День в военной истории: 25 лет со дня первой посадки Су-33 на палубу авианосца

48
Ровно 25 лет назад состоялась первая посадка самолёта Су-33 на палубу авианосца «Адимирал Кузнецов». Тогда авианосец носил название «Тбилиси». Перед непосредственнй посадкой экипажи палубных истребителей Су-33 совершали многочисленные тренировочные полёты, выходили на глиссаду и имитировали процесс посадки, пролетая над палубой на предельно низких скоростях и высотах. Об этом сообщает официальный сайт ОАО «Компания «Сухой».

Последним этапом тренировок стали полёты над палубой авианосца «Тбилиси» на высоте всего около двух метров – вплоть до касания шасси палубы корабля.

Первое касание палубы авиносца шасси Су-33 совершено лётчиком-испытателем Виктором Пугачёвым. После нескольких удачных имитаций посадки командование приняло решение осуществить реальную посадку 1 ноября 1989 года.



Самолёт был поднят Виктором Пугачёвым с крымского аэродрома «Саки», после чего в 13:46 совершил успешную посадку на палубу советского авианосца. Примерно через месяц лётчику-испытателю Виктору Георгиевичу Пугачёву было присвоено звание Героя Советского Союза.
48 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    1 ноября 2014 14:08
    Не прошло и четверти века...а как вчера было.

    И уже "китайские" Су садятся на "китайский" "Варяг"
    А вообще тяговооруженность Су33 впечатляет

    И даже тормоза не помогают...
    1. +6
      1 ноября 2014 14:22
      А наши Су красивее китайских!
      1. +4
        1 ноября 2014 15:21
        Цитата: dr.star75
        А наши Су красивее китайских!

        Только красивые самолеты хорошо летают. Туполев А.Н.А он знал о чём говорит
        В добрый путь!
      2. 0
        1 ноября 2014 20:02
        Оригинал всегда красивее подделки.
    2. денис fj
      +14
      1 ноября 2014 14:28
      Су-33 - самый мощный и дальнобойный в мире истребитель корабельного базирования. Его тактический радиус - более 1000 км; бомбовая нагрузка - 6.5 тонны. На удалении 250 километров от своего авианосца он способен барражировать в заданной зоне, выполняя задачи ПВО и ПРО свыше двух с половиной часов. Кодовое обозначение НАТО - Flanker-D. В конструкцию заложены принципы: 1) Сверхманевренность (читай: способность в ближнем маневренном бою из любого положения выйти на позицию для пуска ракеты, либо выполнить противозенитный маневр). 2) Технологичность в обслуживании (все обслуживание должно сводиться к заправке топливом/маслом/гидрожидкостью/воздухом плос подвеской боекомплекта. Время обслуживания - минимальное). 3) Новая стратегия заключается в придании самолету "неуязвимости". С помощью датчиков (облучения, тепловых и оптических, а может и иных) обнаруживаются источники угрозы, не только истребители противника, но и пущенные ими ракеты. Бортовая ЭВМ, обладающая "интеллектом", оценивает ситуацию и расчитывает противозенитный маневр автоматически. Либо (?!!) дает команду на пуск ракет малой дальности по ракете противника. Что еще интересного? Рассказали о случае во время Северного похода "Кузнецова". Су-33 стартовал не на форсаже, а на максимале. Скорость на кромке трамплина была 108 км/ч. Самолет благополучно взлетел.///!!!!!!!!!!! Другая история. Су-33 взлетает, летчик энергично тянет ручку. Самолет задирает нос и... зависает. Вертикальная скорость - на уровне метров в секунду. Угол атаки такой, что пора бы и сваливаться. Не свалился. Летчик растерялся и машина несколько секунд "стояла на хвосте". Эдакий непреднамеренный колокол.
      1. +1
        1 ноября 2014 18:22
        Это подтверждает тот факт, что люди, которые его создавали были гениями в своем деле. Без опыта создания обычного самолета авианосного базирования создали весьма хороший самолет
    3. +1
      1 ноября 2014 14:51
      Вот четверть века, как наши истребители садятся и взлетают с авианосцев. С уважением к нашим пилотам весь российский народ.
      1. -2
        1 ноября 2014 17:15
        Говорят, что максимальный радиус действия американских носцев - лишь около 1000 км. Значит, Адмирал Кузнецов может потопить любой из Нимицев, даже не обнаружившись.
      2. dizelniy
        0
        2 ноября 2014 07:31
        Вспомнить нужно Т.А. Апакидзе - первый строевой лётчик севший на палубу.
    4. 0
      1 ноября 2014 19:40
      А Су-25К еще используются на Кузнецове? Их же все походу давно в утиль сдали... belay
  2. +4
    1 ноября 2014 14:13
    Да, здорово конечно, но сколько у нас летчиков палубной авиации?а самолетов?а авианосцев?только к 2030году будут.наверное...Но Москва не сразу строилась!
    1. Комментарий был удален.
    2. +5
      1 ноября 2014 15:23
      Цитата: dr.star75
      сколько у нас летчиков палубной авиации?

