 F-16, 27 C-5A Galaxy, 65 C-130 Hercules, все 38 C-27 Spartan)
    http://lenta.ru/news/2012/02/03/cuts/

    Таким образом нас по производству авиатехники и поступлению ее в войска опережает только Китай
    http://rusplt.ru/world/nad-podnebesnoy-kitayskie-vvs-ot-istrebiteley-do-dronov-8


    274.html
  6. +5
    2 октября 2014 18:46
    Судя по приведённым характеристикам самолёт просто обязан иметь мощнейшие компьютеры на борту. Неужели наша электроника начала возрождаться? Тогда не только этому самолёту слава, но и нашим электронщикам.
  7. -16
    2 октября 2014 19:10
    Да ладно вам, парни! Когда дело дойдёт до дела (извините старого SS-24 Skalpel), эти лоханки не смогут не то, чтобы воевать. Их просто некому, неоткуда.. И - главное - НЕЗАЧЕМ - поднимать в воздух. В мирное время - интересно, в военное - бесполезны. Я имею ввиду- ВОЕННОЕ...
  8. НеБухай
    -3
    2 октября 2014 19:19
    Да вы че, пацаны)) ф22 как семечки щелкать их будет) это разве еврофайтер или рафаль? чтоб конкуренцию летающему американскому "чуду" составлять???
  9. +4
    2 октября 2014 19:27
    Иностранный заказчик скорее всего Китай.
  10. Иван 63
    0
    2 октября 2014 21:04
    Новая техника должна быть на "острие" атаки, обороны, т.е. на западе державы, а после "кончины" укропии и на востоке.
  11. 0
    2 октября 2014 22:29
    Восхищает творческая работа конструкторов боевых самолетов.
    Самолеты великолепны.

    Тем не менее хорошо если они не пригодятся.

    Хотя любопытно было бы узнать как они себя проявят в войне, окажутся ли лучше/хуже буржуйских. Ведь только война может показать правильность подхода к решению задач создателей машины.
  12. денис fj
    0
    2 октября 2014 22:46
    Хотелось бы конечно услышать конструктивную критику по этому самолёту, да она и конструкторам очень даже не помешает, только вот кто сможет критиковать. Интересно мне какая живучесть самолёта Су-35 с боевыми повреждениями характерными в боевых условиях для аналогичных классов самолётов, а то схема с полной аэродинамической неустойчивостью, на сколько мне известна, и всё всё всё зависит от компьютера как у американских нелепых летаков.
    1. +1
      3 октября 2014 00:08
      Денис, ткните пальцем в современный самолет без компьютера)
      Да и... при таких скоростях там даже небольшая дырочка обернется разрушением конструкции чисто из-за сопротивления воздуха (а его можно почувствовать проведя просто ладонью резко).
      Говорить про неустойчивость... учитывая что эти самолеты выполняют "Кобру" (а это значит убивание скорости в 0) просто нелепо.
  13. 0
    3 октября 2014 00:04
    к нашим самолетам да пилотов мастеров - не то что летать боятся будут - пукнуть по ветру в нашу сторону.
  14. 0
    3 октября 2014 07:57
    все относительно, но все-таки радует...