      Слышал что меньше чем космонавтов
      Жаль ...
      1. +5
        1 ноября 2014 17:21
        Цитата: Денис
        Слышал что меньше чем космонавтов

        гораздо меньше...((
        1. 0
          1 ноября 2014 19:55
          Да знаю, поэтому смайл грустный.
          1. 0
            1 ноября 2014 20:38
            Это не самое плохое. Теперь есть две "нитки" - постепенно наштампуют и корабельных авиаторов. Молодежь у нас, ах, какая способная. Слава ей! А вот то, что летать будет не на чем - несколько хуже, и уж совсем плохо - хотя с какой стороны посмотреть - то, что нет авианосцев... А так ли уж нужны они на нынешнем этапе? Вопрос вопросов
            1. +1
              1 ноября 2014 20:54
              Про нитки понятно, как Крым вернулся у нас их 2 теперь.Но вот авианосцев....И в перспективе???
          2. Комментарий был удален.
  3. +3
    1 ноября 2014 14:16
    Ничего не было сделано зря. Во-первых, колоссальный конструкторский, технологический и пилотажный задел. Во-вторых, не уверен, что нам нужны большие авианосцы, но умение боевых самолетов летать с крошечных площадок и садиться на них дорогого стоит.
  4. +1
    1 ноября 2014 14:19
    Вроде как в Крыму восстанавливают советский "транплин". Всему своё время. Будет новый СССР - пригодятся и прежние "Звезды Героев". hi
  5. ТЕХНАРЬ
    +10
    1 ноября 2014 14:28
    Ровно 25 лет назад состоялась первая посадка самолёта Су-33 на палубу авианосца «Адимирал Кузнецов». Практически и всё.Нет ни авианосцев,ни палубной авиации.Всё-как тогда.Ловлю минуса...
  6. +4
    1 ноября 2014 14:31
    Ничего, были бы кости, а мясо нарастим! Главное, что полетели!
  7. +6
    1 ноября 2014 14:36
    нужно обязательно тренировать летчиков,вдруг на американские садится придется.
    1. Виктор Кудинов
      +1
      1 ноября 2014 16:37
      Возможно и на китайские, индийские авианосцы придется садиться. Но на свои всегда лучше!!!
  8. +3
    1 ноября 2014 14:41
    Блин, 25 лет назад... А вроде вчера это было и воспринималось это как прорыв России в строительстве авианосцев. Стареем, друзья.
  9. 0
    1 ноября 2014 14:45
    Самолёт был поднят Виктором Пугачёвым с крымского аэродрома «Саки», после чего в 13:46 совершил успешную посадку на палубу советского авианосца.

    Ну, Пугачёв весит куда больше чем это небольшое событие.
  10. +3
    1 ноября 2014 14:47
    за такое знаменательное событие не грех и стопочку пропустить! Поздравляю всех русских лётчиков морской авиации с этой памятной датой! soldier
  11. ТЕХНАРЬ
    +4
    1 ноября 2014 14:52
    Сергей выложил отличные сьёмки.Но и у нас проколы бывают.
    1. 0
      1 ноября 2014 19:18
      А что у него на взлёте отлетело? Если не трудно плиз.
  12. +6
    1 ноября 2014 14:52
    и вспомним погибшего во время показательных выступлений тимура апакидзе,одного из лучших лётчиков палубной авиации
    1. +3
      1 ноября 2014 15:52
      Отлично, что помнишь! Только имя и фамилию надо писать с большой ( заглавной) буквы!
    2. Alex___124
      0
      2 ноября 2014 20:52
      Замечательный человек был!
  13. +1
    1 ноября 2014 14:55
    Были бы и у нас авианосцы,если бы Хрущёву в голову не попала ракета,да так и осталась там.Подводные ракетоносцы тоже,не дёшево стоят,однако,стряпаем их как пирожки.
    Отработана технология,серийный выпуск даёт значительное удешевление.Теперь, надежда,что Россия встаёт на ноги,и будет строить корабли,а с авиацией у нас всё в порядке.
    1. +1
      1 ноября 2014 21:07
      Хрущёва хают, а на деле потянул бы тогда СССР полноценный авианосный флот? C учётом того, что дорогостояих проектов и так было через край. И РВСН (межконтинентальные, глобальные ракет и т п), подводный флот, больше 50-ти тысяч (!) танков, авиация. Чем то нужно было жертвовать. И океанский флот стоял не первый в очереди за деньгами.
    2. 0
      1 ноября 2014 21:14
      Хрущёва хают, а на деле потянул бы тогда СССР полноценный авианосный флот? C учётом того, что дорогостояих проектов и так было через край. И РВСН (межконтинентальные, глобальные ракет и т п), подводный флот, больше 50-ти тысяч (!) танков, авиация. Чем то нужно было жертвовать. И океанский флот стоял не первый в очереди за деньгами.
      Хотя конечно следовало бы построить пару тройку авианосцев дабы иметь опыт и какие то экспедиционные силы.
    3. Комментарий был удален.
  14. ТЕХНАРЬ
    +2
    1 ноября 2014 14:59
    С авиацией-вроде порядки.Для Ту-160 движки делать стали,новые разработки идут валом.Но об этом лучше у ССИ спросить.Он в курсе дел.
  15. igorche
    +4
    1 ноября 2014 15:05
    Друзья, не поймите неправильно. Советская авиация - это песня, которую я пою уже четвертый десяток лет и Су-33 прекрасный самолет. Но вот вопрос: кто-нибудь располагает фото или видео материалами со взлетом/посадкой С ПАЛУБЫ (не стоящим на палубе, а именно взлет/посадка) Су-33 с ПОДВЕШЕННЫМ вооружением? Буду счастлив ошибаться
    1. ТЕХНАРЬ
      0
      1 ноября 2014 15:43
      Может и есть.Но если точно-хрен его знает.
    2. Комментарий был удален.
    3. gjv
      +2
      1 ноября 2014 16:24
      По одной "маленькой" ракете под каждым крылом. Другое не видно.
      Когда и где сделано фото не знаю. Но вот - на взлёт!
      1. igorche
        0
        1 ноября 2014 17:07
        Видел это фото. К сожалению, там нет ракет. Это АПУ
        1. igorche
          +3
          1 ноября 2014 17:23
          Единственную фотку нашел, где 33-й садится с парой Р-27Р. Но неужели за 25 лет это все?
    4. -1
      1 ноября 2014 19:57
      С подвешенным вооружением даже американцы на свои"лайбы"не садятся,слишком опасно,оружие должно быть применено.
      1. igorche
        0
        2 ноября 2014 17:03
        Оно то, конечно, так, но ведь учебу с боевым применением оружия с борта корабля, а не только с наземного аэродрома, тоже проводить нужно, а этого как раз и не видно...
  16. +1
    1 ноября 2014 15:06
    Действительно, событие значимое и памятное. Присоединяюсь, можно и не одну стопочку, ну, а скажем три..... wink
  17. 0
    1 ноября 2014 15:10
    Все бы хорошо: есть у нас авианосец, самолеты хорошие, вот только летчиков очень мало. Космонавтов у нас больше чуть ли не в 2 раза, чем летчиков, способных базировать самолет на авианосце.
    1. 0
      2 ноября 2014 08:32
      Да только число взлётов и посадок на палубу "Кузнецова" за всю его историю существования может заставить прослезиться. Что уж говорить..
  18. +3
    1 ноября 2014 15:36
    Под моим руководством и участии создавалась радиотехническая система управления полетами, навигацией и захода на посадку летательных аппаратов корабельного базирования. Имеется много постановлений и приказов на принятие ее на вооружение. В 2015 году думаем совместно с 7 предприятиями выдвинуть работу на Госпремию Правительства РФ. Честь имею.
  19. ТЕХНАРЬ
    +3
    1 ноября 2014 15:53
    Поподробней!Что-то напрягает откровенность.Для всех-остудимся,малость,ребят...
    1. +1
      1 ноября 2014 19:05
      Спасибо за песню, брат! good
  20. Крэнг
    +5
    1 ноября 2014 15:58
    С тех пор прошло ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ ЛЕТ.... Но авиагруппа единственного отечественного ударного авианосца так до сих пор полностью и не укомплектована.... Сейчас еще "Мистрали" до кучи просрем, и с морской авиацией в нашем флоте вообще все станет здорово.
  21. +3
    1 ноября 2014 16:09
    Слава Виктору Пугачёву и Всем , кто участвовал в Этом проекте !
    В 91-м мы получали в Николаеве новый БАТМ,и "Кузя" как раз зашёл в порт для окончательной комплектации.Очень хотелось нам всем встретиться с В.Г.,но,к сожалению,не вышло...
  22. ТЕХНАРЬ
    +4
    1 ноября 2014 16:24
    А ведь Анисимов прав.Хочу в свою эскадру.Аккумуляторы таскать\\\\\\\\\\.щётки на генераторах менять////,снег разгребать.-Вот дьявол,даже этого больше нет.
  23. +4
    1 ноября 2014 17:03
    Наблюдал с берега за этими маневрами. ЭТО БЫЛО ЗАХВАТЫВАЮЩЕЕ ЗРЕЛИЩЕ!!! Самолет как раз делал разворот почти над головой и при заходящем солнце шел к кораблю. Не заметил как прошло 2 часа.
  24. +2
    1 ноября 2014 18:31
    Хотел лишь отметить, что не надо торопить время, будут у нас авианосные силы. Их необходимость теперь все понимают, нужно лишь время для восстановления заводов, которые могут создавать авианосцы и оборудование для них, поскольку это уникальные изделия, а их создание
  25. Комментарий был удален.
  26. Комментарий был удален.
    1. +2
      1 ноября 2014 21:09
      Со смями у меня отношения простые. Утром "Вести ФМ", вечером "Йеху мацы". Или наоборот. Читаю постоянно 4 сайта. Те тоже пополам. Пытаюсь результировать инфу.
      Вот факты:
      Страсбургский суд для РФ не обязателен. С давних пор СССР, а потом и РФ все свои дела решают в СТОКГОЛЬМСКОМ суде. Частные лавочки - где угодно. На гос.уровне для РФ обязательны решения ТОЛЬКО Стокгольмского суда. В коммерческих арбитражах политические ограничения считаются ничтожными. Так, что в случае неисполнения обязательств по "Мистралям" лягушатникам платить придётся. Собсно, ходор потому и полез в страсбург, потому, как понимал, что в Стокгольме ему ловить нечего. А в стасбурге радостно присудили ходору победу зная, что их решение необязательно и проблем с репутацией не будет.
      Теперь о самотопах. Хотя разводить тут "бояны" смысла нет. Есть две партии, которые никогда не договорятся - нужны нам "Мистрали" или нет. Я из той партии, что не видит в них нужды в обозримом будущем. Троллить гызунов и руманештей на ЧМ или лабусов на Балтике - слишком жирно. На ТО яппов ими не напугаешь, а на севере специфика климата не подходящая. Единственное применение - антипиратские действия у Африки. Может быть на коммерческой основе. Что неправильно и незаконно. Так, что какими бы классными оне не были, в нашей доктрине не помещаются. Тут надо вспомнить когда (после каких событий) и кто это замутил. Многое станет понятно. Без СМИ.)))
  27. +2
    1 ноября 2014 20:12
    А Я ЕЩЁ ПОМНЮ ЖУРНАЛ "ТЕХНИКА МОЛОДЕЖИ" ГДЕ ЭТО ОПИСЫВАЛОСЬ!
  28. 0
    1 ноября 2014 21:14
    Выражение «форс–мажор» на французском языке означает «высшая сила» и традиционно переводится на русский я зык как «непреодолимая сила»… Следовательно, можно предположить , что если от ответственности по договору освобождают конкретно названные в нем форс–мажорные обстоятельства, то ответственность сторон в данном случае строится независимо от вины, так же, как и в соответствии с п. 3 ст. 401 ГК РФ.
    За рубежом в качестве обстоятельств форс–мажора обычно указывают забастовки, локауты, трудовые конфликты, ненормальные условия труда, выход из строя машин и оборудования, задержки в пути, правительственные меры и ограничения, в том числе ограничение экспорта и другое лицензирование, или любое другое событие, находящееся вне контроля стороны, включая войну [112, с.75]. Из такого определения следуем, что родовым признаком, характеризующим любое обстоятельство форс–мажора, является признак его нахождения «вне контроля стороны».
    Должник может контролировать лишь свою деятельность, потому как те особые обстоятельства, которые возникают в связи с ее осуществлением, находятся в сфере его контроля. Обстоятельства, которые не связаны с осуществлением его деятельности, являются для него внешними. То есть – форсмажорными. И если форсмажор в нашем договоре оговорен, а он обязательно оговорен, то «поцелуй киска кирпич», называется… Государственный запрет для судостроительной фирмы будет форсмажорным обстоятельством, причем не ограниченным во времени… Это так, с рындабулистой, а значит, с дилетантской точки зрения с использованием некоторой поверхностной информации из разных инетовских источников. Не судите строго winked
    1. Комментарий был удален.
  29. sazhka4
    +1
    1 ноября 2014 22:32
    25 лет. 25 лётчиков. Зашибись..Есть повод покричать Уряя. Тем более за "Авианосец"
  30. Second
    +1
    1 ноября 2014 23:06
    Когда мы перетопим все яхты Абрамовича и компании - будут у нас авианосцы. Нельзя России без авианосцев, нельзя. Это как БАМ, как полёт Юрия Гагарина, как освоение Северного полюса, наконец, простите за пафос, это плавающие ХРАМЫ РУССКОЙ СИЛЫ И ДОБЛЕСТИ. Нельзя Россие быть Великой и не иметь авианосцев по определению.
    P.S. Срочное сообщение от Игоря Стрелкова! Просит поддержать морально ополченцев, которые сражаются и придти на русский марш...
  31. +1
    2 ноября 2014 00:06
    Я надеюсь когда нибудь афера ОКБ Сухой по впариванию Су-33 на борт ТАВКР "Тбилиси" будет подробно освещена с описанием тех тяжелых последствий которые наступили и для корабля и для ОКБ МиГ. МиГ конечно вернулся на палубу корабля поменявшего название в который раз, вот только поздно...ТАВКР Адмирал флота Советского Союза Кузнецов уже не представляет собой боевой корабль, после нескольких инфарктов он еле перемещается в окружении танкеров и буксиров как дряхлый старик которого водят под руки прогуляться в сад опираясь на стойку с капельницей...
    1. igorche
      0
      2 ноября 2014 16:57
      А можно подробнее? Я потому и задал вопрос о том, видел ли кто-нибудь Су-33 взлетающий с палубы с подвесками. Или ссылки на эту тему скиньте пожалуйста.
  32. HAPPY
    +2
    2 ноября 2014 01:11
    Так ведь в этот день еще МиГ - 29 совершил посадку на палубу авианосца.
  33. 0
    2 ноября 2014 14:55
    Нам и авианосцев то много не нужно, пару-тройку, для решения (вдруг) сиюминутных задач. Авианосцы-это по большому счету, террористическое средство. Зашугивать "строптивые" страны которые не имеют реальной возможности дать ответку. Нам этого никогда не было нужно, это нужно было другим. Что мы и наблюдаем последние пару десятилетий, на примере действий США. Применять же хоть сто авианосцев против государства, способного при явной опасности просто уничтожить "авианесущего" противника... В смысле, сделать пролив между Канадой и Мексикой. И пусть америкосы тоже могут это сделать, это не показатель. Мы с ними можем сотворить большую бяку, они с нами... Я бы обоссался во сне, если бы мне приснилось, что я такой весь из себя невероятно крутой (как в голливудских фильмах), американский генерал, весь в орденах до пупа, мановением руки посылаю авианосцы для атаки России. Обоссался бы от последствий, если бы успел...
  34. 0
    2 ноября 2014 15:30
    На самом деле низкий поклон генералу Т.Апакидзе - вечная ему память, он стоял у истоков отечественной палубной авиации...
  35. Alex___124
    0
    2 ноября 2014 20:49
    Я лично знаком был с Апокидзе! Царство небесное!!!!!
  36. chukotka
    0
    2 ноября 2014 22:40
    Радует нынешний курс на модернизацию имеющихся Су-33. Понятно стремление "поддержать на плаву" микояновцев ! Объясните, почему "не научат" применять ПКР и КР БД "тяжелый" Су, "взваливая" енто дело на "легкий" МиГ ??? Или как в случае с АЕК и АК-12??? Есть ЧТО попилить ?

    Может быть "Народному фронту" перенацелиться с подсчетов стоимости госзакупок и Авто у госчиновников(это тоже очень важное направление) на ЯВНЫЙ и(самое страшное)ОФИЦИАЛЬНЫЙ распил средств ГосОборонЗаказа ??? am